Личность как предмет изучения в психологии и правовой науке

Обновлено: 30.06.2024

Понятие личности в психологии и юриспруденции. Правовое зна- чение данного понятия. Индивид, личность, субъект правоохрани- тельной деятельности. Процесс формирования личности, крите- рии ее оценки.

Черты, качества, факторы, тип личности. Фактор- ный и типологический анализ личности. Психологическая струк- тура и содержание личности.

Индивид, личность, субъект деятельности. Личность — фун­даментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансфор­мируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных пра­воотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентировать­ся во всех этих терминах изучающим юридическую психологию, кото­рая, с одной стороны, опирается на фундаментальные, принятые в пси­хологии понятия, а с другой — должна учитывать терминологию зако­нодательных актов, подзаконных источников права.

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, рас­пространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского про­цесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.

Аналогичная картина имеет место и в гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причи­нения ему неправомерными действиями морального вреда, нравствен­ных страданий (см., например, ст. 150—152, 1099—1101 ГК РФ).

Анализируя подобные формулировки, содержащиеся в законода­тельных актах, различных литературных источниках психологического и правового характера, невольно задаешься вопросом: что же представ­ляет собой личность, каковы ее признаки, критерии и содержание? По­пытаемся ответить на все эти вопросы.

Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индиви­де — представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбеж­ному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится [43] . С этой точки зрения по сравнению с понятием инди­вид понятие личность — качественно более новое образование, появ­ляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отно­шения с окружающими его людьми [44] .

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древне­греческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям опреде­ленной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности теат­рального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, те­атральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуаль­ности сохранилось и стало использоваться в определении личности, че­ловека, выступающего в той или иной социальной роли.

Как справедливо пишут исследователи данной проблемы, психоло­гический феномен личности следует рассматривать исходя из различ­ных предпосылок. Поэтому ни одно определение личности не может дать исчерпывающего представления о ней, но каждое из них освещает определенные стороны данного явления.

Использование множества раз­нообразных определений расширяет и углубляет наше понимание лич­ности, дает новую информацию, позволяя приблизиться к пониманию глубины и содержания данного явления 2 . Такого подхода к понятию личности придерживаются многие психологи.

Так, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы: биологический — личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного разви­тия, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития инди­вида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содер­жание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный ха­рактер;

экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельнос­ти человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

социальный — изучается социальная среда, социальные роли, об­щественно-исторические, культурные условия, воздействующие на фор­мирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;

гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

'Креч Д., Кратчфилд П., Ливсон Н. Элементы психологии: Учебник. Нью-Йорк, 1974. Цитируется по: Психологическое самообразование. Читая зарубежные учебники. Проблемы психологии личности. М., 1992. С. 5.

Какому из этих подходов отдать предпочтение? Думается, все они могут быть полезны в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь. Одно дело, если разрабатывается собственно теория личности, и несколько иное, если решаются какие-то частные вопросы сугубо практического характера.

Если исследователь придерживается биологического подхода, то для него, очевидно, приоритетом в изучении личности являются генети­ческие, наследственные факторы, оценка их роли в развитии и станов­лении личности. Такого взгляда придерживаются многие психоаналити­ки, начиная с 3. Фрейда и К. Юнга.

Напротив, адепты жесткого социального детерминизма, в частности представители марксистской школы, сущность личности человека цели­ком сводят к совокупности общественных отношений, которые проявля­ются в ней, решительно отодвигая в сторону биологические, психофи­зиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики, хотя эти факторы, очевидно для каждого, не стоят в стороне от процесса формирования личности.

Чтобы избежать ненужных крайностей, следует придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в ко­тором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психоло­гическая, и, разумеется, социальная, характеризующие в своей сово­купности каждого конкретного человека в его отношениях с обществом и поэтому помогающие выделить его среди других.

На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный про­цесс формирования его личности под влиянием социальной среды и вос­питания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздей­ствиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целена­правленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиоб­щественного характера.

Поскольку в современном обществе имеют место различные негатив­ные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оцен­ки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление.

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразу­мевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в ин­дивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, — пишет А.В. Петровский, — проявля­ется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих ин­тересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле дея­тельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в

Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единст­во социально-психологических качеств в межличностных, общест­венных отношениях, сознательно участвующий в той или иной дея­тельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Именно в этом смысле понятие личности используется в юридичес­кой литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек право- и дееспособный. Более того, когда в юридичес­кой литературе говорят о личности применительно к различным субъек­там той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчер­кивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидете­ля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь в виду, когда мы использу­ем в юридической психологии, в правовой науке понятие личности.

Методологически правильный подход к раскрытию понятия личнос­ти, ее структуры и содержания, выбор объективных критериев их оцен­ки для более точного описания личности того или иного субъекта позво­ляют ответить и на ряд других вопросов, которые должны разрабаты­ваться юридической психологией. А именно: каким требованиям долж­на отвечать личность юриста? Иначе говоря, кто по своим личностным качествам способен освоить юридическую профессию, успешно зани­маться ею, а кого с учетом индивидуально-психологических особеннос­тей личности не следует допускать к работе в сфере правоохранитель­ной деятельности. Об этой проблеме подробно пойдет речь в главе 11 нашего учебника.

Процесс формирования личности. Каким образом происходит формирование личности? Где истоки личностного начала в человеке и когда появляется личность? Какие признаки помимо включенности ин­дивида в систему межличностных, общественных отношений могут свидетельствовать о состоявшейся личности, каковы критерии этого? Вот те вопросы, которые не могут нас не интересовать. От того, на­сколько правильно ответим на них, во многом будет зависеть психоло­го-правовая оценка противоправных действий, понимание психологи­ческих критериев вменяемости и невменяемости, определение меры наказания не только с учетом содеянного, но и особенностей личности виновного, как того требует законодатель. Попытаемся ответить на по­ставленные вопросы.

Специалисты в области детской психологии отмечают, что уже к чет­вертому месяцу жизни ребенка появляются качественно новые формы ре­агирования на приходящие к нему извне сигналы в виде положительных (улыбка) либо отрицательных (выражение тревожности) реакций при вос­приятии им людей. Данное обстоятельство свидетельствует о самой ран­ней, начальной организации первого опыта общения индивида, о появле­нии у него начавшей формироваться способности к различению. Уже в эти первые месяцы ребенок неосознанно начинает руководствоваться принци­пом реальности, и в его подсознании начинают проявляться первые про­блески его Я. В возрасте 8—9 месяцев у ребенка отмечают такой хоро­шо известный эмоциональный феномен, как страх перед незнакомыми людьми, что вызывает у него аффективно окрашенные формы реагиро­вания. В этот же период у него формируются собственные телесные ощущения, зрительные, тактильные и проприоцептивные виды воспри­ятия, т.е. начинается процесс разграничения себя и среды, себя и бли­жайшего окружения.

Наблюдая за поведением ребенка в начале второго года, у него можно заметить пробуждающийся интерес к новым, незнакомым людям, элементы подражания. А уже приблизительно с трех лет проис­ходит активное формирование его Я. В это же время начинается извест­ный многим по наблюдениям за детьми очень важный с точки зрения развития личности период негативизма, когда ребенок противится вся­кому давлению извне, как бы желая все, о чем ему говорят, делать на­оборот, поступая так только ради того, чтобы показать свой характер, утвердить себя и, не побоимся сказать, проявить первые едва заметные ростки своей пробуждающейся личности. По существу, это своего рода первое опробование своего собственного Я в качестве субъекта меж­личностных (обычно семейных) отношений с теми, кто его непосредст­венно окружает. Но это еще, понятно, далеко не личность.

Хорошо известны наиболее заметные периоды в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формировании его личности (ранний детский возраст, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), а также главные жизненные кризисы, связанные с переходом от одного возраста к другому 1 .

Разрыв переживаемых эмоций, их избыточность, связанные с ощу­щениями человеком своего Я-образа, утрата (даже частичная!) этого Я нередко свидетельствуют о начавшемся процессе личностной дезинтег рации и даже о возможном распаде личности, обусловленном какими-то серьезными расстройствами психики 3 .

‘ Подробнее см.: Петровский Л.В. Введение в психологию. С. 423—431: Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 43—45.

“ Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.. 1988.

3 См.: Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М.. 1975. Вып. V. С. 271—274.

Наличие или отсутствие гармонии между этими двумя образами яв­ляется важным критерием оценки личности. Слишком большое их несо­ответствие может стать причиной серьезных трудностей, переживае­мых человеком, его нервно-психической неуравновешенности, повы­шенной тревоги, неадаптивных форм поведения, что также чаще всего служит показателем личностной незрелости, отставания субъекта в психическом развитии, его социальной неадаптивности.

Так, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершившемся процессе формирования личности (равно как и об от­сутствии должного воспитания), но и о серьезных отклонениях от психи­ческой нормы. Известно, например, что больные шизофренией чаще оце­нивают себя более высоко, чем психически нормальные люди. Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможнос­ти, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружаю­щими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее призна­ние, на более высокий социальный статус. Все это в еще большей мере усугубляет характер межличностных отношений, способствует сверты­ванию контактов с окружающими людьми, самоизоляции субъекта, раз­витию у него таких отрицательных личностных качеств, как излишняя по­дозрительность, повышенная обидчивость, чрезмерная мнительность, нарочитое высокомерие, отчуждение, замкнутость (аутизм).

Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности только в ином направлении, способствуя фор­мированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге — появлению комплекса неполноценности.

Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооцен­ки необходимо также учитывать действительную оценку личности группой. Установлено, что значительное повышение самооценки лич­ности сопряжено со снижением ожидаемой ее оценки группой. А по­вышение оценки, которую дает субъект окружающим, ведет к повыше­нию и реальной оценки его личности со стороны окружающих. Напро­тив, субъект с высокой самооценкой, с низкой оценкой его окружающи­ми и низкой ожидаемой оценкой группы представляет тип конфликтной личности, склонной приписывать себе достоинства, а окружающим не­достатки. Стоит представить такого человека в роли руководителя, к примеру органа прокуратуры, и уже можно будет прогнозировать, сколь неблагоприятный психологический микроклимат установится в коллек­тиве, который он возглавит.

Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта является уровень его притязаний.тесно связанный с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, пре­одоление которых является целью для субъекта, а с другой — желаемый уро­вень самооценки личности (уровень Я-образа). Стремление повысить само­оценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени труд­ности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух проти­воположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсо­лютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавлива­ется где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Установление субъектом оптимального уровня притязаний во многом определяется зрелостью его личности, объективно взвешенной оценкой своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств. Вот почему человек, принимающий важные решения и в то же время значи­тельно переоценивающий эти факторы, нередко демонстрирует свою лич­ностную незрелость, выглядит беспочвенным прожектером, на которого нельзя полагаться в серьезных делах. С другой стороны, тот, кто сущест­венно занижает собственный уровень притязаний, выглядит малоактив­ным, безынициативным, от которого чаще всего не приходится ожидать больших успехов в деятельности. Изучение уровня притязаний людей по­могает оценивать их личность, понимать мотивы поведения.

Тесную связь с Я-образом, самооценкой, уровнем притязания лич­ности имеет самоуважение человека, в котором отражается соотноше­ние его собственных притязаний и реальных достижений. Чем выше успех, достигаемый субъектом, и ниже уровень его притязаний, тем в большей мере возрастает его самоуважение, являющееся наряду с дру­гими отмеченными выше факторами важным критерием оценки сфор- мированности и зрелости его личности. Процесс развития личности, как справедливо подмечено, предполагает постоянную трансформацию Я-образа, самооценки, самоуважения человека, в конечном итоге, — динамику его самосознания.

Таковы основные критерии оценки уровня развития и сформирован- ности личностной зрелости человека, которыми не исчерпывается еще в полной мере само определение личности, о чем речь пойдет впереди.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Личность как предмет исследования в психологии и педагогике.

Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяют как целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения. Для психологической конкретизации понятия "личность" необходимо знать ее структуру, критерии зрелости и механизмы.

Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающее свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.

Критерии сформировавшейся личности:

1) Существует стройная иерархия мотивов, которые направлены на регуляцию собственного поведения, заключающаяся в способности преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, более опосредованного.

2) Способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных целей и принципов, это возможно на базе сознательного соподчинения мотивов и предполагает наличие самосознания.

Кроме этого, зрелая личность характеризуется:

активностью, т.е. стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности и действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний;

направленностью, т.е. устойчивой, доминирующей системы мотивов интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека;

глубинными смысловыми структурами, обуславливающие ее сознание поведение;

степенью осознанности своих отношений к действительности.

Одним из подходов к рассмотрению структуры личности является теория, рассматривая личность как совокупность трех подструктур:

интраиндивидной - то, что составляет индивидуальность человека (харуктер, потребности, идеалы, убеждения);

интериндивидной (характер проявления индивидуальности в групповых и межличностных отношений);

метаиндивидный (результат осуществляемых человеком преобразований).

Понятие "норма личности" весьма обширно, и, прежде всего определение нарушений можно по следующим признакам:

нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие;

нарушение всегда проявляется в поведении или его можно опознать при наблюдении. Но следует учесть, что не все нежелательные поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности (трудновоспитуемость, возрастные кризисы);

личностные нарушения приводят к социальной дезадаптации что приводит к сужению круга людей, с которыми человек может нормально взаимодействовать. Социометрический статус низкий;

личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия;

нарушения личности иногда приводит к психосоматическим заболеваниям (неврозы и т.д.)

Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляется в эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются личностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность. Часто образуется порочный круг, когда-то или иное нарушение ВПФ влечет за собой личностные нарушения, а деформация личности приводит к отставанию в развитии когнитивной сферы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Первая категория психических явлений – психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего – под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы, состояния и свойства – называют частнопсихологическими, они объединены в общепсихологическую категорию психических явлений.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, – от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т. е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т. е. определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для реализации личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности (в условиях вуза или в ходе практической деятельности) акцентировать то, что создает эту целостность. Определяет же целостную структуру личности прежде всего ее направленность. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности. Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность).

Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности. Иными словами, в процессе психологического исследования личности, в частности в исследовании процесса формирования у нее профессионально важных психических качеств, необходимо иметь в виду, какую именно функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в процессе его профессиональной деятельности.

Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т. е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

- конкретный содержательный характер потребности, который связан обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение;

- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;

- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;

- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже отрицание их при удовлетворении;

- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.




Таким образом, возникает переживание потребности в определенных предметах, видах деятельности, отношениях и т. п. Оно направляет деятельность людей на получение потребного. Источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.

К сожалению, не все правильно понимают свои потребности и объективную необходимость считаться с реальным уровнем развития общества и соблюдать законы, охраняющие общественные интересы.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. И человеческие потребности, и мотивы деятельности имеют социальный характер, решающая роль в их возникновении принадлежит социальной среде, которая детерминирует формирование и развитие потребностей, а также мотивацию к действию.

При сочетании определенных объективных и субъективных обстоятельств неудовлетворенная индивидуальная потребность может стать побудительной причиной отдельных преступлений. Однако потребности, интересы, мотивы проявляются в сложных многообразных и взаимосвязанных друг с другом формах. Человек – существо общественное, и он обладает относительной свободой воли, может управлять своими потребностями, ограничивать их, даже подняться выше своих потребностей, отказаться от их удовлетворения в интересах общества. Напротив, стремление во что бы то ни стало удовлетворить свои потребности может привести к совершению антиобщественных деяний. Итак, хотя потребности являются источником человеческой активности, их необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии с интересами и моральными переживаниями, в которых находят отражение социальная позиция и ценностная ориентация индивида. Непосредственный источник человеческих действий, направленных на удоветворение потребностей, – это интересы. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны.

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуациях, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями и реальным поведением индивидуума.

Для структуры интересов правонарушителей в целом, как указывает большинство исследователей, характерно:

- нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

- извращенный характер некоторых потребностей;

- бедность потребностей и интересов;

- аморальность способа их удовлетворения.

Внутренний мир человека охватывает также чувства, настроения, переживания и эмоциональную жизнь. Изучение внутреннего мира правонарушителей представляет порой довольно сложную проблему, поскольку многие из них длительное время не работают и в силу этого утрачивают ряд социальных связей. Большинство таких людей вообще не имеют сформировавшихся интересов.

Представление о целостной структуре личности, о зависимости психических процессов, свойств и качеств личности от ее потребностей, стремлений, установок, о том, что психические процессы и свойства являются функциями личности, средствами достижения поставленной цели, целиком согласуется с широко известным в современной психологической науке положением о взаимной компенсации психических свойств и функций человека.

Читайте также: