Ли суждения о роли права в жизни государства

Обновлено: 06.07.2024

Вспомните: Какие правила поведения людей существуют? В чем состоит основное значение нормы? Для чего создаются нормы?

Подумайте: Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Факты.

Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906 г.):

  1. Русская Правда (XI—XIII вв.) — крупнейший памятник древнерусского права;
  2. Судебник 1497 г. был издан Иваном III;
  3. Царский судебник 1550 г. введен Иваном IV;
  4. Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — первый в нашей истории законодательный акт, который был опубликован и разошелся по всей России в виде книги;
  5. Полное собрание законов Российской империи опубликовано в 1830 г.; на этой основе подготовлен Свод законов Российской империи, вступивший в действие в 1835 г.;
  6. Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа — Государственной Думы.
  7. Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) определил двухпалатную парламентскую систему, но сохранил достаточно широкие пределы для императорской власти. Два последних документа заложили основу для создания в России конституции.
  8. Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определенную меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).

Из работы римского юриста Ульпиана (ок. 170—228):

Есть и третье смысловое значение: речь идет о естественном праве.

С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не даруется — ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право . Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирожденное право людей.

Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на все то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.

Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.

Мнениe. Из наследия русского философа В. В. Зеньковского (1881—1962):

Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы, справедливости и ответственности.

Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? Короткий ответ может быть таким: порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера — это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Одно только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него юридические возможности и обя

занности: что ему можно делать, а чего нельзя, от чего он должен быть защищен и за что он сам несет ответственность. Все это четко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право — это прежде всего ответственность.

Вот что писал о сущности права философ и правовед Е. Н. Трубецкой (1863—1920): «…Сущность всякого права выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы… Право всегда требует, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу именно в тех границах, которые оправдываются и требуются целями добра… Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра…

Е. Н. Трубецкой

Норма права. Закон. Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами. Ими могут быть:

  • конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты (указы, постановления и т. д.).

Право, его роль в жизни общества и государства

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть — парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны — путем референдума (прямого голосования избирателей).

Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Поскольку нормативные акты обладают различной юридической силой, они взаимодействуют на основе определенного соподчинения (иерархии). На вершине иерархии находится основной закон — конституция, которая определяет основы правового регулирования в стране. Все остальные нормативные акты действуют только в согласии с конституцией и не могут ей противоречить.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение — регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы — узнаешь свои возможности и обязанности. Норму, принятую государством, обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норму права можно определить как охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Норма права может действовать только после ее опубликования в письменном виде (неопубликованная норма не существует).

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности — .

  • закрепленность в законе (или других нормативных актах);
  • общеобязательность;
  • обеспеченность силой государства.

Система законодательства.

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них — конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское, право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном — институт брака и т. д.

Право и закон.

Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон — это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон — закон, не опирающийся на право. Право же — это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность — произвол.

  1. Каковы основные назначения права в обществе?
  2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
  3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
  4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
  5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Работа включает в себя 11 заданий. Ответы к заданиям №1-10 записываются в виде одной цифры или последовательности цифр, к заданию №11 в виде слов и словосочетаний.

1. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается:

1) силой общественного мнения;

2) голосом совести;

3) силой традиции;

4) силой государства .

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой.

Б. Кон­сти­ту­ция яв­ля­ет­ся сво­дом за­ко­нов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность граж­да­ни­на РФ —

1) уча­стие в су­деб­ных за­се­да­ни­ях в ка­че­стве при­сяж­но­го за­се­да­те­ля

2) упла­та на­ло­гов

3) уча­стие в вы­бо­рах

4) об­ра­ще­ние в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны

4. Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич живет в одной квар­ти­ре уже много лет. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эта квар­ти­ра яв­ля­ет­ся его соб­ствен­но­стью?

1) В этой квар­ти­ре рань­ше жили его ро­ди­те­ли.

2) В этой квар­ти­ре живет вся его семья.

3) В любой мо­мент он может её про­дать.

4) Он за­ре­ги­стри­ро­ван в этой квар­ти­ре.

5. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства и черты раз­ли­чия между нор­ма­ми права и мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

1) ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства

2) при­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ством

3) фор­маль­но за­креп­ле­ны

4) уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла по­ве­де­ния

6. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства граж­дан­ско­го и тру­до­во­го права и от­ли­чия граж­дан­ско­го права от тру­до­во­го. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния граж­дан;

2) яв­ля­ет­ся от­рас­лью права;

3) вы­ра­жа­ет уста­нов­лен­ные го­су­дар­ством нормы;

4) опре­де­ля­ет пра­ви­ла вза­и­мо­дей­ствия ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­ка­за­ни­я­ми и ви­да­ми пра­во­на­ру­ше­ний: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

В) ли­ше­ние сво­бо­ды

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

8. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А)За­ко­ны ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства, уста­нав­ли­вая рамки доз­во­лен­но­го по­ве­де­ния. (Б)Слиш­ком боль­шое число за­ко­нов так же вред­но для об­ще­ства, как и их не­до­ста­ток. (В)В любом го­су­дар­стве дей­ству­ют пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны, ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми ко­то­рых яв­ля­ет­ся за­щи­та прав и сво­бод граж­дан, борь­ба с пра­во­на­ру­ше­ни­я­ми.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.


Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, по­то­му что они за­щи­ща­ют права и за­кон­ные ин­те­ре­сы граж­дан, в стра­не Z боль­ше, чем в стра­не Y.

2) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как там ра­бо­та­ют на­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы, в стра­не Z ниже, чем в стра­не Y.

3) В стра­не Z более по­ло­ви­ны опро­шен­ных до­ве­ря­ют пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как уве­ре­ны в их про­фес­си­о­на­лиз­ме.

4) В стра­не Y оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных от­но­сят­ся к пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам с опа­се­ни­ем и не до­ве­ря­ют им.

5) В стра­не Z боль­шая часть опро­шен­ных, по срав­не­нию со стра­ной Y, ис­пы­та­ли труд­но­сти при от­ве­те на по­став­лен­ный во­прос.

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Ряд политологов считают судебную власть частью системы (А). Значение судебной власти повышается по мере возрастания роли международного права. В (Б) системах судьи стоят над политикой. В то же время разрешая (В) судья выступает от имени государства. И политика может вторгаться в практику судебной власти. Тем не менее в либеральных государствах существует принцип (Г) суда, который судьи строго соблюдают. Осуществление этого принципа зависит также от уровня (Д) самого судьи. Ряд социалистов считают, что во многих странах судебная система отражает существующие в данном обществе (Е), усиливает установившийся социальный порядок. До сих пор в некоторых государствах суд не является нейтральным. Здесь суд толкует закон в духе повелений (Ж). Не существует единого мнения о соотношении права и политики. Кодификация (З) определяет пределы политического влияния судей.

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей.

Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

В чём состоит основное значение нормы?

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные
Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе.

Для чего создаются нормы?

Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Я считаю, что при соблюдении моральных правил и норм, закрепленных в законодательстве, можно добиться порядка в обществе.

Но для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конститутуции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него?

Сущность права заключается в том, что право выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы.

1. Каковы основные назначения права в обществе?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей. Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные. Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе. Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

4. Чем ты объяснишь потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?

Общество нуждается в четкой упорядоченности деятельности людей для обеспечения порядка. Законодательство помогает упорядочить отношения граждан друг с другом и государством, регламентирует порядок отдельных действий, прав и обязанностей.

Это необходимо для того, чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали государство и чтили закон. Деятельность будет упорядочена только тогда, когда все в равной мере будут соблюдать закон.

5. Сравни характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
  • Естественное право – это совокупность норм, которые находятся в базе универсальных норм по всему миру.
  • Позитивное право – это правовые нормы, оформленные в систему законодательства, сила которого обеспечивается государством.

Естественное право отличается от позитивного потому, что естественное право существовало всегда, а позитивное прав создано искусственно, нормы позитивного права создаются и закрепляются в соответствии с основными принципами естественного права.

В классе и дома

  1. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

В РФ существует множество отраслей права. Это связано с тем, что каждая отрасль права регулирует особую сферу общественных отношений.

Например: Уголовное право – это отрасль права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере совершения, предотвращения и защиты граждан от преступлений.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере трудовых отношений между работником и работодателем.

Это необходимо для того, чтобы четко разграничить нормы и законодательство.

2. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточни, как ты понимаешь это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чём состоит общечеловеческая ценность права?

Это значит то, что сама суть права заключается как раз в предоставлении гражданам свобод, что по своей сути и является демократией и гуманизмом по отношению к людям. В условиях демократии гражданам даруются права, которые они могут реализовать в рамках своих возможностей, не нарушая права других лиц.

Общечеловеческая ценность права заключается в том, что право ценно не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Ведь каждому человеку даруется равный комплекс прав. Право ценно потому, что оно способствует реализации своих интересов и желаний.

3*. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскрой эти позиции и выскажи своё отношение к ним. Как ты полагаешь, почему важно разобраться в этом вопросе?

Закон- это закрепленные в письменной и формальной форме нормы права, которые регламентируют права и обязанности в граждан, а также ответственность, за несоблюдение предписаний.

Право — это способность и возможность предполагаемого поведения граждан.

Закон дарует гражданам права, взамен ограничивая их ответственностью за нарушение свобод других граждан.

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

Соответственно, Конституция РФ – занимает самое высокое положение в иерархии НПА. Далее идут Федеральные Конституционные законы, затем Федеральные законы, затем Постановления,Указы…

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Читайте также: