Лекция как базовая форма преподавания правовых дисциплин виды лекций

Обновлено: 30.06.2024

1. Лекция как метод и форма организации обучения. Виды лекций. 2. Требования, предъявляемые к школьной лекции. Методические условия успешности ее проведения. 3. Особенности познавательной работы учащихся во время лекции. 4. Конспект, его виды

Данная форма организации обучения сводилась к следующему: студенты, сидя каждый на своем месте слушали лектора, который стоял за кафедрой и читал написанное им. В 1355 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято решение использовать два способа чтения лекций:

медленный, при котором слушатель успевает записать все.

При этом предпочтение было отдано первому способу, поскольку считалось, что у слушателя, таким образом, образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.

Со временем лекция как способ передачи информации уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции.

В России широкое использование данной формы организации обучения связано с именем М.В.Ломоносова, который добился того, чтобы лекции в университетах читались на русском языке. Именно он создал условия для развития научного (академического) красноречия, которое достигло наивысшего расцвета в середине XIXв. 2 В это время получила распространения его разновидность – популяризаторская лекция (В.О.Ключевский, Н.И.Лобачевский и др.). Они широко использовали элементы занимательности, наглядность, разговорный стиль речи, жизненные и литературные примеры.

В настоящее время лекция, по образному выражению Н.В.Басовой, является путеводной нитью, которая не дает захлебнуться в потоке информации, помогает приобрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое. Следует отметить, что в современной отечественной высшей школе лекции в учебном процессе имеют больший вес, чем в зарубежных университетах в ущерб другим видам учебной деятельности.

Первая попытка прямого перенесения лекции в школу была предпринята в 1960-е гг. американским профессором Трампом. Ученый предложил сочетать занятия в больших аудиториях с занятиями в группе и индивидуальную работу. На общие лекции с применением технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков 20 %, а остальное время работе под руководством педагога или помощников из сильных учеников. Однако этот опыт прямого переноса лекционной системы себя не оправдал.

В настоящее время лекционную систему используют лишь некоторые частные школы.

В современной России лекционно-зачетная система является одной из распространенных форм организации обучения в старшем звене школы. 3 . Как правило, лекционно-зачетная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачет, как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме 4

Под школьной лекцией понимается устное монологическое изложение педагогом основного фактологического и теоретического учебного материала, отличающегося большой емкостью, сложностью логических построений, доказательств и обобщений.

Лекция рассматривается как словесный метод обучения,отличающийся от метода рассказа преобладанием теоретических рассуждений, научным анализом, целостностью построения, сложностью изучаемых проблем. В отличие от рассказа лекция используется в старшем звене школы, а также на последующих этапах непрерывного образования.

Как форма организации текущей учебной деятельностиучащихся лекция, как правило, отличается от традиционного урока изучения новых знаний тем, что учитель излагает в краткой, сжатой форме наиболее важные вопросы темы, используя приемы рассуждения, сравнения, анализа, аргументации; высказывает при этом собственное мнение на рассматриваемую проблему. Такая форма работы приучает школьников к самостоятельной работе с устным словом, к внутреннему диалогу с преподавателем; учит сжато излагать свои мысли на бумаге.

Лекция выполняет следующие функции:обучающую,которая заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно-практических задач и проблем; она дает целостное, систематизированное доказательное изложение той или иной проблемы, тех или иных научных подходов. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки;развивающую(она учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы);воспитательную(формируется научное мировоззрение, навыки самоанализа собственных действий).

Практикуется два вида лекций: обзорные: вводные (установочные) и заключительные и тематические.

Обзорные лекцииоткрывают и завершают тематический блок. Их основная цель: 1) познакомить школьников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальное значение для понимания темы, осмысления конкретных правовых фактов; 2) систематизировать, обобщить конкретные вопросы темы, поднять их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений или выводов оценочного характера. Обзорные лекции содержат минимум фактологической информации. Используется репродуктивный и проблемный методы изложения.

Вводные лекции.На них учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями темы, с общими характеристиками проблемы. Схематично, блоками в ней отражен весь материал, который следует изучить с тем. Чтобы ученики представляли, какой материал они будут изучать. Используется метод ориентирующего изложения.

Установочные лекциипредполагают сжатое, компактное и при этом неполное изложение материала (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения). На этой лекции проводится инструктаж по технологическим моментам предстоящей деятельности. Данный вид лекции дает установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов темы. Используется репродуктивный метод, метод проблемного изложения.

Тематическая лекция. Ее основнаяцель:1) сформировать у школьников яркое, образное, полное представление об основных правовых фактах изучаемой темы; конкретизировать, подтвердить примерами теоретические положения, введенные на первом этапе изучения темы; 2) вооружить учащихся фактами, необходимыми для самостоятельного осмысления материала на последующих этапах работы.

Итоговая лекция. Имеет место в конце изучения темы (раздела) Цель ее − обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных понятиях, вопросах, ориентировать учащихся на дальнейшее самостоятельное изучение материала. На лекции применимы репродуктивный (изложение), аналитический (что мы узнали?), дискуссионный методы (порассуждаем?).

Выделяют также такой вид лекции как лекция-беседа,предполагающая наличие обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов.

Академическая лекция отличается высоким научным уровнем, доказательностью. Цель ее – дать основные фундаментальные знания теории и практики.

2. Лекция должна отвечать определенным принципам (правилам, требованиям):

− научности (должна соответствовать современному уровню развития юридической науки; учить мыслить, давать образцы анализа, обобщения, осмысления научных проблем);

− доступности (должна отвечать возрастным и познавательным возможностям учащихся);

− системности и последовательности (материал должен излагаться логично, последовательно; необходимо делать выводы после каждой структурной части);

− наглядности (целесообразно использовать различные виды изобразительной и условно-графической наглядности). Не рекомендуется использованием печатных средств условно-графической наглядности;

− активности и сознательности обучающихся.

Введение в лекцию является ее организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составной частью. Очень важно умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях ее решения

1. На подготовительном этапецелесообразно:

− составить аннотированный список литературы;

− организовать тематическую выставку книг и публикаций;

− совершить обзорную экскурсию.

− при выборе темы урока целесообразно остановиться на проблемном, интригующем варианте заголовка, способном привлечь в себе внимание (Личные права и свободы граждан. Право на жизнь и право на смерть (К вопросу об эвтаназии). Название лекции может сопровождаться эпиграфом, записанным на доске и прокомментированным в начале или в конце занятия.

2. На организационном этапе:

− план лекции должен быть обязательно предложен учащимся (возможны варианты: устно, письменно; в кратком или развернутом виде; в незавершенном виде (учащиеся должны будут сами составит названия подпунктов);

− во время лекции необходимо вести записи на доске (выписывают незнакомые слова, новые понятия, даты, имена; а также показывают образцы выполняемых заданий);

− рекомендуя литературу, желательно дать краткую аннотацию, выделить особенности каждого источника;

− в начале лекции целесообразно поставит перед учащимися проблемное, познавательное задание, размышлять над которым они будут по ходу лекции (в конце ее выскажут свои соображения);

− материал должен быть стуктурирован, расчленен на этапы;

− заканчивая изложение каждого пункта лекции, учитель должен делать краткие обобщения и логические переходы к следующему пункту плана;

− обобщающий вывод по всему лекционному материалу может сделать ученик в процессе беседы или проблемного задания, предложенного в начале лекции;

− каждое положение лекции должно спровождаться демонстрацией иллюстративных материалов;

− следует использовать приемы ораторского мастерств;

− необходимо поддерживать связь с аудиторией.

В заключение следует подвести итоги лекции и полученных выводов и результатов. Дать рекомендации по организации самостоятельной работы, довести до учащихся требования к знанию изложенной темы на практикумах, зачетах.

3. Особенности познавательной работы учащихся во время лекции. С целью активизации познавательной деятельности учащихся необходимо использовать разнообразные приемы, средства обучения и задания.

Приемы и средства обучения: объяснения (тезисный план), проблемного изложения (конспект); обобщающей характеристики (сравнительно-обобщающая таблица); образное повествование (развернутый план).

Задания:решение проблемной ситуации (эвристическая беседа), решение логических задач.

4. Познавательная деятельность учащихся включает умение делать различные виды записей и, прежде всего умение составлять конспект.

1. Конспект − это более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или др. источника знаний. Он должен отражать не только основные положения изучаемого материала, но и логические связи между основными положениями, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

2. Разновидностью конспекта может быть запись с помощью условных рисунков (опорных схем), разворачивающих в графических образах основные положения лекции.

3. Сравнительно-обобщающие таблицы (вопросы для сравнения, 1-й объект, 2-й объект: в конце таблицы − вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов).

4. Конкретизирующие таблицы (признаки (теоретические положения) − факты, конкретизирующие или подтверждающие данные положения).

5. Логические схемы (индуктивные и дедуктивные).

6. Смысловой план − перечисление в логической последовательности существенных признаков, причинно-следственных связей, оценочных выводов, сделанных на основе анализа правовых фактов или обобщающей характеристики.

7. Развернутый план − конкретизация в подпунктах основных идей, вынесенных в заголовки краткого плана.

В последнее время наметилась тенденция углубленного развития правового образования, наблюдаются значительные изменения в педагогике и методике преподавания юридических дисциплин. Это связано с все большим распространением гуманистических ценностей в обществе, усиленным вниманием к совершенствованию методики образования, которая отражала бы уровень понимания научной и социальной природы окружающего мира и имела решающее значение для повышения эффективности преподавания учебной дисциплины.

Научно обоснованная качественная методика преподавания юридических дисциплин, являясь необходимым компонентом современного образования имеет огромное значение. Она должна быть направлена на повышение качества образовательной деятельности, уровня профессиональной подготовки студентов, повышение их интереса к приобретаемой профессии.

Среди наиболее значимых компонентов методики преподавания юридических дисциплин можно выделить: рационализацию предмета, постановку целей и задач преподавания; структурирование предмета; определение методов и приемов обучения; определение и использование средств оценивания; планирование учебной деятельности.

Метод обучения – это процесс взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В современной педагогике существует множество классификаций методов обучения, но в одной из наиболее актуальных все методы типологизируются на пассивные или традиционные, активные и интерактивные. Основанием для данной классификации является уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, что выступает одним из основных критериев эффективности образования.

Рассмотрим данные методы обучения и особенности их применения в преподавании правовых дисциплин.

Традиционные методы (лекция, демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ и др.) подразумевают одностороннее воздействие учителя на ученика, обучаемые являются пассивными участниками или объектами образовательного процесса. Суть традиционной организации учебного процесса заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. С помощью пассивных методов за короткий временной отрезок можно передать значительный объем учебной информации, они помогают преподавателю контролировать объем и глубину изучения учебного материала, процесс обучения, результаты учебной деятельности.

Наиболее распространенным методом в педагогической практике в целом и преподавании юридических дисциплин в частности является лекция. Выделяют следующие такие виды лекций: вводные, текущие, обзорные, обобщающие; иллюстративные и проблемные и др.

Объяснение - словесное истолкование существенных свойств учебного материала. Объяснение предназначено для подготовки учащихся к учебной деятельности, ознакомления с новым учебным материалом, систематизации и закреплении учебного материала.

Рассказ - устное повествовательное изложение учебного материала.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а студент транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Следует отметить, что такая форма преподавания лишь в малой степени соответствует принципам компетентностного подхода.

При использовании активных методов обучения (диалог, беседа и др.) ослабляется центрическое воздействие преподавателя на аудиторию, появляется их взаимодействие. Беседа - метод обучения, при котором преподаватель путем постановки продуманной системы вопросов организует эффективное освоение учащимися нового учебного материала, закрепления или проверку ранее освоенного знания. Вопросы преподавателя к учащимся и от учащихся к преподавателю, а также между учащимися являются одним из самых распространенных методов обучения. В современном правовом образовании особое внимание уделяется социальным проблемам, дискуссионным вопросам, конфликтам ценностей и способам принятия взвешенных ответственных решений.

Дискуссия предусматриваетобсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Итогом дискуссии является объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. Дискуссия, как и дебаты, является эффективным и объективным способом коммуникативного, интеллектуального и социального исследования сложных противоречивых проблем.

Интерактивное обучение– это способ познания в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению конкретной проблемы.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В 80-х годах XX в. Национальный тренинговый центр (США, Мэриленд) провел исследование, в результате которого были проранжированы методы обучения на основании уровня усвоения учебного материала [1]. Пирамида обучения выглядит следующим образом:

1. Лекция 2 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права

2. План лекционного занятия

1) Правовое образование: сущность, цели и функции.
Содержание, формы и уровни правового образования.
2) Понятие и сущность правового обучения. Формы, методы и
уровни обучения праву.
3) Понятие метода, методики и методических приемов в
преподавании права. Классификация методов обучения праву.
4) Формы организации занятий в правовом обучении:
понятие, классификация.
5) Индивидуальная и индивидуально-групповая формы
обучения праву. Основные формы организации правового обучения
в образовательных учреждениях: понятие и виды.
6) Основные формы, средства и методы самостоятельной
работы обучающихся.

• Образование - процесс овладения обучающимся системой
научных знаний, умений и навыков в определенной области,
результат, которого соответствует заданным государственным
целям и фиксируется соответствующим документом.

4. 1) Правовое образование: сущность, цели и функции. Содержание, формы и уровни правового образования

• Правовое образование - совокупность правового воспитания и обучения праву.
• Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений,
мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом.
• С помощью правового воспитания у человека развивается:
- чувство уважения к праву,
- привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений,
- уважение к государству,
- стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в
укреплении законности и правопорядка.
• С помощью правового обучения:
- пополняются знания права, его норм и принципов;
- глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам,
необходимости их выполнения.
• Правовому образованию населения в определенной степени способствуют:
- получение юридического образования,
- правовая пропаганда с помощью средств массовой информации,
- включение индивидов в юридическую практику.

5. Функции правового образования:

Образовательная
Воспитательная
Формирует :
Предполагает:
- правовое сознание и правовую
культуру (нравственные, трудовые,
- усвоение научных знаний,
эстетические
и
этические
представления,
взгляды,
- формирование
специальных
убеждения);
профессиональных
умений
и - формы
соответствующего
навыков.
поведения
и
деятельности
в
обществе;
- поведение в обществе;
- систему идеалов, отношений.

6. Обязательный минимум содержания высшего юридического образования (четыре обязательных блока учебных дисциплин)

Общих гуманитарных и
социально-экономических
.
дисциплин (философия,
экономика…)
Общих математических и
естественнонаучных дисциплин
(информатика)
Специальных дисциплин
(прокурорский надзор,
адвокатская деятельность…)
Общепрофессиональных
дисциплин (ТГП, ГП, УП,
КП…)

Юрист должен:
• понимать сущность и социальную значимость своей профессии;
-
обладать:
профессиональной этикой,
глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства,
чести и достоинству гражданина,
высоким нравственным сознанием,
гуманностью,
твердостью моральных убеждений,
чувством долга,
ответственностью за судьбы людей и порученное дело,
принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных
интересов личности,
необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых
решений.

8. 2) Понятие и сущность правового обучения. Формы, методы и уровни обучения праву.

• Обучение - эмоционально-интеллектуальное взаимодействие
педагога и обучающегося, основанное на совместной
деятельности
по
достижению
государственных
целей
образования.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки.
Процесс обучения включает: учение и преподавание.
• Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и
организованный процесс формирования и развития системных
правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной
правомерной деятельности.

9. Правовое обучение

целенаправленный процесс. Его
конечный результат – правовая
обученность личности. Обучение
может быть ориентированно на
получение общегражданских.
профессиональных знаний и
навыков.
планомерный процесс. Оно
осуществляется по заранее
составленному учебному плану,
программам, в соответствии с
которыми учебный материал и
работа обучаемого
распределяются на порции и
этапы обучения.
организованный процесс.
Определены срок обучения,
перечень осваиваемых учебных
дисциплин, виды занятий
(лекции, семинары, уроки и т.д.),
формы контроля (экзамены,
зачёты).

10. Формы правового обучения- специальные конструкции процесса обучения

12. 3) Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании права. Классификация методов обучения праву.

13. Классификация методов обучения праву.

Объяснительноиллюстративный
метод
Эвристический
метод
Метод игрового
проектирования
Метод анализа
конкретных
ситуаций
Репродуктивный
метод
Метод проблемного
изложения
Исследовательский
метод
Метод
имитационных
упражнений

14. 4) Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, классификация

• Форма организации занятий в • Лекции
правовом обучении – это • Практические занятия
совокупность
способов,
(семинары)
методов и средств организации
правового
обучения, • Лабораторные работы (к
примеру, по криминалистике)
обеспечивающая
освоение
студентами
изучаемых
образовательных программ в
соответствии с требованиями
государственных
образовательных стандартов.

15. Классификация лекционных занятий

Вводная
лекция
Лекцияконференция
Обзорная
лекция
Лекциявизуализация
Проблемная
лекция
Лекцияинформация
С заранее
запланированными
ошибками
Бинарная лекция
(читают 2
преподавателя)

17. 5) Индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения праву

• Форма обучения означает внешнюю сторону организации учебного процесса.
Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных
условий, состава участников образовательного процесса и других его
элементов.
• Индивидуальное обучение студентов не предполагает их непосредственного
взаимодействия. По своей сущности оно есть не что иное, как
самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий.
• При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной
деятельностью всей группы, работающей над единой правовой проблемой.
Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для
всех темп работы. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их
индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего студента, поэтому
отдельные учащиеся могут отставать от заданного темпа работы, а другие изнывать от скуки.

При групповых формах обучения преподаватель управляет
учебно-познавательной деятельностью групп студентов. Их можно
подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и
дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию
учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально
сформированных для выполнения определенных заданий временных
групп учащихся.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса
на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как
правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту
особенность, что как постоянные, так и временные группы
объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и
уровнем сформированности учебных умений и навыков. К
групповым относят также парную работу учащихся.

19. 6) Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа учащихся, включаемая
в процессе обучения, — это такая работа, которая
выполняется
без
непосредственного
участия
преподавателя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при этом студенты
сознательно стремятся достигнуть поставленной в
задании цели, употребляя свои усилия и выражая в
той или иной форме результат умственных или
физических действий.
Б. П. Есипов

20. Классификация видов самостоятельных работ студентов

Работы познавательнопрактического типа
Работы репродуктивного типа:
- Воспроизводящие
- Тренировочные
- Обзорные
- Проверочные
Работы творческого типа
Работы познавательно- поискового
типа:
- Подготовительные
- Констатирующие
- Экспериментально- поисковые
- Логически- поисковые

Формы самостоятельной работы студентов:
• рефераты
• семестровые задания
• курсовые работы
• курсовые проекты
• аттестационные работы бакалавра,
специалиста, магистра.

Педагогическая наука имеет три выхода на
практику:

через деятельность преподавателя;

через учебник;

через самоорганизацию учебного процесса.

Формы контроля самостоятельной работы :
индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
проверка рефератов и письменных докладов;
коллоквиумы;
проверка письменных отчетов;
тестирование;
проверка знаний на промежуточном этапе;
проведение групповых письменных контрольных работ
проверкой;
• проверка конспектов источников, монографий и статей;
• выборочная проверка заданий;
• разработка заданий, создание поисковых ситуаций.
с
их

Методические рекомендации преподавателям по организации
самостоятельной работы студентов:
1.
Не перегружать учащихся заданиями.
2.
Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во
внеурочное время.
3.
В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы
студентов, указывая на источник ответа в литературе.
4.
Давать опережающие задания для самостоятельного
изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях,
учебниках и др.).
5.
Давать студентам четкий и полный инструктаж,
включающий: цель задания; условия выполнения; объем; сроки;
образец оформления.
6.
Осуществлять текущий контроль и учет.
7.
Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень
усвоения навыков самостоятельной работы.

Читайте также: