Легизм даосизм и моизм как основные направления политической и правовой мысли древнего китая

Обновлено: 26.04.2024

Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Эта цивилизация развивалась достаточно быстрыми темпами и достигла высочайшего уровня еще до начала 1 тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие удивительные открытия, как порох, шелк, стенобитные орудия и компас

Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.

Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Зарождение конфуцианства

В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.

Дао — вечный путь

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Что такое легизм?

Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.

Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.

Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Теоретики легизма

Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.

Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.

Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.

Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.

Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.

При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

Во время посещения государства Ци, Конфуций был глубоко впечатлён тамошним совершенством исполнения музыки Шао (韶萃, шаоцуй).


двойной клик - редактировать изображение


двойной клик - редактировать изображение

В V – III веках до н.э. моизм составлял серьёзнейшую конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Древнего Китая, примерно так же как в 1917 – 1962 годах (а с некоторыми определёнными оговорками и в 1962 – 1991 годах) социализм – капитализму. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя – легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Дело в том, что Сунь Ижан являлся уроженцем города Вэньчжоу (温州, был столицей существовавшего в 191 – 138 годы до н.э. древнего государства Дун Оу (東甌/东瓯)) в провинции Чжэцзян. В XIX веке Вэньчжоу был процветающим договорным портом и сохраняет своё важное экономическое и транспортное значение и сегодня. Много выходцев из Вэньчжоу проживает в Европе и США. Обладая хорошими предпринимательскими навыками, вэньчжоуцы, как правило, занимаются ресторанным или розничным бизнесом в государствах, куда они эмигрировали, но мечтают вернуться на родину при изменении каких-то обстоятельств. Вэньчжоуский диалект относится к диалектной группе у (吳語/吴语, или уюй), возможно, что даже языку у (распространённому в большей части провинции Чжэцзян, в городе центрального подчинения Шанхай, на юге провинции Цзянсу, а также в некоторых регионах провинций Аньхой, Цзянси и Фуцзянь), самой крупной после северной супергруппы гуаньхуа (官話/官话) или бэй (北), однако в нём очень сильно влияние диалектной группы минь. Считается, что вэньчжоуский диалект лучше остальных китайских диалектов сохранил фонетику и синтаксис древне- и среднекитайского языка. Всё это делает его очень сложным для понимания и изучения даже для носителей диалектов той же диалектной группы. Вэньчжоу называют Восточным Иерусалимом из-за большого количества церквей и высокого процента христиан, составляющих один миллион на девять миллионов жителей. Всё это предопределяет особый характер его жителей во все времена: с одной стороны вэньчжоусцы осознают собственную региональную культурную уникальность, но чрезвычайно открыты для взаимодействия с иными культурами. Однако перед ними достаточно остро стоит вопрос не только о сохранении собственной самобытности, но и о восстановлении какого-то статуса, способного обеспечить её.

Перед этими же задачами в XIX веке стояли и гламорганские (по названию графства в Уэльсе) инициативные группы возрождения традиционной культуры валлийцев. Отец Ангуса Чарльза Грэма был изначально угольным торговцем, а предприниматели угольной отрасли Гламоргана стояли в XIX веке у истоков проведения различных национальных фестивалей по возрождению валлийских народных традиций.

Так, что интерес этих двух совершенно разных вроде бы личностей к трудам моистов являлся во много закономерным.

Нельзя достоверно утверждать, что Мо-цзы родился в государстве Лу на территории современного городского уезда Тэнчжоу (滕州) городского округа Цзаочжуан (枣庄) провинции Шаньдун, но многие эксперты сходятся в этом мнении. Он основал школу моизма, которая решительно выступала против конфуцианства и даосизма, порождённых философским гением хуася. Его философия подчеркивала содержание – самоограничение, саморефлексию и подлинность, а не форму – послушание ритуалу. Во время Периода Воюющих государств моизм активно развивался и практиковался во многих государствах, но попал в немилость, когда династия Цинь пришла к власти, опираясь на легистов. В течение этого периода многие классики моизма, по мнению многих, были уничтожены, когда император Цинь Шихуанди якобы проводил сжигание книг и захоронение учёных. Важность моизма далее снизилась, когда конфуцианство стало доминирующей школой философской мысли во время династии Хань, до тех пор, пока в основном не исчезло в середине правления династии Западная Хань.

3. Легизм – философская школа Периода Сражающихся государств, сформировавшаяся в IV – III веках до н.э. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в государстве Ци и в Империи Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.


двойной клик - редактировать изображение

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун (管仲, имя при рождении – Гуань Иу (管夷吾), 720 год до н.э. – 645 год до н.э., родился в государстве Ци), с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей государств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов эпохи Чжоуского. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя – вот основной тезис легизма.

Гуань Чжун – китайский мыслитель и политик Периода Вёсен и Осеней, признанный основоположник легизма – философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.


двойной клик - редактировать изображение

Шэнь Бухай (申不害, имя при рождении – Шэнь-цзы, 385 год до н.э. – 337 год до н.э.), один из основателей легизма, философ и автор многих трактатов, канцлер при дворе одного из древнекитайских государств, теоретик и практик государственного устройства и управления. Выступал за управление посредством законов (法, фа). Патриарх легистов его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.

Ли Сы (李斯, около 280 года до н.э. – сентябрь или октябрь 208 года до н.э.), сановник при дворе императора Цинь Шихуанди, занимавший должность главного советника в государстве Цинь между 246 годом до н.э. и 208 годом до н.э. Он был убеждённым сторонником легизма, был известен также как выдающийся каллиграф.

Принц Хань Фэй и Ли Сы являлись сторонниками сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие интересам Цинь Шихуанди.

4. Не преследуя ни в коем случае цели пропаганды самих учений моизма и легизма в России, но для достижения будущих успехов современной Россией представляется целесообразным, чтобы отечественные синологи осуществили коллективный обмен мнениями о возможной перспективности/бессмысленности их духовного и философского наследия для обеспечения синтеза с отечественными традициями. Данная дискуссия могла бы быть полезна для понимания того, какие из их идей и принципов необходимо позаимствовать и адаптировать к нынешним реалиям в интересах развития российского общества и государства.

除去三张伪法, (долой ложные учения трёх Чжанов);

大道清虚, (Великое Дао – чистое и пустое);

岂有斯事! (Зачем нужны такие практики?).

Дух назначил Коу Цяньчжи Небесным Наставником и поручил устранить излишества в даосских ритуалах. Коу Цяньчжи стал ликвидировать практику оргий и корыстных духов, и стал обращать внимание на чистоту ритуалов и качество практик.

Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Эта цивилизация развивалась достаточно быстрыми темпами и достигла высочайшего уровня еще до начала 1 тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие удивительные открытия, как порох, шелк, стенобитные орудия и компас

Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.

Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Зарождение конфуцианства

В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.

Дао — вечный путь

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Что такое легизм?

Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.

Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.

Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Теоретики легизма

Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.

Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.

Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.

Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.

Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.

При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.

Возникновение даосизма связывают с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности.

В основе учения лежит понятие "дао" (буквально —путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.

Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится".

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".

Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудии труда и отучить народ от знании " Трудно управлять народом, когда у него много знаний".

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы".

Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения.

Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах.

Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи.

Аннотация: В данной лекции рассматривается философия Древнего Китая, основные предпосылки возникновения, панорама основных философских учений: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философии Древнего Китая.

Философское мировоззрение в странах Древнего Востока возникает еще в ранний период государственности. Философия Древнего Востока появляется в странах Индии, Китае, Месопотамии. Первые философские системы еще находятся под сильным влиянием мифологического мировоззрения. В частности политеизм является неотъемлемой частью первых философских систем. Однако, это характерно не только для стран Древнего Востока, но в общем для первого этапа развития философии.

В Китае философия возникает раньше, чем в Европе. Если Античная философия начала формироваться как система знаний о мире в 5 в. до н.э., то время формирования философии Древнего Китая - это 7 в. до н.э. Первые философские системы формируются в нестабильное социально-политическое время, когда общество было сильно дифференцировано и по социальному статусу, и по уровню материального благосостояния. В стране не прекращался феодальный кризис власти и региональная раздробленность. Это была Эпоха Борющихся Царств - эпоха Джань. Как было отмечено в предыдущих лекциях, философия всегда отвечает на вызовы, которые ей бросает история и социальные кризисы, новыми философскими концепциями. Возможно, именно это стало причиной формирования философских школ в этот период. Для философии эпохи Джань характерно большое количество школ философии, разнообразие их проблематики и направленности. Только в Эпоху Цинь происходит объединение многих философских школ, идеологизация философии и унификация . Конфуцианство становится не только лидирующей философской школой, но даже официальной государственной идеологией.

Главные философские школы Древнего Китая - это

  • Конфуцианство. Основатель Конфуций
  • Даосизм. Основатель -Лао-цзы (мудрец -ребенок, пер. кит.)
  • Моизм. Основатель Мо-цзы
  • Легизм
  • Школа исправления имен
  • Натурофилософия

У каждой философской школы был лидирующий учитель, который издавал свои монографии, а также был неприкасаемым авторитетом для данной школы. Идеи учителя лежали в основе философской концепции и не подлежали критике или обсуждению. Каждая школа имела и странствующих философов, которые шли в народ и распространяли философские знания. Такие странники не просто приобщали простых людей к философскому течению, но несли просвещение. В этом заключается одна из отличительных черт философии Древнего Китая. В Древней Греции, например, философия считалась уделом аристократии и до Сократа и софистов была достаточно элитарным знанием ученых и мудрецов. В Китае к философии приобщали и простой народ.

Еще одной отличительной чертой китайской философии является ориентация на этическую проблематику. Как это не казалось странным мудрецам Древней Греции или Рима, но философия Древнего Китая не так сильно интересовалась вопросами мироздания, устройства вселенной или всего сущего. Человек, его поведение, цель жизни, устройство общества, казались, более важными вопросами для разрешения китайским философам. Конечно, в философии Древнего Китая присутствуют идеи относительно космогонии, первоосновы мира, религии и веры, в частности этим занималась школа натурфилософии и даосизм.

Главные понятия и категории китайской философии:

Дао - в первом приближении переводится как путь.

Ди - почитание старшего брата.

Инь- пассивное женское начало бытия.

Ли - церемония, традиция, ритуал.

Сяо - принцип почитания родителей.

Ян - активное мужское начало.

Натурофилософия Древнего Китая. Натурофилософия исходила из понятия хаоса. Вначале был хаос. Потом из хаоса зарождается бытие. Упорядочивание хаоса происходило за счет двух перводвижущих сил бытия - земного пассивного начала Инь и небесного активного огненного начала Ян. Силами Инь и Ян обладал сверхъестественный герой Китайской философии, которого зовут Пань-Гунь, который породился из хаоса и упорядочил хаос, создав все из ничего.

Как взаимодействуют эти две противоположные силы и не уничтожают друг друга остается не ясным, поскольку принцип диалектики еще не был разработан в китайской философии. Это еще одна характерная черта для Китайской философии - слабодоказательность и недостаточная аргументация. Даже зачатки науки - математики, формальной логики(!), астрономии и геометрии не привнесли в китайскую философию рационализм. Доказательства исходят из принципа авторитета или аналогии. В Китайской философии, как и в эпоху средневековья действовал принцип авторитета. (Если Конфуций так сказал, значит так оно и есть). Для рациональных аргументов необходимо было более сильное развитие науки, в том числе науки логики.

Также слабой чертой китайской философии является недостаток научных философских терминов, понятий и категорий. Философский язык китайской философии исходит из основных понятий (часть которых выше приведена), которые могли не пополняться годами.

Слабая аргументация и недостаточность философских терминов приводит и к плохой систематизации философского знания.

Таким образом, слабыми чертами древнекитайской философии являются:

  • Плохая систематизация
  • Слабая доказательность
  • Недостаток философских терминов и категорий.

Однако, для реабилитации философии Древнего Китая, справедливо будет заметить, что многие философские системы древности и не только древности подвержены этим недостаткам. Например, первые античные течения считали первоосновой бытия природные стихии - воду, огонь, воздух, землю. Однако логические или экспериментальные доказательства этому не приводятся. Более того, многие идеалистические концепции опираются на некий идеальный первоэлемент бытия, доказать который достаточно сложно, как например, доказать существование бытия Бога. Однако, попыток предпринималось немало.

Итак, рассмотрим учения философских школ Древнего Китая.

Конфуцианство (6-5 в. До н.э.)

Основателем является Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуций был представителем китайской знати. Когда Конфуций был еще юношей, его семья разорилась и обеднела. Конфуцию пришлось вести тяжелую трудовую жизнь и сторожем, и пастухом. Учиться он начал достаточно поздно, и только в 50 лет основал свою философскую школу. Его основной философский труд "Беседы и высказывания", который был частично написан им самим, а частично с его слов его учениками, и затем систематизирован.

Онтология. Следует отметить, что основной философской проблематикой конфуцианства является этика. Однако, в его философской системе определенное место занимает и онтологическая проблематика. Достаточное внимание уделено космогонии.

Главной онтологической проблематикой у Конфуция является небо. Небо рассматривается не как физическая категория, а скорее, как идеальная. Небо есть высшая сила, высший закон мироздания. Оно является мерилом человеческих поступков и воздает за поведение человека на земле. Небо иногда ассоциируется с дао. Дао -это рок или провиденция. Поскольку дао - есть нематериальная сила, то отсюда можно сделать вывод , что философия конфуцианства идеалистична.

Этика. Поскольку небо следит за человеком и определяет его судьбу, то мы выходим на следующую черту философии конфуцианства - провиденциализм. Провиденциализм - это философский принцип, в соответствии с которым судьба человека предопределена свыше. Этот принцип, безусловно, накладывает обязательства и на поведение человека, например, настоятельно не рекомендуется идти наперекор судьбе. Человек должен скорее следовать по течению событий своей жизни. Можно сказать, что Конфуций один из первых выдвинул принцип наименьшей затраты энергии. Наилучшим считался тот путь , который отнимает меньше сил. Поэтому, например, считалось правильным говорить правду. Как сказал Иешуа в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" - "Правду говорить легко и приятно". Действительно, правда затрачивает меньше усилий, тогда зачем лгать? Конфуций считал, что в его время произошел сильный упадок нравов. Он полагал, что прежние поколения людей были более честными, открытыми, говорили правду, стремились к совершенству. Своих современников Конфуций считал мелочными, хитрыми, эгоистичными, меркантильными и пр. Видимо, именно поэтому Конфуций такое значение уделял этике и культу старины. Уважение предков был один из главных принципов в учении Конфуция. Человек, не уважающий предков, свою историю, это человек без памяти о прошлом, а без этого нет будущего. Развитие этой идеи можно найти в произведениях советского писателя Чингиза Айтматова.

Главные этические принципы Конфуция состоят в следующем:

  • золотая середина - компромиссное поведение между риском и осмотрительностью
  • человеколюбие (жэ нь ). В основе этого правила положены принципы сяо и ди - почитание родителей и старшего брата, также уважение и любовь к ближним
  • взаимность - главный этический принцип Конфуция. " Чего не желаешь себе, того не делай другим ".

Человек, который придерживается этих этических принципов, был благородным мужем. Это такой человек, который знает и выполняет свой долг, не стремится извлечь из всего выгоду, живет в согласии с окружающими, он придерживается закона неба, а не слов авторитетов и мудрецов.

Благородный муж - и этическое и политическое понятие. Правящая элита Китая была сформирована из благородных мужей. Так поддерживался патриотический дух в народе.

Социальная философия. Социальная теория Конфуция исходит из патриархального принципа. Так же, как было, скажем на Руси. Следовательно, правитель знает закон неба - дао, и его задача вести народ по этому закону, если надо, методом принуждения и насилия, потому что простой народ не знает дао и ему надо указать путь . Также обязательным является выполнение принципов почитания родителей и старшего брата - сяо и ди. Нарушение этих принципов говорит о безнравственности человека и ведет ко многим порокам, не уважающий своего отца не может уважать других.

Интересной идеей конфуцианства является исправление имен - это попытка сопоставить вещи с их сутью, глубинным значением. Так мудрец должен быть мудрецом по своим делам, а не статусу, монах монахом.

Гносеология. Истинное знание Конфуций связывал со знанием людей. Это можно назвать этической гносеологией (схожие идеи в дальнейшем мы увидим в философии психоанализа). Знание об окружающем мире, конечно, важно, но все же это частное знание , которое меньше помогает человеку в его жизни.

Конфуций выделял несколько уровней познания.

  • Врожденное знание. Это люди, которые знают и чувствуют Дао от рождения всем свои существом. Таких людей мало. Эти люди выше остальных обычных людей.
  • Учебное знание. Это знание, которое можно получить от образования, чтения, общения с мудрыми людьми, и которое осмысленно самим человеком. Конфуций говорил: "Слушай мудрое, но выбирай только хорошее".
  • знание, связанное с преодолением препятствий на жизненном пути.

Учение Конфуция было продолжено и дополнено его учениками - Мен-цзы, Гао-цзы, Сюнь-цзы. Его последователи также считались великими мудрецами в Китае, однако собственных философских школ они не создали.

Основной философской проблематикой их учения была этика, как и у их учителя.

Учение Гао-цзы. Учил о том, что не бывает изначально злых или добрых людей. Сущность человека нейтральна. В дальнейшем английский философ Дж.Локк назовет этот принцип tabula rasa и сравнит сознание человека с чистой доской. Следовательно, поступки человека зависят от многих факторов, которые влияют на личность и поведение, и могут стать плохими или хорошими.

Мен-цзы. По мнению же Мен-цзы, человек от природы не нейтрален. Человеческая природа добрая. Это принцип этического оптимизма в философии. А значит, все люди равны между собой и всем скорее свойственно проявлять любовь и сострадание, чем агрессию или злость. Но социальное неравенство может объясняться, в частности, спецификой работы людей. Ведь люди, пашущие земли и политические деятели не могут быть социально равны, только этически.

Сюнь-Цзы, считал природу человека злой от рождения. Человек склонен к злу и плохим поступкам. Злое начало ближе к животным инстинктам, а для формирования хорошего светлого начала в человеке нужно воспитание и отсутствие административного принуждения (легитимного). Для Конфуция главным принципом было нравственное убеждение. Для Сюнь-цзы - сила закона и легитимного принуждения. Отсюда и важная роль законотворчества в обществе. Еще одним достижением Сюнь-цзы было разработка онтологической проблематики. Его учение было материалистическим. Он признавал небо центральной онтологической категорией, небо было подвержено движению, как и все небесные тела на нем. Но небо было больше не всемогуще и сверхъестественно, оно содержит в себе тайны, которые еще предстоит открыть. Здесь мы видим определенный отход от мифологического мышления в сторону научно-философского. Подобно тому, как постоянно движение неба, постоянно и движение природных процессов и общественных. И дело не в том, что небо - есть вездесущая сила, которая все приводит в движение. Просто небо движется и все также движется.

Сюнь-цзы в учении о познании - гносеологический оптимист.

(5 нач. 4 в. до н.э.)

Основателем моизма является Мо-цзы. Основной труд " Мо-цзы ", который также как и у Конфуция содержит мысли различных мудрецов - представителей моизма.

Онтология. Основной онтологической категорией в моизме является небо. Это характерно для китайской философии, как мы видим. Однако, небу придаются человеческие качества. Небо одухотворено, а в некоторых сказаниях даже персонифицировано. Такая характеристика неба характерна для мифологического мышления, что указывает на то, что ранние философские учения Китая находились под влиянием мифологического мировоззрения. Небо несет в себе закон дао. Этот закон должен выполняться людьми, так как этот закон милосерден и благороден. Небо может чувствовать как человек - любить, сострадать, а иногда проявлять злость и агрессию.

Этика. Моисты отрицали провиденциализм, для того чтобы оставить смысл человеческим действиям и не допустить этический паразитизм или инфантилизм. Ведь если все определено небом, то с человека снимается ответственность за его действия, а это не есть хорошо. В отличие от конфуцианства моисты проповедовали не любовь к ближнему, но любовь к дальнему, т.е. человек должен любить всех, а в особенности чужих. Так можно избежать конфликтов. Моисты полагали, что повеление неба должно соответствовать воле народа. Правитель должен следовать закону неба.

Социальная философия. Моисты предлагали достаточно революционные идеи в отношении управления обществом. Они считали, что правящую элиту надо выбирать не по знатности, но по уму и поступкам.

Гносеология. Источником знаний в первоначальном варианте моизма считалась трудовая деятельность . Критерием истинности также являлось знание народа, т.е практика. Впоследствии моисты отказались от этой концепции и стали считать, что основным источником знаний являются человеческие ощущения, получаемые с помощью органов чувств. Такое направление в теории познания называется сенсуализм. Моисты считали, что любое понятие или категория должны быть не абстрактными, но выражать конкретный пример. Задача знания - выявление взаимосвязи явлений.

(4-3 вв. до н.э.)

Основателем даосизма является полулегендарная (с точки зрения большинства исследователей) личность Лао-цзы. Основной труд - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ "). В даосизме дао носит характер идеальной онтологической категории, используется в этике и онтологии.

Онтология. С точки зрения даосистов, дао -первоначало всего бытия; в "Книге о дао и дэ " указано, что "Дао - это мать всех вещей и первооснова всех вещей". В этой же книге: "Дао - глубокая основа всех вещей". Все вещи рождаются из дао и возвращаются в дао. Дао - всеобщий закон мироздания.

Итак, понятие дао несет следующие функции:

  • первоначало
  • первооснова
  • завершение всего
  • всеобщий закон мироздания.

Кроме того, в этой же книге есть отдельные принципы диалектики. Диалектика - это учение о противоположностях. Само дао обладает противоположными качествами - например, пустоты и наполненности. Дао несет в себе прообразы и идеи вещей. В европейской философии аналогом дао является бытие. Дао несет в себе силы бытия - Инь, Ян и Ци (энергию мироздания). Эти силы рождают все вещи и явления. Выделяют, таким образом, безымянное дао, которое есть пустота, дао с именем - которое рождает вещи и, наконец, гармония, которая есть соединение дао с именем и дао без имени.

Этика. Даосисты имели свой этический идеал, как и Конфуций. Для них этическим идеалом был совершенно мудрый. Даосисты отрицали принципы этикета конфуцианцев, такие как следование традициям, или взаимности. Мудрец независим и силен духом. Он сам себе авторитет.

Социальная философия. Правитель в философии даосистов должен руководствоваться принципом недеяния. Это принцип в соответствии с которым правители должны подчиняться естественному пути развития процессов. Общественные процессы также подчиняются мирозданию. И вмешавшись, правитель может испортить естественный ход вещей. Даосисты полагали, что государство должно быть маленьким и люди из разных государств не должны общаться друг с другом. Принцип изоляции - весьма недальновидный в философии даосистов.

Легизм (школа закона)

(4-3 вв. до н.э.)

Основное внимание в легизме уделялось этике и вопросам управления государством.

Этика. Легисты придерживались идеи Сюнь-цзы о том, что человек по своей природе недобрый. Природу человеку нельзя изменить, но человека можно заставить поступать правильно. Человек должен испытывать страх, который заставит его подчиниться. Поэтому государство должно быть жестоким механизмом, обладать методами принуждения, чтобы подчинять людей своей воле. Идеал государства для них было - объединение всех государств, через войну и воссоединение.

Основные принципы управления. Для наведения порядков легисты считали необходимым придерживаться следующих принципов:

  • распространять наказание
  • карать жестоко, даже за мелкие преступления
  • распространить систему доносов

Дао у легистов -это юридический закон, который имел небесную божественную основу. Этому закону подчиняется и небо, и люди.

Подводя итоги, зарождение китайской философии как нового типа преднаучного мировоззрения происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в период феодальной раздробленности эпохи Джань. Несмотря на формирование онтологии, как отдельного философского направления, первые китайские философские учения были все еще подвержены мифологическому мышлению, что проявлялось в одухотворении стихий и элементов окружающего мира. Однако, наибольшее внимание в Древней Китайской философии уделяется этическим концепциям. Отсюда основная проблематика древнекитайских учений посвящена принципам управления государством, вопросам нравственности, поведению человека.

Читайте также: