Легитимация и легализация как юридические функции права
Обновлено: 19.05.2024
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Система общественности и государственности подразумевает создание правовых взаимоотношений во всех сферах жизни общества.
- Понятие легализации
- Легализация государственной власти
- Легитимация власти
- Легализация документов
- Консульская легализация
- Легализация доходов, денежных средств и имущества
- Легализация в других сферах
Основным принципом деятельности правового государства является главенство закона и права. Таким образом, все механизмы и процессы, протекающие в обществе, должны соответствовать нормативным актам — разрешены, узаконены, одним словом, легализованы.
Понятие легализации
Легализация, практически как и любой юридический термин, латинского происхождения. Слово legalis в переводе означает законный.
Общее понятие легализации трактуется как официальное признание, придание юридической силы, законности документу или какому-либо действию. В более узком смысле термин легализации можно раскрыть как подтверждение подлинности документа официальным лицом – нотариусом, консулом или иным представителем государственной власти.
Чаще всего понятие легализации используют в финансовых, экономических и политических значениях – легализация документов, доходов, бизнеса, государственной власти и др.
Некоторые аспекты легализации стоит рассмотреть подробнее для того, чтобы понять сам процесс получения статуса законности того или иного действия.
Легализация государственной власти
Органы государственной власти – исполнительные, законодательные и судебные регулируют общественные отношения в стране, издают законодательные акты, разрешая или запрещая определённые действия гражданам и организациям.
Для того чтобы функции властных структур носили законный характер, необходимо официальное признание или легализация органов государственной власти.
Законной должна быть не только текущая деятельность на уровне государственного управления, но и само происхождение и установление государственной власти, а также организация и издание нормативно-правовых актов, надзорные и карательные функции, одним словом, легализация государственной власти – это соответствие всех процессов управления государством действующему законодательству в стране.
Государственная власть не может быть легализована захватническим, революционным способом или путем государственного переворота. Только соответствие главным законам, чаще всего, принятым путем выборов или референдумов, – Конституции, Декларации или иным актам, делает власть легальной. В Российской Федерации основой легализации власти является принцип выборности, утвержденный Конституцией РФ в 1993 г.
Легитимация власти
Однако схожее понятие – легитимация государственной власти, на первый взгляд, в связи с одинаковым происхождением слова, может соответствовать определению легализации, но эти термины не стоит путать.
Легитимация власти – это также установление и организация деятельности признанной государственной власти, но процесс управления страной происходит чаще не на основе или не только на основе закона, а, в первую очередь, в силу признания власти таковой установленными в этом государстве традициями, народным признанием или социальными и психологическими установками общества.
Легитимная власть действует фактически, нередко входя в противоречие с законом, но при протекции общественности. Казалось бы, что может быть лучше поддержки власти народом, но массовое сознание легко изменить, ввести в заблуждение или запугать миллионы людей, например, так как это было во времена правления фашистской власти в Германии.
Легализация документов
Для того чтобы документ, подготовленный и изданный в одной стране, имел законную силу на территории другого государства, необходимо его легализовать, то есть официально придать бумаге юридическую силу путем удостоверения подписи и полномочий должностного лица, удостоверившего документ и признания его соответствующим законодательству этой страны.
Документы, которые необходимо заверить и легализовать, могут иметь абсолютно разное значение и происхождение – это могут быть акты гражданского состояния, дипломы и аттестаты об образовании, свидетельства о создании и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и многие другие. Без процедуры легализации документы считаются недействительными на территории других государств.
С 5 октября 1961 года действует Гаагская конвенция об отмене требований легализации иностранных официальных документов, участники которой (более 70 стран, в том числе и Россия) проходят упрощенную процедуру легализации с помощью проставления на документах апостиля – специального знака. В остальных же случаях применяется более сложная процедура – консульская легализация документов.
Консульская легализация
Процедура консульской легализации документов представляет собой поэтапный процесс удостоверения документа или пакета документов представителями Консульских департаментов обеих стран — государством, выпустившего документ и страной, в которой будет его дальнейшее использование.
На территории Российской Федерации обязанности по консульской легализации документов возложены на Министерство иностранных дел.
Придание законности документу осуществляется в несколько стадий, причем последовательность действий обязательна только в установленном порядке:
- осуществление перевода документа на иностранный язык,
- заверение подлинности копии бумаги и правильности перевода с подписью переводчика,
- подтверждение подписи и оттиска печати нотариуса в Министерстве юстиции РФ,
- заверение правильности и подлинности удостоверяющей надписи и печати Министерства юстиции РФ Консульским департаментом Министерства иностранных дел РФ
Консульское представительство иностранного государства также заверяет документ, удостоверяя подпись и печать Консульского департамента Министерства иностранных дел РФ.
В консульской легализации документов может быть отказано в случаях:
- если легализация документа не требуется в той организации, куда он подается;
- если принимающая страна является участником Гаагской конвенции 1961 г.,
- если легализация документов запрещена законом (гражданские и заграничные паспорта и их копии).
Легализация доходов, денежных средств и имущества
Если в вышеуказанных случаях легализация документов носит исключительно законопослушный характер, то легализация доходов, денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным путем, прямо запрещена законом многих стран, в том числе и в Российской Федерации.
Понятие легализации или отмывания денежных средств или имущества четко указано в Уголовном Кодексе РФ, что уже влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 174, 174.1. упомянутого акта. Закон трактует легализацию как совершение деяний в отношении денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным способом, в виде вывода из теневого оборота, придания законной силы и юридического основания путем совершения махинаций, притворных сделок и иных финансовых операций.
Финансовые и экономические махинации, совершаемые в целях легализации денежных средств и имущества, наносят огромный ущерб экономике страны и всего мира.
Чаще всего капитал выводится за пределы государства, имущество продается подставным фирмам и впоследствии происходит серьезная недоимка налогов в государственную казну, расширяется теневой и преступный бизнес, усиливается коррупция.
В схемах легализации или отмывания задействовано множество организаций разного уровня и направленности – банки, страховые компании, ломбарды, государственные учреждения, зарубежные контрагенты. Основными механизмами легализации являются:
Закон четко прописывает, какие сделки попадают под это определение с указанием сумм и участников процесса легализации, какие службы и каким образом осуществляют контроль и какие меры необходимо предпринять тем или иным органам для предупреждения отмывания доходов.
Например, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, стоимостью свыше 3 000 000 рублей или финансовые операции по счетам суммой свыше 600 000 рублей.
В последнее время в России правоохранительные органы и органы исполнительной власти всерьез борются с преступлениями и правонарушениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Так, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет основной контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения Федерального закона № 115-ФЗ – выносит предписания об устранении нарушений, ведет реестры и учет организаций и лиц, входящих перечень потенциально опасных в сфере финансовых махинаций, и осуществляет множество других функций.
Легализация в других сферах
В заключении хотелось бы отметить, что процесс легализации в Российской Федерации в последнее время захватывает практически все сферы общественной жизни и государственного устройства – доходы государственных служащих становятся открытыми, капиталы выводятся из-за рубежа, работодатели стараются строить трудовые отношения с работниками в соответствии с законом.
И если каждый гражданин или организация осознают необходимость вести деятельность в соответствии с установленными нормами, негативные последствия во внешнеэкономической, финансовой и политической сферах окажутся куда менее значительными и пагубными.
Читайте также: