Легитимация и легализация как юридические функции права

Обновлено: 19.05.2024


Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Система общественности и государственности подразумевает создание правовых взаимоотношений во всех сферах жизни общества.

  1. Понятие легализации
  2. Легализация государственной власти
  3. Легитимация власти
  4. Легализация документов
  5. Консульская легализация
  6. Легализация доходов, денежных средств и имущества
  7. Легализация в других сферах

Основным принципом деятельности правового государства является главенство закона и права. Таким образом, все механизмы и процессы, протекающие в обществе, должны соответствовать нормативным актам — разрешены, узаконены, одним словом, легализованы.

Понятие легализации

Легализация, практически как и любой юридический термин, латинского происхождения. Слово legalis в переводе означает законный.

Общее понятие легализации трактуется как официальное признание, придание юридической силы, законности документу или какому-либо действию. В более узком смысле термин легализации можно раскрыть как подтверждение подлинности документа официальным лицом – нотариусом, консулом или иным представителем государственной власти.

Чаще всего понятие легализации используют в финансовых, экономических и политических значениях – легализация документов, доходов, бизнеса, государственной власти и др.

Некоторые аспекты легализации стоит рассмотреть подробнее для того, чтобы понять сам процесс получения статуса законности того или иного действия.

Легализация государственной власти

Органы государственной власти – исполнительные, законодательные и судебные регулируют общественные отношения в стране, издают законодательные акты, разрешая или запрещая определённые действия гражданам и организациям.

Для того чтобы функции властных структур носили законный характер, необходимо официальное признание или легализация органов государственной власти.

Законной должна быть не только текущая деятельность на уровне государственного управления, но и само происхождение и установление государственной власти, а также организация и издание нормативно-правовых актов, надзорные и карательные функции, одним словом, легализация государственной власти – это соответствие всех процессов управления государством действующему законодательству в стране.

Государственная власть не может быть легализована захватническим, революционным способом или путем государственного переворота. Только соответствие главным законам, чаще всего, принятым путем выборов или референдумов, – Конституции, Декларации или иным актам, делает власть легальной. В Российской Федерации основой легализации власти является принцип выборности, утвержденный Конституцией РФ в 1993 г.

Легитимация власти

Однако схожее понятие – легитимация государственной власти, на первый взгляд, в связи с одинаковым происхождением слова, может соответствовать определению легализации, но эти термины не стоит путать.

Легитимация власти – это также установление и организация деятельности признанной государственной власти, но процесс управления страной происходит чаще не на основе или не только на основе закона, а, в первую очередь, в силу признания власти таковой установленными в этом государстве традициями, народным признанием или социальными и психологическими установками общества.

Легитимная власть действует фактически, нередко входя в противоречие с законом, но при протекции общественности. Казалось бы, что может быть лучше поддержки власти народом, но массовое сознание легко изменить, ввести в заблуждение или запугать миллионы людей, например, так как это было во времена правления фашистской власти в Германии.

Легализация документов

Для того чтобы документ, подготовленный и изданный в одной стране, имел законную силу на территории другого государства, необходимо его легализовать, то есть официально придать бумаге юридическую силу путем удостоверения подписи и полномочий должностного лица, удостоверившего документ и признания его соответствующим законодательству этой страны.

Документы, которые необходимо заверить и легализовать, могут иметь абсолютно разное значение и происхождение – это могут быть акты гражданского состояния, дипломы и аттестаты об образовании, свидетельства о создании и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и многие другие. Без процедуры легализации документы считаются недействительными на территории других государств.

С 5 октября 1961 года действует Гаагская конвенция об отмене требований легализации иностранных официальных документов, участники которой (более 70 стран, в том числе и Россия) проходят упрощенную процедуру легализации с помощью проставления на документах апостиля – специального знака. В остальных же случаях применяется более сложная процедура – консульская легализация документов.

Консульская легализация

Процедура консульской легализации документов представляет собой поэтапный процесс удостоверения документа или пакета документов представителями Консульских департаментов обеих стран — государством, выпустившего документ и страной, в которой будет его дальнейшее использование.

На территории Российской Федерации обязанности по консульской легализации документов возложены на Министерство иностранных дел.

Придание законности документу осуществляется в несколько стадий, причем последовательность действий обязательна только в установленном порядке:

  1. осуществление перевода документа на иностранный язык,
  2. заверение подлинности копии бумаги и правильности перевода с подписью переводчика,
  3. подтверждение подписи и оттиска печати нотариуса в Министерстве юстиции РФ,
  4. заверение правильности и подлинности удостоверяющей надписи и печати Министерства юстиции РФ Консульским департаментом Министерства иностранных дел РФ

Консульское представительство иностранного государства также заверяет документ, удостоверяя подпись и печать Консульского департамента Министерства иностранных дел РФ.

В консульской легализации документов может быть отказано в случаях:

  • если легализация документа не требуется в той организации, куда он подается;
  • если принимающая страна является участником Гаагской конвенции 1961 г.,
  • если легализация документов запрещена законом (гражданские и заграничные паспорта и их копии).

Легализация доходов, денежных средств и имущества

Если в вышеуказанных случаях легализация документов носит исключительно законопослушный характер, то легализация доходов, денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным путем, прямо запрещена законом многих стран, в том числе и в Российской Федерации.

Понятие легализации или отмывания денежных средств или имущества четко указано в Уголовном Кодексе РФ, что уже влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 174, 174.1. упомянутого акта. Закон трактует легализацию как совершение деяний в отношении денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным способом, в виде вывода из теневого оборота, придания законной силы и юридического основания путем совершения махинаций, притворных сделок и иных финансовых операций.

Финансовые и экономические махинации, совершаемые в целях легализации денежных средств и имущества, наносят огромный ущерб экономике страны и всего мира.

Чаще всего капитал выводится за пределы государства, имущество продается подставным фирмам и впоследствии происходит серьезная недоимка налогов в государственную казну, расширяется теневой и преступный бизнес, усиливается коррупция.

В схемах легализации или отмывания задействовано множество организаций разного уровня и направленности – банки, страховые компании, ломбарды, государственные учреждения, зарубежные контрагенты. Основными механизмами легализации являются:

Закон четко прописывает, какие сделки попадают под это определение с указанием сумм и участников процесса легализации, какие службы и каким образом осуществляют контроль и какие меры необходимо предпринять тем или иным органам для предупреждения отмывания доходов.

Например, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, стоимостью свыше 3 000 000 рублей или финансовые операции по счетам суммой свыше 600 000 рублей.

В последнее время в России правоохранительные органы и органы исполнительной власти всерьез борются с преступлениями и правонарушениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Так, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет основной контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения Федерального закона № 115-ФЗ – выносит предписания об устранении нарушений, ведет реестры и учет организаций и лиц, входящих перечень потенциально опасных в сфере финансовых махинаций, и осуществляет множество других функций.

Легализация в других сферах

В заключении хотелось бы отметить, что процесс легализации в Российской Федерации в последнее время захватывает практически все сферы общественной жизни и государственного устройства – доходы государственных служащих становятся открытыми, капиталы выводятся из-за рубежа, работодатели стараются строить трудовые отношения с работниками в соответствии с законом.

И если каждый гражданин или организация осознают необходимость вести деятельность в соответствии с установленными нормами, негативные последствия во внешнеэкономической, финансовой и политической сферах окажутся куда менее значительными и пагубными.

Читайте также: