Латинская америка как живут граждане латинской америки бедность есть там или нет

Обновлено: 12.05.2024

Латинская Америка имеет очень выгодное географическое положение и колоссальные запасы природных ресурсов. Она может являться мировым лидером во многих областях, однако многие страны находятся на стадии развития и не используют возможности материка. Территория континента занимает четвертое место по площади в мире. Здесь находится много крупных рек, самая длинная и полноводная Амазонка. Речные системы среднего размера впадают в тихоокеанский бассейн. На материке находится Амазония – удивительные заросли тропических влажных лесов, которые называют легкими планеты.

Население Латинской Америки кратко – плотность населения Латинской Америки

Население составляет 627 тысяч человек. На территориях Латинской Америки люди расселяются по определенным принципам. Основные особенности расселения граждан на континенте:

  1. Регион признан одним из самых незаселенных в мире. Плотность жителей на квадратный километр составляет 29 человек. При этом островные участки максимально заселены людьми, например, Доминиканская Республика.
  2. Большое влияние на населенность оказывает экономическое, политическое, климатическое состояние района. В последнее время большинство латиноамериканцев стремятся переехать в крупное государство, поселиться в мегаполисе. Небольшие, неразвитые страны граждане покидают по причине бедности и отсутствия рабочих мест.
  3. Жители региона единственные настолько далеко продвинулись в освоении плоскогорий, они максимально высоко поднялись на горные хребты, обустроив на них районы и поселения.

Большой процент земель остается неосвоенным, в таких местностях совершенно нет людей, коммуникаций. Это касается лесов, горных систем, засушливых пустынь. Больше всего латиноамериканцев живут в крупных городах и на Карибских островах. Многие отдают предпочтение Эквадору, Перу, Боливии. Народы Латинской Америки говорят преимущественно на испанском языке, хотя в Бразилии очень популярен португальский язык. Самая белая страна Латинской Америки – Уругвай, на втором месте по количеству белокожих граждан находится Аргентина.

Особенности населения Латинской Америки – этнический состав Латинской Америки

Особенности населения Латинской Америки

Латинский народ – коренные жители региона, в шестнадцатом столетии массово погибали от заболеваний, приходивших из Европы. Оставшиеся из них были истреблены в процессе колонизации. Когда земли Латинской Америки превратились в колонии, на территории начали завозить чернокожий народ. Каждый африканец обустраивался в регионе, будучи рабом. Сами завоеватели также постепенно переселялись на свои колониальные земли. Так в городах и странах появились голландцы, французы, англичане, португальцы и испанцы. Основная теория, как формировался этнический состав латиноамериканских земель:

  • Появление первых креолов стало результатом объединения между португальцами и испанцами;
  • Смешение индейской и европеоидной расы привело к появлению метисов;
  • Мулатами называли потомков негров и европейцев;
  • Смешение индейцев и негроидной расы – самбо.

На сегодняшний день больший процент жителей Латинской Америки составляют метисы – 57-60% всего населения. Наиболее густо населена метисами Мексика – 82%. Доля белокожих людей – до двадцати процентов. Большая часть проживает в таких городах, как Коста-Рика, Уругвай, Аргентина. В основном это португальцы, итальянцы и испанцы. Также можно встретить немцев и жителей Восточной Европы.

На долю чернокожих приходится 9%. Это потомки завезенных в колонии рабов, которых было около десяти миллионов. В начале девятнадцатого века владельцы плантаций привезли в Латинскую Америку китайцев и индусов. Сейчас индусы проживают в Гайане и некоторых других городах, где составляют почти половину населения. Общая численность – полмиллиона индусов на всех латиноамериканских землях. Мелкие группы китайцев проживают в центральных регионах.

Коренные народы Латинской Америки – интересные факты

Согласно антропологическим исследованиям, коренное население Латинской Америки подразделялось на два класса:

  • Североамериканский народ;
  • Центральный, южноамериканский народ.

Колонизация полностью уничтожила коренных жителей. Несмотря на огромное количество мигрантов, ситуация не изменилась. Только после окончания войн численность населения начала понемногу увеличиваться. В 1850 году она составляла 35 миллионов. К началу двадцатого века достигла 63 миллионов человек. Низкие показатели естественного прироста и высокий уровень смертности не давали быстро восстанавливать численность жителей.

Сегодня выделяют три самых густонаселенных государства:

  1. Крупнейшая по численности населения страна Латинской Америки – это Бразилия. Здесь численность жителей практически достигла отметки в двести миллионов.
  2. На втором месте находится Мексика со 122 миллионами граждан.
  3. Замыкает тройку лидеров Колумбия. Сегодня здесь живет около 48 миллионов человек.

Современные демографические исследования указывают на то, что регион является самым молодым среди всех континентов мира. Здесь более 46% жителей – дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста. Процент пожилых людей старше шестидесяти – 7%.

Каждая страна стремительно развивает аграрный и промышленный сектор. Сейчас присутствует колоссальная разница между нынешним уровнем жизни и ситуацией несколько десятилетий назад.

Эта статья - рекомендации для тех людей, которые мало себе представляют Латинскую Америку, слышали только, что в Бразилии карнавал, а на Кубе мучачи, и размышляют, в какую бы страну съездить. Это будет краткий, схематичный отчёт, исключительно моё, субъективное мнение о латиноамериканских странах. Где то я пожил больше, где то меньше. И у меня сложилось о каждой стране впечатление. Это будет не восторженно-восхищённый взгляд человека, попавшего из московского января на кубинский пляж, а трезвая и рассудительное сравнительная оценка, какая страна лучше, а какая хуже. На МОЙ взгляд. Всё будет субъективно. Но я надеюсь, это поможет выбрать страну для путешествия тем, кто не был в Латинской Америке вообще никогда. Итак преступим. Сперва наглядная таблица.

Теперь немного подробнее о каждой стране. В этой части я расскажу про худшие и средние с моей точки зрения страны Латинской Америки: Венесуэла, Никарагуа, Гватемала, Гондурас, Куба, Парагвай, Эквадор, Уругвай и Чили

Венесуэла не самая худшая страна исходя из моего собственного рейтинга, но я поставил её на почётное худшее, первое место потому, что она самая опасная. Да, там есть интересные и красивые места типа водопада Анхель или острова Маргарита. Но всё сильно омрачает то, что в этой стране вы подвергаетесь настоящей опасности. Дело в том, что в Венесуэле имеется чёрный курс доллара, и разница с курсом официальным - гигантская. Поэтому все иностранцы едут туда с наличными долларами. А иностранец в Венесуэле виден за версту. Виден он и бандитам, и коррумпированной полиции. Которая сама не прочь поживится тем, что имеется у туристов. Было масса тому живых примеров, да и у меня полицейские Венесуэлы собирались "конфисковать" деньги. Мировая телезвезда Чавес, за 17 лет своего царствования и болтовни с экранов ТВ, так и не изменил свою страну. При нём она скатилась в самые опасные страны в мире. Согласно многим рейтингам самых опасных городов мира, Каракас уверенно держит второе-третье место.

Хотя конечно и в Каракасе есть красивые места. Только чувствуешь себя там как на фронте: "больше 20 долларов не брать, мобилу оставить в отеле, фотоаппарат - только самый дешёвый, и вынимать только в определённых местах, где есть полиция и безопасно". У тамошних жителей от постоянного чувства опасности и сознание немного смещённое: решётки на окнах в Каракасе ставят до 12 этажа.

И помните, что в Венесуэле нет ничего такого, чего вы не встретите в других странах. Потрясающее Карибское море есть в Панаме, Коста-Рике, Мексике, Доминикане, да даже в Гондурасе! Водопады в Аргентине и Бразилии, а немецкий городок лучше смотреть в настоящей Германии. Несколько моих фотографий Венесуэлы:

Никарагуа поражает сразу от границы. Когда выезжаешь из зелёной, цветущей Коста-Рики, и попадаешь в Никарагуа, удивляет ободранная голая земля, грязь, нищета и общее уныние. В таких странах почему то и отели стоят неадекватно дорого. Помню в одном маленьком городке мне предложили отель с земляным полом за 25 долларов. Хотя конечно в столице, Манагуа можно найти отели и по разумной цене. Но общая "картирнка" Никарагуа весьма и весьма депрессивна. Однообразные, безликие города, бедное, пузатое население. У никарагуанских мужчин есть мода, вставлять себе золотые зубы, и носить усы. В Никарагуа имеются и туристические места, это и вулканы, и побережье Карибского моря, и городок Гранада. Но я не умею абстрагироваться от унылого окружения. Тяжело радоваться когда всё кругом в руинах. Кроме того Никарагуа опасна, там вас с радостью ограбят, а могут и убить за 10 долларов. В столице страны меня поразили 2 вещи: моча, обыденно журчащая по главной площади, и большие трущобы нищих, расположенные неподалёку от правительственных зданий. Два дня в Никарагуа можно вытерпеть, больше - тяжело. Но прошу отметить, в Никарагуа я приехал после нескольких месяцев странствий по другим латиноамериканским странам, в том числе таким райским, как Коста-Рика, Панама и Колумбия. А вот несколько моих фотографий Никарагуа

Гватемала так же уныла и скучна как Никарагуа и Гондурас. Страна эта опасна, депрессивна, и делать там нечего! В русском языка страной - нарицательным является Гондурас, а в испанском - Гватемала. Ведь mala - по-испански - плохая. Латиноамериканцы часто шутят про какое-нибудь нехорошее жизненное явление: Guate - mala, Guate - peor , что переводится как Гвата-плохая, Гвата-худшая. Что можно делать в Гватемале, когда в каких то 5 часах от неё находится замечательная Мексика. Сами гватемальцы валом валят в поисках счастья в Мексику. Увиденные мной города и природа Гватемалы тоже убоги и однообразны. Я скажу честно, Гватемалу я смотреть не стал. Я въехал в неё после печальных Никарагуа и Гондураса, увидел то же безысходное уныние, и сразу купил билет до Мексики, чтоб уехать оттуда в тот же день. Хотя некоторые люди, туристы находят что то интересное в этих странах, какие то вулканы, пирамиды. Но вулканы есть в Коста-Рике, а пирамиды в Мексике. А фотографий Гватемалы у меня мало, потому что опасно там ходить по улице и фотографировать.

Гондурас, как это ни странно немного душевнее Никарагуа и Гватемалы (но это ещё не означает, что туда стоит специально ехать). В Гондурасе есть симпатичные места с милой природой, почему-то там много наших, русских сосен. Конечно они всё равно отдают центрально-американской депрессухой, но всё-таки чем то Гондурас хорош. Ну и название опять же манит. По-испански кстати слово Honduras - старинное, красивое и поэтичное, означает "глубины". Вот некоторые мои гондурасские кадры.

Куба - самая популярная страна у российских туристов. И это совершенно несправедливо. Я очутился на Кубе после посещения почти всех стран Латинской Америки, и меня сильно поразило, то, насколько она хуже. Чего такого есть на Кубе, что нельзя найти в других Латиноамериканских странах? Ну наверное только социализм, обилие старых машин, и рушащихся старинных зданий. В любой, латинской стране качество отдыха будет выше, а стоимость ниже чем на Кубе. Пляжи с тем же самым Карибским морем есть в Панаме, Коста-Рике, Колумбии и Мексике (не говоря о Гондурасе с Никарагуа). Колониальной архитектуры полно во многих латиноамериканских городах, но она там не такая убитая. Девушки гораздо добрее и как то человечнее тоже везде кроме Кубы. На Кубе это биороботы, те, которым не очень стыдно вешаются на туристов в надежде, что их вывезут. ну или хоть подзаработать. Народ на Кубе русским туристам кажется приветливым и добрым. Но ЭТО - не народ. Это небольшой процент кубинцев, работающих в туризме, вернее клянчащих что-нибудь у туристов на улицах. Да, они насобачились вести себя с туристами так, как это понравится туристам. Сами же кубинцы, которые у туристов не на виду - довольно грубый неприветливый народ. На Кубе проблемы с едой, нет интернета, везде какие то проблемы, с такси, с городскими автобусами, с автобусами междугородными. Нет палаток с чипсами, хот-догами или жевачкой. Думаю, Куба стала таким известным туристическим местом из-за своего социализма, всем интересно на это посмотреть. Наверное единственный реальный плюс Кубы, который был до последнего времени, это её безопасность. Но и это перестало существовать, так как за последние несколько лет появилось приличное число свидетельств туристов о том, как их обворовывали и грабили. Вот она, Куба реальная.

Хочется сказать, что начиная со следующего пункта, все страны хорошие по своему. И для жизни, и для путешествия в каждой из следующих стран есть свои большие плюсы.

Парагвай - страна самая малоизвестная среди латиноамериканских. О нём мало знают не только русские и европейцы, о нём почти ничего не известно самим латиноамериканцам. Но Парагвай не плох. Парагвай - типичная латиноамериканская страна. А у такой страны имеются несколько признаков: автобусы - старые, раздолбанные и носящиеся как попало, торговцы всякой мелочью в этих автобусах и на улицах, не богатая жизнь, латиноамериканская музыка, простой и открытый народ, невысокие цены. Да, Парагвай провинциален но он мил и уютен. Он не нищ, в нём имеются и богатые районы, и обычные районы. В Парагвае красивая природа, там всегда зелено. И конечно он очень дёшев. Народ в Парагвае очень добр, открыт и душевен, это тоже отличительная черта этой страны. Столица Асунсьон стоит того, чтобы её посмотреть, в ней есть и железнодорожный музей, и огромныекрасивые парки, река, и даже прогулки на корабле. Парагвай единственная латиноамериканская страна, где полноценно используется язык аборигенов гуарани. Всё население владеет и использует его наравне с испанским. В Аргентине самое большое количество мигрантов из Парагвая. И когда парагвайцы хотят обсудить что то между собой, они говорят на гуарани, что сильно раздражает аргентинцев. Очень интересна в Парагвае деревня индейцев Мака, которые живут обособленно, и не говорят ни на испанском ни на гуарани.

Эквадор - это типичная Латинская Америка. Страна хоть и маленькая, но как то на ней уместились различные климатические зоны. Страна очень дешёвая, спокойная и приятная. Эквадор переводится как экватор. Всё очень просто и лаконично. Просто там и с валютой - это одна из немногих стран мира, где официальная валюта - доллар США, что несомненно удобно. В Эквадоре можно отдыхать на море, правда оно там не "ах" какое, но вполне себе приятное. В Эквадорской столице Кито всегда прохладно. Находится этот город на высоте почти 3 километра. Город интересный, красивый. Есть там и опасные зоны, есть и гламурно-дискотечные. Второй главный город страны - Гуаякиль. Он расположен у русла реки, неподалёку от океанского берега с пляжами. Чистый, спокойный, приятный город. Вообще Эквадор вполне позитивная страна, которая каким то невероятным образом обеспечивает бананами не только Россию, но и кучу других стран мира, в том числе и Аргентину

Уругвай называют латиноамериканской Швейцарией. Причем называют только в русскоязычном интернете. А запустили это словосочетание так называемые "помогалы" по эмиграции, русские, которые уехали в Уругвай в суровые девяностые, и завели такой вот помогальный бизнес. Для своего бизнеса они написали пару красивых статей о том, что Уругвай фантастически спокойная, богатая, удобная и красивая страна. Эти статьи стали перепечатывать турфирмы, которые сами Уругвая не видели, а контент для сайта нужен был. И словосочетание "Уругвай - латиноамериканская Швейцария" стал расползаться по рунету. Уругвай не Швейцария, как и Буэнос-Айрес не Париж. Уругвай - тихая, очень провинциальная страна, бедноватая, но чистая и ухоженная. Есть в нём очень уютные, райские места, например одно из таких мест расположено прямо на противоположном берегу от Буэнос-Айреса, в часе езды на пароме. Это город Колония дель Сакраменто. Тихий городок, с одно-двух этажными домиками, брусчаткой, сосновыми лесами и пляжами. Интересна и столица Уругавая, Монтевидео. Город красивый, с колониальной архитектурой, старым городом, набережными и пляжами. Именно в Монтевидео ездят по выходным купаться половина жителей Буэнос-Айреса. Но не нужно расслаблятся и забывать, что Уругвай - это не Швейцария. В Монтевидео есть опасные районы, да вот хотя бы характерная черта: почти все такси Монтевидео снабжены пластиковой перегородкой между водителем и пассажирами. В целях безопасности. Есть в Уругвае и курорты, например Сюидад дель Эсте, но туда я ехать не советую, он неадекватно дорог, но при этом довольно уныл. Отдельные места Уругвая напоминают спокойную, тихую Европу, а некоторые нищую Латинскую Америку, таким образом это страна яркая, живописная и интересная.

Чили страна хорошая! В Чили порядок, в Чили нет аргентинской расхлябанности и гор мусора. Я бы даже сравнил Чили с Германией, а Аргентину с Италией. Люди в Чили позитивны и добры, а достопримечательности захватывающи. Помимо всемирно известных чилийских достопримечательностей -

Атакамы на севере и Патагонии на юге, и в центре страны есть на что посмотреть. Очень интересен Сантьяго - красивый и современный город, а в двух часах езды от него - город порт на склоне холма - Вальпараисо. Он очень романтичен и живописен! Но тем не менее не стоит питать иллюзий. Чили - это всё-таки не Европа, а Латинская Америка со всеми вытекающими. В Чили, в нехороших районах вас запросто могут ограбить.


Известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса размышляет о том, почему Латинскую Америку так долго преследуют нищета, экономический застой и сменяющие друг друга диктаторские режимы. По его мнению, основными препятствиями на пути латиноамериканских стран к процветанию и стабильности являются недоверие к инcтитутам государственной власти, ограниченный доступ к культурным ценностям и ложные масовые представления о либерализме.

Почему этого не происходит в Латинской Америке? Почему наши попытки модернизации снова и снова терпят неудачу? Я думаю, что процесс развития, продвижения цивилизации вперед должен проходить одновременно в областях экономики, политики, культуры, а также этики и морали. В Латинской Америке наблюдается повсеместный недостаток доверия к институтам власти со стороны громадного большинства людей, и это одна из причин того, почему эти институты терпят неудачу. Государственные институты не могут успешно работать в стране, если граждане этого государства в них не верят и, даже наоборот, видят в них не гарантию своей безопасности, правосудия, справедливости, а нечто абсолютно противоположное.

Кое-что подобное произошло, например, и в Венесуэле. Это обладающее громадным экономическим потенциалом государство, которое могло бы стать очень богатым и обеспечить своим гражданам высочайший уровень жизни, вместо этого вынуждено бороться с жестоким кризисом, а возглавляет его грандиозный демагог, который действительно может разрушить страну. Конечно, команданте Чавес (Chavez) пришел к власти совсем не случайно. За него проголосовало подавляющее большинство граждан Венесуэлы, которые были недовольны и даже возмущены той демократией, которую они имели. Однако этот строй только назывался демократией, ведь государственная система была чудовищно поражена коррупцией, что лишало большинство граждан возможности реализовать свои надежды и мечты, в то время как меньшинство, окопавшееся у власти, обогащалось невиданными темпами. Как могут работать в такой ситуации либеральные реформы, которые мы поддерживаем и продвигаем, пусть мы и знаем, что они являются самым эффективным путем развития для страны?

Несовершенство реформ в Перу

Плохо проведенные реформы часто оказываются хуже полного отсутствия преобразований, и Перу является наглядным примером такой ситуации. Во время диктаторского правления Фухимори (Fujimori) и Монтесиноса (Montesinos) в период с 1990 по 2001 год мы, казалось, наблюдали проведение радикальных либеральных реформ. В Перу было приватизировано больше государственных предприятий, чем в любой другой латиноамериканской стране. А что получилось в результате приватизации? Государственные монополии превратились в монополии частные. Почему власти проводили приватизацию? Отнюдь не по тем причинам, по которым это необходимо делать. Мы, либералы, поддерживаем приватизацию, потому что она обеспечивает конкуренцию, а конкуренция способна улучшить качество продукции и услуг, снизить цены и дать возможность иметь частную собственность тем, у кого ее никогда не было, как это было сделано в развитых странах западной демократии. Именно к этому привел процесс приватизации, например, в Великобритании, где в результате реформ частная собственность была широко распределена между акционерами и работниками приватизированных компаний. В Перу же преобразования служили интересам определенной группы людей и позволили обогатиться кучке промышленников, владельцев компаний и тем, кто находится у власти.

Правительство Алехандро Толедо (Alejandro Toledo) попыталось приватизировать несколько компаний, находящихся в Арекипе (Arequipa), городе, где я родился. Толпы местных жителей вышли на улицы, вытащили все булыжники из мостовых, построили баррикады и остановили приватизацию. Если посмотреть на эту проблему, вооружившись цифрам, карандашом и бумагой, ситуация выглядит глупостью, даже полнейшим безумием. Компании, подготовленные для приватизации, не служили никакой цели, просто не выполняли тех функций, которые им доверили. Они были настоящими паразитами на теле общества и государства, т.е. простых перуанцев, а бельгийские фирмы, выигравшие тендер на приобретение этих фирм, собирались вложить в них свои капиталы и обосноваться в Арекипе. Более того, они были готовы сделать дополнительные инвестиции в другие городские проекты и принести тем самым пользу всему городу, однако люди, которых в течение десяти лет правления Фухимори, якобы проводившего либеральные реформы, постоянно обманывали, не поверили ни одному из этих обещаний.

Именно такие процессы происходят в большинстве латиноамериканских стран. Предпринятые в этих государствах преобразования по своей сути вовсе не были либеральными, они представляли собой карикатуру на либеральные реформы. Мы с вами понимаем это, однако этого не знает плохо информированная общественность: многие люди заняты лишь суровой борьбой за выживание, так как страны Латинской Америки стали гораздо беднее за последние три десятилетия, что для меня очень грустно констатировать. Некоторые из этих стран в своей бедности опустились до чудовищного уровня, буквально дошли до полной нищеты.

В конце 2001 года мне довелось посетить место под названием Трапеция Анд (Andean Trapeze) в районе Айякучо (Ayacucho). Эта область, традиционно очень бедная, сильно пострадала в годы террора. Я много раз проезжал через нее в период между 1987 и 1990 годами, и меня искренне ужасала нищета ее жителей. Уж каким бедным и нуждающимся я помнил этот район, но ситуация во время моего последнего визита оказалась намного хуже. Как и все остальные регионы Перу, этот раон был доведен до нищеты — в то самое время, когда группа настоящих бандитов, окопавшихся у власти, обогатилась сверх всякой меры. Поэтому, когда мы говорим о развитии, мы не должны сосредотачиваться только на серии экономических реформ, которые позволят запустить производительные силы рассматриваемой нами страны, увеличить ее экспорт и обеспечить вхождение этого государства в процесс модернизации. Нет, то развитие, которое нам нужно, должно происходить одновременно в разных сферах общественной жизни. Наряду с повышением темпов роста и производственных показателей оно должно обеспечить, чтобы неработающие сегодня институты государственной власти начали, наконец, функционировать, чтобы они пользовались доверием со стороны населения благодаря общности их интересов с гражданами страны. Именно такое положение дел помогает институтам власти эффективно работать в демократическом обществе. Всего этого мы не имеем в Латинской Америке, и именно это является одной из причин неудачи экономических реформ в латиноамериканских странах, даже если эти реформы хорошо спланированы и проведены.

Необходимость очистить сферу политики

Карлос Альберто Монтанер (Carlos Alberto Montaner) однажды сделал заявление, которое, по моему мнению, является абсолютно правильным. Он сказал, что нам необходимо сделать политику чище. Страны не могут развиваться, если те люди, которые находятся у власти, или те, кто наделен политическими полномочиями и обязанностями, похожи на таких лидеров, как Алеман (Aleman) (Никарагуа), Чавес (Венесуэла) или Фухимори (Перу). Эти политики идут во власть с такой же целью, с какой воры влезают в чей-нибудь дом. Они входят в правительство, чтобы грабить население, воровать общественные средства и обогащаться наиболее быстрыми и циничными способами. Как же в таком случае политика может стать привлекательной сферой деятельности для людей, имеющих идеалы? Естественно, молодежь рассматривает политику в качестве средства грабежа. Единственный способ очистить эту сферу деятельности, заключается в том, чтобы ввести в политику порядочных людей, которые не воруют, делают то, что обещают, и не лгут или лгут только самую малость, так как некоторая ложь, возможно, является здесь неизбежной.

Культура и либерализм

Другим фундаментальным аспектом общего развития является развитие культуры. К сожалению, культура в Латинской Америке — это, за некоторыми исключениями, привилегия меньшинства, а в некоторых случаях даже крохотного меньшинства. Люди, живущие на южноамериканском континенте, обладают огромными творческими способностями, они дали миру великих музыкантов, художников, поэтов, писателей и мыслителей, однако в действительности доступ к культуре в наших странах имеет только незначительно малая часть населения, а большинство граждан отлучено от нее. На таком фундаменте нельзя построить подлинную демократию и работающие институты власти, невозможно проводить либеральные реформы, которые способны принести творческой и производительной части населения те результаты, которых они заслуживают. К несчастью, этого не осознают в Латинской Америке. Культура рассматривается теми, кто знает о ее существовании, как отдельный мир, какое-то увлечение, некое возвышенное подобие занятия, которому предаются на досуге, а совсем не то, чем она является на самом деле, т.е. основным инструментом развития способностей принимать трезвые решения в личной и семейной жизни, профессиональной деятельности и, в первую очередь, в сфере политики, когда настанет момент, требующий моментальной реакции.

Прогресс и цивилизация

Сейчас я хотел бы остановиться на феномене Чили в связи с некоторыми высказываниями Эрнана Бучи (Hernan Buchi), моего друга, умного человека и политического деятеля, который, работая в качестве министра в чилийском правительстве, смог провести несколько эффективных и достойных восхищения реформ. Чили — это уникальная для истории Латинской Америки страна, ее уникальность заключается в том, что военная диктатура в лице режима генерала Пиночета сумела добиться там некоторых успехов в экономике. Пиночет позволил либеральным экономистам провести хорошо продуманные функциональные реформы. Я был рад за Чили, и я всегда упоминаю эту страну, однако она не является достойным подражания примером: подлиный либерал никогда не сможет оправдать диктатуру. Это понимать очень важно. Феномен Чили — это счастливый случай, очень благотворный для страны. Однако многие латиноамериканцы желают сделать этот счастливый случай моделью для собственной страны. Они не устают повторять, что для успешного развития им необходим новый Пиночет. Своей популярностью Фухимори в огромной степени был обязан тому, что многие перуанцы увидели в нем подобие Пиночета. Это является заблуждением — история, конечно, знала счастливые случаи, однако фундаментальная истина заключается в том, что диктатура никогда не была подходящим решением для тех проблем, которые существуют в странах Латинской Америки. Все диктаторы, с одним исключением, представленным Чили, только усугубляли проблемы, которые, по их словам, они собирались разрешить — застой, истощение экономики или крах институтов государственной власти. Диктатуры внесли самый большой вклад в формирование политического цинизма, который, возможно, представляет собой самую заметную характеристику латиноамериканских стран. Для громадного большинства местных жителей политика — это искусство обогащаться, искусство грабежа. Люди верят в это, потому что на протяжении большей части своей истории они жили именно в таких условиях, и в этом виноваты диктатуры. Они сделали коррупцию естественной формой правления и, таким образом, создали то циничное отношение к политике, которое мешает странам Латинской Америки успешно развиваться сегодня.

Я думаю, что для нас, для либералов, каковыми, с моей точки зрения, все мы и являемся, очень важно координировать наши усилия и обмениваться информацией, ведь на данном этапе истории либерализм подвергается нападкам со стороны многих людей, понимающих его неправильно. Многие, иногда очень добропорядочные, граждане рассматривают его, как идеологию, враждебную прогрессу и справедливости. Для них либерализм стал синонимом эксплуатации, стремления к наживе и безразличного, даже циничного отношения к нищете и дискриминации. Мы знаем, что такой взгляд является не только неточным, но и чудовищно несправедливым по отношению к философской доктрине, которая лежит в основе любого прогресса в политической, экономической или культурной области, когда-либо достигнутого человечеством. Либерализм является традицией, которая нуждается в защите не только потому, что мы должны уважать истину. Ведь мы живем в очень сложный момент истории, когда прогресс и цивилизация находятся под угрозой.


Известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса размышляет о том, почему Латинскую Америку так долго преследуют нищета, экономический застой и сменяющие друг друга диктаторские режимы. По его мнению, основными препятствиями на пути латиноамериканских стран к процветанию и стабильности являются недоверие к инcтитутам государственной власти, ограниченный доступ к культурным ценностям и ложные масовые представления о либерализме.

Почему этого не происходит в Латинской Америке? Почему наши попытки модернизации снова и снова терпят неудачу? Я думаю, что процесс развития, продвижения цивилизации вперед должен проходить одновременно в областях экономики, политики, культуры, а также этики и морали. В Латинской Америке наблюдается повсеместный недостаток доверия к институтам власти со стороны громадного большинства людей, и это одна из причин того, почему эти институты терпят неудачу. Государственные институты не могут успешно работать в стране, если граждане этого государства в них не верят и, даже наоборот, видят в них не гарантию своей безопасности, правосудия, справедливости, а нечто абсолютно противоположное.

Кое-что подобное произошло, например, и в Венесуэле. Это обладающее громадным экономическим потенциалом государство, которое могло бы стать очень богатым и обеспечить своим гражданам высочайший уровень жизни, вместо этого вынуждено бороться с жестоким кризисом, а возглавляет его грандиозный демагог, который действительно может разрушить страну. Конечно, команданте Чавес (Chavez) пришел к власти совсем не случайно. За него проголосовало подавляющее большинство граждан Венесуэлы, которые были недовольны и даже возмущены той демократией, которую они имели. Однако этот строй только назывался демократией, ведь государственная система была чудовищно поражена коррупцией, что лишало большинство граждан возможности реализовать свои надежды и мечты, в то время как меньшинство, окопавшееся у власти, обогащалось невиданными темпами. Как могут работать в такой ситуации либеральные реформы, которые мы поддерживаем и продвигаем, пусть мы и знаем, что они являются самым эффективным путем развития для страны?

Несовершенство реформ в Перу

Плохо проведенные реформы часто оказываются хуже полного отсутствия преобразований, и Перу является наглядным примером такой ситуации. Во время диктаторского правления Фухимори (Fujimori) и Монтесиноса (Montesinos) в период с 1990 по 2001 год мы, казалось, наблюдали проведение радикальных либеральных реформ. В Перу было приватизировано больше государственных предприятий, чем в любой другой латиноамериканской стране. А что получилось в результате приватизации? Государственные монополии превратились в монополии частные. Почему власти проводили приватизацию? Отнюдь не по тем причинам, по которым это необходимо делать. Мы, либералы, поддерживаем приватизацию, потому что она обеспечивает конкуренцию, а конкуренция способна улучшить качество продукции и услуг, снизить цены и дать возможность иметь частную собственность тем, у кого ее никогда не было, как это было сделано в развитых странах западной демократии. Именно к этому привел процесс приватизации, например, в Великобритании, где в результате реформ частная собственность была широко распределена между акционерами и работниками приватизированных компаний. В Перу же преобразования служили интересам определенной группы людей и позволили обогатиться кучке промышленников, владельцев компаний и тем, кто находится у власти.

Правительство Алехандро Толедо (Alejandro Toledo) попыталось приватизировать несколько компаний, находящихся в Арекипе (Arequipa), городе, где я родился. Толпы местных жителей вышли на улицы, вытащили все булыжники из мостовых, построили баррикады и остановили приватизацию. Если посмотреть на эту проблему, вооружившись цифрам, карандашом и бумагой, ситуация выглядит глупостью, даже полнейшим безумием. Компании, подготовленные для приватизации, не служили никакой цели, просто не выполняли тех функций, которые им доверили. Они были настоящими паразитами на теле общества и государства, т.е. простых перуанцев, а бельгийские фирмы, выигравшие тендер на приобретение этих фирм, собирались вложить в них свои капиталы и обосноваться в Арекипе. Более того, они были готовы сделать дополнительные инвестиции в другие городские проекты и принести тем самым пользу всему городу, однако люди, которых в течение десяти лет правления Фухимори, якобы проводившего либеральные реформы, постоянно обманывали, не поверили ни одному из этих обещаний.

Именно такие процессы происходят в большинстве латиноамериканских стран. Предпринятые в этих государствах преобразования по своей сути вовсе не были либеральными, они представляли собой карикатуру на либеральные реформы. Мы с вами понимаем это, однако этого не знает плохо информированная общественность: многие люди заняты лишь суровой борьбой за выживание, так как страны Латинской Америки стали гораздо беднее за последние три десятилетия, что для меня очень грустно констатировать. Некоторые из этих стран в своей бедности опустились до чудовищного уровня, буквально дошли до полной нищеты.

В конце 2001 года мне довелось посетить место под названием Трапеция Анд (Andean Trapeze) в районе Айякучо (Ayacucho). Эта область, традиционно очень бедная, сильно пострадала в годы террора. Я много раз проезжал через нее в период между 1987 и 1990 годами, и меня искренне ужасала нищета ее жителей. Уж каким бедным и нуждающимся я помнил этот район, но ситуация во время моего последнего визита оказалась намного хуже. Как и все остальные регионы Перу, этот раон был доведен до нищеты — в то самое время, когда группа настоящих бандитов, окопавшихся у власти, обогатилась сверх всякой меры. Поэтому, когда мы говорим о развитии, мы не должны сосредотачиваться только на серии экономических реформ, которые позволят запустить производительные силы рассматриваемой нами страны, увеличить ее экспорт и обеспечить вхождение этого государства в процесс модернизации. Нет, то развитие, которое нам нужно, должно происходить одновременно в разных сферах общественной жизни. Наряду с повышением темпов роста и производственных показателей оно должно обеспечить, чтобы неработающие сегодня институты государственной власти начали, наконец, функционировать, чтобы они пользовались доверием со стороны населения благодаря общности их интересов с гражданами страны. Именно такое положение дел помогает институтам власти эффективно работать в демократическом обществе. Всего этого мы не имеем в Латинской Америке, и именно это является одной из причин неудачи экономических реформ в латиноамериканских странах, даже если эти реформы хорошо спланированы и проведены.

Необходимость очистить сферу политики

Карлос Альберто Монтанер (Carlos Alberto Montaner) однажды сделал заявление, которое, по моему мнению, является абсолютно правильным. Он сказал, что нам необходимо сделать политику чище. Страны не могут развиваться, если те люди, которые находятся у власти, или те, кто наделен политическими полномочиями и обязанностями, похожи на таких лидеров, как Алеман (Aleman) (Никарагуа), Чавес (Венесуэла) или Фухимори (Перу). Эти политики идут во власть с такой же целью, с какой воры влезают в чей-нибудь дом. Они входят в правительство, чтобы грабить население, воровать общественные средства и обогащаться наиболее быстрыми и циничными способами. Как же в таком случае политика может стать привлекательной сферой деятельности для людей, имеющих идеалы? Естественно, молодежь рассматривает политику в качестве средства грабежа. Единственный способ очистить эту сферу деятельности, заключается в том, чтобы ввести в политику порядочных людей, которые не воруют, делают то, что обещают, и не лгут или лгут только самую малость, так как некоторая ложь, возможно, является здесь неизбежной.

Культура и либерализм

Другим фундаментальным аспектом общего развития является развитие культуры. К сожалению, культура в Латинской Америке — это, за некоторыми исключениями, привилегия меньшинства, а в некоторых случаях даже крохотного меньшинства. Люди, живущие на южноамериканском континенте, обладают огромными творческими способностями, они дали миру великих музыкантов, художников, поэтов, писателей и мыслителей, однако в действительности доступ к культуре в наших странах имеет только незначительно малая часть населения, а большинство граждан отлучено от нее. На таком фундаменте нельзя построить подлинную демократию и работающие институты власти, невозможно проводить либеральные реформы, которые способны принести творческой и производительной части населения те результаты, которых они заслуживают. К несчастью, этого не осознают в Латинской Америке. Культура рассматривается теми, кто знает о ее существовании, как отдельный мир, какое-то увлечение, некое возвышенное подобие занятия, которому предаются на досуге, а совсем не то, чем она является на самом деле, т.е. основным инструментом развития способностей принимать трезвые решения в личной и семейной жизни, профессиональной деятельности и, в первую очередь, в сфере политики, когда настанет момент, требующий моментальной реакции.

Прогресс и цивилизация

Сейчас я хотел бы остановиться на феномене Чили в связи с некоторыми высказываниями Эрнана Бучи (Hernan Buchi), моего друга, умного человека и политического деятеля, который, работая в качестве министра в чилийском правительстве, смог провести несколько эффективных и достойных восхищения реформ. Чили — это уникальная для истории Латинской Америки страна, ее уникальность заключается в том, что военная диктатура в лице режима генерала Пиночета сумела добиться там некоторых успехов в экономике. Пиночет позволил либеральным экономистам провести хорошо продуманные функциональные реформы. Я был рад за Чили, и я всегда упоминаю эту страну, однако она не является достойным подражания примером: подлиный либерал никогда не сможет оправдать диктатуру. Это понимать очень важно. Феномен Чили — это счастливый случай, очень благотворный для страны. Однако многие латиноамериканцы желают сделать этот счастливый случай моделью для собственной страны. Они не устают повторять, что для успешного развития им необходим новый Пиночет. Своей популярностью Фухимори в огромной степени был обязан тому, что многие перуанцы увидели в нем подобие Пиночета. Это является заблуждением — история, конечно, знала счастливые случаи, однако фундаментальная истина заключается в том, что диктатура никогда не была подходящим решением для тех проблем, которые существуют в странах Латинской Америки. Все диктаторы, с одним исключением, представленным Чили, только усугубляли проблемы, которые, по их словам, они собирались разрешить — застой, истощение экономики или крах институтов государственной власти. Диктатуры внесли самый большой вклад в формирование политического цинизма, который, возможно, представляет собой самую заметную характеристику латиноамериканских стран. Для громадного большинства местных жителей политика — это искусство обогащаться, искусство грабежа. Люди верят в это, потому что на протяжении большей части своей истории они жили именно в таких условиях, и в этом виноваты диктатуры. Они сделали коррупцию естественной формой правления и, таким образом, создали то циничное отношение к политике, которое мешает странам Латинской Америки успешно развиваться сегодня.

Я думаю, что для нас, для либералов, каковыми, с моей точки зрения, все мы и являемся, очень важно координировать наши усилия и обмениваться информацией, ведь на данном этапе истории либерализм подвергается нападкам со стороны многих людей, понимающих его неправильно. Многие, иногда очень добропорядочные, граждане рассматривают его, как идеологию, враждебную прогрессу и справедливости. Для них либерализм стал синонимом эксплуатации, стремления к наживе и безразличного, даже циничного отношения к нищете и дискриминации. Мы знаем, что такой взгляд является не только неточным, но и чудовищно несправедливым по отношению к философской доктрине, которая лежит в основе любого прогресса в политической, экономической или культурной области, когда-либо достигнутого человечеством. Либерализм является традицией, которая нуждается в защите не только потому, что мы должны уважать истину. Ведь мы живем в очень сложный момент истории, когда прогресс и цивилизация находятся под угрозой.

Читайте также: