Куда обращаться если не получил выплату за самоизоляцию

Обновлено: 18.05.2024

С 26 марта по 14 апреля 2020 москвичам старше 65 лет и гражданам, с хроническими заболеваниями необходимо соблюдать домашний режим.

4000 рублей разовая материальная помощь московским пенсионерам за режим самоизоляции.

Как получить выплату 4000 за коронавирус, куда обращаться?

Жителям Москвы и Московской области на период карантина и самоизоляции власти выплачивают по 4000 и 3000 соответственно. Выплата будет единовременной. Для ее получения не нужно никуда ходить. Ее добавят пенсионерам в ближайшую пенсию, которую они будут получать.

Но есть также люди с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, хронические заболевания легких, онкологические, перенесшие инсульт или инфаркт. таким людям также положены выплаты. Вот им нужно позаботиться о себе и позвонить по следующему номеру:

Естественно, они должны стоять на учете по своему заболеванию в больнице.

23 марта 2020 года Мэр Москвы издал Указ, по которому вводятся дополнительные ограничительные меры по коронавирусу, в том числе было объявлено об обязанности москвичей старше 65 лет и гражданам с определенными (список ниже) заболеваниями находиться на режиме самоизоляции, в качестве компенсации за самоизоляцию они получат по 4000 рублей, но только при условии соблюдении карантина:

нахождении в течение 14 дней с 26.03.20 по 14.04.20 в своей квартире или на даче;

выходе на улицу только в маске в исключительном случае и не в места массового скопления.

Москвичам старше 65 лет выплату в 4000 рублей выплатят вместе с очередной пенсией, никаких заявлений и обращений не требуется.

С какими заболеваниями положена выплата 4000 рублей в Москве:


Уже через несколько дней, а точнее 26.03.20, начнётся в Москве и области режим самоизоляции. Его вводят в связи с пандемией коронавируса для людей, которые находятся в группе риска, а это пожилые от 65 лет и те, кто моложе, но с хроническими заболеваниями, да онкологией. В Москве за этот карантин выплатят по 4 тысячи рублей, а в Подмосковье 3 тысячи. Выплаты разобьют на 2 части. Первую дадут как аванс, а вторую уже когда закончится карантин. Пенсионерам от 65 лет не надо никуда писать, звонить, им выплатят аванс на карточку социальную, куда приходит обычно пенсия. Возможно, что деньги с пенсией и придут, как доплата. Людям младше 65-ти лет с хроническими или онкологическими заболеваниями, следует позвонить по этому номеру телефона 7(495)870-4509 для уточнения информации и порядка получения денег .

В связи с эпидемией коронавируса, добравшейся до столицы России, и в целях сохранить социально "слабый" контингент города, пожилым москвичам предложили сидеть дома (или находиться на даче), не задумываясь о том, что многие из них единственные в семье кто работает, несмотря на приобретенные заболевания. Если исключить недовольство этих рабочих лошадок, то остальным неработающим гражданам старше 65 лет есть чему обрадоваться: за самоизоляцию (это так теперь называется) Собянин предложил добавить к пенсии в Москве 4 тыс, в подмосковье 3 тыс. рублей одноразово, если граждане старше 65 лет две недели не посещают публичные места и ходят в масках в магазин.

Указ действует в периоде


Горячая линия консультаций по телефону 84958704509.

Указом мэра Москвы обязанности по организации и контролю начисления и выплаты соц-пособий пожилым (старше шестидесяти пяти лет) жителям Москвы возложена на московский Департамент социальной защиты. Это пособие является разовой выплатой, которая призвана компенсировать дискомфорт, неудобства и непредвиденные расходы во время соблюдения режима самоизоляции в период, который начнется с 26 марта 2020 года и продлится 21 день.

Никуда обращаться не нужно. Выплату суммы размером 4000 рублей решено разбить на две части, первую из которых (2000 рублей) авансом выплатят вместе с положенной пенсией, а оставшиеся 2000 рублей выплатят по окончанию срока только тем, кто не нарушал режим самоизоляции.

Согласно указу мэра города Москвы Собянина С.С. ответственность за организацию выплат социальных пособий лицам старше 65 лет и с хроническими заболевания на время карантина возложена на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Согласного информации, размещенной на официальном сайте Департамента выплаты оформят органы социальной защиты в беззаявительном порядке.

Жителям старше 65 лет она будет зачислена на счет, куда ежемесячно перечисляется пенсия и другие социальные выплаты. Получателям выплат через почтовые отделения выплаты будут тоже оформлены беззаявительно и доставлены на дом.

Согласно Указу Мэра, всем людям с хроническими заболеваниями, находящимся на самоизоляции, выплату оформят в индивидуальном порядке после обращения на горячую линию по телефону 8 (495) 870-45-09, подтверждения сведений о заболевании и получения сведений о счете в кредитной организации. Личного обращения не требуется, достаточно позвонить и дождаться ответного звонка от сотрудника районного отдела социальной защиты по месту жительства.

Разовая адресная социальная помощь в размере 2 тысяч рублей будет предоставлена лицам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями после начала режима самоизоляции и по завершении режима самоизоляции при условии отсутствия систематических нарушений режима.

В условиях продолжающегося распространения в России коронавирусной инфекции – по состоянию на 26 марта на территории страны выявлено 840 случаев заболевания, 38 человек выздоровели, два умерли (данные сайта стопкоронавирус.рф, который является официальным интернет-ресурсом для информирования населения по вопросам, связанным с COVID-19) – перечень предпринимаемых санитарно-противоэпидемических мероприятий расширяется, а введенные ранее профилактические меры корректируются. Так, с 19 марта 14-дневной изоляции подлежат все въезжающие на территорию РФ лица, причем в случае невозможности ее осуществления в домашних условиях региональные власти должны организовать этим гражданам карантин в условиях обсерватора (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").

Акты, предусматривающие необходимость самоизоляции определенных лиц, начали появляться еще в начале марта – первой ласточкой стал Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", предусматривающий обязанность прибывших из стран с неблагополучной по распространению коронавирусной инфекции ситуацией граждан обеспечить себе изоляцию на дому в течение 14 дней со дня возвращения в Россию, так что процедуру самоизоляции уже можно назвать отработанной.

Кто же все-таки должен соблюдать самоизоляцию и как?

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

У граждан, хорошо себя чувствующих, но обязанных находиться на самоизоляции на больничном, возникает вопрос: оплатят ли им разницу между размером зарплаты и выплатой по временной нетрудоспособности. Ответ органов здравоохранения однозначен: такая компенсация для лиц, находившихся в карантине, действующим законодательством не предусмотрена.

Сдать по собственной инициативе анализ на наличие коронавирусной инфекции не получится. Минздрав России отмечает, что обследование назначается медицинскими работниками в случае:

  • прибытия гражданина из эпидемиологически неблагополучных по COVID-19 стран и регионов;
  • наличия тесных контактов за последние 14 дней с лицами, находящимися под наблюдением по COVID-19, которые в последующем заболели;
  • наличия тесных контактов за последние 14 дней с лицами, у которых лабораторно подтвержден диагноз COVID-19.

На сайте столичного департамента здравоохранения приводится более обширный список граждан, подлежащих соответствующему обследованию, – в него включены также лица с диагнозом пневмония, с признаками ОРВИ и хронической сопутствующей патологией (сахарный диабет, сердечно-сосудистые или онкозаболевания, заболевания эндокринной системы), лица старше 60 лет с симптомами ОРВИ и даже просто лица с признаками ОРВИ, если врач считает необходимым прохождение ими такого обследования.

Надо полагать, все указанные в этих списках лица относятся к категории граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции.

Как отмечается в тематических материалах, размещенных на сайтах управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ – именно постановлениями территориальных отделов управлений ведомства определяются условия режима изоляции для лиц, подлежащих проверке на COVID-19, контроль за соблюдением изолированным лицом всех ограничений и запретов, которые были включены в понятие "самоизоляция" (надо полагать, они указываются в постановлении), возлагается на участковых уполномоченных полиции. Участковые разъясняют находящемуся в карантине гражданину условия изоляции на дому и последствия нарушения режима – в виде направления в изолятор. Подчеркивается также, что для контроля за соблюдением режима изолированным в домашних условиях лицом могут использоваться электронные и технические средства. Кстати, "слежка" в связи с коронавирусом скоро выйдет на новый уровень – к 27 марта Минкомсвязь России должна организовать создание системы отслеживания граждан, находящихся в контакте с больными коронавирусной инфекцией, на основании данных о геолокации их мобильных телефонов. С ее помощью планируется оповещать таких граждан о самом факте контакта с больным и необходимости самоизоляции, а также направлять соответствующую информацию в оперативные штабы регионов.

Завершается самоизоляция на дому по истечении установленного 14-дневного срока при отсутствии признаков заболевания, что подтверждается отрицательным результатом анализа, взятого на 10 день изоляции. В случае же появления в течение этого срока каких-либо симптомов коронавируса изолированное лицо должно сообщить об этом в осуществляющее наблюдение за ним медучреждение, которое должно будет перевезти его в инфекционный госпиталь.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Знакомая редактора портала ГАРАНТ.РУ поделилась личным опытом пребывания в самоизоляции. 11 марта она контактировала с коллегой, которая, как оказалось впоследствии, являлась носителем коронавирусной инфекции – о заболевании стало известно только 16 марта. После получения этой информации работодатель сообщил девушке о необходимости изолироваться дома, а сведения о ее контакте с больной коллегой служба безопасности организации направила в московский штаб по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом. 18 марта домой к девушке приехали два врача, оформили постановление о режиме изоляции и взяли биоматериал для проведения анализа на COVID-19. Интересно, что специалисты единой горячей линии по коронавирусу, на которую девушка дозвонилась 17 марта с целью уточнить, нужно ли ей пройти соответствующее обследование, сказали, что это необходимо только при наличии симптомов заболевания. Приехавшие к девушке врачи сообщили, что результат анализа будут готов уже на следующий день, но позвонят ей только в случае, если он окажется положительным. 21 марта врачи приехали снова, чтобы сделать повторный анализ (соответствующее исследование проводится два или три – при наличии симптомов ОРВИ – раза). Для получения его результатов рекомендовали звонить в конкретный диагностический центр. Больничный обещали оформить и доставить, но пока для уточнения необходимых для этого данных с девушкой не связывались.

Несколько важных выводов на основе этой истории:

Что будет, если не соблюдать режим изоляции?

Как отмечалось выше, нарушение режима самоизоляции в домашних условиях чревато перемещением в стационар.

Кроме того, поскольку коронавирусная инфекция относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (включена в соответствующий перечень Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66), несоблюдение режима расценивается как невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и может повлечь за собой ответственность: как административную, так и уголовную.

Административный штраф для граждан за данное нарушение незначительный: от 100 до 500 руб. (причем в зависимости от обстоятельств можно отделаться и простым предупреждением, ст. 6.3 КоАП), но нужно понимать, что оштрафовать вас могут вне зависимости от наличия симптомов респираторных заболеваний. На сегодняшний день по результатам проверок, осуществляемых сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями Роспотребнадзора (в первую очередь проверяются приехавшие из-за границы граждане), к административной ответственности за несоблюдение карантинных ограничений привлечены более 500 человек – такие данные сообщил пресс-центр МВД России.

Стоит обратить внимание на то, что никаких оговорок об освобождении каких-либо категорий граждан, например пожилых, режим самоизоляции которых введен с целью защитить их от заболевания, от такой ответственности пока не сделано.

Уголовное наказание за несоблюдение карантина, разумеется, гораздо строже, но и назначается оно, только если нарушение санитарно-эпидемиологических правил привело к наступлению определенных последствий (ст. 236 Уголовного кодекса). Повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей нарушение наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты, иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до года, либо ограничением свободы на такой же срок. Если же такое нарушение привело к смерти человека, то виновному лицу назначаются обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Высока вероятность того, что обозначенное уголовное наказание в ближайшее время будет ужесточено. Согласно разработанному председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем думского Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым законопроекту 1 минимальный штраф по ст. 236 УК РФ может составить 500 тыс. руб., а максимальный – 1 млн руб. либо сумму в размере дохода осужденного за период от трех лет до пяти лет. Предлагается увеличить и сроки альтернативного наказания: права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью виновное лицо смогут лишать на срок одного года до трех лет, такой же срок предусмотрен для принудительных работ и лишения свободы. Предлагаемый период ограничения свободы чуть меньше – от года до двух.

Более строгое наказание планируется назначать за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не только в случае, когда оно привело к смерти человека, но и если данное деяние сопряжено с умышленным созданием угрозы массового заболевания и отравления людей. Наказание соответственно:

  • штраф от 1 до 2 млн руб. или в размере зарплаты либо иного дохода за период от четырех лет до пяти лет;
  • либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет;
  • либо ограничение свободы на срок от двух до четырех лет;
  • либо принудительные работы на срок от трех до пяти лет;
  • либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Более того, законопроект предполагает введение нового квалифицированного состава данного преступления – нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Наказание строгое: принудительные работы от четырех до пяти лет либо лишение свободы на срок от пяти до семи лет.

Как подчеркнул Вячеслав Володин во время пресс-подхода по итогам состоявшегося вчера заседания Совета Госдумы, на котором обсуждался законопроект, решение об ужесточении уголовного наказания было принято именно потому, что далеко не все граждане выполняют предписания соответствующих служб о необходимости находиться на карантине либо самоизолироваться. То есть речь действительно идет как о гражданах, находящихся в специальных учреждениях, так и тех, кто должен соблюдать режим самоизоляции на дому. "Предложение, которое мы вносим, направлено на то, чтобы граждане, которые относятся к окружающим недостаточно ответственно, понимали, что, если будет нанесен вред здоровью тех, кто рядом, наступит наказание. И мы считаем, что это наказание должно быть достаточно жестким, потому что у нас много случаев, когда покидают больницы, покидают карантин, начинают ходить по магазинам, салонам, родственникам, знакомым, наносят вред здоровью тех, кто рядом, – подчеркнул спикер Госдумы. – Штрафы действительно большие, но это соизмеримо с международной практикой, мы знаем примеры, где штрафы еще больше. Что касается ответственности в виде лишения свободы… надеемся до этого не дойдет. Но хотелось бы, чтобы все граждане относились к окружающим с уважением и бережно".

Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на 31 марта. Более того, Вячеслав Володин прогнозирует, что до конца следующей недели проект будет одобрен также во втором и третьем чтениях, поскольку все думские фракции и профильные комитеты поддерживают данную законодательную инициативу.

Нельзя не упомянуть и о поручении Правительства РФ, предусматривающем подготовку предложений об ужесточении ответственности физических и юридических лиц за нарушение введенных в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции карантинных мер. Какое наказание имеется в виду, станет известно совсем скоро – соответствующие инициативы должны были быть подготовлены Минюстом России, МВД России и Минэкономразвития России к 25 марта. Уже сегодня правительство внесет в Госдуму несколько законопроектов, касающихся противодействия распространению коронавируса, которые, по словам Вячеслава Володина, будут рассмотрены в приоритетном порядке.

Что немаловажно, регионы могут сами решить, на каких граждан режим самоизоляции не распространяется. В Москве и Подмосковье, например, к ним отнесены руководители и сотрудники организаций и органов власти, нахождение которых на рабочем месте является критически важным для функционирования учреждения, сотрудники системы здравоохранения, а также иные лица по решению оперативного штаба по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в регионе.

Примерно 7 из 10 пациентов, которых лечили в стационаре по полису обязательного медицинского страхования, не несли дополнительных расходов. Таковы результаты опроса, проведенного по инициативе Федерального фонда ОМС и Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Лечиться можно, и не переплачивая. Фото: Александр Корольков/РГ

Тем не менее до сих пор нередки случаи, когда пациента, пришедшего лечиться бесплатно, под разными предлогами отправляют в кассу. Теневые платежи, которыми больные "благодарят" врача, отследить трудно. Но когда деньги вынуждает платить сама клиника, платеж оформляется документально и проходит через кассу - такие случаи можно зафиксировать и даже вернуть неправомерно потраченное. Обязанность контролировать медиков на предмет излишней "увлеченности" платными услугами возложена на страховые медорганизации. Как показал опрос, около трети россиян готовы обратиться к своему страховщику, чтобы выяснить, правильно ли с них брали деньги, и, если обследовать и лечить должны были бесплатно, получить помощь и добиться возмещения затрат.

Фото: iStock

Россияне до сих пор плохо осведомлены, что именно им полагается в рамках бесплатного оказания медпомощи по ОМС. Многие, например, не знают, что, если в больнице пациенту предлагают купить медикаменты или медизделия, которые назначил врач, - это нарушение. При этом 16 процентов участников опроса вообще не были уверены, что при лечении в стационаре все лекарства больной получает бесплатно, поскольку оплачивает их Фонд ОМС.

Вариантов вымогательства денег у больных много (см. рисунок). Во всех подобных случаях пациенты должны знать: в страховых медорганизациях работают специально обученные люди - страховые представители, которые обязаны им помочь.

"Страховой представитель - это защитник прав пациентов. Если незаконно взимается плата за медицинскую помощь, нарушаются сроки ее предоставления, то следует обращаться именно к нему. Если же клиника нарушает условия предоставления медпомощи, есть страховой поверенный, который отработает такой случай и поможет устранить нарушения", - отмечает вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.

"При наличии любого предложения оплатить помощь в медорганизации, участвующей в программе госгарантий, следует обратиться в страховую медицинскую организацию и проконсультироваться о правомерности оплаты. Если оснований для оплаты нет, то страховой представитель переговорит с главным врачом или заведующим отделением, и вопрос будет решен", - говорит Михаил Пушков, член рабочей группы по развитию ОМС ВСС.


Не выкидывайте чеки

1 Эксперт советует в тех случаях, когда пациент уже заплатил за медицинскую помощь или что-то купил в аптеке, когда находился на лечении в стационаре, сохранить чек, договор на предоставление платных услуг, квитанцию об оплате и обратиться в СМО со всеми этими документами.


2 Далее составляется письменная жалоба. СМО на основе этой жалобы организует проведение экспертизы. Эксперт выясняет, выполнялось ли лечение с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, и устанавливает, проводилось ли финансирование лечения за счет средств ОМС в соответствии с программой госгарантий. Если да, никаких дополнительных платежей с пациента клиника брать не имела права.

3 Составляется и подается претензия в медицинскую организацию, в ней содержится предложение урегулировать конфликт в досудебном порядке и возместить пациенту неправомерно потраченные им деньги.

4 "Обычно все удается решить на этом этапе, но если медорганизация не идет на возмещение средств в досудебном порядке, то приходится обращаться в суд. СМО помогает при подготовке искового заявления и может выступать в суде третьим лицом", - рассказал Михаил Пушков.

"Безусловно, ни одна жалоба и обращение не могут быть проигнорированы. Во всех регионах есть "горячие линии", ни одно обращение не остается без ответа, и по всем жалобам принимаются меры, - говорит глава ФОМС Наталья Стадченко. - Сегодня во всех страховых организациях и территориальных фондах есть кол-центры. Если страховой представитель не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, не защитил его нарушенные права, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС".

Елена Мехоношина

Можно ли сделать предоплату невозвратной? Что будет, если не вернуть деньги? Как подстраховаться от убытков, если клиенты часто отказываются? Рассказываем всё по порядку.

Сделать предоплату невозвратной нельзя

Обычно предприниматели берут предоплату в подтверждение, что клиент точно воспользуется услугой.

К примеру, женщина записывается на маникюр за месяц на последние числа декабря. Перед Новым годом желающих сделать ногти будет много. Поэтому салон сразу берёт с клиентки 2 000 ₽ и бронирует за ней время. Другим желающим на это время откажут.

Ещё пример. В кафе обращается фирма, заказывает кейтеринг на три дня и вносит предоплату 10 000 ₽. Повара и официанты кафе будут заняты в эти дни в офисе фирмы. Приготовить и привезти еду другим клиентам не смогут.

По закону клиент может отказаться от услуги и забрать предоплату в любой момент.

Сделать услугу неотменяемой, а предоплату невозвратной нельзя. Даже если вписать такой пункт в договор с клиентом, он не будет действовать. Нет услуги — нет оплаты. Это называется встречным исполнением обязательств. Правила — из ст. 328, 453, 717, 731, 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о правах потребителей.

В наших примерах получится так. Клиентка передумала делать маникюр — салон обязан вернуть 2 000 ₽. Фирме стал не нужен кейтеринг — кафе обязано вернуть 10 000 ₽.

Но не всё так печально. Из предоплаты можно вычесть свои расходы и оплату уже сделанных услуг. Про это подробно расскажем ниже.

Предоплату надо вернуть в течение семи дней после отказа клиента от услуги. Но в своём договоре с клиентами этот срок можно сделать короче или длиннее — ст. 314 ГК РФ.

Предоплата без состоявшейся услуги — неосновательное обогащение предпринимателя по ст. 1102 ГК РФ. Если деньги не вернуть, клиент заберёт их через суд с процентами и оплатой услуг юриста.

Ещё за отказ вернуть предоплату клиенту-физлицу может оштрафовать Роспотребнадзор по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП грозит от 1000 ₽ до 2000 ₽, юрлицам от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.

Получается, за невозврат женщине 2000 ₽ за маникюр салон рискует заплатить в несколько раз больше.

Продавать невозвратные абонементы тоже нельзя. Правда, там есть исключения, мы говорили о них в отдельной статье.

Из предоплаты удерживают свои расходы и оплату уже оказанных услуг

Может выйти так, что до отмены брони предприниматель уже потратил деньги на клиента. Например, мастер салона купил смываемый лак за 300 ₽, потому что клиентка не хотела гель-маникюр. А кафе закупили шпажки для канапе стоимостью 500 ₽. На этот случай закон защищает предпринимателя.

Клиент обязан оплатить расходы, которые предприниматель уже понёс. Поэтому предоплату возвращают за вычетом таких расходов. В наших примерах салон вернёт 1700 ₽: 2000 ₽ минус 300 ₽ на лак, а кафе вернёт 9500 ₽: 10 000 ₽ минус 500 ₽ за шпажки.

Иногда расходы полностью покрывают предоплату. Тогда к возврату клиенту будет ноль. Если к моменту отказа от кейтеринга в холодильнике кафе уже лежат полуфабрикаты на 10 000 ₽, предоплату можно не возвращать. Правда, полуфабрикаты придётся отдать фирме, если они захотят.

Главное, чтобы у предпринимателя остались чеки на расходы. И чеки должны подтверждать траты на этого самого клиента. На такие случаи лучше оговаривать подробное техзадание. К примеру, прописывать меню кейтеринга в спецификации к договору на обслуживание. Там канапе — значит, нужны шпажки. Если клиент пойдёт судиться, предприниматель покажет суду чеки на шпажки.

А вот вычесть из предоплаты потерянную прибыль нельзя. Это упущенная выгода предпринимателя по ст. 15 ГК РФ. Клиент и снятая бронь тут ни при чём.

Отдельный случай — когда клиент отказался от уже начатой услуги. Если официанты покормили людей один день, а потом фирма отказалась от кейтеринга, она оплачивает только этот день. Часть услуги — часть оплаты.

И ещё — оплату за часть услуги оставляют себе только, если у клиента нет претензий по качеству.

Клиент не пришёл на услугу — оплата не возвращается

Другая ситуация — когда клиент не пришёл в назначенное время, не открыл дверь или просто опоздал. Потом позвонил и потребовал предоплату назад, ведь услуги не было.

Если клиент просто передумал и не пришёл, он обязан оплатить услугу полностью — ст. 781 ГК РФ.

Но если окажется, что клиентка не доехала на маникюр из-за ДТП не по своей вине, удержать из предоплаты можно только свои расходы, а остаток надо вернуть.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что полезного прописать в договоре с клиентом на случай отмены заказа

Вот несколько советов, как уменьшить убытки, если клиенты снимают бронь часто. Сразу скажем: лучше заключать с каждым клиентом договор на бумаге. А это не всем удобно. Если есть возможность, условия можно вписывать в квитанцию, которую выдаёте клиенту, или в чек. Но если услуги дорогие, стоит всё-таки заключать договоры.

Прописать свои расходы

Чтобы избежать споров о расходах, можно сразу прописать в договоре, что к ним относится.

К примеру, кафе может прописать в договоре на обслуживание, что 1000 ₽ уходит на предзаказ машины для доставки продуктов и проезда официантов к месту исполнения услуги. И на случай спора надо быть готовым показать клиенту этот чек.

Разбить услугу на части

Если разбить услугу на этапы с ценами за каждый, сразу видно, сколько денег возвращать. На работы наподобие ремонта или шитья можно составить смету и сделать на неё ссылку в договоре.

Включить в договор условие о задатке

Суть задатка следующая. Клиент платит предпринимателю деньги в счет оплаты по договору. Если клиент отменяет заказ, предприниматель оставляет задаток себе — без всяких чеков на расходы. Если предприниматель сам откажется оказывать услугу, он отдаст задаток в двойном размере — 380, 381 ГК РФ.

Задаток нельзя включить в договор с физлицами. Поэтому такая фишка не подойдёт салонам красоты, ателье, бригадам по ремонту квартир и другим предпринимателям из сферы бытовых услуг. Правило — из ст. 16 Закона о защите потребителей.

Турагентство проиграло спор с клиентами, которые хотели вернуть 40 000 ₽ за отказ от тура. В договоре было условие, что тур неотменяем, а предоплата — это задаток, он не возвращается. Но суд сказал, что физлиц нельзя лишать права на отмену брони, и неважно, что написано в договоре — дело № 33-3534/2019.

А вот оказывать услуги другим предпринимателям с условием о задатке можно. Важно лишь, чтобы из текста договора было ясно, что деньги, которые вносит клиент — это задаток, а не простая предоплата. При этом предоплата может стать задатком, если клиент отменяет бронь поздно.

Вот пример условия для договора:

Стороны пришли к соглашению, что в случае отказа от исполнения договора заказчиком менее чем за 10 дней до даты оказания услуг кейтеринга, внесённая заказчиком предоплата в сумме 10 000 рублей будет считаться внесённой на счёт исполнителя в качестве задатка и не подлежит возврату заказчику в соответствии со ст. 381 ГК РФ.

Статья актуальна на 13.04.2021

Читайте также: