Кто занимает должность министра транспорта

Обновлено: 25.06.2024

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Савельев Виталий Геннадьевич
Министр транспорта Российской Федерации

Зверев Дмитрий Станиславович
Статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации

Нерадько Александр Васильевич
Первый заместитель министра транспорта Российской Федерации - руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

Суханов Александр Викторович
Заместитель министра транспорта Российской Федерации

Цветков Юрий Александрович
Заместитель министра транспорта Российской Федерации

Костюк Андрей Александрович
Заместитель министра транспорта Российской Федерации - руководитель Федерального дорожного агентства

Токарев Владимир Александрович
Заместитель министра транспорта Российской Федерации - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта

Департаменты и отделы

Пашков Константин Анатольевич
Директор Административного департамента

Бакирей Алексей Сергеевич
Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта

Петрова Светлана Анатольевна
Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации

Волков Григорий Андреевич
Директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства

Федорчук Александр Александрович
Директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта

Забралов Игорь Сергеевич
Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта

Кокаев Михаил Анатольевич
И.о. директора департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу

Столяров Евгений Михайлович
Директор департамента имущественных отношений

Александров Роман Владимирович
Директор департамента международного сотрудничества

Малышева Алина Викторовна
Директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности

Егоршев Сергей Михайлович
И.о. директора департамента программ развития

Семенчишин Александр Николаевич
Директор департамента проектной деятельности и мониторинга проектов

Демьянов Анатолий Алексеевич
Директор департамента транспортной безопасности и специальных программ

Баканов Дмитрий Владимирович
Директор департамента цифровой трансформации

Горбачик Татьяна Владимировна
Директор департамента экономики и финансов

Государев Николай Иванович
Начальник мобилизационного отдела

Лисицын Артем Евгеньевич
Начальник отдела внутреннего финансового аудита

Волошин Валерий Владимирович
Начальник специального отдела

Помощники и советники Министра

Кузнецов Павел Эдуардович
Помощник министра транспорта Российской Федерации

Петров Юрий Борисович
Помощник министра транспорта Российской Федерации

Лубаков Тимур Владимирович
Помощник министра транспорта Российской Федерации

Балакшин Михаил Сергеевич
Советник министра транспорта Российской Федерации

Терентьев Виталий Андреевич
Советник министра транспорта Российской Федерации

9 ноября 2020 года Указом президента России Владимир Путина, Евгений Дитрих освобожден от должности Министра транспорта Российской Федерации. Он занимал этот пост с мая 2018 года, до этого был первым заместителем министра транспорта.

6 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации должность первого заместителя министра транспорта объединена с должностью руководителя Федерального агентства воздушного транспорта. Распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина на должность первого замминистра транспорта - руководителя Росавиации назначен Александр Нерадько. Еще одни документом глава кабинета министров России освободил Александра Юрчика от должности заместителя министра транспорта Российской Федерации по его просьбе.

История ведомства

Яков Сиверс

Первым министром транспорта России фактически был Яков Сиверс. В 1798 году он возглавил департамент водяных коммуникаций Российской империи, который, по сути, был предшественником современного министерства транспорта.

На этом посту граф Сиверс уделял повышенное внимание приведению в порядок старых каналов между Невой и Волгой, которые к тому времени пришли в полную негодность. Успешно решив эти задачи, он вышел в отставку в 1800 году.

Первый руководитель министерства в современной России

Виталий Ефимов

Первым министром транспорта России в ее современной истории стал Виталий Борисович Ефимов, который вступил в эту должность в 1991 году. До этого он еще работал в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР, поэтому хорошо знал эту сферу.

Причем фактически был министром с 1990 года, но тогда еще не России, а РСФСР. Именно его заслуга в создании правовой и законодательной базы, на которой и сегодня основана деятельность министерства. Во многом именно Ефимов способствовал сохранению транспортной системы в России в 90-е годы, когда в стране был беспорядок и разруха.

Николай Цах

Министр транспорта России Николай Цах, сменивший Ефимова на этом посту, до этого возглавлял департамент морского транспорта.

Именно при нем была разработана концепция транспортной политики России, которую президент Борис Ельцин утвердил в 1997 году. При Цахе началась приватизация пароходств. Российские перевозчики стали конкурентоспособными на международном рынке после принятия в 1998 году Федерального закона о государственном контроле за международными автомобильными перевозками.

Весной 1997-го у него случился конфликт с мэром Москвы Юрием Лужковым из-за перевода сразу нескольких триллионов рублей, которые столицы тратила ремонт дорог, в федеральный бюджет.

Был уволен 1 марта 1998 года из-за пожара в здании департамента морского флота, которое в результате было полностью уничтожено.

Сергей Франк

Сергей Франк

На этом посту Цаха сменил Сергей Франк, проработавший до 2004 года. В непростое для России время сохранил свой пост в составах шести кабинетов министров.

Игорь Левитин

Игорь Левитин

Сменивший его Игорь Левитин сначала был министром транспорта и связи, однако затем Министерство связи снова сделали отдельным ведомством. При Левитине Министерству транспорта поручили отвечать и за железные дороги. Ранее для этого существовало отдельное ведомство. Последним министром железнодорожного транспорта России стал Вадим Морозов.

Первой его задачей на посту министра была реформа объединенного ведомства. Было необходимо сократить штат в четыре раза.

Интересно, что Левитин проявлял политическую активность. Например, в 2010 году вошел в число четырех кандидатур, которые были предложены президенту для назначения мэра Москвы. Глава государства тогда остановил свой выбор на Собянине.

Среди масштабных проектов лично курировал реконструкцию Московского проспекта в Ярославле. На многие годы это оставалась самая крупная стройка в городе.

В 2011 году после взрыва в аэропорту Домодедово заявил, что не чувствует за собой никакой ответственности. Но выступил с инициативной уволить руководителя Ространснадзора Курзенкова.

В 2012 году не вошел в состав нового правительства во главе с Дмитрием Медведевым.

Максим Соколов

Максим Соколов

Министр транспорта России Максим Соколов возглавил ведомство в 2012 году. Запомнился тем, что при нем до 80 процентов выросла доля федеральных трасс, состояние которых признано нормативным, в общей сложности было отремонтировано 11 тысяч километров дорог по всей стране.

За 6 лет его руководства построили более трехсот мостов и путепроводов, в частности, открыли мост через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. В мае 2018 года открыто автомобильное движение по Крымскому мосту. Также были определены необходимые требования к системе ГЛОНАСС, теперь она повсеместно внедряется на общественном транспорте.

Евгений Дитрих

Евгений Дитрих

В 2018 году в составе нового правительства Соколова сменил Евгений Дитрих. Список министров транспорта России в этой статье обозначен — это Виталий Ефимов, Николай Цах, Сергей Франк, Игорь Левитин, Максим Соколов и Евгений Дитрих.

Новому руководителю ведомства 44 года. До этого он занимал должность первого заместителя министра транспорта России.

Он выпускник Московского инженерно-физического института. Работал в Федеральном агентстве по имуществу, затем в Министерстве экономического развития, Федеральном дорожном агентстве, в 2015 году руководил Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Первым заместителем в Минтрансе является с 2015 года. В частности, он отвечал за эффективное развитие дорожной отрасли, внедрял современные принципы проектного управления, развивал проект в области государственно-частного партнерства.


Госдума утвердила кандидатуры новых вице-премьера и пяти министров, предложенные председателем правительства России Михаилом Мишустиным накануне.

9 ноября, в первый день вступления в силу нового порядка формирования правительства, указами президента России Владимира Путина в отставку были отправлены: глава Министерства транспорта Евгений Дитрих, министр строительства Владимир Якушев и глава Министерства природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Министр транспорта Виталий Савельев

Савельев не впервые примет непосредственное участие в политической жизни России. Еще 1996 году он участвовал в финансировании избирательной кампании губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, баллотировавшегося на второй срок.

В минэкономразвития он курировал семь департаментов: государственных целевых программ и капитальных вложений, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, внешнеэкономических отношений, экономического сотрудничества со странами СНГ, торговых переговоров, территориального развития, финансового департамента. В отставку Виталий Савельев подал после того, как Германа Грефа на посту министра экономического развития сменила Эльвира Набиуллина. Так он надолго перешел в бизнес.

Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин

Первый замминистр Ирек Файзуллин

Первый замминистр Ирек Файзуллин

Государственный Совет Республики Татарстан

На пост главы министерства строительства премьер-министр Михаил Мишустин выдвинул кандидатуру первого замглавы ведомства Ирека Файзуллина.

С 2010 по 2020 годы Файзуллин возглавлял министерство строительства Татарстана. Он пришел на смену Марата Хуснуллина.

В январе этого года Хуснуллин стал вице-премьером по вопросам строительства в правительстве Мишустина. На следующий день Файзуллин был назначен на пост замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов

Вместо Кобылкина на пост утвержден министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

Он возглавит ведомство при достаточно сложных обстоятельствах — экологических катастрофах на Камчатке и в Норильске.

Свою политическую карьеру он выстраивал, преимущественно, в Дальнем Востоке. В 2015-2018 годах занимал пост губернатора Амурской области, после этого был назначен министром по развитию Дальнего Востока (с 2019 года — Дальнего Востока и Арктики) в правительстве Дмитрия Медведева. Козлов сохранил свой пост и в правительстве Михаила Мишустина.

На этой должности он расставлял акценты в развитии Арктики. Ведомство разработало законопроекты о привлечении инвесторов в регион, а также стратегию развития Арктической зоны до 2035 года, которую президент России утвердил в этом году.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Начал свою карьеру в инвестиционной группе компании АЛРОСА, где он занимал должность директора проектов, участвовал в консолидации ряда золотодобывающих активов в Якутии.

В 2011–2013 годах занимал пост директора и члена правления Российского фонда прямых инвестиций, отвечал за инвестиции в здравоохранение, энергосбережение, сырьевой сектор, а также за создание Российско-Китайского инвестиционного фонда с капиталом в $2 млрд.

Вице-премьер Александр Новак


Михаил Мишустин также предложил назначить министра энергетики Александра Новака на пост вице-премьера. Таким образом, число зампредов в правительстве России увеличено до десяти.

Александр Новак занимал пост министра энергетики с 2012 года. До этого он работал заместителем министра финансов и занимал руководящие позиции в администрации Красноярского края и администрации Норильска.

Александр Новак — один из инициаторов сделки России со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти. Именно это соглашение в 2016 году обеспечило остановку падения цен на нефть, а к 2018 году привело к их росту.

Однако весной этого года сделка сорвалась — стороны не смогли договориться. Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК+ хотели сократить добычу нефти, в то время как Россия настаивала на продлении действовавших ограничений. В результате развала сделки цены на нефть рухнули, а между странами началась ценовая война. В мае участники соглашения все же договорились сократить добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки на три месяца.

Впервые возможное назначение Новака на пост вице-премьера начали обсуждать российские СМИ еще в 2017 году, когда с этой позиции ушел Аркадий Дворкович.

Министр энергетики Николай Шульгинов

Оскандалившемуся главе Минтранса Евгению Дитриху недоброжелатели уже вовсю ищут преемника. Сам же пока еще министр надеется, что его не "прижмут" за былые заслуги?

Дуэт для

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, прокатилась волна слухов о том, что Евгений Дитрих вскоре может покинуть пост главы Минтранса. Источники называют несколько кандидатов, которые могут сменить его в этой должности: глава Росавтодора Андрей Костюк и руководитель Росавиации Александр Нерадько. Сам же Дитрих, по слухам, сменит помощника Президента Игоря Левитина , либо же уйдет губернаторствовать в Белгородскую область. Однако его трудовые "заслуги" наводят на куда менее оптимистичные прогнозы…

О том, что Дитрих покинет свой пост, поговаривают уже давно - якобы трансфер должны были устроить еще весной этого года, но из-за пандемии COVID-19 это событие отложили. А ведь уже тогда начались потихоньку зачищать Минтранс от команды нынешнего министра.

В частности, а марте премьер-министр Михаил Мишустин подписал указ об освобождении от своей должности замминистра Александра Юрчика, который отвечал за авиационную отрасль. Его место занял руководитель Росавиации Александр Нерадько, которого сейчас называют потенциальным преемником Дитриха.

На днях свой пост покинул первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов. Его ранее тоже прочили на место министра.

Дуэт для

Вопрос с отставкой Дитриха уже решен?

О том, что отставка Дитриха не за горами говорит и тот факт, что он даже в дистанционном формате не принял участие в недавнем форуме "PROДвижение.1520" - вместо него от имени ведомства участников приветствовал его зам Владимир Токарев. Все это выглядит как минимум подозрительно, учитывая, что летом господин Дитрих устроил настоящий тур по городам и весям - в частности, инспектировал реконструкцию аэропорта в Перми и ездил с вице-премьером Правительства Маратом Хуснуллиным на крымскую "Тавриду".

Сейчас же глава Минтранса, кажется, старается не распыляться и сосредоточен на грядущей встрече с Президентом. Как пишет "Вгудок", дальнейшая судьба пока еще министра должна решиться 3-4 ноября.

Двое из ларца

Так кто же все-таки может сменить Дитриха но посту министра? По информации PASMI, в приоритете может рассматриваться кандидатура из авиационной отрасли - дескать, сейчас эта сфера пострадала сильнее всего и ее надо "поднимать с колен". Видать, на многострадальный ЦКАД пока просто "забили".

Пока что самой "примелькавшейся" кандидатурой называют Александра Нерадько из Росавиации.

Дуэт для

Александр Нерадько уже чувствует себя "право имеющим"?

Кажется, он уже берет на себя министерские функции. Например, как утверждают авторы телеграм-канала "Незыгарь", якобы без согласования с Дитрихом Нерадько подписал документы с предложением назначить руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Алексея Новгородова, своего нынешнего заместителя. Получается, Нерадько уже начинает расставлять "на местах" своих людей?

По перейдем к другой кандидатуре - Андрею Костюку. К своим 43 годам он построил себе очень успешную карьеру: в 33 года он занял первые руководящие должности на госслужбе, к 39 годам дослужился до главы самого ресурсного ведомства Минтранса — Росавтодора с годовым бюджетом под 1 трлн рублей, и сумел объединить должности замминистра и главы агентства.

В пользу него говорит и тот факт, что свою трудовую деятельность он начинал в Петербурге - городе, известном как "кузница" руководящих кадров России. Злопыхатели также связывают его с Ротенбергами и настаивают, что он имеет административную поддержку гендира РЖД Олега Белозерова.

Дуэт для

Андрей Костюк - самый молодой из предполагаемых преемников Дитриха

Более того, как утверждают авторы телеграм-канала "Трибуна Мавзолея". якобы его кандидатуру может продвигать сам помощник президента Игорь Левитин. Дескать, последний был дружен с его отцом Александром Костюком, с которым в 70-е они вместе строили БАМ.

К слову, Костюк может быть ставленником нынешнего главы Минтранса. Дело в том, что он был назначен на пост руководителя "Автодора" предправления компании Вячеславом Петушенко по просьбе Дитриха. То есть, в случае его прихода в ведомство, ничего не поменяется? Все те же ребята будут "пилить" дорожные миллиарды? Получается прямо шило на мыло.

Трудовые "заслуги"

Уход Дитриха может быть связан с его конфликтом с высокопоставленным сотрудником Управления Т ФСБ РФ Николаем Захряпиным. Как утверждают авторы телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ", якобы с последним Дитрих развязал настоящую войну. Сначала, дескать, добился его отставки с поста заместителя министра транспорта, потом инициировал в отношении него проверку в связи с расходованием средств на строительство крымского моста.

Поговаривают, что к подобному выяснению отношений в Кремле относятся вовсе не положительно. Как утверждают авторы телеграм-канала "Незыгарь", якобы в правительстве его вообще не очень-то любят - мол, ему не доверяют, с ним тяжело работать и договариваться. Так слухачи скорее прочат ему место губернатора Белгородской области, чем должность в правительстве.

Больше всего недруги хаяли его за столичную Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД), смета которой все растет в отличие от километров дорог. По информации РБК, недавно правительство утвердило увеличение бюджета проекта еще на 20 млрд рублей. Таким образом, общая стоимость строительства трассы уже подросла до 341,2 млрд рублей!

Проверка Счетной палаты также выявила, что куда-то "пропала" древесина на сумму 138 млн рублей, которую должны были высадить вдоль ЦКАД.

В таком случае Дитрих оставляет после себя не самое лучшее "наследство" - как пишут "Ведомости" у Минтранса безнадежных долгов на 5,3 млрд рублей! Основной причиной такого положения аудиторы Счетной палаты называют большое количество долгостроев - по состоянию на начало 2020 году таких объектов насчитывалось аж 92. Например, помимо ЦКАДа, речь идет о строительстве станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги, которую должны были закончить еще в 2015 году.

Некоторых проектов Минтранс вовсе лишился и был вынужден вернуть деньги в бюджет. Так, пришлось "попрощаться" более чем с 2 млн, выделенными в прошлом году на реконструкцию двух КПП через госграницу в Северной Осетии - Алании (Верхний Ларс) и Дагестане (Яраг-Казмаляр). Оказалось, что ведомство так и не обеспечило разработку проектно-сметной документации. Что сказать, эффективную работу организовал господин Дитрих!

Злопыхатели уверяют, что такая ситуация объясняется тем, что Дитрих больше внимания уделяет не исполнению своих непосредственных обязанностей, а лоббированию интересов коммерсантов. Еще будучи замглавой бывшего министра транспорта Максима Соколова, он якобы помог фирме "Крокус Интернэшнл" получить аванс в 2015-2017 годах от "Автодора" на строительство ЦКАД 14,6 млрд рублей. Но оказалось, что деньги пошли на получение дохода в виде процентов от депозита, писал "Конкурент.ру".

В итоге тогдашний глава "Автодора" Сергей Кельбах лишился своего поста и был обвинен в злоупотреблениями полномочиями. Дитриху же ничего не было.

Уголовные дела не раз "маячили" рядом с министром. Сразу после его ухода из Ространснадзора (там он проработал руководителем один 2015 год), в ведомство нагрянули правоохранители. Результат - около десяти сотрудников заподозрили в получении взяток от транспортных компаний, писал РБК.

В таком случае становиться понятно, откуда у Евгения Дитриха нашлись средства на покупку элитного жилья в Barrin House за 230 млн рублей, при условии, что его официальный доход ежегодно составляет "всего" 3-7 млн рублей. Ранее The Moscow Post подробно рассказывал об этой истории.

К слову, жилплощадь по стоимости едва ли не сопоставима с новым "Суперджетом". А господин Дитрих заседает в Совете директоров ПАО "Аэрофлот" вместе с Сергеем Чемезовым, который и поставляет данные лайнеры.

В свете всего вышесказанного вероятная отставка Дитриха выглядит логичным исходом. Но точно станет известно после его встречи с Владимиром Путиным: смог ли чиновник "отбелиться" от скандалов и оправдать доверие Президента, или же будет отправлен на преждевременную "пенсию".

Читайте также: