Кто заложил основу для распада древней руси реформировав систему наследования

Обновлено: 25.06.2024

Характеристика общины:вервь, мир, волость – территориальная захватная община, основной со­циальный институт; признаки: 1) общее пользование непахотной землей и пусто­шами; 2) захватный порядок наделения пахотной землей; 3) индивидуальное наследственное пользо­вание пахотными наделами; 4) свободное отчуждение земли внутри общины; 5) свободный выход из общины; 6) самоуправление (ограниченное в вотчинах); 7) коллективная ответственность (круговая порука).

Категории общинников: экономически свободные (люди, мужи) – на общинных землях, платили дань государству; экономически зависимые (смерды) – на территориях вотчин, платили феодальную ренту; городские жители – посадские (и люди, и смерды).

Внеобщинные лично свободные категории:князья (великий и удельные), бояре (кня­жеские (военная аристократия, в т.ч. посадники) и земские (земельная аристократия)), духовенство.

Внеобщинные лично зависимые категории:закупы (отрабатывающие долг); рядовичи (служившие по договору, в т.ч. княжьи люди (тиуны, отроки и т.д.); холопы (рабы): страдные, боевые, челядь.

1. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. №9. – С.15-18.

2. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. – СПб.: Наука, 2005. – 384 с.

3. Замыслов В.А. Великий преобразователь древнерусского государства // Власть. 2008. №10. – С.3-8.

5. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. – М.: ЭКСМО, 2007. – 735 с.

6. Макаренко В.В. Потерянная Русь. По следам утраченной истории. – М.: Вече, 2008. – С.494 с.

7. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. №9. – С.70-82.

8. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопросы истории. 2006. №9. – С.67-86.

9. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. №3. – С.50-69.

10. Фомин В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечественная история. 2008. №2. – С.170-189.

После смерти Ярослава Мудрого начинается процесс распада единого древнерусского государства. Строго говоря, начался он еще при Ярославе отделением Полоцкого княжества, но после его смерти процесс стал необратимым. Большинство раннефеодальных государств Европы не избежало этапа политической раздробленности, так что есть все основания считать это закономерностью. Но, конечно, в каждом из государств были и свои специфические факторы распада.

Основной экономической причиной распада Руси, которая имела место и в Европе, было развитие хозяйства и, как следствие этого, рост вотчин и городов, стремившихся освободиться от опеки центральной власти.

Специфичной чертой Древнерусского государства была обусловленность его существования и развития наличием торговых путей, проходящих по рекам Восточно-Европейской равнины. После разгрома печенегов их место в южнорусских степях заняли еще более могущественные кочевые племена половцев. Половцы фактически перерезали торговые пути, выходящие в Черное море, Русь превратилась из торгового коридора в тупик, становой хребет государства был надломлен, и вскоре исчезло и само государство. Таким образом, нападения кочевников, приведшие к упадку торговых путей – еще одна важнейшая причина раздробленности.

Основной же причиной политического характера стал очередной порядок наследования (т.н. листвичная система), которая привела к княжеским усобицам и, в конце концов, – к распаду.

Точки зрения на причины политической раздробленности Руси. 1) Причины раздробленности лежат в плоскости экономических отношений, а именно – в противоречиях между развитием производительных сил и наличием раннефеодального государства. Данная точка зрения является приоритетной в отечественной науке, она связана с переносом на русскую почву формационной теории К. Маркса. В соответствии с ней весь период раздробленности называется периодом феодальной раздробленности. Тем самым подчеркивается экономическая подоплека процесса распада Киевской Руси. При этом не отрицаются политические причины, но они ставятся в зависимость от причин экономических. Сам процесс выглядит следующим образом: во-первых, на фоне развития производительных сил (т.е. ремесленных, аграрных, торговых технологий) растут города, которые стремятся к экономической самостоятельности. Во-вторых, формирующееся княжеское удельное и боярское землевладение выдвигает на первый план доходы от вотчин, передача феодов по наследству ослабляет зависимость бояр от князей, натуральное хозяйство делает возможным экономическую самостоятельность вотчин и отдельных княжеских уделов. Минусы теории: в отличие от Европы, на Руси самостоятельными становились не владения крупных феодалов, а владения членов княжеской династии; многие историки считают развитие городов не причиной, а следствием раздробленности; вотчины на Руси могли свободно подвергаться переделу, любой вотчинник числился на государевой службе. Понимание раздробленности Руси как раздробленности феодальной является частным случаем применения теории линейного развития человеческого общества.




2) Главными причинами раздробленности являются причины политические, а именно – очередной порядок княжения, утвердившийся на Руси. До Крещения на Руси был принят варварский (вероятно – варяжский) порядок наследования – старшему в роде. С распространением христианства утвердилась византийская традиция – наследование от отца к сыну, по прямой мужской нисходящей линии. Все же, согласно общему правилу, каждый отпрыск княжеского рода получал удел. Ярослав Мудрый перед смертью реанимировал старый порядок наследования: старший в роде получал Киев и великое княжение. После его смерти следующий по старшинству князь (брат или, за неимением братьев, старший сын) передвигался из своего удела в Киев, за ним передвигались и все остальные князья. Отпрыски братьев, умерших до занятия своей очереди в Киеве, становились изгоями и не имели прав на великокняжеский престол. По мысли Ярослава, такой порядок должен был избавить Русь от княжеских братоубийственных войн, т.к. каждый из братьев рано или поздно мог претендовать на великий стол. На деле же все это создавало условия для усобиц. Большую роль сыграло отсутствие этнического единства Руси – территории княжеств почти совпадали с территориями расселения отдельных союзов племен. Минусы теории: пока сохранялся очередной порядок наследования, Русь как раз сохраняла черты политического единства, окончательно она распалась после того, как княжеские династии утвердились в своих уделах; усобицы князей являлись не причиной, а следствием раздробленности; этническое разнообразие на Русской равнине наблюдается и до периода раздробленности.

Очевидно, что применительно к истории Руси необходимо учитывать и экономические и политические предпосылки раздробленности и рассматривать их в комплексе.

Хроника усобиц.1054 г. – Умер Ярослав Мудрый, перед смертью разделив Русь на уделы. 1057 г. – Умер Вячеслав Смоленский. В Смоленск был переведен Игорь, а во Владимир-Волынский – Ростислав Владимирович. Сын Вячеслава – Борис – оказался изгоем.1060 г. – Умер Игорь Смоленский. Сын Игоря – Давыд – оказался изгоем. В Смоленск должен был быть переведен Ростислав Владимирович, однако он остался на Волыни. По всей вероятности, великий князь Изяслав не позволил Ростиславу занять смоленский престол.1064 г. – Начало усобиц. Ростислав Владимирович захватил Тмутаракань, выгнав оттуда наместника Святослава Черниговского Глеба Святославича.1065 г. – Святослав Черниговский пошел на Тмутаракань, Ростислав уступил Глебу Святославичу Тмутаракань без боя, но когда Святослав ушел, снова занял город. Тмутаракань временно выделилась в особый удел. Всеслав Брячиславич Полоцкий, воспользовавшись разладом в потомстве Ярослава Мудрого, напал на Псков.1066 г. – Ростислав умер в Тмутаракани (отравлен византийцами), куда наместником снова отправлен Глеб Святославич. Сыновья Ростислава – Рюрик, Володарь и Василько – стали изгоями. 1067 г. – Всеслав Полоцкий напал на Новгород, но был разгромлен Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами (битва на Немизе) и посажен в темницу в Киеве. Наместником в Новгороде стал Мстислав Изяславич. 1068 г. – После поражения от половцев Изяслав был изгнан из Киева жителями, которые освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем. 1069 г. – Изяслав с помощью поляков вернул себе Киев. Всеслав бежал в Полоцк, но был разбит Изяславом. В Полоцке наместником стал Мстислав Изяславич, но скоро умер. Наместником в Полоцке стал второй сын Изяслава – Святополк. 1071 г. – Всеслав, разбив Святополка Изяславича, вернул себе Полоцк. 1073 г. – Изяслав Ярославич был изгнан из Киева братьями Святославом и Всеволодом по подозрению в сговоре с Всеславом Полоцким. Киевским князем стал Святослав, Всеволод был переведен в Чернигов. Владимир-Волынский был отдан Олегу Святославичу, Тмутаракань – Роману Святославичу, Переяславль – Давыду Святославичу. В Новгороде княжил Глеб Святославич. Сын Всеволода Владимир Мономах, вероятно, княжил в Смоленске. 1076 г. – Умер Святослав, его место в Киеве занял Всеволод. 1077 г. – Изяслав двинулся на Киев с поляками, а его племянник Борис Вячеславич, воспользовавшись случаем, захватил Чернигов. Всеволод уступил без боя киевский престол старшему брату Изяславу, а сам занял Чернигов. Борис Вячеславич бежал в Тмутаракань, где наместником был Роман Святославич. За помощь Изяславу поляки получили Червенские города. 1078 г. – Изяслав изгнал из Новгорода Глеба Святославича (Глеб вскоре погиб), а из Владимира-Волынского – Олега Святославича (который бежал в Тмутаракань к брату Роману). Новгород получил Святополк Изяславич, Смоленск остался за Владимиром Мономахом. Таким образом, Изяслав и Всеволод, решив дело миром, оставили без уделов сыновей Святослава – своих племянников, но раздали уделы своим детям. Олег Святославич и Борис Вячеславич с половцами напали на Чернигов и выгнали Всеволода. Всеволод бежал в Киев и оттуда с Изяславом, Ярополком Изяславичем и Владимиром Всеволодичем ударил по Олегу и Борису (битва на Нежатиной Ниве). Борис и Изяслав погибли в битве. Олег бежал в Тмутаракань. Киевским князем стал Всеволод. Владимир Мономах получил Чернигов, Ярополк Изяславич – Владимир-Волынский и Туров, Святополк Изяславич продолжал пребывать в Новгороде. Роман Святославич владел Тмутараканью, которая в силу географического положения была слабо подконтрольна киевскому князю, его братья Давыд и Ярослав, вероятно, сидели в Муроме. 1079 г. – Роман Святославич был убит половцами, с которыми намеревался напасть на Киев, но с которыми Всеволод заключил мир. Олег Святославич был захвачен половцами и отправлен в Византию. Тмутаракань подчинилась Всеволоду. 1081 г. – Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич, бежав из удела Ярополка Изяславича, захватили Тмутаракань. 1083 г. – Олег Святославич, вернувшись из Византии, изгнал из Тмутаракани Давыда Игоревича и Володаря Ростиславича. 1084 г. – Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи захватили у Польши Червенские города и стали княжить в них (на правах уделов внутри волости Ярополка). Давыду Игоревичу был дан в удел Дорогобуж внутри удела Ярополка Изяславича (на Волыни). 1085 г. – Ярополк, недовольный решением о Дорогобуже, хотел идти на Всеволода, но был предупрежден выступлением Мономаха и бежал в Польшу. Владимир-Волынский был передан Давыду Игоревичу. 1086 г. – Ярополк заключил мир с Мономахом, вернулся во Владимир-Волынский, но вскоре был убит (возможно – наемниками Ростиславичей). Владимир-Волынский снова был передан Давыду Игоревичу. 1088 г. – Святополк Изяславич переведен из Новгорода в Туров. Следовательно, бывший удел Ярополка Изяславича (Владимир-Волынский и Туров) был разделен надвое. На Волыни продолжал княжить Давыд Игоревич. Новгород был отдан Мстиславу Владимировичу (сыну Мономаха). 1093 г. – Умер Всеволод Ярославич, последний сын Ярослава Мудрого. На киевский престол взошел Святополк Изяславич, в Чернигове – Владимир Мономах, в Переяславле – его брат Ростислав Всеволодич. Во время нашествия половцев, против которых выступили все три князя, погиб Ростислав Всеволодич (битва на Стугне у Треполя). 1094 г. – Олег Святославич из Тмутаракани с половцами осадили Чернигов. Мономах ушел в Переяславль, уступив Чернигов Олегу. Давыд Святославич вокняжился в Смоленске. 1095 г. – Брат Олега Давыд Святославич принял Новгород, Мстислав Владимирович (сын Мономаха) перешел из Новгорода в Ростов. В Смоленск был посажен Изяслав Владимирович (сын Мономаха). Однако вслед за тем новгородцы призвали Мстислава обратно, а Давыд Святославич вернулся в Смоленск. Изгнанный из Смоленска Изяслав Владимирович в ответ захватил Муром (в волости Черниговской, т.е. Олега Святославича). 1096 г. – Святополк и Владимир Мономах пошли войной на Олега Черниговского в ответ на его отказ от совместной борьбы с половцами и заключения договора. Олег запросил мира, получил его и бежал в Смоленск к брату Давыду, а затем в Рязань. Из Рязани Олег пошел походом на Изяслава Владимировича Муромского. Изяслав погиб, а Олег объединил Рязанский и Муромский уделы. После этого Олег с братом Ярославом Святославичем захватил Ростов и Суздаль, бывшие уделами Владимира Мономаха. Против Святославичей выступили сыновья Мономаха Мстислав Новгородский и Вячеслав. Они разбили Святославичей, вернув все завоеванные Олегом земли, включая Муром и Рязань.

В этих условиях по инициативе одного из внуков Ярослава Мудрого – Владимира Всеволодича по прозвищу Мономах – в 1097 г.князья собрались на съезд в г. Любеч, недалеко от Киева. Любечский съезд принял важнейшие решения. Во-первых, произошел передел уделов. Их по-прежнему было шесть (без Полоцка), но распределялись они следующим образом: Святополк Изяславич получал Киев (как великий князь) и Туров (в удел); Святославичи (Олег, Давыд и Ярослав) получали в удел Чернигов, Рязань и Муром; Давыд Игоревич – Владимир-Волынский; Володарь Ростиславич – Перемышль; Василько Ростиславич – Теребовль; Владимир Мономах, сильнейший из князей, вместе с сыновьями получал самые большие территории – Новгород, Смоленск, Ростов, Суздаль, Переяславль. Во-вторых, переход князей из удела в удел прекращался, князья – представители разных ветвей семейства Ярослава Мудрого – менялись лишь на киевском престоле, в своих же уделах их власть становилась наследственной. Уделы превратились в вотчины. Однако и Любечский съезд не прекратил княжеских усобиц.

После смерти Святополка Изяславича в 1113 г. на великокняжеский престол должен был взойти Давыд Святославич (по очередному порядку наследования), однако киевляне призвали на престол Мономаха. Это говорит, во-первых, о непререкаемом авторитете Мономаха на Руси, во-вторых – о важной роли веча. В правление Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.), которого также киевляне призвали на престол помимо очередного порядка, на Руси наступила временная стабилизация – почти прекратились княжеские усобицы, была организована борьба с половцами, и даже покорены полоцкие князья.

Хроника распада.1132 г. – Умер Мстислав Великий. На киевский престол взошел его брат Ярополк Владимирович. В Полоцк был назначен сын умершего Мстислава Святополк Мстиславич. Однако полочане взбунтовались и призвали на престол одного из побежденных Мстиславом полоцких князей – Василька Святославича. Таким образом, Полоцк вновь вышел из-под контроля Киева. 1134 г. – Началась усобица между племянниками и дядями Мономахова рода (Мстиславичами и Мономашичами). 1135 г. – Началась усобица между Мономашичами и Ольговичами. Мономашичи потерпели тяжелое поражение в битве на Супое. 1136 г. – Видя ослабление Мономашичей после поражения на Супое, новгородцы решились на открытую конфронтацию. Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Великого) был изгнан из Новгорода. Впервые новый новгородский посадник был избран на вече без согласия князя. Политически обособилась Новгородская земля. 1139 г. – Смерть бездетного Ярополка Мономашича. На престол киевский вступил Всеволод Ольгович (Всеволод II). Он отдал Чернигов своему племяннику Владимиру Давыдовичу, тем самым поссорив младших Ольговичей (своих родных братьев) с Давыдовичами (двоюродными братьями). С этого момента политически обособилась Черниговская земля. 1141 г. – Все Червенские города объединил в одну землю Владимир Володарич с центром в Галиче – обособилась Галицкая земля. 1146 г. – Умер Всеволод Ольгович. На киевский престол вступил его брат Игорь Ольгович, но был изгнан Изяславом Мстиславичем (сыном Мстислава Великого). 1149 г. –Поход Юрия Долгорукого, сына Мономаха, на Киев. Юрий занял Киев. 1150 г. – Изяслав Мстиславич вернул себе киевский престол, но снова изгнан Юрием Долгоруким. 1551 г. – Изяслав изгнал Долгорукого из Киева. 1154 г. – Умер Изяслав Киевский. Киевским князем стал Ростислав Мстиславич (сын Мстислава Великого), до этого бывший смоленским князем. 1155 г. – Святослав Ольгович занял Чернигов. Юрий Долгорукий вновь захватил Киев. Обособились Муромская и Рязанская земли. 1157 г. – Юрий Долгорукий ходили в поход на Волынь, но безуспешно. Мстислав Изяславич (внук Мстислава Великого) сохранил за собой Владимир-Волынский. С этого времени политически обособилась Волынская земля. Умер Юрий Долгорукий. Киевляне призвали Изяслава Давыдовича из Чернигова. В Суздале князем стал Андрей Юрьевич Боголюбский, сын Долгорукого. С этого момента обособилась Ростово-Суздальская (Владимирская) земля. Юрий Ярославич (сын Ярослава Святополчича, внук Святополка Изяславича Киевского) захватил Туров. Изяслав Киевский пытался выгнать Юрия, но безуспешно. С этого времени обособилась Туровская земля. 1159 г. – Мстислав Изяславич Волынский изгнал из Киева Изяслава Давыдовича. На киевский престол вновь сел Ростислав Смоленский. 1167 г. – В Киеве умер Ростислав Мстиславич. За его сыновьями закрепилась Смоленская земля. 1169 г. – По приказу Андрея Суздальского его сын Мстислав взял штурмом Киев. Мстислав Изяславич бежал на Волынь. В Киеве был посажен Глеб Юрьевич, младший брат Андрея. Андрей Боголюбский, получив великий стол, остается в Ростово-Суздальской земле (во Владимире-на-Клязьме). Владимиро-Суздальское княжество становиться Великим.

Итак, с середины XI в. на Руси начались центробежные процессы, которые, в конце концов, к середине XII в. привели к политическому распаду Древнерусского государства. Причинами распада стало сочетание экономических и политических факторов. Процессы, приведшие к раздробленности, протекали постепенно и сопровождались кровавыми междоусобными войнами.


На великокняжеский престол в Киеве в 1132 году вступил брат Мстислава Великого — князь переяславский, Ярополк Владимирович (1082, Чернигов — 18 февраля 1139, Киев), сын Владимира Мономаха.

Князь Владимир Мономах, ставший в 1113 году великим князем киевским, в 1114 году по смерти старшего сына Святослава сделал Ярополка переяславским князем. Как переяславский князь Ярополк участвовал в многочисленных походах против половцев, в 1116 году вместе с войсками отца он выступил против минского князя Глеба. Летописи говорят, что всё население города Друцка было выведено Ярополком в южные переяславские земли. Князь Ярополк поддерживал хорошие отношения с престарелым отцом князем Владимиром, который часто доверял ему командовать киевскими войсками в войнах с половцами, вместе со старшим братом Мстиславом Владимировичем. В 1125 году князь Ярополк отразил нападение половцев на Переяславское княжество в битве у Полкостеня.

В 1116 году Ярополк женился на аланке Елене, которая родила сына Василько Ярополковича.


Считается, что при князе Ярополке, ставшим великим князем киевским в 1132 году после смерти старшего брата — Мстислава, распалось единое Древнерусское государство с центром в Киеве.

В момент вокняжения на киевский престол в 1132 году князю Ярополку было уже 49 лет, преклонный по тем временам возраст. По выражению летописца, Ярополк был добр, милостив нравом, богобоязлив. Под прямым контролем князя находился только Киев с окрестностями. Смелый воин и способный полководец, Ярополк был слабым политиком, не сумевшим остановить распад Древнерусского государства на отдельные независимые княжества.

Первым от Древнерусского государства отделился Полоцк. В 1132 году из Византии в Полоцк вернулись полоцкие князья, жители города приняли их, и Полоцк зажил самостоятельной жизнью, отделившись от единого Древнерусского государства.

В 1135 году отделился от Древней Руси Великий Новгород и отказался посылать ежегодную денежную дань в стольный град — Киев.

Под властью Ярополка находился только Киев с окрестностями. Смелый воин и способный полководец, Ярополк был слабым политиком, не сумевшим остановить распад Древнерусского государства на отдельные княжества.

Яблоком раздора стала родовая столица рода Мономахов — Переяславское княжество. По сложившейся древнерусской традиции на переяславский престол садился старший в роду Мономахов князь. После перехода князя Ярополка на Киевский престол, согласно лествичному праву Переяславское княжество должно было достаться старшему после Ярополка среди потомков Мономаха, то есть его младшему брату Вячеславу. Однако, заняв престол в Киеве, Ярополк посадил на княжение в Переяславское княжество сына Мстислава Великого — Всеволода Мстиславича. Младшие сыновья Владимира Мономаха — Юрий и Андрей, не без оснований, увидели в этом шаге намерение Ярополка сделать Мстиславичей своими наследниками, и князь Юрий выгнал Всеволода из Переяславля.

Однако князю Вячеславу Владимировичу не нравился Переяславль, стоявший на пути всех половецких набегов по левому берегу Днепра. В 1134 году он вернулся в Туров, отняв его у Изяслава, к его большому недовольству. Великий князь Ярополк вновь попытался произвести передел престолов в древнерусских землях: он предложил князю Юрию Переяславль, но с условием, что тот отдаст князю Изяславу Ростов. Однако князь Юрий удержал за собой большую часть Ростовского княжества. Оскорбленный Изяслав Мстиславич ушёл в Новгород к брату Всеволоду Новгородскому и заключил союз с черниговскими князьями, которые, после отказа сыновей Святослава Ярославовича — князя волынского Олега и князя черниговского Давыда, внуков Ярослава Мудрого, претендовать на киевский престол, оказались вне круга претендентов на верховную власть в Древней Руси и искали возможности изменить такое положение вещей.

В конце 1134 года киевскому великому князю Ярополку удалось договориться с Изяславом Мстиславовичем, отдав ему Волынское княжество; князя волынского Андрея Владимировича Доброго он посадил на престол в Переяславле. Однако война великого князя киевского Ярополка с черниговским и волынским князьями Святославовичами, и их союзниками половцами не прекращалась, они вторгались за Днепр и опустошали Киев и окрестности. Нерешительность киевского князя Ярополка и его натянутые отношения со всеми родственниками усугубляли ситуацию.

Перемирие между Ярополком и Всеволодом. 1139 г. Гравюра Б. Чорикова

Последний раз потомки княжеского рода Мономаха объединились в 1138 году, когда черниговский князь Всеволод Ольгович вновь начал войну с киевским князем Ярополком. На сей раз под знамена киевского князя собрались войска Киева, Переяславля, Ростова, Полоцка, Смоленска, полки из Галича и 30-тыс. венгерское войско, которое прислал ему король Венгрии Бела II Слепец. Осада Чернигова заставила Всеволода Ольговича заключить мир в 1139 г.. Незадолго до смерти Ярополк в свою очередь оказал королю Беле II помощь против его внутренних врагов.

Права князя Вячеслава на киевский престол оспаривал черниговский князь Всеволод Олегович, сын князя Олега, выгнавшего князя Владимира Мономаха из Чернигова, и в 1093 году ставший князем в Чернигове.

Черниговский князь Всеволод напал на Киев, изгнал Вячеслава и объявил себя Великим князем. Против захватчика выступил весь род князей Мономахов. Самый энергичный из них Изяслав Мстиславович, приходившийся племянником черниговскому князю Вячеславу, пытался вернуть стольный град потомству Мономахов. Однако князь Всеволод, благодаря уму и жестокости, оставался великим князем в Киеве до своей смерти в 1146 году.

После смерти князя киевского Всеволода великим киевским князем стал его брат Игорь, но он оказался недалёким и не талантливым человеком. За месяц своего правления он восстановил против себя всех киевлян. А тем временем Изяслав Мстиславович, внук князя Владимира Мономаха, во главе отрядов торков пришёл с Волыни. Киевское ополчение покинуло князя Игоря. Тот пытался бежать, но его конь увяз в болоте вблизи речки Лыбедь. Игоря схватили и заточили в поруб.

Спасать киевского князя Игоря Олеговича взялся его третий брат — Святослав Олегович, собравший сильную дружину в Чернигове, чтобы вызволить из заточения родного брата, но находившийся в заточении князь Игорь постригся в монахи. Ненависть киевлян к князю Игорю, даже принявшему монашеский постриг, была чрезвычайно велика. Изяслав Мстиславович велел перевезти Игоря из поруба в храм Святой Софии, святое место, пользующееся правом убежища. В 1147 году, когда Игоря везли в храм Святой Софии киевляне отбили у охраны Игоря и растоптали его ногами. После этой жестокой расправы над князем Игорем началась война между Киевом и Черниговом.

В это же время в 1147 году отделилась и стала самостоятельной Ростово-Суздальская земля. Там правил сын Мономаха Юрий Долгорукий, считавшийся законным главой старшей линии Мономахов. А князь Изяслав Мстиславович, которого киевляне любили, относился к младшей линии Мономахов.

Распад Киевской Руси характеризуется междоусобными войнами между детьми и внуками Владимира Мономаха, бесконечными столкновениями князей, состоящих в близком родстве.

Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий княжил в Киеве в 1149-1151 годах и 1155-1157 годах. Умер он от яда в 1157 году. Юрий Долгорукий официально считается основателем Москвы, впервые упомянутой в летописях в 1147 году.

Ростово-Суздальское княжество унаследовал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. Своё прозвище он получил по причине того, что жил в селе Боголюбове. В летописях также сказано, что укреплением Москвы, строительством рва и стен занимался Андрей Боголюбский.

Ростово-суздальские князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский боролись с волынскими князьями Изяславом Мстиславовичем, Мстиславом и Романом за киевский престол. Это была борьба дядьёв с племянниками, но её нельзя рассматривать как семейную ссору.

В действительности за власть в Древнерусском государстве боролись между собой военно-политические группировки Киевской Руси, выражавшие интересы тех или иных земель Древнерусского государства, распадающегося на отдельные княжества.

Обособился от Киева северо-восток Древней Руси, а также юго-западные земли Древнерусского государства, включающие в себя Киевщину, Галицию и Волынь.

Самостоятельным стало Черниговское княжество, где на княжении сидели Олеговичи и Давыдовичи.

Отделились Смоленск и Турово-Пинская земля. Полностью независимым стал Великий Новгород.

Завоёванные и подчинённые половцы сохранили автономию в составе конфедерации древнерусских государств, а русские князья и не думали на неё покушаться.

Процесс распада Древнерусского государства был узаконен решением Любечского съезда князей, состоявшегося в 1097 году, положившего начало конфедерации независимых древнерусских государств.

После этого прошли десятки лет, и Киевская Русь к началу XIII века разделилась на несколько независимых княжеств.

Причины распада Древнерусского государства с центром в Киеве.

Государственный распад Древнерусского государства с центром в Киеве можно объяснить слабыми торгово-экономическими связями, и продолжающимся процессом феодального дробления каждого княжества на отдельные вольные уезды, волости, независимые земли.

Многие древнерусские княжества на подчинялись единой власти князя, а в каждом уделе был свой князь. В Смоленской земле насчитывалось около десятка уделов, то же самое наблюдалось на территориях Черниговского и Ростово-Суздальского княжества. Языческие прибалтийские и угро-финские племена — мордва, ятвяги, литы, жмудь, эсты, зыряне, черемисы, заволоцкая чудь и другие племена инородцев, оставались чужды Руси.

Галицко-Волынское княжество (1199—1392 г.г.) — юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, населённое, в основном, восточными славянами. С началом феодальной раздробленности Древнерусского государства Галицко-Волынское княжество отделилось от киевской власти, и окончательно обособилась в 1154 году под властью старшей линии потомков рода Владимира Мономаха, претендующего на главенствующую роль на Руси. В Галицко-Волынском княжестве были плодородные земли, леса, торговые пути и специфической системы управления. В Галицко-Волынском княжестве были уделы, в которых правили не Рюриковичи и болоховские князья – потомки древних славянских вождей.

В 1170 году на Волыни возникли удельные княжества: Белзское с центром в Белзе, Червенское с центром в Червене, Берестейское княжество с центром в городе Бресте, Луцкое с центром в Луцке, Пересопницкое с центром в Пересопнице, Дорогобужское с центром в Дорогобуже и Шумское с центром в Шумске.


В раздробленном на мелкие феодальные княжества состоянии Киевская Русь вступила в XIII век. Раздробленное и ослабленное феодальными междоусобицами Древнерусское государство стало лёгкой добычей для захватчиков.

Властители крупных княжеств вынашивали честолюбивые планы по объединению русских земель. К началу XIII века явным фаворитом в этой гонке стала династия владимиро-суздальских князей. Но тем изрядно помешали походы войск Батыя, внука Чингисхана. В 1237-1242 годах монголо-татары едва не уничтожили русскую государственность, обратив в пепел множество наших городов. Как ни странно, зимние рейды были куда удобнее для захватчиков, чем летние кампании. В особенности это касалось лесистых и болотистых земель Северо-Восточной Руси. Дело в том, что все более-менее значимые города стояли по берегам крупных рек, и воинство Батыя добиралось до цели по толстому льду, ведь флота степные жители не имели. Многие древнерусские посады были обращены в пепел и преданы забвению. Изрядно пострадал от монгольского вторжения Киев, теперь уже окончательно утративший свой высокий статус. Во-первых, после походов Батыя древняя столица находилась в плачевном состоянии. Во-вторых, присутствие грозной силы в лице монголов начисто лишала Киев уже и без того призрачного политического влияния.

С новым врагом был вынужден считаться даже защищенный глухими лесами Новгород. Хотя монголы разорили только южные пределы его владений, а затем вынужденно свернули кампанию, новгородцы понимали, что им не совладать в одиночку с могучим противником. Поэтому республика довольно долго выплачивала дань золотоордынским ханам, а те в ответ не особо вмешивались в ее внутренние дела.

Многие примеряли на себя образ собирателей земель Древней Руси, но эта роль выпала ветви Рюриковичей, которую поначалу никто не брал в расчет. Правители Москвы путем хитроумных интриг и силой меча за какое-то столетие превратились из удельных князей в значимую силу в Восточной Европе. Особенно преуспел в этом нелегком деле Иван I Калита (1325-1340), сумевший стать доверенным лицом хана Узбека на русских землях, собирая с окрестных княжеств дань в пользу Золотой Орды (Улуса Джучи). Разумеется, немалая часть суммы оседала в кармане тонкого политика. Москва богатела и уже не оставляла шансов на лидерство близлежащей Твери, чьи князья также грезили о единой Руси под своим началом.

В скором времени Золотая Орда окунулась в пучину смуты: за ханский трон развернулась жестокая борьба, сыгравшая на руку Москве. В итоге великий князь Дмитрий Донской (1359-1389) открыто выступил против некогда грозного соседа и разгромил в Куликовской битве воинство темника Мамая. Этим шагом он вознес свой авторитет до небес, но одновременно расчистил дорогу к власти хану Тохтамышу, спустя короткое время нагрянувшему в русские земли с карательным походом и вернувшему их в зону ордынского влияния.

В конце XIV столетия Золотую Орду разгромил Тамерлан, имени которого страшился весь мусульманский Восток. Тем самым легендарный завоеватель оказал большую услугу раздробленной Руси, которая окончательно встала на путь к объединению и независимости. Однако тому помешали внутренние причины: в XV веке между потомками Дмитрия Донского разразилась феодальная война, бушевавшая почти три десятилетия. В 1453 году победу одержал Василий II Темный (1425-1462), некогда ослепленный родственниками, и оттого получивший свое прозвище.

Сын искалеченного князя Иван III Великий (1462-1505) в основном завершил объединение русских земель под рукой Москвы, в том числе подчинив Новгород и вывезя в столицу древний вечевой колокол. Одновременно правитель был вынужден разорить бывшую республику, ослабив ее торговые связи, хотя это одновременно било по великокняжеской казне. Но зато Иван III уже не особенно опасался восстания новгородцев.

В эпоху Ивана Великого Русь окончательно сбросила ярмо зависимости от восточных соседей. Большая Орда, один из осколков Улуса Джучи, потерпела поражение в 1480 году, когда ее войска так и не решились на генеральное сражение с ратью московского князя близ реки Угры. Это событие принято считать точкой в истории монголо-татарского ига. Много позже сын князя Ивана Василий III (1505-1533) присоединил к своим владениям последние независимые территории, сделав Российское государство единым де-юре.

Денга Василия II Темного

Денга Василия II Темного

  • Металл: серебро;
  • Масса: 0.39 г;
  • Год чеканки: 1460-1462.

Денга Василия III

Денга Василия III

В человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1. Знание фактов истории;

2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти.

2.Природно-климатический, геополитический и другие факторы развития России и их влияние на российскую историю.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3.Расселение славян в Европе. Восточные славяне в древности.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

5.Принятие христианства на Руси: причины и значение.

В IX веке почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси государственной религией оставалось язычество, но с середины X века появляются первые христиане. В 946 году (или 954) христианство приняла княгиня Ольга, однако ее сын Святослав оставался язычником. В 988 году происходит крещение Руси. Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в Днепре, а затем христианство было введено в других городах.
Причины:
1. Усиление роли государства и возвышение его над народом.
2. Желание объединить страну религией.
3. Для вступления в союзы, поднятия международного авторитета.
Крещение происходило добровольно, но были случаи насилия.
В тот момент именно с христианскими державами Русь поддерживала отношения, поэтому выбор князя неудивителен. То, что была выбрано именно православие, явилось фактором наиболее тесного сближения Руси и Византии, эти страны имели не только политические и экономические связи, они были близки в культурном плане. Также в пользу православия говорило и то, что такая религия зависела от правителя и была ему подчинена. Естественно главным для церкви на Руси стал византийский патриарх, но Русь по-прежнему оставалась независимой и в политическом и в религиозном плане. Следующим определяющим моментом стало то, что православие допускает проведение обрядов на национальном языке любого народа, в то время как католицизм требует проведения обрядов на латинском. Киеву было важно, чтобы возвеличивался именно славянский язык.

Следует отметить, что принятие православия на Руси происходило не просто, оно подверглось процессу обрусения. Самобытность славян было никуда не деть, а новая вера была еще слаба в отличие от старых обрядов, поэтому ничего удивительного в том, что усвоение православия происходило своеобразным путем.

Между тем, в отличие от Киева, где новая религия прижилась сравнительно просто благодаря авторитету князя, некоторые регионы активно сопротивлялись реформам. К примеру, жители Новгорода очень долго сопротивлялись, и их приходилось насильно обращать в христианство. Поэтому, анализируя этапы принятия христианства на Руси надо сказать, что не все так однозначно. В сознании людей того времени язычество существовало еще долго. Православной церкви приходилось приспосабливаться и иногда объединять языческие праздники и свои культы. И сейчас мы имеем такие языческие праздники, как масленица и некоторые другие, которые слились с православными.Нельзя назвать этот процесс двоеверием, это скорее синтез язычества и христианства, в результате которого получилось русское православие. Со временем языческие элементы удалялись и постепенно остались лишь некоторые самые стойкие.

Последствия:
1. Нравы русского народа смягчились.
2. Повышение нравственных и духовных ценностей, развитие культуры.
3. Усиление княжеской власти.
4. Укрепление международного авторитета Руси.
5. Объединение русского народа, рождение национального самосознания (образование одной нации).
6. Строительство храмов, появление городов и новых ремесел.
7. Принятие азбуки (Кирилл и Мефодий, IX век), распространение грамотности, образования.
Государство Русь к рубежу X – XI веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.

Русь в XI-XIII веках. Распад древнерусского государства.

1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства.

2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.

3. Противовесом окончательному распаду Руси была постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:

ослабление центральн.власти киевского князя,

укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.

бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение.

Он расширил подчинив:Муром,Рязань,мордву,мари.РостетМоскваАндрейБоголюбский(1157-1174)-захватил Киев и провозгласил себя великим князем.Заговорщики убили и братВсеволодЮр-ч Большое Гнездо(1176-1212)расправ с загподчинивСмоленск и Чернигов Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород.освободился от Киева в 1136.Власть принадлежала богат. Боярству.Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан-вече.Вече избирало из бояр посадника(суд,упр.) и его пом,тысяцкого(ополчение).С 1156 вече избир.архиепископа(казна,внеш) Для обеспечения внешней безопасн. Приглашался князь с дружиной Князь не имелправаупр.исобств.вреспубл.В 1348 Псков отделился .Полит. дроблен.не повлекло культ. разобщ.Общее религиозное созн. И единство церкви замедлили процессы обособлен. Исоздалипредп.

Для будущ.воссоединения русских земель.

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.

Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

Читайте также: