Кто являлся опекуном царя московской руси

Обновлено: 02.07.2024

Со смертью среднего сына Ивана Грозного – Федора пресекся царствующий род Рюриковичей, правивших Русью с 862 по 1598 гг. По окончании Смутного времени, на престол взойдёт новая династия – Романовых как самых ближайших родственников угасшего рода Рюриковичей. Родство это пройдёт через Анастасию – первую и самую любимую жену Ивана Грозного, отравленную его врагами. При нём её брат Никита был боярином и опекуном царя Федора, вместе с шурином которого, Борисом Годуновым, он управлял государством после смерти Грозного царя.

В храме два предела – в честь Усекновения головы Иоанна Предтечи – небесного покровителя Ивана Грозного, и в честь Прокопия Устюжского – первого на Руси Юродивого Христа ради и родоначальника Романовых.

2. Династия Романовых

Нелегок был путь новой династии на русский престол – Борис Годунов планировал укрепить на царстве свой род и жестоко избавлялся от возможных конкурентов. Достаточно сказать, что по его приказу дядя Михаила Фёдоровича Романова – Михаил Никитич Романов был отправлен в Ныроб, что в Пермском крае, и там содержался закованный в цепи в яме, где и мученически принял смерть. Судьба пощадила отца Михаила Федоровича – он лишь был пострижен в монахи с именем Филарет и не мог по закону того времени стать царем. В течение двух поколений Романовы прочно укрепились у власти, уже внук М.Ф. Романова Петр I повёл Россию на Запад, к Балтийскому морю, перенимая передовые достижения Европы в промышленности и культуре, но не забывая об уникальной самобытности русского человека. Уже с Петра I, Романовы придавали огромное значение династическим бракам, но после Петра II и Елизаветы Петровны (прямых потомков Петра I), Россией фактически правила немецкая Голштейн-Готторпская династия. Их связывали близкие родственные связи с Королевскими Домами Дании, Англии, Греции, а также кровные узы с королями Норвегии, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Румынии, Болгарии, Черногории, Сербии, Италии, Испании. Таким образом, Романовы были одной из самых престижных императорских династий.

ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ

Михаил Федорович Романов

Алексей Михайлович Тишайший

Иван V Алексеевич

Петр I Алексеевич Великий

Екатерина I Алексеевна

Петр II Алексеевич

Иван VI Антонович

Петр III Федорович

Екатерина II Алексеевна

Павел I Петрович

Александр I Павлович Благословенный

Николай I Павлович

Александр II Николаевич Освободитель

Александр III Александрович

Николай II Александрович

С ближайшими потомками Петра I связано пресечение династии Романовых. Так, в прямом мужском поколении Романовы пресеклась со смертью внука Петра I – Петра II, завещание о передачи ему престола Екатерина I (жена покойного Петра I) подписала за несколько дней до смерти. По женской линии Романовы пресеклись со смертью императрицы Елизаветы Петровны – младшей дочери Петра I и Екатерины Скавронской (императрица Екатерина I после смерти мужа). Однако фамилию Романовы носили представители Гольштейн-Готторпской династии: Петр III (сын герцога Гольштейнского Фридриха Карла и Анны, старшей дочери Петра I), и его жена Екатерина II, урожденная принцесса Анхальт-Цербстская, а также их сын Павел I и его потомки. Не исключено, что ответом на вопрос, почему русские цари так любили заключать брачные союзы с немецкими герцогами из Голштинии может служить и тот факт, что, по одной из версий, основатель Романовых в России Гланда Камбила (Прокопий Праведный) был родом из Любека – одного из крупнейших городов Голштинии и Ганзейского союза. По другой версии, он был князем пруссов.


Герб Голштинии

Карта Земли
Шлезвиг-Гольштейн
(Schleswig Holstein)

Голштиния (Holstein) – бывшее герцогство на севере Германии, между Немецким и Балтийским морями. С 1866 г. часть прусской провинции Шлезвиг-Голштиния. Некогда маркграфство, образованное первоначально Генрихом I, перешло в 1110 г. к графу шауэнбургскому Адольфу I и продержалось под правлением этого рода до 1459 г. В дальнейшем правителем был избран граф Христиан Ольденбургский (с 1448 Христиан I, король датский). В 1474 г. из графств Голштиния и Штормарн образовалось герцогство Голштинское, просуществовавшее до 1806 г., когда оно было присоединено к Дании, потерявшей Голштинию в войне 1864 года.

3. Первый Романов на Руси – Прокопий Праведный


Святой праведный
Прокопий
Устюжский чудотворец

Существует несколько версий жития Прокопия Праведного, как церковных, так и светских, но различаются они только тем, как появился Прокопий в России. Согласно церковным источникам, которые, кстати, являются наиболее распространенными, Прокопий, будучи богатым прусским князем и купцом, прибыл в Великий Новгород, был пленен красотой храмов и веры русских людей, принял иночество в Варлаамо-Хутынском монастыре и позже, выбрав подвиг юродства, ушел в Устюг.

Другие предания рассказывают, что корни Прокопия уходят к потомкам Ноя. После разрушения Вавилонской башни некоторые из них двинулись на север и поселились на территории северо-восточного Ирана и юга современного Туркменистана. Потом на юге Средней Азии началась сильнейшая засуха, и они стали переселяться на запад в Северное Причерноморье, где они были известны как скифы, сарматы, аланы.

Прокопий Праведный предсказал трёхлетней девочке Марии, что она станет матерью первого епископа Перми и выдающегося просветителя Стефана Пермского. Стефан Пермский жил в переломное для Руси время, когда один его друг – великий князь Московский Дмитрий Донской боролся с Золотой Ордой , а другой – Сергий Радонежский закладывал духовные основы зарождающегося русского государства. Политическая деятельность Стефана Пермского обеспечила бескровное и добровольное включение зырянской страны в состав Великого княжества Московского, тем самым положив начало формированию многонациональной России на основе неслиянности и нераздельности народов ее составляющих.


Одним из самых известных чудес Прокопия Праведного стало спасение силой его молитвы Устюга от каменной (метеоритной) тучи, которая грозила уничтожить весь город летом 1290 года. По преданию, голос свыше сказал Прокопию о необходимости молиться за людей Устюга, дабы не быть им уничтоженными. Призывы Прокопия к горожанам не возымели действия, пока каменная туча не зависла над городом. Почуяв опасность, народ бросился в соборный храм Успения Богородицы, где Прокопий уже молился перед образом Божьей Матери о спасении народа и города.

Напряжение нарастало, некоторые уже потеряли надежду и вдруг от иконы, на которую молился Прокопий полилось миро и в это же время утихает нашедшая гроза и уходит мрачная туча, разразившись каменным градом в 20 верстах от Устюга, не нанеся ущерба его жителям, но сокрушив и воспламенив лес. Так город был спасен. В последствии, по указу царской семьи Романовых данные камни закладывались в основание строящихся православных храмов.

Один из таких камней был подарен тогдашнему московскому мэру Ю.М. Лужкову во время посещения им Храма Прокопия Праведного для вложения его в алтарную стену главного храма России – Храма Христа Спасителя в Москве.

Прокопий Праведный скончался 21 июля 1303 г. у врат Устюжского Михайло-Архангельского монастыря. В этот день выпал обильный снег. Тело Прокопия нашли лишь на четвертый день, снег над ним так и не растаял. Весть о его кончине мгновенно облетела весь город. Отпевали Прокопия в соборном храме, при огромном стечении народа. Вскоре началось почитание Прокопия Праведного, первый храм в его честь построен в Великом Устюге в 1495 г. В царствование Ивана Грозного Прокопий Праведный, также как и Александр Невский, Савва Сторожевский, Стефан Пермский и др. был причислен Православной Церковью к лику святых.

Не считая императорский род Романовых, от детей и внуков Прокопия Праведного происходят порядка двадцати дворянских фамилий (боярских родов) России, в том числе: графы Шереметевы, Сухово-Кобылины, Лермонтовы, Ладыгины, Коновницыны, Синие, Горбуновы, Кокоревы, Образцовы, Колычевы (в том числе, причисленный к лику святых Православной Церковью Митрополит Филипп, в миру Федор Колычев), Мотовиловы, Яковлевы и др. История России показывает, какую огромную роль в ней сыграли потомки Прокопия Праведного. Поэтому, Святой Прокопий Праведный Устюжский чудотворец по праву и по крови великий русский святой. Празднование памяти Прокопия Праведного установлено 21 июля. В этот день в 1579 году в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери.

4. Последний Романов – Николай II


Ипатьевский монастырь в Костроме

Дом Ипатьева в Екатеринбурге,
где была расстреляна царская семья

Много загадочных совпадений содержит история рода Романовых:

— В 1613 году первый царь из рода Романовых – Михаил Романов был призван на царство в Ипатьевском монастыре в Костроме, а через 305 лет, в 1918 году, последний русский царь – Николай II – был расстрелян (по официальной версии) с семьёй в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Однако, до сих пор нет единого мнения и доказательств, что же произошло тогда в Ипатьевском доме и какова была дальнейшая судьба Царской семьи.

По распоряжению Политбюро ЦК КПСС, в сентябре 1977 года Ипатьевский дом был стёрт с лица земли, Борис Ельцин в это время был первым секретарем Свердловского обкома КПСС.

При Иване Грозном Ермак покоряет Сибирь, заняв её столицу – Кашлык – ныне Тобольск (см. работу «Великий Устюг – Тобольск), где с августа 1917 года до апреля 1918 года живет семья Романовых, перед тем как взойти на Уральскую голгофу в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.

Боярское правление – это особый период в истории России, когда из-за малолетства наследника престола государством правили боярские кланы. В ожесточенной схватке за власть бояре забывали и об интересах государства, и о малолетнем правителе, будущем Иване Грозном. Рано оставшись сиротой, княжич взрослел в атмосфере беспощадной и подлой борьбы знатных родов. Прошло десять лет, и боярам пришлось уступить власть повзрослевшему царю, который не забыл преподанных ими уроков.

Предыстория

Иван IV, родившийся 25 августа 1530 г., был сыном великого князя Василия III и юной литовской княжны Елены Глинской. Через два года, в октябре 1532 г., княгиня родила второго сына, Юрия. Но мальчик родился глухонемым, из-за чего позже был принят за слабоумного, следовательно, не мог претендовать на княжеский престол.

Великий князь Василий III умер в декабре 1533 г., когда Ивану было всего три года. В своем завещании князь оставил всю власть, включая опеку над наследником, не жене, а Опекунскому совету из близких бояр. Глинская была еще очень молода, князь никогда не советовался с ней о государственных делах. Да и вековые традиции были против женского правления.

Согласно княжьей воле, в Совет вошли его младший брат Андрей Старицкий, дядя жены Михаил Глинский, а также бояре, представлявшие наиболее знатные роды – Шуйские, Юрьевы, Воронцовы. Елену Глинскую ждало подчиненное положение вдовой княгини, полностью лишенной власти.

Василий 3

Борьба молодой княгини

Умная и амбициозная, Елена не желала мириться с жалкой участью. Во многом ей помогли раздоры между московскими боярами. Переход власти к Опекунскому совету вызвал недовольство остальных членов Боярской думы. Возник конфликт между Василием Шуйским, Михаилом Глинским и другими опекунами с одной стороны и первыми боярами Думы Бельским, Овчиной, Мстиславским с другой.

Первым действием опекунов стала нейтрализация брата Василия III, удельного князя Юрия, который много лет бездетного брака старшего брата видел себя его наследником. Чтобы избежать мятежа, малолетнего княжича Ивана срочно короновали, а Юрия Дмитровского заточили в темницу, где он через три года умер.

Но для Глинской члены Опекунского совета были не менее опасны, чем мятежный князь. В этой борьбе надежным союзником молодой женщины стал князь Иван Овчина, один из руководителей оппозиции думских бояр. Овчина был значимой фигурой. Он происходил из древнего боярского рода, близкого ко двору, – его сестра, боярыня Аграфена Челяднина, стала мамкой старшего княжича. У него была репутация храброго воина, за доблесть Василий III пожаловал ему боярский чин. Сумев стать фаворитом Глинской, он оказался самым опасным противником для опекунов.

Правление Опекунского совета продолжалось менее года. Политическое соперничество за власть закончилось победой княгини. Ее не остановил даже родной дядя. Михаил Глинский настойчиво уговаривал племянницу порвать с фаворитом. Для княгини отказ от поддержки Ивана Овчины означал отказ от борьбы и согласие с унизительной опекой. Елена, проявив характер, поступила вопреки воле покойного Василия III.

Михаил Глинский стал первым, кто по повелению княгини был заточен по ложному обвинению в темницу, где вскоре умер. В заточении был жестко умерщвлен и младший брат Василия III, Андрей Старицкий. С остальными опекунами Елена обошлась мягче. Воронцов был отправлен в Новгород на пост наместника. Юрьев после недолгого ареста был выпущен и даже возвращен в Боярскую Думу. В Думе остались князья Шуйские и Тучков.

В летописях о действиях опекунов говорится, как о незаконных попытках забрать власть у вдовой княгини. В действительности же бояре выполняли волю, высказанную в завещании Василия III. Согласно законодательству Русского государства, незаконным следует считать захват власти Еленой Глинской. Видимо, летописцы выполняли волю Ивана Грозного, который считал мать законной преемницей власти.

Елена Глинская

Недолгое правление Глинской

Ненависть опальных бояр не утихла, но открытых мятежей не было. Более того, во многом благодаря помощи опытных думских советников успешно прошли предложенные Еленой денежная и губная реформы. В период ее правления был выстроен целый ряд новых городов-крепостей в приграничных областях, что значительно укрепило государственные рубежи. В Москве были возведены каменные стены Китай-города. Молодая княгиня добилась успеха и во внешней политике, заключив несколько выгодных для России соглашений.

На княжеском престоле Елена просидела менее пяти лет. Последний год она болела и в надежде на исцеление много ездила по монастырям. В апреле 1358 г. княгиня скончалась, оставив восьмилетнего княжича Ивана круглым сиротой. Смерть молодой женщины – Елене не было и 30 лет, – вызывает недоумение. В Москве шептались об отравлении, но это так и осталось предположением. Современные исследования останков обнаружили следы ртути, но ее в те времена использовали в косметических и лекарственных средствах. Однозначного ответа на вопрос, была ли смерть княгини естественной, нет до сих пор. Известно, что Иван Грозный, который упрекал бояр за непочтение к матери, тем не менее, не обвинял их в отравлении.

Торжество бояр

С этого начался период боярского правления, характеризующийся абсолютной властью сменявших друг друга бояр. В основном борьба шла между группировками Шуйских и Бельских. Главной задачей этих правителей было решение своих личных проблем – личное обогащение, борьба с соперниками за власть и прочее. Такое правление вело к ослаблению государственной власти.

спор бояр

Возвышение Шуйских

Шуйские и Бельские – борьба за власть

Первоначальная победа Шуйских оказалась кратковременной. После смерти Елены из тюрьмы был освобожден Иван Бельский, попавший в опалу после бегства из России своего брата. Соперничество Шуйских и Бельских было давним. В отличие от Шуйских, потомков Невского, литовские выходцы Бельские гордились происхождением от Гедимина. Князя Бельского поддержали нелояльный к Шуйским митрополит Даниил и влиятельный дьяк Федор Мишурин.

Но Шуйские на тот момент оказались сильнее. Бельский был вновь заточен в темницу, поддерживающий его член Опекунского совета боярин Тучков сослан в деревню, дьяку Мишурину без суда отрубили голову. Так Шуйские завершили начатый Еленой разгром Опекунского Совета.

Старый князь Василий пережил Мишурина всего на несколько недель. Его место занял Иван Шуйский, которому удалось в 1539 г. заменить митрополита Даниила на своего ставленника Иосафа. Но новый предводитель рода не обладал умом и опытом предшественника, и не пользовался таким авторитетом среди бояр. Перессорившись с Думой, он перестал ездить ко двору. Тем временем его противники, к которым примкнул и митрополит Иосаф, сумели добиться освобождения Бельского, а Иван Шуйский с полками был отослан во Владимир – оберегать восточные земли от казанцев.

возмущение против бояр

Закат Шуйских

Соперников в Боярской думе у Шуйских не осталось. Но теперь они стали бояться людей, близких к великому князю. Ивану IV шел уже тринадцатый год, и его могли настроить против опекунов. По этой причине едва не был убит снискавший любовь княжича боярин Федор Воронцов. В сентябре 1543 г. трое Шуйских и их приближенные избили и собирались убить Воронцова в присутствии Ивана IV и митрополита Макария. Только заступничество митрополита и великого князя спасло его от смерти, которую заменили ссылкой в Кострому.

портрет боярина

Бояре недооценили характер государя. Расправа над Воронцовым стала последним боярским самовольством. Не прошло и четырех месяцев, как будущий царь отомстил за свое унижение, приказав убить Андрея Шуйского. Первого вельможу России убили без суда, с позором, отдав на растерзание псарям. Его приближенных вскоре разослали из Москвы, а Воронцов был возвращен из ссылки.

Взросление Ивана IV

Пока наследник Василия III был мал, Шуйские не считали нужным уделять ему много внимания и как-то считаться с ним. Впоследствии Иван Грозный не раз вспоминал о том пренебрежении, с которым к нему относились опекуны. Даже если его жалобы преувеличены, о чем говорят некоторые историки, его детство после смерти матери простым не назовешь. Нервный и впечатлительный ребенок рос среди интриг, подлости, жестокости. Он не раз становился свидетелем сцен насилия, когда бояре устраивали расправы в его присутствии.

15 лет в те времена были возрастом совершеннолетия, в этом возрасте уже поступали на военную службу, а дети знати получали первые должности. Василий III завещал опекунам к этому возрасту вырастить из его сына государя. Но они были слишком увлечены личными корыстными интересами, чтобы думать об ответственности за будущего правителя. В итоге Иван IV, обладавший от природы несомненным умом и другими дарованиями, отличавшийся начитанностью, по своим моральным качествам оказался совершенно не готов к роли правителя огромной державы.

Господство Глинских

Новые правители ничем не отличались от прежних. Пострадавшие от опекунов Глинские тут же принялись мстить. Их стремление к высшим думным чинам привело к изгнанию с лишением титулов конюшего Федорова-Челяднина. По наущению Глинских и их матери, княгини Анны, был посажен на кол сын Ивана Овчины. Еще одного родственника Овчины, юного князя Ивана Дорогобужского, обезглавили. Оба подростка принадлежали к знатнейшим семьям Москвы, Дорогобужский был единственным наследником Федорова-Челяднина.

Родня царя очень старалась наверстать упущенное. Их положение укреплялось еще и тем, что достигший совершеннолетия и почувствовавший вкус власти Иван IV энергично добивался независимости от бояр. Тех, кто осмелился возражать даже в малости, он приказывал казнить без какого-либо суда. Глинские его в этом поддерживали.

Вместе с митрополитом Макарием они приняли деятельное участие в организации коронации великого князя царским венцом, которая прошла 16 января 1547 г. Многие историки считают, что сама идея коронации принадлежала Глинским, которые правили от имени монарха. После нее бабка царя Анна Глинская получила во владение землю с правами удельного княжества, дядя Михаил получил чин конюшего, а Юрий стал боярином.

коронация Ивана 4

Закат Глинских и боярского правления

Через четыре дня начался московский мятеж. Дворы ненавистных временщиков были разграблены, защищавшие их вооруженные слуги перебиты. Юрий Глинский, пытавшийся скрыться от разъяренной толпы в Успенском соборе, был оттуда вытащен и убит на площади. В поисках княгини Анны, которую считали главной колдуньей, вооруженные мятежники двинулись в подмосковное Воробьево. Именно здесь скрылся от мятежа царь, но Анны с ним не было.

Московский мятеж положил конец не только господству Глинских, но и всему периоду боярского правления. Масштаб восстания, участие в нем разных социальных слоев, от черни до знати, заставил власть понять шаткость ее положения. Это ослабило распри бояр, направив их усилия на укрепление государственной власти.

московский пожар

Итоги боярского правления

Первая половина XVI в. была благополучной для России. Города переживали период расцвета. Расширялись сельскохозяйственные угодья, продвигаясь на южные черноземные земли. В этот период не было разорительных войн и катастрофических неурожаев. К тому же, несмотря на ненависть к Глинской, бояре продолжили проведение ее прогрессивных реформ. Поэтому десятилетие боярского произвола не стало губительным для экономики страны.

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района


На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время.

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV – его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник — царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).

Борис Годунов (1584-1605)


После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь — Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).

Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.


Патриарх Иов (1589—1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград), Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат — Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Голод (1601 — 1603)



Смутное время

В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод, продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Лжедмитрий I

(1 (11) июня 1605 — 17 (27) мая 1606)

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

Лжедмитрий I — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 — царь России.


Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.


Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.


Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.


Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек, которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит. Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.


Убийство Лжедмитрия

19 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.


Лжедмитрий II

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора. В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — Тушинский лагерь.


Тушинский лагерь

Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря, а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.


Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.


Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.


Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года


Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.


Земской собор

Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.


В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.


Подвиг Ивана Сусанина

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.


В эпоху татаро-монгольского ига и до него старший среди удельных князей носил титул Великого князя. Я.Н. Щапов отмечает, что упоминание князей как царей относится к двум крупным деятелям Руси XII–XIII вв.: Мстиславу Великому и Андрею Боголюбскому.
После попадания Руси в зависимость от Золодой Орды царём(производное от лат. caesar) стали называть великого хана Золотой Орды. Титул царь в первую очередь указывал на то, что его обладатель является полностью суверенным правителем и ни от кого не зависит. То есть великий князь, будучи данником Орды, в иерархии, естественно, стоял ниже.

Стоит, кстати, отметить, что до определённого момента(до правления Дмитрия Донского) легитимность великого хана как начальника над русскими князьями на Руси не подвергалась сомнению, а само татаро-монгольское иго воспринималось как наказание божье за грехи, которое нужно смиренно терпеть.

Можно было принять какой угодно титул, но иностранные правители могли его не признать - именно поэтому Иван III и пробует царское звание в дипломатической переписке с более мелкими государствами.

Официально принять на себя царский титул решился только внук Ивана III, Иван Грозный. 16 января 1547 г. великий князь Московский и Всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя. В речи при царском венчании митрополит охарактеризовал высоту полномочий царского сана словами Иосифа Волоцкого: "Слышате царие и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго, вас бо Господь в Себе место избра на земле. ".

Итак, титул "царь" воспринимался русскими правителями как равный императорскому. Правда, не все их зарубежные коллеги были с этим согласны - в то время в Европе была только одна империя - Священная Римская и император, значит, тоже должен был быть только один.

Поляки, естественно, императорский титул Лжедмитрия отвергли. Подробнее про историю притязания Лжедмитрия I на императорский титул можете прочитать у нас на сайте в отрывке из книги Василия Ульяновского "Смутное время".

Как известно, полный царский титул ("Большой титул") включал в себя перечень земель, подвластных царю. В 1645 году, то есть во время кончины первого государя из династии Романовых царя Михаила Федоровича и прихода к власти его сына царя Алексея Михайловича, "Большой титул" звучал следующим образом: "Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, Владимирский, Московский и Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей и иных многих государств государь и обладатель".

Упоминание неподчинённого на тот момент Кавказа и Закавказья в титуле царя может вызвать удивление. В данном случае желаемое выдавалось за действительное.
Этот вопрос был изучен Г.К. Котошихиным в сочинении "О России в царствование Алексея Михайловича". Включение неподвластных территорий в царский титул означало незаконные претензии на чужие прерогативы. Подобные действия могли грозить дипломатическими осложнениями. В силу этого царский двор был вынужден идти на хитрости. В грамотах, адресованных христианским государям, большой царский титул воспроизводился полностью с перечислением восточных земель, в грамотах в "бусурманские государства" и, в первую очередь, к персидскому шаху "восточные" титлы не указывались. В противном случае "как бы он писался теми титлами всеми …и на него б за то все бусурманские государства подняли войну". Котошихин указывает на то, что к турецкому султану и к персидскому шаху русский царь писался "болшою титлою не всею, толко по "повелителя". То есть конечной фразой в титуле оставалась "и всея северныя страны повелитель", фраза же "Иверския земли Карталинских и Грузинских царей, Кабардинския земли Черкасских и Горских князей, и иных многих государств государь и обладатель" снималась. Если задаться вопросом, о причинах последовательности перечисления территорий в царском титуле XVII века, то можно предположить, что не только значимость и статус земель или их последовательность вхождения в состав государства предопределяли ее, но и практические соображения: в конец стоит поставить то, что наиболее спорно, что при необходимости всегда можно убрать. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что большой титул в XVII в. — не столько отражение в сознании права на территории или выражение представлений о территориальной целостности государства, сколько средство дипломатической игры в ситуации при которой определенная разрозненность Запада и Востока, существование двух миров, недостаточно хорошо осведомленных друг о друге из-за относительно слабого интереса друг к другу и неразвитости дипломатических и торговых связей, давали России шанс поднимать престиж власти своих царей за счет одной части Евразии в отношениях с другой.

Как уже отмечалось выше, не все в Европе признавали равенство императорского титула царскому, и такого равенства не было в отношениях между Русью и Священной Римской империей. В "Записи, учиненной в Москве между Российским и Цесарским дворами" цесарские чрезвычайные посланники явственно указывали на то, что существующая в XVII в. традиция закрепляет более высокий статус императора по отношению к другим государям и выражается в том, что не только к русскому царю, но и к другим европейским королям от императора всегда пишется титул "пресветлейшество".
В сознании российских дипломатов и российского двора Алексея Михайловича задача добиться для своего государя признания Империей его титула "величество" означала возможность поставить русского царя вровень с императором. Фактически в международной практике того периода термин "царь" = "король" = "пресветлейшество"; термин же "император" = "величество".

Возможно, такое поведение царя было не более чем данью традиции и некоей театральной скромностью - не сразу принимать предлагаемое. А, возможно, для возражений Петра были более веские мотивы. Ведь введение различий между титулом "император" и "царь" означало, что Россия признаёт, что императорский титул выше царского - вопреки представлениям, которые бытовали на Руси со времён Ивана Грозного. Вполне вероятно, что это было не совсем по душе Петру I.

Читайте также: