Что закреплено на законодательном уровне в бутане роспись однотонной одежды

Обновлено: 04.07.2024

— Название моего титула по-русски — ошибка перевода. На самом деле в Бутане нет ни министра, ни министерства счастья. Я руковожу Центром исследований валового национального счастья Бутана. Валовое счастье — не просто философия, мы направляем эти знания в практическое русло, чтобы правительство могло использовать их в своей работе. Прежде всего мы определяем критерии счастья, затем связываемся с населением и правительством, и на основании этого издаются законы.

Наша страна очень мала (население 743 тыс. человек. — Прим. ред.), и мы можем легко попасть в какую-то неприятность. К примеру, фабрики могут полностью истощить природные ресурсы, а природа — один их факторов человеческого счастья (в Бутане до недавнего времени почти отсутствовало промышленное производство, сейчас работает завод, который по лицензии производит кока-колу. — Прим. ред). В данном примере понятие ВНС позволяет контролировать работу фабрик, управлять внутренними процессами в стране, чтобы все жили в гармонии. Немного похоже на то, как заповеди в вашей культуре сообщают христианам, что следует и чего не следует делать. Наши исследования помогают развить всеобщую осознанность, быть цивилизованной страной в этой заботе о своей культуре, природе, обществе.

— Ну хорошо, вы можете закрыть неэкологичную фабрику — а в семейные дела можете вмешиваться?

— Для исследований нам приходится задавать вопросы о том, разведен человек или нет, растет ли ребенок с одним родителем или он сирота. В разводе состоит порядка 5% от общего числа населения, и это приемлемая цифра для Бутана. Мы знаем, где эти люди живут и какие проекты, направленные на улучшение их жизни, можно предложить именно им. Таких индикаторов, определяющих стратегию работы с населением, сотни.

— А что, если какого-то человека делает счастливым вовсе не то, что приносит радость остальным? Можно ли назвать такого человека несчастным?

— Валовое национальное счастье — развивающаяся философия, очень современная, и подход здесь комплексный. То, что мы с вами — вы и я, участники этого интервью, — считаем счастьем, важно, но это лишь капля в море. Счастье, которое вы испытываете, когда видите членов своей семьи, супруга, — тоже важно, мы не умаляем значимости этого. Но существует огромный спектр показателей. На бытовом, повседневном уровне счастье кажется чем-то очень простым, достижимым. Мы же думаем о счастье в более глубоком смысле — мы созерцаем счастье и пытаемся понять приоритеты.


— Они ведь у каждого свои.

Каждая религия прекрасна, но так вышло, что наша — буддизм, поэтому мы стараемся с его помощью совладать со сложной жизнью современного общества. К тому же мы не пренебрегаем и западными исследованиями в области психологии — они помогают нам понять запутанные ментальные проблемы населения. Вот человек живет на сотом этаже небоскреба рядом с Центральным парком в Нью-Йорке. Если он страдает от неразрешимых проблем, он может выйти в окно, а наша задача сделать так, чтобы он спустился погулять по Центральному парку. Поэтому мы работаем прежде всего над состоянием внутреннего мира, в котором между людьми не так много различий. Кто-то богаче, кто-то беднее, но у каждого из нас есть все те же 24 часа, чтобы провести время своей жизни.

— И все-таки как ваши наработки могут помочь остальным жителям планеты, на которой действует ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ. — Прим. ред.)?

— Это выходит за рамки проблематики ВНС. Я уважаю другие религии, знаком с постулатами Корана и на сто процентов уверен, что ислам — хорошая религия. Терроризм — ее неправильная интерпретация. Вероятно, это реакция на запросы времени. Мне кажется, после 20–30 лет вмешательства других государств в культуру и жизнь исламских стран логично, что кто-то начал злиться.

Бутан далек от всего этого. Если сон застанет меня посреди ночи на улице Тхимпху (столица государства. — Прим. ред.), я могу спокойно закрыть глаза, будучи уверен, что ничто не потревожит меня, — разве что зимой будет холодно, а летом жарко. В этом городе кругом мои друзья. Если бы весь мир принял концепцию национального счастья всерьез и попытался воспользоваться нашими принципами, то, уверен, проблема мирового терроризма отступила бы на второй план. Но кто мы такие! Бутан слишком маленький — меньше одного процента населения Земли знает о нашем существовании.


Цоки Зангмо и Дордже Пенджо — эксперт и директор Центра исследований валового национального счастья Бутана

— Бутан — страна традиционных ценностей. На вас как-то сказывается современный подъем феминизма и то, как меняется роль женщины в обществе?

— Мы вполне разделяем феминистские взгляды. Например, моя коллега Цоки Зангмо из Центра изучения ВНС, вместе с которой мы приехали в Россию, — настоящая феминистка. Однако я считаю, что феминистские ценности лучше всего могут быть транслированы мужчиной. Знаете, когда говорит мужчина, другие мужчины к нему прислушиваются. А когда говорят женщины, мужчины сомневаются.

При этом я вижу, как отношения между полами в нашей стране меняются. В моей семье мужчины традиционно занимались тяжелой работой в поле и следили за скотом: чтобы работать пастухом в горах, надо быть физически сильным. А женщины делали работу по дому — готовили, смотрели за детьми, стирали одежду. Благодаря распространению образования женщины начали ходить в офис так же, как мужчины, а мужчинам необязательно ходить с плугом — в Бутане есть трактора. У нас есть женщины-врачи, женщины-пилоты. А моя жена не готовит — я сам люблю стряпать. У нас женщина с недавних пор может стать и премьер-министром, однако этому мешает традиция.

Цоки Зангмо: Тут поколенческая проблема. Равные права женщинам были предоставлены, еще когда мои родители были молоды. Но их поколение не получило должного образования, и у старших женщин нет уверенности в том, что они смогут добиться успеха. Сегодня у нас есть и дороги, и инфраструктура, и образование, поэтому как таковых препятствий к развитию нет.

Мы вполне разделяем феминистские взгляды. Однако я считаю, что феминистские ценности лучше всего могут быть транслированы мужчиной

— Какой в Бутане подход к деторождению? Что с абортами?

Цоки Зангмо: Аборты законодательно запрещены, но иметь или не иметь детей — выбор каждого. Если сравнивать с нашими соседями — Непалом и Индией, — то в Бутане довольно либеральное общество. К тому же традиционно право собственности в Бутане переходит к дочерям, а не сыновьям.

Дордже Пенджо: Мы очень гибкие! У нас активно продвигается политика планирования семьи, поощряющая прибавление, конечно. Несколько лет назад мы обсуждали предоставление женщинам тридцатипроцентной квоты в парламенте. Некоторые обрадовались, другие же сказали, что не хотят квоты и такой благотворительности — им нужна открытая конкуренция. То есть введение квоты показалось бутанским женщинам оскорбительным.

— Вернемся к обсуждению мировой политики — что вы думаете о Трампе и Путине?

— Политика ужасна в принципе. Искусство политической дипломатии заключается в том, чтобы говорить сладкую ложь. Но я полагаю, что Трамп говорит от чистого сердца. Клинтон вот лгал, а Трамп — прямолинеен. Внешне американцы очень политкорректные, поддерживают Хиллари, но где-то в их душе есть пристанище националистических идей и концепции превосходства белой расы, которые олицетворяет Трамп. И он обращается к тем, кто страдает от вынужденной политкорректности общества. Считаю, что он победил только потому, что пришло его время. А лично я вообще хотел, чтобы выиграл Берни Сандерс, — как только он вышел из борьбы, меня перестал интересовать исход выборов.

Что касается Путина, то в западных медиа он представлен нехорошим человеком. У него есть свои слабости, но он оказался достаточно сильным, чтобы американское влияние на мир дало трещину. Одна страна не может решать, что делать всей планете, — кто-то должен был ее остановить.

Бутанцы являются одним из самых самобытных этносов планеты. В местном населении соединились черты древнейших горных племен Азии, кочевых и полукочевых народов Индокитая и многочисленных народов индийского субконтинента. Как единое государство Бутан сформировался в начале XVII в. А так как процесс объединения раздробленных княжеств проходил под руководством тибетских лам, религиозные институты и духовная власть здесь до сих пор явно доминируют над светскими атрибутами общества.

Бутанцы очень гостеприимны и скромны. Среди местных добродетелей числятся религиозность, уважение к себе и к окружающим, трудолюбие и вежливость. При этом последняя черта здесь иногда принимает гротескные формы - бутанец никогда и ничего не требует, а всегда интересуется мнением собеседника и пытается мягко настоять на своем варианте решения проблемы. При этом даже вполне очевидное решение, ввиду желания сторон уступить собеседнику, может "согласовываться" довольно длительное время. Но сами бутанцы при этом явно стараются настоять на своем, что иногда приводит к комичным ситуациям. Учитывая эту черту, не стоит выражать свое желание в категоричной форме, проще спросить местного жителя его совета, а если он несколько неудобен - постараться в отстраненной форме привести его к нужному решению. Это касается многих аспектов местной жизни - даже на рынках и магазинах таким образом можно вполне корректно намекнуть на возможность предоставления скидок. В отличие от своих соседей, бутанцы довольно бесхитростны и с удовольствием идут на какие-то мелкие послабления просто ради удовольствия общения (торговаться здесь не принято). Многие считают бутанцев замкнутыми и неприветливыми людьми, однако это не так - местные жители просто очень стеснительны, причем даже мужчины (исключение составляют лишь дети).

Бутанские культовые сооружения можно подразделить на три типа - "чортены" (ступы, устанавливаются на каком-то памятном месте), "хлакханги" (храмы) и "гомпа" (монастыри). Также характерной бутанской формой является "дзонг" - укрепленный монастырь, более похожий на замок приличных размеров. Дзонги являются центрами областей Бутана и выполняют одновременно культовые и административные функции. По традиции храм или ступу обходят в направлении движения часовой стрелки слева. Обычно у входа в каждый дзонг или гомпа установлен молитвенный барабан "кюрде" с мантрами (священными текстами), а чаще несколько барабанов или даже целые галереи из барабанов, крутя которые верующие возносят молитвы. Священные буддийские тексты почитаются в Бутане как главный идеологический ориентир, отсюда и уважительное отношение бутанцев к книге. Исписанную бумагу здесь никогда не выбрасывают, а обязательно предают огню, как человека.

Общественная и политическая жизнь Бутана сильно зависит от религиозных праздников и астрологических событий. Королевские астрологи каждый год составляют гороскопы, и если на какой-то месяц или день выпадает неблагоприятный прогноз, то монарх своей властью просто отменяет этот календарный период и заменяет его другим. Поэтому здесь никого не удивляет отсутствие в календаре какой-то определенной даты или наоборот - наличие двух одноименных месяцев при полном отсутствии каких-то других.

Несмотря на относительно невысокий уровень дохода (в среднем месячный доход на душу населения не превышает $20), бутанцы имеют репутацию довольно состоятельных людей и всячески это подчеркивают. Лучшим способом поддержать свое реноме здесь является постройка большого дома (в королевстве разрешено строить дома только в национальном стиле), красиво украшенного резьбой и росписями, часто довольно фривольными. Жилым обычно является второй этаж, на который ведет довольно крутая лестница, а первый этаж и чердак используются для хозяйственных нужд. Обязательно наличие комнаты для медитации и отдельной кухни. Особое внимание уделяется чистоте - чисто везде, и дома, и на улице. Даже рынки, которые здесь обычно устраиваются по субботам, являют явный контраст с аналогичными мероприятиями где-нибудь в Индии или Мьянме.

С 1989 года в обязательном порядке введено ношение в общественных местах национальной одежды. Традиционной мужской одеждой является национальный бутанский халат "гхо", из-за большой длины подвязываемый широким матерчатым поясом на талии или заколотый у колен. Женщины носят очень похожий на сари предмет одежды, именуемый "кира". Его обычно особым образом оборачивают вокруг тела с большим запахом, закрепляя декоративными элементами. В любое учреждение или храм местного жителя просто не пустят без наличия национальной одежды. Статус бутанца подчеркивается материалом одежды и особым шарфом, повязываемым через левое плечо. Цвет шарфа и является отличительным признаком - рядовые бутанцы носят белый шарф, чиновники - красный, а желтый - высшая знать и монахи.

Туристам не возбраняется ходить в свободной одежде европейского кроя. Некая формальная одежда (жакет и галстук для мужчин, длинное платье для женщин) может потребоваться только в случае посещения официальных мероприятий или при визите в бутанский дом. В случае каких-то фестивалей и религиозных церемоний сами бутанцы одеваются очень нарядно, поэтому здесь тоже не помешает какая-то приличествующая случаю одежда, однако к иностранцам обычно относятся довольно снисходительно и особых проблем с одеждой не бывает. Но в штаны и куртки одеваются здесь только индусы.

Тхимпху и другие крупные города Бутана славятся довольно непринужденной провинциальной атмосферой. В 19-00 здесь все практически вымирает - не работают магазины, закрыты рестораны и кафе, на улицах почти никого. Днем же здесь можно легко оказаться в компании высокопоставленного правительственного чиновника или монаха, при этом должностные лица совершенно безбоязненно "выходят в народ" и присутствуют практически на всех праздничных мероприятиях наравне с простым людом. Поэтому неудивительно, что бутанцы очень уважают своего монарха и правительство. Королевский дом, надо признать, прилагает немалые усилия и к модернизации страны, и к сохранению её культурной самобытности. При этом здесь нет недостатка в продуктах питания, образование и медицина для местных жителей бесплатны, безработицы нет, также как и резкого социального неравенства. Поэтому обсуждать политику властей или как-то их критиковать здесь настоятельно не рекомендуется.

Многие животные, в первую очередь собаки, считаются в Бутане священными, поэтому не стоит удивляться обилию на улицах городов целых стай бродячих собак и кошек - на самом деле это не одичавшие животные, а, если можно так выразиться, общественные. Их кормят и берегут всем населенным пунктом, а убийство их приравнивается к покушению на жизнь человека.

Характерной особенностью Бутана является повсеместное распространение "дома" (бетель). Бетель обладает тонизирующим действием, поэтому бутанцы поголовно, от мала до велика, жуют его практически круглые сутки, и оттого обладают характерным красно-коричневым налетом на зубах и темными губами. Отсюда же и характерные красные пятна на тротуарах.


Какими красками рисуют на одежде? Какой материал годится для работы с ними? Акриловые краски идеально подходят для нанесения на ткань и кожу. Как закрепить рисунок? Как правильно рисовать и делать роспись на одежде, чтобы изображения дольше не выцветали и сохраняли первоначальный вид? Для этого нужно узнать о техниках и особенностях работы такими красками по ткани.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Акрил по ткани

Для рисования на тканевых полотнах и одежде акриловые краски – лучший выбор. Они созданы на основе полимеров, поэтому пигмент не проникает в структуру волокон, он покрывает их пленкой.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Материя становится плотной, но не менее эластичной.

Преимущества

Рисовать акриловыми красками многие мастера решают, основываясь на их достоинствах, к которым можно отнести:

  • богатый ассортимент, доступность;
  • безопасность в использовании;

Техника росписи акриловыми красками по ткани

  • возможность применять воду как разбавитель;
  • водостойкость покрытия рисунков на ткани (можно замачивать и стирать);
  • устойчивость к машинной стирке.

Кроме того, акриловая краска подходит для создания разноцветных узоров, поскольку пигменты легко смешиваются, за счет чего можно создавать новые оттенки.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Ткань для работы

Можно ли рисовать и акрилом на разных тканях? Если говорить о выборе материи для начинающих, то допустимо использовать для работы с обычным акрилом различные текстуры.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Можно рисовать на любых материалах: плотном текстиле, дениме, тонком шелке, хлопке или льняной основе.

Но следует помнить о том, что структура окрашенных мест будут с более плотной текстурой, чем остальное полотно.

Подготовительные работы

Роспись по ткани акриловыми красками требует определенной подготовки. Перед тем, как рисовать, нужно выполнить следующие действия с материалом-основой:

  • погрузить в холодную воду на один час, затем прополоскать под краном;
  • просушить и прогладить теплым утюгом.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Если рисовать на ткани с тонкой текстурой (батисте или шелке), то желательно растянуть ее на деревянной рамке, пока не просохнет.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Если декорировать предмет гардероба и рисовать на одежде, то рекомендуется отделить один слой от другого картонкой либо плотной бумагой.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Виды росписи

Есть следующие техники росписи акрилом по ткани:

Техника росписи акриловыми красками по ткани

  • свободная роспись (с использованием солевого раствора и без него);

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Тонкости техники росписи

Рисовать акрилом на разных материалах необходимо счетом следующих тонкостей:

  • Несмотря на то, что можно разводить содержимое тюбиков водой, мастера чаще пользуются растворителями, поскольку это лучше влияет на адгезионные свойства акрила.
  • Для защиты обрабатываемого участка материи под него подкладывают полиэтилен либо клеенку.
  • Чтобы рисунок на ткани получился более четким, а акрил наносился легче, предпочтительно использовать кисточки с синтетическим ворсом. При этом каждый следующий слой нужно наносить, когда предыдущий полностью высохнет.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

  • Как закрепить изображение? Фиксировать краситель художники советуют утюгом не ранее чем через сутки после нанесения.
  • Сначала кладут светлые оттенки, а каждый следующий слой должен быть более темным, чем предыдущий.

Методы нанесения

Далее перечислены несколько способов рисования (методы зависят от применяемого инструмента):

Техника росписи акриловыми красками по ткани

  • шаблонная либо трафаретная печать (применяются специальные валики, поролоновые спонжи);

Техника росписи акриловыми красками по ткани

  • создание рельефного контура в сочетании с нанесением кисточками.

Техника росписи акриловыми красками по ткани

Таким образом, можно акрилом рисовать по ткани и создавать красивые работы.

Если выполнять все по несложным правилам, удастся получить стойкое покрытие, несмываемое после стирок.


Население Бутана считается одним из самых самобытных этносов нашей планеты. В местном населении соединились черты полукочевых и кочевых народов Индокитая, древнейших горных племен Азии, а также многочисленных народов индийского субконтинента. Единым государством Бутан стал в начале 17 века. Объединение раздробленных княжеств происходило под влиянием тибетских лам. Поэтому духовная власть и различные религиозные институты по сей день доминируют над светскими атрибутами общества.

Праздников в Бутане огромное количество. Фестивали Цечу и Друбчен проводятся в дзонгах по всей стране. Они являются основными мероприятиями, ради …
Открыть

Бутанцы очень гостеприимны и скромны. Они религиозны, уважительны, трудолюбивы и вежливы. Бутанец никогда и ничего не требует. Он всегда интересуется мнением собеседника. При этом он будет мягко пытаться настоять на своем видении решения той или иной проблемы. Учитывая эту черту, не стоит выражать свое желание в категоричной форме. Всегда лучше поспросить совет у местного жителя, а потом отстраненно привести его к нужному решению. Даже на рынках и магазинах таким образом можно намекнуть на возможность предоставления скидок. Бутанцы довольно бесхитростны и с удовольствием идут на небольшие послабления в общении. Однако торговаться здесь не принято. Многие иностранцы считают местных жителей неприветливыми и замкнутыми людьми. Однако они просто очень стеснительные.

Ландшафт страны преимущественно горный. Вся северная часть Бутана представляет собой обширный высокогорный район, сформированный отрогами Большого …
Открыть

Политическая и общественная жизнь в стране полностью зависима от религиозных праздников и астрологических событий. Ежегодно королевские астрологи составляют гороскопы. Если на какой-то день или месяц получен неблагоприятный прогноз, монарх единовластно отменяет этот календарный период и заменяет его другим. Поэтому нередко в бутанском календаре может не быть какой-то даты, либо присутствовать два одноименных месяца. Среднемесячный доход на душу населения составляет около $20. При этом бутанцы имеют репутацию довольно состоятельных людей и всячески пытаются это подчеркнуть. Важным фактором для них является постройка большого дома. Жилище украшают росписями и резьбой. Кстати в Бутане разрешено строить дома только в национальном стиле. Первый этаж в доме используется для хозяйства. Второй этаж является жилым. В доме обязательно должна быть отведена комната для медитации и иметься отдельная кухня. Бутанцы очень любят чистоту. Здесь чисто и дома, и на улице. Даже рынки отличаются особой чистотой, особенно по сравнению с Мьянмой или Индией.


С 1989 года в Бутане обязательно ношение национальной одежды в общественных местах. Традиционная мужская одежда - национальный халат "гхо". Так как он имеет очень большую дину, его подвязывают широким матерчатым поясом на талии или закалывают у колен. Женщины в Бутане носят "кира". Этот предмет одежды очень похож на сари. Кира оборачивают вокруг тела и закрепляют декоративными элементами. Без национальной одежды местный житель не сможет попасть ни в храм, ни в любое учреждение. Чтобы подчеркнуть свой статус, бутанцы повязывают через левое плечо шарф разных цветов. Если вы видите белый шарф, то перед вами рядовой бутанец, желтый - высшая знать или монах, красный – чиновник. Туристы могут спокойно ходить в свободной европейской одежде. Формальная одежда потребуется только для посещения официального мероприятия или при визите местного бутанского дома.

Еще 30 лет назад это государство было полностью изолировано от внешнего мира, сегодня у него много удивительных неофициальных названий. «Королевство …
Открыть

Крупные города известны своей провинциальной атмосферой. Вечером здесь все практически вымирает, людей на улицах почти нет. К 19:00 закрыты магазины, кафе и рестораны. При этом днем на улице можно легко увидеть монаха или высокопоставленного правительственного чиновника. Они совершенно безбоязненно прогуливаются по улицам, посещают мероприятия вместе с простыми людьми. Неудивительно, что бутанцы очень уважительно относятся к своему монарху и правительству. При этом оно прилагает большие усилия для модернизации страны, а также сохранению её культурной самобытности. Здесь нет недостатка в продуктах питания, безработицы и сильного социального неравенства. Образование и медицина для местных жителей являются бесплатными. По этой причине не стоит критиковать и обсуждать власть с бутанцами.


Многие животные в Бутане считаются священными. В первую очередь, это касается собак. На улицах городов можно увидеть огромное количество собак и кошек. Их сложно назвать бездомными, так как все местные жители кормят их и заботятся. Убийство животных приравнивается к покушению на жизнь человека. Особое значение в стране имеет бетель. Он обладает тонизирующим действием. Местные жители жуют его постоянно независимо от возраста. Отсюда темные губы, красно-коричневый налет на зубах и пятна на тротуарах.

Национальная кухня государства Бутан довольно проста и во многом напоминает кулинарные традиции соседних стран. Однако она имеет свои особенности. …
Открыть

Согласно традициям бутанцы едят руками, сидя на полу. В крупных городах все больше намечается тенденция к использованию столовых приборов и кухонного стола. Еду подает хозяйка дома. Первым трапезу начинает глава семейства. Для местных духов и божеств всегда оставляется небольшой кусочек еды. Еще несколько десятков лет назад браки заключались по договоренности, нередко между родственниками. В настоящее время этот обычай постепенно уходит в прошлое. Свадьба празднуется в спокойной обстановке. Однако сам обряд состоит из определенных замысловатых ритуалов. По традиции кроме обычных подарков молодожена дарят символические шарфы. В Восточном Бутане принято, что после свадьбы жена покидает свой дом и переезжает к мужу. В Западном Бутане, наоборот, муж переезжает в дом жены.

Читайте также: