Кто является субъектом законодательной инициативы в японии

Обновлено: 19.05.2024

Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Но, как правило, выделяется 4 стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива, 2) обсуждение законопроекта, 3) принятие законопроекта, 4) промульгация (утверждение и опубликование закона).

Правом законодательной инициативыв зарубежных странах обладают:депутаты, глава государства, правительство и др. Круг субъектов неодинаков в разных странах. Однако выделяют: 1. Члены парламентов (парламентская инициатива). В большинстве случаев требуется минимум депутатов, в некоторых странах данным правом обладают лишь партийные фракции, а отдельные депутаты могут выступать лишь с поправками, дополнениями и т.д. 2. Глава государства (президент или монарх) - президентская или королевская инициатива. 3. С законодательной инициативой может выступать правительство, и тогда это будет именоваться правительственной законодательной инициативой. 4. Избиратели (народная инициатива). Нужно определенное количество подписей. Количество в зависимости от страны варьируется, например, Италия-50 тыс., Испания-500 тыс. 5. Судебные органы (судебная инициатива). 6. Органы, представляющие территориальные интересы. (Например, законодательный орган кантонов Швейцарии, собрания Мексики и т.д.). Но круг выносимых вопросов в их законах ограничен. Законодательная инициатива должна быть выражена в юридической, письменной форме.

59.Законодательный процесс (обсуждение и принятие законопроекта) за рубежом.

Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Но, как правило, выделяется 4 стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива, 2) обсуждение законопроекта, 3) принятие законопроекта, 4) промульгация (утверждение и опубликование закона).

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта, после этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном - передается в постоянный комитет (комиссию) для доработки. В некоторых странах нет изучения комиссиями в первом чтении, тогда 1-ое чтение - это объявление названия и после этого наступает 2-ое чтение. Второе чтение происходит с докладом автора. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. На 3-ей - постатейное разбирательство и изучение на пленарном заседании. Если законопроект прошел стадию обсуждения, то наступает стадияпринятия законопроекта. Важным является наличие необходимого количества депутатов - кворума. Стадия осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Швеции и Финляндии существует порядок, если за и против проголосовали одинаково, то вопрос решается жеребьевкой. Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки, путем разделения, аккламацией (возгласами), в ответственных случаях используется поименное голосование.

После принятия в одной палате он поступает в другую. Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (наложить вето палаты). Тогда вопрос решается посредством долгих согласительных процедур (создание согласительной комиссии).

60.Законодательный процесс (промульгация законопроекта) за рубежом.

Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Но, как правило, выделяется 4 стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива, 2) обсуждение законопроекта, 3) принятие законопроекта, 4) промульгация (утверждение и опубликование закона).

Существует 3 стадии - подписание законопроекта главой государства, передача для опубликования и опубликование.

Подпись - важнейшая часть промульгации. По Конституции Италии говорится, что когда закон принят, президент принимает его к рассмотрению, подписывает и затем публикует - это и есть промульгация. Однако в ряде стран глава государства обладает правом вето (не подписание законопроекта). Вето бываетабсолютное (законопроект прекращает свое существование, в настоящее время весьма редкое явление!) и отлагательное.

Отлагательное вето бывает: обычное и усиленное. Если президент не подписывает принятый парламентом закон, он возвращается на доработку - это обычное вето. Для того чтобы его преодолеть нужно повторное принятие закона не меньшим количеством голосов. Если усиленное вето - то требуется квалифицированное большинство (2/3 или ¾) голосов. Сроки вступления закона в силу различные. Обычно устанавливается определённый срок (от 5 дней до месяца), если иное не предусмотрено в законе.

Парламент Японии (国会, "Коккай") является высшим законодательным органом этой страны. Он состоит из нижней палаты, называемой палатой представителей, и верхней, называемой палатой советников. Обе палаты Сейма избираются прямым голосованием по параллельным системам голосования. Сейм формально отвечает за выбор премьер-министра. Он был впервые созван как Имперский Сейм в 1889 году. И принял свою нынешнюю форму в 1947 году после принятия послевоенной конституции. Здание парламента Японии находится в Нагатачо, Чиода, Токио.

Японский парламент

Избирательная система

Вам будет интересно: Выдающийся итальянский политик Джулио Андреотти

Дома Сейма избираются по параллельным системам голосования. Это означает, что места, которые должны быть заполнены на любых выборах, разделены на две группы, каждая из которых избирается по-разному; Основное различие между домами заключается в размерах двух групп и способах их избрания. Избирателей также просят отдать два голоса: один за отдельного кандидата в избирательном округе и один за партийный список.

Любой гражданин Японии, не моложе 18 лет, может голосовать на этих выборах. Возраст 18 заменил 20 в 2016 году. Систему параллельного голосования в Японии не следует путать с системой дополнительных членов, используемой во многих других странах. Конституция Японии не определяет количество членов каждой палаты Сейма, систему голосования или необходимую квалификацию тех, кто может голосовать или быть избранным на парламентских выборах, что позволяет всем этим определяться законом.

Вам будет интересно: Анатолий Борисович Чубайс: биография, национальность, личная жизнь, карьера

Законы

Как правило, выборы членов Сейма контролируются законами, принятыми Сеймом. Это является источником разногласий по поводу перераспределения мест в префектурах в ответ на изменения в распределении населения. Например, Либерально-демократическая партия контролировала Японию на протяжении большей части своей послевоенной истории. В послевоенную эпоху большое количество людей переезжало в городские центры в поисках богатства; хотя были сделаны некоторые перераспределения по количеству назначенных мест в Сейме каждой префектуре, сельские районы обычно имеют большую представленность, чем городские.

Вам будет интересно: Мирное сосуществование - это. Понятие, определение, проведение внешней и внутренней политики государства

Верховный суд Японии начал осуществлять судебный надзор за законами о распределении имущества после решения Курокавы от 1976 года, признавшего недействительными выборы, на которых один округ в префектуре Хьего получил пять раз представительство другого округа в префектуре Осака. С тех пор Верховный суд указал, что самый высокий избирательный дисбаланс, допустимый в соответствии с японским законодательством, составляет 3:1, и что любой больший дисбаланс между любыми двумя округами является нарушением статьи 14 Конституции. На недавних выборах коэффициент недопустимого распределения составил 4,8 в Палате советников.

Зал парламента

Кандидаты

Что еще можно сказать о выборах в парламент Японии? Кандидаты для нижней палаты должны быть 25 лет или старше и 30 лет или старше для верхней палаты. Все кандидаты должны быть гражданами Японии. В соответствии со статьей 49 Конституции Японии членам Сейма выплачивается около 1,3 млн. Иен в месяц. Каждый законодатель имеет право нанимать трех секретарей за счет средств налогоплательщиков, бесплатных билетов на Синкансэн и четырех авиабилетов в оба конца в месяц, чтобы они могли ездить туда и обратно в свои родные районы.

Конституция

Назначение премьера

Вам будет интересно: Артиллерия США: от орудий Гражданской войны до современных разработок

Премьер-министр должен быть назначен резолюцией Сейма, устанавливающей принцип верховенства законодательства над органами исполнительной власти. Правительство также может быть распущено Сеймом, если оно одобрит предложение о недоверии, представленное 50 членами Палаты представителей. Правительственные чиновники, включая премьер-министра и членов кабинета, должны предстать перед следственными комитетами Сейма и отвечать на запросы. Сейм также имеет право привлекать к ответственности судей, осужденных за преступное или незаконное поведение.

В большинстве случаев, чтобы стать законом, законопроект должен быть сначала принят обеими палатами Сейма, а затем обнародован Императором. Эта роль императора похожа на королевское согласие в некоторых других странах; однако Император не может отказаться от принятия закона, и поэтому его законодательная роль является лишь формальностью.

Туристы у парламента

Структура парламента Японии

Палата представителей является наиболее влиятельной частью Сейма. Она также является нижней. В то время как Палата представителей обычно не может отменять Палату советников по законопроекту, Палата советников может только отсрочить принятие бюджета или договора. Того, который уже был одобрен. Верхняя палата парламента Японии также весьма влиятельна.

Сессии

Присутствие одной трети членов обеих палат составляет кворум, и обсуждения являются открытыми, если по крайней мере две трети присутствующих не договорились об ином. Каждая палата избирает своего председательствующего, который голосует в случае ничьей. Члены каждой палаты имеют определенные средства защиты от ареста во время заседания Сейма, и слова, произнесенные в двухпалатном парламенте Японии, и голоса, отданные за него, пользуются парламентской привилегией. Каждый дом Сейма определяет свои собственные постоянные порядки и несет ответственность за дисциплинирование своих членов. Член может быть исключен. Каждый член Кабинета имеет право появляться в любом доме Сейма с целью выступления на счетах, а каждый дом имеет право требовать явки членов Кабинета министров.

Башня парламента

История

Как называется парламент Японии? Первым современным законодательным органом Страны восходящего солнца было Имперское собрание (議会 議会 Teikoku-gikai), учрежденное Конституцией Мэйдзи, действовавшей с 1889 по 1947 год. Конституция Мэйдзи была принята 11 февраля 1889 года, и Имперский парламент Японии впервые собрался 29 ноября 1890 года, когда документ был введен в эксплуатацию. Палата представителей была избрана прямым голосованием, хотя и на ограниченной франшизе. Всеобщее избирательное право для взрослых мужчин было введено в 1925 году. Палата пэров, так же как и Британская палата лордов, состояла из высокопоставленных дворян.

Эпоха Мэйдзи

Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на форме конституционной монархии, существовавшей в Пруссии XIX века, и новый Сейм был построен по образцу немецкого Рейхстага и частично по британской Вестминстерской системе. В отличие от послевоенной конституции, конституция Мэйдзи предоставила Императору реальную политическую роль, хотя на практике полномочиями Императора в основном руководила группа олигархов, именовавшимися родовыми или старшими государственными деятелями. Как называется парламент Японии? Сейчас это "Коккай" - "национальный съезд".

Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.

Парламент сверху

Реформы

В 80-х годах прошлого века в Японии была проведена крупная парламентская реформа - фактически первая со времен окончания войны. В чем же она заключалась? Вместо того, чтобы выбирать кандидатов в национальные избирательные округа в качестве отдельных лиц, как это было ранее, избиратели голосуют за партии. Индивидуальные советники, официально включенные партиями перед выборами, отбираются на основе пропорций партий в общем голосовании по избирательным округам. Система была введена, чтобы уменьшить чрезмерные деньги, потраченные кандидатами в национальные избирательные округа.

Нюансы

Вам будет интересно: Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи

Существует четвертый тип законодательной сессии: если Палата представителей будет распущена, национальный парламент не может быть созван. В экстренных случаях кабинет может созвать экстренное заседание (ink 集会, kinkyū shūkai) Палаты советников для принятия предварительных решений для всего Сейма. Как только вся Национальная Сейм соберется снова, эти решения должны быть подтверждены Палатой представителей или станут неэффективными. Такие экстренные сессии назывались дважды в истории, в 1952 и 1953 годах.

Парламент Японии

Полномочия парламента Японии

Политика Страны восходящего солнца проводится в рамках многопартийного двухпалатного парламентского представителя демократической конституционной монархии. В которой император является церемониальным главой государства, а премьер-министр является главой правительства и главой кабинета, который руководит исполнительной властью.

Законодательная власть принадлежит Национальному Сейму. Который состоит из двух палат парламента Японии. Первая - представителей, вторая - советников. Судебная власть принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам, а суверенитет японскому народу в соответствии с Конституцией. Япония считается конституционной монархией с системой гражданского права.

Роль императора

Глава исполнительной власти, премьер-министр, назначается императором по указанию Сейма. Он является членом обеих палат Сейма и должен быть гражданским лицом. Члены кабинета назначаются премьер-министром, а также должны быть гражданскими лицами. С Либерально-демократической партией (ЛДП) у власти было соглашение, что президент партии выступает в качестве премьер-министра.

Заседание парламента.

Политические модели

Несмотря на все более непредсказуемую внутреннюю и международную обстановку, разработка политики соответствует устоявшимся послевоенным моделям. Тесное сотрудничество правящей партии, элитной бюрократии и важных групп интересов часто затрудняет определение того, кто именно несет ответственность за конкретные политические решения.

После в значительной степени неформального процесса в кругах элиты, в котором идеи обсуждались и развивались, могут быть предприняты шаги для организации более формальной разработки политики. Этот процесс часто проходил в совещательных советах (shingikai). Там было около 200 сингикай, каждый из которых был связан с министерством; их членами были как чиновники, так и видные частные лица в сфере бизнеса, образования и других областях. Сингикай сыграл большую роль в облегчении общения между теми, кто обычно не встречался.

Учитывая тенденцию к тому, что настоящие переговоры в Японии должны вестись в частном порядке (в рамках процесса достижения консенсуса в отношении nemawashi, или корневого связывания), shingikai часто представлял собой довольно продвинутую стадию в формулировании политики, в которой относительно небольшие разногласия могли быть устранены, и в результате решения сформулированы на языке, приемлемом для всех. Эти органы были созданы на законных основаниях, но не имели полномочий обязывать правительства принимать их рекомендации.

Правовая система Японии
Основные особенности современной правовой системы Японии

Япония является уникальной самобытной страной, которая, с одной стороны, безмерно дорожит традициями своих предков, а с другой – не чужда всему современному, в том числе, и в области государственно-правового строительства. Однако, в большей степени, для Японии характерен умеренный консерватизм во всем, что касается каких-либо преобразований, в том числе, и в сфере права.

Японцы не любят обсуждать право, не любят судиться, поскольку отдают предпочтение процедурам медиации. Сентиментализм японцев заставляет их больше любить поэзию, чем логику. Кроме этого, японцы довольно равнодушны к идеям свободы и человеческого достоинства.

Супермодернизованность экономики и флагманское положение Японии как цифровой и технически передовой державы сочетаются с поклонением японцев силе традиций и обычаев.

Эти особенности правовой культуры и менталитета японцев оказывают непосредственное влияние и на современное право Японии. И все это делает японское общество и японскую правовую систему не похожими на европейские аналоги.

Еще одной особенностью японской правовой системы является идея независимости права от государства. При этом, государственная власть должна осуществлять свои полномочия при строгом соблюдении закона, а сами законы должны основываться на определенных правовых принципах. Такое возможно только условиях либерально-демократической политической системы, при гарантиях и уважении прав и свобод индивидов.

Правовую систему Японии нельзя однозначно отнести к той или иной правовой семье, поскольку:

  • в Японии существует система основных кодифицированных актов, которые с небольшими изменениями действуют уже достаточно длительное время, что, в свою очередь, обусловлено закреплением в правовой форме многих издревле используемых обычаев и ритуалов. Эти черты свойственны романо-германской правовой семье с ее писаным правом.
  • с другой стороны, для Японии большое значение имеют и судебные прецеденты, и суды в своих решениях часто ссылаются именно на них. В этом проявляются черты англо-саксонской правовой системы.

Таким образом, современная система Япония в силу особенностей исторического пути, ощутила на себе влияние, как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи, особенно в ее американском варианте. Следовательно, современную систему Японии следует отнести к смешанной, гибридной форме.

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Государственное (конституционное) устройство Японии

За всю историю развития в Японии были приняты всего две Конституции. Самой первой стала так называемая Конституция Мэйдзи 1889 г., в основу которой легли нормы прусской Конституции 1850 г.

В настоящее время действует вторая по счету Конституция, принятая в 1947 г. Основанием для ее принятия стало поражение Японии во Второй мировой войне, вследствие чего на конституционные нормы основного закона большое влияние оказали США и их союзники.

Конституция Японии является небольшим по объему документом, включающим 11 глав и 103 кратких статей.

Таким образом, император Японии утратил реальные полномочия по управлению делами государства, сохранившись лишь как символ и дань традиции.

Законодательную власть в Японии осуществляет двухпалатный парламент (коккай), который является высшим органом государственной власти в стране.

Парламент включает две палаты:

  • сюгиин — палата представителей (511 членов) – избирается на 4 года;
  • сангиин – палата советников (252 члена) — избирается на 6 лет, но 50% членов подлежат ротации каждые 3 года.

Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, большинство членов которого состоят в Парламенте.

Возглавляет Правительство Премьер-министр, в руках которого управление вопросами внешней и внутренней политики, составление проекта бюджета, назначение судей, объявление амнистий и т.д.

Особенности гражданского права Японии

Сфера частного права в Японии, хотя и представлена значительным объемом писанного в законах права, однако между ним и реальной практикой существует дистанция.

Особенность правового мировоззрения японцев проявляется в том, что они стараются урегулировать все вопросы, включая конфликтные ситуации, без обращения к защите правом. На практике это приводит к тому, что частные проблемы в Японии крайне редко решаются в суде. Как правило, это происходит благодаря каким-либо примирительным процедурам.

Это связано с тем, что японцы до настоящего времени не прониклись идей права, право не вошло в их повседневную жизнь. Система гири продолжает оставаться для японского населения главной традицией, доминантой их поведения.

Основными источниками гражданского права Японии продолжают оставаться принятые еще в конце XIX века Гражданский и Торговый кодексы.

Отдельные разделы Гражданского кодекса Японии заимствовали положения Германского гражданского уложения (вещное и обязательственное право). Другие разделы — семейное и наследственное право — это традиции синтоистского права.

Важно отметить, что германское законодательство послужило образцом для формирования не только Гражданского, Торгового (1899 г.), Гражданско-процессуального кодекса (1890 г.), но и кодексов публичных отраслей права (Уголовного и Уголовно-процессуального).

В Торговом кодексе Японии урегулированы вопросы, связанные с заключением торговых сделок, в том числе, в сфере морской торговли.

В специальных законодательных актах содержатся вопросы, посвященные правовому регулированию торговых знаков и авторского права (1921 г.), лицензиям (1899 г.), а также аренде земли, жилища и т.д.

Повышается роль судебной практики. В особенности, решений Верховного Суда, которые расцениваются нижестоящими судами как нормативные акты, а также выступают средством конкретизации и толкования норм права.

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Особенности уголовного процесса в Японии

В Японии уголовное судопроизводство осуществляется на основе Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в 1922 г.

Характеризуя японскую систему уголовного правосудия, необходимо отметить ее крайнюю непрозрачность. Многие международные правозащитные организации (например, Human Rights Now), отмечали проблемы нарушений прав участников уголовного производства в ходе предварительного расследования в Японии.

Кроме этого, считается, что в Японии нарушается принцип на справедливость судебного разбирательства, поскольку более 99% выносимых приговоров обвинительного характера.

В мае 2016 года в Японии были принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, которые кардинальным образом изменили систему уголовного правосудия Японии.

Цель реформы — транспарентность (прозрачность) стадии расследования преступлений.

Можно выделить следующие основные изменения:

В целом реформа уголовно-правового законодательства Японии 2016 года направлена на укрепление демократических основ уголовной юстиции, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целом, несмотря на все упреки в чрезмерном консерватизме, современная правовая система Японии относится к числу высокоразвитых и успешно выполняющих свои функции. Консерватизм современной правовой системы Японии не мешает ей продолжать оставаться одной из самых высокоразвитых стран мира.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство

, где в качестве
формы правления главенствует парламентарная монархия
. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция

, вступившая в силу в
1947
году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47

областей – префектур
, которые, в свою очередь, принято относить к 4
типам
. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43
района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра

, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система

, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики

Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны.
Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.
На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность

правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 –
1905
гг).

Современная внешняя политика характеризуется:

  • резким подъемом антимилитаристических настроений;
  • полным отказом от ранее действующих экспансионных установок;
  • внесением в Конституцию отрицания военных действий – как способа разрешения любого рода конфликтов.






Положение Японии на географической карте

Замечание 1
Япония – государство островное, страна-архипелаг, в состав которого входит $4$ крупных острова и более $6$ тыс. мелких островов в западной части Тихого океана. На $97\%$ площадь страны образуют крупнейшие острова Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку. Территория страны вытянута с северо-востока на юго-запад на $3,5$ тыс. км. Северные берега Японии омывает Охотское море, на западе – воды Японского и Восточно-Китайского морей, а восток и юго-восток омывают воды непосредственно Тихого океана.

Береговая линия изрезана и имеет множество заливов и бухт, её протяженность составляет $29,8$ тыс. км. Площадь страны $372$ тыс. кв км. Столица – город Токио. Между островами существуют мосты и подводные туннели, соединяющие разрозненное пространство в единое сухопутное образование. Два северных острова – Хоккайдо и Хонсю соединяются между собой самым длинным в мире транспортным туннелем Сэйкан. Туннель проложен под Сангарским проливом. Остров Сикоку соединяется с островом Хонсю тремя мостами, перекинутыми через внутреннее Японское море. Остров Кюсю с островом Хонсю связывают два туннеля и один мост. Острова Японии расположены в районе Тихоокеанского вулканического кольца, отличающегося высокой сейсмической активностью. Ежегодно на территории страны происходит несколько землетрясений с большим количеством толчков. Землетрясения большой силы бывают значительно реже, но ущерб от них колоссальный.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Япония, географическое положение и состав территории 420 руб.
  • Реферат Япония, географическое положение и состав территории 240 руб.
  • Контрольная работа Япония, географическое положение и состав территории 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Государство увеличивает свою территорию за счет создания искусственных островов, например, остров Юмэносима. Остров был создан в Токийском заливе в течение $10$лет. На острове есть стадион, музей, парк, теплицы. Специально для размещения металлургического комбината был создан остров Огисима. Искусственный остров был насыпан в Осакском заливе для строительства международного аэропорта. Крайняя южная оконечность Японии находится на широте южной точки острова Куба, а крайняя северная точка лежит на широте Южной Франции и Крыма. Страна находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что дает ей возможность принимать активное участие в международном разделении труда. По форме правления Япония является конституционной монархией, а высшим органом законодательной и государственной власти является парламент.

Япония вступила на путь капиталистического развития после незавершенной буржуазной революции $1867$-$1868$гг. Страна расположена в низких широтах и с географической точки зрения это положение благоприятно, потому что изменения в продолжительности светового дня не такие большие как в Северной Европе.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Политическое устройство Японии: история существующего режима

На данный момент Правящий дом Японии возглавляет Его Величество Император Акихито, находящийся на троне с 1989 года. Политическое устройство Японии таково, что Император является лишь формальным главой государства, но даже этот статус за ним юридически не закреплен.

Император выполняет церемониальные действия, подписывает законы, но не управляет страной и не принимает политических решений. Кроме того, на распоряжение имуществом Императорского дома также накладываются ограничения, члены Императорской семьи вправе принимать в дар, дарить или иным способом распоряжаться любым имуществом только с разрешения Парламента. До принятия Японией Конституции, в стране правил феодальный режим (сегунат).

Принятая в 1889 году Конституция Японии была первой в Азии, тем не менее ее положения были разработаны весьма успешно. Историки отмечают, что принятая Конституция послужила источником для многих законов Российской империи, изданных после революции 1905 года.

В той редакции, в которой Конституция была принята в 3 мая 1947 года, она действует и сейчас.

Политическое устройство Японии в то время мало отличалось от текущего, существовал двухпалатный парламент, кабинет министров во главе с премьер-министром. Но функциональные обязанности ветвей власти были диаметрально противоположны существующим в настоящее время.

Парламент лишь утверждал законы, разработанные Правительством Японии по указу Императора, и фактическое управление страной вплоть до судебной власти все же находилось в руках Императорской фамилии.

Основные особенности современной правовой системы Японии

Японцы не любят обсуждать право, не любят судиться, поскольку отдают предпочтение процедурам медиации. Сентиментализм японцев заставляет их больше любить поэзию, чем логику. Кроме этого, японцы довольно равнодушны к идеям свободы и человеческого достоинства.

Супермодернизованность экономики и флагманское положение Японии как цифровой и технически передовой державы сочетаются с поклонением японцев силе традиций и обычаев.

Эти особенности правовой культуры и менталитета японцев оказывают непосредственное влияние и на современное право Японии. И все это делает японское общество и японскую правовую систему не похожими на европейские аналоги.

Еще одной особенностью японской правовой системы является идея независимости права от государства. При этом, государственная власть должна осуществлять свои полномочия при строгом соблюдении закона, а сами законы должны основываться на определенных правовых принципах. Такое возможно только условиях либерально-демократической политической системы, при гарантиях и уважении прав и свобод индивидов.

Правовую систему Японии нельзя однозначно отнести к той или иной правовой семье, поскольку:

  • в Японии существует система основных кодифицированных актов, которые с небольшими изменениями действуют уже достаточно длительное время, что, в свою очередь, обусловлено закреплением в правовой форме многих издревле используемых обычаев и ритуалов. Эти черты свойственны романо-германской правовой семье с ее писаным правом.
  • с другой стороны, для Японии большое значение имеют и судебные прецеденты, и суды в своих решениях часто ссылаются именно на них. В этом проявляются черты англо-саксонской правовой системы.

Таким образом, современная система Япония в силу особенностей исторического пути, ощутила на себе влияние, как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи, особенно в ее американском варианте. Следовательно, современную систему Японии следует отнести к смешанной, гибридной форме.

Особенности уголовного процесса в Японии

В Японии уголовное судопроизводство осуществляется на основе Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в 1922 г.

Характеризуя японскую систему уголовного правосудия, необходимо отметить ее крайнюю непрозрачность. Многие международные правозащитные организации (например, Human Rights Now), отмечали проблемы нарушений прав участников уголовного производства в ходе предварительного расследования в Японии.

Кроме этого, считается, что в Японии нарушается принцип на справедливость судебного разбирательства, поскольку более 99% выносимых приговоров обвинительного характера.

В мае 2021 года в Японии были принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, которые кардинальным образом изменили систему уголовного правосудия Японии.

Цель реформы – транспарентность (прозрачность) стадии расследования преступлений.

Можно выделить следующие основные изменения:

В целом реформа уголовно-правового законодательства Японии 2016 года направлена на укрепление демократических основ уголовной юстиции, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целом, несмотря на все упреки в чрезмерном консерватизме, современная правовая система Японии относится к числу высокоразвитых и успешно выполняющих свои функции. Консерватизм современной правовой системы Японии не мешает ей продолжать оставаться одной из самых высокоразвитых стран мира.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Основной закон страны готовят к отражению китайской угрозы

Нижняя палата парламента Японии приняла законопроект об общенациональном референдуме, сделав ключевой шаг к пересмотру послевоенной конституции. Достигнутый ведущими политическими силами консенсус впервые после поражения императорской Японии во Второй мировой войне открывает зеленый свет для вынесения на референдум вопроса об изменении пацифистской конституции, включая 9-ю статью, запрещающую Японии иметь армию и вести наступательные операции. Инициаторы реформы считают 9-ю статью анахронизмом на фоне обострения территориального спора с Пекином, растущей северокорейской угрозы и активизации военного сотрудничества с США в Индо-Тихоокеанском регионе.


Палата представителей японского парламента во вторник одобрила законопроект об общенациональном референдуме, позволяющем выносить на всенародное голосование вопрос об изменении Основного закона страны, включая его 9-ю статью. За законопроект о референдуме проголосовали депутаты от правящей Либерально-демократической партии и представители ведущих оппозиционных сил, включая Демократическую партию, в которой традиционно сильны антивоенные настроения.

Весьма символично, что депутаты продемонстрировали редкий консенсус, учитывая проходящие на текущей сессии парламента бурные дебаты по другим пунктам повестки, где премьер-министру Ёсихидэ Суге становится все труднее держать удар. Наиболее острые вопросы — дальнейшая стратегия борьбы с пандемией и то, стоит ли проводить в Токио летние Олимпийские игры, перенесенные с прошлого года.

Между тем, как ожидается, получивший зеленый свет в нижней палате парламента законопроект о референдуме уже в середине июня будет одобрен и верхней палатой.

Таким образом, будет создана законодательная база для внесения поправок в Основной закон 1947 года.

Достигнутый ведущими политическими силами страны консенсус стал результатом трудного компромисса между правящей ЛДП и оппозицией. Партия власти была вынуждена пойти на значительные уступки своим оппонентам, согласившись не форсировать процесс изменения конституции и в течение ближайших трех лет принять законодательные ограничения на ведение агитационной кампании за ее пересмотр.

Таким образом, теперь оппозиция может не опасаться, что сторонники изменения конституции, которых немало в правящей ЛДП, используют свои внушительные материальные средства и влияние в СМИ для подготовки общественного мнения к отмене 9-й статьи, запрещающей стране иметь свою армию и вести наступательные операции за рубежом.

Тем не менее, несмотря на все оговорки, премьер Ёсихидэ Суга, явно проигрывающий по популярности своему предшественнику и политическому ментору Синдзо Абэ, получает шанс добиться того, что так и не удалось сделать предыдущему главе правительства.

Пришедший к власти после убедительной победы либерал-демократов на выборах 2012 года, Синдзо Абэ получил непривычно большой по меркам японской политики кредит доверия, что позволило ему инициировать радикальные реформы, одной из которых и должен был стать пересмотр оборонной доктрины страны, остававшейся неизменной после окончания Второй мировой войны. В частности, премьер Абэ взял на себя смелость сделать то, на что до него не решался ни один другой лидер послевоенной Японии,— предложил внести поправки в конституцию, разработанную еще экспертами штаба оккупационных войск США вскоре после капитуляции Токио в 1945 году. Премьер Абэ и его ближайшее окружение, в которое входил и нынешний премьер Суга, исходили из того, что написанная в другую историческую эпоху 9-я статья конституции стала анахронизмом.

В итоге после бурных дебатов в сентябре 2015 года, несмотря на сопротивление оппозиции, парламент все же принял пакет законов, несколько расширяющих полномочия сил самообороны, включая предоставление им права для защиты своих граждан за пределами страны и освобождения японских заложников в других странах. Однако радикального изменения их роли так и не произошло.

Продолжатели дела Синдзо Абэ в нынешнем японском руководстве исходят из того, что закрепленный в конституции 1947 года отказ от создания сухопутных, морских и военно-воздушных сил, а также от войны как суверенного права нации все больше противоречит реалиям сегодняшнего дня. Новыми аргументами в пользу обновления конституции становятся растущая угроза безопасности Японии со стороны Китая и Северной Кореи, а также резкая активизация военно-технического сотрудничества с США и их союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе, происходящая после прихода к власти в Вашингтоне администрации президента Джо Байдена.

Весьма символично, что принятие законопроекта об общенациональном референдуме проходило на фоне начавшихся во вторник на юго-западном японском острове Кюсю совместных учений спецназа США, Франции и Японии. В ходе учений будут впервые отрабатываться бои в городских условиях, а также высадка на отдаленных островах в Восточно-Китайском море, на которые претендует Китай.

Как заявил министр обороны Японии Нобуо Киси, маневры, которые продлятся до 17 мая, должны укрепить трехстороннее взаимодействие для обеспечения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.

Кроме того, параллельно с учениями спецназа боевые корабли США, Франции и Японии проведут совместные тренировки в Восточно-Китайском море, где к ним присоединится фрегат ВМС Австралии.

Читайте также: