Кто является субъектом образовательных правоотношений поясните их права и обязанности ответы

Обновлено: 02.07.2024

Образовательные программы осваиваются в различных формах, и закон разрешает их выбирать. Например, предусмотрено семейное образование или экстернат. В этом случае родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации и обязана контролировать знания ребенка.

Школы сами подбирают кадры, проводят работы по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.

Школа разрабатывает свой устав. В нем определяются порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей. При поступлении в школу следует ознакомиться с его содержанием.

Юридическими нормами устанавливаются права и обязанности обучающихся.

Обучающиеся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях имеют право на: получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными стандартами; обучение по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом; уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей.

Те, кто не завершил основное общее образование или среднее (полное), получают только справки, а не аттестаты.

До настоящего времени выпускники, достигшие успехов в освоении школьных учебных программ, получали награды — золотую или серебряную медаль.

Закон определяет и обязанности школьников. Так, они должны соблюдать устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство

других, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.

По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 14 лет.

Законом установлены права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходят специальную подготовку в системе повышения квалификации.

Учителям устанавливаются сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии.

Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию руководитель — директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Среднее (полное) общее образование завершается достижением второго образовательного уровня. Это основа для получения среднего профессионального и высшего образования.

Начальное профессиональное образование — третий образовательный уровень. На этом этапе обучения готовят работников квалифицированного труда — рабочих, служащих. Такое образование может быть получено в образовательных комплексах, лицеях.

Среднее профессиональное образование — четвертый уровень. Те, кто уже имеет начальное профессиональное образование, получают среднее профессиональное образование по специальным сокращенным программам.

Высшее профессиональное образование — пятый образовательный уровень — бакалавриат, а также подготовка специалиста или магистратура. Оно может быть получено в университетах, академиях, институтах.


Для поступления в высшее учебное заведение предусмотрена система конкурсного отбора желающих — абитуриентов, которые сдают заранее известные им экзамены, зачеты по отдельным предметам, проходят собеседования. Программы проверки знаний, умений бывших школьников должны быть основаны на примерных базовых программах образовательных стандартов знаний. В настоящее время в России введена система единого государственного экзамена, позволяющая совмещать выпускные экзамены в школах с экзаменами, которые предусмотрены как вступительные в вузы. Кроме заранее обозначенного количества бесплатных мест в государственном вузе предусматривается система платного обучения. В последние годы появились негосударственные вузы, в которых обучение является платным по всем факультетам и специальностям. Его учредителями могут быть различные лица.

Поступая в вуз, необходимо убедиться в наличии лицензии, государственной аккредитации той специальности, по которой хочет обучаться студент, внимательно ознакомиться с договором, который предлагает заключить вуз, оказывая образовательные услуги. Следует также обратить внимание на плату за обучение, права и обязанности сторон по договору.

Для обеспечения качественного образования, мобильности специалистов, которые его получают (это значит, что студент любого вуза может перемещаться в другой вуз, а закончив его, работать в любой стране Европы), создается непрерывное образование. Высшее образование становится многоуровневым. Предусмотрена подготовка кадров, которым может быть присвоена квалификация бакалавр. Норма-

тивный срок обучения составляет не менее четырех лет.

Подготовка кадров в вузе завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу с присвоением выпускнику соответствующей квалификации, которая удостоверяется дипломом. Диплом государственного образца может выдавать только тот вуз, который прошел аккредитацию.

Диплом дает право заниматься профессиональной деятельностью.

Послевузовское профессиональное образование — шестой образовательный уровень. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.

В Российской Федерации граждане могут получать не только одно высшее образование. По особым сокращенным программам предусматривается возможность получения второго высшего образования, что продиктовано потребностями современной жизни.

Законом установлен правовой статус участников образовательного процесса: образовательных организаций, педагогов, обучающихся.

Образовательные организации являются некоммерческими организациями, цель которых состоит в предоставлении услуг высокого качества в соответствии с государственными стандартами.

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность.

Законом установлена обязательность общего образования.


ВОПРОСЫ

О Какие нормативные правовые акты содержат правила, действующие в сфере образования?

© Кто является субъектом образовательных правоотношений?

Поясните известные вам права и обязанности субъектов.

© Какие уровни образования предусмотрены действующим законодательством?

© Существуют ли в вашем образовательном учреждении платные образовательные услуги? Расскажите о них.

© В чем сущность права на образование?


ЗАДАНИЯ

О Подберите материал о правилах поступления в вуз. Разъясните их смысл.

© Известны ли вам нарушения устава школы? Объясните, как можно было избежать этих нарушений.

Поясните смысл, который заложен в этих правовых нормах. При необходимости воспользуйтесь словарем.

О Найдите в словаре или других источниках объяснение дистанционного образования. Разъясните его смысл. Укажите его преимущества и недостатки.

Образовательные программы осваиваются в различных формах, и закон разрешает их выбирать. Например, предусмотрено семейное образование или экстернат. В этом случае родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации и обязана контролировать знания ребенка.

Школы сами подбирают кадры, проводят работы по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.

Школа разрабатывает свой устав. В нем определяются порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей. При поступлении в школу следует ознакомиться с его содержанием.

Юридическими нормами устанавливаются права и обязанности обучающихся.

Обучающиеся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях имеют право на: получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными стандартами; обучение по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом; уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей.

Те, кто не завершил основное общее образование или среднее (полное), получают только справки, а не аттестаты.

До настоящего времени выпускники, достигшие успехов в освоении школьных учебных программ, получали награды — золотую или серебряную медаль.

Закон определяет и обязанности школьников. Так, они должны соблюдать устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство

других, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.

По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 14 лет.

Законом установлены права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходят специальную подготовку в системе повышения квалификации.

Учителям устанавливаются сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии.

Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию руководитель — директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Среднее (полное) общее образование завершается достижением второго образовательного уровня. Это основа для получения среднего профессионального и высшего образования.

Начальное профессиональное образование — третий образовательный уровень. На этом этапе обучения готовят работников квалифицированного труда — рабочих, служащих. Такое образование может быть получено в образовательных комплексах, лицеях.

Среднее профессиональное образование — четвертый уровень. Те, кто уже имеет начальное профессиональное образование, получают среднее профессиональное образование по специальным сокращенным программам.

Высшее профессиональное образование — пятый образовательный уровень — бакалавриат, а также подготовка специалиста или магистратура. Оно может быть получено в университетах, академиях, институтах.


Для поступления в высшее учебное заведение предусмотрена система конкурсного отбора желающих — абитуриентов, которые сдают заранее известные им экзамены, зачеты по отдельным предметам, проходят собеседования. Программы проверки знаний, умений бывших школьников должны быть основаны на примерных базовых программах образовательных стандартов знаний. В настоящее время в России введена система единого государственного экзамена, позволяющая совмещать выпускные экзамены в школах с экзаменами, которые предусмотрены как вступительные в вузы. Кроме заранее обозначенного количества бесплатных мест в государственном вузе предусматривается система платного обучения. В последние годы появились негосударственные вузы, в которых обучение является платным по всем факультетам и специальностям. Его учредителями могут быть различные лица.

Поступая в вуз, необходимо убедиться в наличии лицензии, государственной аккредитации той специальности, по которой хочет обучаться студент, внимательно ознакомиться с договором, который предлагает заключить вуз, оказывая образовательные услуги. Следует также обратить внимание на плату за обучение, права и обязанности сторон по договору.

Для обеспечения качественного образования, мобильности специалистов, которые его получают (это значит, что студент любого вуза может перемещаться в другой вуз, а закончив его, работать в любой стране Европы), создается непрерывное образование. Высшее образование становится многоуровневым. Предусмотрена подготовка кадров, которым может быть присвоена квалификация бакалавр. Норма-

тивный срок обучения составляет не менее четырех лет.

Подготовка кадров в вузе завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу с присвоением выпускнику соответствующей квалификации, которая удостоверяется дипломом. Диплом государственного образца может выдавать только тот вуз, который прошел аккредитацию.

Диплом дает право заниматься профессиональной деятельностью.

Послевузовское профессиональное образование — шестой образовательный уровень. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.

В Российской Федерации граждане могут получать не только одно высшее образование. По особым сокращенным программам предусматривается возможность получения второго высшего образования, что продиктовано потребностями современной жизни.

Законом установлен правовой статус участников образовательного процесса: образовательных организаций, педагогов, обучающихся.

Образовательные организации являются некоммерческими организациями, цель которых состоит в предоставлении услуг высокого качества в соответствии с государственными стандартами.

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность.

Законом установлена обязательность общего образования.


ВОПРОСЫ

О Какие нормативные правовые акты содержат правила, действующие в сфере образования?

© Кто является субъектом образовательных правоотношений?

Поясните известные вам права и обязанности субъектов.

© Какие уровни образования предусмотрены действующим законодательством?

© Существуют ли в вашем образовательном учреждении платные образовательные услуги? Расскажите о них.

© В чем сущность права на образование?


ЗАДАНИЯ

О Подберите материал о правилах поступления в вуз. Разъясните их смысл.

© Известны ли вам нарушения устава школы? Объясните, как можно было избежать этих нарушений.

Поясните смысл, который заложен в этих правовых нормах. При необходимости воспользуйтесь словарем.

О Найдите в словаре или других источниках объяснение дистанционного образования. Разъясните его смысл. Укажите его преимущества и недостатки.

Образовательное отношение – это отношение, возникающее между обучающимися, образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимися дошкольного, общего и профессионального образования.

Субъектами правоотношений выступают обучающиеся лица, которые желают получить общее или профессиональное образование.

Образовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности и имеющие государственную аккредитацию, т.е. имеющие право на выдачу дипломов государственного образца.

Педагогический работник – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование и ведущее образовательную деятельность.

Образовательными отношения характеризуются следующими особенностями:

1. Правоотношения возникают на основе правоприменительного акта образовательного учреждения, которым лицо признается в качестве обучающегося этого учреждения

2. Образовательное правоотношение проявляется в том, что преподаватель осуществляет свою деятельность посредством передачи знаний и умений в ходе лекций, семинарских занятий и иных способов, предусмотренных образовательной программой

3. Образовательное отношение характеризуется особым объектом – совокупностью духовных благ, ради которых человек вступает в образовательное правоотношение. Эти блага – знания, навыки, способность совершать определенные действия на высоком профессиональном уровне и умения

4. Особенность объекта напрямую влияет на правовой статус обучающегося. Обучающийся в этом правоотношении выступает управомоченным лицом. Он имеет право на получение знаний, навыков и умений. Одновременно обучающийся выступает обязанным лицом. Он должен постоянно демонстрировать наличие у него наличие знаний, навыков и умений в соответствии с учебным планом. Эти знания, навыки и умения демонстрируются в ходе семинаров

5. В этом плане педагогические работники выступают в 2х ипостасях:

· Как специалист, передающий знания

· Как должностное лицо, осуществляющее функции аттестации обучающегося

6. В образовательных отношениях отсутствует материальная и иная ответственность за прекращение обучающимся занятий

2. Почему образовательное правоотношение не является образовательной услугой

В современной юридической литературе нередко можно встретить утверждения о том, что образовательные правоотношения являются образовательной услугой и права и обязанности субъектов этого правоотношения определяются гражданским законодательством.

· Во-первых, в этом правоотношении отсутствует принцип равенства, потому что преподаватель в этом правоотношении не равноправный партнер, а специалист, наделенный властными отношениями.

· Во-вторых, содержание образовательного отношения определяется не обучающимся, и не образовательным учреждением, а государственным образовательным стандартом и учреждение отступать от него не имеет права. Далее, аттестация как промежуточная, так и итоговая ведется по образовательному государственному стандарту.

· В-третьих, итоговая аттестация проводится государственной комиссией, которую возглавляет председатель, утверждений МинОбр на уровне ВУЗов, либо другим органом управления образования.

· В-четвертых, договор, на основании которого обучающийся, оплачивая стоимость обучения, выступает лишь юридическим фактом необходимым для заключения образовательного отношения.

Таким образом, эти особенности нам показывают, что образовательные отношения гражданскому праву не соответствуют и выступают особым видом правоотношений.

3. Образовательное право как самостоятельная отрасль системы российского права

Образовательное право представляет собой сложное системное образование. Состоит из отношений, образующих его основу, профиль. Кроме того в образовательное право входят комплексные институты – гражданского, трудового, семейного, финансового права и т.д.

Наличие норм и институтов других отраслей права присутствующих в образовательном праве не отменяет самостоятельного значения данной отрасли, поскольку нет ни одной отрасли, имеющей чистый предмет правового регулирования без присутствия норм других отраслей права. Например, гражданское право является наиболее уникальной отраслью права и имеет наиболее чистый предмет правового регулирования, тем не менее в нем присутствуют процессуальные нормы и нормы административного права. Поэтому наличие комплексных институтов в образовательном праве не лишает его права быть самостоятельной отраслью, тем более что образовательное право имеет свой уникальный метод правового регулирования, который выражается в следующих особенностях:

1. В образовательном праве отсутствуют недееспособные лица. Любой самый умственно отсталый ребенок является субъектом образовательных отношений, его все равно обучают элементарным навыкам поведения

2. В образовательном праве существует весьма низкий уровень наступления дееспособности. По общему правилу полная дееспособность в отраслях права с 18 лет, однако в образовательном праве дееспособность наступает с того момент как ребенок пошел в образовательное учреждение за получением знаний. Поэтому гражданско-правовая конструкция, когда за дееспособное лицо действуют опекуны или родители, в образовательном праве не действует.

3. Метода образовательного права характеризуется особенностью вступления в образовательные правоотношения. На уровне общего образования все лица, достигшие определенного возраста, не только имеют право, но и обязаны приступить к изучению школьной программы. Эта обязанность является всеобщей, доступной и бесплатной

Метод образовательного права характеризуется специфическими способами прекращения данного правоотношения. Обучающийся профессиональному образованию может покинуть образовательное учреждение в любой момент, не неся за это ответственность.

Таким образом, названное свидетельствует, что метод образовательного права характеризуется определенной спецификой, отличающееся

Следовательно, образовательное право, обладающее собственным предметом и отличным методом правового регулирования, является отдельной отраслью права. Однако эта отрасль находится в стадии становления. Не все юристы признают право данной отрасли быть самостоятельной отраслью права, что имеет определенные исторические предпосылки.

В условиях советского государства, когда образование было полностью бесплатным, все регулирование осуществлялось на уровне актов. Оно было лаконичным и пробельным, потому что споров между обучающимся и преподавателем не было.

В настоящее время система образования существенно расширилась, появилось платное образование, чтобы решать вопросы, связанные с решением проблем в данной сфере.

Решающим этапом на пути формирования образовательного права как новой отрасли права является подготовка и принятие образовательного кодекса. В настоящее время такой кодекс имеется во Франции и Белоруссии. В РФ пока что ведутся предпроектные исследования данного вопроса – нужен ли в России образовательный кодекс.

Первая попытка создания такого кодекса в России предпринималась в начале 21 века

Основы этого кодекса были закреплены в модельном кодексе об образовании, принятом Генеральной Ассамблеей стран-участников СНГ.

Поскольку конституционное право на образование, будучи основным конституционным правом, может выступать и в качестве субъективного права, его реализация на стадии вступления гражданина в конкретное правоотношение с негосударственным общеобразовательным учреждением имеет ряд особенностей.

1. Правоотношение - это индивидуализированная связь, т.к. оно конкретизирует круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права.

2. В правоотношениях конкретная связь между участниками выражается через субъективные права и юридические обязанности.

3. Правоотношение представляет собой волевую связь, то есть возникают в результате волеизъявления, по крайней мере, одной стороны.

4. Правоотношение охраняется от нарушений государством в силу своего нормативного характера.

Вышеперечисленные признаки правоотношений в полной мере характерны и для правоотношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Тем не менее, вопрос об отраслевой принадлежности образовательных правоотношений в настоящее время является дискуссионным. С одной стороны, данные правоотношения направлены на реализацию конституционного права на образование, то есть носят характер публичного правоотношения. С другой стороны, в отличие от традиционных способов возникновения публичных правоотношений, правоотношения по реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении возникают из договора возмездного оказания образовательных услуг, который носит гражданско-правовой характер.

Представляется, что рассматриваемые правоотношения, направленные на реализацию конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении, носят комплексный характер.

Основу образовательных правоотношений в целом составляют конституционно-правовые и административно-правовые нормы и правоотношения. В образовательных правоотношениях с участием государственных и муниципальных образовательных учреждений до сих пор преобладают методы административно-правового регулирования. Однако гражданин вступает в образовательные правоотношения с негосударственным общеобразовательным учреждением на основании гражданско-правового договора возмездного оказания образовательных услуг, в связи с чем можно утверждать, что именно сочетание методов правового регулирования частных и публичных отраслей права и составляет отличительную особенность правоотношений данного вида, а поиск оптимального баланса указанных методов правового регулирования становится необходимым условием обеспечения гарантий реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

В структуре правоотношения принято выделять четыре основных элемента: объект, субъекты, субъективное право, юридическая обязанность.

Объектами образовательных правоотношений выступают духовные блага, а именно знания, умения, навыки. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры обучающихся и их воспитание, что также представляет собой блага нематериального характера. Как отмечает В. В. Спасская, несмотря на то, что стороны вступают в образовательное правоотношение по поводу конкретной образовательной программы, их права и обязанности направлены не просто на реализацию данной программы, а на достижение конечного нематериального результата. Особенность объекта образовательных правоотношений состоит в том, что субъекты не могут, как правило, определять содержание обучения, которое обусловлено государственным образовательным стандартом. Освоение программ государственного образовательного стандарта завершается итоговой государственной аттестацией выпускников вне зависимости от типа, вида и формы собственности аккредитованного образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения устанавливаются между обучающимися, их родителями, педагогическими работниками и образовательным учреждением - субъектами правоотношений. Полагаем, что субъектный состав правоотношений в области образования не совпадает с составом участников образовательного процесса, которые перечислены в п. 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении: обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Это связано с тем, что в образовательном процессе можно выделить образовательные правоотношения (регулируются правом, в том числе и права и обязанности учителя и ученика) и педагогические отношения, которые правом не регулируются, а представляют собой комплекс учебно-методических действий.

Вышеуказанные субъекты можно классифицировать на два вида: индивидуальные субъекты, к которым относятся педагогические работники, обучающиеся, родители, и институциональные субъекты, к которым относится общеобразовательное учреждение.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений определяются Конституцией РФ, законом, иными нормативно-правовыми актами, локальными актами негосударственного образовательного учреждения, договором возмездного оказания образовательных услуг, заключенного с родителями обучающегося или трудовым договором, заключенным с педагогическим работником, то есть в любом случае права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений вытекают из соответствующих норм права, гарантия реализации которых обеспечиваются государством.

Образовательные правоотношения характеризуются множеством связей. В целях систематизации образовательных правоотношений, предлагаем классифицировать данные правоотношения по следующим критериям.

1. По субъектному составу - правоотношения, возникающие:

- между негосударственным общеобразовательным учреждением и педагогическим работником;

- между негосударственным общеобразовательным учреждением и обучающимся;

- между негосударственным общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося;

- между родителями обучающегося и самим обучающимся в части обязанности родителей обеспечить получение детьми обязательного уровня образования;

- между обучающимся и педагогическим работником в части прав и обязанностей субъектов в ходе осуществления образовательного процесса;

- между родителями обучающегося и педагогическим работником в части прав родителей на участие в обучении и воспитании ребенка, на защиту его прав и законных интересов.

2. По объему правового регулирования:

- регулируемые только действующим законодательством;

- регулируемые действующим законодательством и локальными правовыми актами негосударственного общеобразовательного учреждения;

- регулируемые действующим законодательством, локальными правовыми актами негосударственного общеобразовательного учреждения и двусторонним соглашением.

3. По формам реализации:

- Правоотношения, основанные на Договоре возмездного оказания образовательных услуг. Такой договор является юридическим фактом, из которого возникает данный вид правоотношений, и одновременно основной формой реализации образовательных правоотношений в сфере негосударственного общего образования. Договор возмездного оказания образовательных услуг опосредует правоотношения между родителями обучающегося и негосударственным общеобразовательным учреждением по обучению конкретного обучающегося по основной и/или дополнительной образовательной программе общего образования и является одной из форм непосредственной реализации конституционного права на образование.

- Правоотношения, основанные на трудовом договоре. Трудовой договор заключается негосударственным общеобразовательным учреждением с сотрудниками этого учреждения и опосредует наряду с иными локальными актами, определяющими правовой статус сотрудников, их права и обязанности как субъектов образовательных правоотношений.

- Правоотношения, вытекающие из Устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов негосударственного общеобразовательного учреждения. Вышеуказанные акты определяют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений в области негосударственного образования, конкретизируют правовой статус субъекта конституционного права на образование в данном негосударственном общеобразовательном учреждении.

Таким образом, образовательные правоотношения, реализуемые в негосударственном общеобразовательном учреждении, представляют собой существующий в рамках норм права особый вид общественных отношений по обеспечению реализации гражданином конституционного права на образование в рамках существующей системы образования, в целях полного и всестороннего развития личности, благосостояния общества и процветания государства. Указанные правоотношения регулируются нормами конституционного, административного, и гражданского права, при этом ядро правового регулирования образовательных правоотношений составляют нормы Конституции РФ.

В науке и практике не существует единства мнений относительно наименования договора, определяющего права и обязанности сторон в области предоставления образовательных услуг.

Анализ договоров ряда негосударственных общеобразовательных учреждений Московской области, позволяет отметить разнообразие наименований договора. Образовательные организации для оформления отношений по обучению используют следующие виды договоров: договор об оказании услуг по организации обучения; договор об организации обучения на платной основе; договор об оказании образовательных услуг; договор о сотрудничестве НОУ и родителей обучающихся; договор о сотрудничестве участников образовательной деятельности и др.

Многообразие наименований договора, используемых на практике, свидетельствует о недостаточной степени правовой проработки данного вопроса на уровне действующего законодательства.

Отраслевая принадлежность договора возмездного оказания образовательных услуг является предметом научного спора на протяжении последнего десятилетия. В науке до сих пор не имеется единого подхода к решению данного вопроса.

1. отношения связаны с оказанием образовательных услуг на возмездной основе;

2. возникают между участниками гражданского оборота, которые обладают равенством, автономией воли, имущественной самостоятельностью;

3. стороны договора руководствуются принципами свободы договора, юридическим равенством сторон, правом на защиту методом гражданского права;

4. ответственность за нарушение договора носит гражданско-правовой характер.

1. заказчику недостаточно просто оплатить услуги. Необходимо еще и овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, активно посещать занятия, своевременно и успешно проходить промежуточную и итоговую аттестацию;

3. образовательное учреждение может на основаниях, предусмотренных законом или договором, в одностороннем порядке отчислить обучающегося, не неся ответственности, предусмотренной ГК РФ.

Наиболее обоснованной представляется позиция В.В. Кваниной, которая утверждает, что договор возмездного оказания образовательных услуг является сложным институтом, сочетающим элементы гражданско-правового и административно-правового регулирования с преобладанием гражданско-правовых начал. В настоящей работе договор возмездного оказания образовательных услуг рассматривается как особый вид гражданско-правового договора с публичными элементами, в основе которого лежит конституционно-правовые нормы обязательности и гарантированности государством получения соответствующего вида образования.

По нашему мнению, правоотношения, непосредственно вытекающие из оказания образовательным учреждением образовательных услуг на возмездной основе, являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений обладают юридическим равенством, имущественно обособлены и обладают автономией воли. При этом представляется возможным выделить существенную особенность договора возмездного оказания образовательных услуг: он также является основанием возникновения и административно-правовых отношений, связанных с обязанностью обучающихся по усвоению образовательной программы и соблюдению правил поведения, предусмотренных уставом и иными локальными актами образовательного учреждения.

Субъектный состав договора возмездного оказания образовательных услуг не совпадает с составом субъектов правоотношений, возникающих в связи с реализацией гражданином конституционного права на образование.

Субъектами вышеуказанного правоотношения являются четыре стороны: образовательное учреждение, обучающийся, родители обучающегося, педагогические работники образовательного учреждения. В то же время субъектами (сторонами) непосредственно договора возмездного оказания образовательных услуг является негосударственное общеобразовательное учреждение в лице уполномоченных органов управления и один из родителей (законных представителей) обучающегося.

Министерство образования РФ рекомендует оформлять правоотношения по оказанию платных образовательных услуг в форме трехстороннего договора с участием в правоотношениях, вытекающих из данного договора, обучающегося в качестве самостоятельной стороны (потребителя). Однако, по нашему мнению, недопустимо заключение трехстороннего договора возмездного оказания образовательных услуг по следующим причинам.

В негосударственном общеобразовательном учреждении обучаются по общеобразовательной программе дети от 6 до 16-17 лет, то есть не достигшие совершеннолетия и подпадающие под возрастную категорию несовершеннолетних или малолетних, но в любом случае лиц, не обладающих полной дееспособностью в соответствии со ст. 21, 26, 28, ГК РФ. Наделение малолетних правом самостоятельного участия в качестве стороны в сделке противоречит ст. 28 ГК. Перечень сделок, в которых малолетний вправе участвовать самостоятельно, исчерпывающий, и договор возмездного оказания образовательных услуг не содержит. В конструкции договора возмездного оказания образовательных услуг обучающийся может участвовать в качестве выгодоприобретателя, таким образом, договор возмездного оказания образовательных услуг приобретает характер договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), оставаясь при этом двусторонним договором, при котором одна сторона - исполнитель (негосударственное общеобразовательное учреждение) обязуется оказать услуги по обучению, содержанию, воспитанию и реализации выгодоприобретателем (обучающимся) образовательных программ, а другая сторона (заказчик) обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Участники образовательных отношений — это ученики и организация, которая дает им знания в нужной области. Разумеется, если копать глубже, то можно выяснить, что на деле участников больше. В этом материале поговорим о том, кого же все-таки можно называть таковыми, и какими правами в образовательных отношениях наделена каждая из сторон.

Участники образовательных отношений

Участники образовательных отношений

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав, и данный случай не исключение

Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

Права участников образовательных отношений

Какие права имеют учащиеся

С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.

Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

Академические права студентов

В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

  • организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
  • формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

Право на обеспечение требуемых для обучения условий

Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:

  • на физическом уровне;
  • на психическом уровне.

В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:

  • психологического характера;
  • социально-педагогического плата;
  • безвозмездной коррекции различного характера.

Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

Обучение по индивидуальной системе

Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников.

То же самое касается и отстающих, являющихся таковыми по причинам объективного характера.

Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин

Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:

  • как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
  • так и элективных, то есть обязательных.

К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:

  • меры социальной поддержки;
  • стимулирующего к работе фактора.

Права, которыми наделены законные представители учеников

Еще одной стороной процесса являются родители (усыновители, опекуны и т.д.), законно представляющие интересы своих чад в возникших между ними и ВУЗом образовательных отношениях.

Не только у студентов, но и их родителей, имеются законные права, которые обязаны учитывать прочие участники рассматриваемых отношений

Не только у студентов, но и их родителей, имеются законные права, которые обязаны учитывать прочие участники рассматриваемых отношений

Право на преимущественное воспитание детей

Рассматриваемое право гласит, что старшие члены семьи, имеющие несовершеннолетних отпрысков, имеют преимущественное право на их:

Искомое право подразумевает первостепенность обеспечения образования именно несовершеннолетним детям, в обход иных лиц, так как кто, как не родители, должен заложить фундамент личности подрастающего поколения в таких аспектах, как:

  • физическое развитие;
  • нравственное формирование;
  • интеллектуальный рост.

Право на помощь от органов власти и образовательных организаций

  • государственные властные структуры;
  • органы местного самоуправления;
  • образовательные учреждения.

Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

Задачами предоставления помощи такого рода являются наиболее эффективные:

  • итоги развития индивидуальных способностей каждого ученика;
  • мероприятия, направленные на коррекцию личностных нарушений, препятствующих здоровому развитию детей.

Право делать выбор общих образовательных учреждений и программ

Родители имеют право, до того, как ребенок получит общее основное образование, принимать решение относительно того:

  • в какой организации их отпрыск будет учиться;
  • какова наиболее удобная для него форма обучения;
  • какие иностранные языки будет наиболее разумно освоить в школе;
  • какие факультативы и элективные дисциплины из предлагаемого общеобразовательными учреждениями перечня выбрать.

При этом, каждый законный представитель ребенка обязуется учитывать в своем выборе:

  • собственный взгляд ребенка;
  • мнение комиссии, производящей оценку личности ребенка с точки зрения критериев психолого-медико-педагогического характера.

Разумеется, второе мнение важно лишь в том случае, когда для прохождения такой экспертной комиссии появляются основания.

По закону государственные органы обязаны помогать россиянам воспитывать и обучать детей

По закону государственные органы обязаны помогать россиянам воспитывать и обучать детей

Право самостоятельно дать ребенку образование

Родитель волен выбирать, пойдет ли его ребенок в детский сад и школу, или получит сведения и воспитание, предлагаемое данными образовательными организациями самостоятельно.

Таким образом, в домашних условиях родители могут дать ребенку общее образование следующих уровней:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее;
  • дошкольное.

Впрочем, при изменении обстоятельств, при учете мнения ребенка, родители могут впоследствии отдать его на обучение в обучающую организацию, где он незамедлительно станет законным участником образовательных отношений.

При наличии желания самостоятельно дать ребенку образование, родители могут обучать ребенка дома, своими силами, ориентируясь на государственную программу

При наличии желания самостоятельно дать ребенку образование, родители могут обучать ребенка дома, своими силами, ориентируясь на государственную программу

Право на ознакомление с документальной базой учреждения

Родители или иные законные представители учащихся, имеют право на ознакомление со всеми основными документами организации, такими как:

  • устав образовательного учреждения;
  • лицензия на ведение обучающего процесса;
  • свидетельство о получении аккредитации от государства;
  • учебная программа и составленная по ней сопроводительная и разъясняющая документация;
  • прочие документы, каким-либо образом регламентирующие деятельность организации и ее устройство.

Право ознакомиться с содержанием образования

Также имеют право родители учеников ознакомиться с тем, что представляет собой предлагаемой их детям образование, а также методы, согласно которым:

  • будет производиться воспитание детей в рамках образовательного процесса;
  • технологиями, использующимися для осуществления основной деятельности организации.

Кроме того, родителям также даровано полное право на ознакомление с успеваемостью детей, представленной определенными оценками, назначающимися преподавателями после устного или письменного тестирования усвоения полученных знаний.

Родители могут получить все данные об оценках ребенка, дабы контролировать его успеваемость

Родители могут получить все данные об оценках ребенка, дабы контролировать его успеваемость

Право на защиту детей рамках образовательных отношений

Также согласно закону могут родители защищать законные интересы и права своих подопечных, выступая их представителями, в случае, когда отпрыски еще не достигли возраста в 18 лет, в отношениях с образовательной организацией и конкретными ее сотрудниками.

С целью защитить права своих детей, то того момента, как те смогут осуществлять данные действия самостоятельно, родители могут:

  • беспрепятственно направлять управляющему составу учреждения, являющегося участников обозначенных ранее отношений, обращения о нарушениях или ущемлениях прав детей;
  • взыскания дисциплинарного характера относительно других обучающихся или их родителей.

Искомые обращения не могут быть проигнорированы администрацией ВУЗов, а потому, они обязательно будут рассмотрены, и виновники также примут в рассмотрении непосредственное участие.

Если между участниками образовательных отношений возникли некоторые споры, родители могут составить детям протекцию, обратившись в специализированную комиссию с просьбой разрешить данный вопрос.

Законные представители наделены возможностью использовать для защиты подопечных иные способы урегулирования проблем, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации.

Родители для защиты детей могут действовать только в рамках закона

Получать информацию относительно обследований детей

Родители по закону не просто могут, но и обязаны быть осведомлены о том, какие обследования психологического и педагогического характера планируются к проведению по отношению обучающихся в учреждении студентов. К этому же праву относится такая преференция родителей, как давать согласие или отказываться от данных обследований, и в первом случае получение их результатов.

Право на управление организаций

Родители могут принимать частичное участие в процессах управления, имеющих место быть в учреждении, обучающем студентов, в той мере, какую предусматривает устав ВУЗа, колледжа и т.д.

Присутствовать при экспертном обследовании детей

Если имеет место быть необходимость осмотра ребенка комиссией экспертов с психологической, медицинской и педагогической точки зрения, то присутствовать на процедуре и впоследствии обсудить с членами комиссии ее результаты, а также получить от них рекомендации, имеет право каждый законный представитель ребенка.

Опекуны могут участвовать в процедуре обследования детей

Опекуны могут участвовать в процедуре обследования детей

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Права образовательной организации

Образовательные организации, как участник отношений интересующего нас характера, имеют не столь солидный перечень прав. Так, им доступно:

  • самостоятельно выбирать содержание дальнейшей программы обучения студентов;
  • выбирать по собственному разумению обеспечение учебно-методического типа;
  • делать выбор в пользу тех или иных реализуемых в рамках процесса передачи знаний образовательных технологий.

Кроме того, каждый преподаватель имеет право на уважение со стороны учеников, и ведение образовательного процесса в пригодной для этого обстановке.

Работа учителя связана с постоянными нервными нагрузками. На них возложено большое количество обязанностей, которые уравновешиваются правами, гарантированными им действующим законодательством. В специальной статье подробно рассмотрим права учителя в школе.

Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

Заключение

Образовательные отношения возникают сразу же, как только лицо принимает решение о получении услуг одноименного характера ради последующего применения обретенных знаний на практике. Поскольку чаще данными лицами являются дети и молодежь, становятся автоматически участниками обозначенных отношений и их родители. В свою очередь, названные лица взаимодействуют с учреждениями, впоследствии предоставляющими знания ученикам, и педагогами, в них работающими.

Читайте также: