Кто является ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров

Обновлено: 04.07.2024

от 4 сентября 2007 года N 1-4-60-10-19

Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
инспектор Российской Федерации
по пожарному надзору
Г.Н.Кириллов

1. Общие положения

Методические рекомендации подготовлены УГПН МЧС России в целях совершенствования системы подготовки персонала объектов к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций за счет повышения роли тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретение персоналом объектов устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров и иных чрезвычайных ситуациях.

Задачи проведения противопожарных тренировок

Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:

Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.

Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты.

Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом.

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.

Отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.

Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения.

Проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара.

Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие.

Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.

Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок не являются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых по его мнению не пострадает способность персонала решать задачи, при возникновении возможного пожара.

Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

2. Организация подготовки и проведения тренировок

Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки используя план эвакуации объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки в котором отражается тема тренировки, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке - дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

- организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

- в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;

- в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

Довести информацию об объёмно-планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Довести замысел тренировки;

Довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;

- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;

- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

- зона задымления - синими флажками;

- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

3. Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

- представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

- руководитель тушения пожара (от АС - при цеховой и объектовой тренировке и от ГПС - при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

- действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

- посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

- руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; должностных инструкций, знание мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по технике безопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Пассажирский поезд представляет собой место массового нахождения людей. Соблюдение правил ПБ является основополагающим требованием по сохранению здоровья и жизни пассажиров. Существуют строгие инструкции, указывающие, кто отвечает за организацию тушения пожара в пассажирском поезде, описывающие четкий алгоритм последовательных мероприятий. При полном выполнении предписаний и рекомендаций можно обеспечить безопасность.


Пожарная безопасность пассажирских вагонов РЖД: пожарный надзор, его организация и задачи

ПБ вагонов, перевозящих людей, подразумевает специализированные огнетушащие устройства, заправкой и проверкой которых занимаются ответственные за это работники. Они обязаны также оставить отметку о времени и проведенных мероприятиях на коробе средства пожаротушения. Сотрудники пассажирского вагона перед началом своей трудовой деятельности посещают обучающие занятия по ПБ, сдают экзамен. Перед каждой поездкой проводится противопожарный инструктаж, оставляется соответствующая запись в журнале.

За создание пожарной безопасности на протяжении всего маршрута выступают начальник состава, проводники вагонов, механик-электрик, директор кафе-ресторана. За исправное состояние средств, устройств борьбы с пожаром отвечают сотрудники поездной бригады. Перед поездкой они проверяют противопожарное оборудование на соответствие нормативным параметрам. Весь процесс контролируется начальником поезда.

Руководителями выступают начальник УВО МПС на всей железнодорожной сети, начальник службы военизированной охраны на железной дороге, начальник отряда на отделении РЖД. Руководители отделов выполняют роль главных инспекторов. Рядовыми инспектирующими считаются инженерно-технические сотрудники, старшие инструктора по профилактической работе, направленной на обеспечение ПБ.

Задачи пожарного надзора включают:

  • контроль выполнения нормативных требований по ПБ всеми подразделениями и сотрудниками РЖД;
  • контроль соответствия объектов нормам ПБ;
  • систематическое проведение противопожарных мероприятий;
  • разработка нормативной документации.

Вся деятельность пожарного надзора направлена на развитие, совершенствования противопожарной безопасности на всех объекта РЖД. Периодически проводятся испытательные работы, последующее внедрение наиболее действенных средств, методов пожаротушения. Организуются пожарные дружины на добровольной основе. Проводится систематическая работа по пропаганде ПБ с использованием наглядных материалов.


Требования по обеспечению пожарной безопасности

Требования по обеспечению ПБ подразумевают оснащение пассажирского состава противопожарной системой, огнетушащими средствами. Противопожарная система подразумевает ряд устройств. К ним относятся:

  • пункты контроля и диагностики в вагонах технического назначения, кафе-ресторане;
  • световые индикаторы оповещения;
  • оптико-тепловые датчики внутри тамбуров, туалетов, вагонов с пассажирами, ресторана;
  • аварийные кнопки сигнального оповещения;
  • звуковая система оповещения;
  • заслонки в вентиляционных устройствах отопления, кондиционирования;
  • автоматическое оборудование пожаротушения в вагонах технического назначения и электрических шкафах.

Кроме того, вагоны, перевозящие пассажиров, оснащены противопожарной дверью в торце, аварийными окнами, эвакуационными выходами. Обязательным считается наличие рычага экстренной остановки, внутренней связи, системы видеонаблюдения. Согласно предписаниям ПБ обязательным считается обеспечение пассажирского состава средствами борьбы с огнем. Места расположения огнетушителей в пассажирском вагоне строго обозначены. Это проход с функционирующего и нефункционирующего тамбуров, электрощиты.

В момент следования состава недопустимо проводить мероприятия по ремонту, включать неисправное оборудование. Котельная, электрощиты, плиты на кухне, генераторы следует использовать строго по назначению. Курение возможно на специально отведенных участках. При внештатной ситуации, способной спровоцировать воспламенение, требуется связаться с начальником поезда и определить алгоритм дальнейших действий.


Обязанности поездной бригады при обнаружении пожара: инструкция для проводника пассажирского вагона

Последовательность производимых при пожаре операций регламентирует инструкция по обеспечению пожарной безопасности в пассажирских вагонах, предусмотренная к исполнению всеми работниками. При возгорании внутри тоннеля, под либо над всеми видами мостовых сооружений машинисту запрещено останавливать состав. Это объясняется созданием препятствий для эвакуации людей.

Персонал поезда на случай пожара обязан осуществить осмотр причины воспламенения, удостовериться в соответствующем состоянии элементов электрического оборудования. Тем, кто отвечает за организацию и руководство тушением пожара в пассажирском поезде, выступает непосредственно начальник.

Для предотвращения внештатных ситуаций проводнику необходимо осуществлять надзор за использованием электрических приборов, при нахождении неполадок оповещать механика-электрика. По всему маршруту, а также на остановках проводнику следует контролировать поведение пассажиров, соблюдение ими норм, предписаний по ПБ. Запрещено перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся предметы, использовать открытый огонь, оставлять вверенную территорию без присмотра. Личная пожарная безопасность проводника пассажирского поезда и всех людей, находящихся внутри, по большей части зависит от следования правилам по ПБ.


Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне

При пожароопасной ситуации персонал состава должен действовать строго по предписаниям. Первоначально необходимо удостовериться в показаниях сигнальной системы, установить местонахождение воспламенения и оценить масштаб. Алгоритм последующих действий:

Когда поезд полностью остановился, следует обеспечить беспрепятственный выход для эвакуации людей. Для этого открываются двери тамбура как боковые, так и торцевые. Устройство одного выхода допускается при количестве мест, не превышающем 30. Устанавливается фиксатор, предотвращающий закрывание дверей.

Следующий этап подразумевает эвакуацию. По громкой связи все пассажиры оповещаются о возникшей опасности, приглашаются к выходу через открытые двери. Делается все возможное для сохранения спокойствия и предотвращения паники. В этом вопросе основополагающую роль играет гражданская ответственность пассажиров. После следует произвести осмотр всего вагона, чтобы исключить вероятность нахождения людей в заблокированных купе либо туалете.

После эвакуации двери тамбура со стороны торца закрываются на время борьбы с огнем. При невозможности приблизится к источнику огня, необходимо использовать аэрозольные огнетушащие генераторы. Обязательно проводятся мероприятия по расцепке вагонов, отведение горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода пламени на расположенные по близости объекты.

Работники смежных вагонов помогают пассажирам покинуть вагон. Далее приступают к борьбе с огнем. Механик-электрик отключает электрооборудование при движении вагона, осуществляет обесточивание вагона, охваченного огнем, по завершении торможения, помогает в тушении. Бывают ситуации, когда сигнал срабатывает без причины. Тогда вызывается механик-электрик для перезагрузки системы.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации вагонов-клубов, технической пропаганды, с кабельным телевидением

Обустройство осуществляется по чертежным планам, заверенным организацией пожарной охраны. Обязательно наличие двух дополнительных выходов помимо тамбурных. Дверной проход минимум метровый. Настенные, напольные, потолочные покрытия изготавливаются из огнестойкого материала. Сотрудники дважды в год проходят аттестацию по ППБ, о чем оставляется заметка в талоне.

Освещение разрешено исключительно электрическое, светильники устанавливаются закрытые. Остатки кинопленки устраняются в закрывающийся металлический ящик. На обозреваемом месте устанавливается инструкция с перечнем мероприятий по предупреждению и борьбы с пожаром.

Запрещается курить в необорудованных местах, использовать для отделки легковоспламеняющиеся материалы. Ковровые покрытия следует зафиксировать. Недопустимо запирание дверей в момент нахождения пассажиров. Мебель должна закрепляться. Все проходы следует содержать чистыми, устраняя посторонние предметы. Техника должна работать под присмотром специалистов.

В вагонах с кабельным телевидением каждое купе отличается наличием телевизора. Вся электропроводка должна сохранять целостность. Недопустимо использование соединенным посредством скруток и спаек проводов.


Приборы должны иметь заземление. Оборудование соответствует установленным нормам. Обязательно наличие пожарной сигнализации и огнетушащих средств.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. (Часть введена - Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра "Сколково", включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково". (Часть введена - Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ)

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ)

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного научно-технологического центра, включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ)

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. (В редакции Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ)

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

(Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (В редакции федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ; от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 221. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.

При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.

Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Лица, осуществляющие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Статья 222. Пожарно-спасательные гарнизоны

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, муниципальных, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения. (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 454-ФЗ)

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

(Утратила силу - Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

Статья 24. Деятельность в области пожарной безопасности

Деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров.

К видам деятельности в области пожарной безопасности относятся:

профилактика пожаров в организациях и населенных пунктах на договорной основе;

тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

опытно-конструкторские работы, производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции;

испытание, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, наружных пожарных лестниц и ограждений кровли, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности;

проведение научно-технического консультирования и экспертиз;

выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности;

разработка деклараций пожарной безопасности;

разработка специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности таких объектов защиты и содержащих компле

Читайте также: