Кто является ответчиком ооо

Обновлено: 04.07.2024

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Положение о филиале

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ

До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Создание филиалов и представительств

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания. Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2014 года.

Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:

  • принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
  • назначить в решении (протоколе, или в приказе) руководителя филиала или представительства;
  • заполнить заявление по форме Р13001 или Р14001 и заверить его у нотариуса. (О проблеме, связанной с использованием той или иной формы, мы довольно подробно говорили в отдельной статье. Желающие могут ознакомиться с ней на нашем сайте;
  • сдать документы в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Обособленное подразделение в налоговом праве

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

  1. расположение вне места нахождения организации;
  2. наделение имуществом создавшей их организацией;
  3. наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
  4. наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
  5. назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
  6. осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
  7. представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Налогообложение обособленных подразделений

Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2015 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях к учредительным документам Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.

Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-16080/2017 от 03.11.2017 года).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан, и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Важно!
Если договором не предусмотрен срок ответа на претензию, то стоит ориентироваться на тридцатидневный срок, установленный законодательством. Если по истечении 30 дней вы так и не получили ответ на претензию и никаких действий для урегулирования спора со стороны контрагента не последовало, можно обращаться в арбитражный суд.

Предъявление иска

Если направление претензии не возымело нужного действия и ваши требования так и остались не удовлетворены, для защиты своих прав вы можете смело обращаться в суд.

Важно!
Вы можете обратиться в Арбитражный суд для рассмотрения дел по экономическим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Помимо искового заявления в суд нужно предоставить все документы, подтверждающие нарушение ваших прав (например, при нарушении сроков оплаты это могут быть счета и платежные поручения). В обязательном порядке предоставьте расчет задолженности и пеней.

Исковое заявление может быть подписано как руководителем организации, так и представителем по доверенности. Заявление может быть подано через канцелярию арбитражного суда, отправлено почтой или же электронно через сайт арбитражного суда.

Важно!
Копия иска направляется до того, как исковое заявление подается в суд, т.к. предоставление документа, подтверждающего направление копии иска ответчику, является обязательным.

Важно!
За подачу иска необходимо оплатить госпошлину, платежное поручение также прикладывается при подаче документов в суд. Размер госпошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Произвести расчет госпошлины можно воспользовавшись калькулятором расчета на сайте Арбитражного суда.

Иск должен включать в себя ряд обязательных сведений:

Законом установлен срок исковой давности. Вы можете подать иск в течение трех лет, со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав и о том, кто является ответчиком по данному иску.

Иск может быть оставлен без движения либо возвращен истцу. Суд выносит определение об оставлении без движения иска и указывает на основания, по которым принято такое решение, а также указывает срок, в течение которого необходимо устранить обстоятельства, повлекшие за собой оставление иска без движения. Если вы сможете устранить такие обстоятельства в установленный срок, то иск будет считаться принятым в день его первоначальной подачи в суд. В противном случае иск будет возвращен истцу. Даже если вы столкнулись с возвращением иска, вы имеете право либо обжаловать возвращение иска в апелляционном суде, либо подать иск заново, устранив все обстоятельства, из-за которых иск был возвращен.

В случае, когда суд выносит определение об отказе в принятии иска, вы утрачиваете возможность предъявить повторно иск к тому же ответчику по тому же предмету спора. Определение суда об отказе в принятии искового заявления можно обжаловать, подав в апелляционный суд частную жалобу на определение суда.

Обжалование иска

В случае, когда истец не согласен с решением, вынесенным арбитражом в первой инстанции, он может обжаловать такое решение в порядке апелляционного и кассационного производства.

Разница между апелляцией и кассацией состоит в том, что в апелляционном порядке можно обжаловать решение суда, которое ещё не вступило в законную силу, а кассационный порядок применим в отношении уже вступивших в законную силу решений.

Апелляционная жалоба должна быть подана в арбитражный суд первой инстанции. Если вы направите жалобу непосредственно в апелляционный суд, то она будет возвращена.

В апелляционной жалобе следует указать:

  • наименование арбитражного суда, куда подается жалоба;
  • наименование заявителя жалобы и других участвующих в деле лиц;
  • арбитражный суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, а также предмет спора.

Также указываются требования и основания, по которым обжалуется решение. О подаче апелляционной жалобы следует известить всех участников дела.

К апелляционной жалобе прикладывается копия решения суда первой инстанции, документ об оплате госпошлины, документ, подтверждающий направление другим участникам дела копии апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба также может быть оставлена без движения или возвращена истцу, в случае, если нарушены требования АПК РФ к порядку её предоставления, форме или содержанию.

Важно!
Лица, участвующие в деле имеют право предоставить отзыв на апелляционную жалобу.

Срок подачи апелляционной жалобы – один месяц после принятия решения суда первой инстанции. В случае, когда законом установлен сокращенный срок вступления в законную силу решения суда, срок предоставления апелляционной жалобы также сокращается. Срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется с даты, когда арбитражным судом первой инстанции изготавливается решение в полном объеме.

Кассационный порядок. Решение апелляционного суда тоже можно обжаловать. Для этого необходимо подать кассационную жалобу. Исключением из правила является обжалование решений суда первой инстанции, которые вступают в законную силу сразу после их принятия.

Порядок подачи кассационной жалобы аналогичен порядку подачи апелляции.

Кассационная жалоба может быть также отозвана другими участниками процесса.

Кассационная жалоба направляется в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции.

Исполнительный лист

После вступления в законную силу решения, вынесенного судом первой инстанции, выдается исполнительный лист. На основании исполнительного листа возбуждается исполнительное производство.

Для получения исполнительного листа взыскатель направляет соответствующее ходатайство. По ходатайству взыскателя исполнительный лист может быть направлен для исполнения непосредственно арбитражным судом. Если исполнительный лист по каким-либо причинам был утрачен, то можно обратиться в суд для получения дубликата.



Ответчик

Ответчик

Кто такой ответчик

Ответчик — это участник судебного процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца. Ответчиком может являться любым физическим или юридическим лицо, обладающим судебной процессуальной правоспособностью, которая признаётся в равной степени за всеми гражданами (физическими лицами) и предприятиями (юридическими лицами).

Кто такой соответчик в суде?

Соответчиком является гражданин, который привлекается к соучастию в разбирательстве дела наряду с основным ответчиком. Все граждане, которые являются соответчиками, обладают одинаковыми правами и обязанностями, что указано в 35 статье ГПК РФ.

По мнению юридического сообщества, ответчик — это лицо, обладающее гражданской (арбитражной) процессуальной правоспособностью, привлекаемое в процесс по инициативе или с согласия истца (процессуального истца) для защиты своих разнонаправленных с истцом интересов, которое, предположительно, нарушает или оспаривает субъективное материальное право или законный интерес истца.

Полагаем важным отметить, что истец и ответчик приобретают соответствующий процессуальный статус с момента подачи в юрисдикционный орган искового заявления, а не с момента возбуждения производства по нему. Как совершенно справедливо отмечал И.А. Жеруолис:

Например, если сотрудник органов внутренних дел превышает свои полномочия, совершая уголовное преступление, то истец может взыскать компенсацию морального ущерба с Министерства внутренних дел. Сотрудник в этом случае будет обвиняемым по уголовному делу, а МВД – ответчиком по гражданскому делу, соответственно, истцу необходимо подать как уголовный, так и гражданский иск.

Отсутствие у ответчика, каких либо правовых отношений с истцом не может являться достаточным основанием для отказа в принятии искового заявления и рассмотрения дела в суде.

Что делать ответчику в суде

В соответствии с законодательством РФ ответчик имеет право:

  1. предъявлять письменные возражения против иска (письменные пояснения ответчика, отзыв на иск, ходатайства и другие);
  2. требовать вызова свидетелей (с обоснованием необходимости их участия);
  3. участвовать в суде лично либо через представителя;
  4. признать иск в полном объеме либо частично;
  5. знакомиться с материалами дела (в том числе при помощи специальной.

Кто должен отправлять исковое заявление ответчику суд или истец?

Ненадлежащий ответчик

Сторонами в гражданском процессе являются субъекты спорного материального правоотношения, обладающие материально-правовой и процессуальной заинтересованностью, как правило, ответчик по делу в судебном процессе появляется путем указания на него истцом при обращении в суд с исковым заявлением. Истец всегда указывает на лицо, предположительно нарушившее его право. Однако бывают случаи, когда истец ошибочно указывает в исковом заявлении какое-либо лицо в качестве ответчика. В таком случае лицо, к которому материально-правовые требования предъявлены истцом ошибочно, будет являться ненадлежащим ответчиком. Ошибки могут быть вызваны незнанием или неправильным толкованием норм права, а также непониманием действительных обстоятельств конфликта.

Чтобы быть надлежащей стороной в конкретном деле, необходимо быть субъектом спорного материального правоотношения. Для ответчика это означает иметь определенную, обязательственную по отношению к истцу материально-правовую связь, вытекающую из спорного материального правоотношения.

Таким образом, ненадлежащим ответчиком признается лицо, в отношении которого истцом делается ошибочный вывод о его сопричастности к спорным материально-правовым отношениям и принадлежащим ему спорным обязанностям.

Замена ненадлежащего ответчика

Ненадлежащим может быть ответчик в исковом производстве гражданского, арбитражного и административного процесса, и нормы процессуального законодательства предусматривают определенный порядок его замены (ст. 41 ГПК РФ, ст. 47 АПК РФ, ст. 43 КАС РФ).

При принятии искового заявления судья не всегда имеет возможность определить, является ответчик надлежащим или не является. Суд не может отказать истцу в принятии искового заявления или вернуть иск даже при обнаружении факта предъявления иска к ненадлежащему ответчику, поскольку это не предусмотрено ст. ст. 134 и 135 ГПК РФ, ст. 149 АПК РФ, ст. 129 КАС РФ.

Гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено решение вопроса о замене ненадлежащего ответчика по инициативе суда на стадии принятия заявления, этот вопрос решается лишь при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции и только по ходатайству истца или с его согласия (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу №33-8473/2016, Апелляционное определение Воронежского областного суда от 15.05.2014 №33-2548).

Вопрос замены ненадлежащего ответчика надлежащим в арбитражном процессе может быть разрешен в ходе рассмотрения дела по существу, в том числе на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а не на стадии принятия искового заявления к производству, поэтому вопрос определения ответчика не является основанием для возвращения искового заявления (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А33-9809/2012).

Исключение из числа ответчиков

Ответственность ответчика

ответчик не несет уголовную ответственность за введение суда в заблуждение. Ответственность за это можно вменить ответчику только по некоторым статьям ГПК РФ, Гражданского Кодекса (ГК) РФ и Арбитражного Процессуального Кодекса (АПК) РФ.

Способ введения суда в заблуждение Законодательный акт Мера ответственности
злоупотребление процессуальным правом ст. 111 АПК РФ возложение на виновного всех судебных издержек по процессуальным действиям
ст. 99 ГПК РФ выплата компенсации противоположной стороне за потерянное время
представление недостоверных сведений ст. 151 ГК РФ выплата денежной компенсации за нанесение морального вреда
ст. 1064 ГК РФ выплата денежной компенсации материального ущерба, если таковой был причинен потерпевшему в результате обмана суда ответчиком

Обязанности

В соответствии с законодательством РФ ответчик обязан:

  1. написать письменные возражения на иск,
  2. находясь в судебном заседании, участвовать в процессе только по разрешению судьи (председателя судебного заседания),
  3. соблюдать дисциплину судебного заседания,
  4. не злоупотреблять правами,
  5. выполнять требования суда,
  6. способствовать справедливому рассмотрению дела,
  7. выполнять другие обязанности, предусмотренные судом и законом.

Права ответчика

В соответствии с законодательством РФ ответчик имеет право:

  1. предъявлять письменные возражения против иска (письменные пояснения ответчика, отзыв на иск, ходатайства и другие);
  2. требовать вызова свидетелей (с обоснованием необходимости их участия);
  3. участвовать в суде лично либо через представителя;
  4. признать иск в полном объеме либо частично;
  5. знакомиться с материалами дела (в том числе при помощи специальной техники: фото, видеоаппаратура и др.), делать выписки из них;
  6. заявлять отводы судьям, экспертам, переводчикам (обосновав их);
  7. задавать любые вопросы другим лицам, участвующим в деле;
  8. заявлять суду устные пояснения относительно дела;
  9. приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
  10. подавать жалобу на постановления или определения суда (кассационную, апелляционную, частную);
  11. просить суд о проведении экспертиз;
  12. ходатайствовать перед судом о признании доказательств, представленных другой стороной, недопустимыми либо не относимыми;

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Основания для субсидиарной ответственности

Кредитор потребовал привлечь к субсидиарной ответственности четырёх человек: владельца компании, его брата, который контролирует группу компаний, в том числе Ринг – Снаб, бывшего директора и действующего директора.

Семерков представил суду три основания, по которым данные лица должны быть привлечены.

Два других основания: неподача заявления о банкротстве и непредоставление арбитражному управляющему бухгалтерских документов.

Привлечение остальных фигурантов по данному основанию суд не рассматривал. Довод номинального директора о том, что она не принимала никаких решений и не участвовала в управлении, был отклонён. Суд сослался на постановления Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017. Номинал имеет возможность контролировать должника и влиять на управленческие решения, поэтому статус контролирующего лица с него не снимается.

За непередачу документации суд также привлек к ответственности только номинального руководителя. В балансе на 2016 год числятся активы на сумму 300 тысяч. Конкурсный управляющий не получил первичных документов, поэтому не смог сформировать конкурсную массу. Отсутствие документов повлекло ущерб для конкурсных кредиторов.

Учредитель и бывший руководитель компании под это основание опять не попали. Суд счёл недоказанным, что бухгалтерские документы находятся у этих лиц, и они намеренно уклоняются от передачи документации конкурсному управляющему.

Истца решения первой инстанции не устроило. С номинального руководителя вряд ли удастся получить такую крупную сумму. И предприниматель подаёт апелляционную жалобу, в которой просит привлечь остальных ответчиков.

Апелляция – уменьшение суммы

Однако двух других ответчиков, бывшего директора и учредителя, суд к ответственности привлек. Основание – непередача документации. Судьи выяснили, что Куксова числилась учредителем ещё в семи компаниях и директором в трёх. Четыре из этих компаний ликвидированы. При этом г-жа Куксова Н.В. работала оператором на швейной фабрике.

Апелляционный суд сделал вывод, что учредитель вышел из состава участников, а бывший руководитель уволился, чтобы избежать ответственности по обязательствам должника. Фактически эти лица управляли компанией.

Размер ущерба судьи вычислили на основании баланса на 2016 год. В активе стоит сумма в 300 тыс. руб. Именно на эту сумму нет первичных документов. На эту сумму управляющий не смог разыскать и включить в конкурсную массу имущество должника. Поэтому общая солидарная ответственность за непредоставление документов установлена судом апелляционной инстанции в размере 300 тыс. руб.

Ответственность бывшего директора и учредителя за неподачу заявления о банкротстве судьями опять не рассматривалась. Но апелляция поправила суд первой инстанции в части расчёта суммы субсидиарки.

Судья Советова В.Ф. взыскала с Куксовой полную сумму реестровой задолженности. Однако расчёт нужно было сделать на основании ст. 10 закона о банкротстве в редакции, действовавшей в 2016 году. В сумму включается задолженность, которая возникла с момента, когда контролирующее лицо было обязано подать заявление, до начала процедур банкротства.

Дату судья первой инстанции определил правильно – 22.01.2017. Так как у должника вся возникшая задолженность связана с договором аренды, суд рассчитал сумму арендной платы со штрафными санкциями от этой даты. Сумма взыскания с номинального директора составила 12 миллионов рублей.

Кассация отменяет решение, но не по сумме

Таким образом, истец выиграл дополнительно 300 тыс. руб., а проиграл 18 млн. Такой исход его не устроил, и дело пришло в кассационный суд.

Семерков утверждал, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы. Апеллянт не просил пересматривать сумму, а только поделить ответственность на четырёх ответчиков.

Но кассационная коллегия под председательством Тихоновского Ф.И. не нашла здесь нарушений. С учётом отзывов на апелляционную жалобу, судьи должны были проверить не только факт ответственности фигурантов, но и размер ответственности. Кроме того, пересмотр судебного акта в части привлечения дополнительных контролирующих лиц влечёт и перерасчёт суммы.

Судьи признали Сидорова контролирующим лицом. Но забыли, что вина такого лица презюмируется. Ответчик должен был доказать тот факт, что не влиял на деятельность должника. Так как данное обстоятельство судами не исследовалось, кассация отправляет дело в части привлечения Сидорова на новое рассмотрение.

Возражение на исковое заявление — это документ, содержащий письменную позицию стороны, участвующей в рассмотрении дела. В случае его непредоставления суд разрешает дело по существу с учетом имеющихся доказательств и позиции истца.

Когда подают возражение

Гражданский процесс носит состязательный характер, поэтому каждая из сторон должна обоснованно отстаивать свою позицию. С момента принятия искового заявления и вынесения соответствующего определения судом у ответчика появляется право на выражение своей позиции по делу, что является одним из инструментов для защиты своих интересов в суде.

На законодательном уровне не установлено препятствий для рассмотрения дела в случае непредоставления позиции ответчика: суд рассматривает дело на основании имеющихся доказательств и доводов. Ответчику всегда следует применять такой способ выражения своей позиции. В конце 2019 года в Гражданский процессуальный кодекс РФ внесены изменения, раскрывающие вопрос, нужно ли направлять возражения на иск истцу в гражданском процессе: теперь такая обязанность, как и в арбитражном процессе, возложена на ответчика. Изменения претерпели смежные нормы права, ранее затрагивающие этот процесс (ч. 4 ст. 132 ГПК РФ, ч. 2 ст. 150 ГПК РФ).


Сроки его подачи

Документ подается до момента вынесения судом решения по делу. Ограничительных сроков на законодательном уровне не установлено. Следует учитывать, что документ предоставляется с учетом времени, которое необходимо другим сторонам и суду для ознакомления, чтобы они могли выразить свою позицию по делу.

Если возражения ответчика предоставлены в день вынесения решения, когда все основные обстоятельства дела были известны, суд может отказать в принятии, сославшись на злоупотребление правом. Тогда решение принимается, исходя из имеющихся в деле доказательств. Ответ на вопрос, как подать возражение на исковое заявление, в законодательно закрепленных нормах отсутствует, поэтому порядок направления документов определяется по выбору обращающейся стороны:

  • через канцелярию суда;
  • по почте с уведомлением о вручении.

Если выбран второй вариант, необходимо предоставить доказательства отправки писем или уведомление о вручении. Рекомендуем в этом случае производить опись содержимого отправления. Так вы подтвердите, что направлены именно те документы, на которые вы ссылаетесь, и у другой стороны была возможность ознакомиться с ними.

Отличие возражения от отзыва и встречного иска

Несмотря на схожую правовую природу этих понятий, эти два документа отличаются. Главным критерием разграничения является область применения: возражение подается в порядке гражданского процесса; отзыв предоставляется в порядке арбитражного процесса. По структуре, порядку предъявления и цели в судебном процессе не имеется отличий.

Оба документа обладают разной правовой природой и поэтому не являются тождественными понятиями. Главные отличия заключаются в следующем:

  • отзыв на иск, в отличие от встречного иска, не имеет самостоятельного правового требования;
  • порядок подачи встречного иска обладает более сложным механизмом и требует оплаты государственной пошлины.

Что написать в документе

В Гражданском процессуальном кодексе РФ не установлено отдельных требований для возражения, ГПК упоминает только о возможности предоставления такого акта.

Заявитель кратко и четко излагает то, как он видит спорную ситуацию и на каких нормах права основывает свою позицию.

Стройте предложения так, чтобы они не выглядели сложными и их мог понять любой. Излагайте основные моменты в абзацах и не пишите все единым текстом, так вы сможете акцентировать внимание на конкретных обстоятельствах. Каждый процессуальный документ имеет определенную структуру, придерживаясь которой вам не покажется сложным вопрос, как писать возражение на исковое заявление в суд от ответчика и сделать его аргументированным. Для этого разделим структуру на следующие части:

  1. Вводная. В этой части указывается наименование и адрес суда, рассматривающего дело, наименования и адреса сторон, участвующих в деле, наименование и контактные данные заявителя, номер дела, фамилия и инициалы судьи, который рассматривает дело.
  2. Описательная. На этом этапе заявитель излагает позицию с его точки зрения, исходя из предмета спора. Ответчик приводит доводы относительно каждого основания, указанного в иске.
  3. Мотивировочная. В этой части указываются ссылки на законодательные акты, подтверждающие позицию ответчика. Допускаются ссылки на судебную практику, которая имеет схожий предмет спора.
  4. Просительная. Ответчик на основании приведенных в тексте доводов просит суд об отказе в исковых требованиях полностью или в части.
  5. Заключительная. Указываются приложения, ставится дата, расшифровка и подпись полномочного лица.

Образец возражения на иск


Технические особенности при составлении

Текст документа не должен превышать пяти страниц, хотя законодательного запрета по этому критерию нет, но для восприятия человека такой объем является оптимальным. Перед тем как оспорить исковое заявление, следует ознакомиться с общеустановленными правилами оформления возражения. Старайтесь избегать длинных названий, при возможности используйте сокращения. Не применяйте мелкий шрифт, рекомендуется использовать 14 размер с полуторным интервалом. Возможно использовать выделение словосочетаний жирным шрифтом, но делать это следует умеренно.

Укажите номер дела, фамилию и инициалы судьи, рассматривающего дело. На законодательном уровне такой обязанности нет, но упоминание об этом в описательной части является правилом хорошего тона.

Для более легкого восприятия рекомендуется использовать нумерацию абзацев внутри документа и страниц. Это позволит при выступлении быстро сориентировать суд по тексту своего документа и удержать внимание.

Основные формы актов, обращений публикуются на официальных сайтах соответствующих судов.

Читайте также: