Кто является автором идеи о категорическом императиве права

Обновлено: 04.07.2024

В самом начале обозначу, что эта статья для умных. Обладающих клиповым мышлением, не способных осилить "многа букав", кто залетел случайно в поисках пустой развлекухи, просьба не беспокоиться и проходить мимо.

Многие вообще не знают, что такое "категорически императив", а тем более Канта.

Почти все слышали поговорку о том, что

"не стоит делать другим того, чего не желаешь, чтобы другие сделать тебе"

И уж совсем из фольклора -

"не рой другому яму - сам в неё попадёшь"

Эти выражения очень близки к понятию категорического императив, но.

Но они как бы фокусируются на одном субъекте, что для большинства людей является лазейкой для нарушения правил, обосновывая это тем, что "один раз - не п. з".

Т.е., если я один раз нарушу правило, то это никак не повлияет на общество в целом, а в худшем случае вернётся мне обратно разочек. Только и всего.

Но категорический императив Канта шире в понимании. Он отражает значимость любого действия человека на все общество в целом.

Понимать и трактовать его, имеет смысл, следующим образом. ИМХО

Любой ваш поступок (особенно эффектно рассматривать примеры негативных поступков) сразу становится всеобщим правилом, распространяющимся на всех остальных, которому они могут и будут следовать уже независимо от ВАС всегда и везде.

Несколько примеров:

1. Вы помогли другу, совершившему преступление, избежать наказания. Это значит, что теперь все преступники в обязательном порядке будут избегать наказания с помощью своих друзей.

Вы готовы к этому? Ведь преступление может быть направлено на вас или ваших близких. А преступник не будет наказан.

Более того, он не побоится совершить преступление, т.к. сумеет избежать наказания.

2. Вы соврали кому-то из своих родных, друзей или близких. Это значит, что вы создали обязательное правило, что все до единого ваши знакомые имеют право и будут врать вам, а вы не имеете ни малейшего права рассчитывать на их правдивость. Причём не только по отношению к вам, но и по отношению ко всем вашим близким. Ведь вы показали, что врать можно.

Думаю, что 2-х примеров достаточно, чтобы понять главное.

Нравственный человек, совершая любое социальное действие, следуя категорическому императиву Канта, оценивает это действие не только с точки зрения сиюмитности и ограниченности, а в глобальной социальной перспективе, как, если бы его действие являлось обязательным примером для подражания и повторения всеми остальными людьми.

Категорический императив, основанный на нравственности, мог бы сделать этот мир практически идеальным.

Ведь мы все реально понимаем, что такое хорошо, а что такое - плохо.

Проводя свои намеренья через призму категорического императива, нравственный человек просто не может поступить плохо, оценивая последствия дурных поступков.

Особенно это сильно сказывается при воспитании детей и вообще в отношениях с детьми.

Если кому-то всё равно, как отзовутся его поступки на нём самом, то неплохо работает такой приём, как абстрактный перенос поступка на своего ребёнка.

И тут возникают 3-и оценочных вопроса, которые могут работать как по-отдельности, так и в совокупности:

1. Являюсь ли я хорошим примером для своего ребёнка, совершая этот поступок? Или иначе. Не стыдно ли мне будет перед своим ребёнком за содеянное?

2. Достойно ли это подражания? Или иначе. Хотел бы я, чтобы мой ребёнок поступал так же?

3. Хотел бы я, чтобы с моим ребёнком поступали бы так же все окружающие?

Иногда перенос на своих детей работает лучше, чем прямая оценка собственных действий.

Особенно, если представить, что с твоим ребёнком так будут поступать в обязательном порядке все вокруг, т.к. своим поступком ты показал, что принимаешь возможность такого поведения и показал пример.

Если врёшь, то все будут обманывать твоего ребёнка.

Оскорбляешь и грубишь? Все и всегда будут точно также поступать с ним (вашим ребёнком) в обязательном порядке. И далее по списку всех непотребств.

Вот так оценивается категорический императив Канта.

Разумеется, что это идеальная модель упражнения и руководства к действию для нравственных интеллектуалов.

Что-то от императива зашифровано в понятии совести, у кого она есть.

Что такое категорический императив

Такая научная область, как философия, является столь обширной, что несведущему человеку даже невозможно представить насколько огромным является количество тем и проблем, которые изучались и изучаются философами на протяжении человеческой истории, а также современными философами.

Довольно часто философы обращались к вопросам социальных взаимоотношений человека с обществом. Люди — существа социальные, из чего следует, что влияние общества на любого индивида является весьма значимым, а в большинстве случаев — чуть ли не определяющим.

Что такое категорический императив?

Концепция автономной этики

Иммануил Кант был поглощён идеей разработки концепции автономной этики. Именно в результате этих исследований и появился впоследствии категорический императив, как часть общей концепции. Согласно формулируемой концепции, нравственные принципы существуют постоянно, при этом не имеют зависимости от проявлений окружающей среды. Также они должны быть в постоянной связи друг с другом. Категорический императив гласит о том, что каждый индивид непременно должен использовать особые нравственные принципы, которые определяют его поведение.

Если рассматривать суждения Иммануила Канта, то человек, по его мнению, является высшей ценностью. Каждый индивид обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых посягательств извне. Из положений концепции автономной этики можно выделить следующее: каждый человек может выбрать определённый способ поведения через призму восприятия другого индивида. При этом любой совершённый индивидом поступок будет оцениваться на принятой обществом понятий о зле и добре.

Что обозначает термин категорический императив

Если рассматривать человека как личность, то стоит отметить, что в данном контексте он не может являться мерилом добра и зла. В нашем человеческом обществе просто не существует совершенного человека, который бы мог обладать такой способностью, сочетая в себе все эталонные качества. Кант приходит к мысли, что все понятия о добре и зле являются донесёнными до человека высшим разом, богом. Объяснение этого вывода заключается в том, что именно бог, по мнению Канта, является первоначальным и единственным носителем этих нравственных понятий. Философ считал, что человеческое сознания непременно должен принять бога, как образца нравственного совершенства и абсолютного идеала.

Человек, по определению, считается главной нравственной ценностью. При этом следует отметить, что идеалом нравственности, на который следует равняться и для которого стоит совершенствоваться, является бог. Суждение Иммануила Канта во многом сформировало фундаментальные положения, касающиеся взаимоотношений индивидов между собой. Указанные фундаментальные положения ложатся в основу закона, который и именуется категорическим императивом.

Основы категорического императива

Следует указать основы категорического императива, которые были сформулированы Иммануилом Кантом в ходе его работы над созданием концепции автономной этики:

Категорический императив в философии

  • Поступки индивида должны быть ограничены правилами, сила закона которых распространяется на него и на окружающих;
  • Индивид должен демонстрировать то отношение к окружающим его людям, которое он ждёт, чтобы они демонстрировали по отношению к нему;
  • Индивид не должен рассматривать другого индивида в качестве средства достижения своих определённых целей.

Теория, разработанная Кантом, гласит о том, что каждый индивид имеет выбор действия, которое считает правильным, но в то же время правильность совершаемого его действия должна быть подтверждена не только его личным мнением, но и со стороны общечеловеческих норм поведения и морали, которые, в свою очередь, являются для него нормами безусловного поведения, или же категорическим императивом.

Методы измерения неравенства людей

Если обратить внимание на указанные выше основы категорического императива, то можно проследить наличие между ними определённой смысловой связи. Особенно сильно это прослеживается у второго и третьего положений. Взаимосвязь между основами фактически является базой отношений между индивидом и социумом. Также такие отношения, основанные на общечеловеческих нормах и правилах, а также на существующих законах, есть у государства и гражданина.

Первая основа представляет собой абсолютным требованием нравственности, которое предполагает обязательное осознание индивидом своего долга перед самим собой, а также перед окружающими людьми. Основываться осознание своего долга должно на соображениях разумной и свободной воли. Как утверждал Кант, любая вещь в мире обладает своей ценностью, которая является относительной, в то время, как свободная и разумная личность является ценной сама по себе.

Очень давно, ещё в первобытном обществе, действовали нормы поведения, которые нам, современным людям, конечно же, покажутся дикими и бесчеловечными. Речь идёт о существовании на тот момент обычая кровной мести, основывающегося на принципе равноценного создания. Действительно, обычай дикий и никаким образом не подходящий под современные реалии, но на тот момент это было весьма важным и действенным принципом поддержания порядка в первобытных общинах.

Что означает в философии термин законосообразность

Родоплеменные отношения через какое-то время изжили себя, и поэтому общество перешло к другим формам социального взаимодействия. Общины перестали быть столь разграниченными, что сделало принцип кровной мести практически бессмысленным из-за размытости границ между родоплеменными социумами. Представитель общины перестал быть целью членов другой общины, если проступок совершал кто-то из его родственников, а община перестала нести ответственность за проступки отдельных своих членов. Из-за падения старых поведенческих норм появилась надобность в появлении и установлении новых.

Читайте также: