Кто выступает субъектом права инициативы о расформировании центральной избирательной комиссии

Обновлено: 30.06.2024

18. Член избирательной комиссии, комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

вправе выступать на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии, комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

19. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии, членов комиссии референдума с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.

20. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия, комиссия референдума.

21. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, комиссии референдума, и переданы другому лицу.

Статья 25. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума

1. В случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом коллегиально.

5. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.

6. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 26. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

2. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

7. Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, может быть предусмотрено направление наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).

8. Указанные в пунктах 6 и 7 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную и иную избирательную комиссию, комиссию референдума - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии;

ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, а действия (бездействие) комиссии референдума - в территориальную комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

а) выдавать избирателям, участникам референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

б) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

в) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума.

12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, комиссий референдума производится председателем или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, комиссий референдума аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 27. Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

2. Избирательная комиссия, комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статьей 239 КАС РФ урегулированы вопросы обращения в суд с заявлениями: об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы; о назначении местного референдума; об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме; об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; о прекращении деятельности инициативной группы по. проведению референдума РФ, инициативной агитационной группы; о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума; об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

Относительно сроков подачи рассматриваемых административных исков следует отметить, что они характеризуются неоднородностью и зависят от предмета заявленных требований. Однако общий срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

К специальным срокам можно отнести следующие (ст. 240 КАС РФ):

  • административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
  • после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
  • административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  • административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования;

Административное исковое заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:

-в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума — в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;

-не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии — в отношении расформирования иной комиссии;

-в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования — в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Специальные сроки, указанные в ч. ч. 2 — 6 ст. 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропуск установленного законом общего срока подачи административного иска о защите избирательных прав не препятствует его принятию к рассмотрению. Причины пропуска выясняются в ходе судебного заседания или в предварительном судебном заседании.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

10 мая 2018, 00:00

Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Статьей 239 КАС РФ урегулированы вопросы обращения в суд с заявлениями: об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы; о назначении местного референдума; об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме; об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; о прекращении деятельности инициативной группы по. проведению референдума РФ, инициативной агитационной группы; о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума; об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

Относительно сроков подачи рассматриваемых административных исков следует отметить, что они характеризуются неоднородностью и зависят от предмета заявленных требований. Однако общий срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

К специальным срокам можно отнести следующие (ст. 240 КАС РФ):

  • административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
  • после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
  • административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  • административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования;

Административное исковое заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:

-в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума — в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;

-не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии — в отношении расформирования иной комиссии;

-в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования — в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Специальные сроки, указанные в ч. ч. 2 — 6 ст. 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропуск установленного законом общего срока подачи административного иска о защите избирательных прав не препятствует его принятию к рассмотрению. Причины пропуска выясняются в ходе судебного заседания или в предварительном судебном заседании.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

праве присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 12 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 настоящего Федерального закона.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 15.02.2016 № 29-ФЗ)

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

8. Направление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 71 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. (В редакции федеральных законов от 15.02.2016 № 29-ФЗ; от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

9. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума; (Подпункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. (Подпункт введен - Федеральный закон от 15.02.2016 № 29-ФЗ)

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

111. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 12 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии. (Пункт введен - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

112. Для осуществления полномочий, указанных в пунктах 12, 3, 111 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования). (Пункт введен - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)

113. Аккредитованный в соответствии с пунктом 112 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации. (Пункт введен - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

Статья 31. Расформирование комиссии

1. Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, в случаях:

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. (Подпункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. С заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.04.2021 № 89-ФЗ)

3. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 05.04.2021 № 89-ФЗ)

4. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

5. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня (первого дня) голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня (первого дня) повторного голосования. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)

6. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

7. В случае принятия судом решения о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанная комиссия формируется в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2021 г. № 932

МОСКВА

О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

В целях оказания содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, руководствуясь Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций" и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории, на которую распространяются полномочия избирательной комиссии, - филиалам публичного акционерного общества "Сбербанк России") обеспечить открытие в установленном порядке счетов избирательных комиссий для осуществления операций со средствами федерального бюджета, выделяемыми избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов, а публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (в случае отсутствия филиалов публичного акционерного общества "Сбербанк России" - иным кредитным организациям) - обеспечить открытие в установленном порядке специальных избирательных счетов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты (далее - федеральные списки кандидатов), их региональных отделений, кандидатов, выдвинутых политическими партиями по одномандатным избирательным округам или в порядке самовыдвижения (далее - кандидаты).

3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству по рыболовству в пределах установленной компетенции обеспечить представление сведений для составления и уточнения списков избирателей в порядке и сроки, которые установлены статьей 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральному агентству морского и речного транспорта в пределах установленной компетенции оказать содействие в представлении сведений для составления и уточнения списков избирателей в порядке и сроки, которые установлены статьей 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации осуществлять координацию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам, связанным с выборами депутатов.

5. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральному агентству морского и речного транспорта и Федеральному агентству по рыболовству оказывать содействие в образовании (в установленных законом случаях обеспечивать образование) в порядке и сроки, которые установлены статьей 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, а также содействие в доставке протоколов соответствующих участковых избирательных комиссий об итогах голосования в вышестоящие избирательные комиссии, передаче данных указанных протоколов в вышестоящие избирательные комиссии по техническим каналам связи в соответствии с частями 28 и 30 статьи 85 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и доставке избирательных бюллетеней и иной избирательной документации в участковые избирательные комиссии, сформированные на указанных избирательных участках.

6. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации обеспечить:

а) формирование участковых избирательных комиссий в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) во взаимодействии с участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требований и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний принять меры по обеспечению избирательных прав граждан, проходящих службу в соответствующих органах и воинских частях, а также граждан, проживающих на территории расположения воинских частей (по подчиненности).

8. Министерству внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной компетенции обеспечить:

а) охрану общественного порядка и общественную безопасность в период подготовки и проведения выборов депутатов, в том числе на безвозмездной основе охрану помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, помещений, где хранятся избирательные бюллетени, помещений, в которых размещены комплексы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и по запросам избирательных комиссий - охрану избирательных документов при их перевозке;

б) проверку и предоставление по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий сведений о наличии гражданства Российской Федерации у кандидатов, месте жительства и документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

в) предоставление по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий сведений (в случае необходимости - осуществление запросов и получение таких сведений в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией) о наличии у кандидатов имевшихся или имеющихся судимостей (фактах осуждения) с указанием категории преступления, о дате снятия или погашения судимости, о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в отношении лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, - сведений об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой или непогашенной судимости, о привлечении их к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;

г) принятие неотложных мер по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, установлению изготовителей и распространителей указанных материалов, источников их оплаты, выявлению участников иной противоправной агитационной деятельности, а также своевременное информирование соответствующих избирательных комиссий о выявленных фактах и принятых мерах, своевременное направление материалов в суд.

9. Федеральным органам исполнительной власти по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации (его территориальных органов) с учетом сроков, указанных в представлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий, направлять (в том числе в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией) сведения, предусмотренные подпунктом "в" пункта 8 настоящего постановления.

10. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (его территориальным органам (подразделениям) по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации (его территориальных органов) направлять сведения, предусмотренные подпунктом "в" пункта 8 настоящего постановления, с учетом сроков, указанных в представлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий.

11. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальным органам:

а) оказывать содействие избирательным комиссиям в обеспечении соблюдения пожарной безопасности в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голосования;

б) по обращениям избирательных комиссий оказывать содействие в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами, а также предоставлять средства связи и необходимое техническое оборудование для проведения выборов депутатов в труднодоступных или отдаленных местностях.

12. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

а) по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий представлять по возможности сведения о наличии у кандидатов, лиц, назначаемых членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) оказывать содействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в своевременной доставке и передаче избирательной документации и информационных материалов, связанных с выборами депутатов, в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, через дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации.

13. Министерству внутренних дел Российской Федерации по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий представлять сведения о подаче кандидатом, лицом, назначаемым членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, уведомлений о наличии и (или) о прекращении у него гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве.

14. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий в целях подтверждения наличия у кандидатов профессионального образования обеспечить предоставление сведений о выдаче им соответствующих документов об образовании и о квалификации с указанием органа, осуществляющего образовательную деятельность, года его окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

15. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний:

а) оказывать содействие избирательным комиссиям в обеспечении избирательных прав граждан Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования, находящихся в дисциплинарных воинских частях, в исправительных центрах, содержащихся в специальных учреждениях для лиц, подвергнутых административному аресту, а также лиц, находящихся под домашним арестом;

б) принять меры по выполнению пункта 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 г. № 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".

16. Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальным органам в соответствии с частями 7 - 9 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" направлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации перечни государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а также государственных и муниципальных периодических печатных изданий.

17. Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации незамедлительно принимать меры по пресечению распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, а также информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.

18. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сроки, установленные частью 10 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", представить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), а также сведения о виде и об объеме таких ассигнований.

19. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральной службе безопасности Российской Федерации принимать незамедлительные меры по пресечению экстремистской и иной противоправной агитационной деятельности, в том числе возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также своевременно информировать избирательные комиссии о выявленных фактах и принятых мерах.

Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить своевременное направление в суд материалов о соответствующих административных правонарушениях.

20. Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации обеспечить оперативную доставку избирательной документации и иных отправлений в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и окружные избирательные комиссии, расположенные в городах федерального значения, административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, а также предоставление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и окружным избирательным комиссиям, расположенным в городах федерального значения, административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, услуг федеральной фельдъегерской связи по тарифам, установленным для федеральных органов государственной власти и их территориальных органов.

21. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации организовать с привлечением федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" оперативную доставку избирательной документации и иных отправлений в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, а также предоставление избирательным комиссиям услуг специальной связи по тарифам, установленным для федеральных органов государственной власти и их территориальных органов.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить контроль за оперативной доставкой федеральным государственным унитарным предприятием "Главный центр специальной связи" избирательной документации и иных отправлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий.

22. Акционерному обществу "Гознак" по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации обеспечить изготовление специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней.

Читайте также: