Кто выше по должности мэр или депутат

Обновлено: 09.05.2024

В столице Карелии отменили прямые выборы мэра. Теперь глава Петрозаводска будет назначаться городским советом. Такое решение приняли депутаты заксобрания. Они, кроме того, отменили прямые выборы и в Костомукше. И тут, и там возглавлять муниципалитеты теперь будут сити-менеджеры, которых определит конкурсная комиссия. "Низкая явка на выборы показывает, что наши избиратели разочарованы. Если на выборы граждане не идут, значит, они не считают их важными", - сказал заместитель председателя заксобрания Карелии Александр Селянин.

Утвержден новый порядок избрания мэров и в Краснодарском крае. Теперь глава местной администрации будет выбираться по следующей схеме: сначала конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской Думы и представителей краевой администрации, отбирает из всех претендентов несколько кандидатов, а затем городская Дума выбирает из них главу. Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом будет находиться в руках главы, а председатель Думы будет возглавлять, как и ранее, представительный орган. Новая модель начнет применяться по истечении срока полномочий действующих глав муниципальных образований. В сентябре истекают полномочия одиннадцати из них.

В Свердловской области региональное законодательное собрание ликвидировало должность "глава Екатеринбурга", которую занимает председатель городской Думы Евгений Ройзман. Но губернатор области Евгений Куйвашев наложил вето на это решение, усмотрев в нем "ущемление прав жителей Екатеринбурга", избравших Ройзмана мэром.

От прямого голосования в свое время отказались Самара, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Барнаул, Мурманск, Тюмень, Уфа, Пермь, Благовещенск, Тверь, Челябинск. Почти половина из 106 крупных городов страны. В Хакасии местные законодатели вообще вычеркнули из городских уставов слово "мэр"; руководитель муниципального образования там стал именоваться сообразно русскому языку "главой города".

Сегодня в большинстве городов действует система так называемых дуумвиратов: гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Лояльный региональному руководителю менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Многие политики уверены, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна. Она, мол, помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится представительской фигурой.

За последние пять лет число административных центров, управляемых сити-менеджерами, возросло более чем в три раза. Институт сити-менеджеров введен в 44 региональных столицах и почти в 5 тысячах муниципальных образований. Новосибирск - вот едва ли не последний бастион независимости градоначальников от административной вертикали. Мэр этого города Анатолий Локоть был избран прямым голосованием. Он считает институт сити-менеджеров неэффективной моделью муниципального управления.

Мэры, пришедшие к власти в городе по итогам прямых выборов граждан, бывают излишне самостоятельны, строптивы. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.

Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону, их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, "имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде".


Конечно, по Конституции органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. И отстранение мэра от должности решением городского собрания в чем-то аналогично снятию губернатора с поста президентским указом и в каком-то смысле является распространением исполнительной вертикали на муниципальную власть. Но представьте, что вы рядовой обыватель. И тогда вы, возможно, скажете: "Мне все равно, какая власть - муниципальная или государственная - будет обеспечивать меня водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Я территорию своего обитания на государство и муниципалитет не делю".

Реформа местного самоуправления - процесс сложный. Результаты появятся только тогда, когда расширение полномочий местной власти будет подкрепляться финансово. Да, муниципальным образованиям дается право собирать налоги, на собственные средства содержать полицию, школы, больницы. Но без внесения соответствующих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы муниципалитеты этих денег не увидят. Приобретя не обеспеченные местной казной большие полномочия и соразмерную им ответственность, мэры стали еще более уязвимы для критики со всех сторон. Проводить ли прямые выборы - это местные власти сегодня решают по своему усмотрению. Но пока муниципальная казна бедна, населению будет все равно, избран городской глава или назначен. Как сказал заместитель председателя заксобрания Карелии Александр Селянин, комментируя отмену прямых выборов мэра Петрозаводска: "В условиях скудного финансирования сити-менеджер более грамотно распорядится имеющимися средствами". Грамотно или нет - с этим можно еще поспорить. А насчет скудного финансирования возразить нечего.

Сегодня, 4 октября, на заседании Жогорку Кенеша после принятия присяги новых членов правительства, депутаты заговорили о кадровой политике. Мол, вновь она подвергается критики экспертов и общественности. Как решить эту проблему знает нардеп от "Онугуу-Прогресс" Тынчтык Шайназаров. Он заявил, что лучшие министры, мэры городов и в принципе госуправленцы – находятся среди 120 парламентариев.

"Я предлагаю премьер-министру привлекать на высокие посты депутатов Жогорку Кенеша. Среди 120 представителей 6-ти фракций есть сильные кадры – хорошие специалисты, которые честно трудились на заводах, отчисляли и отчисляют налоги в бюджет. Среди нас есть достойные, которые не будут брать взятки, потому что даже не знают, что это такое", - на полном серьезе заявил Шайназаров.

Судить о том, насколько парламентарий и его коллеги действительно "хорошие специалисты" и взяток не берут, мы не будем. А вот насколько благородны мотивы депутатов, желающих попасть в министерское кресло, VB.KG решило узнать у эксперта по государственному управлению Шерадила Бактыгулова. В беседе с корреспондентом он заявил, что все более прозаичней.

- Должность министра – это большой лакомый кусочек. И спрос на нее увеличился после того, как в 2004 году была отменена норма закона "О госслужбе", согласно которой министр не имел права распоряжаться финансами и кадровыми ресурсами ведомства. И сейчас есть очень много вполне законных лазеек, которые дают министрам единоличные привилегии. И их гораздо больше, чем у депутатов парламента. Ведь депутаты сидят только в Жогорку Кенеше. А у министров есть подведомственные организации, территориальные подразделения в каждом уголке республики. Где есть их подчиненные, они готовятся к их приезду, встречают, возят на машинах и т.д., - пояснил эксперт.

Заработная плата министра не должна оцениваться только деньгами, отметил он. Все стоит рассматривать в купе: и расходы на транспорт, и на сотовую связь, и на медицинское обслуживание, и на курортно-санаторное лечение. Причем не только на самого главу ведомства, но и на членов его семьи.

- По документам у министра одна, ну или две машины. А на самом деле он и его семья пользуется 5-6 ведомственными авто. Вот скажем, джип Toyota Land Cruiser числится за Ошским управлением министерства, а по документам она из Оша с водителем командирована в Бишкек. Где используется министром и его семьей. Или такая приятная мелочь, как бесплатная путевка на отдых в пик сезона. Для сравнения - когда я работал преподавателем в МУКе, за 2 года нам предложили 1 путевку в декабре на весь коллектив из 40 человек. Или командировочные расходы, однодневный размер которых может достигать месячной зарплаты учителя средней школы, - перечисляет Шерадил Бактыгулов.

И это еще не все плюсы от министерского кресла, о которых, конечно, знают депутаты Жогорку Кенеша. В том числе возможность получения госнаград и персональной пенсии.

Бактыгулов отметил, что в правительстве, в системе местного самоуправления есть кадры, достойные занимать более высокие места. А депутаты и экс-депутаты назначались на посты и ранее. Но государство как было в категории "развивающихся стран, так и осталось там.

Кроме того, сказал эксперт, депутатский корпус достаточно вовлечен в создание качественного и эффективного правительства. Ведь он одобряет предложенные кандидатуры. Но не стоит допускать того, чтобы Жогорку Кенеш стал отделом кадров всего Кыргызстана. И чтобы при этом назначения на должности были по принципу личной преданности депутату.

- Мы знаем, что депутаты в каждом созыве принимают к себе в качестве помощников, консультантов тех, кто на профессиональную госслужбу бы не прошел. Потом получив чин госслужащего, определенный стаж, парламентарии начинают их продвигать дальше. К примеру, начальником районной налоговой инспекции. Один депутат в прошлом созыве сменил за 2 года порядка 50 помощников. Отработав 1-3 месяца их потом "рекомендовали" на разные уровни госслужбы, госуправления. И, как правило, те не справлялись с возложенными обязанностями. Участвовали в серых, коррупционных схемах и т.п., - рассказал Шерадил Джумадилович.

Во вторник пройдет первое заседание Думы VIII созыва. РБК проанализировал, как изменился состав нижней палаты, составил портрет среднего депутата, а также выяснил, сколько в новой Думе миллиардеров, спортсменов и генералов


12 октября Госдума VIII созыва в первый раз соберется на пленарное заседание. В результате сентябрьских выборов в нижнюю палату Федерального собрания, теперь пятипартийную, попали медики, журналисты, спортсмены, артисты, бывшие министры и губернаторы. Состав Госдумы сменился почти наполовину: 218 — новички, 230 были депутатами VII созыва. Изучив биографии новичков и старожилов Госдумы, РБК составил портрет среднего депутата.

Как считали

РБК проанализировал декларации о доходах и имуществе, предоставленные кандидатами в Госдуму, их официальные биографии и данные о бизнесе. Помимо данных из деклараций учитывалась опубликованная ЦИК и региональными избиркомами информация о случаях недостоверности предоставленных кандидатами сведений.

Безземельные и безлошадные

По роду деятельности средний депутат (если учитывать только новичков, у остальных род деятельности — депутат) — скорее бывший чиновник или представитель региональных властей. Женщин в нижней палате стало немного больше, чем в прошлом созыве, — на шесть человек.

У 135 депутатов есть кандидатская степень, у 45 — докторская (шестеро из них — обладатели разных степеней по нескольким наукам). Больше всего степеней у парламентариев в сфере экономических наук, на втором и третьем местах — диссертации в сферах юридических и технических наук. Самый популярный среди народных избранников вуз — РАНХиГС и ее подразделения (окончили 72 депутата), правда, часто в академии получали второе высшее образование; также среди парламентариев много выпускников МГУ им. Ломоносова (29), на третьем месте — МГЮА (10).



У среднего парламентария есть земельный участок (его площадь составляет 10,5 га), но нет своего жилого дома. У него есть квартира (ее средняя площадь — 80 кв. м), но нет личного автомобиля. Больше всего участков — 165 — задекларировал бывший подмосковный министр потребительского рынка и услуг Вячеслав Фомичев, однако он не вошел в пятерку депутатов — лидеров по площади участков. В этом списке впереди парламентарии-единороссы. Возглавляет его бизнесмен и депутат Госдумы прошлого созыва Сергей Веремеенко с 19,1 кв. км земли в нескольких регионах. На втором месте по площади участков — 37-летний Николай Гончаров, совладелец нескольких аграрных предприятий в Ростовской области. Там же находятся и его участки земли общей площадью 18,5 кв. км. На третьем — Петр Толстой, который в прошлом созыве был вице-спикером Госдумы. Потомок великого писателя задекларировал 246 га земли в Волгоградской области и Подмосковье.



Средний доход нового депутата в 2020 году составил 61,5 млн руб., средняя сумма на банковском счете — 100 млн руб. Это заметно больше, чем у среднего депутата прошлого созыва, чей средний доход и сумма на счете составляли 23,5 млн и 69,2 млн руб.





Если же говорить о медианном депутатском доходе (значение, которое делит все сообщество на две равные части — ровно половина депутатов получили больше него, вторая половина — меньше), то он значительно ниже среднего — 5,9 млн руб. Медианный остаток на банковском счете — 1,4 млн руб.

Сейчас в составе Госдумы увеличилось количество политически статусных фигур с большим опытом работы в исполнительной власти — экс-министры федерального уровня, опытные бывшие губернаторы, отмечает политолог Александр Пожалов. Это повлекло за собой и структурные изменения в Госдуме — расширение числа руководящих должностей в палате, ее комитетах, в том числе выросло и число самих комитетов.


В новой Госдуме выросло число лоббистов от ряда отраслей, в том числе вернулись некоторые из них, работавшие в парламенте в конце 2000-х, напомнил Пожалов. По его словам, в Госдуме произошло укрепление алкогольного, табачного, фармацевтического, ретейлового, банковского лобби, сферы ЖКХ, сохранилось высокое представительство депутатов, связанных со строительной, аграрной и пищевой промышленностью.

Мэры, артисты, журналисты

Во всех восьми созывах успели поработать четверо из нынешних депутатов. Двое из них — главы партий, это бессменные лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.

В столице Карелии отменили прямые выборы мэра. Теперь глава Петрозаводска будет назначаться городским советом. Такое решение приняли депутаты заксобрания. Они, кроме того, отменили прямые выборы и в Костомукше. И тут, и там возглавлять муниципалитеты теперь будут сити-менеджеры, которых определит конкурсная комиссия. "Низкая явка на выборы показывает, что наши избиратели разочарованы. Если на выборы граждане не идут, значит, они не считают их важными", - сказал заместитель председателя заксобрания Карелии Александр Селянин.

Утвержден новый порядок избрания мэров и в Краснодарском крае. Теперь глава местной администрации будет выбираться по следующей схеме: сначала конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской Думы и представителей краевой администрации, отбирает из всех претендентов несколько кандидатов, а затем городская Дума выбирает из них главу. Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом будет находиться в руках главы, а председатель Думы будет возглавлять, как и ранее, представительный орган. Новая модель начнет применяться по истечении срока полномочий действующих глав муниципальных образований. В сентябре истекают полномочия одиннадцати из них.

В Свердловской области региональное законодательное собрание ликвидировало должность "глава Екатеринбурга", которую занимает председатель городской Думы Евгений Ройзман. Но губернатор области Евгений Куйвашев наложил вето на это решение, усмотрев в нем "ущемление прав жителей Екатеринбурга", избравших Ройзмана мэром.

От прямого голосования в свое время отказались Самара, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Барнаул, Мурманск, Тюмень, Уфа, Пермь, Благовещенск, Тверь, Челябинск. Почти половина из 106 крупных городов страны. В Хакасии местные законодатели вообще вычеркнули из городских уставов слово "мэр"; руководитель муниципального образования там стал именоваться сообразно русскому языку "главой города".

Сегодня в большинстве городов действует система так называемых дуумвиратов: гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Лояльный региональному руководителю менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Многие политики уверены, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна. Она, мол, помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится представительской фигурой.

За последние пять лет число административных центров, управляемых сити-менеджерами, возросло более чем в три раза. Институт сити-менеджеров введен в 44 региональных столицах и почти в 5 тысячах муниципальных образований. Новосибирск - вот едва ли не последний бастион независимости градоначальников от административной вертикали. Мэр этого города Анатолий Локоть был избран прямым голосованием. Он считает институт сити-менеджеров неэффективной моделью муниципального управления.

Мэры, пришедшие к власти в городе по итогам прямых выборов граждан, бывают излишне самостоятельны, строптивы. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.

Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону, их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, "имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде".


Конечно, по Конституции органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. И отстранение мэра от должности решением городского собрания в чем-то аналогично снятию губернатора с поста президентским указом и в каком-то смысле является распространением исполнительной вертикали на муниципальную власть. Но представьте, что вы рядовой обыватель. И тогда вы, возможно, скажете: "Мне все равно, какая власть - муниципальная или государственная - будет обеспечивать меня водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Я территорию своего обитания на государство и муниципалитет не делю".

Реформа местного самоуправления - процесс сложный. Результаты появятся только тогда, когда расширение полномочий местной власти будет подкрепляться финансово. Да, муниципальным образованиям дается право собирать налоги, на собственные средства содержать полицию, школы, больницы. Но без внесения соответствующих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы муниципалитеты этих денег не увидят. Приобретя не обеспеченные местной казной большие полномочия и соразмерную им ответственность, мэры стали еще более уязвимы для критики со всех сторон. Проводить ли прямые выборы - это местные власти сегодня решают по своему усмотрению. Но пока муниципальная казна бедна, населению будет все равно, избран городской глава или назначен. Как сказал заместитель председателя заксобрания Карелии Александр Селянин, комментируя отмену прямых выборов мэра Петрозаводска: "В условиях скудного финансирования сити-менеджер более грамотно распорядится имеющимися средствами". Грамотно или нет - с этим можно еще поспорить. А насчет скудного финансирования возразить нечего.

Во вторник пройдет первое заседание Думы VIII созыва. РБК проанализировал, как изменился состав нижней палаты, составил портрет среднего депутата, а также выяснил, сколько в новой Думе миллиардеров, спортсменов и генералов


12 октября Госдума VIII созыва в первый раз соберется на пленарное заседание. В результате сентябрьских выборов в нижнюю палату Федерального собрания, теперь пятипартийную, попали медики, журналисты, спортсмены, артисты, бывшие министры и губернаторы. Состав Госдумы сменился почти наполовину: 218 — новички, 230 были депутатами VII созыва. Изучив биографии новичков и старожилов Госдумы, РБК составил портрет среднего депутата.

Как считали

РБК проанализировал декларации о доходах и имуществе, предоставленные кандидатами в Госдуму, их официальные биографии и данные о бизнесе. Помимо данных из деклараций учитывалась опубликованная ЦИК и региональными избиркомами информация о случаях недостоверности предоставленных кандидатами сведений.

Безземельные и безлошадные

По роду деятельности средний депутат (если учитывать только новичков, у остальных род деятельности — депутат) — скорее бывший чиновник или представитель региональных властей. Женщин в нижней палате стало немного больше, чем в прошлом созыве, — на шесть человек.

У 135 депутатов есть кандидатская степень, у 45 — докторская (шестеро из них — обладатели разных степеней по нескольким наукам). Больше всего степеней у парламентариев в сфере экономических наук, на втором и третьем местах — диссертации в сферах юридических и технических наук. Самый популярный среди народных избранников вуз — РАНХиГС и ее подразделения (окончили 72 депутата), правда, часто в академии получали второе высшее образование; также среди парламентариев много выпускников МГУ им. Ломоносова (29), на третьем месте — МГЮА (10).



У среднего парламентария есть земельный участок (его площадь составляет 10,5 га), но нет своего жилого дома. У него есть квартира (ее средняя площадь — 80 кв. м), но нет личного автомобиля. Больше всего участков — 165 — задекларировал бывший подмосковный министр потребительского рынка и услуг Вячеслав Фомичев, однако он не вошел в пятерку депутатов — лидеров по площади участков. В этом списке впереди парламентарии-единороссы. Возглавляет его бизнесмен и депутат Госдумы прошлого созыва Сергей Веремеенко с 19,1 кв. км земли в нескольких регионах. На втором месте по площади участков — 37-летний Николай Гончаров, совладелец нескольких аграрных предприятий в Ростовской области. Там же находятся и его участки земли общей площадью 18,5 кв. км. На третьем — Петр Толстой, который в прошлом созыве был вице-спикером Госдумы. Потомок великого писателя задекларировал 246 га земли в Волгоградской области и Подмосковье.



Средний доход нового депутата в 2020 году составил 61,5 млн руб., средняя сумма на банковском счете — 100 млн руб. Это заметно больше, чем у среднего депутата прошлого созыва, чей средний доход и сумма на счете составляли 23,5 млн и 69,2 млн руб.





Если же говорить о медианном депутатском доходе (значение, которое делит все сообщество на две равные части — ровно половина депутатов получили больше него, вторая половина — меньше), то он значительно ниже среднего — 5,9 млн руб. Медианный остаток на банковском счете — 1,4 млн руб.

Сейчас в составе Госдумы увеличилось количество политически статусных фигур с большим опытом работы в исполнительной власти — экс-министры федерального уровня, опытные бывшие губернаторы, отмечает политолог Александр Пожалов. Это повлекло за собой и структурные изменения в Госдуме — расширение числа руководящих должностей в палате, ее комитетах, в том числе выросло и число самих комитетов.


В новой Госдуме выросло число лоббистов от ряда отраслей, в том числе вернулись некоторые из них, работавшие в парламенте в конце 2000-х, напомнил Пожалов. По его словам, в Госдуме произошло укрепление алкогольного, табачного, фармацевтического, ретейлового, банковского лобби, сферы ЖКХ, сохранилось высокое представительство депутатов, связанных со строительной, аграрной и пищевой промышленностью.

Мэры, артисты, журналисты

Во всех восьми созывах успели поработать четверо из нынешних депутатов. Двое из них — главы партий, это бессменные лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.

Читайте также: