Кто вправе принимать решение о выдаче лица для уголовного преследования с территории рф

Обновлено: 30.06.2024

Международным правом предусмотрены три вида выдачи лиц другому государству: для уголовного преследования; для исполнения приговора; выдача лица на время.

Порядок выдачи в соответствии с международными договорами определен в гл. 54 УПК РФ. В ней установлено, что экстрадиция возможна только: 1) в связи с совершением преступлений, предусмотренных законодательством обоих государств, т. е. России и государства, в которое направлен запрос; 2) если за совершение этих преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года (в случаях, когда речь идет о выдаче для уголовного преследования) либо когда лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в случаях выдачи для исполнения приговора).

Выдача в Россию осуществляется в отношении граждан России или граждан третьих государств, так как государства не производят выдачу собственных граждан.

Материалы для обоснования запроса предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ, которая, сочтя их убедительными, направляет запрос в другую страну с приложением заверенной копии: 1) постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (при запросе о выдаче для уголовного преследования); 2) вступившего в законную силу приговора и справки о неотбытом сроке наказания (при запросе для исполнения приговора).

Запрос о выдаче согласно ч. 4 ст. 460 УПК РФ должен содержать: наименование и адрес запрашивающего органа; данные о лице, в отношении которого направлен запрос о выдаче, а также по возможности описание внешности, фотографию, другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию содеянного с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за совершенное деяние, и указанием санкций (в связи с этим необходимо указать и собранные доказательства, подтверждающие виновность лица); копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого (если это запрос о выдаче лица для уголовного преследования).

Общее правило, установленное в международном праве и воспроизведенное в ч. 1 ст. 461 УПК РФ, гласит, что лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Запрос о согласии оформляется в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 460 УПК РФ.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 461 УПК РФ согласия иностранного государства не требуется, если: 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончанияуголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по законному основанию не покинуло территорию России; 2) выданное лицо покинуло территорию России, но затем добровольно возвратилось в Россию.

Запрос о выдаче не должен использоваться для привлечения лица к уголовной ответственности за преступления, совершенные им до выдачи и не указанные в запросе о выдаче.

Но если лицо совершило преступление после его выдачи, то требования ч. 1 ст. 461 УПК РФ на него не распространяются.

На основе принципа взаимности выдача иностранных граждан и лиц без гражданства производится в страны, с которыми Россия заключила соответствующие договоры. Гражданин Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Выдача из России может быть произведена в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 462 УПК РФ. Они аналогичны указанным выше случаям, закрепленным в ч. 2 ст. 460 УПК РФ. Кроме того, на основе принципа взаимности иностранное государство, направившее запрос о выдаче, должно гарантировать, что выдаваемое лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания может свободно покинуть территорию данного государства, а также что данное лицо не будет выслано, передано третьему государству без согласия России.

Лицо, в отношении которого принято указанное решение, письменно уведомляется об этом. Оно вправе обжаловать его согласно ч. 1 ст. 463 УПК РФ в суд субъекта РФ. Решение о выдаче вступает в силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято, но если оно обжаловано в суд, товыдача не производится вплоть до вступления в силу судебного решения по данному вопросу. О поступившей жалобе суд немедленно уведомляет прокурора, который в течение 10 суток направляет в суд материалы о законности и обоснованности решения о выдаче. Суд в составе трех судей в течение месяца со дня получения жалобы рассматривает ее в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле. Суд только проверяет соответствие решения о выдаче международным договорам и законодательству России и не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу.

По итогам проверки суд принимает одно из следующих решений: 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и о его отмене; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Определение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение семи суток со дня его вынесения.

Согласно ч. 1 ст. 464 УПК РФ выдача лица, указанного в запросе, не допускается, если: 1) данное лицо является гражданином Российской Федерации1; 2) данному лицу предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследования в государстве, из которого поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; 3) в отношении данноголица в России за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; 4) вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию согласно законодательству Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть исполнен; 5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи в соответствии с законодательством и международными договорами России.

Указанные выше обстоятельства носят обязательный (императивный) характер: задача прокуратуры и суда — установить их наличие или отсутствие для решения вопроса о выдаче.

В отличие от них в ч. 2 ст. 464 УПК РФ приведены дополнительные обстоятельства, которые могут препятствовать выдаче лица: 1) деяние, послужившее основанием для запроса, не является по уголовному закону преступлением1; 2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории; 3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Если принято решение отказать в выдаче лица, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

Если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, то его выдача может иметь место только после прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания либо доисполнения приговора.

Но если такая отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию, то запрашиваемое лицо согласно

Однако в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемого государства не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающего государства.

ч. 2 ст. 465 УПК РФ может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные в данном случае Генеральным прокурором РФили его заместителем, например, о немедленном возвращении лица по окончании производства по уголовному делу, о запрете изменять меру пресечения и др.

Если в материалах запроса о выдаче лица имеется решение судебного органа об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу, то согласно ч. 2 ст. 466 УПК РФ это лицо может быть подвергнуто домашнему аресту или заключено под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации.

Если же в материалах запроса о выдаче лица нет судебного решения об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, то прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица согласно ч. 1 ст. 466 УПК РФ решает вопрос об избрании ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ; для избрания меры пресечения в виде ареста или домашнего ареста необходимо обращение в суд.

По просьбе иностранного государства или Российской Федерации при наличии независящих от них обстоятельств дата выдачи может быть перенесена. Но в любом случае лицо на территории России в этой ситуации подлежит освобождению по данному уголовному делу по истечении 30 суток.

При передаче выдаваемого лица, если об этом содержится просьба в запросе, могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем, т. е. предметы, которые, возможно, будут признаны вещественными доказательствами. Эти предметы по запросу передаются и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам невозможна.

Передача указанных предметов может быть временно задержана, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.

По окончании производства по уголовному делу указанные предметы подлежат возврату для обеспечения законных интересов третьих лиц. В данном случае имеются в виду, прежде всего предметы, добытые преступным путем.

Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора

При этом к вопросу о том, какое государство обладает прерогативой осуществлять уголовное преследование в каждом конкретном случае, возможно два принципиально разных подхода. При применении критерия территориальной юрисдикции государство считает себя компетентным осуществлять уголовное преследование только по делам о преступлениях, совершенных на его территории 1 В науке встречается точка зрения, что принцип территориальной юрисдикции исторически сформировался прежде всего в британском общем праве (common law), что связано с идеей суда присяжных. Во-первых, компетенция суда присяжных была ограничена определенной территорией. Во-вторых, в ранние эпохи присяжные были не столько судьями, сколько свидетелями, дававшими оценку тому, что они сами видели (это исключало возможность рассматривать преступления, совершенные не только за рубежом, но и в другом регионе). . При применении критерия персональной юрисдикции государство считает своей исключительной компетенцией уголовное преследование собственных граждан вне зависимости от места совершения ими преступления.

Применение того или иного критерия определения юрисдикции предопределяет принципиально разное отношение государств к проблеме выдачи собственных граждан. Многие страны, в том числе Россия и страны СНГ, руководствуясь персональной юрисдикцией, устанавливают категорический запрет выдачи своих граждан. При совершении гражданами таких государств за рубежом деяний, предусмотренных уголовным законом соответствующих стран, эти государства их не выдают, но сами осуществляют уголовное преследование при наличии к тому оснований, в том числе по запросу иностранного государства об осуществлении уголовного преследования (который в данном случае выступает в качестве повода к возбуждению уголовного дела).

В случае же применения государством критерия территориальной юрисдикции запрет на выдачу собственных граждан не устанавливается. Традиционно таких стран гораздо меньше; в качестве примера можно привести Италию, Испанию и, конечно, Великобританию. В свете новейших тенденций международной правовой помощи категоричность запрета на выдачу собственных граждан несколько размывается и в некоторых странах из первой группы, однако Россия к ним не относится.

С учетом существования двух различных критериев определения юрисдикции, которые при этом могут комбинироваться, и в силу принципа non bis in idem международные соглашения о выдаче обычно содержат нормы об исключении множественности процессов , т.е. дублирования уголовного преследования лица в разных государствах за одно и то же деяние.

Порядок выдачи Российской Федерацией иностранных граждан

Необходимыми условиями исполнения запроса о выдаче лица Российской Федерацией являются:

  • так называемое требование двойной инкриминации . Вменяемое лицу деяние должно быть уголовно наказуемым по законодательству обоих государств - России и запрашивающей стороны;
  • определенный ценз тяжести преступления , установленный с учетом громоздкости и дороговизны процедуры выдачи. Для выдачи для уголовного преследования деяние должно быть наказуемо лишением свободы на срок не менее одного года или более тяжким наказанием, а для исполнения приговора - лицо должно быть осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев;
  • наличие гарантий со стороны иностранного государства в том, что лицо будет преследоваться только за указанное в запросе преступление, по окончании уголовно-процессуальных действий сможет покинуть территорию этого государства и не будет передано третьему государству. Это условие призвано исключить злоупотребления, как и в случае с вызовом свидетелей и других лиц.

Существует две группы оснований к отказу в выдаче, условные и безусловные. К безусловным основаниям, при наличии которых лицо не подлежит выдаче по запросу, относятся:

  1. наличие у лица российского гражданства , а равно статуса беженца в связи с преследованиями на территории запрашивающего государства;
  2. несоблюдение приведенных условий выдачи , включая требование двойной инкриминации. Это означает, что Россия не выдает лиц, уголовное преследование которых в РФ в связи с указанным в запросе деянием не может быть осуществлено . Сюда входят случаи, когда:

  • в России вменяемое лицу деяние не признается преступлением. Опять же, ясно, что полное совпадение текстов уголовного закона РФ и иностранного государства крайне маловероятно. Поэтому здесь имеется в виду общее сходство фактических обстоятельств, образующих состав преступления;
  • в России в отношении этого лица в связи с вменяемым ему деянием уже было осуществлено уголовное преследование - имеется приговор либо постановление о прекращении производства по делу;
  • имеются иные обстоятельства, препятствующие уголовному преследованию лица, например, истек срок давности;

Условными основаниями, при наличии которых в выдаче может быть отказано, являются:

    наличие оснований к осуществлению уголовного преследования лица за указанное в запросе деяние российскими уполномоченными органами:

  • деяние совершено на территории России или против интересов РФ (ст. 11, 12 УК РФ),
  • в РФ в отношении данного лица уже осуществляется уголовное преследование за то же деяние (в случае, если лицо подвергается уголовному преследованию за другое деяние, выдача может быть отсрочена).

Это основание призвано защитить интересы Российской Федерации, а также исключить одновременное преследование лица в двух государствах;

Международными договорами установлены и другие основания к отказу в выдаче. Например, лицо не подлежит выдаче, если с учетом свидетельских показаний, заключения МИД России и других источников имеются основания полагать, что оно будет подвергнуто пыткам и другому жестокому и бесчеловечному обращению. В выдаче на основании Европейской конвенции о выдаче 1957 г. может быть отказано, если выдача запрашивается в целях привлечения лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, а также исходя из соображений гуманности.

Порядок принятия решения о выдаче. Решение об экстрадиции принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Такое решение не устанавливает виновности лица во вменяемом преступлении, но лишь констатирует наличие правовых оснований к выдаче, соблюдение ее условий и отсутствие оснований к отказу в выдаче. Выдаваемое лицо уведомляется о решении и в течение 10 суток с момента такого уведомления вправе самостоятельно или через защитника обжаловать это решение в суд субъекта РФ по месту своего нахождения.

Суд в составе судьи единолично проверяет законность и обоснованность решения о выдаче в открытом судебном заседании с обязательным участием прокурора, выдаваемого лица (если оно не скрылось) и его защитника (если он участвует в деле) в течение месяца со дня поступления жалобы. Постановление по жалобе может быть в течение 10 суток обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Одновременно с принятием решения о выдаче лицу может быть избрана мера пресечения. Порядок ее избрания различается в зависимости от того, приложено ли к запросу решение иностранного органа юстиции о применении такой меры. При его наличии прокурор может подвергнуть лицо заключению под стражу или домашнему аресту без дополнительного решения российского суда. Тем не менее общие нормы УПК РФ о мерах пресечения применимы и в этих случаях: такое заключение возможно лишь на срок до двух месяцев; решение о применении меры пресечения может быть обжаловано; учитываются случаи обязательного участия защитника, переводчика; и т.д.

При отсутствии такого решения в приложении к запросу прокурор может инициировать рассмотрение вопроса о мере пресечения российским судом в общем порядке (ст. 97, 107-109 УПК РФ и др.). Само по себе наличие запроса о выдаче не является основанием к применению мер пресечения, хотя на практике такое толкование нередко встречается. Длительность процедур проверки решения о выдаче, отсутствие оснований к отказу в выдаче, отсутствие трудовой деятельности лица в Российской Федерации также не могут рассматриваться в качестве основания применения мер пресечения. А вот факты уклонения лица от правоохранительных органов запрашивающего государства могут составлять такое основание.

Следует обратить внимание, что рядом международных договоров предусмотрена также возможность применения меры пресечения до получения Российской Федерацией запроса о выдаче - так называемое временное, или предварительное, задержание . Обычно оно возможно на ограниченный срок (не более 30-40 дней) при наличии ходатайства запрашивающего государства.

Порядок исполнения решения о выдаче. По вступлении решения о выдаче лица в законную силу (по истечении сроков на обжалование либо по вынесении судебного акта Верховным Судом РФ) российские правоохранительные органы уведомляют запросившее государство о времени и месте выдачи. Вместе с лицом могут быть переданы вещественные доказательства, добытые преступным путем предметы и т.п. Если иностранное государство не примет выдаваемое лицо в течение 15 суток с назначенного времени, это лицо может быть освобождено из-под стражи, а если в течение 30 суток — оно подлежит освобождению. Данная гарантия призвана исключить ограничение свободы выдаваемого лица на неопределенный срок.

Порядок исполнения решения о выдаче также конкретизируется международными договорами. Так, могут быть предусмотрены условия о возможности переноса даты выдачи, выдачи с условием или с отсрочкой, и др.

Порядок выдачи иностранным государством по запросу Российской Федерации. Запрос об экстрадиции может быть направлен российской стороной лишь при соблюдении требований двойной инкриминации и ценза тяжести преступления, установленного ч. 2 ст. 460 УПК РФ. Иначе говоря, формальные условия направления запроса определяются по российскому праву, тогда как условия его удовлетворения (исполнения) будут определяться уже по праву соответствующего иностранного государства.

Запрос должен включать наименование и адрес запрашивающего органа, сведения о лице, в отношении которого он направлен (ФИО, место нахождения, по возможности описание, фотографию, другие идентификационные данные); сведения о фактических обстоятельствах и правовой квалификации деяния (с приведением текста уголовного закона); процессуальное основание требования о выдаче (постановление о привлечении в качестве обвиняемого и постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу - при выдаче для уголовного преследования, приговор и справка о его неотбытой части - при выдаче для исполнения приговора).

Большинство договоров предусматривает условия выдачи и основания к отказу в ней, схожие с описанными выше. Российская Федерация также может запросить о применении меры пресечения, в том числе временной (предварительной). В этом случае срок содержания под стражей на территории иностранного государства будет засчитываться в общий срок содержания под стражей.

Иммунитет прекращает действие по истечении 44 суток (часть 2 ст. 461 УПК РФ. Как отмечено выше, в некоторых международных договорах предусмотрены иные сроки.) со дня окончания уголовного судопроизводства либо освобождения лица при условии, что оно приобрело реальную возможность покинуть территорию России, если лицо не сделало этого либо в последующем вернулось в РФ.

По понятным причинам основания к отказу в выдаче не урегулированы российским законом, а установлены международными нормами и законом запрашиваемого государства. Однако в силу упомянутой определяющей роли международных норм в вопросах правовой помощи, оказывающих существенное влияние на нормы национального законодательства как России, так и других стран, эти основания во многом похожи на рассмотренные в предыдущем пункте настоящего параграфа.

Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора.

При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.

Запрос о выдаче должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;

2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.

Требования части первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.

Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд

Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.

Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

В результате проверки суд выносит одно из следующих определений:

1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 7 суток со дня его вынесения.

Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;

6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.

В выдаче лица может быть отказано, если:

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения

Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.

Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи.

В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче.

Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи.

При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться.

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

  • 1. Что это такое: определение
  • 2. Виды и их классификация
  • 3. Условия выдачи преступника
    • 3.1. В каких случаях возможна?
    • 3.2. Когда не предусмотрена?
    • 7.1. Где не отправят злоумышленника в Россию?
    • 7.2. В каких государствах не выдадут преступника в США: список

    Что это такое: определение

    Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

    Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:


    • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
    • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
    • причинен ущерб непосредственно стране.

    Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

    Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

    Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

    • смертная казнь;
    • пытки;
    • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

    Виды и их классификация

    Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

    • субъективная;
    • нормативно-правовая;
    • целевая;
    • регулятивная.

    Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:


    • иностранных граждан;
    • граждан РФ;
    • лиц без гражданства;
    • лиц с двойным гражданством.

    Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

    • международных законов;
    • национальных законов;
    • взаимного сотрудничества.

    Цели экстрадиции выражаются в:

    • свершении правосудия;
    • вынесении наказания;
    • отбывании наказания.

    Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

    • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
    • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

    Условия выдачи преступника

    Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

    Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.


    Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

    Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

    В каких случаях возможна?

    Выдача преступника возможна в случаях, если:

    • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
    • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
    • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
    • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
    • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

    Когда не предусмотрена?

    В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:


    • нарушитель – это гражданин РФ;
    • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
    • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
    • наличествуют законные препятствия для выдачи;
    • истек срок давности преступления;
    • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
    • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

    Порядок исполнения

    Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

    Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

    • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
    • избирает меру пресечения;
    • осуществляет экстрадиционную проверку;
    • принимает решение по выдаче;
    • выносит постановление;
    • уведомляет лицо о принятом решении;
    • передает лицо запросившему государству.

    Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

    Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

    Вопрос в российском уголовном праве


    • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
    • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
    • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
    • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

    Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

    Также не выдают своих граждан такие страны, как:

    • Япония.
    • Франция.
    • Беларусь.
    • Украина.
    • Китай.

    А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

    Когда могут отказать?


    Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

    • нарушения при подаче запроса;
    • отсутствие доказательств вины;
    • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
    • срок наказания не превышает 6 месяцев;
    • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
    • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

    В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

    • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
    • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
    • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
    • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

    Государства, в которых нет этого понятия

    Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

    Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

    Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

    Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:


    • Великобритания;
    • Объединенные Арабские Эмираты;
    • Израиль;
    • Королевство Бутан;
    • Соломоновы Острова.

    Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

    • Острова Кука.
    • Остров Ниуэ.
    • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
    • Свободный Кашмир.
    • Республика Косово.
    • Турецкая Республика Северного Кипра.

    Где не отправят злоумышленника в Россию?

    Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

    • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
    • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
    • не признают нарушение преступлением;
    • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

    К таким странам относятся:

    • США;
    • Канада;
    • Япония;
    • Китай;
    • Польша;
    • Швеция;
    • Литва;
    • Латвия;
    • Эстония;
    • Грузия;
    • Австрия;
    • Южная Корея;
    • Беларусь.

    В каких государствах не выдадут преступника в США: список

    Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

    • Россия;
    • Украина;
    • Беларусь;
    • Молдавия;
    • Армения;
    • Казахстан;
    • Узбекистан;
    • Китай;
    • Сирия;
    • Хорватия;
    • Черногория;
    • Босния и Герцеговина;
    • Азербайджан;
    • Грузия;
    • Киргизия;
    • КНДР;
    • Марокко;
    • Сербия;
    • Тунис;
    • Таджикистан.

    Отличие от депортации

    Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

    Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

    Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

    Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

    Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

    Читайте также: