Кто возглавляет систему обеспечения экономической безопасности российской федерации почему президент

Обновлено: 04.07.2024

Совещание с членами Совета безопасности РФ, 25 ноября 2019 года Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост и.о. председателя правительства Дмитрия Медведева. ТАСС подготовил материал об истории, современных полномочиях и структуре Совбеза РФ.

Создание Совбеза, история в начале 1990-х годов

Законодательная подготовка к созданию Совета безопасности в России началась вместе с учреждением поста президента РСФСР в 1991 году. Принятый 24 апреля 1991 года закон "О Президенте РСФСР" предусматривал, что глава республики возглавляет Совет безопасности, "структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР". Конституционный статус новый государственный орган получил 24 мая 1991 года, когда положение о Совбезе было включено в Конституцию РСФСР.

5 марта 1992 года Верховный совет РФ принял закон "О безопасности", которым были определены функции и полномочия Совета безопасности РФ и порядок его формирования. 3 апреля того же года указом президента РФ Бориса Ельцина секретарем Совбеза был назначен Юрий Скоков, а 22 мая он был утвержден в этой должности Верховным советом РФ.

В полном составе Совет безопасности РФ был сформирован 3 июня 1992 года, согласно указу главы государства. Право решающего голоса в СБ РФ получили пять человек: президент РФ (он же - председатель Совбеза), вице-президент РФ, первый заместитель председателя Верховного совета, председатель Совета министров и секретарь Совбеза. При этом четыре постоянных члена входили в состав Совета по должности, а секретарь назначался главой государства (затем его кандидатуру утверждал Верховный совет) и подчинялся непосредственно президенту. Также распоряжением Бориса Ельцина от 3 июня 1992 года была утверждена структура аппарата СБ РФ, который вошел в состав администрации президента.

7 июля 1992 года глава государства подписал указ "О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации". Этот документ по сути предоставлял секретарю СБ РФ Юрию Скокову право координировать работу органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета и превращал Совбез в контрольный институт государственной власти. Согласно указу, руководители федеральных и местных органов власти были обязаны "принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета безопасности РФ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений СБ РФ". В период своей работы в Совете Юрий Скоков решал проблемы урегулирования взаимоотношений РФ с государствами СНГ в сфере внутренних дел, разведки, деятельности спецслужб. Кроме того, он занимался организацией перевозки в Россию ядерных объектов и материалов, которые оставались на территории бывших союзных республик.

В марте 1993 года Юрий Скоков отказался подписать проект указа президента РФ Бориса Ельцина о введении "особого порядка управления страной", который фактически приостанавливал действие конституции и ограничивал полномочия парламента. Вскоре после этого Скоков был снят с должности секретаря Совбеза.

Совет безопасности РФ в 1993-1999 годах

До сентября 1993 года Совет безопасности РФ оставался коллегиальным органом, в состав которого по должности входили представители исполнительной и законодательной власти. После упразднения Конституции РСФCР 1978 года и ликвидации Верховного совета указом Бориса Ельцина от 21 сентября 1993 года формирование персонального состава Совбеза стало исключительной прерогативой президента РФ. Такое положение дел было официально закреплено указом главы государства от 24 декабря 1993 года. В составе Совета безопасности остались три постоянных члена: президент Борис Ельцин, председатель правительства Виктор Черномырдин и новый секретарь Совета Олег Лобов. Под руководством последнего к 1994 году в структуре Совбеза было завершено формирование межведомственных комиссий, задача которых заключалась в разработке решений по отдельным направлениям деятельности.

Летом 1994 года решением Ельцина в состав Совета были включены главы обеих палат российского парламента, 10 января 1995 года они получили статус постоянных членов СБ.

В 1990-х годах в Совете безопасности РФ принимались основные решения по вопросам борьбы с чеченским сепаратизмом. 30 ноября 1994 года Совбез постановил ввести российские войска на территорию Чечни. 31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которыми завершилась Первая чеченская война 1994-1996 годов. С 1995 по 1998 годы секретарь Совета одновременно занимал пост полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике. После Олега Лобова эту должность последовательно занимали Александр Лебедь и Иван Рыбкин.

2 октября 1996 года секретарь Совета безопасности был лишен права назначать работников аппарата Совбеза. Эти полномочия перешли руководителю администрации президента РФ.

В 1998 году прошла реорганизация Совета безопасности. Указом главы государства от 6 марта 1998 года в его состав были включены Совет обороны, действовавший при президенте РФ с 25 июля 1996 года, и Главная военная инспекция при президенте. На Совбез были возложены задачи по подготовке решений главы государства в области военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных сил и др.

Совет безопасности в 2000-е годы

С начала 2000-х годов Совет безопасности РФ работал над подготовкой для главы государства целого ряда стратегических документов. В 2000-2003 годах президентом РФ Владимиром Путиным были утверждены Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ на период до 2020 года, Экологическая доктрина РФ, Основы государственной политики в области развития науки и технологий и др.

Статус, основные задачи

Совет безопасности РФ - конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О безопасности", а также положение о Совете безопасности, утвержденное указом президента РФ Владимира Путина от 6 мая 2011 года.

В компетенцию Совета безопасности РФ входит:

- формирование основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, а также государственной внешней и военной политики, координация деятельности госорганов РФ в этих сферах;

- подготовка проектов законов и федеральных целевых программ в области безопасности;

- прогнозирование и анализ угроз национальной безопасности России, в том числе в области социально-экономической политики, выработка мер по их нейтрализации;

- стратегическое планирование в сфере безопасности, разработка концептуальных и доктринальных документов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ;

- организация научных исследований по вопросам своей компетенции и др.

Совет готовит предложения главе государства:

- по проблемам организации обороны, развития Вооруженных сил, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

- о координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и др.

Руководство и структура

Согласно п. "ж" ст. 83 Конституции РФ, президент "формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации". В состав Совбеза входят председатель, секретарь, постоянные члены (11 человек) и члены совета (18). Решения о назначении должностных лиц в СБ РФ принимает президент России по представлению секретаря Совбеза.

При голосовании в СБ РФ постоянные члены имеют равные права, члены Совета безопасности в принятии решений не участвуют, так как обладают лишь правом совещательного голоса. Решения Совбеза принимаются на заседании постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем.

Заседания СБ РФ как правило проводятся раз в три месяца. В целях обсуждения вопросов текущей политики, председатель Совбеза проводит оперативные совещания с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю.

Помимо главы государства, постоянными членами Совета безопасности РФ являются директор ФСБ Александр Бортников, руководитель Администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и.о. главы МВД Владимир Колокольцев, и.о. главы МИД Сергей Лавров, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и.о. председателя правительства Дмитрий Медведев, директор СВР Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, и.о. министра обороны РФ Сергей Шойгу.

Аппарат

Аппарат Совета безопасности РФ является самостоятельным подразделением администрации президента РФ и имеет статус ее управления. Действует на основании положения, утвержденного указом президента РФ от 6 мая 2011 года. Аппарат обеспечивает деятельность Совета безопасности РФ, его межведомственных комиссий и Научного совета в информационно-аналитической и организационно-технической сферах. В его функции также входит подготовка предложений, проектов документов для заседаний СБ РФ.

Межведомственные комиссии, Научный совет

Основным рабочим органом в структуре Совбеза являются межведомственные комиссии, задача которых состоит в разработке решений по отдельным направлениям деятельности Совета. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. На данный момент, согласно официальному сайту СБ РФ, действует семь комиссий:

- по проблемам Содружества Независимых Государств;

- по военной безопасности;

- по общественной безопасности;

- по безопасности в экономической и социальной сфере;

- по информационной безопасности;

- по экологической безопасности;

- по проблемам стратегического планирования.

В целях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета безопасности РФ при ведомстве образован Научный совет. В его состав входят представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Владимир Путин своим указом переназначил Николая Патрушева секретарем СБ. Эту должность господин Патрушев занимает уже десять лет, что является абсолютным рекордом, мало кто из его предшественников занимал должность более двух-трех лет. Пост секретаря СБ становился и трамплином для карьерного взлета, и местом для плавного ухода из политики.



Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников / купить фото



Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото



Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Михаил Разуваев / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото


Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков

Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Михаил Разуваев / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков

Юрий Скоков

Должность до назначения: государственный советник РСФСР, помощник президента РСФСР по вопросам создания системы Совета безопасности РСФСР

Как попал на должность: Юрий Скоков был важным игроком в ранней команде Бориса Ельцина, отвечая за взаимодействие с директорским корпусом и силовиками. Занимал несколько важных должностей, в том числе вице-премьера в правительстве Ивана Силаева и помощника президента Бориса Ельцина, однако на самом деле главной целью был пост премьер-министра. Замещение должности секретаря СБ стало промежуточным шагом к исполнению задачи. Съезд народных депутатов в декабре 1992 года проголосовал за кандидатуру Юрия Скокова, но премьер-министром стал Виктор Черномырдин.

Почему потерял должность: Юрий Скоков был противником правительства Геннадия Бурбулиса—Егора Гайдара, но не ссорился с Борисом Ельциным. Однако в марте 1993 года выступил против попытки резкого решения конфликта президента и съезда народных депутатов РСФСР, после чего его дни в команде президента были сочтены.



Евгений Шапошников

Должность до назначения: министр обороны СССР, главнокомандующий объединенными вооруженными силами Содружества Независимых Государств (СНГ)

Как попал на должность: сближение Евгения Шапошникова с командой Бориса Ельцина началось в дни августовского путча 1991 года, когда командующий ВВС решительно выступил против ГКЧП. Благодаря этому стал последним министром обороны СССР, на этом посту обеспечил фактический нейтралитет армии в момент подписания Беловежских соглашений. После ухода Юрия Скокова среди его преемников назывались разные политики, но Борис Ельцин сделал выбор в пользу Евгения Шапошникова, публично объявив о том, что доверяет ему.

Почему потерял должность: не нашел общего языка с силовиками из ельцинской команды, что в преддверии решающего столкновения с Верховным советом было неуместно. В сентябре—октябре 1993 года был на стороне Бориса Ельцина.

Олег Лобов

Как попал на должность: входил в команду Бориса Ельцина с начала 70-х годов, с начала 90-х годов был в его ближнем круге. В начале 1993 года стал министром экономики, но тут же превратился в объект критики, под сомнение ставилась его компетентность. Впрочем, также считалось, что Олег Лобов назначен в кабинет министров для президентского контроля за Виктором Черномырдиным. Эту же роль, но в более широком смысле он исполнял и в Совете безопасности.

Почему потерял должность: она понадобилась для торга с Александром Лебедем.

Должность по окончании полномочий: заместитель председателя правительства Российской Федерации.


Павел Кассин / Коммерсантъ

Александр Лебедь

Должность до назначения: депутат Госдумы, кандидат на пост президента России на выборах 1996 года (14,7% голосов, третье место)

Почему потерял должность: у Александра Лебедя и политического руководства страны были довольно существенные разногласия относительно роли секретаря СБ в системе государственной власти. Господин Лебедь, особенно после того как подписал с руководством Ичкерии Новоатагинские и Хасавюртовские соглашения, считал себя самостоятельной политической фигурой, за которую проголосовали миллионы избирателей. В администрации президента были уверены, что секретарь СБ, вне зависимости от своего бэкграунда, член команды, играющий по ее правилам. Судьба Александра Лебедя была решена после того, как он появился на одном митинге с бывшим главой службы безопасности президента Александром Коржаковым (считался одним из самых опасных противников Бориса Ельцина).

Должность по окончании полномочий: лидер Российской народно-республиканской партии, губернатор Красноярского края.

Иван Рыбкин

Должность до назначения: независимый депутат и член комитета Госдумы по международным делам, основатель Социалистической партии России, глава Политического консультативного совета при президенте РФ

Как попал на должность: Иван Рыбкин был почти ортодоксальным коммунистом в начале 90-х, однако потом начал политическую трансформацию и на посту спикера Госдумы был скорее удобен власти, чем левой оппозиции, выдвинувшей его на этот пост. После разгрома на думских выборах 1995 года оказался не у дел, и это стало осенью 1996 года очень кстати для администрации президента.

Почему потерял должность: самым важным моментом работы Ивана Рыбкина на посту секретаря СБ стало назначение его заместителя — Бориса Березовского, а самым важным участком — взаимодействие с руководством Ичкерии. Альянс с Борисом Березовским делал фигуру Ивана Рыбкина уязвимой и несамостоятельной. Он ушел в правительство Виктора Черномырдина за три недели до его отставки.

Должность по окончании полномочий: заместитель председателя правительства России.


Павел Смертин / Коммерсантъ

Андрей Кокошин

Как попал на должность: Андрей Кокошин принимал активное участие в строительстве вооруженных сил постсоветской России, активно работал с ОПК. После его назначения много писалось о том, что впервые должность секретаря СБ занял человек, который действительно будет заниматься вопросами безопасности.

Должность по окончании полномочий: депутат Госдумы РФ.


Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Николай Бордюжа

Как попал на должность: взлет Николая Бордюжи был стремительным: Федеральную пограничную службу, в которой протекала большая часть его постсоветской карьеры, он возглавил за несколько месяцев до того, как занял пост секретаря СБ. Скорость карьерного роста была необычной даже по тем временам, и многие силовики сомневались, что выдвиженец справится. Несмотря на это, в конце 1998 года Николай Бордюжа стал совмещать — что само по себе было беспрецедентно — должности секретаря СБ и главы администрации президента.

Почему потерял должность: стремительный карьерный рост Николая Бордюжи был связан с тем, что он состоял в команде премьер-министра Евгения Примакова. Как только окружение Бориса Ельцина решило сопротивляться наступлению господина Примакова, дни его выдвиженца при должности были сочтены.

Должность по окончании полномочий: председатель Государственного таможенного комитета РФ, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Дании.


Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Владимир Путин

Как попал на должность: в рамках формирования новой политической комбинации, которая должна была обеспечить выборы 1999–2001 годов, окружение Бориса Ельцина нуждалось в человеке, который мог бы укрепить отношения с силовыми структурами. Пост секретаря СБ совмещал с должностью директора ФСБ.

Почему потерял должность: пошел на повышение.

Должность по окончании полномочий: председатель правительства Российской Федерации.


Михаил Разуваев / Коммерсантъ

Сергей Иванов

Должность до назначения: заместитель директора ФСБ России — начальник департамента анализа, прогноза и стратегического планирования

Как попал на должность: входил в ближний круг будущего президента Владимира Путина. Его назначение секретарем СБ стало важным элементом перехода власти в 1999–2000 годах.

Почему потерял должность: пошел на повышение.

Должность по окончании полномочий: министр обороны Российской Федерации.


Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Владимир Рушайло

Почему потерял должность: пост секретаря СБ понадобился для очередного отставника.

Должность по окончании полномочий: исполнительный секретарь СНГ.


Илья Питалев / Коммерсантъ

Игорь Иванов

Как попал на должность: в окружении Владимира Путина был готов свой кандидат на пост главы МИДа — Сергей Лавров. Соответственно, господин Иванов должен был получить новый пост.


Сергей Киселев / Коммерсантъ

Валентин Соболев

Как попал на должность: был заместителем Владимира Путина и в ФСБ, и в СБ. Исполнял обязанности секретаря СБ столько, сколько было необходимо для того, чтобы подобрать кандидатуру.

Должность по окончании полномочий: заместитель секретаря Совета безопасности РФ.


Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

Николай Патрушев

Как попал на должность: Один из важнейших игроков в команде Владимира Путина с конца 90-х годов, стал его преемником в ФСБ, много лет входил в Совет безопасности по должности.

Читайте также: