Кто виновен в смерти иисуса

Обновлено: 30.06.2024

Страстная или Великая пятница – самый скорбный день для православных христиан. Церковь вспоминает последний земной день Иисуса Христа, который был предан Иудой и в мучениях умер распятым на кресте.

Почему распяли Иисуса Христа?

Согласно Евангелиям, в Страстную пятницу Иисуса Христа привели на высший суд в Древней Иудее – Синедрион. Шестью днями ранее Господь воскресил праведного Лазаря. Новость об этом мгновенно разнеслась по Иерусалиму. Иудеи, ожидавшие спасения от римлян-захватчиков, поняли, что явился Мессия, победивший смерть. Но не все уверовали в Бога. После чудесного воскресения между иудеями произошел радикальный раскол. Фарисеи и первосвященники возненавидели Иисуса и решили его убить.

В четверг, на Тайной вечере, Христос и его ученики совершали ветхозаветное празднование Песаха – Пасхи. В этот же вечер Христос предупредил о своей скорой гибели. Он знал, что его предаст один из учеников, а самому Иисусу предстоит принять мученическую смерть на кресте за людские грехи.

Согласно Евангелию, так и случилось. Предал Христа Иуда Искариот. После Тайной вечери под покровом ночи он сам явился к первосвященникам с вопросом, какое вознаграждение они готовы за эту "услугу" заплатить. В Писании говорится, что продал он Учителя за 30 сребреников. "Кого я поцелую, Тот и есть!" – сказал предатель (Мф. 26:47-49; Лк. 22:47-48; Мк. 14:44-45). Сам он сумму не называл, чтобы не продешевить. Именно первосвященники назначили 30 сребреников, желая этим унизить Христа, ведь цена равнялась стоимости раба.

Схватили Иисуса в Гефсиманском саду. Спаситель и его ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн отправились в сад небольшого селения, именуемого Гефсимания, чтобы помолиться Богу-Отцу. Свою молитву Господь завершил словами: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты".

Тут же в саду с фонарями и оружием в руках появились многочисленные стражники во главе с учеником-предателем. Подойдя к Иисусу, он сказал: "Радуйся, Учитель!" – и поцеловал его.

Иисус спросил у воинов, кого они ищут, и услышал ответ – Иисуса Назорея.

"Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы", – отвечал Христос.

Иисуса связали, арестовали и повели на высший суд в Древней Иудее – Синедрион.

В чем обвиняли Иисуса?

Главным обвинением было то, что он называл себя Сыном Божьим. Первосвященники требовали его казни за "богохульство". Но только их слов было не достаточно. Вердикт предстояло вынести представителю римской администрации. В это время правителем провинции Иудея был Понтий Пилат.

"Я не нахожу никакой вины в этом человеке", – сказал Пилат.

Он даже решил спасти Иисуса через обычай отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи (Песаха). Но иудейские священнослужители не могли допустить спасения Христа. Они стали подстрекать толпу спасти разбойника и преступника Варавву.

Почему Понтий Пилат не освободил Иисуса?

Он опасался разъяренной толпы. Судья оправдал Варавву, а Иисуса приговорил к казни через распятие на кресте. Такая смерть считалась позорной. Затем Понтий Пилат умыл руки водой в знак того, что к происходящему не причастен.

Солдаты насмехались над Иисусом, предлагали спасти самого себя, если он действительно Царь Иудейский. Иисуса сначала бичевали, а затем в красной власянице и терновом венце заставили нести крест на гору Голгофу – Лобное место, где Он был вскоре распят.

"Отче! Прости им, ибо не знают, что делают", – говорил Христос о своих мучителях.

После того, как Иисуса приговорили к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам, сказав: "Согрешил я, предав кровь невинную". Они же сказали ему: "Что нам до того?". "И, бросив серебреники в храме, он вышел, пошёл и удавился" (Мф 27:5).

Тьма окутала город.

Когда пришли на лобное место, Иисусу предложили испить вина, чтобы притупить чувство боли. Но Иисус его не принял.

Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом. Обычно распятые мучились на кресте несколько дней, Иисус же умер к вечеру пятницы.

Вдруг солнце скрылось за тучами. Тьма окутала город и сотряслась земля, а в храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря. Так Иисус принял мученическую смерть и принес себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества.

По преданию, тело Иисуса было снято с креста вечером в пятницу с разрешения римского правителя Понтия Пилата. Ученики Христа, Иосиф Аримафейский и Никодим, в сопровождении Божией Матери и жен-мироносиц несли на руках умершего на кресте Спасителя. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера. В нее, по иудейскому обычаю, положили тело Иисуса. К двери гроба привалили большой камень.

Иуда Искариот После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: "Согрешил я, предав кровь невинную". Они же сказали ему: "Что нам до того?"

Как проходит служба в этот день и почему нет причастия?

Самый скорбный день принято проводить в молитве, рекомендуется побывать на службе в храме. Но в этом году в связи с пандемией коронавируса богослужения рекомендовано смотреть онлайн.

В день страданий и крестной смерти Спасителя не совершается литургия, ведь причащение считается радостным событием для христиан. В Страстную пятницу проходит служба Царские часы. Это богослужение необычное, оно совершается только раз в году.

Обычно в 14-15 часов в центр храма выносится плащаница – вышитая на ткани или изготовленная печатным способом икона, основной сюжет которой – положение во гроб Иисуса Христа. Спасителя, по древнееврейскому обычаю, перед тем как положить в гробницу, омыли ароматными маслами и обернули погребальной тканью – плащаницей.

После этого читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем прихожане храма прикладываются к плащанице.

Плащаница остается на том же месте до вечера Великой субботы.

Что нельзя есть в Великую пятницу?
Страстная пятница – самый строгий день Великого поста. До захода солнца верующие ничего не едят либо придерживаются сухоядения. Фрукты, овощи, хлеб, вода – разрешены. Рыба, мясо, масло, молоко, яйца, алкоголь – под запретом.

Чего нельзя делать в Страстную пятницу?

В Страстную пятницу запрещено злиться, ругаться. Запрещено петь песни, танцевать и веселиться. В этот день не рекомендуется делать работу в саду и огороде. Считается, что тогда не будет урожая.

Если вы не можете отложить работу, то священнослужители рекомендуют выполнять ее с мыслью о распятии и страданиях Иисуса Христа на кресте.

Единственное исключение в работе – можно печь пасхи и красить яйца. Но делать это можно лишь натощак и после молитвы Отче наш.

0

Когда угроза реальной смерти нависла над совершенно невинным Иисусом Христом, Пилат хотел воспрепятствовать этому злодейству. Повинуясь голосу совести и внутреннего беспокойства, прокуратор придумывал способы отпустить Невинного. И возможность, казалось бы, была. Был обычай на праздник отпускать приговоренного к смерти, чтобы милосердием, отказа от пролития крови почить Бога.

Римское право это вам не египетские пирамиды. Те замерли в песках, и интересны только туристам и ученым. А Римское право живет доныне, поскольку на его базе сформирована вся современная юриспруденция. Принципы неотвратимости наказания, адекватности кары преступлению, необходимости доказательства для вины, адвокатура и многое другое, было рождено римлянами, исходя из естественного нравственного закона, о котором в послании к Римлянам говорит апостол Павел. Эта система мышления и юридической практики вынашивалась и рождалась столетиями, и была так точно скроена и так крепко сшита, что действительно живет до сих пор. Человек, усвоивший эту систему, по праву считает себя цивилизованным. Для него естественно ждать и от других народов, что те познают лучшее и смирятся под крепкую руку Римского права на основании свободного выбора. С евреями же все произошло с точностью до наоборот. Они любили свое и презирали чужой, в независимости от качества. Их поведение было непредсказуемо.

Пилат презирал этот народ, которым правил по воле Императора. Презирал, но и боялся. Боялся религиозной фанатичности, бытовой упертости, непонятного культа, боялся так, как любой человек боится того, чего не понимает. Кроме того, после Вавилонского пленения евреи стали всемирным народом. От Инда до Пиренеев их можно было найти всюду. Множество их было и в Риме, даже близ венценосных особ. Пилат боялся их влияния и жил, стиснутый страхом и ненавистью.

Нет славы в преступлении, и нет чести в убийстве невинного.

Ужасна и непонятна эта абсурдная кровожадность. Двойное преступление совершается на наших глазах: Праведник осуждается на смерть даже ценою помилования явного убийцы. Эти два греха подобны сросшимся сиамским близнецам: осудить невиновного и оправдать преступника. Если делается одно, то с неумолимостью происходит и другое. Но обратим внимание на одну заметную черту современности – благоговение перед злодеями. Оставим на время разговоры о том, кто виновен в смерти Праведника. Давайте подумаем о том, не причастны ли и мы к тому настроению ума, при котором убийца вызывает у народа теплейшие чувства сострадания, вопреки другим, не менее значимым нравственным требованиям.

Не убийцы ли – наши киногерои и народные любимцы? Не злодеев ли романтизирует массовое искусство, и не перед киношными ли преступниками преклоняются толпы простых людей? Сериал про Мишку Япончика, киноверсию о Соньке Золотой Ручке, фильм о Бони и Клайде, трогательную историю о Леоне-киллере, и целые саги о Капоне, Корлеоне и душещипательные исследования о Джеке-Потрошителе предлагает нам киноиндустрия. Менты с бандитами который год гоняются друг за другом, как Том и Джерри, на таких скоростях, что не разобрать, кто мент, а кто бандит. О ком еще снимать? О ком писать? О ком говорить? Ну, как же! О злодеях, о людоедах, о серийных убийцах, о томном взгляде человека с автоматом, о снимателях скальпов, которым в детстве не додали любви, и только о них. Общество смотрит, то есть активно потребляет, это творческое варево разного художественного достоинства, но одинаковой идейной наполненности, с нескрываемым удовольствием.

Это есть своеобразное продолжение избрания Варравы и распятия Иисуса, разыгрывающееся на уровне чувства и мысли при помощи изобретения братьев Люмьер. И не говорите мне, что смотрят то, что предлагают. Не правда это. Смотрят только то, что любят, с чем внутренне согласны. Остальное – мелочи.

Кому по-настоящему интересен Христос? Жалкому проценту населения.

Кому интересен современный Варавва? Огромным массам средних людей.

Ах, как же он дошел, бедненький, до кандалов и смертного приговора? Кто сбил его с пути в раннем детстве или юности? Несправедливое ли общество или родители виновны больше? Какие муки испытало его сердце после первого кровопролития? Где найти психолога с адвокатом для исцеления его исстрадавшегося сердца? Не напишет ли он, часом, книгу о своей захватывающей жизни? И не снимет ли известный режиссер кино по этой книге?

Так кого же отправлять на Крест, господа? Варавву или Иисуса, называемого Христом?

- А что же сделать Этому Идеалисту и поборнику высоких истин, которые на хлеб не намажешь?

- Да пропят будет!

- Да распят будет!

Именно этот тайный крик не замолкает на огромных пространствах истории.

Так кто же, все-таки, виновен, господа, в смерти Невинного Сына Божия?


Миллионы людей по всему миру верят в Иисуса Христа, в его смерть на кресте и чудесное воскресение, которое является исключительно моментом веры. Однако ученые давно пришли к выводу, что Иисус - личность историческая. Это доказывают древние римские и иудейские источники.

Сомнения в смерти Иисуса на кресте не новы

Одним из основных источников, свидетельствующих о существовании Христа, является Новый Завет, который содержит четыре канонических Евангелия. Именно в них мы находим историю о казни Иисуса через распятие на деревянном кресте, смерть и погребение. Большинство ученых считают, что распятие и смерть Иисуса случились около 30-го года нашей эры. Но есть исследователи, полагающие, что распятый пережил свою казнь и его сердце продолжило биться.

Эта теория основана на толковании Евангелия от Иоанна, некоторых исторических свидетельствах и показаниях современной медицины, которая утверждает о скоплении жидкости вокруг легких Иисуса - плеврального выпота. Вследствие укола копьем жидкость вылилась. Это такой же неоспоримый факт, как и тот, что распятый провел на кресте очень мало времени, поскольку его сняли и тем самым спасли ему жизнь.

Скорее всего, после солдатского укола копьем Иисус потерял сознание и пребывал в таком состоянии в момент снятия его с креста. Именно это могло убедить солдат в наступившей смерти. Снявшие тело похоронили его в пещере, где и случилось воскресение. Иисус очнулся, вышел из пещеры и предстал перед последователями, которые в этот момент молились вокруг пещеры, живым. Об этом знал только ограниченный круг лиц, так как новость была ошеломительной и выживший мог подвергнуться серьезной опасности. Новость превратилась в тайну.


Отрицание смерти

Конечно, версия воскресения не новая. Факт смерти Иисуса отрицается с того момента, как это произошло, свидетельствуют источники. Понятие "мнимая смерть" уже существовало в те далекие времена, только трактовалось несколько иначе - дуализм тела и души. Примерно с 19-го века ученые стали обращать внимание на то, что записанное в Новом Завете верование может быть ложным. Однако крупные ученые в этой области такую версию не рассматривают. Это касается как историков, так и теологов разных стран. Большинство все-таки придерживаются мнения, что Иисус погиб на кресте.

Жизнь после смерти

Итак, случился геморрагический выпот плевры, когда легкие расширяются при дыхании и туда попадает кровь. Но мы помним, что солдат воткнул копье между ребер Иисуса. Это был спасительный жест, о котором солдат не мог знать. Из раны начала течь кровь, наполнившая легочную полость. Именно это может быть явным свидетельством жизни распятого.

Конечно, после того как тело вернулось к жизни, Иисус не мог вернуться в общество в своем обычном виде, поэтому принял решение превратиться в странствующего проповедника. Кстати, этот момент также вызывает споры ученых, но существуют неопровержимые доказательства того, что воскресший начал учить последователей. Встречается даже фраза: "Запишите все, чему я учу вас!". Это ли не явное свидетельство дальнейшей жизни бывшего распятого на кресте.

Что знал об Иисусе Христе апостол Павел?

Однако ученые не останавливаются на изучении вопроса о "ложной смерти" и ищут ответ на вопрос о том, как же все-таки в канонических текстах утвердилась версия смерти Иисуса на кресте и его последующего воскресения. Считается, что основную роль сыграл в этом апостол Павел, который изначально носил имя Саул. Его не было в числе первых 12 последователей. Есть информация, что он даже преследовал и подвергал гонениям первых учеников Христа. Скорее всего в 32 году нашей эры Саул следовал в Дамаск с твердым намерением участвовать в задержаниях первых христиан. Но в какой-то момент к нему явился сам Иисус. Саул уверовал, принял христианство и стал называть себя апостолом Павлом.

Естественно, Павел не мог узнать о случае воскресения от первых последователей, так как это держалось в тайне. Может быть, у него было видение и узнал о воскрешении апостол именно оттуда, так как правдивыми фактами из жизни Иисуса Павел не интересовался совсем, считают специалисты. После крещения Павел сконцентрировался исключительно на теологии смерти и воскресении Иисуса. Это был и есть настоящий вызов вере, вопрос, на который, вероятно, никогда не будет найден ответ.


Плюрализм раннего христианства

Ученые в публикуемых трудах обращают внимание читателей на разногласия, которые существовали между последователями Иисуса Христа под начальством апостолов Петра и Павла. Бытует версия, что последователи Петра все-таки знали о воскресении Христа после казни. Последователи Петра упоминали в своих речах Иисуса как мессию иудеев, ученики же Павла несли в массы веру в сына Божьего, который был распят, а затем воскрес.

Неизвестно, как глубоки были конфликты между двумя группами. Но, судя по всему, обе версии имели место и воспринимались народом с одинаковым вниманием. Развитие христианской веры на ранних этапах отличается многообразием форм, единой формулы нет ни у Павла, ни у Петра и их последователей. Поэтому Новый Завет нужно воспринимать как источник текстов с большим разнообразием.

Теология Павла

Но вернемся к Павлу. Как же так получилось, что его версия оказалась популярнее и долговечнее других версий? Начнем с того, что на протяжении нескольких веков апостол Павел и его тезисы частично забылись и вновь были открыты через столетия отцом церкви Августином. Именно он возродил учение Павла. Несколько веков оно было очень популярно, особенно в западной церкви.

Новый толчок теологии Павла дала Реформация. Тут стоит сказать, что теология Павла не была первой, немного выше оказались учения от Матфея и от Иоанна. И если Павел с его "теологией креста" и "теологией воскресения" приобрел значимость, то лишь потому, что Иисус Христос бы распят на кресте, а Павел не мог и не хотел пропустить этот факт.

Свидетели воскресения

Ученые в своих исследованиях опирались по большей части на Евангелие от Иоанна, в котором есть информация об очевидце погребения и воскресения тела Господня. Все детали описываются удивительно точно, приводятся мельчайшие подробности того времени. Иисуса не единожды видели живым после захоронения. Эта информация несколько раз встречается в Евангелиях. Кроме того, встречается и такая фраза: "Почему бы вам не пообедать со мной?". Очень похоже на намеки о вполне реальной дальнейшей жизни ранее распятого и проколотого копьем.


Богословие провидца Павла

В завершение нужно сказать вот что: да, христианство апостола Павла является очень авторитетным для того времени, но, к сожалению, оно не имеет никакого отношения к исторической личности Иисуса. У Павла случилось три видения, так как он был провидцем. Возможно, традиция причастия, которую христианство имеет и по сей день, восходит не к Иисусу, а к видениям Павла. Все мы знаем, что "причастие - это тело мое, моя кровь." Но ведь это невозможно, потому что человек не может пить кровь и вкушать плоть, особенно во времена классического иудаизма.

Некоторые ученые в этом вопросе ссылаются на место рождения и первые годы жизни Павла. Ведь он пришел из Тарса, где был жив культ Митры. Как мы помним, это бой быка с человеком, и победа над быком состояла в том числе и в трапезе с кровью и плотью быка. Это могло сильно повлиять на возникновение причастия христианского.

По мнению ученых, христианство в той форме, в которой мы знаем его сейчас, развилось все-таки благодаря теологии Павла, а не историческому существованию Иисуса Христа.

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лук.24:25-27).

Необходимость смерти Христа

1.Грех человека и спасение

Бог создал мир прекрасным, полным согласия и красоты. Этот совершенный мир Бог дал совершенному человеку. Ничто, созданное Богом, не может быть несовершенным. Бог наградил человека разумом и душой и самым драгоценным даром - свободой. Бог предоставил человеку свободу выбора. У Адама была свобода принять или отвергнуть, свобода повиноваться Богу или отвергнуть Его.

Когда Адам был в раю, он был без греха и имел близкое общение с Богом. Перед ним расстилался весь мир. Он должен был владычествовать им по Божьему изволению.

Адам - глава человеческого рода поддался искушению и впал в грех (Быт.

С тех пор человечество прибегает к различным средствам, чтобы вернуть себе положение, потерянное Адамом, но все оказывается напрасным.

Все человечество охвачено исканием. Ищет выхода из состояния смятения, нравственной немощи, гнетущей духовной пустоты. Всем существом человека овладел грех.

Почему же была необходима Голгофа? Почему должен был умереть Христос? Слово Божие говорит о причинах смерти Христа на Голгофе. Во-первых, смерти грешника требовала святость Бога. Мы должны знать, что среди всех свойств Бога, о которых говорит Священное Писание, святость Бога занимает первое место.

Библия повествует об одной весьма непроницаемой и непреодолимой стене, но которая пала, как карточный домик. Силою человеческой? Нет. Силою Божией! Речь идет об Иерихонской стене (Иис.Нав 6). Но грех является более непреодолимой стеной между Богом и грешником. Вот об этой стороне греха мы часто забываем.

Долго, веками висела завеса в храме, закрывавшая путь во святилище и святое святых. Долго стояла стена, воздвигнутая нашими грехами и разделявшая нас, грешников, со святым Богом.

И как мы счастливы, что мы знаем даже момент, — не только век или год, — а даже момент, когда исчезла завеса в храме, а вместе с ней рухнула и стена греха, стоявшая между Богом и нами. Этот великий момент — момент смерти Христа на Голгофском кресте, момент Его последнего вздоха.

С одной стороны, правосудие должно быть удовлетворено, ибо Бог справедлив, но с другой стороны, так как Бог милостив - грешник должен быть оправданным.

Бог в Своем бесконечном милосердии послал нам Сына Своего, Который подвергся тем же искушениям, которым подвергся Адам и все люди. Сатана во всем искушал Иисуса Христа, но Христос полностью восторжествовал над искусителем (Матф.4:1-11).

2. Это было предречено Писанием

Мысль об искупительной жертве Иисуса Христа красной нитью проходит через каждую страницу Библии.

3. Смерть Христа - краеугольный камень христианства

Без учения о заместительной жертве Христа христианство теряет силу и становится в один ряд с другими религиозными учениями (буддизмом, магометанством и др.). Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом. Голгофский крест -это величественный мост, поддерживающий связь между Небом и землей.

4. Как Священное Писание определяет смерть Христа

А) Как выкуп: Матф.20:28; 1 Петр. 1:18; 1 Тим. 2:6; Гал.3:13.

Б) Как умилостивление: Римл.3:25; 1 Иоан.2:2; Евр.2:17; Ис.53:5.

Смерть Христа утверждается как основание, на котором Бог в Своей праведности может простить вину и грех человечества.

Через пролитую Кровь и смерть на кресте святого Агнца, мы примиряемся с Богом. Мы можем рассматривать смерть Христа:

Г) Как замещение: Ис.53:6; 1Петр2:24;3:18; 2Кор5:21

Была ли смерть Христа за всех людей или только за избранных, духовно соединённых со Христом по вере?

То, что смерть Христа есть жертва за всех людей, за всё человечество, ясно из следующих мест Писания:

Жертва Христа, Его смерть, открывает вечную цель Бога, Его желание, чтобы все люди были спасены и чтобы все познали и уверовали в Иисуса Христа. Божественная милость и благодать открыты для всех людей.

С другой стороны, мы не должны и не можем проходить мимо того факта, что цель заместительства Христа, её исполнение, ограничивается искуплением истинной Церкви, как невесты Христа. Только тот, кто искренне принимает Христа через веру, разделит плоды победы Иисуса Христа.

Учение о заместительстве можно кратко изложить так: заместительная жертва Христа достаточна для всех, и её влияние распространяется на всех; но она, т.е. жертва, действительна только для тех, кто верит в Иисуса Христа и кто принимает Его. Христос есть Спаситель всех людей (1 Тим.1:15), но только для верующих Он является действительным Спасителем (1Тим.4:10).

Читайте также: