Кто виновен в гибели титаника

Обновлено: 30.06.2024

Совершенно невероятная, словно из романа взятая смесь разгильдяйства и героизма, самоуверенности и подвига, трусости и верности – таковой предстаёт катастрофа самого большого корабля своего времени, когда углубляешься в её историю. И люди, люди! Которые проявили себя в ней во всей высоте и всей низости своего естества. Как будто само человечество собралось на борту "Титаника" в одной своей, полноценной как океан, капле, чтобы явить строгому Судие и лучшие, и худшие свои качества…

Неуникальная уникальная трагедия

Случай с "Титаником" - не самая трагическая по количеству жертв катастрофа на море. Позднее, во время Первой, а затем и Второй мировой войны противники отправляли на дно и пассажирские корабли, и госпитальные суда, и баржи с беженцами с гораздо большим числом погибших и утонувших.

Например, в ноябре 1941 года фашистский торпедоносец потопил советское госпитальное судно "Армения". И за те 4 минуты, что оно тонуло после попадания торпеды, из 5 тысяч человек спастись удалось только восьмерым. В 1945 году ответ посетил и фашистов: подлодка капитана Маринеско потопила вооружённый круизный лайнер "Вильгельм Густлоф", вместе с которым на дно ушло от 6 до 9 тысяч человек. Да и в мирное время трагедию "Титаника" превзошла катастрофа филиппинского парома "Донья Пас" 20 декабря 1987 года, унёсшая жизни более 4000 человек.

Сравнить с "Титаником", где погибло от 1490 до 1635 пассажиров и членов экипажа…

Но "Титаник" был – первым. Случившееся с ним было шоком.

И прежде всего из-за второго важнейшего обстоятельства: морская катастрофа с ним была немыслимой. Нет, правильно вот так: НЕ-МЫС-ЛИ-МОЙ!

Эти два фактора и сделали гибель его едва ли не самым известным событием в истории флотов всех стран и народов.

В самом деле, рассуждало упоённое победами технической революции человечество, что может произойти с восьмипалубным пароходом водоизмещением более 52 тысяч тонн, с двигателем мощность 55 тысяч лошадиных сил, со скоростью до 23 узлов? И главное - двойное дно и 16 водонепроницаемых отсеков! Из которых могут быть затоплены целых четыре, но судно всё равно будет оставаться на плаву! Нет таких штормов, нет таких ветров, нет таких сил на море, которые могли бы представлять такому кораблю хоть какую-нибудь реальную угрозу!

Как оказалось, нашлись такие силы. Которым удалось затопить шесть из четырёх водонепроницаемых отсеков непотопляемого судна.

Правда, силами этими оказались… люди.

Люди, которые вели судно к трагедии

Первое и главное: из-за убеждения, что с кораблём не может случится ничего действительно опасного, его не снабдили достаточным количеством спасательных шлюпок. При общей вместимости борта в 2400 человек на них могли разместиться менее половины – 1178. Почему так? Да просто всё: иначе сплошная шеренга шлюпок мешала бы пассажирам наслаждаться панорамным видом на море.

Вот вам первый пример самонадеянности владельца судна - компании "Уайт Стар Лайн".

Возможно, снизить число жертв могла бы соответствующая подготовка экипажа и пассажиров к действиям в экстремальной ситуации. Но экипаж сам был неподготовленным, а учения с пассажирами, которые, по иронии судьбы, на 14 апреля были как раз назначены, попросту отменили. Чтобы не портить никому настроение.

Дальше череда ошибок и прямого проявления разгильдяйства командования и экипажа вызывает на ум только старую русскую поговорку: "Разиня растяпе в рот заехал".
Обидели помощника капитана, списали на берег. А он прихватил с собою ключи от сейфа, где хранились бинокли. Соответственно, вперёдсмотрящие слишком поздно увидели вырастающий по курсу айсберг.

Погодные условия сложились такие, что плавучие льды от Лабрадора спустились довольно далеко на юг, выйдя на трансатлантические трассы. Но на сигналы по радио, которыми суда, проходившие близ Большой Ньюфаундлендской банки информировали об аномально большом скоплении айсбергов, на "Титанике" не обращали внимания.

Или же радист, занятый передачей платных телеграмм от пассажиров, не передавал их вахтенным на мостик или капитану. Джек Филлипс, как звали радиста, вообще посоветовал коллеге с парохода "Калифорниэн" заткнуться со своими предупреждениями, ибо у него "связь с мысом Рейс!". Тот пожал плечами, выключил связь и отправился спать. И из-за этого единственный корабль, который мог за пару часов дойти до тонущего "Титаника" и спасти всех, и даже видел запускавшиеся с него ракеты, все сигналы СОС с него благополучно проворонил. К тому же ракеты запускались белые – на гибнущем судне красных, тревожных, не оказалось!

Наконец, сам "Титаник" пёр к своей судьбе на полных оборотах и почти на предельной скорости – 22 с половиною узла. Так ведь капитан Смит торопился! Не то чтобы рекорд поставить, а по заданию владельцев судна показать, как быстро "Титаник" может преодолевать Атлантику. Это мол, не две недели на обычном пароходике по морю чапать, по стенам бегая от скуки. Реклама – двигатель торговли…

Люди, которые ошибались

Вперёдсмотрящий Фредерик Флит увидел айсберг всего в трёх с половиной кабельтовых (650 метрах) по курсу. Срочный сигнал тревоги помог только не врезаться в ледяную гору носом – законы массы и инерции никто не отменял, а вода является крайне плохим тормозящим покрытием. Лайнер задел подводную часть айсберга правым бортом по касательной. Металл не прорезался, как часто говорят, но промялся. Будь борт сварным, быть может, ничего бы последующего и не случилось. Но для постройки корабля было использовано 3 миллиона заклёпок, большинство из которых сделали вручную, и не всегда из качественной стали. Впрочем, технологии сварки кораблей тогда и не знали.

В общем, листы обшивки разошлись, в отсеки пошла вода. И дыры были вроде бы небольшие - площадь пробоины составила около 12 квадратных футов (1,2 м²). Но мощностей для откачки поступающей воды – более 7 тонн в секунду - всё равно заведомо не хватало. Так что после проведённой инспекции главный конструктор корабля Томас Эндрюс объявил, что лайнер обречён. И утонет довольно скоро – через полтора часа.

Здесь нельзя не привести строки из последующих воспоминаний Джека Тэйера, как раз в это время вышедшего на шлюпочную палубу: "Была ясная ночь, полная звёзд. Луны не было, но я никогда не видел, чтобы звёзды светили так ярко. Казалось, они буквально выступают из небосвода. Они сверкали, как бриллианты… Это была ночь, когда человек испытывает радость от того, что он живёт".

Титаник

Командный состав корабля "Титиник". Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress

Вот на этом фоне эта радость и сменилась холодным ужасом смерти для тысяч пассажиров…

Под этим звёздами экипаж и развернул борьбу за спасение тех, кого можно. И хотя сами матросы были информированы, что "жить нам осталось менее получаса", они старательно таили эту истину от пассажиров, чтобы не вызвать паники. Это было главное требование капитана Смита – не вызвать паники!

И, кажется, с этим переборщили. Так как стюарды никому не сообщали, что судно терпит бедствие, на призывы одеться потеплее и выходить на шлюпочную палубу далеко не все пассажиры отвечали готовностью. Кто-то, глядя на их старательно спокойствие, им не верил, кто-то предпочитал пересидеть тревогу в тёплых каютах, кто-то требовал объяснений, а когда не получал их, просто посылал посланцев беды подальше и действовал по собственному разумению. Пассажирам третьего класса вообще не объясняли ничего, так что те, предоставленные самим себе, вообще оценили опасность лишь тогда, когда увидели подступающую воду. Но третий класс был изолирован от верхних палуб чугунными воротами.

И, как многие расценили уже потом, очень фатально ошибались капитан и оба его главных помощника. Капитан Смит вообще утратил связь с действительностью и практически самоустранился от командования спасательной операцией. Его помощники Мёрдок и Лайтоллер по-разному поняли его кивок в ответ на вопрос, не пора ли сажать женщин и детей в шлюпки. Первый решил, что можно допускать мужчин, если оставались места после размещения женщин и детей, второй же доходил до того, что отгонял тех пистолетом, а шлюпки в итоге спускались полупустыми.

Люди, которые ушли с честью

Когда корабль сильно просел носом в воду, дошло и до самых упрямых. Что дело худо. Но часто было уже поздно. Немало матросов и стюардов погибли, пытаясь, но не успев вывести людей наверх. Погибли трюмные механики, до последнего стравливая пар из одних котлов, чтобы они не взорвались под потоками ледяной воды, и до последнего же поддерживая другие, чтобы на корабле оставался свет и тепло.

В один момент всё же началась паника. Люди забегали по палубе в поисках свободных шлюпок или хоть чего-то, похожего на спасательные средства. И вот тут и начало проявляться то, от чего трагедия "Титаника" стала и, видимо, до конца жизни человечества будет оставаться одной из вех в истории. Несмотря на тысячи пережитых и описанных трагедий, начиная от Эдипов и Кориоланов. Ибо в ней сама природа человека – и человечества – себя проявила типически, но одновременно и эпически. Подчас буквально с назидательным эффектом.

Одни прыгали в шлюпки, нимало не заботясь о риске покалечить сидящих в них людей. Другие отталкивали вёслами тех, кто пытался вцепиться в борта, так как боялись перевернуться сами. Какой-то мужчина пробивался в шлюпку, набросив на голову шаль, чтобы казаться женщиной. А другой в последний момент забрасывал на последнее место в шлюпке незнакомую даму, сам оставаясь на верную гибель.

шлюп

15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Выжившие после крушения RMS Titanic подходят к RMS Carpathia. Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress

И на верную гибель оставались матросы, стоявшие у выходов на шлюпочную палубу, чтобы обеспечить пропуск на неё только женщин и детей. И ещё уговаривали паникующих представителей сильного пола оставаться сильными…

Главный кассир "Титаника", русский дворянин, отставной капитан и анненский кавалер Михаил Жадовской отдал зарезервированное ему по должности место в шлюпке пассажирке третьего класса из Франции. Всю кассу и документацию он передал уходившему на шлюпке боцману со словами: "Мне уж за шестьдесят, жить всё равно осталось немного". Вроде как оправдывался…

Кстати, русских и выходцев из Российской империи среди пассажиров "Титаника" было по меньшей мере 52 человека.

Радисты до последнего передавали сигналы СОС и покинули радиорубку только тогда, когда её начало заливать водой. Но одновременно только угрозой оружия удалось заставить покинуть занятую шлюпку группу кочегаров, чтобы усадить туда женщин.

А некоторые женщины отказывались уходить, оставаясь со своими мужьями делить общую долю, как заповедано: и в радости, и в беде. Известно об одной семейной паре, которая спокойно устроилась в шезлонге на верхней палубе, чтобы разделить не только свою жизнь, но и смерть. Быть может, это и есть счастье, пойманное в таких условиях…

Многие сохраняли хладнокровие. Так, группа дам и джентльменов села за ломберный стол и стала играть в карты. Кто-то, устроившись в кресле, читал. Конструктор корабля Томас Эндрюс был замечен спокойно покуривавшим и рассматривающим картину, висевшую над камином. Капитан Эдвард Смит оставался на мостике, уходя на дно вместе со своим кораблём.

А кто-то исполнял более высокий долг, нежели служебный. То, что называется простым словом "подвиг".

Отец Томас Байлс исповедовал и причащал тех, кто остался на корабле, сам дважды отказавшись занять место в шлюпке.

Титаник

Капитан Эдвард Смит остался на мостике и ушёл на дно вместе со своим кораблём. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

И конечно же, бессмертен подвиг судового оркестра. Который во время спасательных действий играл различные мелодии, чтобы люди держались психикой за нечто привычное и не поддавались панике. А во время эвакуации начал исполнять гимн "Ближе, Господь, к Тебе":

Там лестница наверх, к свету ведёт.
Страхи оставлю здесь, вся печаль сойдёт.
С ангелом за руку вверх я взойду к звезде:
Ближе, Господь к Тебе,
Ближе к Тебе.

Через две недели тело руководителя группы из восьми музыкантов Уоллеса Хартли нашли. К нему была привязана скрипка…

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


О страшной гибели шикарного лайнера Титаник в водах Атлантического океана знают все. Сотни обезумевших от страха людей, истошные женские крики и детский плач. Пассажиры 3-го класса погребенные заживо на дне океана - это на нижней палубе и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках - на верхней, престижной палубе парохода. Но лишь избранные знали, что крушение Титаника было запланировано, а гибель сотен женщин и детей стало очередным фактом в циничной политической игре.

10 апреля 1912 года порт Саутгемптон, Англия. Тысячи людей в порту Саутгемптон собрались, чтобы провести лайнер Титаник, на борту которого 2000 счастливчиков, отправлялись в романтическое ]]> морское путешествие ]]> по Атлантике. На пассажирской палубе собрались сливки общества - горный магнат Бенджамин Гуггенхайм, миллионер Джон Астор, актриса Дороти Гибсон. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса 3300 долларов по ценам того времени или 60000 долларов по ценам нынешних дней. Пассажиры 3-го класса заплатили всего по 35 долларов (650 долларов в пересчете на наши деньги), потому и жили на третьей палубе, не имея права подниматься наверх, где разместились миллионеры.

s80306399

Трагедия Титаника до сих пор остается крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Обстоятельства гибели 1500 человек по-прежнему окутаны тайной.

Архивы ВМФ Великобритании подтверждают, что на Титанике шлюпок по какой-то причине было в два раза меньше чем нужно, и капитан еще до столкновения знал - на всех пассажиров мест в них не хватит.

Нижнюю палубу, где находилось 1500 человек было приказано запереть, чтобы пассажиры третьего класса не ворвались наверх, к шлюпкам. Внизу началась паника. Люди видели, как в каюты стала поступать вода, но у капитана был приказ - спасать богатых пассажиров. Приказ - только женщины и дети, прозвучал значительно позже, и по мнению экспертов в этом были, прежде всего, заинтересованы матросы, так как в таком случае гребцами на лодках становились они и у них появлялся шанс на спасение.

Многие пассажиры второго и третьего классов, не дождавшись шлюпок, бросались в спасательных жилетах за борт. В панике мало кто понимал - в ледяной воде выжить практически невозможно.

s47617723

В списке пассажиров третьего класса, которые только недавно стали достоянием общественности значится имя Winni Goutts (Винни Каутс) скромная англичанка с двумя сыновьями. В Нью-Йорке женщину ждал муж, который несколькими месяцами ранее устроился в Америке на работу. Это покажется невероятным, но спустя 88 лет 3 февраля 1990 года исландские рыбаки подобрали на берегу женщину с таким именем. Мокрая, замерзшая в изодранной одежде она плакала и кричала, что является пассажирской Титаника и ее имя Винни Каутс. Женщину отвезли в психиатрическую больницу и долгое время принимали за сумасшедшую, пока кто-то из журналистов не нашел ее имя в рукописных списках пассажиров Титаника. Она подробно описала хронологию событий и ни разу не запуталась. Мистики сразу выдвинули свою версию - ]]> пассажирское судно ]]> попало в так называемую пространственно-временную ловушку.

s54439667

Аномальные события вокруг гибели Титаника долгое время тщательно скрывались. Известно, что официально подтвердить личность Винни Каутс никто так и не смог.

s04001645

Официальная версия катастрофы гласит, что Титаник столкнулся с черным айсбергом, который недавно перевернулся в воде и поэтому на фоне ночного неба был невидим. Никто никогда не задавался вопросом, почему айсберг был черного цвета. Дежурный впередсмотрящий Фредерик Флит за несколько секунд до столкновения видел какую-то огромную темную массу и услышал странный очень громкий скрежет, доносившийся из-под воды не похожий на звук соприкосновения с айсбергом.

Спустя 80 лет российские исследователи впервые спустившись к Титанику, подтвердили, что корпус парохода действительно разрезан. Почему впередсмотрящие ничего не заметили заранее. Это удивительно, но у них не было биноклей, то есть формально они были, в сейфе, но ключ от него таинственным образом исчез. И еще одна странная деталь - Титаник самый совершенный ]]> пароход ]]> начала XX века не был оснащен прожекторами. Такая беспечность выглядит, по меньшей мере, странной, ведь на Титаник весь день приходили телеграммы, предупреждавшие о курсирующих в районе айсбергах.

Во время ]]> морского круиза ]]> капитан Смит постоянно повторял, что рейс на Титанике станет последним в его карьере. Команда воспринимала это буквально, ведь еще месяц назад мужчина был отправлен на пенсию, а накануне отплытия ]]> парохода ]]> моряки внезапно вспомнили и пригласили возглавить ]]> лайнер ]]> .

Взвесив все события и факты, создается впечатление, что катастрофу Титаника готовили специально, но кому было выгодна гибель Титаника и зачем утопили сотни невинных людей. Людям, стоявшим за крупнейшей катастрофой века, было понятно - в столкновение с айсбергом поверят не все. До сих пор нам предлагают множество версий на выбор, кому что понравится.

Например, ради получения страховой выплаты затопили не Титаник, а однотипное пассажирское судно Олимпик, которое эксплуатировалось давно и к 1912 году изрядно обветшало. Но в 1995 году российские ученые опровергли это предположение с помощью телеуправляемых модулей введенных внутрь затонувшего корабля. Было доказано, что на дне Атлантического океана лежит не Олимпик.

Затем в печать была вброшена версия, что Титаник затонул из-за погони за престижной наградой Голубая лента Атлантики. Якобы капитан хотел прибыть в порт Нью-Йорк на день раньше положенного срока, чтобы получить приз. Из-за этого пароход шел в опасном районе на максимальном ходу. Авторы этой версии совершенно упустили из виду, что Титаник просто технически не мог развивать скорость 26 узлов, на которой был поставлен прошлый рекорд.

Говорили и про ошибку рулевого, который неверно понял приказ капитана, и находясь в стрессовой ситуации положил руль не в ту сторону.

Возможно Титаник был поражен торпедой немецкой подводной лодки и эта катастрофа в действительности стала первым эпизодом Первой мировой войны. Многочисленные подводные исследования впоследствии не нашли даже косвенных признаков возможного попадания торпеды, поэтому самой правдоподобной версией гибли Титаника в итоге стал пожар.

s67101490

Миллиардеры правят миром, целью которых безграничная власть. Авария на Чернобыльской АЭС, развал Советского Союза, атака на Башни Близнецы Всемирного торгового центра - звенья одной цепи. Гибель Титаника не первая и не последняя запланированная катастрофа. Но почему мировое правительство решило затопить Титаник. Ответ стоит искать в событиях начала XX века. Именно в эти годы начался резкий рост промышленности - бензиновый двигатель, невероятное развитие авиации, индустриализация, использование электричества во всех отраслях, опыты Николы Теслы и так далее. Мировые финансовые лидеры понимали научно-технический прогресс, вскоре может взорвать мировой порядок на планете Земля. Джон Рокфеллер, Джон Пьерпонт Морган, Карл Майер Ротшильд, Генри Форд, которые и есть мировое правительство, понимали - вслед за бурным ростом промышленности начнут развиваться страны, которым в их мировой концепции отводилась роль лишь сырьевых придатков и тогда начнется передел собственности на планете, и контроль над происходящими в мире процессами будет потерян.

С каждым годом все больше о себе заявляли социалисты, набирали силу профсоюзы, толпы митингующих требовали свободы и независимости. И тогда было решено напомнить человечеству кто в мире хозяин.

В середине 90-х годов российские ученые совершили погружение к Титанику и взяли пробы металла, который затем проанализировали специалисты американского института. Результаты были поистине ошеломляющими - по содержанию серы было установлено, что это был обычный металл. А более позднее исследования показали, что металл не просто был таким как на других судах, он был гораздо худшего качества, а в ледяной воде вообще превращался в очень хрупкий материал. Осенью 1993 года произошло событие поставившее точку в исследовании причин гибели Титаника. На Нью-Йоркской конференции американских специалистов в области судостроения были оглашены результат независимого анализа причин катастрофы. Эксперты заявили, что не понимают, почему для корпуса самого дорого в мире судна была использована сталь такого низкого качества. В холодной воде корпус Титаника треснул при первом же ударе о незначительное препятствие, тогда как качественная сталь при этом лишь деформируется.

Сейчас с уверенностью можно сказать гибель Титаника это была тщательно продуманная пропагандистская акция. Миллионы людей во всем мире были шокированы судьбой заживо погребенных пассажиров третьего класса, они так и остались замурованными в каютах.

В глазах мирового правительства пассажиры третьего класса это мы с вами - Россия, Китай, Украина и Ближний Восток и в декабре 2012 года они готовят нам новую акцию устрашения, но какую именно. Остается только ждать, и уже недолго.


Прогресс технологии одаряет нас
всё более совершенными средствами
для движения вспять


Из всех виновных необходимо выделить второго после капитана главного виновника трагедии. Им, несомненно, является радист Филлипс (и частично его помощник Брайт). Этого человека можно со всеми основаниями назвать полным идиотом. Но только ни такая адекватная оценка его действиям, как и действиям капитана и других его помощников, ни смерть самих виновников трагедии уже не сможет вернуть к жизни сотни погибших (1700 остались без шлюпок, включая капитана).


Абстрагируясь от различных фактов, приведённых в фильме, которые способствовали или прямо вели к трагедии, нужно выделить три момента:

1) наблюдение за движением транспортного средства;

2) связь с внешним миром, в том числе с другими участниками движения;

3) соблюдение безопасности судна и людей на нём со стороны капитана и его помощников.

Это своевременный и чёткий контроль безопасности, включая не только ход движения, но и наличие грозящих опасностей на пути следования, информация о которых должна быть предоставлена немедленно.

Я не включил в данный список другие моменты, которые тоже, безусловно, могли бы предотвратить трагедию. Например, такие:

Во-первых, достаточный контроль качества судна, а конкретно, качества заклёпок обшивки корпуса, а именно – материала для них.

То есть именно плохое качество заклёпок и увеличило скорость затопления судна. Аналогично тому, как если бы строили дом из железобетонных панелей, скрепляя их не предназначенным для этого цементно-бетонным раствором, к тому же предусмотренной для этого марки, а канцелярским клеем. Говоря при этом, что дом неразрушим.

Во-вторых, корабль не затонул бы так быстро, если бы не были перекрыты отсеки.

Закрытие отсеков является одним из способов предотвращения заполнения водой всей полости судна, а, значит, предотвращением его последующего затопления. Но в данном случае такие действия, в противоположность рассчитанному проектом плану спасения корабля, наоборот привели к быстрому заполнению водой носовой части судна. Что привело к разлому корпуса корабля и его более быстрому, чем могло бы быть, затоплению. Если бы отсеки не были перекрыты, то, по выводам авторов расследования в фильме, вода растекалась бы по всему корпусу корабля равномерно, что дало бы дополнительное время для нахождения корабля на плаву.

Третьим примером можно указать действия помощника капитана Мердока, находившегося непосредственно на вахте.

Естественно, Мердок не хотел вообще сталкивать корабль с айсбергом, для чего и было предпринято уклонение. Значит, в этом случае он неверно рассчитал скорость уклонения относительно скорости сближения с препятствием. Этот вывод также отсылает к степени профессиональной подготовленности для адекватного реагирования на ситуацию.

В-четвёртых, элементарное непонимание приказа и ошибочные действия экипажа.

Экстремальность ситуации и исходящее из неё психологическое состояние людей нисколько не снижает ответственности за ошибки экипажа в своих действиях. Наоборот! Как алкогольное опьянение не снижает, а усиливает ответственность за совершение преступления, так и в данной ситуации психологическое состояние не снижает ответственность за ошибочность действий. Потому что именно поэтому и проводятся учения – для отработки слаженности и доведения до автоматизма всех действий. Потому что в экстремальной ситуации и соответствующем ему психологическом состоянии все действия должны совершаться на уровне рефлексов, думать некогда. Именно отношением к ситуации подготовленный человек, то есть профессионал, и отличается от неподготовленного.

Когда же довольный большим заработком Филлипс закончил отсылать свои платные телеграммы, то до столкновения в 23:40 оставалось всего 10 минут.

Но тогда появляется сразу два логичных вывода из такой информации, также иллюстрирующих уровень мышления людей:

Первый – об эффективности ледовых предупреждений.

В чём их смысл и ценность, если за несколько лет можно было не встретиться с айсбергом на пути, не смотря на ледовые предупреждения и движение по ледовым районам? Тем более что можно было пересечься с айсбергом и наоборот в отсутствии предупреждений.

А второй – о целесообразности игнорирования ледовых предупреждений.

Не смотря на то, что вероятность встретиться с айсбергом была низкой при наличии ледовых предупреждений (только 1-4% айсбергов представляют опасность, не разрушаясь до конца при движении по Гольфстриму), корабли всё же двигались по ледовым районам, и такая вероятность не была нулевой, о чём и говорится в фильме. А для трагедии не нужно сталкиваться с айсбергом каждый день, это достаточно сделать только единожды. Тем более что главной опасностью моряки считали даже не сами айсберги, а их полурастаявшие остатки, так как их обнаружить было гораздо сложнее из-за меньшего объёма выступающей над водой части.

Поэтому Филлипс, как и капитан, НЕ ИМЕЛИ ПРАВА ИГНОРИРОВАТЬ ЛЕДОВЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

Для предотвращения трагедии капитану нужно было бы всего лишь проконтролировать своевременное получение информации об угрозе кораблю. Это включало: 1) наличие ПОСТОЯННОЙ связи как минимум с ближайшими кораблями; 2) наличие ПОСТОЯННОГО И АДЕКВАТНОГО наблюдения за возможными препятствиями на пути движения.

Первый пункт состоял не только в наличии на борту средств связи и радиста, но и КОНТРОЛЬ за их работой, включая строгие инструкции по исполнению обязанностей: первоочередное исполнение прямых обязанностей и второстепенное выполнение коммерческих услуг, немедленное информирование мостика, периодическую проверку работы и т.д.

Второй пункт: обеспечение наблюдательного поста всем необходимым для наблюдения и КОНТРОЛЬ этого, а также контроль своевременности донесения информации от наблюдателей.

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.






Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.





























Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке — от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.








Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.



Изуродованная корма в профиль.



Читайте также: