Кто в учебном пособии рассматривает библиотечную технологию как процесс преобразования сохранения

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность автоматизации учёта движения библиотечного фонда заключается в том, чтобы, снизить материальные затраты, время обработки документации, а также, снизить возможность появления ошибки в документации.

Автоматизация библиотеки – сложный процесс. Она влияет на все сферы жизнедеятельности библиотеки, поэтому должна проводиться очень осторожно. Это не только вопрос установки системы обработки данных, это также и вопрос развития и адаптации организации и рабочего процесса в целях максимального использования преимуществ, предоставляемых информационными системами. Автоматизация библиотеки должна проводиться постепенно, и применение информационных технологий для организации межбиблиотечного сотрудничества должно быть спланировано и определено с самого начала [1].

Первым шагом любого процесса автоматизации обычно является ретро конверсия библиотечного каталога. База данных, содержащая каталог является ядром любой автоматизированной библиотечной системы. Когда вопрос с каталогом решен, появится возможность внедрить ИТ-поддержку для большинства процессов, имеющих место в библиотеке. Обычно первыми автоматизируются: управление книговыдачей, каталогизация, получение новой литературы и управление периодическими изданиями. Важным аспектом автоматизации библиотеки будет обеспечение прямого доступа к каталогу библиотеки для читателей (OPAC). Также необходимо будет создать инфраструктуру под процесс автоматизации. Должны быть установлены рабочие станции и сеть. Важно иметь большую пропускную способность сетевого канала, так как новые системы и технологии потребуют передачи большего объема данных с большей скоростью.

Объектом исследования является деятельность библиотеки по учёту движения библиотечного фонда.

Предметом исследования является проектирование улучшения выбранных бизнес-процессов учёта библиотечного фонда.

Цель – проанализировать и спроектировать улучшенный бизнес-процесс учёта движения библиотечного фонда.

  • проанализировать предметную область;
  • выбрать средства проектирования;
  • разработать модель существующего бизнес-процесса;
  • предложить меры по улучшению бизнес-процесса;
  • составить модель улучшенного бизнес-процесса.

Анализ предметной области

Описание предметной области. Постановка задачи

Библиотека является сложнейшим, по своей структуре, социальным институтов, но и сложнейшей системой. Система, как следует из определения, состоит из множества элементов, которые взаимодействуют и составляют единое целое. Библиотечный фонд и его комплектование – это составляющие такой системы как библиотека. В свою очередь и фонд, и его комплектование – это тоже системы, которые состоят из подсистем их составляющих. Для того, чтобы понять, как взаимодействуют и существуют эти две самостоятельные системы, требуется рассмотреть их отдельно друг от друга.

В обществе существуют различные потоки информации, которые образуют огромное количество зафиксированной информации, на каком-либо физическом или электронном носителе. Всё это образуется в огромные массивы документов, профессионалы называют эти массивы документным ресурсом. И только если документный ресурс становится организованным, упорядоченным его можно назвать документным фондом.

Современная библиотека является сложным механизмом, с внутренними и внешними связями, имеющий в своём составе различные элементы, составляющие в совокупности комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимой им информацией.

Внедрение автоматизированных систем в библиотеки - основное условие повышения производительности и качества труда библиотечных работников, единственная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных расстояниях и носителях информации.

Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии.

Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования НИТ.

Таким образом, библиотека является системой, ориентированной на потребителей (пользователей) информации. Она содержит обслуживающий её, в том числе библиотечный, персонал, и, конечно же, собственно информацию, размещённую в фондах и хранящуюся как в конкретной библиотеке, так и вне её в различных, в том числе электронных, источниках информации. При этом библиотечное обслуживание может быть представлено как поисковая система, использующая соответствующие технические средства.

Автоматизация в библиотеке связана как с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и её пользователей для интеллектуального и высокопроизводительного труда, отдыха и другое, так и с необходимостью оперативно обеспечивать её пользователей релевантными и пертинентными данными.

Автоматизация деятельности библиотекаря связана с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и еѐ пользователей для интеллектуального и высокопроизводительного труда, отдыха и другое.

Кроме того, автоматизация библиотеки, связанная с необходимостью оперативно обеспечивать её пользователей релевантными и пертинентными данными.

Под автоматизацией также следует понимать внедрение и развитие компьютерного аппаратно-программного обеспечения в библиотечных технологиях и библиотечную практику.

Следует указать, что информатизация является более широким понятием и включает автоматизацию как его часть; например, установили компьютер в читальном зале библиотеки и дали возможность читателю просматривать новые поступления в фонд − это автоматизация библиотеки (вернее, один из этапов автоматизации). Если при этом проводится обучение сотрудников и читателей и/или соединим этот компьютер с компьютером другой библиотеки или с сетью Интернет, то мы имеем дело уже с информатизацией библиотеки.

Поэтому под автоматизацией библиотеки следует понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и т. д., а читателям − создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки.

АБИС выступает в качестве электронной версии традиционной библиотеки. При этом АБИС состоит из четырёх компонентов:

АБИС не только повышают скорость и точность поиска необходимой информации, но они обеспечивают:

  • одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование;
  • надежное хранение;
  • многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям;
  • поиск в каталогах других библиотек и сводных каталогах;
  • печать выбранной информации; организацию комплектования фонда с использованием БД издающих или книготорговых изданий (например, агентства Роспечать с автоматическим формированием заказов и учётом их выполнения);
  • автоматизированный учёт и ведение статистики во всех процессах, включая обслуживание читателей (например, контроль за выданной литературой: учёт читателей и их формуляров, автоматическую запись в формуляр читателя выданной литературы, контроль срока возврата документов);
  • передачу массивов и отдельных данных другим организациям; подготовку изданий и др.

Программное обеспечение АБИС в первую очередь должно реализовать следующие функции:

  • обработку, хранение библиографической и фактографической информации, её поиск по любым элементам записей и их сочетаниям;
  • поддержку иерархических классификаций и тезаурусов и использование зафиксированных в них смысловых отношений между поисковыми признаками при тематическом поиске;
  • подготовку материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических записей, отсортированных по индексам какой-либо классификации и алфавиту;
  • вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при работе с ЭК с автоматическим формированием читательского требования;
  • фиксацию выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах;
  • поддержку использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах;
  • наличие справочных данных для ситуаций, вызывающих затруднения у пользователя;
  • ввод записей о заказываемых документах и учѐт поступления их в библиотеку;
  • выдачу в принятой форме результатов поиска на экран и на принтер;
  • загрузку данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы;
  • защиту базы данных от несанкционированного доступа;
  • восстановление базы данных в случае аварийной ситуации.

В АБИС используются: табличные, текстовые БД, универсальные и специальные оболочки (СУБД), а также другие специальные программы, которые в общем случае должны быть ориентированы на создание АСУ библиотекой. То есть применяемые программно-технические комплексы в библиотеке следует ориентировать не только на автоматизацию собственно библиотечных процессов, но и административно-управленческой, культурно-досуговой и иной, связанной с библиотекой, деятельности.

Автоматизированная библиотечная система, также, как и АИС, является человеко-машинной системой.

Рассмотрение информации как наиболее конкурентоспособного продукта в современном мире. Исследование значимости внедрения компьютерных технологий в отечественное библиотечное дело. Необходимость создания единой библиотечной сети на территории страны.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.10.2011
Размер файла 22,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: "Компьютеризация как важное направление отечественного библиотечного дела"

Библиотека переживает сложный период своей истории. Такие моменты случались не однажды. Гибель библиотек предвидели с развитием кино, затем телевидения, позднее видео. Считалось, что киноиндустрия вытеснит массовое чтение, так как многие шедевры литературной классики переносились на кинопленку и становились доступны всем и каждому. Но в этих сложных, на первый взгляд, условиях библиотека сохранила свою жизнеспособность и доказала способность сосуществовать с передовыми технологиями. Тем не менее, технический прогресс продолжает свое развитие и внушает многим опасение в вопросе библиотечного дела. В частности речь идет о внедрении компьютерной техники в быт широких масс населения. Так что же на самом деле несет компьютеризация современной библиотеке, процветание или гибель, сотрудничество или конкуренцию? Этот вопрос делает актуальной и злободневной тему контрольной работы.

Объект исследования - компьютеризация библиотечного дела.

Предмет исследования: компьютеризация как важное направление отечественного библиотечного дела.

Цель написания работы: рассмотреть, установить и доказать необходимость и значимость внедрения компьютерных технологий в библиотечное дело.

При написании курсовой работы решались следующие задачи:

- отбор и изучение первоисточников, определяющих место компьютерной техники в деятельности библиотек;

- отбор и изучение научных статей, комментирующих положения первоисточников по проблеме компьютеризации библиотечного дела;

- осуществление построения структуры работы и размещения текста;

- формулирование выводов, заключений;

- формирование библиографического списка.

Методы исследования - сравнение, определение, обобщение, наблюдение.

Среди изученных источников учебно-практическое пособие Шрайберга Я.Л. "Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы" (М., 2001); статьи: Петуховой И.И. "Мы - лоцманы в море информации" (Библиотека, 2004, №7), Логинова Б. "Информационная Россия. А почему бы и нет?!" ("С компьютером на "ты", Вып. 3, М., 2000), Гаврилко В.А. "Сверхзадача сегодняшнего дня" (Библиотека, 2004, №6), Кожевниковой Е.С. "Интернет? Интернет. Интернет!" (Библиотека, 2004, №7).

Таким образом, влияние компьютерных технологий на библиотечное обслуживание населения страны рассмотрено на основе исследований и выводов теоретиков и практиков библиотечного дела.

1. Компьютеризация как важное направление отечественного библиотечного дела

Самым дорогим и конкурентоспособным продуктом в современном мире является информация. Информационные технологии развиваются такими темпами, что если в конце XX столетия речь шла о создании "общества информации", то уже в начале XXI века речь идет о процессе гуманизации и о направлении всемирного сообщества к "обществу знаний".

Информационное общество нового тысячелетия активно предъявляет новые требования к библиотекам, которые только за последние несколько лет сделали заметный рывок во внедрении информационных технологий для раскрытия своих интеллектуальных богатств и предоставления их в общественное пользование, для повышения комфортности библиотечных услуг.

Основные задачи библиотек XXI столетия - это их современный дизайн, развитие "гибридности" информационных фондов, поиск и разработка новых форм обслуживания пользователей, корпоративный подход к предоставлению информационных ресурсов, расширение партнерства со смежными учреждениями, совершенствование управления, стратегического планирования, организационной структуры и повышения уровня компетентности персонала. Все это ставит задачу расширить информационное пространство библиотек, сделать его более мобильным, подвижным.

Вопрос владения информацией становится насущным и приоритетным в современном обществе, а информационное пространство - конкурентным.

Поэтому развитие политической и экономической сфер, качественное образование, внедрение новейших научных и технических достижений требует постоянного пополнения источников информации и ее доступности.

Развитие и широкое использование информационных ресурсов оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни, включая сферы экономики, власти, науки и образования. Общим является тот факт, что информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в значительной степени определяет благосостояние как государства в целом, так и его субъектов. Сохранение, рациональное использование информации в стране, обеспечение благоприятных условий для доступа к ней и ее взаимоиспользование в библиотеках каждого региона, особенно в условиях отдаленности территорий от крупнейших книгохранилищ России и методических центров, является сверхзадачей сегодняшнего дня. Общеизвестны сложности доставки, пересылки, сбои в работе МБА и другие проблемы, связанные с финансовыми трудностями. Это вызывает необходимость поиска путей кооперации в области раскрытия фондов библиотек.

Создание единого информационного пространства на территории страны - одно из условий устойчивого развития и позитивных социальных преобразований в регионах. Библиотечная сеть своего рода единое сообщество библиотек разных типов и видов, функционирующее на принципах сотрудничества, интеграции библиотечных информационных ресурсов в российские и международные информационные сети, формирования новой системы межбиблиотечных взаимоотношений, совместного использования информационных и творческих ресурсов, налаживания партнерских отношений между библиотеками, властью, жителями региона, нормализации деловых и творческих контактов.

Информатизация библиотечного дела сегодня является приоритетным направлением в деятельности практически каждой крупной библиотеки. Это несмотря на значительные проблемы (приобретения компьютерного оборудования, финансовый "голод" и др.). Внедрение новых информационных технологий и услуг фигурирует в первых и заглавных пунктах библиотечных планов.

Основной причиной, определяющей стратегию развития, являются вопросы организации доступа к информационным ресурсам, обеспечения сохранности фондов, в том числе создания благоприятных условий для развития и сохранности краеведческих ресурсов.

Противоречивый и непоследовательный ход преобразований в нашей стране сказывается на динамике развития библиотек и влияет на их экономические возможности.

В связи с этим возникает необходимость выработки тактики позитивной деятельности библиотек в новом социально-экономическом пространстве. Сформированы объективные предпосылки для перспективного развития библиотечного дела, такие как:

ь социальная востребованность библиотек, как информационного учреждения;

ь развитая и стабильная сеть библиотек всех систем и ведомств;

ь уникальные библиотечно-информационные ресурсы, редкие и ценные издания, в том числе краеведческого характера;

ь разработка, внедрение и использование новых информационных технологий в практической деятельности крупных библиотек;

ь участие библиотек России в межрегиональных корпорациях;

ь подготовка и переподготовка профессиональных библиотечных кадров.

Сегодня даже в самых отдаленных территориях стоит проблема информационного обслуживания - библиотеку посещают не только чтобы почитать книгу, периодику, но все чаще - получить оперативную информацию.

И библиотеки в современном российском информационном пространстве вынуждены искать возможности внедрения в свою деятельность новых информационных технологий. Все чаще пользователи детских и юношеских библиотек начинают посещать учреждения для взрослых читателей, оперирующие большими объемами информации, документного фонда, имеющие возможность оперативного доступа к сети Интернет, предоставляющие более широкий спектр информационных услуг.

Будучи одним из основных проявлений процесса информатизации общества, автоматизация несет еще и ряд важнейших элементов развития современного научно-технического и социального прогресса: обеспечивается не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации и первоисточникам, но и создаются условия для реализации одного из главных принципов открытого общества - принципа всеобще доступности информации и публикаций. Сегодня даже из самой маленькой библиотеки с помощью обычного персонального компьютера и модема по обычным телефонным каналам сети общего пользования можно получить доступ к ресурсам крупнейших мировых центров информации и фондодержателей.

Сформированная в 1970-х гг. сеть централизованных систем, является удачным решением для глобальной информатизации библиотечных процессов. Структура сети может создать оптимальные условия для обеспечения доступа к информации различных возрастных категорий пользователей.

Создание электронной библиотеки на основе кооперации информационных и профессиональных ресурсов являются наиболее реальным шагом в области информатизации библиотечного дела. Но это требует стратегического планирования, значительных инвестиций и объединения усилий многих специалистов - как практиков, так и теоретиков.

На таком фоне библиотека рассматривается уже не только как источник, но и как организатор доступа к информации. Этому, безусловно, способствует активное внедрение в деятельность библиотек информационно-коммуникативных технологий - Интернет, электронная почта, компьютеризация и автоматизация библиотечно-библиографических процессов, корпоративная доставка информации пользователям, что положительно сказывается на привлечении в библиотеку новых пользователей. Заметно растет интерес к информации, зафиксированной на электронных носителях, и к всемирной сети Интернет.

Интернет и библиотека, как две искусственно созданные системы, имеют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Библиотека зачастую выступает местом бесплатного доступа читателя к информации, надежным помощником в осуществлении поиска, навигатором по web-сайтам. Она размещает на своей странице информацию, созданную на основе изучения спроса читателей и их групповой дифференциации, по-прежнему, рекомендует лучшее, занимается рекламной деятельностью с помощью компьютера.

В связи с сокращением средств на финансирование комплектования фондов библиотека обеспечивает бесплатный или лицензированный доступ читателей к электронным изданиям, Интернет-версиям отдельных печатных документов, электронным коллекциям, электронным библиотекам, осуществляет электронную же доставку документов. Размещение собственной информации на web-страницах способствует развитию киберпространства, повышает социальный статус библиотеки, создает неограниченные возможности для расширения контактов с другими организациями, индивидами, т.е. способствует выполнению библиотекой не только информационной функции, но и коммуникативной и воспитательной (педагогической) одновременно.

Современное развитие процессов автоматизации в российских библиотеках, несмотря на скромные бюджетные средства, выделяемые на эти цели, проходит довольно быстрыми темпами. Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в работу библиотек является не данью моде, а настоятельным требованием к повышению производительности и качества труда библиотечно-информационных работников на основе автоматизации взаимного использования и интеграции электронных ресурсов. Созданные электронные каталоги и массивы цифровых документов вместе со средствами телекоммуникаций, в конечном счете, должны служить решению главной задачи - обеспечение доступа всего населения страны к любым типам информационных фондов библиотек при минимальных совокупных затратах (на поддержку информационно-библиотечной системы

страны и затрат на получение информации).

Таким образом, компьютеризация библиотек в современных условиях означает развитие их функциональных возможностей, повышение качества библиотечных услуг и определение их достойного места в информационном пространстве.

информация компьютерный технология библиотечный

Заключение

Завершая исследование по теме: "Компьютеризация как важное направление отечественного библиотечного дела", делаем выводы:

- вопрос владения информацией становится насущным и приоритетным в современном обществе, а информационное пространство - конкурентным; создание единого информационного пространства на территории страны - одно из условий устойчивого развития и позитивных социальных преобразований в регионах;

- информатизация библиотечного дела сегодня является приоритетным направлением в деятельности практически каждой крупной библиотеки Сформированы объективные предпосылки для перспективного развития библиотечного дела, такие как: социальная востребованность библиотек, как информационного учреждения; развитая и стабильная сеть библиотек всех систем и ведомств; уникальные библиотечно-информационные ресурсы, редкие и ценные издания, в том числе краеведческого характера; разработка, внедрение и использование новых информационных технологий в практической деятельности крупных библиотек; участие библиотек России в межрегиональных корпорациях; подготовка и переподготовка профессиональных библиотечных кадров;

- библиотека рассматривается уже не только как источник, но и как организатор доступа к информации;

- Интернет и библиотека, как две искусственно созданные системы, имеют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Библиотека выступает местом бесплатного доступа читателя к информации, надежным помощником в осуществлении поиска, навигатором по web-сайтам.

Таким образом, компьютеризация отечественных библиотек является важным направлением создания информационного пространства и трансформации "общества информации" в "общество знания".

Библиографический список

1. Гаврилко, В.А. Сверхзадача сегодняшнего дня / В.А. Гаврилко, В.Л. Цыганков // Библиотека. - 2004. - №6. - С.28.

2. Кожевникова, Е.С. Интернет? Интернет. Интернет! / Елена Семеновна Кожевникова // Библиотека. - 2004. - №7. - С. 31.

3. Логинов, Б. Информационная Россия. А почему бы и нет?! / Б. Логинов // С компьютером на "ты": Методическое пособие для библиотек по информатизации и Интернет. Вып. 3./Ред.-сост. Л.А. Казаченкова. - М., 2000. - С. 6.

4. Петухова, И.И. Мы - лоцманы в море информации / И.И. Петухова // Библиотека. - 2004. - №7. - С. 29-30.

5. С компьютером на "ты": Методическое пособие для библиотек по информационным технологиям и Интернет. Вып. 3 / Ред.-сост. Л.А. Казаченкова. - М.: Либерея, 2000. - 112 с.

6. Шрайберг, Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы: Учебно-практическое пособие/ Я.Л. Шрайберг. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Либерея, 2001. - 104 с.

Подобные документы

Принцип общедоступности библиотечного обслуживания. Приоритет читательских интересов. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координации и кооперировании библиотечной деятельности. Государственно-общественный характер библиотечного дела.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 26.05.2008

Сущность библиотеки как современного информационного пространства. Необходимость знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. Задачи библиотечной статистики и оценка эффективности работы библиотек.

реферат [13,4 K], добавлен 29.04.2009

Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

реферат [36,5 K], добавлен 28.11.2009

Просветительская миссия детских библиотек. Методы работы с детьми в специальных библиотеках в развитых странах. Анализ становления и развития библиотечного дела в зарубежных странах. Новые методы работы контексте наукоемких информационных технологий.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 20.02.2014

Библиотечная инновация как новое самостоятельное направление библиотековедения. Основные функции библиотеки как системы и социального института, компьютеризация ее деятельности. Автоматизация библиотечных процессов, внедрение информационных технологий.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 14.12.2010

Особенности этических проблем обслуживания современного пользователя библиотеки. Изучение библиотечной этики - совокупности этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности, и их отражение в библиотечной теории.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 06.11.2010

Три основных структуры ЮНЕСКО - специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры, ее основная цель и функции. Хартия о сохранении цифрового наследия, манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, их финансирование и управление.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Инновационная роль библиотеки в современном учебно-образовательном пространстве.

Цветкова С.В.

преподаватель специальных дисциплин

Костанайского гуманитарного колледжа

Личным кредо каждого казахстанца должно

Н. А. Назарбаев.

Послание народу Казахстана

Важнейшей стратегической задачей Казахстана является равноправное вхождение в международное сообщество, главной частью которого является образовательное пространство. Именно с этой целью, по поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, в нашей стране осуществляется переход на 12-летнее образование — новую модель общеобразовательного процесса, действующую во многих социально-экономически развитых странах мира. Главной целью при этом является ориентация на овладение каждым учащимся, с учетом особенностей его личности, следующих ключевых компетентностей - информационной и коммуникативной.

Глобальные изменения, затронувшие всю систему образования, равно как и создание и развитие единого информационного пространства в стране, влекут соответствующие преобразования в деятельности учебных библиотек и в самом их статусе в структуре учебного заведения. Ведь именно от уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей современной библиотеки СУЗа или ВУЗа во многом зависит достижение нового качества образования. Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средствами новых информационных технологий и предоставляющего свободный доступ учащимся и преподавателям к любому виду информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу, обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными вариантами.

Рассмотрим более подробно, ключевые направления деятельности и современные возможности учебной библиотеки:

Составляющая часть учебного процесса. С одной стороны это включённость в учебный процесс и контакт с преподавателями, а с друго й - осведомлённость об общекультурных тенденциях, расширение информационных границ за счёт участия в мировых библиотечных форумах.

Обработка информации для пользователей. Это целая система различных технологических процессов. И библиотекарь в учебном заведении - порой единственный специалист, который, в силу профессии, должен это уметь и учить соответственно. Основы информационной культуры включают в себя умение сформулировать запрос, найти, оценить и отобрать информацию, грамотно её переработать, освоить и хорошо представить.

Обеспечение доступа к ресурсам Интернет. С этим ресурсом, как со всяким источником информации, надо уметь работать, чтобы конечный результат был положительным. Роль консультанта, который направляет пользователя в потоке информации, помогает оценить её, отобрать нужное, берет на себя хорошая библиотека и библиотекарь.

Использование и создание профессиональных баз данных (ПБД). На сегодняшний день для многих библиотек наличие подключения к сети Интернет это единственный признак наличия информационных технологий. Между тем, существует иной более высокий уровень организации информации. Именно выход на него и владение им позволяет говорить о компетентности любого специалиста, работающего в области подачи информации, будь то преподаватель или библиотекарь.

На рассмотрении последнего направления работы библиотеки учебного заведения следует остановиться подробнее, так как н а современном этапе стало актуальным создание профессионального информационно-библиотечного пространства с целью грамотного и широкого использования отраслевых источников в научных и образовательных сферах. Формирующееся в настоящее время педагогическое информационное пространство значительно корректирует библиотечную деятельность. Если раньше традиционно основной функцией библиотек был сбор и хранение источников, то теперь, в эпоху все большего нарастания электронных ресурсов, важнейшей задачей становится анализ содержания источников. Высокий уровень востребованности педагогической литературы, новизна и оригинальность поднимаемых в ней вопросов, зачастую содержащих в себе как научные, методологические концепции, так и конкретные методические рекомендации, и практические решения образовательных проблем, диктует необходимость совершенствовать методы отбора отраслевой литературы, технологию ее подачи и научной обработки.

ресурсов необязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным; главное – оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как части единого информационного пространства.

Для организации подобного ресурса необходимо:

• обеспечение устойчивого взаимодействия образовательной и научно-педагогической сфер в деле создания справочно-информационных систем и полнотекстовых баз данных;

• формирование информационной среды, обеспечивающей взаимодействие и оперативное обсуждение актуальных общих проблем;

• поддержка инициатив, помощь в нахождении партнеров для реализации социально-значимых и научно-обоснованных проектов;

• создание специализированных баз данных и других информационных ресурсов,

являющихся информационной поддержкой научной и практической педагогической деятельности.

В настоящее время появляется очень много различных электронных образовательных ресурсов, причем наряду с официальными, лицензированными сайтами и порталами наблюдается обилие не совсем корректных, полуофициальных и дезинформирующих электронных ресурсов. Это создает определенные трудности для основных пользователей данных ресурсов: ученых, преподавателей и студентов, которые не всегда располагают нужной информацией о том или ином образовательном ресурсе.

В связи с этим, считаем необходимым дать краткий обзор лучших ПБД, которые зарекомендовали себя как надежные источники профессиональной информации.

Рубрикон ( www . rubricon . ru )

Крупнейший энциклопедический портал не только России, но и мира. В настоящее время представлено более пятидесяти наиболее известных отечественных энциклопедий, словарей и справочников. Среди них полное издание Большой Советской Энциклопедии (1969-1979), выборочные статьи из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Эфрона (1890-1906), Иллюстрированный энциклопедический словарь, Малая медицинская энциклопедия, Энциклопедические словари "История Отечества" и "Всемирная история", "Толковый Словарь живого великорусского языка" Владимира Даля и другие. Все источники представлены в полнотекстовом виде с полным перечнем иллюстраций и пристатейными списками литературы. Внутренние ссылки между статьями превращены в гипертекстовые, что позволяет без труда переходить от статьи к статье, знакомясь со всеми аспектами изучаемой проблематики. Рубрикон отличает высокая скорость обработки запросов и комфортный пользовательский интерфейс.

Анализируя опыт подключения к Рубрикону образовательных учреждений, можно сделать вывод, что ресурс может применяться:

преподавателями при подготовке к уроку;

преподавателями и учащимися при подготовке/разработке внеклассных занятий, викторин, конкурсов;

преподавателями и учащимися в ходе уроков;

учащимися при подготовке домашних заданий, рефератов, проектов.

Находясь в зарубежной собственности, East View, тем не менее, концентрирует основное внимание на российских источниках. В составе базы данных центральные и региональные российские газеты, государственные стандарты, журналы Российской Академии наук, художественно-публицистические (толстые) журналы России, карты, статистические источники, материалы агентств новостей, а также периодика некоторых стран СНГ. В отдельную базу выделены периодические издания и научные публикации Китайской Народной Республики. Всего на настоящее время в базу данных включены полные тексты более чем 500 российских газет и журналов. В конце 2003 года анонсировано появление в EastView содержания всех Летописей Российской книжной палаты. В дальнейшем предполагается сделать ссылки от библиографических записей РКП к полным текстам соответствующих статей. Для библиотекарей и лиц из числа профессорско-преподавательского состава предоставляется бесплатный пробный доступ сроком на 30-дней. Услугами EastView широко пользуются академические, публичные и специальные библиотеки, государственные и частные исследовательские центры, университеты и средства массовой информации. Среди них: Российская государственная библиотека, Парламентская библиотека Государственной Думы Российской Федерации, Национальная библиотека Республики Казахстан, Информационный консорциум библиотек Казахстана, Библиотека Конгресса США, Гарвард, Оксфорд и десятки других академических институтов, университетов.

Идея проекта - создать Единый национальный каталог электронного государственного библиотечного фонда и Единое электронное хранилище на базе Национальной академической библиотеки Республики Казахстан в г. Астане.

Интерфейс вэб-портала прост и интуитивно понятен практически любому человеку, даже с небольшим опытом работы на компьютере.

Выбор этих предметов неслучаен. Они являются наименее обеспеченными учебно-методической литературой. Работа выполнена в программе TurboSite , может размещаться как в сети Интернет, так и использоваться в локальной сети библиотеки. Каждый раздел снабжен развернутой вступительной статьей, подобраны издания по теме, заканчивается раздел ссылками на Интернет ресурсы, которые можно открыть при работе на компьютере, подключенному к глобальной сети. Практически все библиографические описания снабжены аннотациями. Это только начало работы, но сделано главное – создан ресурс, отвечающий необходимым параметрам:

По данным статистических исследований информационных запросов читателей и пользователей (в том числе удаленных) наиболее востребована малотиражная отраслевая литература научно-методического и учебного характера. Для достижения цели максимального обеспечения актуальной информацией специалистов образовательной сферы независимо от места их нахождения нами предпринята попытка создания как локальных, так и внешних полнотекстовых специализированных баз данных по специальным предметам.

Руководствуясь последними программными документами можно сделать вывод, что главная идея образования в современном мире - образование в течение всей жизни. Иначе говоря, основная задача любого учебного заведения – научить самому умению учиться, а не фактическим знаниям по тем или другим темам.

В тоже время основной целью библиотеки всегда было развить умение воспринимать текст в целом, в том числе - эмоционально, извлекать из него информацию, структурировать её по-разному, в зависимости от задач и создавать, таким образом, новую информацию, применяя на практике полученные знания.

И от того, как совпадут цели и задачи этих двух социальных институтов, во многом зависит, каким будет само общество в недалёком будущем. В сильных современных учебных заведениях библиотека - немаловажное и активное звено в образовательном процессе. Она не обслуживает образовательный процесс, а является его частью.

Назарбаев, Н.А 20 лет мира и созидания: Послание Президента РК к народу Казахстана// Костанай.-2011.-1февр.-С. 3-8

Об образовании: Закон Республики Казахстан// Законодательство об образовании в Республики Казахстан.- Алматы.- 2016.- С. 3—46

Двадцать третья Международная конференция Крым-2016 Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : Библиотеки и образование: роль электронных ресурсов.- Судак, 2016

Сизов, Б. Н. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования / Сизов Б. Н., Маркарова Т. С.; Государственная научная педагогическая библиотек а им. К.Д. Ушинского.- Москва, 2006.

Степанов, В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: электронный ресурс.- Москва, 2006.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Технологические процессы в библиотечной работе: Учебно-методическое пособие

Дополнительная информация

  • Авторы: Пилко И. С.
  • Издательство: Либерея-Бибинформ
  • Год издания: 2005
  • Аннотация: В книге представлена технологическая модель библиотеки. Детально охарактеризованы основные библиотечные подсистемы: предметы труда, ресурсное обеспечение, производственные процессы, информационные продукты и услуги и др. Рассмотрены функции технологической службы библиотеки, ее документационное обеспечение, дана оценка эффективности функционирования библиотеки как технологической системы. Изложение дополнено образцами регламентирующих документов, описанием практического опыта библиотек. Пособие содержит рекомендации по углубленному изучению материала. Издание адресовано библиотечным специалистам, работникам методических служб библиотек, слушателям системы повышения квалификации, а также преподавателям, аспирантам и студентам библиотечно-информационных факультетов и отделений вузов
  • Ключевые слова: Технологическая система: структура, принципы функционирования Библиографические примечания
  • Печатный вариант: есть
  • Избранное:

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. Технология: понятие, свойства, структура

1.2. Технологическая система: структура, принципы функционирования

1.3. Технологическая система как предмет

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ЭВОЛЮЦИЯ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

2.1. История развития технологических представлений

2.2. Современные представления о технологической структуре библиотечной деятельности

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

БИБЛИОТЕКА КАК СИСТЕМА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

3.1. Технологическая модель библиотеки

3.2. Функционирование библиотеки

как технологической системы

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ БИБЛИОТЕКИ

4.1. Определение понятий

4.2. Потребительские свойства информационных продуктов

4.4. Библиотечные продукты и услуги

4.5. Ассортимент информационных продуктов

и услуг библиотек

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Технологический подход к пониманию и структурированию библиотечных процессов

5.2. Производственные процессы

5.3. Технологические процессы

5.4. Технологические операции

5.5. Номенклатура библиотечных процессов и операций

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

6.1. Документные ресурсы

6.2. Технические средства

6.3. Лингвистические средства

6.4. Программные средства

6.5. Кадровые ресурсы

6.6. Выбор ресурсного обеспечения

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ

7.1. Библиотечная технология как объект регламентации

7.2. Организационно-распорядительная документация

7.3. Научно-методическая документация

7.4. Нормативная документация

7.5. Технологическая документация

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЦЕССОВ

8.1. Понятие технологического проектирования

8.2. Этапы технологического проектирования

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ц ^нка эффективности библиотечнои технологии

9.1. Показатели и критерии

9.2. Подходы к определению социальной эффективности библиотечной деятельности

9.3. Подходы к определению экономической эффективности библиотечной деятельности

9.4. Подходы к определению качества информационных продуктов и услуг библиотеки

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

10.1. Управленческий процесс

10.2. Технологическая подготовка

10.3. Технологическая служба библиотеки

10.4. Нормативно-справочная база данных технологического назначения

Резюме для любознательных

Вопросы для размышления и обсуждения

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1. Положение о справочно-библиографическом

секторе Центральной справочной службы

Приложение 2. Должностная инструкция по информационно- издательской деятельности главного библиотекаря отдела

прогнозирования и развития библиотечного дела

Приложение 3. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры

Российской Федерации (Фрагменты)

Приложение 4. Квалификационная характеристика технолога

Приложение 5. Прейскурант информационных продуктов и услуг,

сопутствующих основной деятельности библиотеки

Читайте также: