Кто учредитель пятерочки и магнита

Обновлено: 16.06.2024

Пятерочка–это магазин, представляющий собой крупнейшую сеть магазинов, которая занимается распространением и продажей продуктов питания. В нынешнее время достаточно трудно посетить тот город или населенный пункт, который не имел бы подобного магазина.

Однако, еще примерно 19 лет назад их количество можно было пересчитать по пальцам, да и известности, как таковой, они не имели. Кто же прошел весь этот путь до самого верха и владеет магазинами, как развивалась сеть и каковы планы на будущее? Расскажем далее.

История компании

Первые упоминания о зарождении сети магазинов Пятерочка появились в 1998 году, когда владельцы Андрей Рогачев и Александр Гирда решили зарегистрировать торговую марку. Какое-то время понадобилось для набора руководящего состава, составления графиков работы и решения прочих организационных моментов.

Несложно догадаться, что на момент открытия первого магазина бюджеты организаторов были несколько ограничены. Но для первой ступени, которая была построена в 1999 году, этого хватило. Магазин расположился на проспекте Славы, 30, в городе Санкт-Петербург.

В течение короткого времени он стал достигать успехов, что приносило заметный доход. Основатели сети, в свою очередь, решили вкладывать большую часть прибыли в бизнес, а потому очень скоро торговые точки стали появляться в других городах России.

Несколько позднее основатели сети открывают центр по подготовке персонала, который и сейчас находится в рабочем состоянии. Такой шаг поспособствовал повышению популярности компании, что прибавило шансов на успех при запуске собственной продажи франшизы. Через несколько лет можно было лицезреть достаточно крупную организацию, которая не планировала останавливаться в развитии.

Кому принадлежит сеть магазинов

Теперь поговорим о том, кому принадлежит сеть. Как мы уже указывали, хозяином организации являются два человека – Александр Гирда и Андрей Рогачев. Кроме собственников Пятерочки права владения распределяются согласно общему количеству пакетов акций.



Стоит отметить, что создатели вместе имеют 21.2% всех акций. Еще 21.9% выкупил Михаил Фридман. Наибольшая часть приобрела крупная компания CTF Holdings S.A., входящая в консорциум Альфа групп. Количество ее акций превышает 47% от общего количества.

Оставшиеся 12% были присвоены Intertrust Trustees LTD и совету директоров Пятерочки. Итак, мы разобрались с тем, кто хозяин Пятерочки. Теперь расскажем о руководящем составе.

Руководство

  • Игорь Шехтерман – главный исполнительный директор. С 2013 года занимал должность члена Наблюдательного совета X5. Также, занимал управляющие посты в таких компаниях, как RosExpert и Beoluna. Говоря об образовании, имеет степень бакалавра по направлению экономических наук, полученную в Калининградском государственном техническом университете. Кроме того, степень имеется в области общего управления и финансового менеджмента, полученные в Institute d’Administration des Enterprises и Danish Management School.


  • Светлана Демяшкевич – главный финансовый директор. Стала членом X5 в 2017 году. До этого находилась на руководящих постах в Альфа-Банке, занималась проведением аудитов в финансовых институтах в PricewaterhouseCoopers, руководила отделом финансов в UNICEF Russia.



Выделим остальных сотрудников (подробную информацию о них можно узнать на официальном сайте):

  • Елена Коннова – управление корпоративными коммуникациями;
  • Дмитрий Агуреев – решение вопросов безопасности;
  • Татьяна Красноперова – управление персоналом и организационным развитием;
  • Александр Ильин – взаимодействие с органами государственной власти;
  • Фрэнк Лейст – корпоративный секретарь.

Магазины за рубежом

Сейчас магазины сети можно встретить в Украине и Казахстане. Если говорить о других иностранных государствах, то организаторы Пятерочки только планируют постепенно вводить свой бизнес в другие страны.


Подведение итогов

Сети Пятерочка в России сейчас занимают лидирующие позиции. Задолго до этого, примерно 20 лет назад, появились первые торговые точки, которые продолжали расти и развиваться. В конечном итоге мы смогли лицезреть все то, что видим сейчас. За время существования магазинов Пятерочки в России управляющий состав постоянно менялся, но уровень успеха от этого только увеличился.

Появился центр по подготовке персонала, продажа франшизы и многие другие нововведения. Было получено множество наград, в том числе и присвоение звания лучшей торговой марки. Даже сейчас те, кто владеет сетью, продолжают разрабатывать планы на грядущее будущее. Совсем скоро торговые точки должны появится и в иностранных государствах.

Кому на самом деле принадлежит Пятерочка: владелец и основатели торговой сети

Крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов Пятерочка сегодня является одной из составляющих группы компаний X5 Retail Group. Магазины у дома основаны на концепции небольших универсамов, расположенных в жилых микрорайонах. При этом часто их можно встретить либо на первых этажах многоквартирных домов. Откроем завесу тайны, и выясним, кому на самом деле принадлежит Пятерочка. Кто же является ее сегодняшним владельцем, и с кого началась история сети.

История и основатели торговой сети 5ka

Сегодня Пятерочка стала крупнейшей сетью магазинов, занимающихся продажей продуктов питания. Торговые точки можно встретить в большинстве российских городов. Но еще пару десятилетий назад их число было мизерным, и у бренда не было известности.

История компании началась в 1998 году. Два владельца Андрей Рогачев и Александр Гирда зарегистрировали торговую марку, после чего ушло некоторое время для подбора руководящего состава, и других организационных моментов. И уже в 1999 году первый магазин открылся в Санкт-Петербург.

x5retail group

Магазин начал приносить неплохой доход, а его основатели приняли решение вложить основную часть прибыли в развитие бизнеса. Уже к концу 2000 года было открыто 15 магазинов. За максимально сжатые была создана целая сеть, которая пришла в другие города России.

михаил фридман

Кому на самом деле принадлежит Пятерочка

Как в любой крупной компании, права владения компанией распределяются по числу акций. Именно этот показатель определяет существующих владельцев. Акции распределены следующим образом:

  • У основателей сети их всего 21,2%.
  • 21,9% находятся в руках Михаила Фридмана.
  • Основную часть акций скупила компания CTF Holdings S.A., входящая в консорциум Альфа групп. У них более 47% акций.
  • Остаток в 12% достался Intertrust Trustees LTD и совету директоров Пятерочки.

франщиза пятерочки

За время работы магазинов Пятерочки управляющий состав постоянно менялся, однако это только усиливало ее позиции на рынке. Из ярких моментов в становлении компании можно выделить такие:

  • Открытие центра по подготовке персонала.
  • Реализация собственной франшизы.
  • Большое количество наград, в числе которых признание лучшей торговой маркой.

Важно! Экономика Пятерочки основана на ориентации на небогатую часть населения и низких ценах. В небольших магазинах торговые наценки составляют не более 12%.

пятерочка подготовка персонала

Кто владельцы и основные бенефициары

Структура собственности Пятерочки достаточно сложна, как и в большинстве крупных и прибыльных бизнесов. Однако, если не углубляться в подробности, то можно вывести основные моменты:

  • Сеть принадлежит частному холдингу X5 Retail Group. Но он не является конечным бенефициаром.
  • Около половины голосов холдинга у CTF Holdings S.A.
  • Холдинг CTF также входит в еще более крупный консорциум Альфа-групп.

сеть магазинов пятерочка

Однако за всеми этими структурами стоят реальные люди. По сути, они и являются владельцами, и держат пакеты акций. Из официальных источников известны три основных бенефициара:

  • Михаил Фридман.
  • Герман Хан.
  • Алексей Кузьмичев.

Какие долевые соотношения в этом бизнесе у данных владельцев, в открытых источниках не разглашается. Известно лишь, что порядка 40% акций принадлежат Фридману и Хану.

Еще

Несмотря на органический рост бизнеса и финансовых показателей food-ретейлеров, важным фактором развития остается инфляция. Уровень инфляции в России уже превысил 8% и продолжает расти.

Ретейлерам нужна здоровая инфляция, в связи с чем они пытаются сдержать рост цен, соблюдая антимонопольное законодательство, но по-прежнему являются бенефициарами такого роста.

Разберем три наиболее крупных представителя сектора:

1. X5 Retail Group - это номер один на российском рынке продуктового ретейла и онлайн-торговли продуктами питания.

Компания занимает долю в 12,8% от всего рынка и продолжает расти.

Прибавляют и ее финансовые показатели: выручка за последние 5 лет выросла на 91%.



Стабильный денежный поток позволяет ежегодно поднимать уровень дивидендных выплат. По итогам 2020 года компания выплатила дивиденды в размере 184.13 руб. на акцию. Общий объем выплат составил 50 млрд руб. Дивидендная доходность акции по текущей рыночной цене составляет 7.7%.

Значительным минусом является денонсация налогового соглашения с Нидерландами и, как следствие, фактор двойного налогообложения дивидендов.

Финансовые результаты X5 Retail Group за последние годы можно считать умеренно-позитивными. Компания показывает умеренный рост выручки и EBITDA, а также довольно стабильную чистую прибыль. При этом, сдерживающим фактором является растущий чистый долг. Однако стабильно растущая EBITDA позволяет не только его контролировать, но также и выплачивать стабильно высокие дивиденды с возможностью их дальнейшего наращивания.

Коэффициент чистый долг / EBITDA по МСФО (IFRS) 16 составил 3,08x (1,50x до применения МСФО (IFRS) 16) по состоянию на 30 сентября 2021 г. Долговые обязательства Компании до применения МСФО (IFRS) 16 полностью номинированы в рублях. По состоянию на 30 сентября 2021 г., невыбранный объем лимитов по кредитным линиям, открытым на компанию крупнейшими российскими и международными банками, составил 493 779 млн руб. Источник: финансовые результаты компании

При этом, у компании достаточно прочих плюсов, включая стабильность финансовых результатов, активную реновацию и развитие цифровых сервисов, возможные скорые IPO смежных бизнес-структур, положительный взгляд инвестдомов и т.д.

За пять последних лет выручка выросла на 44,5%, а в первом полугодии 2021 года ее рост составил 7,7%. А вот чистая прибыль постепенно уменьшалась до 2019 года, после чего возобновила рост. Чистый долг, наоборот, рос до 2019 года, потом снизился, но за последние полгода снова несколько вырос.

Повышение долговой нагрузки после сделки может оказать негативный эффект на уровень дивидендных выплат, средняя доходность которых за последние три года составляет 8,8%.

Выручка компании за последние пять лет увеличилась на 45%.

Источник: финансовые результаты компании

Один из немногих позитивных моментов отчетности — онлайн-выручка выросла на 196% во 2-ом квартале. Это уже репрезентативные результаты, когда все начали пользоваться доставкой.

Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению падает.

При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, Яндекс. А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.

Однако теперь становится понятно, что food-ретейл нельзя назвать защитным активом. Инвесторы понимают, что новые локдауны не затронут системообразующие предприятия, которые будут снабжать население продуктами питания. Ждать нового всплеска продаж, как это было в марте-апреле 2020 года, не стоит, а вот рассчитывать на органический рост лучших представителей сектора можно.

Читайте также: