Кто учредитель додо пицца

Обновлено: 30.06.2024

Я слышал эту фразу тысячу раз с тех пор, как начал бизнес. Мне говорили, что нельзя вести дела открыто в нашей стране. Мне говорили, что никто не будет заказывать пиццу на дом в нашем городе. Мне говорили, зачем разрабатывать софт, когда есть готовые решения. Мне говорили, что ничего нового изобрести нельзя. Мне говорили, что из Сыктывкара не создать федеральную сеть.

Мне говорили, что мы не сможем привлечь инвестиции через блог.

Почему я принял такое решение?

С опытом я понял, что нужно прислушиваться к себе. Когда-то нужно принять решение головой, а когда-то от сердца. Потому что сердце — это твоя мотивация. А без мотивации не будет бизнеса. Без мотивации нельзя добиться сверхрезультата. Деньги сами по себе ничто. Энтузиазм двигает мир. Я понял, что не смогу придумывать формальные бизнес-планы, обманывать себя, тратить время на бессмысленную работу. Это будет забирать энергию. А когда ты хочешь создать что-то выдающееся, тебе надо экономить силы. Как в большом спорте, где для достижения результата важно каждое движение.

Я рациональный предприниматель, нацеленный на результат. Для достижения цели я часто заставлял себя делать и даже полюбить то, что мне не нравится. Но сейчас я понял, что для нашего бизнеса, для нашего продукта, для достижения нашей цели на данном этапе есть вариант лучше.

Фонды были очень удивлены моим решением — Это просто
не укладывалось в их картину мира

Это просто не укладывалось в их картину мира.

Итак, как же будет выглядить наша схема краудинвестинга?

Почему мы создали холдинговую компанию в иностранной юрисдикции? Это никак не связно с оптимизацией налогообложения, как многие могут подумать. Все наши российские компании платят налоги в России.

Итак, наш бизнес в России состоит из трёх частей:

Мы предлагали фондам, с которыми вели переговоры, акции нашей западной компании, которая в конечном итоге владеет всем бизнесом. Акции этой компании получили наши менеджеры, реализовавшие опционы. Акциями этой компании владею я и наши первые инвесторы.

— Для того, чтобы купить акции иностранной компании напрямую, без участия брокера, частному лицу необходимо открыть валютный счет в банке, купить и завести на счет валюту. Возможно, это нужно будет сделать только для покупки наших акций. Это сложно. Не все люди будут готовы на это, а значит, круг потенциальных инвесторов сузится.

— Большое количество инвесторов — это большое количество сделок. Каждая сделка стоит денег и отнимает время. Есть ли у нас сегодня ресурсы, чтобы все это организовать?

— Если в компании будет большое количество акционеров, нам необходимо будет согласовывать все ключевые решения с гораздо большим количеством участников. Готовы ли мы к этому уже на данном этапе, когда все наши силы сфокусированы на развитии бизнеса?

Эта сложная схема нас не устроила. Что мы придумали взамен?

Частный инвестор даёт процентный заём нашей российской компании. Мы же даём инвестору опцион на покупку акций нашей иностранной компании по фиксированной цене на сумму займа с процентами в момент окончания договора займа. Когда срок займа заканчивается, инвестор решает, покупать акции или забирать деньги с процентами, если рост стоимости компании его не устроил.

Теперь более подробно.

Мы привлекаем деньги для развития бизнеса от частных инвесторов в форме процентного займа.

Сумма займа определяется в долларах, но при этом частный инвестор перечисляет рубли по курсу Центробанка на текущий день. Возврат займа с процентами также производится в рублях по курсу на день перечисления.

Минимальная сумма займа в рублях — 300 000.

Фиксированный в долларах заём выдается под 4% годовых. Проценты начисляются в конце срока займа и не капитализируются.

Вместе с займом мы даём частному инвестору опцион на покупку акций нашей иностранной холдинговой компании по фиксированной стоимости одной акции через два года и восемь месяцев с даты договора займа на сумму договора займа.

Период реализации опциона — четыре месяца. Таким образом, инвестор может реализовать свой опцион не ранее двух лет и восьми месяцев и не позднее трёх лет с момента его выдачи. Если инвестор не реализовал опцион в этот отрезок времени, считается, что он отказался от права покупки акций по предложенной нами цене. Инвестор не может реализовать опцион частично.

Наша оценка всей Dodo Pizza сегодня — $28 738 605,1. Таким образом, частный инвестор получает опцион на право покупки акций иностранной компании на сумму, равную сумме своего займа российской компании с начисленными в конце срока процентами, исходя из вышеприведённой оценки компании.

Формально договор займа российскому ООО и опцион на покупку акций западной компании никак не связаны. Однако, если инвестор решит реализовать свой опцион, мы предложим ему переуступить долг нашего российского ООО в обмен на акции иностранной компании. Таким образом, инвестор получит акции, а иностранная компания — долг ООО, который в будущем будет закрыт из прибыли российского ООО.

Если же инвестор не захочет реализовывать свой опцион, то у нас будет шесть месяцев, чтобы подготовить деньги для возврата займа.

Я, Фёдор Овчинников, как основной владелец и руководитель компании дам личное поручительство по всем договорам займа от частных инвесторов.

Что получают инвесторы?

Они вкладываются в наш бизнес и получают гарантированную доходность в случае, если их не устроит рост стоимости компании от цены, которую мы предлагаем за Dodo Pizza сегодня. Через три года инвесторы могут принять решение: вернуть деньги по договору займа с процентами или воспользоваться правом, которое им даё т опцион, и купить акции нашей иностранной компании.

У инвесторов будет четыре месяца, чтобы реализовать опцион. Сама сделка по покупке акций технически занимает не более месяца. Мы заранее предоставим полную информацию о компании, чтобы инвесторы могли принять решение. Наша компания заинтересована в том, чтобы инвесторы оставили свои деньги в бизнесе, поэтому мы будем стараться предоставить как можно более полную информацию о компании.

Фиксация займа в долларах — это страховка для инвестора от девальвации рубля. Процент, который мы предлагаем по займу, равен сегодня процентам по хорошему банковскому депозиту по вкладу в долларах США.

Что получит наша компания?

Капитал для развития и свободу действий. Скажу, что ответственность за результат и деньги инвесторов (в том числе в виде личного поручительства) даёт мне гораздо большую мотивацию, чем бизнес-планы и сложные схемы финансирования от профессиональных инвесторов.

На чём основана оценка Dodo Pizza?

Оценка основана на нашей уверенности в том, что компания и создаваемый ею продукт способны к масштабированию. При этом рост на нашем рынке объективно не ограничен, а субъективные факторы благоприятны, так как Dodo Pizza, с нашей точки зрения, уникальная компания, в которой сочетается множество факторов, способствующих достижения успеха. Подробную информацию о нашем бизнесе, на основании которой можно составить своё мнение, можно найти здесь.

Какие у нас планы и стратегия развития?

Наши цели до 2020 года не изменились — как в целом и стратегия на 2014–2017 годы. Кроме одного важного изменения. Мы не будем стремиться переместить штаб-квартиру компании в центр, в Подмосковье, как планировали. Центр компании останется в среднесрочной перспективе в Сыктывкаре. Я долго думал над этим и понял, что резкий переезд может стать большой ошибкой. Дерево при пересадке может не прижиться. Переезд расфокусирует наше внимание. Мы будем думать не о бизнесе, а о том, как обустроиться на новом месте. Резкий приток новых людей может нанести сильный удар по нашей корпоративной культуре. Мы не должны рисковать тем, что у нас уже есть. Дерево должно сначала окрепнуть. Таким образом, оставшись в Сыктывкаре, мы сэкономим деньги и снизим общие риски.

Куда пойдут инвестиции?

Инвестиции пойдут в первую очередь на создание инфраструктуры для дальнейшего федерального и глобального масштабирования бизнеса — на развитие команды, разработку Dodo IS, системы франчайзинга, учебного центра, а также в расширение корпоративной розничной сети. Мы ставим перед собой цель развить операционный бизнес до такого уровня, чтобы в 2017 году, когда у нас закончатся инвестиционные деньги, прибыли нашей розничной и франчайзинговых компаний хватало для финансирования роста бизнеса и разработки Dodo IS без внешних инвестиций.

Как стать инвестором Dodo Pizza?

Если вас заинтересовало наше предложение, вы можете заполнить заявку на участие в нашей инвестиционной программе здесь. Мы свяжемся с вами, как только будем готовы приступить к реализации схемы. Если объём заявок от частных инвесторов будет больше требуемой нам суммы, мы будем отдавать предпочтение инвесторам, гототым вложить большие суммы. Детальное описание процедуры заключения договора и получения опциона, ответы на часто задаваемые вопросы будут опубликованы в блоге 20 февраля. Заключать договора мы начнем с 10 марта 2014 года, а о результатах нашего краудинвестинга я обязательно напишу в блоге.

Вы сейчас проводите открытые встречи в городах, куда приезжаете. Что советуете тем, кто собирается открыть свой бизнес?

— Главное — понять, чего ты хочешь. Финансовой независимости, больше заработать или создать что-то глобальное. Как правило, когда ты только начинаешь, хочешь одного — выжить, ведь зарплату тебе никто не платит. Потом уже появляются цели изменить мир, обогнать конкурентов, слава…

Скажем, я пока не могу много зарабатывать — в основе нашего бизнеса прибыльные пиццерии, но управляющая компания на протяжении всех семи лет привлекает инвестиции и инвестирует все заработанные деньги. Мы, можно сказать, убыточные.

Но для вас самого это нормально?

На что идут эти инвестиции?

— В основном в IT, также в рост команды, аренду офиса в Москве.

Как пришли к тому, что нужно создавать собственную IT-систему, ведь существовало много готовых решений?

— Идея создать свою систему и сделать все онлайн, чтобы контролировать качество и эффективность бизнеса, была у меня изначально. Сегодня с телефона в онлайне мы видим, как работает бизнес в Китае. Это дает невероятные возможности по управлению. Мы не изобретаем велосипед, мы делаем его лучше. Главное отличие Dodo IS — мы делаем ее сами, контролируем полностью то, что делаем. Чем прекрасна техника Apple — и софт, и железо они делают сами, тоже контролируют всю цепочку. Мы так же — делаем бизнес и софт вместе. К тому же это большое преимущество для нас, так как мы хотим создать глобальную компанию.

Первые шаги на зарубежный рынок вы начали делать, еще не обосновавшись на ключевых точках российского рынка — в Москве и Петербурге. Как было принято решение о выходе в США, это ведь заполненный и довольно агрессивный рынок? Не считаете, что поторопились?

— Считаю. Но дело сделано, так что сейчас это выводы на будущее. Мы не сможем завтра развиваться в США, если мы не откроем там пиццерию сегодня — нужно собирать информацию. Ни одно исследование не даст тех данных, которые дает твоя работа и твои ошибки.

Но американцев вообще сложно чем-то удивить.

— Если почитаете отзывы, увидите, что мы удивляем американцев. Качество теста, ингредиентов — то, что они оценивают высоко.

Как партнеры за рубежом оценивают работу через Dodo IS?

— Тоже считают это суперпреимуществом. К примеру, сейчас немецкие предприниматели выбрали нашу сеть для партнерства, и главной причиной стала именно Dodo IS.

При этом предстоит еще очень много сделать. Несмотря на то что в Dodo IS вложены сотни миллионов рублей, мы в самом начале пути.

В России развивать глобальную компанию очень сложно. Во-первых, проблема языка, из-за этого барьера нам приходится пока отказываться от некоторых предложений

Есть ощущение, что раньше вы такого себе не говорили.

— Я меняюсь. Способность к изменению — главное условие развития. Получали где-то по морде, вместе с этим пришел опыт.

Мы планируем открыть 1500 пиццерий в течение примерно 4-5 лет

Рынок перспективный. Это массовое питание, и хотя, к сожалению, в кризис люди имеют меньше возможностей, они все равно будут продолжать тратить деньги на удовольствие, на праздник. А пицца — это возможность недорого сделать праздник. В кризис мы выросли на 30%: like for like, если сравнивать январь 2016-го и 2017‑го, рост по одному ресторану — 30–40%.

В Краснодарском крае пиццерии есть в пяти городах. Какие планы по развитию сети в регионе?

— Сейчас мы открываем два очень интересных объекта — в Геленджике и Анапе. Это будут большие пиццерии, в Геленджике с выходом на главный городской пляж, в Анапе на центральной прогулочной улице Горького, которая идет параллельно набережной. Помимо экспериментов с меню планируем построить большие комнаты отдыха для персонала — с игровой комнатой, душем, чтобы к нам приезжали на лето поработать и параллельно отдохнуть ребята из других регионов.

— О да, меня с тех пор называют Дон Пепперони. На самом деле, все отнеслись с пониманием. Мы осознавали, что если не сделаем эту историю публичной, это будет плохо. Поэтому я рассказывал о происходящем в соцсетях, беседовал с журналистами. В то же время за счет этой публичности мы втягивали наш бренд в ту историю, с которой мы бы не хотели, чтобы он ассоциировался. Это был риск, история вызвала огромный резонанс, но мы сделали это осознанно. Надеюсь, что со временем этот случай забудется.

После этого появлялась информация, что эта история была пиаром.

Не было ли моментов, когда такая открытость сказывалась негативно?

— Как ни странно, нет. Когда ты ведешь бизнес открыто, изначально выстраиваешь все честно и прозрачно, платишь все налоги и так далее. И если делаешь что-то неправильно, понимаешь, что это может всплыть. Не могу вспомнить ни одного серьезного минуса. Возможно, к минусам можно отнести то, что любые ситуации в компании очень быстро становятся публичными. И если есть вещи, которые в других компаниях не замечаются (то же увольнение сотрудника), у нас так не получится — мы как в реалити-шоу. Но такие моменты несопоставимы с теми плюсами, которые дает открытость.

— Фамилия Миллер в Альметьевске на слуху. Многие называют ее, когда говорят о примере успешного бизнеса. Что предшествовало этой репутации? С чего начинался ваш путь в предпринимательстве?

— Я прошел путь от грузчика до директора собственного предприятия. Родился в Альметьевске. Мои родители, так как они связаны с нефтяной отраслью, поехали развивать Север, и я учился в Нижневартовске Тюменской области, там окончил школу. В юности был увлечен животными, решил попробовать себя в сельском хозяйстве и поехал по направлению от одного предприятия учиться в Самарскую сельскохозяйственную академию. Окончил ее с отличием. Вернулся в 1995 году в Нижневартовск, но работу не нашел из-за кризиса, а компания, направившая меня ранее на учебу, обанкротилась.

К тому времени я успел жениться, у меня родился сын. Пришлось добывать деньги, пытаться прокормить семью, и я пошел работать грузчиком в торговую компанию. Тогда в принципе работала только торговля. Производство стояло. Спустя год меня начали повышать: высшее образование все-таки было, проявлял инициативу. В этой же компании дошел до начальника отдела продаж. Дальше меня позвал к себе мой дядя, который в Альметьевске работает в торговле, достаточно известный человек — Яков Робертович Миллер. Тогда торговля преимущественно велась в ларьках. У нас было пять точек. Мы преобразовали их в павильоны. Расширили ассортимент и так далее. Я помогал развивать дяде его бизнес.

В тот момент познакомился с ребятами из Coca-Cola, которые начали осваивать юго-восток республики, и пригласили меня. Работал с ними с 1997 по 2000 год. Тоже дошел до начальника отдела продаж. В 2000 году компания поручила мне найти предпринимателя, от лица которого проводилась бы дистрибуция торговой марки Coca-Cola в Альметьевске. Я подумал, что это возможность. С одним предпринимателем мы создали ООО, которое стало дистрибьютором. Успешно развивали оптовую компанию, получили контракты с Mars, Danone и так далее. Когда я уходил, там было уже около 40 миллионов оборота.

— Почему вы решили уйти из оптового бизнеса в общепит?

В 2006 году мы увидели объявление о том, что в достраивающийся торговый центр ищут арендаторов. В отделе аренды нам посоветовали забрать все площадки. Желающих работать в этом сегменте общепита в Альметьевске вообще не было. Посмотрели, как развивали эту тему в Перми, вдохновленные вернулись домой. Встал вопрос о деньгах. По подсчетам? нужно было в районе 12 миллионов. Денег таких не было. Мы искали способы. Обороты оптовой компании не позволяли вынимать оттуда деньги, дело само еще было молодое. К тому же партнеры не понимали моего желания реализоваться в сфере общепита. Они хотели, чтобы я развивался вместе с ними в дистрибуции продуктов. Но мне всегда хотелось заниматься своим делом.

— И как искали деньги?

— Порядка 8 миллионов нашли, взяв оборудование в лизинг. Остальное нужно было где-то искать. Выходом стал кредит под залог недвижимости, под 15–16 процентов, кажется. К сожалению, состояние российской экономики не позволяет кредитовать бизнесменов без обеспечения. Получив кредит, начали воплощать проект — и снова уперлись. Главная ошибка бизнесмена, когда он начинает новый проект, — недостаточно серьезное планирование. Мы запланировали 12 миллионов, а понадобилось 15. Нужно было на середине проекта еще 3 миллиона где-то искать. В оборот пошли квартиры родителей. Мы рисковали не только своими средствами, но и средствами наших семей. Вот такая получилась многозависимая схема.


— Тем не менее она сработала.

В 2013 году я стал читать блог Федора Овчинникова. Он начинал с книг, потом переключился на общепит, мне стало вдвойне интересно. Когда он в блоге упомянул о том, что будет открывать пиццерии по франчайзингу, я задумался: неужели эта пицца такая вкусная, что ради нее стоит платить деньги за франшизу?

Мы с женой сели на самолет и полетели в Сыктывкар. Пришли в его пиццерию, съели по пицце. Поняли, действительно круто, надо брать. Пришли к Федору, думали, нам дадут франшизу. Но за ужином с ним мы получили отказ. Принцип развития сети заключается в том, чтобы предприниматели были с горящими глазами, молодые, импульсивные, желающие снести все на своем пути. А я на тот момент был состоявшийся бизнесмен. Ездил на хорошей машине, имел хорошую квартиру и дом, и достаточно обеспечен был. Он сказал, что я не подхожу. Мы уехали ни с чем, ошарашенные, озадаченные.

— Какая схема позже помогла добиться своего?

— А то, что вы закладывали квартиры, — это что-то на грани слабоумия и отваги?

— Да, наверное. От безысходности приходят мысли на грани безумия. Но мы рискуем только сами, как физлица. Мы были уверены, что у нас получится. Почему бы и нет? Мы никого не подставляем, рискуем только собственностью своей семьи. В этом и есть суть предпринимательства. Ты предпринимаешь, рискуешь. Ты пан или пропал.

— Что помогло выбраться?

— Поддержка родственников. Не дали пасть духом. Поддержали и морально, и где-то материально. Конечно, жена моя, которая тоже всегда со мной, поддержала.

— Вы до сих пор ведете бизнес вместе?

— Есть конкуренция в достижениях?

— Конечно, есть. Жена обладает соревновательным духом. И мы немного состязаемся в этом плане. Мужские амбиции опять же никто не отменял — надо обязательно победить в этой гонке.

— Ваши сыновья тоже предприниматели?

— Но типичная для общепита текучка кадров вас не обошла?

— В Альметьевске очень сложная ситуация с кадрами. Она гораздо сложнее, чем в Казани. В столице наши вакансии очень востребованы среди студенчества. Средний возраст работников в казанских пиццериях — в пределах 22–23 лет. Менеджер у нас даже есть 20-летний. Такой молодой, уже руководит людьми. Что говорить, если управляющему сетью — 25 лет. Все молодые люди, все заряжены, мотивированы на карьерный рост, достижения.

Что касается Альметьевска, будем честны, за молодежную политику здесь взялись только в последние два-три года. Раньше все в обычном провинциальном направлении двигалось. Такая же история с отношением к образованию. Если говорить о торговом техникуме, который готовит кадры, то по крайней мере для нашей сферы он практически ничем не занимался, все было для галочки. На моих предприятиях работают единицы выпускников этого учебного заведения, хотя сотрудников — около 100. Это главная причина больших сложностей с кадрами в сфере общепита. Я сам участвовал в последний раз в сессии по возрождению техникума. Не знаю, насколько все сдвинется с места, но пока все так же плохо.

— Как вы предлагаете возрождать техникум?

— Но сами вы патриот и не уезжаете. И это при том что свои амбиции можете реализовать в любом другом городе.

— Да, я много чего в городе попробовал сделать как предприниматель. Стараюсь что-то сделать, чтобы город стал лучше.

— Вы входите в предпринимательский актив города. Что вам дает сотрудничество с местной властью?

— Как ваш бизнес переживает период пандемии коронавируса?

— Наверное, как и всей стране, и всем предпринимателям, нам тяжело. Я руковожу двумя компаниями, и каждая из них по-своему переживает этот непростой период.

— Насколько хорошо развит общепит в Альметьевском районе, на ваш взгляд?

— Я считаю, что развит плохо. Но только потому, что так развит спрос. Наши люди не особо-то созрели. Общепит развивается тогда, когда есть условия достаточно хорошие. Когда есть спрос, превышающий предложение, тогда, наверное, предложение начинает дорастать до спроса. Так как провинциальное из нашего города не ушло, тенденция к питанию дома серьезно развита. Город маленький, от дома до работы не особо большое расстояние. Поэтому того, что сейчас есть, наверное, хватает. Чтобы открываться новому, нужны места. На сегодняшний день законодательство так зажало условия развития бизнеса в сфере общепита, что сделать это очень сложно. На первых этажах жилых домов открываться нельзя. Все, что есть в Альметьевске на первых этажах, незаконно. Так же в Казани и где бы то ни было. Мест, которые были бы отдельно стоящими, готовыми для общепита, у нас практически нет. Вот такая дилемма. Нам бы хотелось иметь на центральной улице Ленина что-то, но в жилом доме это просто невозможно.

— Это только в моменты мероприятий. Если посмотреть в другие дни, особенно раньше, достаточно пусто было, никого нет. Слабый трафик здесь. Каток, который сейчас здесь есть, в принципе, зимой нас спасает. Синергия между нами и катком рождает здесь трафик. Это место вообще стало развитым в плане посещаемости. Здесь несколько точек общепита, люди выбирают, куда пойти. Мы помогаем тут друг другу в этом плане.

— Кто для вас конкуренты в Альметьевске?

— На каких условиях вы работаете с франшизой?

— Стандартные условия. Около 450 тысяч рублей паушальный взнос за открытие точки, а дальше роялти от 3 процентов в первый год. Со временем оно поднимается. Сейчас уже 6 процентов.

— Когда появилась первая пиццерия в Казани, вы говорили, что хотите открывать каждые полгода и в целом движетесь по намеченному курсу.

— Да. Но в Казани очень сложно с местами. Управляющая компания на данный момент ужесточила условия. Мы не открываем где хотим. У нас есть видение на открытие определенной локации, отправляем ее управляющей компании, но там могут посмотреть на нашу идею под особым углом и отказать. Мы ищем. Когда найдем, будем открываться. Казань динамично развивается, мы не одни на рынке, достаточно конкурентно все.

— Как долго окупаются первые 15 миллионов, вложенные в создание пиццерии?

— Если говорить про Альметьевск, — пять лет. В Казани — в пределах трех-трех с половиной лет.

— Система рейтингов позволяет оценить уровень сервиса и качества каждой пиццерии. На это опирается наша управляющая компания. Мы, естественно, не знаем тайного покупателя в лицо. Отдел контроллинга в соцсетях отбирает людей, которые будут тестировать наш продукт. Любой человек может стать тайным покупателем. Ему выдают определенный чек-лист, по которому он оценивает нашу пиццерию: тепло ли ему, комфортно, чем пахнет в кафе. Дальше он заказывает пиццу, оценивает вплоть до того, есть ли на ней пупырышки, которые являются для нас критерием качества теста.

Если пиццерия в течение 12 недель падает ниже 85 баллов из 100, выносится предписание на устранение недочетов. Если недочеты не устраняют, пиццерию могут лишить права носить бренд, отключат от системы. У нас все работает на интернете. Касса наша напрямую работает через серверы компании. Мы очень зависимы от управляющей компании. Естественно, стремимся к лучшему. По последним данным, три наши пиццерии находятся на первом месте, Альметьевск — на третьем месте из 585 пиццерий в России. В целом мы молодцы. И уровень менеджмента у нас достойный.

— Сложно доставить пиццу за час? Как это делается в Альметьевске и в Казани?

— Это непросто, конечно. У нас есть свои курьеры. Они мотивированы. Им нравится работать у нас. Они получают достойную зарплату. Текучка там есть, но она в рамках среднестатистических показателей. Мы знаем, какая примерно будет выручка. В определенные дни мы ее прогнозируем и выводим необходимое количество курьеров, чтобы успевать. Если вы откроете сайт, то увидите среднее время доставки каждой пиццерии. Мы сейчас доставляем по Альметьевску в пределах 25 минут, в Казани — за 30 минут. Но все это пришло не сразу. Когда у нас была одна-две пиццерии, приходилось туго. Доставляли за 45–60 минут. Бывает, мы опаздываем. Но в таком случае принцип действует неизменно: вручаем пиццу бесплатно. Если кто-то нарушит этот принцип, есть кол-центр, который от нас не зависит, он находится в управляющей компании. Любой человек может туда позвонить. Система достаточно умная и не позволяет нам расслабляться.

— Получается как в книге о Федоре Овчинникове — ботаники делают бизнес?

— Да. Приходят в эту сферу люди ищущие, которые пытаются что-то новое привнести, перевернуть традиционный бизнес, привнести новые тренды. Новичкам вообще всегда везет. Тот, кто приходит и заново смотрит на любое дело, может изменить его в лучшую сторону.

— Вы ботаник?

— Думаю, сейчас уже нет. Я был ботаником давно, даже когда-то очки носил. Этот период проходит. Ботаник — это когда ты с открытым забралом идешь на проблемы, делаешь много шишек на своем теле, ошибаешься, исправляешь, падаешь, встаешь. Я считаю, что этот период уже прошел. Но он, конечно, был. Сейчас на этой стадии мои сыновья находятся. Но, к счастью, я человек, который уже набил много шишек, и я во многих вещах не даю им ошибаться или больно падать. Они падают, но не больно.

— Чем вы увлекаетесь в свободное время?

— Назовите, пожалуйста, три секрета успешного бизнеса.

— Самое главное — нужно пахать. Пахать беззаветно, постоянно, не останавливаясь ни перед чем, несмотря ни на что. Второе — нужно делать выводы из ошибок и учиться на своих ошибках, падать, вставать и снова делать выводы. Третье — качественно делать свою работу. Деньги придут сами собой.

Федор Овчинников

Как сделать рентабельным книжный магазин?

Фото 1. Покупателей в книжный магазин привел онлайн-блог.

Фото 1. Покупателей в книжный магазин привел онлайн-блог.

Ниша выбрана неуникальная – многие компании уже предлагали приготовление и доставку пиццы на дом. Требовалось найти что-то свое, и, кажется, у Федора это получилось – в основу бизнеса легли полная открытость, технические инновации и контроль самого Овчинникова за каждым этапом процесса.

Многие не верили в успех будущего предприятия и отговаривали бизнесмена от создания такого регионального предложения. Никто не делал прогнозов, что компания вырастет в федеральную сеть. Но всё получилось: в 2011 году с небольшого полуподвала и арендованного оборудования году фирма буквально за полгода достигла выручки в 1 млн. рублей. Прошло еще шесть месяцев, а показатели увеличились вдвое. В чем секрет?

Конкуренты у Овчинникова были серьезные — Domino's, Papa John's и Pizza Hut. Но бизнесмен обошел их, используя собственные стратегии:

    Фирменный рецепт. Конечно, это был не основной, но весомый аргумент в пользу выбора продукта клиентом. В поисках участвовал сам Федор.

Фото 2. Фирменные рецепты пиццы в интересной упаковке.

Фото 2. Фирменные рецепты пиццы в интересной упаковке.

  • сеть розничных заведений, в которой производится сама пицца;
  • франчайзи-продукт с поддержкой партнерских пиццерий;
  • фирма по разработке информационных систем.

В розничной сети не только создается сам продукт – здесь тестируются различные технологии, проверяются новые рецепты, внедряются бизнес-процессы и проверяются маркетинговые решения. Если говорить о самой кухне, то и здесь Федор действует по принципу тотальной открытости: все интересующиеся могут наблюдать за приготовлением своего заказа по веб-камерам. Хотите личную экскурсию? Её тоже проведут в любой момент.

Заглянем на кухню фирмы?

А уже во время этой экскурсии посетители убеждаются, насколько ответственно относятся к приготовлению пиццы – здесь тщательно следят за гигиеной и свежестью, никто не имеет права зайти без специальных бахил и шапочек. Сотрудники не могут съесть ни одного куска пиццы, не заплатив за нее. Такое отношение идет на пользу, мотивируя персонал выполнять свою работу качественно и как можно лучше.

Фото 4. При необходимости Федор может и тесто замесить, и полы помыть.

Фото 4. При необходимости Федор может и тесто замесить, и полы помыть.

Федор признается: у его мастеров, может, и не быть особых талантов, они ориентируются на проверенные формулы и ингредиенты. Это помогает создать сильный продукт – всегда свежую, горячую и вовремя поданную пиццу.

Нет секретов: была создана система, помогающая стабильно получать вкусную пиццу на свежем тесте. Весь процесс приготовления занимает 12 минут. Технология каждого рецепта сбалансирована – ей легко следовать.

Оптимизация процессов коснулась и работы с тестом – вычислена идеальная температура для выпечки. Овчинников пошел еще дальше: написан учебник, который позволяет приготовить требуемый продукт.

Бизнесмен ввел фанатичный контроль за качеством на каждом этапе системы. Все залы спроектированы с открытой кухней – гости видят из чего и как готовится пицца.

Маркетинговая политика

Рейтинг публикуется на специальном сайте: по его результатам лучшие из пиццерий получат бонусы, а если у кого-то были систематические провалы – такое заведение исключается из сети. Конечно, на эмоциях никто не работает: расстаются только с теми, кто намеренно пренебрегает рекомендациями и портит имя бренда перед клиентами.

Овчинников сформировал уверенность: продукт – это не только еда, но и сервис. Детали продумываются до мельчайших подробностей для того, чтобы пиццерия стала любимым местом отдыхом всех зашедших в неё.

Маркетинговые акции настроены на повторные покупки клиентов. Не менее чем раз в два месяца придумываются и рекламируются новые предложения. А для постоянных клиентов действуют бонусные программы.

Партнерские и франчайзинговые программы

Фото 5. Овсянников – ходячая реклама для франчайзи своего бренда.

Фото 5. Овсянников – ходячая реклама для франчайзи своего бренда.

Овчинников не придумывал ничего нового: за основу пошла уже существующая модель, которую улучшили, внедрили свои стандарты качества и создали такую сеть, в которой все франчайзи помогают друг другу. Помогает им в этом собственная информационная система.

Техника управляет реальностью

Ядром работы стала уже упомянутая Dodo IS – она работает в браузере. Краткое пояснение принципа работы такой системы:

Когда Федор и его команда только начали разрабатывать этот софт, многие отговаривали: мол, зачем, если существуют готовые решения? Овчинников приводит железные контраргументы:

  1. Специализированные программы всегда лучше универсальных потому, что они заточены под конкретные бизнес-процессы.
  2. Такое ПО оказывается выгодным в долгосрочных перспективах.
  3. Увеличится эффективность в работе с розничными операциями.
  4. Это является отличным инструментом франчайзингового контроля.

Новое слово в инвестициях

Но Овчинников возражает: для начала планируется всего 80 млн. рублей. При этом инвестором может стать каждый желающий – минимальный порог инвестирования составляет всего 300 000 рублей.

Весь секрет в форме организации компании: владельцем всех активов является АО. Оно было создано в западной юрисдикции и поддерживает зону действия английского права. Бизнесмен считает: подобный формат лучше всего подходит для работы небольших акционерных обществ. Законодательство РФ проявляет в их отношении мало лояльности: для ООО нужно большое количество инвесторов и обязательно нотариальное удостоверение всех сделок (и не больше 50 участников), ОАО создается долго и очень сложно.

Решение не сказывается на желании оптимизации налогообложения – все компании, работающие в России, платят налоги в отечественную казну.

Фото 7. Миллиардный доход – отличный показатель.

Фото 7. Миллиардный доход – отличный показатель.

Федеральная сеть из Сыктывкара

Федор честно признается: не стремится в Москву, центр фирмы останется в Сыктывкаре.

Фото 8. Максим Котин написал о нашем герое бестселлер.

Фото 8. Максим Котин написал о нашем герое бестселлер.

Огромный успех компании, минимальные ежемесячные заказы начиная от полуторамиллионной цифры и вхождение в рейтинг 25 наиболее успешных молодых российских предпринимателей. Этот список еще будет становиться только больше – это говорит о том, что к опыту Федора Овчинникова стоит прислушаться.

Читайте также: