Кто учредил полицию в россии

Обновлено: 30.06.2024

Полиция России Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы Министерства внутренних дел [3] . До 2011 года называлась милицией.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы человека, гражданина Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов МВД и руководители подразделений полиции [4] .

В документе сказано, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.


Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены. (17 ноября 2019)

Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи вновь организована с 1 марта 2011 года в Российской Федерации [5] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

XVI век

В 1504 году на Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу без освещения. Впоследствии царь Иван Грозный учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. К. А. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

XVII век

По указу от 14 августа 1687 года [6] дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

В 1669 году вместо Губных старост и Губных целовальников были повсеместно введены сыщики.


XVIII век

В 1715 году Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию [7] . Первоначально штат Петербургской полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. В городах на перекрёстках улиц, у наиболее важных административных учреждений стояли будочники, которые наблюдали за благочинием и чистотой на улицах города.

27 мая ( 7 июня ) 1718 года генерал-полицмейстером столицы был назначен генерал-адъютант Антон Девиер [8] . Для решения задач генерал-полицмейстеру передавались как созданная в 1715 г. Полицмейстерская канцелярия (по смерти Петра I — Главная полицмейстерская канцелярия), так и один армейский полк. Все чины этого полка становились полицейскими служащими. Стараниями генерала Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба.

19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [9] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.

В 1762 году была учреждена должность Главного директора над всеми полициями, подчинявшегося непосредственно императору. На неё был назначен Н. А. Корф. Ему было поручено учредить полицмейстеров в тех провинциях и городах, где он сочтёт нужным.

В 1774 году для выполнения полицейских обязанностей в сельской местности были введены должности сотских и десятских из крестьян.

XIX век


В 1802 году полиция была передана в ведение созданного Министерства внутренних дел. В 1811 году было создано отдельное Министерство полиции, которое в 1819 году было вновь слито с Министерством внутренних дел.

В 1837 году было издано положение о земской полиции, по которому главой полиции в уезде стал выбиравшийся дворянством земский исправник. Ему подчинялись назначавшимся губернским правлением становые приставы. Им, в свою очередь, подчинялись десятские, сотские, пятисотские и тысяцкие из крестьян [12] .

В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

В 1866 году в уездах Царства Польского была учреждена земская стража.


Форма городового и ротмистра Отдельного корпуса жандармов в конце XIX века. Почтовая марка России 2013 года.

Впервые в Российской полиции специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 ( 12 января 1867 ) года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и некоторых других крупных городах.

С 1889 года начальник полиции уезда стал называться уездным исправником.

Отечественная война 1812 года

Перед тем как наполеоновские войска вошли в Москву, полиция занималась эвакуацией населения, вывозом важнейших документов, исторических ценностей, а так же поджогом зданий, чтобы те не достались врагу. Так начался большой московский пожар [14] .

По предписанию генерал-губернатора Ростопчина полиция сожгла город, оставленный жителями, где, по крайней мере, не осталось „ни одного дворянина“, по заверению Кутузова. Это было самое главное, — прочие сословия могли и потерпеть. Как всегда бывает, полиция пришла в данном случае на помощь патриотизму обывателей. Михаил Покровский

Система званий и чинов в полиции Российской империи

XX век


В 1903 году в сельской местности, первоначально в 46 губерниях, была введена уездная полицейская стража. К 1916 году она распространялась на 50 губерний.

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

Милиция Временного правительства

Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Милиция Советской России и СССР

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

16 апреля 1918 года НКВД РСФСР обязал исполкомы местных Советов, установить следующую единую структуру управленческих отделов, включающую подотделы милиции.

1 августа 1918 года в составе Отдела местного управления НКВД РСФСР было создано Управление советской рабоче-крестьянской милиции, первым заведующим которого стал А.М. Дижбит.

Один из первых случаев привлечения добровольцев для оказания помощи органам милиции имел место в 1926 году в Ленинграде (приказ начальника милиции Ленинграда № 120 за 1926 год [18] ), в соответствии с которым на ряде промышленных предприятий и в учреждениях города были созданы комиссии общественного порядка (КОП), в 1927 году в городе работали 240 комиссий, объединявших 2300 активистов. Комиссии оказали значительную помощь в работе с пьяницами и борьбе с хулиганством [19] .

В 1929 году было разработано Положение об обществах содействия милиции [20] .



В 1931 году в милиции Москвы впервые был создал отдел регулирования уличного движения (ОРУД), 1936 году были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).

В 1937 году были созданы отделы по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС) [16] [17] .

Великая Отечественная война


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. При обороне Москвы были созданы специальные отряды из милиции. 9 октября 1941 года начальник Управления НКВД Москвы издал приказ, в котором говорилось [22] :

В целях лучшей управляемости и сплочения всего личного состава НКВД и милиции в военных условиях, а также повышения боевой подготовки приказываю моему заместителю В.Н. Романченко сформировать из личного состава Управления гормилиции, райотделов НКВД и милиции г. Москвы отдельную дивизию. Начальнику Управления пожарной охраны г. Москвы майору госбезопасности И.Н. Троицкому – отдельную бригаду. Заместителю по кадрам т. Запевалину – из сотрудников НКВД особый батальон.

Послевоенный период

В 1946 году НКВД СССР был переименован в МВД СССР. В 1949 году Главное управление милиции было передано из МВД СССР в МГБ СССР, а в 1953 году было возвращено в состав МВД СССР.


Первым штатным специальным подразделением в системе МВД СССР стал Отряд милиции специального назначения ГУВД по городу Москве, образованный 9 ноября 1978 года [28] [29] .

3 октября 1988 года министр внутренних дел СССР издал приказ о создании отрядов милиции особого назначения (ОМОН) [27] .

Полиция предназначалась для защиты жизни, здоровья, прав, свободы граждан России и иностранных граждан. Полиция приходит к гражданам, которым нужна защита от преступных или противоправных посягательств. Органы оказывают содействие федеральным органам государственной власти

Краткая история


Термин полиции начал активно использоваться Петром Великим в учреждении, отвечающем за надзор и общественный порядок.

За несколько сотен лет учреждение стало представлять собой регулируемый механизм для поддержания общественного порядка.

Руководство ранее было в ведении МВД. Департамент полиции был включен в эти органы. Кто входил?

  • Городское полицейское управление, то есть части, и участки, во главе которых были частные и участковые надзиратели.
  • Городовые офицеры задачей, которых было докладывать о беспорядках и народных слухах.
  • Полицмейстеры. Руководитель обычно был статским советником или майором

С 1860 год города стали разделяться на полицейские участки. Во главе обычно стоит пристав. Нижние чины именовались городовыми. Во главе уездного полицейского стоял исправник. Каждый уезд был подразделен на 2-4 стана. Во главе каждого, был становой пристав. Ближайшим помощником пристава являлся полицейский урядник. Урядником был казачий офицер.

Ранее МВД выглядел таким образом:

Департамент полиции состоял из отделов:

  • Устройств и надзора за деятельностью полиции;
  • Кадров;
  • Выдачи документов, удостоверяющих личность;
  • Борьбы с пожарами.

При поступлении на службу унтер- офицер подбирал данные о благонадежности родственников. Поступивший давал подписку, что он будет служить не менее 5 лет.

Основные задачи и деятельность министерства внутренних дел РФ

Полиция создавалась для защиты жизни граждан, а также их охраны прав и свобод. Правовую основу составляют Конституция, международные права и договоры, конституционные законы, законы о полиции и иные федеральные законы, указы Президента и Правительства России.

Деятельность полиции осуществляется по направлениям:

  1. Защита общества, личности от посягательств;
  2. Предупреждение нарушений;
  3. Розыск лиц;
  4. Производство по делам об административных нарушениях;
  5. Обеспечение правопорядка в общественных местах;
  6. Обеспечение безопасности ПДД;
  7. Контроль за соблюдение закона;
  8. Охрана имущества;
  9. Пресечение правонарушений.

При осуществлении деятельности полиция руководствуется следующими принципами:

  • Законности;
  • Беспристрастности;
  • Соблюдения и уважения прав;
  • Открытости;
  • Публичности в деятельности;
  • Общественного доверия;
  • Поддержки граждан;
  • Взаимодействия и сотрудничества;
  • Использования в деятельности достижений техники, науки;
  • Соблюдения свобод человека.

Руководит полицией Президент через МВД. Управлением занимает министр, руководители органов, руководители подразделений.

Профессия полицейский

Профессия сотрудника полиции является наиболее востребованной на рынке труда. Полицейский – это главных страж общественного порядка. Крупное мероприятие невозможно без участия полицейских. В будние дни сотрудники патрулируют главные улицы города. Полицейские обеспечивают сохранность здоровья и имущества граждан. Если лицо нарушает закон, то полицейский несет ответственность за нарушителя. Сотрудники должны принимать и регистрировать заявления о преступления, административных правонарушениях и происшествиях.

Полицейские могут проводить беседы, лекции в организациях. Также могут применять силу, но только в крайних случаях.

Полномочия и обязанности сотрудников


Сотрудник полиции должен знать и соблюдать Конституцию РФ, а также законодательные и нормативные правовые акты. Кроме того, необходимо:

  1. Знать и исполнять должностной регламент, положения иных документов, определяющих права и служебные обязанности;
  2. Обращаться по служебным вопросам к непосредственному руководителю или к начальству;
  3. Соблюдать выполнение служебных обязанностей прав и интересов граждан;
  4. Поддерживать уровень квалификации для выполнения служебных обязанностей;
  5. Обеспечивать организацию собраний и митингов;
  6. Соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  7. Не разглашать сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой законом тайной;
  8. Обеспечивать безопасность граждан, а также порядок на улицах.
  9. Прибывать на место совершения преступления или административного правонарушения;
  10. Беречь имущество государства;
  11. Представлять в обязательном порядке сведения о доходах или расходах.

Полицейский должен рассматривать заявления, поступающие к нему от граждан, участвовать в патрулировании. В его обязанности выходит выявлять причины преступлений и административных правонарушений.

О внештатных сотрудниках

Внештатные сотрудники полиции также принимают участие в жизни граждан. Рядовые используются в полиции для охраны общественного порядка и в службе по оперативной работе.

В подразделение полиции по охране общественного порядка входят участковые инспектора, сотрудники Госавтоинспекции и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Порядок подбора внештатных сотрудников полиции определяется приказом МВД. Привлекаться могут граждане не моложе 18 лет. При этом рядовые должны положительно характеризоваться на производстве, по месту учебы и месту жительства.

Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по направлениям:

  • Розыск преступников;
  • Защита общества, личности, государств;
  • Предупреждение преступлений;
  • Осуществление безопасности дорожного движения;
  • Обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • Производство криминалистической деятельности.

При рассмотрении привлечения сотрудников в внештатной деятельности учитывают ограничения, связанные со службой МВД.

Какие есть подразделения?

Существуют следующие подразделения полиции:

Как реализуется охрана правопорядка?

Охрана правопорядка включает совокупность мер по достижения целей режима законности. Охрана правопорядка устраняет препятствия, мешающие воплощению в жизнь прав и признания законов.

Какие функции осуществляют правоохранительные органы?

  • Исполнение судебных решений;
  • Оказание общественного порядка и юридической помощи;
  • Прокурорский и конституционный контроль;
  • Обеспечение безопасности;
  • Профилактическая деятельность.

О налоговой полиции


Согласно статье 5 закона в число налоговой полиции входят:

  1. Органы федеральной службы налоговой полиции РФ;
  2. Федеральное значение, автономной области в сфере налогового контроля;
  3. Органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт- Петербурге.

Органы налоговой полиции выявляют и предупреждают налоговые преступления. Налоговая полиция должна проинформировать правоохранительные органы для предупреждения, выявления и пресечения коррупции в налоговых органах.

Налоговая полиция подразумевает два состава преступлений:

  • Ответственность за уклонение о подачи отчетности;
  • Сокрытие прибыли, иных объектов налогообложения.

О военной полиции

Военная полиция – служба в ВС для поддержания порядка и законности. Несколько лет планировалось ввести институт военной полиции. Данное подразделение должно было находиться в ведении Минобороны РФ еще в 2006 году. Однако создание военной полиции в 2010 году было приостановлено. По прошествии года данный орган управления был создан. Сейчас военная полиция, по сути, видоизмененная военная комендатура. Военную полицию создали для защиты и охраны военных, гражданских лиц, которые находятся на сборах.

  1. Обеспечение безопасности дорожного движения в ВС;
  2. Обеспечение охраны важных объектов Минобороны;
  3. Разработка проектов законодательных и иных НПА РФ;
  4. Разработка и реализация планов строительства;
  5. Первая помощь, поддержка в особых случаях;
  6. Координация действий полиции при чрезвычайном положении и военном режиме.

Как можно поступить на службу?

Для того чтобы стать полицейским нужно иметь высшее профессиональное образование по специальности. Для ведения деятельности достаточно диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного в колледже или техникуме.

Рядовые полицейские могут занять положение после службы в Вооруженных силах. Для этого нужно узнать в ОВД есть ли вакансии. Однако необходимо понимать, что вакантное место не достанется человеку без специальных знаний. Получить образование можно в заведениях системы внутренних дел:

  • Академия управления МВД;
  • Краснодарский институт МВД;
  • Московский институт МВД;
  • Санкт- Петербургский университет МВД;
  • Академия в Волгограде.

Для поступления и обучения необходимы результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознания, истории. Так же нужно сдать нормативы по физической подготовке.

Экипировка

Сотрудники МВД имеют право применять специальные средства если:

  1. Производится нападение на гражданина или сотрудника полиции;
  2. Пресекать преступления или административного правонарушения;
  3. Освобождать насильственно удерживаемых лиц захваченных в зданиях;
  4. Пресекать сопротивления;
  5. Задерживать лиц, застигнутых при совершении преступлений или в попытках скрыться.

Какие средства можно использовать?

  • Газовые средства;
  • Специальные палки;
  • Электрошоковые устройства;
  • Светошоковые устройства;
  • Световые и акустические специальные средства;
  • Средства принудительной остановки транспортного средства.

Какая техника в распоряжении?

В распоряжении техника:

  1. Форд Фокус;
  2. БМВ;
  3. Лада Приора, Лада Гранта, Лада Веста;
  4. Ваз 2114, 2115;
  5. УАЗ 452, Хантер, Патриот
  6. Ваз 2121;
  7. Камаз 43114;

Какие инструменты еще помогают бороться с преступностью?

Вооружение полицейских


Сотрудник МВД имеет право применять физическую силу, специальные средства, огнестрельные оружия. Не допускает применения вооружения, которое может нанести чрезмерно тяжелые ранения.

Сотрудники не имеют право применять физическую силу, оружие, которое может создать угрозу жизни и здоровья гражданина.

Средства активной обороны предназначаются для активного воздействия на нарушителя. К ним относятся:

  1. Резиновые палки;
  2. Наручники;
  3. Патроны с резиновыми пулями;
  4. Ручные гранаты;
  5. Аэрозольные упаковки.

Специальные устройства могут применяться для пресечения преступлений, отражения нападения на граждан или сотрудников полиции.

Запрещается наносить удары по голове, шеи, животу и половым органам. У сотрудников полиции есть специальные средства, содержащие слезоточивые вещества. Также у них есть наручники, которые используются для пресечения сопротивления, оказываемого сотрудником полиции.

Окрашивающие и маркирующие средства применяются для выявления совершенных правонарушений. Электрошокеры используются полицией для отражения нападения на гражданина.

Полиция – орган, являющейся составной частью системы МВД. В РФ полиция существует и предназначена для охраны общественного порядка на территории страны и для поддержания безопасности общества. Полиция представляет от имени государства защиту на территории России.


Сергей Пашин: Изменений достаточно много. Новый закон существенно расширяет полномочия полицейских, при этом никак не решая уже существующие проблемы МВД — скажем, ситуацию вокруг пресловутой палочной системы.

Майор Скорость. Как российский полицейский устал бороться с наркодилерами и сам начал продавать амфетамин в даркнете

Майор Скорость. Как российский полицейский устал бороться с наркодилерами и сам начал продавать амфетамин в даркнете

Троих российских полицейских обвинили в изнасиловании на службе. Почему суд оправдал их?

Приведу один пример: полицейские преследуют подозреваемого. Если на него как на причастного к преступлению укажут потерпевший или очевидцы, то сотрудники МВД в ходе оперативных мероприятий смогут вторгаться на территорию частной квартиры и дома, когда возникнет такая необходимость.

Но может быть такая ситуация, что полицейский агент подаст заявление — мол, я очевидец. А завербованный агент как доверенное лицо всегда скажет то и укажет на того, кто нужен полицейским. И они на этом основании смогут вламываться в любое жилище.

Как простому человеку защитить себя от таких злоупотреблений?

Как минимум нужно звонить на горячую линию или вышестоящему начальству полицейских, а также сообщать о происходящем в соцсети, причем лучше все это делать одновременно.

На Западе такая ситуация невозможна в принципе — там полиция при входе на частную территорию обязана предъявить судебный ордер

Вы упомянули про работу полиции на Западе. Насколько полномочия российских полицейских в их новой версии отличаются от полномочий их западных коллег?

На Западе есть представление о стандартах доказанности. Если полицейский в США, к примеру, решил проверить машину, то у него для этого должны быть реальные основания — вроде доносящегося из салона запаха марихуаны или неоплаченных штрафов у водителя. И потом полицейский должен об этом сообщить в суде под присягой.


Фото: John Moore / Getty Images

Тут все гораздо хуже, чем с проникновением в жилища, поскольку речь идет не о преступлениях, а о происшествиях вообще. А под это определение в принципе подпадает все, что угодно. К примеру, полицейский получил обращение о том, что неизвестный ударил некую машину во дворе. Формально это — происшествие.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Но главная проблема даже не в этом. Важно другое — будут ли результаты осмотра машины по новым правилам использоваться как доказательство?

Если будут, то не появится ли после такого осмотра в салоне автомобиля, скажем, пакетик с героином? Его может оставить сам полицейский, а потом оформить все так, что наркотик обнаружил в ходе осмотра. Так что главный вопрос с юридической точки зрения — это именно то, чем будут считаться итоги таких осмотров автомобилей.


Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

Наконец, третий повод для вскрытия автомобиля, который теперь официально появится у полицейских, — это подозрение в том, что водитель пьян. Как вы оцениваете это?

Полагаю, что такая норма касается случаев, когда пьяные водители закрывались в авто, а полицейские думали — бить им стекло в машине или нет, вытаскивать нарушителя за шиворот или нет. Теперь сотрудники МВД оградили себя от подобных сомнений.

Тут стоит обратить внимание, что речь не идет о предметах, изъятых из гражданского оборота — таких, как оружие или наркотики. Раньше подозрения в наличии именно таких предметов служили основаниями для досмотра. Скажем, полицейские наблюдали за местом сбыта наркотиков, видели, как совершалась сделка, а потом досматривали человека.

Теперь же, судя по тексту документа, полицейские смогут трясти гражданина просто потому, что им показалось — при нем есть что-то украденное, абсолютно любой предмет вплоть до буханки хлеба или гайки с болтом


Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Защитники расширения полномочий полиции упирают на то, что благодаря им сотрудники МВД смогут быстрее и эффективнее бороться с преступлениями, не тратя лишнее время на формальности. Как вы оцениваете такой тезис?

Он абсолютно не сходится с реальностью — сегодня ни для кого не секрет, что когда силовикам нужно вскрыть дверь, на место быстро приезжают люди с бензорезами. У полиции уже есть все, что нужно для быстрой и эффективной работы. Просто необходимо соблюдать баланс прав, интересов и возможностей.

Одно дело — санкционированные и законно полученные судебные постановления. Совсем другое — полиция, действующая по своему усмотрению

Ведь полицейские могут превысить полномочия даже из самых лучших побуждений. Любой сотрудник МВД — это обычный человек. Он может увлечься, может ошибиться, полагая, что делает все для законности и порядка. А страдать в итоге будут простые россияне.

Но ведь и сейчас если полицейские применяют спецсредства или оружие, они должны уведомить прокурора. И что, это кого-то спасло?

Да, это повод для дальнейшего ведомственного разбирательства, возможно, — расследования. Но все ведь происходит уже постфактум. Вместо того чтобы получить постановление суда на проникновение в жилище, полицейские просто уведомляют о нем прокурора. И тут очень важный момент — ведь прокурор по своей сути чиновник исполнительной, административной, а не судебной власти.

Можно ли как-то доработать расширение полномочий полиции, не отменяя его?

Главное, что необходимо, — это обязательная судебная санкция на нарушение конституционных прав гражданина. Второй момент: нельзя путать расследование, которое ведут дознаватели, и деятельность патрульных в условиях необходимости. Одно дело — задержать человека, который совершил убийство и сбежал к кому-то в квартиру.

Но руководствоваться при проникновении на частную территорию показаниями потерпевшего или очевидца, рассказавшего о преступлении, которого, возможно, и не было, — это совсем иное. А вообще, расширяя полномочия полиции, законодатели заодно сильно расширили возможности для фальсификации доказательств.


Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Если обстоятельства сложатся против невиновного человека, останутся ли у него шансы избежать тюрьмы с учетом расширенных полномочий полицейских?

Такое впечатление, что полицейские не пытают, не грабят, не фальсифицируют доказательства. Дать полицейским новые права — это значит поставить под еще большую угрозу нашу безопасность.

Несмотря на отсутствие закона о муниципальной милиции, в некоторых населенных пунктах РФ региональные власти учредили милицейские отделения. Задача их работников — помогать полицейским заботиться о безопасности граждан.

Милиция в оцеплении

Что такое муниципальная полиция

Муниципальная (местная) полиция — это правоохранительный орган, контролируемый местными представителями власти. Финансирование работников организации осуществляется за счет средств того населенного пункта, в котором находится подразделение.

История создания

Первые такие подразделения начали появляться в середине 1990-х гг. Их сотрудники должны были подчиняться властям населенного пункта, в котором осуществляли свою деятельность. Однако местное самоуправление только финансировало работников. Милиционеры находились в подчинении руководства МВД России. Из-за несовершенства законодательства идея создания муниципальных милицейских подразделений оказалась неудачной.

Повторная попытка создать правоохранительный орган местного подчинения предпринималась в 1999 г. по указу президента РФ.

  1. Муниципальные подразделения будут подчиняться региональным властям и переходить в ведение МВД РФ только в особых случаях (военные действия, контртеррористические операции и т. д.).
  2. Милиционеры имеют те же права и полномочия, что и представители федеральных правоохранительных органов.
  3. Деятельность местной милиции будет регламентироваться федеральным законодательством.
  4. Создание инспекций — это право, а не обязанность региональных властей. Руководство получает права на организацию инспекций в случае необходимости приема на работу дополнительных сотрудников правоохранительных органов. Власти должны иметь средства на оплату труда милиционеров.

Однако эксперимент, проводящийся под руководством МВД России, воспринимался как формальность, необходимость исполнения президентского указа. Новая попытка также окончилась неудачей.

Муниципальная милиция

Правовая сторона вопроса

Законопроект о создании в регионах РФ муниципальных инспекций неоднократно выносился на рассмотрение в Госдуме депутатами партий "Справедливая Россия" и КПРФ. Однако каждый раз правительство отклоняло рассмотрение проекта.

Несмотря на отсутствие законодательного акта, разрешающего создание таких полицейских подразделений, местные власти имеют право их создавать на основании федерального закона №131 от 6 октября 2003 г. Законодательный акт предоставляет муниципальному руководству возможность открывать полицейские подразделения, не находящиеся в подчинении у МВД России.

Функции муниципальной полиции

Поскольку федерального законодательного акта о создании местных правоохранительных органов не существует, четкие границы деятельности полицейских не установлены. Полномочия могут иметь отличия в зависимости от населенного пункта. В большинстве случаев сотрудники муниципальной полиции обязаны обеспечивать безопасность граждан, например, на массовых культурных или спортивных мероприятиях.

  1. Проведением досмотра.
  2. Доставкой нарушителей закона в полицейское отделение, а находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении — в больницу.
  3. Составлением протоколов об административных правонарушениях.
  4. Поиском пропавших людей.

Деятельность стражей правопорядка ограничена территорией населенного пункта, который они патрулируют. Сотрудники муниципальной полиции проходят силовую подготовку. Они имеют право на ношение оружия. Им выдают форму, имеющую отличия от формы полицейских.

Милиция в Ижевске

Где она есть

Структуры, носящие названия "муниципальная инспекция" и "муниципальная милиция (полиция)", существуют в некоторых городах РФ:

  1. В Ижевске (Республика Удмуртия). Правоохранительный орган был образован в 2012 г. Сотрудники имеют право взыскивать дебиторские задолженности и наблюдать за соблюдением законодательных норм. Полицейские могут предупреждать, выявлять и документально фиксировать нарушения законодательных актов. Сотрудники также обязаны заниматься профилактикой экстремизма и терроризма. В их задачи входит защита прав городской администрации в суде.
  2. В Златоусте (Челябинская область). Милицейское управление в этом городе было создано в 2014 г. Милиционеры должны заниматься поиском безбилетников в общественном транспорте и авторов объявлений, наклеенных в не предназначенных для этого местах. Сотрудники подразделения обеспечивают безопасность жителей Златоуста на праздничных мероприятиях. Милиционеры имеют право на ношение газового оружия.
  3. В Шахтах (Ростовская область). Местный правоохранительный орган в городе Шахты был учрежден в 2013 г. Сотрудники подразделения занимаются организацией мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки. В обязанности милиционеров входит контроль за проведением благоустройства города, участие в развитии коммунального хозяйства и транспортной системы, а также в деятельности административной комиссии.


Другой пример: наследник российского престола был встречен на пристани города Углича огромной толпой горожан и крестьян из окрестных сел. Будущий император Александр III со свитой долго не мог пройти сквозь плотную массу людей к городскому собору, а расчищать ему дорогу было некому, так как на весь уездный город Углич приходилось всего 2 полицейских чина.

Полиция в Российской империи была очень малочисленной структурой, численность полицейских чинов в губерниях редко превышала две-три сотни человек. Так, в начале XX века в Калужской губернии служили полицмейстер с помощником и секретарь, три пристава с помощниками, двенадцать околоточных надзирателей, двадцать старших и восемьдесят младших городовых.

В Хабаровске число полицейских составляло 30 человек (включая переводчика с китайского и маньчжурского языков), во Владивостоке — 136, в Ростове-на-Дону — 57.

В уездных городах, имеющих не более 2000 жителей, полагалось по закону от 14 апреля 1887 г. не более 5 городовых. В сибирских городских центрах с населением от 2 тыс. жителей и более число городовых определялось из расчета один городовой на 400 горожан[71]. Так, в 1909 г. в Новониколаевске (будущий Новосибирск) службу в полиции проходили полицмейстер, секретарь, два столоначальника, один журналист, два частных пристава, шесть околоточных надзирателей и шестьдесят городовых[73].

На каждых четверых городовых полагался один старший городовой. Оклад по должности городовых оставлял желать лучшего: старшему городовому полагалось не свыше 420 руб. в год, младшим - не свыше 360 руб., не считая 25 руб. ежегодно на обмундирование. Денежное содержание рядовых сотрудников полиции было почти в пять раз меньше размеров зарплат полицейских начальников - полицмейстеров и уездных исправников.

Небольшие денежные оклады городовых объяснялись еще и тем, что расходы на содержание городских полицейских команд по-прежнему было возложено не на МВД, а почти полностью ложились на средства из городских бюджетов. Городские управы были обязаны также отводить для полиции помещения с отоплением и освещением и выделять средства на вооружение сотрудников (закупались шашки и револьверы). На городовых было возложено несение патрульно-постовой службы, специально подчеркивалось, что их нельзя использовать в качестве рассыльных или сторожей при полицейских управлениях. Специальным законом 1884 г. была установлена единая форма обмундирования для сотрудников городской и уездной полиции. Околоточные надзиратели, полицейские урядники, конные стражники и городовые были обязаны иметь на вооружении шашку и револьвер, который был необязательным для сельских стражников.

В компетенцию полиции входил очень широкий круг полномочий: не только непосредственная борьба с преступностью, но и административная деятельность. Важным направлением административной деятельности российской полиции дореволюционного периода являлось осуществление паспортного режима. Паспорта и обязательная их регистрация в полиции были узаконены еще в правление Петра I. Жесткий паспортный режим служил целям административно-политического надзора за населением. Закон устанавливал для представителей разных сословий и вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи. Для лиц податных сословий (крестьяне и мещане) в паспорт вносились отметки об уплате податей и сборов.

Полиция была поставлена под достаточно жесткий контроль прокуратуры (функции которой также были изменены судебной реформой 1864 г.). Прокурор получил право привлекать к ответственности полицейских, о чем ставил в известность начальника полиции (полицмейстера или исправника), а в случае должностных преступлений прокурор имел право поставить вопрос об увольнении со службы и заключении виновного под стражу. За прямые нарушения законов виновные сотрудники полиции по распоряжению начальства предавались суду. Вчинять иски для возмещения вреда и убытков, причиненных действиями сотрудников полиции, получили право физические лица.

В ходе попытки революции 1905-1907 гг. полиция столкнулась с ранее неизвестным для себя явлением - массовыми беспорядками, которые происходили в основном в крупных торгово-промышленных и транспортных центрах. Со временем массовые беспорядки приобрели политический характер, что делало их еще более опасными для существовавшего политического режима. Массовые беспорядки привели почти в полное замешательство руководство местных органов внутренних дел, которое было не способно устранить их обычными правовыми средствами.

После революционных событий 1905-1907 гг. правительство попыталось повысить эффективность деятельности полиции, стабилизировать криминогенную обстановку. После событий 1905—1907 гг. почти в два раза были увеличены расходы на полицию. Министр внутренних дел в 1908 г. получил право учреждать в европейской и азиатской России на частные средства должности полицейских урядников и стражников как в городских поселениях, так и вне их[83]. Однако общая численность полиции была совершенно недостаточна для огромной, многонациональной и поликонфессиональной империи. К началу 1917 года общая численность сотрудников органов внутренних дел на территории нынешних Российской Федерации, четырнадцати республик ближнего зарубежья, большей части Польши и отчасти Финляндии была доведена до 145 тысяч человек. Отдельный корпус жандармов к 1917 году насчитывал в своих рядах 1000 офицеров и 10 000 нижних чинов, при этом большая часть чинов корпуса была задействована в обеспечении безопасности железных дорог, на долю собственно политической полиции оставалось менее трети. Если сложить численность жандармов и полицейских, получится 156 тыс. служащих органов правопорядка. Это в среднем 1 полицейский примерно на 1140 граждан.

В штатах МВД СССР в 40-х годах около 900 тыс. чел., не считая бойцов внутренних войск и спецподразделений. Войска МВД насчитывали чуть менее 700 тыс. чел. Получается 1 сотрудник на 106 граждан.

Численность МВД в сегодняшней России примерно 850 тыс. чел, плюс Нацгвардия 340 тыс. Это 1 сотрудник на 120 граждан примерно.

Читайте также: