Кто учредил первый сословно представительный орган в россии

Обновлено: 04.07.2024

Предпосылки формирования сословно-представительной монархии в России

Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.

Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).

Главными факторами возникновения сословно-представительной монархии в России стали экономические и политические предпосылки.

Экономические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:

  • специализация мануфактурного и ремесленного производства;
  • разделение труда между отдельными территориями и районами государства;
  • для ограничения или ликвидации монастырского землевладения необходимо было усиление власти монарха;
  • рост оброка и барщины требовали укрепления власти помещиков;
  • для образования единого рынка стало жизненно необходимым преодолеть пережитки феодальной раздробленности;
  • для объединения страны необходимо было избавиться от системы кормлений;
  • расширение международных торговых отношений;
  • развитие внешнеторговых отношений требовало ликвидации Великого княжества Литовского и Казанского ханства.

Готовые работы на аналогичную тему

Наблюдается расширение бюрократического аппарата на местах, увеличение на его содержание государственных расходов, появляется необходимость в поиске новых источников финансирования органов власти и военных формирований. Для этого царь вводит в состав Земских соборов торговых людей, обеспечивая себе при этом постоянную денежную поддержку со стороны крупного купечества и торгового класса для организации ополчения.

Основные политические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:

  1. Внешнеполитические предпосылки. Появление нового высшего органа правления государства - Земских соборов. У царя появилась возможность посредством соборов проводить собственную политику вне зависимости от Боярской думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Боярская дума подробнее (торговые отношения с другими государствами, ведение войны и др.). Снижается роль Боярской думы в управлении государством.
  2. Внутригосударственные предпосылки. Московское восстание горожан 1549 года послужило толчком к созыву Земского собора По данной теме мы уже выполнили реферат Земские соборы подробнее . Монарх рассчитывал разрешить конфликт путем привлечения к государственному управлению как дворянских и боярских слоев населения, так и представителей других сословий. Возросшая численность и плотность населения, увеличение территории страны, вызывало необходимость реорганизации власти на местах.

Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарат не могла обеспечить нужный уровень государственного управления. Боярское управление показало всю необходимость усиления власти монарха.

Особенности формирования сословно-представительной монархии в России

В России с XVI века наблюдается переход монархии из раннефеодальной в сословно-представительную. Изменился статус монарха, его власть усилилась, а сам он был провозглашен царем. Боярская дума по-прежнему ограничивает царскую власть.

Сословно-представительная монархия – это такая форма централизованного управления, при которой власть царя ограничивается сословно-представительным органом.

В Русском государстве формирование сословно-представительной монархии имело ряд особенностей:

  • кратковременность периода;
  • фактически власть монарха не ограничивалась представительным органом;
  • отсутствие законодательства по разграничению полномочий между царем и Земскими соборами;
  • появление сословно-представительной монархии совпадает с периодом формирования централизованного государства;
  • сословно-представительная монархия является переходным периодом между раннефеодальной и абсолютной монархией, а не выступает самостоятельной формой правления;
  • формирование органов местного самоуправления на основе представительства и выборности от местного населения;
  • формирование сословно-представительной монархии началось гораздо позже, чем в странах Западной Европы, где уже господствовала абсолютная монархия;
  • наличие политически активного сословного представительства;
  • одновременное наличие системы сословного представительства и опричнины Ивана Грозного, основная функция которой сводилась к подавлению народного сопротивления и подрыва экономической базы крупных князей и бояр.

Высшими сословно-представительными органами выступали Земские соборы, местах – земские и губные учреждения. Сословно-представительная монархия в России просуществовала относительно недолго - с середины XVI до второй половины XVII вв.

Земский собор

Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.

Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:

  • Верхняя палата – монарх, Боярская дума, представители высшего духовенства;
  • Нижняя палата – представители дворянства, крупного купечества, торговцев (путем царского назначения или выборов).

К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.

Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.

Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.

Экономические и политические предпосылки возникновения

В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.

Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.

Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.

Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;

Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.

Характерные черты сословно-представительной монархии в России

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Земский собор 1549 г.

Характерные особенности Земских соборов:

Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;

Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;

Отсутствие законодательной инициативы;

Земские соборы не ограничивали самодержавие.

На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:

  • Царь;
  • Боярская дума;
  • Представители духовенства;
  • Помещики.

Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:

  • Необходимость проведения судебной реформы;
  • Решение о формировании местного самоуправления;
  • Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.

Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии

В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.

В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.

Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:

  • 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
  • 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.

После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.

Потеря значения, переход к абсолютной монархии

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итоги

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки:

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.




Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

Основные черты Земского собора:

2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;

3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

Полномочия Земского собора:

1) внешняя политика (вопросы войны и мира);

2) предложения по установлению налогов;

3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);

4) обсуждение и принятие законов.

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).

Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Кочегаров. К учебнику Пчелова, Лукина Русское Слово

Основные черты личности царя Ивана Грозного определялись его подозрительно-мстительным характером. Он всегда и во всем видел предательство, и поэтому никогда не доверял даже самым близким людям. Такой взгляд на вещи был сформирован еще в ранние годы. Детство Ивана Грозного было очень непростым. Он рано потерял родителей (в 3 года – отца, в 8 – мать). Длительное время будущий царь был игрушкой в руках различных боярских группировок (Бельских, Шуйских, Глинских). Очень часто малолетнего государя московская знать просто использовала в своих целях. Именно поэтому у Ивана Грозного очень рано сформировались такие черты как недоверие, лицемерие, честолюбие, и самое главное – постоянный страх за свою жизнь. Этот подход сильно повлиял на особенности правления первого русского царя.

Стр. 22. Документ №1

1. Какие достоинства Ивана IV отмечает автор летописи?

Автор летописи видел в Иване Грозном такие достоинства, как острый ум, высокий уровень грамотности (начитанность), красноречие, решительность, смелость и умение, в случае необходимости, защитить свое государство.

Стр. 23. Вопросы в конце параграфа

1. Как началось царствование Ивана IV? В чём заключались особенности положения правителя-ребёнка в этом и в других известных в истории случаях? Как это сказывалось на характере, отношении к людям?

Естественно, такая ситуация очень сильно повлияла на становление личности Ивана Грозного. Его характер сформировался в условиях, когда нужно было постоянно опасаться за свою жизнь и не доверять никому. Он видел, как различные бояре борются за власть, почести и богатство, используя при этом его самого. Именно это и повлияло на отношение будущего царя к людям. Поэтому недоверие, подозрительность и лицемерие сопровождали Ивана Грозного на протяжении всей жизни.

2. Объясните, что собой представляла созданная Иваном IV система приказов. Какая роль отводилась приказам?

Созданная Иваном Грозным система приказов представляла собой группу учреждений, каждое из которых занималось определенной сферой государственной жизни. Так, Посольский приказ занимался внешней политикой Московского царства, Пушкарский – заведовал артиллерией, Разбойный – боролся с преступностью, Поместный – выделял поместья дворянскому сословию. В середине XVI в. их было около двух десятков, однако со временем количество приказов стало возрастать. Каждый приказ возглавлял боярин или дьяк. Им подчинялись подьячие, которые вели канцелярскую работу. Таким образом, роль приказов была огромной, поскольку они стали важнейшими органами управления Московским царством.

3. Используя информацию учебника, заполните таблицу о реформах середины 1550-х годов в указанных сферах.

Принятие Уложения о службе.

Создание регулярного стрелецкого войска.

4. Почему политический строй России во второй половине XVI века историки определяют как сословно-представительную монархию?

Называя Российское государство сословно-представительной монархией, историки имеют в виду, что в управлении страной принимал участие не только монарх, но и представители различных сословий русского общества. В первую очередь речь идет о высших сословиях: боярах, духовенстве и дворянах. Они могли принимать участие в управлении государством путем участия в Земских соборах. Именно на них решались важнейшие вопросы внешней политики и финансов. Решения Земских соборов должен был учитывать даже царь.

5. Дайте оценку значения реформ 1550-х годов для Российского государства. Что было их главным результатом?

Реформы, проведенные Иваном Грозным и членами Избранной рады в 1550-х гг., в первую очередь укрепили государственную власть в Московском царстве. Был создан главный орган сословно-представительной монархии – Земский собор. Также усовершенствован государственный аппарат путем создания приказов. Наведен порядок в военной сфере (принятие Уложения о службе) и даже совершена попытка создать регулярные вооруженные силы в России (создание стрелецкого войска). Изменилась система сбора налогов (отмена кормлений и введение налога с сохи). Земская реформа усилила царскую власть на местах. Принятый Судебник 1550 г. стал главным собранием законов на ближайшие 100 лет.

Таким образом, в результате реформ Ивана Грозного, были ликвидированы пережитки эпохи раздробленности и укреплена система управления централизованным Российским государством.

6*. Сравните Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы.

Органы сословного представительства Московского царства и стран Западной Европы имели много общего. Земские соборы выполняли ту же функцию, что и кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции или парламент в Англии. Эти учреждения давали возможность представителям высших сословий принимать участие в управлении государством наравне с монархом (царем или королем). Чаще всего до участия в таких органах допускалась лишь верхушка дворянства (в России – бояре и дворяне) и духовенства. Хотя иногда в них избирали представителей торговли (купечество) и горожан.

Разницей между указанными органами было лишь то, что в Российском государстве влияние Земских соборов было не таким уж и большим. Они имели незначительные полномочия и были подчинены царю. Этим они отличались от подобных учреждений в странах Западной Европы. Однако с таким подходом согласны далеко не все историки.

7*. Объясните, кто служил в приказах. Чем отличалось положение этих людей?

8*. Начните составление исторического портрета Ивана IV (по материалу параграфов 2–5) по предложенному плану:

1) время и условия прихода к власти;

2) внешний облик и характер царя;

3) задачи, которые он стремился решить в своей внутренней и внешней политике;

4) методы правления;

5) основные результаты царствования;

6) оценка Ивана IV современниками и историками.

2) Непростое детство и юность Ивана IV сформировало его характер. Будущий царь жил в условиях постоянной борьбы за власть, интриг, лицемерия и коварства. Поэтому уже с молодых лет он проявлял крайнюю подозрительность и недоверие к людям. С возрастом к ним добавились жестокость и мстительность. Во всех (а особенно среди окружавших его людей) он постоянно видел предателей и заговорщиков.

Современники изображают Ивана Грозного некрасивым, но крепким и мужественным человеком. Кроме его негативных качеств, летописцы отмечают такие достоинства царя как ум, образованность, решительность и смелость.

4) В начале своего правления (прежде всего в 1550-е гг.) Иван Грозный использовал положительные методы правления – реформы. Начиная с середины 1560-х гг., стал широко использовать такие методы как террор, казни и устрашения недовольных.

5) Результаты царствования Ивана Грозного довольно противоречивые. С одной стороны, к Московскому государству были присоединены территории Казанского и Астраханского ханств, было начато покорение Сибирского ханства. С другой стороны, Ливонская война (1558 – 1583) окончилась полным провалом и даже потерей некоторых приграничных земель. Внутреннее положение страны вообще стало катастрофическим. Опричнина и частые набеги крымских татар привели к разорению государства и упадку хозяйства. Увеличилось количество взымаемых налогов. Началось закрепощение крестьянского сословия (введение т.н. заповедных лет).

6) Историки по-разному оценивают Ивана Грозного и его правления. Они отмечают такие положительные результаты как реформы 1550-х гг., а также завоевание Казанского и Астраханского ханств. Однако при этом однозначно осуждают политику опричнины и террор. Также негативно оценивают Ливонскую войну и её результаты. В общем, отрицательных оценок первого русского царя намного больше, чем положительных.

І раздел

Создание Московского царства

Рис. 1. ГДЗ история России 7 класс Пчелов, Лукин Русское Слово 2020 Задание: §2 Иван Грозный — первый русский царь

\u0421\u043e\u0437\u044b\u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u0437\u0435\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0432 1549 \u0441\u043e\u0432\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0441 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e\u043c \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0418\u0432\u0430\u043d\u0430 IV \u0412\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432\u0438\u0447\u0430 \u0413\u0440\u043e\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0442\u0435\u043c \u0440\u0435\u0437\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u043e\u0441\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u00ab\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u00bb \u0438 \u00ab\u0432\u0435\u0440\u0445\u043e\u0432\u00bb \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432 \u0441\u0442\u043e\u043b\u0438\u0446\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u043e\u043d\u043e \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c.">,]" data-test="answer-box-list">

tanya5545

Новые вопросы в История

заполните пожалуйста таблицу Внешная политика Александра 2 русско турецкая война 1877 1878 калонки название события дата причины события итоги значен … ия ​

2. Прочитав текст и используя свои знания, дайте анализ состояния общественно- политической жизни в 65-80 гг по формуле ПОПС - 6 - - П позиция - в чем … заключается ваша точка зрения -(Я считаю, что. Мне кажется, что) О — обоснование на чем основывается довод- (Предположим, что . Считается, что) П - пример (Я могу подтвердить это следующими примерами . Рассмотрим примеры. во-первых. во-вторых. ) — не менее 3 С– следствие- (Я могу сделать вывод. таким образом. значит. итак. ) 99 На октябрьском пленуме 1964 года Н.С. Хрущев был отстранен от власти. Первым етарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Первым секретарем ЦК Компартии кстана стал вновь Д.А. Кунаев.​

Оцените по пятибальной шкале значимость произведения как исторического источника Обоснуйте свой ответ?СРОЧНО ПЖ​

Реформы Петра I коснулись всех областей жизни государства: центрального и местного управления, устройства и состава армии, церкви. Приведи не менее тр … ёх явлений в культурной, политической, экономической жизни страны, существовавших до прихода к власти Петра I и ликвидированных в его правление.​

Приведите не менее 2-х примеров интеграционных процессов в Западной Европе и Америке и 2-х примеров дезинтеграционных процессов в мировой системе соци … ализма после окончания холодной войны ​

Прочитайте фрагменты Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в августе 1975 года. Отметьте … цифрами: 1)Положения, касающиеся уважения суверенитета европейских стран и незыблемости границ 2)Положения, касающиеся гуманитарной сферы 3)Положения, касающиеся проблем безопасности в Европе 1. Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. 2. Государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. 3. Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. 4. Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников 5. Государства-участники рассматривают все границы как нерушимые границы друг друга, как и границы всех государств в Европе 6. Государства-участники будут в том числе воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника 7. Государства-участники ставят своей целью облегчить более свободное передвижение и контакты на индивидуальной и коллективной, неофициальной и официальной основе между людьми, учреждениями и организациями государствучастников и содействовать решению вопросов гуманитарного характера, возникающих в данной области

Читайте также: