Кто учредил патриаршество на руси

Обновлено: 02.07.2024

Говоря об учреждении патриаршества на Руси, следует остановиться на предыстории данного вопроса, начав не с XVI века, а несколько ранее. После свержения золотоордынского ига и объединения удельных княжеств вокруг Москвы, Русь из раздробленного государства превратилась к середине XVI века в сильное, независимое, централизованное государство под властью православного государя. Бракосочетание князя Иоанна III с Софией Палеолог в 1472 году возвысило значение русского властителя, как преемника византийских императоров. Новый этап в истории политической власти на Руси — это венчание на царство Иоанна Грозного святителем Макарием в 1547 году. В то время это был единственный в мире православный царь, свободный от варварского притеснения, а Московское царство восприяло высокое служение третьего Рима. Формирование этой идеологии произошло после принятия Византией Ферраро-Флорентийской унии и последовавшего вскоре падения Константинополя под ударами турок магометан.

После венчания Московского государя святителем Макарием сан митрополита, стоящего во главе Русской Церкви, уже не соответствовал высокому положению ее Предстоятеля. По утвердившимся на Руси византийским представлениям, рядом с православным царем должен был находиться глава Церкви в сане патриарха. После этого, очевидно, на Руси появилась мысль об учреждении патриаршества, отголоском чего может служить Собор 1564 года, утвердивший за Предстоятелем Русской Церкви право ношения белого клобука.

Учреждению патриаршества на Руси способствовало тяжелое положение Константинопольского Патриархата. Начиная с середины XV века, после падения Константинополя, султан Мухамед II предоставил грекам относительную религиозную свободу. Патриарху Геннадию II Схоларию он дал полномочия над православной частью населения в Турецкой империи и, таким образом, вовлек его в административную структуру государства. Но в целом положение православных было бесправно, поэтому патриарх Геннадий Схоларий был вынужден вскоре покинуть кафедру.

В последующее время грекам при поставлении нового патриарха пришлось давать султану дары (бакшиш). Позднее это приняло обязательный характер. При возникавших разделениях в духовенстве на соперничающие партии каждая из них старалась предложить султану большую плату за поставление своего кандидата. Подобные разделения в духовенстве стимулировались турецким правительством, так как частая смена патриархов доставляла султану только выгоды. Все это ложилось тяжелым бременем на Церковь. Поэтому Константинопольские патриархи обращаются в Москву с просьбой о помощи. Обращаясь к московским митрополитам, они просят их быть ходатаями за них перед

царем. Русь всегда отзывалась на эти просьбы о помощи и посылала богатые милостыни на Восток. С конца XVI века Восточные патриархи лично посещают Русскую Церковь. Первый приезд Константинопольского патриарха в Россию и послужил толчком к началу конкретных усилий по учреждению патриаршества на Руси.

В 1584 году, после смерти царя Иоанна Грозного, царский престол занял его сын Феодор. Большую роль в управлении государством в это время играл брат царской жены Ирины, Борис Годунов. Набожность и любовь нового царя к Церкви способствовали оживлению мысли о необходимости учреждения патриаршества.

12 июня 1586 года в Москву прибыл патриарх Антиохийский Иоаким VI. 25 июня царь торжественно принял его. Патриарх вручил царю рекомендательные грамоты от патриархов Константинопольского Феолипта II и Александрийского Сильвестра, а также привезенные святыни: частицы мощей святых мучеников Киприана и Иустины, золотую панагию, частицу Животворящего Креста, ризы Богоматери, десницу царя Константина и др.

Вести переговоры об учреждении патриаршества в Москве было поручено Борису Годунову. Но Антиохийский патриарх не решился на этот шаг, сославшись на то, что такое важное дело подлежит компетенции всего Собора. Тогда его попросили ходатайствовать перед Восточными патриархами об утверждении в Москве патриаршества. К 4 июля все переговоры были закончены, и патриарх, совершив паломничество в Чудов и Троице-Сергиев монастыри, выехал из Москвы.

Спустя два года сменились Предстоятели как Русской, так и Константинопольской Церквей. На Московскую кафедру в декабре 1586 года был возведен архиепископ Ростовский Иов, а Константинопольский патриарший престол в третий раз занял бывший до того времени в ссылке патриарх Иеремия II. Он принадлежит к числу наиболее замечательных Византийских патриархов турецкой эпохи. Монашеский путь он начинал в обители Иоанна Предтечи близ Созополя, откуда был возведен на митрополичью кафедру в Лариссе, а после нее — на патриаршую. Став патриархом, он вскоре созвал Собор, на котором была осуждена симония, а также запрещен емватикий (подарки духовенства вновь назначенным архиереям).

Когда патриарх прибыл в Москву, из первой же беседы с ним стало ясно, что он приехал только за помощью, а Соборного решения об учреждении патриаршества на Руси не привез. Это поставило московское правительство перед выбором: либо отпустить его без больших субсидий — и тем самым лишиться возможности учредить патриаршество, открывшейся в связи с первым посещением Руси главой Вселенской Церкви; либо одарить его богатой милостыней в надежде, что данный вопрос будет решен на Востоке, хотя история с патриархом Иоакимом показала, что полагаться на словесные обещания нельзя, Наконец, можно было задержать патриарха Иеремию и убедить его поставить патриарха на Москве.

Был избран последний вариант, и на это были особые причины. К тому времени стало известно содержание переговоров канцлера Яна Замойского с патриархом Иеремией по дороге в Москву, что очень встревожило русское правительство и побудило его к более энергичным действиям. Патриарха окружили людьми, которые умело убеждали его, стараясь склонить к признанию возможности поставить на Руси патриарха самому.

В Москве понимали, что иметь во главе Русской Церкви Вселенского патриарха весьма лестно, но, с другой стороны, видеть на Московском престоле подданного турецкого султана было нежелательно.

Для обсуждения данного вопроса царь созвал боярскую думу. Всю инициативу, как мы видим, берет на себя не Церковь, а правительство. Оно допускало и такую возможность, чтобы Иеремия был лишь титулярным патриархом и жил во Владимире, а фактически Русской Церковью по-прежнему управлял бы святитель Иов. В этом случае после смерти Иеремии его преемником стал бы уже русский патриарх. Зная также византийское представление о неразрывности патриарха и царя, русские были уверены, что, согласившись на патриаршество в принципе, Иеремия не захочет быть в удалении от царя, и тогда ему придется поставить патриархом другого кандидата — русского.

На Соборе царь рассказал об истории отношений русской и греческой иерархий, а также о ходе переговоров, и предложил Собору посоветоваться о том, как благополучно совершить это важное дело. Отцы Собора, посоветовавшись, всецело положились на волю государя. Поскольку Чин поставления митрополитов показался недостаточно торжественным, был утвержден новый Чин, составленный патриархом Иеремией.

23 января 1589 года в Успенском соборе в присутствии патриарха Иеремии состоялось избрание и наречение первого Русского Патриарха. По указанию патриарха Иеремии русские архиереи избрали трех кандидатов в патриархи и по три кандидата на каждую митрополичью кафедру — в Великий Новгород, Казань и Ростов. После избрания всем освященным Собором отправились в царские палаты. Из трех кандидатов в патриархи царь избрал митрополита Иова. Затем царь сообщил святителю Иову о его избрании, а патриарх Иеремия благословил его. В заключение царь избрал из представленных кандидатов митрополитов на преобразуемые кафедры.

На следующий день в честь высоких гостей был устроен обед у патриарха Иова. До начала трапезы обоих патриархов пригласили в царский дворец для представления их царице. Греческие гости были восхищены роскошью ее покоев и богатством убранства. Царица Ирина выразила благодарность патриарху Иеремии за его приезд в Россию, вручила гостям богатые дары и попросила молиться о даровании ей наследника.

На третий день после интронизации, 28 января, патриарх Иов принимал многочисленные поздравления и подарки от именитых людей и устроил обед для всего духовенства, участвовавшего в торжествах. После этого снова было совершено шествие на осляти вокруг Москвы. Так закончилось трехдневное празднование возведения на патриарший престол первого Русского патриарха.

Грамота Московского Собора 1589 года сообщает о двух отдельных соборных деяниях. Первое — соборное решение о поставлении Иова в патриархи, при этом Иов принимает участие в Соборе в качестве митрополита; второе — изменение церковно-административной структуры Русской Церкви, учреждение четырех митрополий: Новгородской, Казанской и Астраханской, Ростовской, Крутицкой, шести архиепископов, восьми епископий, — и в этой части святитель Иов выступает уже в качестве патриарха. Наконец, в грамоте говорится о том, что впредь поставление Русских патриархов будет совершаться Собором русского духовенства с утверждением царя и извещением Вселенского патриарха. Всех же других иерархов должен поставлять Московский патриарх.

После этого патриарх Иеремия отправился в Константинополь. На прощание царь преподнес греческим иерархам богатые дары и выразил пожелание, чтобы русское патриаршество было утверждено Собором всех Восточных патриархов и чтобы было определено положение нового патриарха в ряду других. На обратном пути Иеремия задержался в Литве, где поставил нового митрополита — Михаила (Рагозу). Возвратившись в Константинополь в 1590 году, он созвал Собор и сделал подробный доклад о деянии, совершенном им в Москве. Принятая Соборная грамота признавала святителя Иова патриархом, определяя ему пятое место после Восточных патриархов и разрешая в последующее время поставлять патриарха в Москве Собором русского духовенства. Грамоту подписали Константинопольский патриарх Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний и 81 иерарх. Не хватало на грамоте только подписи Александрийского патриарха. В мае 1591 года эту грамоту доставил в Москву специально посланный для этого митрополит Тырновский Дионисий.

Соборное решение Восточных патриархов не понравилось в Москве. Во-первых, недовольство вызвало предоставление Московскому Первосвятителю пятого места, то есть после Восточных патриархов. Вспоминались и слова патриарха Иеремии о Москве как о третьем Риме. Говорилось, что первое место принадлежит Вселенскому патриарху, второе место — Александрийскому, как носящему титул Папы всея Вселенныя, а третье место должно принадлежать Московскому Первосвятителю.

Кроме того, русских беспокоило отсутствие на грамоте подписи Александрийского патриарха. Новый Александрийский патриарх Мелетий был известным канонистом, и он открыто порицал патриарха Иеремию за самовольное учреждение Русского патриаршества. Он назвал его действия незаконными, а Собор 1590 года — неполным. Об этом также стало известно в Москве.

С митрополитом Тырновским Дионисием от русских царя и патриарха посылаются грамоты и богатые дары на Восток. В этих грамотах сообщается, что на Руси, несмотря на принятое Собором решение, считают Московского патриарха на третьем месте, и содержится просьба государя к Александрийскому патриарху Мелетию прислать письменное признание Русского патриарха.

В 1593 году в Константинополе состоялся Собор с участием патриархов Мелетия Александрийского и Софрония Иерусалимского. На этом Соборе было составлено восемь определений касательно церковного благочиния, духовного просвещения и римского календаря и было утверждено Русское патриаршество, учрежденное в 1589 году, с определением ему пятого места после Иерусалимской кафедры. Это решение привез в Москву присутствовавший на Соборе царский посланник дьяк Григорий Афанасьев. Принятое решение вызвало огорчение на Руси, но с ним были вынуждены смириться.

В контексте русской истории личность патриарха Иеремии II может быть расценена неоднозначно. Поставив в Москве патриарха Иова, который стал столпом русской государственности в Смутное время, патриарх Иеремия на обратном пути, находясь в Западно-Русской митрополии, поставил во главе ее митрополита Михаила (Рагозу), с именем которого связано принятие унии с Римом в 1596 году.

Имя первого патриарха Иова открывает ряд Предстоятелей Русской Церкви в Патриаршем достоинстве. Святейшие патриархи Смутного времени, святители Иов и Ермоген, были столпами русской государственности, их голос олицетворял национальное самосознание русскою народа, который они призывали противостоять западной экспансии. Недолгое время между ними кафедру занимал патриарх Игнатий, ставленник Лжедмитрия I.

В Синодальный период в общественном сознании заметно сказываются секуляризационные процессы. Церковь становится ведомством православного исповедания в государстве.

Если историю предшествующего времени можно изучать по правлениям патриархов, то Синодальный период целесообразнее рассматривать не в соответствии с именами первенствующих членов Святейшего Синода, а в соответствии с царствованиями императоров или правлением обер-прокуроров Святейшего Синода. Только восстановление в XX веке патриаршества возродило традиционное каноническое возглавление Русской Церкви.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Олег Модестов перепечатал из rusorel.info 4 февраля 2020, 21:33
6 оценок, 274 просмотра Обсудить (10)


В 1589 году в Русской Православной Церкви было учреждено патриаршество и с той поры ее предстоятель именуется Патриарх Московский и всея Руси.

Когда историки говорят и пишут об этом событии, то, как правило, основное внимание, уделяют дипломатическим переговорам, что вели с Вселенским Патриархом мудрые московские дипломаты боярин Борис Годунов и думный дьяк Андрей Щелканов. Были те переговоры весьма непростыми, а перипетии дипломатических интриг всегда интересны и занимательны. Гораздо меньше обращают внимание на саму суть, причину этого события исторического масштаба. Вопрос – зачем Русской Церкви понадобился свой Патриарх кажется чуть ли не риторическим – настолько мы привыкли к его наличию, что странно даже представить, что когда-то было по другому.

Но, в самом деле, зачем?

С точки зрения христианского богослужения – Патриарх такой же епископ, как и прочие. В отличие от католиков, которые для своего папы изобрели некие особые права и нормы в апостольской Церкви не известные. Церковь может жить без Патриарха, как жила Церковь русская с десятого века по шестнадцатый, а потом еще двести лет в синодальный период.

Не все ли равно какой титул у предстоятеля? Сила Церкви ведь не в титуле, а в Духе, что наполняет храмы людьми, и животворит посредством людского труда эти храмы, иконы, богословские трактаты и молитву Господу.

Почему же кроткий и смиренный царь Федор Иоаннович озаботился этим вопросом? Престиж? Мол, на востоке патриархи, а у нас только митрополит? Вряд ли. Те восточные патриархи слыли на Руси существами почти сказочными, персонажами духовных стихов, что пели шедшие по Божией дороге странники, калики перехожие. Посланцы этих сказочных патриархов являлись на Москву просить помощи, если не милостыни для восточных христиан. Какой уж тут престиж…. Перед митрополитом московским сам Царь всея Руси на колени становится!

Впрочем, когда становится, а когда и нет. Общество XVI века было обществом сословным и титулы в нем имели значение не только внешнее, но и сущностное. Казалось бы, чем иной князь выше боярина? Тот тоже богат, тоже в горлатной шапке, тоже заслуг перед государем имеет немало, а все же, не по княжескому списку служит, и будут выбирать кому рать доверить или воеводство в крупном городе – князя предпочтут, потому что честь, а боярина к нему вторым воеводой-помощником приставят.

Титул митрополита предстоятели нашей Церкви получили во времена былинные, киевские, когда только, только Церковь православная на Руси рождалась. Мудрый князь Владимир Святой, креститель Руси, придал митрополиту ранг в светской иерархии ранг княжеский, наивысший в тогдашнем рождающемся государстве. Так и стало на Руси два главы – светская и духовная.

В страшные времена татарского владычества митрополичий престол оказывался порой и повыше княжеского. Владыки Орды были людьми суеверными, руку на людей что с Богом связаны подымать не вдруг решались. Князь другое дело, тот полностью в воле ханской. Приходилось митрополитам русским порой и светские дела вершить.

Но прошло время, русская земля укрепилась и стала Российским Государством. В 1547 году Великий Князь Московский и Владимирский Иван Васильевич увенчал свою голову царским венцом, став Царем и Всея Руси Самодержцем.

А Церковь? С одной стороны, без нее никак. И веру православную русские государи да вельможи хранили строго. Но вот чин митрополита московского в их глазах, густо застланных местнической спесью, умалился. Князю равен…. А князей на Москве много стало. И началось то, чего прежде не бывало – насилие над духовной властью. Нет, споры князей с владыками бывали и прежде. Великий Московский князь Дмитрий Донской порой весьма не ладил со святителем Киприаном, даже изгонял из своих владений… Но то был спор равных, спорить спорили, но уважали. А в XVI веке началось худо.

В 1539 году бояре (даже не Великий князь, которому тогда и десяти лет не было) свели с митрополии владыку Даниила. Не устроил он чем-то придворные группы, что боролись за власть при малолетнем Иване Васильевиче.

В 1542 все повторилось – князья Шуйские свели с митрополии владыку Иосафа. Дескать, неправедной жизни был владыка. Но, не князьям же судить митрополита, отца своего духовного!

Если князья да бояре себе такое позволяли, то чего же Царю-то стесняться? Иван Грозный усвоил уроки, преподанные ему в юности. Усвоил и превзошел, не просто свел с кафедры святого Филиппа, но вовсе убил его (или в лучшем для царя случае – попустительствовал убийству).

Кому от этого стало хорошо? Гармония русской государственности, заложенная Владимиром Святым, пошатнулась.

И это было как никогда вовремя, ибо вскоре, после кончины кроткого и мудрого Федора Иоанновича настали на Руси смутные времена. Зашаталась царская власть. Два человека, занимавшие московский престол, были убиты, один – выдан иноплеменникам, запустело царство, и кто знает, восстало бы оно, если бы не голос святого мученика Патриарха Гермогена?

И сумела бы разоренная страна восстать из пепла если бы не деятельность мудрого патриарха Филарета?

Царь Петр Патриаршество упразднил, счел ненужным – в прочности своей Империи он не сомневался, как показали события 1917 года, это было ошибкой.

Что же, история, как писал еще Николай Михайлович Карамзин, есть священная книга народа, которая как раз и учит не повторять собственных ошибок и ценить мудрость предков.

История патриаршества на Руси.

Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах, о чём в Москву были посланы грамоты.

Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).

Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные.

Желание московского правительства было в том, чтобы Московский патриарший престол занял третье, после Вселенского и Александрийского патриархов, место в диптихе, но такое требование было отвергнуто. Московскому патриарху было усвоено пятое место в диптихе, после патриарха Иерусалимского.

Грамота 1590 года была отвергнута московским правительством ввиду 5-го места в диптихе. 12 февраля 1593 года в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый собор восточных иерархов, в котором участвовали патриархи Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский; собор признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха. Доставленный в Москву акт был признан московским правительством.

Церковная реформа Петра I

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Избрание в настоящее время

Согласно действующему уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору.

В XX веке митрополит Тихон на патриарший престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на поместном соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Полномочия и статус в настоящее время

Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Возглавляет Русскую православную церковь. Форма обращения – Его Святейшество.

Официальная резиденция располагается в Даниловом монастыре.

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей (правящий епископ) Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области; а также священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет всеми церковными ставропигиями.

Официальная резиденция патриарха и синода — Данилов монастырь в Москве (Даниловский вал, 22); рабочая с сентября 1943 года — Чистый переулок, 5 в Москве; летняя резиденция — в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) Западный административный округ Москвы. Последняя была передана Московской патриархии как подарок по случаю 75-летия патриарха Алексия I в 1952 году.

СРОЧНО ! ! ! Это не ваксына, это осеменение Тайна говида раскрыта.

25 цитат Николы Теслы. 1. «Мой мозг - только приемник, во Вселенной есть ядро, из которого мы.

За ночь в Австралии зафиксировано 1,3 миллиона ударов молнии За последние 24 часа в Австралии п.

Как отличить высоковибрационных людей: 9 признаков личностей с сильной энергетикой Люди с высок.

Что ожидает владельцев Qr кодов Добрый день дорогие друзья, приветствуем вас на канале Проект Про.

-Метки

-Приложения

-Музыка

-Ссылки

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Радуга над Россией!

Афонские монахи 21:10 22.09.2011 Фотографий: 14 дожди.. снег. города. 20:38 22.09.2011 Фотографий: 10 Радуга над Россией! 13:15 15.08.2011 Фотографий: 5

-Видео

-Я - фотограф

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЯГОДЫ










-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Русь Православная - Патриаршество на Руси

История патриаршества на Руси

Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской Православной Церкви.

Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал святитель Иов (1589-1605).


Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине

Петр I в 1721 году упраздняет институт патриаршества, введя вместо него Духовную коллегию – будущий Святейший Правительствующий Синод.

Сан Патриарха сохраняется до конца жизни, поэтому патриарх обязан служить Церкви, несмотря на состояние здоровья и прочие жизненные невзгоды.


Шухвостов Степам Михайлович.Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря

Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола. Кандидат (не моложе 40 лет) должен иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления. Процедуру избрания устанавливает Священный Синод. Так, патриарха Тихона избрали методом жребия, Сергия – открытым голосованием по одобрению правительства, а Алексия Второго – тайным голосованием в два тура.


Нестерчук Степан Владимирович

Святейшие Патриархи Московские и всея Руси



  • Священномученик Гермоген (1606 - 1612), в 1913 году причислен к лику святых


  • Филарет, (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 - 1633)







  • Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) (1674 - 1690)



  • Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) (1917 - 1925)


  • Сергий (Иван Николаевич Страгородский) (1943 - 1944)


  • Алексий I (Сергей Владимирович Симанский) (1945 - 1970)






  • Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) (1990-2008)




Шилов Виктор Викторович,Рыженко Павел Викторович,Нестеренко Василий Игоревич,Михайлов Владимир Павлович, Москвитин Филипп Александрович


Яшина Алла Борисовна

Научи меня Боже Твою мудрость понять! Чтоб не просто услышать, Но и голосу внять! Спаси Господи всех чающих спасения.

Читайте также: