Кто учредил англиканскую церковь во франции

Обновлено: 28.06.2024

Английский король Генрих Восьмой был ярым гонителем протестантов. Он в 1521 году написал книгу против Мартина Лютера, а самих лютеран приказывал казнить, как отступников от Католической веры.
За такую преданность католицизму он получил почётный от Папского престола из Ватикана титул "Заступник веры", чем король очень гордился.

Однако король Англии будучи женат на родной сестре Испанского императора Карла Пятого и двоюродной сестре Римского Папы Климента Седьмого, Екатерине Аргонской, вдруг влюбился в фрейлину Французского короля Францизска Первого, в англичанку Анну Болейн. Король Генрих пишет письмо в Ватикан Римскому Папе с просьбой, за заслуги перед католической верой разрешить ему иметь в Англии несколько жён одновременно. В этом же письме он просит благословить брак как с Анной, так и с её сестрой, которая уже была беременна от короля.

Папа Римский Климент Седьмой удивился просьбе короля и конечно же отказал. Тогда Генрих потребовал у Папы римского признать его развод с его двоюродной сестрой Екатериной Аргонской . При этом кардинал Уолси, он же являлся лордом, отвёз в Ватикан Папе от короля большую взятку , но Папа, который сам венчал этот брак в Марселе был не преклонен.. Тогда Католическая Церковь в Англии стала уговаривать Екатерину Аргонскую уйти монахиней в монастырь ради блага католицизма. На что Екатерина ответила, что лучше её пусть казнят, чем она уйдёт в монастырь. За то, что кардиналу не удалось уговорить Екатерину уйти в монастырь, король Генрих заключил кардинала в темницу как изменника родины.

Лорд-канцлером был назначен Томас Мор. Он поехал в Ватикан просить развода для короля, но Папа его прогнал.
Тогда король Генрих обиделся и решил порвать отношения с Римским Папой. В 1532 году король просит Английский Парламент принять закон, чтобы духовенство Англии во всём повиновалось королю. Когда закон был принят, король Генрих приказал католическому архиепископу Кентерберийскому Кранмеру обвенчать его с Анной Болейн. А спустя несколько месяцев приказал архиепископу расторгнуть брак с Екатериной Аргонской. Екатерина была отправлена в тюрьму.

Когда Папа Римский узнал о том, что произошло в Англии, он отлучил короля Генриха от Церкви. Король Генрих ответил, что Папского отлучения не признаёт, так как священное писание не даёт Римскому епископу ни какой власти над Англией. Оксфордский Университет выдал заключение, что Рим не должен вмешиваться в дела Англии.

3 ноября 1533 года парламент Англии проголосовал и признал короля Англии Генриха Восьмого единственным верховным земным главой английской Церкви. Против были двое, сам канцлер Томас Мур и католический епископ Фишер, которые открыто сказали, что не допустят бабника быть главою Церкви. Король приказал за это их казнить. За что через 400 лет в 1935 году Ватикан их канонизировал как святых мучеников за веру Христову. Себя король стал именовать главою Англиканской Церкви и называть себя равным Римскому Папе, а своим заместителем сделал архиепископа Кентерберийского.

Король одним махом обогатился на полтора миллиона фунтов. Им были закрыты 800 монастырей, а 11 тысяч монахов и монахинь выброшены на улицу.

Далеко не все англичане приветствовали всё это. Роберт Экс поднял в северных графствах восстание против короля. Роберт Экс потребовал вернуть Англию под папскую власть Ватикана. Король пообещал подумать, но пока думал, приказал казнить Роберта Экса и с ним 200 человек из недовольных.

Теперь король с титулом "Заступник веры" от Ватикана приказал вешать всех приверженцев как Мартина Лютера, так и Римского Папы. Лютеране признавались еретиками, а католики изменниками родины и короля.

Король Генрих разработал свой Церковный устав и даже Символ веры, и принят он был не Церковью, а Парламентом Англии. Король сохранил католический обряд своей Церкви, но молиться приказал не по-латыни, а по-английски. А чтобы поданные не впали в вольнодумство, Король запретил под страхом смертной казни читать мирянам Библию.

Эти события послужили причиной разрыва отношений Англии с католической Испанией, но за то руку помощи Англии теперь протянула Франция.

Питер Мерфи. Святитель Лаврентий
Питер Мерфи. Святитель Лаврентий
Святитель Лаврентий – 2-й архиепископ Кентерберийский (ок. 604 – 619). Он тоже был родом из Италии, возможно из Рима. Святитель Лаврентий продолжил начатые святителем Августином труды по устроению Английской Церкви, в чем ему чудесным образом помогал апостол Петр – свидетельства этого приводит преподобный Беда Достопочтенный. Это не единственный пример попечения святого апостола об Англии: по преданию, Петр сам проповедовал в завоеванной римлянами Британии.

Гробница святителя Лаврентия сохранилась до наших дней, последний раз ее вскрывали в начале прошлого века. День его памяти – 3 февраля.

Статуя святителя Иуста в Рочестерском соборе
Статуя святителя Иуста в Рочестерском соборе
Святитель Иуст – 4-й архиепископ Кентерберийский (624–627). Он приехал из Италии вместе со святым Меллитом, а в 604 году стал первым епископом Рочестера. В 624 году он стал преемником святителя Миллита на Кентерберийской кафедре. Как и другие святые предстоятели, святитель Иуст был похоронен в монастыре, основанном святителем Августином в Кентербери. День его памяти – 10 ноября.

Святитель Онорий (Гонорий) – 5-й архиепископ Кентерберийский (627–653). Приехал в Англию в 601 году, а был рукоположен в Линкольне. Он значительно укрепил римскую миссию на английской земле и возвел ее на национальный уровень. Святитель Онорий поддерживал миссионеров: кельта святителя Айдана, проповедовавшего на севере, в Нортумбрии; уроженца Бургундии святителя Феликса – в Восточной Англии; уроженца Ломбардии святителя Бирина – в Уэссексе (Королевство западных саксов) и франка святителя Агильберта, позднее ставшего епископом Парижа, – в том же Уэссексе. Ко времени святителя Онория относится начало образования единой Английской Церкви, при нем в стране стало возрастать чувство национальной идентичности и национального единства. День его памяти – 30 сентября.

Святитель Бритвальд – 9-й архиепископ Кентерберийский (693–731). Учился в Кентербери, позднее принял монашество. Был исключительно сведущ в Священном Писании, церковной и монашеской науках. С 676 года святой Бритвальд был настоятелем монастыря в Рекалвере в графстве Кент, а до этого, вероятно, был настоятелем в Гластонбери. Был хиротонисан в епископа в Лионе, в Галлии. Святитель Бритвальд продолжал начинания святителя Феодора; при нем открылась Шерборнская и другие епархии, распространилось христианство в последнем языческом королевстве Англии – Сассексе (Королевстве южных саксов). Он переписывался с такими великими святыми своего времени, как святитель Альдгельм Шерборнский, священномученик Бонифаций Германский и святитель Вилфрид Йоркский. День его памяти – 9 января.

Святитель Кутберт – 12-й архиепископ Кентерберийский (ок. 740 – 761). Подвизался в Лиминджском монастыре в Кенте, в 736 году хиротонисан в епископа Херефорда. Став архиепископом Кентерберийским, святитель Кутберт оказывал значительную поддержку английским миссиям в Европу. День его памяти – 26 октября.

Святитель Брегвин – 13-й архиепископ Кентерберийский (761–764). Святой Брегвин был германцем по происхождению. Он приехал в Англию обучаться в основанной святителем Феодором Кентерберийским семинарии. Имел тесные связи со святыми миссионерами в Германии. Его письма, адресованные святителю Луллу Майнцскому [4] , сохранились. Как и святитель Кутберт, святитель Брегвин был похоронен в Кентерберийском соборе, где его почитали. Память – 24 августа.

Святитель Этельхард
Святитель Этельхард
Святитель Этельхард (Этельгард) – 15-й архиепископ Кентерберийский (793–805). Был настоятелем монастыря в городе Лаут графства Линкольншир. Святитель Этельхард, будучи архиепископом Кентерберийским, много страдал от соперничества между мерсийцами, которыми правил король Оффа, и жителями Кента. На Соборе Английской Церкви в 803 году святитель Этельхард постановил, что каждый новопосвящаемый епископ перед своей хиротонией должен в письменном виде исповедать православную веру. Его почитание в Кентербери продолжалось до норманнского завоевания во второй половине XI века – периода, когда норманны пытались остановить почитание многих древних английских святых. Память святителя Этельхарда празднуется 12 мая.

Святитель Ательм (Атхельм) – 21-й архиепископ Кентерберийский (914 или 923 – ок. 927). Святой Ательм продолжил труды святого Плегмунда по восстановлению Церкви и церковной жизни в Англии. Он был родом из западной части Англии, некоторое время подвизался в Гластонбери, где и стал настоятелем. Около 909 года святой Ательм стал первым епископом в городе Уэллс, недалеко от Бристола в графстве Сомерсет. Святитель был родным дядей святого Дунстана Кентерберийского по отцовской линии и имел на него в детстве определенное влияние, пригласил его в Кентербери. Святой Ательм также был советником и помощником будущего короля Этельстана, внука Альфреда Великого, ставшего одним из величайших английских королей X века. День памяти святого Ательма – 8 января.

Святитель Ода (также Одо, Одон) Благодетельный, или Добрый, известный также как Ода Суровый – 23-й архиепископ Кентерберийский (942–958). Святитель Ода родился в Восточной Англии примерно в 870 году и был по происхождению датчанином. Стал искусным и надежным советником короля Этельстана, избавившего страну от языческих захватчиков, и его преемников, в том числе Эдмунда и Эдгара. Монашество святой Ода принял во Франции, в известной обители на острове Флери. До того, как занять Кентерберийскую кафедру, святой Ода был епископом Рамсберийским в Уилтшире. Под его влиянием святитель Дунстан реформировал английское монашество. Племянник святого Оды святитель Освальд стал великим епископом Йорка. Святой Ода подготовил почву для реформы монастырей и восстановления монашеской жизни в Англии. Святитель особенно любил и почитал святителя Вилфрида Йоркского, при нем мощи святого Вилфрида были перенесены из Райпона в Кентербери. Святой Ода был прозван Благодетельным за свои неустанные усилия по возрождению Церкви и неутомимую пастырскую деятельность. Святитель был образцовым архиепископом, заботливым пастырем и почитался за совершенные им чудеса. Является автором нескольких письменных церковных установлений и указов. День его памяти – 2 июня.

Святитель Эльфрик – 29-й архиепископ Кентерберийский (995–1005). Святой Эльфрик происходил из знатной семьи королевства Кент. До того, как стать архиепископом, святой Эльфрик был настоятелем монастыря святого Албана в Абингдоне графства Оксфордшир, позднее (с 976 года) – игуменом монастыря в Мальмсбери графства Уилтшир и епископом в Вилтоне (с 990 года), тоже в графстве Уилтшир. Славился святой жизнью и образованностью. Став предстоятелем, умело управлял Церковью в критическое для нее время и сплотил Кент во время датского вторжения туда. Преставился в Абингдоне. После смерти святителя Эльфрика его сразу начали почитать в Кентербери. Его не следует путать с игуменом и духовным писателем Эльфриком Эйншемским, жившим в то же время. День памяти святителя Эльфрика – 16 ноября.

Священномученик Альфедж
Священномученик Альфедж
Священномученик Альфедж – 30-й архиепископ Кентерберийский (1005–1012). Сначала вел монашескую жизнь в монастыре Диерхерст в Глостершире, а затем – отшельническую жизнь в Сомерсете. Позднее святой Альфедж стал епископом Бата. В 984 году, когда святому Альфеджу был 31 год, он стал епископом Винчестера, где стяжал всеобщую любовь за щедрую милостыню и святую жизнь. В 1011 году святого архиепископа Альфеджа датчане, осадившие и взявшие город Кентербери, захватили в плен. Они требовали за него громадный выкуп, но святой Альфедж не дал им за себя выкупа и запретил это делать другим. В ярости пьяные датчане убили святителя Альфеджа в Гринвиче. Альфеджа похоронили в лондонском соборе святого Павла. Его любили и почитали как угодника Божиего и национального героя. В 1023 году святые мощи Альфеджа были перенесены в Кентербери, где продолжилось их почитание и где они и впоследствии оставались нетленными. Священномученик Альфедж – единственный православный архиепископ Кентерберийский, принявший мученический венец. Ему составлена православная служба [7] . Память его празднуется 19 апреля.

Святитель Этельнот (также Эднот) – 32-й архиепископ Кентерберийский (1020–1038). Он был в родстве с королевским домом Уэссекса. Святого Этельнота крестил святитель Дунстан Кентерберийский и предсказал ему будущее архиепископство. Интересно, что святой Этельнот – седьмой воспитанник монастыря Гластонбери, ставший архиепископом Кентерберийским. Он был главным советником короля Кнута Великого. Святителя, известного также как Этельнот Добрый, почитали за его мудрость и еще при жизни считали святым. Он был инициатором открытия и перенесения мощей святого Альфеджа. День его памяти – 30 октября.

Святитель Эдсиг (также Эдсин) – 33-й архиепископ Кентерберийский (1038 – ок. 1050). Последний перед норманнским вторжением и великой схизмой 1054 года православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг короновал на трон Эдуарда Исповедника, тем самым восстановив английскую королевскую династию. Святитель был большим патриотом. Как предполагают, он добровольно ушел на покой незадолго до своей кончины. Память его празднуется 28 октября.


Англиканская церковь является одной из основных протестантских церквей, появившихся в ходе Реформации (хотя некоторые исследователи считают англиканство самостоятельным направлением в христианстве, а не течением в рамках протестантизма [3, с. 101]). Её становление тесно связано с историей взаимоотношений английской монархии и Римско-католической церкви, отражает развитие религиозной ситуации в Европе и мире, реагирует на периоды обострения кризисов внутри католичества и протестантизма, а современный этап жизни англиканских церквей соответствует глобализационным и интегративным процессам, характерным для сегодняшнего христианства. На первом этапе своего становления Англиканская церковь, оставаясь на территории Британских островов, имела своеобразные характерные черты в отличие от континентальных протестантских структур (до сих пор Церковь Англии сохранила некоторые особенности, не свойственные даже другим церквам Англиканского сообщества, например, тесное сотрудничество со светской властью, когда король является главой церкви, а епископы заседают в Палате лордов).

Данная работа предполагает рассмотрение Англиканской церкви как на этапе исторического становления её структуры и вероучения, так и на современном этапе через рассмотрение современной структуры и тенденций внутри англиканства. Объектом исследования служит Англиканская церковь, а предметом - структура и особенности становления церкви. Цель работы - выявление основных тенденций в рамках англиканства в ходе его исторического развития и на современном этапе. Соответственно, первый раздел призван осветить историю становления Англиканской церкви, а второй - отследить современное состояние церкви, её горизонтальные и вертикальные структурные компоненты.

Формирование англиканской церкви и становление вероучения

для духовенства зависимость от далекого Рима была предпочтительней опеки светской власти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросалось в глаза поведение монахов. На соборе 1437 г. в Лондоне столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в XVI в. позволяло сторонникам преобразований делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.

Идеологическое и богословское обоснование претензий на независимость от Рима появляется при Эдуарде III в лице священника Джона Уиклифа (1324-1384). Его работа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением пап, которых в Англии считали орудием в руках врагов-французов. Сначала Уиклиф только обличает папство и его систему. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа это человек греха, преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество - это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Он последовательно приходит к мысли, что Священное Писание есть единственный источник религиозного знания. Отсюда его главная работа перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал новый орден - лоллардов. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.

Новая волна антикатолического движения обусловлена проникновением идей континентальной Реформации. С 1527 начинается дело о разводе Генриха VIII (1509-1547) с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает Генриха. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. При поддержке нации король свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, даже полемизирует с Лютером. Так, в 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п.

В 1530 было запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначается генеральным викарием в церковных делах.

Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования (1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма эта часто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит к королю.

В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принят билль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет [6, с. 77].

Современная англиканская церковь

Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и в других странах и регионах мира. Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах. Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой. Некоторые епархии, например, на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, различаются пять течений внутри англиканства: высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, англо-католики, евангелисты.

Высокая церковь во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь -- одна из трёх ветвей католицизма (две другие -- римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.

Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.

Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.

Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении, практикуют таинство исповеди в присутствии священника, сохраняют целибат для священников. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния. Это течение представляют Католическая англиканская церковь, Святая католическая церковь (Англиканского обряда), Американская англиканская церковь, Американский синод англиканского обряда, Англиканская католическая церковь, Англиканская коалиция в Канаде, Англиканская миссия в Америке, Англиканская ортодоксальная церковь Америки, Англиканская провинция Царя Христа, Англиканская церковь международная, Англиканская церковь Судана, Африканская православная церковь, Епископальная миссионерская церковь, Епископальная ортодоксальная церковь, Объединенная англиканская церковь, Христианская епископальная церковь и другие [1].

Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения. К нему относятся Англиканская епископальная Церковь, Англиканская ортодоксальная церковь, Объединенная епископальная церковь Северной Америки, Реформированная епископальная Церковь, Свободная церковь Англии, Сообщество Христа Искупителя, Традиционная протестантская епископальная церковь, Харизматическая епископальная церковь, Церковь Англии в Южной Африке и Южная епископальная церковь [1].

Общая численность англикан во всём мире -- 69 млн. человек. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Австралии (3670 тыс.), США (2445 тыс.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении (1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Канаде (848 тыс.), Руанде (600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), на Мадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Ирландии (95 тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне (25 тыс.), Новой Зеландии (732 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (200 тыс.), на Соломоновых Островах (112 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс.), Ямайке (103 тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78 тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.), Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Антигуа и Барбуде (36 тыс.), Багамских Островах (28 тыс.), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), Сингапуре (24 тыс.) [4].

Таким образом, Англиканская церковь не представляет строго иерархичной структуры, объединяя независимые в своей деятельности провинциальные церкви в Англиканское сообщество, почётным главой которого является архиепископ Кентерберийский. Разные прочтения традиции встречаются как на горизонтальном уровне (каждая церковь имеет право несколько модифицировать доктринальные и литургические положения), так и по вертикали (внутри каждой церкви можно выделить сторонников высокой, широкой и низкой церквей, а также англо-католиков и евангелистов, что не мешает этим направлениям оставаться в рамках одной структуры). Англиканская церковь объединяет около одного процента населения Земли, причём её епархии распространены почти в двухстах странах, а представители англиканских церквей являются одними из наиболее последовательных сторонников межконфессионального диалога (все независимые англиканские церковные провинции - члены Всемирного совета церквей, а первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский). При этом разные англиканские церкви постоянно контактируют и следят за тем, чтобы отдельная церковь не слишком отступала от общей традиции (например, в 2007 году Епископальную церковь США едва не исключили из Англиканского сообщества из-за рукоположения в епископы гомосексуалиста Джина Робинсона). Несмотря на различия в трактовке некоторых положений традиции, англиканские церкви сохраняют своё структурное единство, не переводя его в строгую иерархическую систему.

Подводя итоги исследования Англиканской церкви, следует отметить несколько характерных особенностей и тенденций в её рамках. Прежде всего, Реформация в Англии шла отдельно от континентальной и во многом была обусловлена характером взаимоотношений английской короны и римского папы, хотя с приходом Реформации на континенте идеи лютеранства и кальвинизма проникают в страну и корректируют процессы административного и богословского оформления англиканства. В истории становления Англиканской церкви можно выделить периоды её самостоятельной борьбы с Римом (до Реформации в Европе) и сотрудничества с континентальным протестантизмом после его оформления.

Сегодня Англиканская церковь объединяет около одного процента населения земли в рамках более чем тридцати провинциальных церквей, входящих в Англиканское сообщество, которое признаёт почётным председателем архиепископа Кентерберийского. Отдельные англиканские церкви не обязаны подчиняться в административных или догматических вопросах друг другу, даже решения общецерковных конференций не являются необходимыми для исполнения конкретной церковью, хотя пренебрегают таковыми постановлениями крайне редко.

Англиканская церковь является последовательной сторонницей межконфессионального диалога, активно участвует в работе Всемирного совета церквей и экуменических контактах с различными направлениями в христианстве. Внутри самого англиканства сосуществуют подразделения на высокую, широкую и низкую церкви, которые призваны объединить адептов с разными представлениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. - М.: Мир книги, 2006. - 192 с.:

5. Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.: ил.

6. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 75-80.

Символ англиканской церкви.

Распространение англиканской харизмы за пределы ее границ также позволило говорить о Англиканство. Англиканство это будет относиться к тем религиозным общинам, которые основывают свою форму поклонения и опыт веры на стиле или харизме англиканской церкви. Для этих сообществ примат англиканской церкви представляет собой только моральное и духовное лидерство.

Из-за своего исторического процесса англиканская церковь имеет много общих элементов с католической церковью, поскольку ее разделение было вызвано политическими, а не теологическими причинами.

Происхождение англиканской церкви

Англиканская церковь зародилась по политическому решению короля Генриха VIII (1491-1547), второго монарха дома Тюдоров.

Ключевыми будут два аспекта. С одной стороны, недовольство авторитаризмом и вмешательство предстоятеля Рима в политические дела английского государства, предшественники которого восходят к XIII и XIV векам. С другой стороны, давление, которое Генрих VIII оказал на себя, чтобы отдать короне ребенка мужского пола.

В то время считалось, что мужской или женский пол был предоставлен женщинами, поэтому Екатерине Арагонской, законной жене Генриха VIII, приписывали неспособность передать короне здорового ребенка мужского пола.

Генрих VIII влюбился в фрейлину своей жены, Ану Болену, которая, чтобы завершить отношения, наложила на монарха условие - быть взятой в жены и королевы. Увидев в этом возможность получить законного наследника, король обратился к Ватикану с просьбой аннулировать церковный брак с Екатериной Арагонской.

Отказ папства, основанный на доктринальных аргументах, был воспринят как новая попытка политического вмешательства. Следовательно, через обнародование Закон о главенстве английского короля над церковью В 1534 году Генрих VIII решил объявить себя высшим авторитетом церкви в Англии, что позволило ему аннулировать свой брак и жениться на Болейне.

Отделение от англиканской церкви произошло параллельно с протестантской Реформацией. Однако Генрих VIII никогда не подходил к этой доктрине и фактически боролся с ней. Это подтверждает в высшей степени политический характер решения монарха.

Генриху VIII так и не удалось получить ребенка мужского пола от их формальных союзов. После его смерти власть перейдет к его дочерям. Королева Мария Тюдор (1517-1558), дочь Екатерины Арагонской, восстановила католицизм в королевстве. Когда к власти пришла его сводная сестра Елизавета I (1533–1603), дочь Аны Болены, англиканская церковь снова вступила в силу, на этот раз навсегда.

  • Раскол.
  • Католическая церковь.
  • Протестантская Реформация.

Характеристики англиканской церкви

Некоторые из доктринальных характеристик англиканской церкви следующие:

  • Основание в Священном Писании (Ветхом и Новом Завете) как путь к спасению.
  • Признание апостольской традиции: принятие Никейского символа веры и апостольского символа веры.
  • Практика семи таинств: крещение, покаяние (общее, а не личное), евхаристия, конфирмация, брак, религиозный порядок и помазание больных.
  • Епископат адаптирован к реалиям каждой страны, где он представлен.

Часть этих элементов является общей с католической верой, с которой англиканство также разделяет уважение к Деве Марии как матери Бога, календарю святых, религиозным орденам для мужчин и женщин и большей части литургии и ее символов (одежды и объекты).

Некоторые части англиканской церкви позволили себе подход к протестантизму. Это видно по принятию харизматических проповеднических моделей пятидесятнического протестантизма в некоторых общинах. Другие же сохраняют традиционную литургию.

См. Также: Христианство.

Разница между англиканской церковью и католической церковью

Основное различие между Англиканской церковью и католической является результатом англиканского возражения против вертикальной и централизованной модели римского папства, что контрастирует с децентрализацией англиканской церкви.

Англиканство, более склонное к активному участию мирян, включило в себя некоторые важные преобразования, которые еще больше отделили его от католицизма.

В то же время, по самой природе своей структуры, эти преобразования не были приняты всеми их сообществами и все еще подвергаются сильному внутреннему противодействию.

Читайте также: