Кто такой тьютор в детском саду и какова его обязанности
Обновлено: 02.07.2024
В статье рассматриваются вопросы организации работы тьютора в ДОУ, его функции, а так же требования к личности тьютора.
Содержимое публикации
Тьютор в ДОУ, как важный составляющий элемент дошкольного образования.
Андреева Маргарита Сергеевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
Почему необходимо тьюторство в детском саду?
В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возраста.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.
В отличии от воспитателя тьютер работает целенаправленно с одним ребенком.
Во время образовательной деятельности тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.
Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении.
Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь. Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.
Обозначая задачи тьютора, выделим следующие:
сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
создание условий для получения образования в конкретной системе;
формирование новых компетенций;
преодоление дефицитов развития;
построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.
Функции тьютора в ДОУ:
Организация образовательной среды для дошкольников
это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
сопровождение детей в реализации маршрутов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.
Основные требования к тьюторам (при приёме на работу) примерно следующего характера:
Если это коррекционные центры (детские сады, школы с инклюзией), то, соответственно, обязательным является наличие подготовки в области коррекционной педагогики, знание особенностей детей, владение специальными методиками. Наличие дефектологического образования приветствуется.
И, что немаловажно отметить, вакансии тьюторов предложены и в различных центрах, специализирующихся на какой-либо области (IT-технологии, английский язык, интеллектуальное развитие детей), поэтому в таких направлениях ваше дополнительное образование в узких областях будет только приветствоваться.
Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Литература и источники:
Цели и задачи тьютора
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).
Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
Обеспечить ребенку особый школьный режим.
Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка.
Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.
Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.
Тьюторские функции
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня
Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
Ведет дневник наблюдений.
Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Коммуникация со школой
Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.
Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.
Коммуникация с родителями.
Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.
Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.
Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.
Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.
Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.
Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.
Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.
Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.
Коммуникация с ребенком
Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок
Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.
Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.
Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
Помогает ребенку решать конфликты.
Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
Если по-простому, то тьютор – это наставник для человека, который ищет свой путь. Почти как в Шао-Лине, потому что разобраться, как с пользой для себя использовать систему образования, сейчас не проще, чем освоить несколько стилей восточных единоборств и трехпальцевый удар Пэй-Мэя. Так вот, в идеале тьютор не только видит систему в 3D, но еще и может разобраться, что подходит конкретному ребенку.
Как работает тьютор?
В методах работы у них есть общее. Тьюторы используют различные психологические тесты для диагностики, общаются при помощи техник, которые помогают человеку самому найти ответы на волнующие вопросы, а не решают за него. Тьютор, как и психолог, стоит на безоценочной позиции по отношению к ребенку. Но, в отличие от психолога, еще и выдает информацию том, где, как и чему можно поучиться, как развивается рынок труда и т.п. Он может выслушать ребенка и предложить ему попробовать себя в каком-то новом деле или по-новому подойти к учебному процессу. Ресурсная карта и метод проб – важные инструменты тьютора.
Где учат на тьюторов?
В разных странах, в том числе у нас, есть тьюторские ассоциации, которые гарантируют профессиональный уровень коллег. Есть магистерские программы для тьюторов в педагогических вузах или университетах. Есть и курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки для людей с высшим образованием. Понятно, что все они разные. Как и люди, которые идут в эту профессию по разным причинам. Кто-то - потому что действительно может и хочет делать эту сложную работу. А кто-то - чтобы сохранить рабочее место, когда попал под очередные изменения в системе, которых толком не понял. Не все психологи одинаково полезны – то же самое можно сказать и о тьюторах. Наставничество – это, с одной стороны, опыт и квалификация, а с другой стороны, как и у других помогающих профессий, - личные данные.
Где искать тьюторов?
Многие продвинутые школы развернули у себя целые тьюторские службы. Если по-честному, это не всегда работает, как хотелось бы. Некоторые превращаются в педагогов-организаторов профориентационных мероприятий. Кто-то ломается на тех же противоречиях, что и школьные психологи: вроде ты на стороне ребенка, но интересы работодателя иногда вступают с ними в конфликт. Кого-то заносит в психологическое консультирование, а вопрос образования остается побоку.
Независимые (внешкольные) наставники – не самый плохой вариант. Их можно найти на различных программах дополнительного образования и профессиональной ориентации. Их плюс – при прочих равных, конечно, - способность быть на стороне ребенка, а не образовательной организации. Минус – они не могут наблюдать за ним так интенсивно, как в школе, но это восполняется специальными техниками: не только правильно построенными беседами, но и системой регулярных встреч.
К примеру, в программе “Система выбор” наставника подбирают под конкретного подростка. Он проводит с подростком 8 встреч один-на-один и еженедельно общается с родителями. Наставник на программе знает подростковую психологию, умеет найти подход и вдохновить, а также разбирается в современных тенденциях рынка труда. Наставник помогает определить цели и ценности и спроектировать будущее.
Как оценить тьютора?
- Имеет опыт работы за пределами школьной системы.
- Является зрелой личностью.Имеет хорошее базовое образование и может переработать тонну информации за считанные секунды.
- Имеет тьюторское образование и владеет инструментами.
- Умеет вести себя эмпатически: не оценивая, разбираясь, не давя своим мнением.
- Участвует в различных ассоциациях и мероприятиях с коллегами.
Можно ли прожить без тьютора и найти свой путь в жизни? Вполне. Да, ребенку, который отделяется от родителей, наставник необходим. Но очень часто им может стать и человек, который просто является мастером того дела, которым увлекся ребенок. Звезды сошлись – и человек стал двигаться по жизни, пусть и безо всяких техник, а просто – глядя на свою ролевую модель. Но если звезды так и не сошлись, а ребенок явно потерялся, тьютор может оказать серьезную поддержку ему и родителям.
Если же ребенок в целом осознанно движется по образовательному маршруту и ему просто нужна поддержка мотивации и психологическая подготовка к экзамену, то эту задачу может решить учитель по предмету, который имеет навыки наставника, как на всех хороших курсах подготовки к экзаменам.
Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму.
Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму.
Разберем, чем такие специалисты занимаются, что собой представляет профессия, какие у нее плюсы, минусы и где можно получить профильное образование.
Кто такой тьютор и чем он занимается?
Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания. От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми.
Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.
Где учиться на тьютора?
Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов. Поэтому работать как тьютор в школе, дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сейчас может воспитатель, социальный педагог, что не совсем правильно.
В том, что должен делать специалист, много специфики, и выполнять должностные обязанности без профильного образования практически невозможно. Выход — специализированные программы ссузов. Среднее профессиональное образование направлено на практику — студентов учат, что делать, дают конкретные навыки работы.
Для поступления в колледж не нужны результаты ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*. Уже со второго курса студенты проходят практику, к выпуску накапливая профессиональный опыт. Это помогает легче найти работу. Профпереподготовка проводится на последнем курсе. Два диплома помогают работать как педагог, тьютор — в школе, ДОУ, инклюзивном или другом учреждении образования.
Что должен знать тьютор?
Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:
- законодательство в области образования, семейного права;
- основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
- методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
- методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
- мотивация, развитие игровой деятельности у детей.
Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, сурдо- и тифлопедагогики, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.
Должностные обязанности и функции тьютора
Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:
- выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
- подготовка индивидуальных программ обучения в рамках должностной инструкции;
- сопровождение учеников в процессе обучения, подготовки к урокам, поиска информации для самообразования;
- профориентационная работа, помощь в подборе дополнительных курсов;
- контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.
В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.
Важные личные качества тьютора
Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:
- самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
- психоэмоциональная устойчивость;
- тактичность, спокойствие, рассудительность;
- толерантность и высокая культура общения;
- способности к анализу, наблюдательность;
- творческие способности, креативность.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии тьютора:
- большой выбор мест трудоустройства — школа. ДОУ, коррекционные центры, самозанятость и т.д.;
- возможности заработать больше ставки за счет репетиторства, онлайн-обучения детей;
- если место работы школа или другое госучреждение — продолжительный отпуск, педстаж;
- высокая социальная значимость профессии.
Зарплата и карьерные перспективы
Зарплата тьютора зависит от условий работодателя, опыта, образования специалиста. По данным на сентябрь 2020 года, в регионах РФ он получает от 15 до 50 тысяч рублей в месяц. Зарплата московских тьюторов выше — от 30 до 80 и даже 150 тысяч рублей. Работая индивидуально, можно получать в регионах 500-1000 рублей в час. Зарплата тьютора-репетитора в Москве выше, вплоть до нескольких тысяч евро (в эквиваленте).
Повысить доход поможет профессиональный, должностной и карьерный рост. Зарплата опытных тьюторов со знанием языков, коррекционных методик всегда выше. Если место работы — школа или другое официальное учреждение, специалист может занять руководящие посты. Другие направления карьерного роста:
- муниципальные, государственные структуры образования;
- индивидуальная практика — e-learning, коучинг, научно-социальная деятельность;
- коммерческая деятельность — собственный центр развития, частная школа, игровой детский клуб и т.д.
К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям. Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями. Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.
Кто такой тьютор?
Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:
- Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
- Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
- Организация среды.
- Мотивация к обучению.
- Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
- Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.
Кто такой тьютор, узнаете также из видео:
Историческая справка
Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало. Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень. В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.
В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.
В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.
В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.
Отличие от прочих педагогических профессий
Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.
Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.
Кому необходим наставник?
В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.
Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:
С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.
Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.
Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:
- Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
- Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
- Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
- Авторам личных проектов;
- Старшеклассникам в период профориентации;
- Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.
Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.
Тьюторство в дистанционном обучении
Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.
Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.
Недостатки профессии
Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.
Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.
Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.
Где учатся на тьютора?
Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.
Вывод
Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.
Читайте также: