Кто такой атаман его права и обязанности

Обновлено: 04.07.2024

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

от 31 января 2020 года N 9

в Министерстве юстиции

6 апреля 2020 года,

регистрационный N 57977

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 31 января 2020 года N 9

Порядок утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество

1. Настоящий Порядок определяет процедуру утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, (далее - нижестоящее казачье общество).

2. Атаман нижестоящего казачьего общества утверждается атаманом вышестоящего казачьего общества - соответствующего районного (юртового), окружного (отдельского) либо войскового казачьего общества, осуществляющего деятельность в пределах территории, на которой создается (формируется) либо действует нижестоящее казачье общество.

3. Атаман войскового казачьего общества утверждает атаманов окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность данное войсковое казачье общество.

4. Атаман окружного (отдельского) казачьего общества утверждает атаманов районных (юртовых) казачьих обществ, создаваемых (формируемых), либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность данное окружное (отдельское) казачье общество.

5. Атаман районного (юртового) казачьего общества утверждает атаманов хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность данное районное (юртовое) казачье общество.

В случае если на территории, в пределах которой создается (формируется) либо действует хуторское, станичное, городское казачье общество, отсутствует районное (юртовое) казачье общество, утверждение атаманов таких хуторского, станичного, городского казачьих обществ осуществляется атаманом вышестоящего окружного (отдельского) казачьего общества.

6. Нижестоящее казачье общество в течение 14 календарных дней со дня принятия высшим органом управления казачьего общества решения об избрании атамана такого казачьего общества направляет в вышестоящее казачье общество представление об утверждении избранного атамана. К представлению прилагаются:

а) оригиналы либо копии документов, подтверждающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации и устава нижестоящего казачьего общества к порядку созыва и проведения заседания высшего органа управления этого казачьего общества;

б) оригиналы либо копии документов, подтверждающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации и устава нижестоящего казачьего общества к кандидату на должность атамана этого казачьего общества;

в) копия протокола заседания высшего органа управления нижестоящего казачьего общества, содержащего решение об избрании атамана этого казачьего общества;

г) оригиналы либо копии документов, подтверждающих согласие руководителя органа (организации), в которой избранный атаман замещает должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6228; 2019, N 51, ст.7484) и иными федеральными законами;

д) справка о рекомендованном кандидате на должность атамана хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество (далее - справка об избранном атамане). Рекомендуемый образец справки об избранном атамане приведен в приложении к настоящему Порядку.

7. В справку об избранном атамане включаются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

дата и место рождения;

сведения о гражданстве;

сведения об опыте работы;

8. Указанные в пункте 6 настоящего Порядка копии документов должны быть заверены подписью председателя руководящего коллегиального органа нижестоящего казачьего общества. Документы (их копии), содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью председателя руководящего коллегиального органа нижестоящего казачьего общества на обороте последнего листа на месте прошивки.

9. Рассмотрение представленных для утверждения атамана нижестоящего казачьего общества документов и принятие по ним решения производится атаманом вышестоящего казачьего общества в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов.

10. Атаман вышестоящего казачьего общества вправе запрашивать и получать в нижестоящем казачьем обществе необходимые сведения и документы (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации), опрашивать членов нижестоящего казачьего общества.

11. По истечении срока, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, атаман вышестоящего казачьего общества принимает решение об утверждении либо об отказе в утверждении атамана нижестоящего казачьего общества и информирует о принятом решении нижестоящее казачье общество в письменной форме.

12. Решение об утверждении либо об отказе в утверждении атамана нижестоящего казачьего общества оформляется приказом атамана вышестоящего казачьего общества.

13. Основаниями для отказа в утверждении атамана нижестоящего казачьего общества являются:

а) несоблюдение требований к порядку созыва и проведения заседания высшего органа управления этого казачьего общества, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2019, N 51, ст.7482) и иными федеральными законами, а также уставом нижестоящего казачьего общества;

б) несоответствие кандидата на должность атамана этого казачьего общества требованиям, установленным Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст.5245; 2019, N 31, ст.4440) и иными федеральными законами, а также уставом нижестоящего казачьего общества;

в) непредставление или представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, несоблюдение требований к их оформлению и срока представления;

г) наличие в представленных документах недостоверных или неполных сведений.

14. Отказ в утверждении атамана нижестоящего казачьего общества не является препятствием для повторного направления в вышестоящее казачье общество представления об утверждении избранного атамана и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторное направление в вышестоящее казачье общество представления об утверждении избранного атамана и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, и принятие по этому представлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 3-13 настоящего Порядка.

15. Для целей утверждения атамана создаваемого казачьего общества уполномоченное учредительным собранием (кругом, сбором) лицо (далее - уполномоченное лицо) в течение 14 календарных дней со дня принятия решения об учреждении казачьего общества направляет в вышестоящее казачье общество представление об утверждении избранного атамана. К представлению прилагаются:

а) оригиналы либо копии документов, подтверждающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации к кандидату на должность атамана этого казачьего общества;

б) оригиналы либо копии протокола учредительного собрания (круга, сбора), содержащего решение об избрании атамана нижестоящего казачьего общества;

16. Указанные в пункте 15 настоящего Порядка копии документов должны быть заверены подписью уполномоченного лица. Документы (их копии), содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью уполномоченного лица на обороте последнего листа на месте прошивки.

17. Рассмотрение представленных для утверждения атамана создаваемого казачьего общества документов и принятие по ним решения производится атаманом вышестоящего казачьего общества в порядке, предусмотренном пунктами 10-13 настоящего Порядка.

Приложение
к Порядку утверждения
атаманов хуторских, станичных, городских,
районных (юртовых), окружных (отдельских)
казачьих обществ, создаваемых
(формируемых) либо действующих
в пределах территории, на которой
осуществляет свою деятельность
иное казачье общество

Рекомендуемый образец

СПРАВКА
о рекомендованном кандидате на должность атамана хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

НАКАЗНОЙ АТАМАН В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКОМ ДОНСКИМ В XVIII–XIX ВВ.*

Анализируются появление и этапы становления должностного чина наказного атамана Войска Донского.

Рассматриваются тенденция расширения функциональных обязанностей и изменение значимости данного чина в управленческой структуре, созданной и активно распространяемой государственным режимом.

Ключевые слова: казачество, наказной атаман, Войско Донское, система управления, автономия, община.

Исследование системы управления внутри Войска Донского и, в частности иерархии руководя- щих чинов, представляет большой интерес для исторической науки в силу неизменного факта, под- тверждаемого многовековой историей казачества – подчинение и политическая стратификация ни- когда не были свойственны для казачьей общины. Наоборот, детерминанты равенства, общинности, братства, поруки характеризовали донское казачество со времен его образования, и были именно теми приоритетами, в соответствии с которыми представители Войска Донского в целом выстраивали свою политическую и социальную позицию, вступая в сотрудничество или сопротивление по отношению к верховной государственной власти.

Вплоть до XVII в. говорить о наличии четко выделенных должностей в казачьей среде не пред- ставляется возможным. Соблюдение дипломатической тактики взаимоотношений с монаршей вла- стью позволяло не акцентировать внимание на внутриобщинной иерархии и решать все необходимые вопросы в рамках войскового круга. Есаул или сотник избирался казаками только во время походов и военных действий, строго до возвращения к гражданской мирной жизни [Там же, с. 43]. В том числе и должность наказного атамана подразумевала долгое время лицо, исполняющее обязанности атамана в общине в период его фактического отсутствия.

В хронологическом плане условная периодизация развития должностного чина наказного атама- на, и в частности соотношения с должностью войскового атамана, связана с основными законодатель- ными мерами регулирования власти в Войске Донском.

Так, на официальном сайте г. Серафимовича (Волгоградская область) в разделе по истории Вой- ска Донского при перечислении атаманов Всевеликого войска Донского первым наказным атаманом указывается Василий Фролович Фролов, исполнявший соответствующие функции с 1718 по 1723 гг., в соответствии с указом Петра I [1]. Однако по факту своим указом Петр I утвердил в должности ата- мана, прежде выбранного на войсковом круге. Тем не менее с этого момента вплоть до первой четвер-

ти XIX в. можно говорить об официально утвержденной должности наказного атамана, по факту заме- щающего войскового атамана в казачьей общине на время военных действий.

Принятие данного управленческого решения повысило авторитет войскового наказного атамана, что подстегнуло и без того активную борьбу в казачьей среде за эту должность и усилило социальную напряженность в целом. Ранее демократический вариант самоуправления казачества позволял членам общины переизбирать атамана в случае социального недовольства. Теперь же потенциальный кон- фликт между казаками и их предводителем должен был либо исчерпываться дипломатическими мера- ми, либо приводил к агрессивной казачьей активности.

Однако историк М. Богданович видел в реформе управления Войском Донским положительный эффект [4, с. 228]. В назначении атаманов императором исследователь видел шаг к независимости ата- манов от народного мнения и тем более произвола. Чем реже рядовые казаки привлекались к обсу- ждению и принятию решений, тем меньше споров, разногласий и конфликтов происходило в общине. В начале XIX в. остро встал вопрос о реорганизации органов управления на Дону. Были учреж- дены 6 экспедиций, находившихся в подчинении войсковой канцелярии. Войсковой атаман отвечал за военные дела. Однако, как отмечает С.В. Соловьева, «сложность этого управления, недостатки во вну-

В 1810 г. при избрании на должность наказного атамана г.-л. А.К. Киреева войсковой атаман М.И. Платов составил четкие предписания о его правах и обязанностях, подготовил подробное штат- ное расписание и инструкции для чиновников войсковой канцелярии и сыскных начальств, определил денежные оклады. Эти наставления долго служили местным руководящим документом в деятельно- сти войсковых, окружных и станичных властей [Там же, с. 40].

управлению. Это был один из самых важных начальных этапов вовлечения Войска Донского в обще- государственную централизованную систему власти и сокращения его автономии.

Наибольшая концентрация вовлечения Войска Донского в общегосударственную систему управ- ления отмечается в последней трети XIX в. в контексте проведения реформ 60-х годов, а затем и контр- реформ 80–90-х годов.

При этом Войско Донское становилось в эти периоды первым казачьим войском, в котором про- водились управленческие реформы для оценки их эффективности.

В пореформенный период наказной атаман сосредотачивал на себе ведение и гражданских, и военных вопросов. На практике реализация этих функций осуществлялась через Войсковой штаб в случае военных задач и Областное управление в случае гражданских. С юридической точки зрения это выглядело следующим образом: в 1866 г. генерал-адъютанту Потапову, находящемуся на тот мо- мент в должности наказного атамана, соответствующим правительственным указом были присвоены функции и права генерал-губернатора (как гражданского управляющего) и командующего войском в военных округах (как военачальника). Данное распределение обязанностей и прав было официаль- но закреплено Высочайшим указом от 23 марта 1870 г. для последующих наказных атаманов Войска Донского, а именно:

– отсутствие права на суд, при сохранении обязанности охраны законов и защиты интересов при- тесненных представителей казачьего общества;

– участие в заседаниях различных областных учреждениях, соблюдение порядков, отслежи- вание выполнение различными управленческими чинами своих обязанностей на высоком качес- твенном уровне;

– принятие мер по благоустройству казачьих земель, снабжению продовольствием, охране здоровья;

– слежение за равномерным распределением благ и достатка среди членов казачьей общины, устранение имущественного дисбаланса, помощь малоимущим, многодетным семьям, ограниченным в возможностях самостоятельного заработка.

Вышеперечисленные обязанности могли быть осуществлены при непосредственной помощи на- чальника военного штаба и доверенных чиновников в процессе совместного регулярного объезда вве- ренной территории казачьих земель и надзоре за исполнением атаманских распоряжений. По мере необходимости все вопросы в сфере управления землями обсуждались с войсковым штабом или облас- тным управлением. При этом на время отсутствия наказного атамана его права и обязанности возлага- лись на одного из служащих Войска Донского или войскового генерала.

Ближайшая управленческая структура при войсковом наказном атамане была представлена ата- манской канцелярией, тремя адъютантами, двумя войсковыми есаулами, четырьмя чиновниками особых поручений, одним генерал-майором для особых поручений. Атаманская канцелярия, в свою очередь, имела также многочисленный штат для учета всей информации по ведению руководящей дея- тельности и исполнению решений атамана.

Военное и гражданское руководство наказного атамана представляло собой два автономных направления.

Фактическое выполнение военных поручений осуществлялось начальником войскового штаба, назначаемого Высочайшим приказом по представлению наказного атамана, а также его помощником, чье назначение было аналогичным. Делопроизводство в войсковом штабе мело четкую организацию. Все вопросы по инспектированию военных ресурсов и распределению финансов на содержание войск

отслеживались лично наказным атаманом, и только после его уведомления передавались в канцелярию или низшим военным чиновником для исполнения. И наоборот, вся исходящая документация должна была получить резолюцию наказного атамана.

Управленческая структура военных частей представляла собой подчиняющиеся военному штабу областные и окружные военные отделы, возглавляемые атаманами. Всего таких отделов в последней четверти XIX в. было пять: в Новочеркасске, в станице Каменской, в станице Нижне-Чирской, в ста- нице Усть-Медведицкой, в станице Урюпинской. Помощь атаманам в реализации военного управле- ния оказывали старшие адъютанты, военные приставы, заведующие оружейной мастерской и врачи.

В сфере административного управления наказной атаман опирался на содействие помощника председателя областного правления по гражданской части, трех советников, одного областного совет- ника, назначаемого земством, коллектив канцелярии, областной типографии, архивариуса и двух чи- новников особых поручений, а также нескольких мелких чиновников.

Распоряжения наказного атамана распределялись на 8 целевых отделений областного правле- ния соответственно кругу решаемых вопросов: 1-ое и 2-ое распорядительные, хозяйственное, счетное, строительное, лесное, врачебное, чертежное, при котором со временем появилось межевое отделение. Примечателен тот факт, что при наличии разногласий наказного атамана и общего присутствия областного правления по какому-либо административному вопросу, к практической реализации пред- ставляется решение наказного атамана. Относительно судебных решений, также позиция наказного атамана была более приоритетной. Его же мнение могло определить исход вопроса в случае распреде- ления голосов поровну. В итоге все постановления присутствия областного правления вступали в силу

только после утверждения их наказным атаманом.

Краткий обзор основных функций и областной управленческой структуры показал, что в ведении наказного атамана находились абсолютно все аспекты повседневной жизни казачьего круга и особые вопросы военного характера. Это говорит о предполагаемой степени ответственности и уровня ком- петентности наказного атамана. При этом мы можем наблюдать назначаемую должность, фактически вписанную в созданную государством управленческую схему, с большим спектром обязанностей, от- сутствием полной автономности и необходимости коллегиального обсуждения насущных вопросов.

На фоне сложного процесса централизации абсолютной монаршей власти в последней четвер- ти XVIII – начале XIX вв. казачьи атаманы прилагали усилия к сохранению внутренней автономии, сохранению традиций и правовой базы, что нередко становилось причиной столкновения интересов представителей обеих сторон и, как следствие, усиление контролирующей роли государства. Наказной атаман в данном контексте стал олицетворением незримого присутствия и гарантом государственной линии в жизни Войска Донского.

С середины XIX в. посредством должности наказного атамана Имперская власть активно осу- ществляла меры по фактическому сближению войскового управления с губернским и уездным. На протяжении практически всего XIX в. структура системы управления Войском становится все бо- лее сложной и многоступенчатой, что позволяло властям более тонко регулировать степень самостоя- тельности казачества.

Такая схема оставалась актуальной до событий 1917 г., после которых можно говорить о раз- мытии функционала наказных атаманов, возвращении к практике выборов атаманов, которые в годы гражданской войны практически стали самостоятельными политическими единицами.

2. Высочайше утвержденное Положение об общественном управлении в казачьих войсках 13 мая 1870 г. // Полное соб- рание законов Российской империи. 2-е. собр. Т. 45. Ч. 1. № 48354. СПб., 1874.

3. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образова- ния. 2013. № 3 (17). С. 42–48.

4. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2001.

5. Косенков Е.И. Станичное управление в Донском войске // Вестник Томск. гос. ун-та. 2009. № 327. С. 77–82.

6. Номикосов С.Ф. Статистическое описание области Войска Донского. М.: Книга по Требованию, 2011.

7. Положение об управлении Донского Войска: С прил. к наказу гражд. упр., штатами и общ. прил. Ч. I, II, III. СПб.: Воен. тип., 1835.

8. Соловьева С.В. Войско Донское в период Отечественной войны 1812 года. Волгоград: Перемена, 2012.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


В Москве с 1 апреля по 15 июля в рейдах по поиску уклонистов от армии будут участвовать казаки — они будут ходить по квартирам, вручать повестки и рассказывать о необходимости армейской службы. Соглашения о сотрудничестве уже подписаны с 27 военкоматами Люблино и Кузьминок. К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков.

Казачьи дружины обретают всё новые и новые полномочия — в Ростове-на-Дону они патрулируют популярные места отдыха на природе и ведут разъяснительные беседы с нарушителями, в Новосибирске охраняют дачи, в Москве — патрулируют центральные улицы и парки в поисках тех, кто распивает алкоголь или курит в неположенном месте, а на новогодние праздники борются ещё и с фейерверками в неположенных местах. С 1 апреля казаки придут в квартиры призывников с повестками.

Казачьи дружины патрулировали парки


Николай Вечеркин, атаман Верхне-Донского округа Всевеликого войска Донского.

Согласно федеральному закону, казачьи общества могут привлекаться для прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, проходить правоохранительную службу. А также казаки имеют право участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

После заключения таких вот соглашений органы исполнительной власти нашей страны и органы местного самоуправления муниципальных образований вправе привлекать членов казачьих обществ для осуществления самых разных функций.

О правах казаков рассказывает юрист Владимир Лыгин

Задерживать — нет полномочий

То есть члены казачьих обществ только совместно с работниками полицииимеют право осуществлять патрулирование и охрану общественного порядка.

Вот и получается, что казаки имеют полное право обеспечивать безопасность при проведении массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они имеют право сопровождать грузы, участвовать в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охранять объекты обеспечения жизнедеятельности населения, охранять лес от пожаров, защищать от вредителей и болезней.

Казаки патрулируют город только совместно с полицейскими

Единственное преимущество кубанских казаков


Казаки имеют право охранять, а вот на Кубани их тоже охраняют, специальным законом. В нём говорится о том, что члену казачьего общества при получении увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с исполнением им обязанностей по несению государственной службы в полном объёме оплачивается стоимость лечения, предоставляемого на территории Краснодарского края, и выплачивается единовременное пособие в размере 100-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В случае гибели члена казачьего общества в связи с выполнением им обязанностей по несению государственной службы семье погибшего оплачиваются расходы на погребение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и опять же выплачивается единовременное пособие, но уже в размере 1000-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Пособие выплачивается из краевого бюджета.

А вот меры социальной защиты казаков есть далеко не во всех регионах. Поэтому при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и пожарные.

В соответствии с законодательством Российской Федерации правовые основы деятельности казачьих обществ регулируются:

Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;

II. Особенности создания и государственная регистрация казачьих обществ

До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

III. Учредительные документы казачьих обществ

наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

местонахождение казачьего общества;

порядок управления деятельностью;

предмет и цели деятельности;

сведения о филиалах и представительствах;

права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

источники формирования имущества казачьего общества;

порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

Учредительные документы казачьего общества (устав) могут содержать и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом, войсковым казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

Обязательства членов казачьих обществ по несению государственной или иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласование устава в соответствии со сложившейся практикой оформляется документально.

IV. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

К числу таких документов, например, отнесены документы, содержащие сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и так далее.

Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

В настоящее время численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определена Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. № 835 (далее -Временное положение).

Временным положением установлено, что при соответствии численности членов казачьего общества требованиям данного нормативного правового акта такое казачье общество может быть внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, не исключается наличие казачьих обществ, чья численность не соответствует требованиям Временного положения. При этом такие вновь образуемые казачьи общества не могут быть внесены в государственный реестр.

В связи с этим требования Временного положения к численности казачьих обществ должны выясняться при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяться при ведении данного реестра.

V. Органы управления

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются учредительными документами казачьего общества (уставом) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшим представительным органом управления войскового казачьего общества является войсковой круг - съезд выборных от каждого станичного казачьего общества, а в период между войсковыми кругами - совет атаманов.

К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга - относится решение следующих вопросов:

    • принятие и внесение изменений в устав казачьего общества;
    • определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

    выборы войскового атамана и образование исполнительных органов казачьего общества (войсковое правление) и досрочное прекращение их полномочий;

      • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
      • утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;
      • создание филиалов и открытие представительств казачьего общества;
      • участие в других организациях;
      • реорганизация и ликвидация казачьего общества.

      Следует учитывать, что изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга.

      Решение войскового круга (общего собрания) принимается большинством голосов членов, присутствующих на войсковом круге. Аналогичный порядок закреплен уставами войсковых казачьих обществ в отношении решений войсковых кругов (сходов).

      Учредительными документами казачьего общества (уставом) может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления.

      Согласно сложившейся практике в период между войсковыми кругами (сходами) функции высшего (представительного) органа войскового казачьего общества выполняют советы атаманов, избираемые войсковыми кругами (сходами).

      Уставами войсковых казачьих обществ предусматривается избрание войсковым кругом (сходом) войскового атамана - старшего должностного лица войскового казачьего общества, осуществляющего общее руководство войсковым казачьим обществом.

      Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

      Уставами войсковых казачьих обществ закреплен момент возникновения полномочий войскового атамана - после утверждения его кандидатуры Президентом Российской Федерации.

      В дальнейшем данное понятие не нашло отражения в каких-либо нормативных правовых актах.

      Войсковое правление является исполнительным органом войскового казачьего общества. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правления, за исключением избранных войсковым кругом, осуществляет войсковой атаман. Войсковой круг определяет количественный состав войскового правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

      Согласно сложившейся практике уставами войсковых казачьих обществ наряду с перечисленными органами предусмотрено формирование таких органов, как суд чести и совет стариков.

      VI. Требования и виды отчетности казачьих обществ

      отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, вытекающих из устава войскового казачьего общества;

      данные о численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества;

      данные об общей численности членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу;

      сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

      сведения об изменении структуры войскового казачьего общества;

      сведения об образовании в составе войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ.

      Читайте также: