Кто такие кандидаты в водители

Обновлено: 28.06.2024

Долго думал, нужен ли на Пикабу этот пост, и все-таки решился - есть несколько моментов, о которых я хотел бы рассказать всем желающим получить заветную карточку (для лл - советы в конце поста).

Наверное, как большинство подростков 2010-х, я очень хотел поскорее получить водительские права. Представлял как пойду в 11 класс, параллельно запишусь в автошколу, а когда исполнятся заветные 18 - сдам экзамен и буду гонять на батиной Калине. Но что-то пошло не так - 11 класс раздолбай в виде меня потратил на имитацию подготовки к ЕГЭ, компьютерные игры и страдания по безответной любви, 4 года универа пролетели почти так же, а потом началась работа и совершенно закончилось свободное время. В феврале 2020-го увольняюсь (очень удачное время для увольнения, да?), уезжаю к родне в Минск, возвращаюсь, начинаются ковидные ограничения, автошколы не работают. К октябрю в той автошколе, куда изначально хотел пойти, набор шел на весну 2021, поэтому плюнул и пошел в автошколу от колледжа, где учился сварке.

Занятия шли с конца декабря по середину мая. Требовалось принести тетрадку и 3 книжки - ПДД, учебник и задачник (но вполне можно обойтись тетрадкой и ПДД, если есть смартфон и в Плеймаркете вас не забанили). ИМХО - если вы достаточно самоорганизованы, теорию сможете выучить сами, благо приложений с билетами достаточно, либо решайте на каком-нибудь сайте (я решал здесь), как удобнее. Лично я чего-то такого, чего бы не нашел в сети, на теории не услышал - все обучение по сути сводилось к просмотру фильмов примерно 2014-2015 года, изучению тем по советским плакатам и решению билетов в книжечках с их последующим разбором. Автошколой предусмотрено 4 зачета (3 зачета по 5 тем и 4-й со всеми оставшимися темами) + внутренний экзамен, сдал их экстерном и примерно с апреля на занятиях больше не появлялся.

Изначально я думал, что вождение начнется как только мы пройдем какой-то минимально необходимый объем тем (т.е. хотя бы в феврале-марте), но за руль нас пустили не раньше середины апреля. По плану нас ждали занятия на тренажере, площадка и потом уже город. На деле моё первое занятие выглядело примерно так: "- Ездил? - Ездил. - Теорию знаешь? - Все сдал уже. - А че за лампочки на приборке знаешь? - [рассказываю про индикаторы на приборной панели] - Ну ладно, давай посмотрим как трогаешься - [завожу машину, начинаю движение] - Пойдет, поехали в ГАИ". Впервые выехав на дорогу общего пользования, я знатно офигел от того, как сложно концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно: знаки, скорость движения по спидометру, включенная передача, приоритет движения, пешеходы. Город небольшой, движение спокойное, но первые несколько занятий вылазил из учебной машины весь мокрый. Буквально к третьему-четвертому занятию понял, что моих знаний теории недостаточно - когда инструктор просил выбрать место для остановки/стоянки/разворота на проезжей части, не было уверенности, могу ли я выполнить испрашиваемый маневр на данном участке дороги. Тогда снова пошел решать все 800 вопросов, уделяя повышенное внимание выявившимся слабым местам.

Для меня было весьма неожиданным то, что езда на учебном автомобиле кардинально отличается от движения других участников дорожного движения. В городе скоростной режим на большинстве участков с нерегулируемыми пешеходными переходами ограничен 20 км/ч. И по протяженности такие участки могут доходить до 50 - 100 метров. Так вот, чуть превысил - не сдал. Проехал на мигающий зеленый - не сдал. Проморгал стоп-линию - заработал баллы. Поворачиваешь на перекрестке на третьей передаче - заработал баллы. Просмотрел где закончилось ограничение скорости 20 км/ч и продолжаешь тащиться 15 - опять баллы. Я ни в коем случае не говорю, что это плохо, но с реальными условиями движения в потоке такая езда имеет мало общего. И второй момент - народ вообще в большинстве своем клал на ПДД и ездят как хотят. Пока был за рулем учебной машины встретил: 2 затупка, болтавших по телефону и стоявших на зеленый; 2 дебила, вылетавших мне навстречу с левого ряда (где движение только налево) прямо, когда я стою на повороте налево и уже собираюсь начать движение; куча народу, которые видят за 50 метров мигающий зеленый и считают, что если они не успеют проехать именно на этот зеленый, то случится нечто страшное.

По плану предусматривалось 56 часов вождения. На деле получилось 12 занятий (да, я прям в блокнотике записывал) и суммарно около 16 часов за рулем. Хотя в водительской карточке проставлялось стабильно по 2 часа за занятие, а на одном из последних занятий попросили расписаться за оставшиеся часы, т.к. "иначе вас на экзамен не выпустят, мы же карточки в РЭО сдаем". Опять же, не говорю что это прям ой как плохо, но и хорошего в этом мало. Мотивировалось такое решение тем, что "если вы с первого раза не сдадите, можно будет перед следующим экзаменом еще поездить, а если мы сейчас всё выкатаем, то тогда доплачивать надо будет". В принципе логично, но. 16 vs 56. Чему можно обучить кандидата в водители за 16 часов? Каким-то базовым вещам, но не думаю, что за такой промежуток времени среднестатистический человек будет уверенно чувствовать себя за рулем. Единственное, что могу добавить, так это то, что решение о том, выпускать ученика на экзамен или нет принимает инструктор исходя из того, как этот самый ученик ездит на занятиях.

Сдали внутренние экзамены по теории и вождению. Всех настойчиво попросили скинуть пароль от Госуслуг, чтобы подать пакет документов. Кто сопротивлялся, предлагали самим нести документы в ГАИ. Документы отправили, пошлину оплатил, пароль поменял. Назначили экзамен в РЭО ГИБДД. Экзамен по теории сдал с первого раза за 4 с небольшим минуты без ошибок и практически без волнений, даже добавить толком нечего - знай читай билеты, не торопись и внимательно жмакай кнопки. Вождение же с первого раза мне не поддалось - перенервничал и натворил фигни. Но обо всём по порядку.

Так как с 1 апреля вождение сдают по новому регламенту, первое время было много неясностей относительно нового формата сдачи экзамена. Но поскольку первый экзамен у нашей группы был аж в конце мая, то основные моменты уже были известны: примерные варианты маршрутов, наиболее "ошибочные" места и тому подобное. Не смотря на всё это, я сильно волновался - видимо, с детства (после музыкалки и всяких тех.зачетов, академических и других концертов) осталась паника, когда нужно что-то сделать под контролем экзаменатора. Этот раз не стал исключением - дождавшись своей очереди, сел в автомобиль, выполнил необходимые приготовления, вместе с инспектором сделал "круг почета" (выехать и заехать на территорию ГАИ) и приступил к выполнению упражнений. Первой была параллельная парковка задним ходом - выполнил не то что бы неуверенно, но, во-первых - площадка была с небольшим уклоном, поэтому приходилось внимательно работать со сцеплением, дабы машина не скатилась, и во-вторых - дико тряслась левая нога, поэтому пару раз был близок к тому, чтобы заглохнуть. Следующей была парковка задним ходом с поворотом на 90 градусов. И тут я запаниковал - упражнение было почти напротив предыдущего, а я почему-то решил, что не могу ехать по левой стороне площадки. В общем, потерял все полимеры, и наехал на правый ближний конус. Затем паника усилилась - вместо того, чтобы просто выехать вперед, я снова выруливаю влево и второй раз цепляю конус. Отметка "не сдал". Сижу и понимаю, что даже в город не выехал. Подходит инструктор и такой "Ну и че это щас было?". С этого дня стал больше себя готовить в психологическом плане. К слову, из 15 человек сдало только двое.

Второй экзамен был через 1.5 недели. В день перед экзаменом еще раз прокатились по городу и покружились на площадке (где я в разных "позах" пытался выполнить то самое косячное упражнение). В этот раз всё пошло так, как я рассчитывал: 2 инспектора, 2 машины сдают, 2 катаются следом, подстраиваясь под обгон. В машине на переднем пассажирском сидит инспектор, сзади за водителем инструктор. Сел в городе, выполнил необходимую подготовку, поехал. Вспомнил, как в одном из роликов на Ютубе инструктор рассказывала, как заставляет ребят проговаривать вслух все знаки и свои действия. И я начал делать то же самое. В итоге мозг занят обработкой информации и у него не остается времени на "АААА, ПАМАГИТЕ, ЭТО ЖЕ ЭКЗАМЕН. ". Тем временем в спинку сиденья периодически долбит инструктор, что значит либо "выполняй элемент" либо "ты делаешь какую-то фигню". Не скажу, что это прям помогало, но позволяло лишний раз убедиться в правильности своих действий (или неправильности). Короче, поездили по городу, заехали на площадку автошколы, где выполнили эстакаду, и по знакомому маршруту поехали в ГАИ. Там выполнил оба элемента и услышал заветное "Поздравляю, отметка "сдал". Фух, выдохнул. Набрал 3 штрафных балла, но так и не узнал за что (полагаю, "неуверенное обращение с органами управления" за то, что 2 раза пытался в поворот на 3 передаче заехать, за указатели поворота и еще что-то).

Итак, что я вынес для себя за эти несколько месяцев:
1) Решая билеты, не пытайтесь их вызубрить типа "так, здесь вроде ответ "а" был, а вот тут "в". " - это так не работает! Как я понял, предназначение билетов - выработать условный рефлекс действовать в соответствии с дорожной ситуацией (знаками/разметкой/жестами регулировщика/etc). То есть, например, только взглянув на знак приоритета вы уже должны понимать, кому нужно уступить, а где наоборот имеете преимущество; жест регулировщика должен быть молниеносно понятен точно так же, как красный сигнал светофора (жесты эти, кстати, отлично учатся стишками типа "если палка смотри в рот. ", поищите, кому интересно);
2) Прежде чем отрабатывать упражнения, неплохо съездить на площадку, где будет проходить экзамен, и попробовать выполнить эти упражнения там. Мы пару раз так делали, но по всей видимости надо было делать это чаще. На площадке же делайте упражнения со всех возможных положений - по сути вы отрабатываете навык для парковки в реальных условиях. И чем больше способов запарковать машину вы освоите, тем легче вам будет в городе;
3) Если что-то непонятно - не стесняйтесь спрашивать у инструктора. Если хотите узнать больше - вы всегда можете найти ответы на интересующие вас вопросы в Ютубе. Довольно много инструкторов и автошкол ведут свои каналы и выкладывают ролики. Причем достаточно информации как по практической части, так и по теоретической (только ради Бога, не верьте слепо всему, что говорят с экрана. Пока решал билеты, наткнулся на одного адепта разворотов по малому радиусу, который отправлял всех смотреть какие-то сомнительные ролики и рассказывал, что в билете про траекторию разворота на самом деле ошибка);
4) Если вы не можете решиться пойти записаться на учебу и успокаиваете себя мыслями типа "да все-равно пока машины нет", "да пока вроде и не надо особо", подумайте хотя бы о стоимости вашего ОСАГО в будущем. Права в любом случае лежа в кармашке не прокиснут, а стаж будет потихоньку капать. Разница, между прочим, весьма существенная: моему отцу страховка обходится примерно 2200 - 2500 на год, мне же всего за полгода страхования того же авто пришлось отстегнуть 3.5 тысячи;
5) Если до дрожи в коленках боитесь сдавать вождение - попробуйте проговаривать свои действия, предварительно спросив инспектора не будет ли он против. Как в свое время объяснял инструктор: "Понимаешь, это я тебя знаю, знаю как ты ездишь, что ты какой-нибудь фигни на дороге не учудишь. А инспектор видит тебя в первый раз, ну в лучшем случае второй-третий - конечно ему страшно, и он чуть что будет давить на тормоз. Поэтому тебе нужно возить его как дорогую античную вазу". А проговаривая свои действия вы дадите инспектору возможность понимать, что сейчас творится у вас в голове и видите ли вы, допустим, автомобиль в слепой зоне, препятствие или пешехода;
6) Эти фразы я когда-то прочитал здесь же, на Пикабу, поэтому считаю своим долгом воспроизвести их еще раз: "Садясь за руль вы открываете дверь в тюрьму. Выходя из машины вы эту дверь закрываете", "На дороге всегда нужно думать за себя , за ту девушку и вон за того парня", "Больше всего ДТП происходит именно при маневрировании, соответственно, сокращая количество маневров вы уменьшаете шанс попасть в ДТП", "При повороте налево колеса нужно выворачивать в последнюю очередь - при ударе сзади с вывернутыми колесами вас неизбежно выбросит на полосу встречного движения".

Кстати, во сколько мне это удовольствие обошлось:

- мед. справка - 1165;

- обучение - 25 000;

- пересдача (за предоставление учебного авто) - 1400;

Итого (плюс ПДД, комиссии сбербанка, канцелярские принадлежности) чуть больше 29 тысяч.

И напоследок. Девочки, в ГАИ за правами нужно приходить красивыми, потому что вас на эти самые права будут фотографировать)) Я 2 раза попросил снять заново и все-равно получился так, словно перед фото двое суток вагоны разгружал) Но как сказал мой закадычный друг: "Ну так все правильно тебя сфотографировали. Ты на фотке должен выглядеть з@$бавшимся, потому что если ты будешь выглядеть свежим и отдохнувшим, значит ты эти права купил".

- Вы сейчас работаете частным инструктором по вождению. Почему решили уволиться из автошколы и уйти в свободное плавание?

- Кстати, в плане денег, конверты – это выгодно для самого инструктора? Ему что-то из этой суммы перепадает?

- Вы говорите, у автошколы вообще нет задачи подготовить ученика к нормальной езде без аварий. Как же так? Ведь есть же утвержденные Минобрнауки программы подготовки.

- Знаете, как говорят: правила существуют для того, чтобы их нарушать. Программа хорошая, но когда вы видели, чтобы автошколу реально проверили на предмет ее соблюдения? Вот и я не припомню такого. За 16 лет моей работы ни разу у нас не было реальной проверки от того же Минобрнауки или МВД. Если бы к нам хоть раз пришел кто-то и проехал в учебной машине или с обычной рулеткой зашел на учебные площадки и измерил карманы для выполнения упражнений, их бы удар хватил.

- Что не так с площадками?

- Это одна из уловок, которыми автошколы пользуются, а вы, как ученик, никогда не поймете. То есть до поры - до времени не поймете. Учебный полигон создан для того, чтобы в вас породить иллюзию, будто вы готовый Шумахер. Есть ГОСТ и правила. В них четко все габариты прописаны. Но на учебной площадке то разметка стерлась, а подкрасить не успели, то конусов меньше завезли. Ученики же глупые, то и дело на них налетают. Это все тоже наши отговорки, которые вы наверняка не раз слышали, если учились водить.

- Да-да, слово в слово мне все это мой инструктор и говорил.

- А если я упертая и взяток давать не хочу?

- Получается, в автошколах ученикам просто недодают материал?

- Можете рассказать, о чем именно инструкторы умалчивают?

- Первое и основное – они не готовят учеников психологически к экзамену. Не рассказывают, что вас там ждет. А сюрприз это, мягко говоря, не из приятных. Автошкола и ГИБДД разыгрывают интересную комбинацию. С одной стороны, максимально комфортные условия, пока вы учитесь. Инструктор с вами шутит, болтает за жизнь. Минут на 15 опоздает или вы опоздаете – ничего страшного. Не уложились по времени выполнения задания – тоже ерунда. Вспомните, кстати, пока вы учились, часто ваш инструктор перед вашим носом щелкал секундомером?

- Ни разу не было такого.

- Это единственный психологический прием или есть еще что-то, к чему надо быть готовым перед походом на экзамен?

- Ну а в городе-то все должно быть проще? Ведь есть утвержденные экзаменационные маршруты, да и вообще экзамен теперь полностью в город переведен.

- Дайте-ка угадаю…Никто ничего не утрамбовывает и акценты не расставляет?

- Как это? На зебре заваливаются?

- Представьте себе. Здесь есть подвох. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода, который начал или заканчивает переход проезжей части. А что делать, если он встал на тротуаре возле зебры и засмотрелся в телефон или замечтался? По логике и ПДД вы можете спокойно проезжать. По логике экзаменаторов – должны остановиться. Остановились, увидели, что человек продолжает стоять, поехали дальше. Не остановились – получили штрафные баллы.

- Какие еще есть подводные камни при сдаче экзамена в городе?

- Поворотники. Я своим ученикам всегда говорю, что есть золотое правило: если сомневаешься, включать поворотник или нет – включай. Включил там, где не надо – один штрафной балл. Не включил, где надо – три балла. Простая арифметика.

- Некоторые инструкторы козыряют тем, что могут ученика с первого взгляда раскусить. Дескать, этот с рулем в руках родился, а этого даже в роли пассажира на борт брать небезопасно. Это мифы?

- А почему они страшный сон автошколы? Взяток не дают?

- Конечно. Причем некоторые такие ученики прямо на первом занятии прямо говорят: денег не дам, с живого с вас не слезу. Так что учите на совесть.

- И как же с такими сложными клиентами поступают автошколы?

- Вы сами как считаете, на чем лучше учиться – на АКПП или на МКПП?

- Что, по-вашему, сейчас самое плохое в системе подготовки водителей?

- Безвыходность. Ученику некуда деваться – он привязан к автошколе до самого конца. Автошкола тоже не может шевельнуться. От коллег из регионов я слышал жуткие истории. Например, если школа не хочет завязываться на взятки, а хочет учить честно, ее отправляют со своими учениками на такой экзаменационный полигон, где разметка кривая, не по ГОСТу. Естественно, там никто не сдает. Автошкола получает толпу озлобленных учеников.

- Надо вернуть экстернат, как это было раньше. Да, пусть у ГИБДД нет своего автопарка для приема экзаменов. Хотя это смешно, ей-богу. Раньше всегда был – теперь испарился. Просто так выгодно, гонять людей сдавать на машинах автошкол. Это еще один способ закрепить человека за автошколой и не отпускать его, пока не принесет конверт с деньгами. Напрямую ведь экзаменаторы не будут с кандидатом в водители на эту тему общаться. Инструктор из автошколы, директор автошколы – передаточные звенья. Нужно дать ученикам возможность накатывать столько часов, сколько каждому из них реально нужно для формирования достаточных навыков вождения. И потом чтобы была возможность сдавать самому, без завязок на школу. В идеале хорошо бы вообще открепить процесс сдачи экзаменов от государства. Так, чтобы экзаменатором выступало частное лицо, а государство лишь контролировало его работу.

А как у них?

Мы пообщались с нашими соотечественниками, которые сейчас живут за границей. И не просто живут, а вполне успешно водят там автомобиль. Как они учились и сдавали на права?

США

Алевтина, 39 лет. Переехала в Калифорнию 16 лет назад из Москвы. Работает в IT-компании.

Германия

Мария, переехала из Москвы в начале 2010-х годов.

Великобритания

Светлана, 27 лет, четыре года назад переехала из Санкт-Петербурга в Лондон

Тести­ро­ва­ние поз­во­ля­ет опре­де­лить, какие кате­го­рии управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ства­ми в наи­боль­шей сте­пе­ни под­хо­дят кан­ди­да­ту. Здесь речь идет об опре­де­ле­нии про­фес­си­о­наль­ной направ­лен­но­сти кан­ди­да­та (напри­мер: если кур­сант будет успе­шен в управ­ле­нии лег­ко­вым авто­мо­би­лем, это еще не озна­ча­ет, что он будет успе­шен при управ­ле­нии транс­порт­ным сред­ством с тяга­чом. Дру­гая ситу­а­ция, кур­сант име­ет высо­кую пред­рас­по­ло­жен­ность к ава­рий­но­му вожде­нию, но в сово­куп­но­сти с лич­ност­ны­ми каче­ства­ми из него полу­чит­ся отлич­ный авто­гон­щик).

Во-вторых

С дру­гой сто­ро­ны – это дает воз­мож­ность про­во­дить кор­рек­ци­он­ные меро­при­я­тия, поз­во­ля­ю­щие повы­сить уро­вень выра­жен­но­сти ПВК, не соот­вет­ству­ю­щих заяв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям. Речь идет о при­ме­не­нии упраж­не­ний направ­лен­ных на раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств и регу­ля­ции сво­е­го состо­я­ния (напри­мер: кан­ди­дат зна­ет, что в состо­я­нии стрес­са у него при­туп­ля­ет­ся вос­при­я­тие окру­жа­ю­щей сре­ды, при­ме­няя метод ауто­ген­ной тре­ни­ров­ки, он в состо­я­нии снять нега­тив­ные послед­ствия это­го воз­дей­ствия. Дру­гая ситу­а­ция, у кан­ди­да­та недо­ста­точ­ная спо­соб­ность к про­гно­зи­ро­ва­нию пове­де­ния дви­жу­ще­го­ся в поле зре­ния объ­ек­та в про­стран­стве и вре­ме­ни. Путем выпол­не­ния ряда упраж­не­ний (тре­ни­ров­ки), кан­ди­дат в состо­я­нии повы­сить эту спо­соб­ность до опти­маль­но­го уров­ня.

В-третьих

кан­ди­да­ты, кото­рые по уров­ню раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств мини­маль­но соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям, нуж­да­ют­ся в более углуб­лен­ном кур­се обу­че­ния. В зави­си­мо­сти от уров­ня выра­жен­но­сти тех или иных ПВК при­ни­ма­ет­ся реше­ние о допол­ни­тель­ных заня­ти­ях по тео­ре­ти­че­ско­му кур­су, по отра­бот­ке прак­ти­че­ских навы­ков вожде­ния, а кому-то может быть сто­ит обу­чить­ся спе­ци­фи­че­ским при­е­мам управ­ле­ния ТС.

В-четвертых

кан­ди­да­там, кото­рые по уров­ню раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств не соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям, воз­мож­но, сто­ит посо­ве­то­вать вооб­ще не садить­ся за руль ТС, что­бы не созда­вать угро­зу соб­ствен­ной жиз­ни и окру­жа­ю­щим. Такие люди чаще все­го под­вер­же­ны ава­рий­но-опас­но­му сти­лю вожде­ния. Они прак­ти­че­ски абсо­лют­но рас­те­ря­ны в слу­чае воз­ник­но­ве­ния слож­ной, незна­ко­мой, опас­ной ситу­а­ции, либо, склон­ны к излиш­ней само­уве­рен­но­сти, пере­оцен­ке сво­их спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей. Уро­вень их ПВК не поз­во­ля­ет им быст­ро сори­ен­ти­ро­вать­ся и при­нять гра­мот­ное и свое­вре­мен­ное реше­ние в про­ис­хо­дя­щей ситу­а­ции, даже, несмот­ря на вла­де­ние неко­то­ры­ми спе­ци­фи­че­ски­ми при­е­ма­ми и навы­ка­ми управ­ле­ния авто­мо­би­лем. Кто-то может и не согла­сить­ся с этим, но это факт име­ет науч­ное обос­но­ва­ние. И пусть дан­ная мера будет доста­точ­но жест­кой по отно­ше­нию к потен­ци­аль­ным кан­ди­да­там в води­те­ли, но она поз­во­лит суще­ствен­но сни­зить коли­че­ство опас­ных ситу­а­ций на доро­ге.

Ряд вопро­сов, кото­рые воз­ни­ка­ют при реше­нии дан­ной зада­чи…

  • Как долж­но быть орга­ни­зо­ва­но про­ве­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния?
  • Где оно долж­но про­во­дить­ся?
  • В самих авто­шко­лах или в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах, как в неко­то­рых евро­пей­ских стра­нах?
  • Про­фес­си­о­на­ла­ми како­го уров­ня под­го­тов­лен­но­сти?
  • Какой инстру­мен­та­рий при этом необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать?

Бес­спор­но, тести­ро­ва­ние долж­но про­во­дить­ся до про­цес­са обу­че­ния в обра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии. Луч­ше все­го, если оно будет про­ве­де­но в окруж­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах. Это свя­за­но с тем, что гра­мот­но выне­сти заклю­че­ние о про­фес­си­о­наль­ной при­год­но­сти и соот­не­сти кан­ди­да­та к кате­го­ри­ям управ­ле­ния ТС может толь­ко спе­ци­а­лист, обла­да­ю­щий соот­вет­ству­ю­щим уров­нем зна­ний в дан­ной обла­сти. Ведь, поды­то­жи­вая резуль­та­ты тести­ро­ва­ния (кото­рые луч­ше все­го допол­нить бесе­дой с кан­ди­да­том), спе­ци­а­лист дол­жен све­сти всю полу­чен­ную инфор­ма­цию к еди­но­му зна­ме­на­те­лю. По ито­гам резуль­та­тов, спе­ци­а­лист дол­жен сфор­ми­ро­вать два заклю­че­ния, одно для кан­ди­да­та, дру­гое для пре­по­да­ва­те­лей обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния.

Вто­рой глав­ной при­чи­ной слу­жит раз­но­сто­рон­ность дея­тель­но­сти. Если, по ито­гам тести­ро­ва­ния выяс­нить­ся, что уро­вень раз­ви­тия ряда ПВК не соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям, спе­ци­а­лист дол­жен либо выдать кор­рект­ные реко­мен­да­ции, либо про­ве­сти кор­рек­ци­он­ные заня­тия.

В свя­зи с акту­аль­но­стью под­хо­да о про­фес­си­о­наль­ном тести­ро­ва­нии кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС, необ­хо­ди­мо про­ве­де­ние науч­но-иссле­до­ва­тель­ских работ по дан­ной тема­ти­ке. Здесь речь идет о необ­хо­ди­мо­сти созда­ния еди­ной базы дан­ных кан­ди­да­тов (в базе фик­си­ру­ют­ся и лич­ные дан­ные, и дан­ные резуль­та­тов тести­ро­ва­ния, и оцен­ки кан­ди­да­та, полу­чен­ные в ходе обу­че­ния, и дан­ные о часто­те совер­ше­ния ДТП, об их при­чи­нах и т.п.) с целью про­ве­де­ния раз­лич­но­го рода иссле­до­ва­ний.

Как пра­ви­ло, авто­шко­лы не все­гда име­ют подоб­но­го уров­ня спе­ци­а­ли­стов, да и их дея­тель­ность не настоль­ко широ­ка, что­бы решать подоб­но­го рода зада­чи. А если сюда отне­сти и объ­е­мы выпол­ня­е­мых работ с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний к их выпол­не­нию, то вывод напра­ши­ва­ет­ся сам собой.

Подоб­ная рабо­та долж­на про­во­дить­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах, тогда она будет более успеш­ной и пло­до­твор­ной.

Инстру­мен­та­рий, с помо­щью кото­ро­го спе­ци­а­ли­сты мог­ли бы эффек­тив­но решать постав­лен­ные перед ними зада­чи, дол­жен быть надеж­ным и валид­ным.

Из резуль­та­тов ана­ли­за оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных пуб­ли­ка­ций по дан­ной про­бле­ма­ти­ке сле­ду­ет, что инстру­мен­та­рий, пред­на­зна­чен­ный для оцен­ки про­фес­си­о­наль­ной при­год­но­сти води­те­лей авто­транс­порт­ных средств дол­жен вклю­чать мето­ди­ки, оце­ни­ва­ю­щие общие (интел­лек­ту­аль­ные) спо­соб­но­сти и осо­бен­но­сти про­те­ка­ния отдель­ных когни­тив­ных про­цес­сов, пер­цеп­тив­ные и дви­га­тель­ные (пси­хо­мо­тор­ные) тесты, а так­же мето­ди­ки, оце­ни­ва­ю­щие моти­ва­ци­он­ные, тем­пе­ра­мен­таль­ные и лич­ност­ные осо­бен­но­сти, вклю­чая убеж­де­ния и при­зна­ки склон­но­сти к деви­ант­ным фор­мам пове­де­ния.

В насто­я­щее вре­мя на рос­сий­ском рын­ке сра­зу несколь­ко орга­ни­за­ций пред­ла­га­ют мето­ди­ки и тесто­вые бата­реи (набо­ры мето­дик) для опре­де­ле­ния ПВК кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС. Как пра­ви­ло, мето­ди­ки и тесто­вые бата­реи пред­ла­га­ют­ся в виде ком­пью­тер­ных про­грамм или про­грамм­но-тех­ни­че­ских ком­плек­сов.

Спе­ци­аль­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние ком­плек­са предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лю удоб­ные про­грамм­но-мето­ди­че­ские сред­ства для реше­ния широ­ко­го кру­га прак­ти­че­ских задач:

  • гото­вые тесто­вые бата­реи для тести­ро­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских качеств, опре­де­ля­ю­щих успеш­ность обу­че­ния в авто­шко­ле и после­ду­ю­ще­го прак­ти­че­ско­го вожде­ния;
  • спе­ци­аль­ные тесто­вые бата­реи для про­гно­зи­ро­ва­ния успеш­но­сти дея­тель­но­сти отдель­ных кате­го­рий води­те­лей-про­фес­си­о­на­лов;
  • воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния соб­ствен­ных (поль­зо­ва­тель­ских) тесто­вых бата­рей для реше­ния спе­ци­аль­ных задач;
  • авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный кон­троль за ходом выпол­не­ния тесто­вых зада­ний, исклю­ча­ю­щий полу­че­ние некор­рект­ных дан­ных;
  • мно­го­па­ра­мет­ри­че­ская оцен­ка резуль­та­тов выпол­не­ния отдель­ных тестов соче­та­ет­ся с инте­граль­ной, лег­ко интер­пре­ти­ру­е­мой оцен­кой резуль­та­тов выпол­не­ния тесто­вой бата­реи;
  • ана­лиз полу­чен­ных дан­ных (рас­чет тесто­вых норм, рей­тин­гов, дескрип­тив­ная ста­ти­сти­ка, срав­не­ние дан­ных кан­ди­да­тов, срав­не­ние дан­ных по обу­ча­ю­щим­ся груп­пам и пр.);
  • сохра­не­ние резуль­та­тов тести­ро­ва­ния в базе пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских дан­ных;
  • раз­гра­ни­че­ние уров­ня досту­па к систе­ме, обес­пе­чи­ва­ю­щее необ­хо­ди­мую кон­фи­ден­ци­аль­ность пер­со­наль­ных дан­ных.

Мето­ди­че­ское обес­пе­че­ние вклю­ча­ет в себя свы­ше 40 раз­лич­ных тестов для оцен­ки интел­лек­ту­аль­ных и лич­ност­ных осо­бен­но­стей, моти­ва­ци­он­ных харак­те­ри­стик, уста­но­вок по отно­ше­нию к вопро­сам без­опас­но­сти дорож­но­го дви­же­ния, акту­аль­но­го пси­хи­че­ско­го (пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го) состо­я­ния, а так­же необ­хо­ди­мый набор дея­тель­ност­ных (пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских) мето­дик, пред­на­зна­чен­ных для оцен­ки ско­ро­сти и точ­но­сти мотор­ных, пер­цеп­тив­ных и когни­тив­ных опе­ра­ций, необ­хо­ди­мых для успеш­но­го вожде­ния, в том чис­ле, ори­ги­наль­ный опрос­ник, обес­пе­чи­ва­ю­щий выяв­ле­ние лич­ност­ных и моти­ва­ци­он­ных фак­то­ров, явля­ю­щих­ся пред­по­сыл­ка­ми ава­рий­но­сти.

Основ­ная тесто­вая бата­рея, реко­мен­ду­е­мая для при­ме­не­ния в авто­шко­лах, вклю­ча­ет 8 тестов, по резуль­та­там выпол­не­ния кото­рых рас­счи­ты­ва­ют­ся инте­граль­ные оцен­ки соот­вет­ствия уров­ней раз­ви­тия пер­цеп­тив­но-мотор­ных и лич­ност­ных качеств, уров­ня пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной устой­чи­во­сти, а так­же оцен­ка досто­вер­но­сти отве­тов на пунк­ты опрос­ни­ков. По резуль­та­там тести­ро­ва­ния фор­ми­ру­ет­ся заклю­че­ние, содер­жа­щее про­гноз успеш­но­сти обу­че­ния, нали­чие уяз­ви­мых качеств, воз­мож­ные пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния ава­рий­но-опас­но­го сти­ля вожде­ния.

На осно­ва­нии полу­чен­ных резуль­та­тов выда­ют­ся два заклю­че­ния, одно кур­сан­ту, дру­гое кура­то­ру учеб­ной груп­пы.

В заклю­че­нии для кур­сан­та рас­кры­ва­ет­ся харак­те­ри­сти­ка его про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств, ука­зы­ва­ют­ся те ПВК, кото­рые нуж­да­ют­ся в кор­рек­ции, а так же выда­ют­ся реко­мен­да­ции для успеш­но­го овла­де­ния навы­ка­ми вожде­ния.

В заклю­че­нии для кура­то­ра ука­зы­ва­ет­ся уро­вень соот­вет­ствия ПВК кур­сан­та заяв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям и меро­при­я­тия, кото­рые необ­хо­ди­мо при­ме­нить для повы­ше­ния уров­ня его мастер­ства.

Если инте­граль­ная оцен­ка, полу­чен­ная кан­ди­да­том по резуль­та­там выпол­не­ния тести­ро­ва­ния высо­кая, это сви­де­тель­ству­ет о высо­кой веро­ят­но­сти успеш­но­го про­хож­де­ния кур­са обу­че­ния и овла­де­ния навы­ка­ми прак­ти­че­ско­го вожде­ния (при нали­чии соот­вет­ству­ю­щей моти­ва­ции) в уста­нов­лен­ные сро­ки. Опти­маль­ное соче­та­ние лич­ност­ных и тем­пе­ра­мен­таль­ных харак­те­ри­стик, спо­соб­но обес­пе­чить фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­но­го сти­ля вожде­ния.

При выяв­ле­нии суб­оп­ти­маль­но­го соче­та­ния лич­ност­ных и тем­пе­ра­мен­таль­ных харак­те­ри­стик име­ют­ся неко­то­рые пред­по­сыл­ки к фор­ми­ро­ва­нию ава­рий­но-опас­но­го сти­ля вожде­ния, для пре­ду­пре­жде­ния кото­ро­го может потре­бо­вать­ся про­ве­де­ние допол­ни­тель­ной разъ­яс­ни­тель­ной рабо­ты со сто­ро­ны пре­по­да­ва­те­лей и инструк­то­ров (или спе­ци­аль­ных тре­нин­гов).

Таким обра­зом, про­ве­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния на про­фес­си­о­наль­ную при­год­ность кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС с выда­чей соот­вет­ству­ю­щих реко­мен­да­ций и про­ве­де­ни­ем кор­рек­ци­он­ных меро­при­я­тий, в пол­ной мере спо­соб­ству­ет более каче­ствен­ной под­го­тов­ке води­те­лей, что в свою оче­редь ведет к сни­же­нию рис­ка воз­ник­но­ве­ния опас­ных ситу­а­ций на доро­ге.

Будущих водителей ждет сюрприз: экзамен на права примут сами автомобили

С 2014 года в России действуют утвержденные Минобрнауки программы подготовки водителей, в которых никакого разделения на любителей и шоферов-профи нет: профессионалами считаются все.

— Обучать взрослых людей тому, что они не собираются использовать, глупо и бессмысленно, — завила президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, — При этом качество обучения профессионалов снизилось катастрофически. Транспортные предприятия, куда приходят работать выпускники автошкол, вынуждены их переучивать за свой счет. Статистика МВД показывает, что количество ДТП с участием водителей-профессионалов неуклонно растет.

Идею изменений специалисты уже разослали в Минтранс, МВД и ГИБДД. Проект предусматривает разделение всех водителей на две группы: любителей и профессионалов.

Для любителей требования к знаниям и навыкам останутся без изменений. Правда, останутся доступны программы обучения только на три категории прав: А, В и М.

Кроме того, могут быть ужесточены требования к преподавателям автошкол. Директор департамента ДОСААФ Александр Валяев посетовал, что сейчас нет ни одного документа, в котором были бы прописаны требования к квалификации инструктора и мастера производственного обучения вождению.

— Сейчас от инструкторов требуется знанием устройства электротехники. Зачем это нужно, непонятно. Зато критерии качества управления транспортным средством, типичные дорожные ситуации, способные привести к ДТП, влияние дорожных условий на безопасность вождения — ничего этого мы от инструкторов почему-то не требуем, — говорит Александр Валяев.

Кроме того, автошколам может быть запрещено самостоятельно ковать для себя кадры. В планах экспертного сообщества и чиновников профильных ведомств — создание реестра учебных организаций, которые будут иметь право заниматься подготовкой педагогов для автошкол. Предполагается, что в список попадут вузы, техникумы и ведомственные учебные заведения, которые занимаются научной работой.

Еще одно запланированное новшество может стать ударом для автошкол, которые заманивают учеников низкими ценниками, а потом всеми силами пытаются снизить свои затраты на образовательный процесс.

— Такие автошколы на своих сайтах пишут стоимость обучения в пять, десять тысяч рублей. Анализ их деятельности дает основания предположить, что эти автошколы не выполняют требования программ подготовки водителей. Они нацелены только на механическое заучивание теоретических билетов, натаскивание учеников на площадке и поездки по экзаменационному маршруту, — считает Валяев.

Чтобы повысить мотивацию автошкол к реальному и качественному обучению, авторы поправок предложили закрепить в законе минимальную стоимость услуг. В этом случае в инструкторов появится возможность ценник повышать в зависимости от того, что действительно нужно конкретному ученику.

Для контроля качества работы автошколы каждый учебный автомобиль может быть подключен к системе ГЛОНАСС. Так можно будет в режиме реального времени отследить местонахождение машины и определить, прогуливает инструктор занятие с учеником или честно наматывает положенные по программе подготовки 56 часов.

Кстати, айтишники систему контроля за учебным процессом довели практически до совершенства. Они создали приспособление, которое не просто контролирует движение учебного автомобиля во время урока — оно еще и передает все данные в ГИБДД. Пока система отрабатывается на грузовиках. Но ничто не мешает перенести ее на легковушки.

— В основе системы контроля цифровой тахограф, видеокамера с функцией распознавания лица, датчик под водительским сидением и программа, которая устанавливается на компьютер сотрудника ГИБДД, — рассказал глава компании-разработчика систем виртуальной реальности Рамиль Гайнутдинов, — В результате всегда видно, кто из учеников был за рулем в течение дня. Как только ученик откатал положенные 56 часов, напротив его фамилии в программе появляется зеленая галочка или флажок. Обмануть эту систему невозможно. Даже если учитывать масочный режим, камера распознает человека по глазам.

Очереди в ГИБДД собираются по множеству поводов

Что говорят в автошколах?

Заместитель директора другой нижегородской автошколы рассказала корреспонденту, что эта ситуация наблюдается во многих городах. По ее мнению, причины две: нехватка кадров в ГИБДД и последние изменения регламента, проведенные минувшей весной. Дело в том, что на сдачу экзамена сейчас отводится по 30–40 минут на каждого курсанта — против 20 ранее. Соответственно, пропускная способность экзаменаторов сократилась в два раза, а их самих больше не стало.

— В этой ситуации вины автошкол нет. По крайней мере, у нас все документы оформляются вовремя. А вот сколько временных промежутков на экзамены нам дают в ГИБДД — уже их зона ответственности.

Женщина отмечает, что в их автошколе такая ситуация сложилась с теми, кто сдает экзамены повторно. Те, кто пытаются сделать это впервые, направляются в ГИБДД в нормальные сроки.

При этом курсантов не стало больше или меньше. Поток примерно равен тому, который был до появления проблемы. Процент сдачи с первого раза зависит от разных факторов, но примерно равен половине от общего числа претендентов на получение удостоверений.

Скриншот: сайт нижегородской автошколы

Позиция ГИБДД

С мнением автошкол не согласны в нижегородском управлении ГИБДД. Они также ссылаются на изменения в регламенте, проблему признают, но не считают себя виноватыми в сложившейся ситуации.

— Главным нововведением [в регламенте] стал отказ от одного из этапов экзамена, а именно проверки первоначальных навыков водителя, который называют закрытой площадкой или автодромом. Выполнение упражнений проверяется сотрудником Госавтоинспекции в условиях города. К сожалению, не все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, учли данные изменения при обучении вождению курсантов. Многие прошедшие обучение в автошколах кандидаты в водители, имея низкий уровень подготовки, просто не могут сдать практический этап экзамена.

Также было принято решение о выделении дополнительного дня для приема практического этапа экзамена. Еженедельно, по понедельникам, сотрудниками экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области осуществляется прием экзаменов у кандидатов в водители, не сдавших его с первого раза. По желанию кандидата транспортное средство может быть предоставлено как автошколой, в которой он проходил обучение, так и экзаменационным подразделением.

Как по закону?

Всё в том же регламенте, вступившем в силу 1 апреля этого года, про первичный экзамен говорится следующее:

Что касается повторных экзаменов, то для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена.

Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

Таким образом, срок от подачи документов до получения водительских прав при сдаче экзамена с первого раза не должен превышать 30 дней. Пересдачи для заваливших испытания назначаются не ранее чем через семь дней, но не позднее чем через 30. Если не сдать с трех попыток, пересдачу придется ждать от месяца до трех.

Свои опасения российские автошколы начали высказывать еще раньше, чем регламент вступил в силу. Принимали его тяжело, а сам текст до последнего держали в секрете. Курсанты и автошколы старались успеть сдать экзамен до введения новых норм.

Читайте также: