Кто такие кандидаты в водители
Обновлено: 28.06.2024
Долго думал, нужен ли на Пикабу этот пост, и все-таки решился - есть несколько моментов, о которых я хотел бы рассказать всем желающим получить заветную карточку (для лл - советы в конце поста).
Наверное, как большинство подростков 2010-х, я очень хотел поскорее получить водительские права. Представлял как пойду в 11 класс, параллельно запишусь в автошколу, а когда исполнятся заветные 18 - сдам экзамен и буду гонять на батиной Калине. Но что-то пошло не так - 11 класс раздолбай в виде меня потратил на имитацию подготовки к ЕГЭ, компьютерные игры и страдания по безответной любви, 4 года универа пролетели почти так же, а потом началась работа и совершенно закончилось свободное время. В феврале 2020-го увольняюсь (очень удачное время для увольнения, да?), уезжаю к родне в Минск, возвращаюсь, начинаются ковидные ограничения, автошколы не работают. К октябрю в той автошколе, куда изначально хотел пойти, набор шел на весну 2021, поэтому плюнул и пошел в автошколу от колледжа, где учился сварке.
Занятия шли с конца декабря по середину мая. Требовалось принести тетрадку и 3 книжки - ПДД, учебник и задачник (но вполне можно обойтись тетрадкой и ПДД, если есть смартфон и в Плеймаркете вас не забанили). ИМХО - если вы достаточно самоорганизованы, теорию сможете выучить сами, благо приложений с билетами достаточно, либо решайте на каком-нибудь сайте (я решал здесь), как удобнее. Лично я чего-то такого, чего бы не нашел в сети, на теории не услышал - все обучение по сути сводилось к просмотру фильмов примерно 2014-2015 года, изучению тем по советским плакатам и решению билетов в книжечках с их последующим разбором. Автошколой предусмотрено 4 зачета (3 зачета по 5 тем и 4-й со всеми оставшимися темами) + внутренний экзамен, сдал их экстерном и примерно с апреля на занятиях больше не появлялся.
Изначально я думал, что вождение начнется как только мы пройдем какой-то минимально необходимый объем тем (т.е. хотя бы в феврале-марте), но за руль нас пустили не раньше середины апреля. По плану нас ждали занятия на тренажере, площадка и потом уже город. На деле моё первое занятие выглядело примерно так: "- Ездил? - Ездил. - Теорию знаешь? - Все сдал уже. - А че за лампочки на приборке знаешь? - [рассказываю про индикаторы на приборной панели] - Ну ладно, давай посмотрим как трогаешься - [завожу машину, начинаю движение] - Пойдет, поехали в ГАИ". Впервые выехав на дорогу общего пользования, я знатно офигел от того, как сложно концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно: знаки, скорость движения по спидометру, включенная передача, приоритет движения, пешеходы. Город небольшой, движение спокойное, но первые несколько занятий вылазил из учебной машины весь мокрый. Буквально к третьему-четвертому занятию понял, что моих знаний теории недостаточно - когда инструктор просил выбрать место для остановки/стоянки/разворота на проезжей части, не было уверенности, могу ли я выполнить испрашиваемый маневр на данном участке дороги. Тогда снова пошел решать все 800 вопросов, уделяя повышенное внимание выявившимся слабым местам.
Для меня было весьма неожиданным то, что езда на учебном автомобиле кардинально отличается от движения других участников дорожного движения. В городе скоростной режим на большинстве участков с нерегулируемыми пешеходными переходами ограничен 20 км/ч. И по протяженности такие участки могут доходить до 50 - 100 метров. Так вот, чуть превысил - не сдал. Проехал на мигающий зеленый - не сдал. Проморгал стоп-линию - заработал баллы. Поворачиваешь на перекрестке на третьей передаче - заработал баллы. Просмотрел где закончилось ограничение скорости 20 км/ч и продолжаешь тащиться 15 - опять баллы. Я ни в коем случае не говорю, что это плохо, но с реальными условиями движения в потоке такая езда имеет мало общего. И второй момент - народ вообще в большинстве своем клал на ПДД и ездят как хотят. Пока был за рулем учебной машины встретил: 2 затупка, болтавших по телефону и стоявших на зеленый; 2 дебила, вылетавших мне навстречу с левого ряда (где движение только налево) прямо, когда я стою на повороте налево и уже собираюсь начать движение; куча народу, которые видят за 50 метров мигающий зеленый и считают, что если они не успеют проехать именно на этот зеленый, то случится нечто страшное.
По плану предусматривалось 56 часов вождения. На деле получилось 12 занятий (да, я прям в блокнотике записывал) и суммарно около 16 часов за рулем. Хотя в водительской карточке проставлялось стабильно по 2 часа за занятие, а на одном из последних занятий попросили расписаться за оставшиеся часы, т.к. "иначе вас на экзамен не выпустят, мы же карточки в РЭО сдаем". Опять же, не говорю что это прям ой как плохо, но и хорошего в этом мало. Мотивировалось такое решение тем, что "если вы с первого раза не сдадите, можно будет перед следующим экзаменом еще поездить, а если мы сейчас всё выкатаем, то тогда доплачивать надо будет". В принципе логично, но. 16 vs 56. Чему можно обучить кандидата в водители за 16 часов? Каким-то базовым вещам, но не думаю, что за такой промежуток времени среднестатистический человек будет уверенно чувствовать себя за рулем. Единственное, что могу добавить, так это то, что решение о том, выпускать ученика на экзамен или нет принимает инструктор исходя из того, как этот самый ученик ездит на занятиях.
Сдали внутренние экзамены по теории и вождению. Всех настойчиво попросили скинуть пароль от Госуслуг, чтобы подать пакет документов. Кто сопротивлялся, предлагали самим нести документы в ГАИ. Документы отправили, пошлину оплатил, пароль поменял. Назначили экзамен в РЭО ГИБДД. Экзамен по теории сдал с первого раза за 4 с небольшим минуты без ошибок и практически без волнений, даже добавить толком нечего - знай читай билеты, не торопись и внимательно жмакай кнопки. Вождение же с первого раза мне не поддалось - перенервничал и натворил фигни. Но обо всём по порядку.
Так как с 1 апреля вождение сдают по новому регламенту, первое время было много неясностей относительно нового формата сдачи экзамена. Но поскольку первый экзамен у нашей группы был аж в конце мая, то основные моменты уже были известны: примерные варианты маршрутов, наиболее "ошибочные" места и тому подобное. Не смотря на всё это, я сильно волновался - видимо, с детства (после музыкалки и всяких тех.зачетов, академических и других концертов) осталась паника, когда нужно что-то сделать под контролем экзаменатора. Этот раз не стал исключением - дождавшись своей очереди, сел в автомобиль, выполнил необходимые приготовления, вместе с инспектором сделал "круг почета" (выехать и заехать на территорию ГАИ) и приступил к выполнению упражнений. Первой была параллельная парковка задним ходом - выполнил не то что бы неуверенно, но, во-первых - площадка была с небольшим уклоном, поэтому приходилось внимательно работать со сцеплением, дабы машина не скатилась, и во-вторых - дико тряслась левая нога, поэтому пару раз был близок к тому, чтобы заглохнуть. Следующей была парковка задним ходом с поворотом на 90 градусов. И тут я запаниковал - упражнение было почти напротив предыдущего, а я почему-то решил, что не могу ехать по левой стороне площадки. В общем, потерял все полимеры, и наехал на правый ближний конус. Затем паника усилилась - вместо того, чтобы просто выехать вперед, я снова выруливаю влево и второй раз цепляю конус. Отметка "не сдал". Сижу и понимаю, что даже в город не выехал. Подходит инструктор и такой "Ну и че это щас было?". С этого дня стал больше себя готовить в психологическом плане. К слову, из 15 человек сдало только двое.
Второй экзамен был через 1.5 недели. В день перед экзаменом еще раз прокатились по городу и покружились на площадке (где я в разных "позах" пытался выполнить то самое косячное упражнение). В этот раз всё пошло так, как я рассчитывал: 2 инспектора, 2 машины сдают, 2 катаются следом, подстраиваясь под обгон. В машине на переднем пассажирском сидит инспектор, сзади за водителем инструктор. Сел в городе, выполнил необходимую подготовку, поехал. Вспомнил, как в одном из роликов на Ютубе инструктор рассказывала, как заставляет ребят проговаривать вслух все знаки и свои действия. И я начал делать то же самое. В итоге мозг занят обработкой информации и у него не остается времени на "АААА, ПАМАГИТЕ, ЭТО ЖЕ ЭКЗАМЕН. ". Тем временем в спинку сиденья периодически долбит инструктор, что значит либо "выполняй элемент" либо "ты делаешь какую-то фигню". Не скажу, что это прям помогало, но позволяло лишний раз убедиться в правильности своих действий (или неправильности). Короче, поездили по городу, заехали на площадку автошколы, где выполнили эстакаду, и по знакомому маршруту поехали в ГАИ. Там выполнил оба элемента и услышал заветное "Поздравляю, отметка "сдал". Фух, выдохнул. Набрал 3 штрафных балла, но так и не узнал за что (полагаю, "неуверенное обращение с органами управления" за то, что 2 раза пытался в поворот на 3 передаче заехать, за указатели поворота и еще что-то).
Итак, что я вынес для себя за эти несколько месяцев:
1) Решая билеты, не пытайтесь их вызубрить типа "так, здесь вроде ответ "а" был, а вот тут "в". " - это так не работает! Как я понял, предназначение билетов - выработать условный рефлекс действовать в соответствии с дорожной ситуацией (знаками/разметкой/жестами регулировщика/etc). То есть, например, только взглянув на знак приоритета вы уже должны понимать, кому нужно уступить, а где наоборот имеете преимущество; жест регулировщика должен быть молниеносно понятен точно так же, как красный сигнал светофора (жесты эти, кстати, отлично учатся стишками типа "если палка смотри в рот. ", поищите, кому интересно);
2) Прежде чем отрабатывать упражнения, неплохо съездить на площадку, где будет проходить экзамен, и попробовать выполнить эти упражнения там. Мы пару раз так делали, но по всей видимости надо было делать это чаще. На площадке же делайте упражнения со всех возможных положений - по сути вы отрабатываете навык для парковки в реальных условиях. И чем больше способов запарковать машину вы освоите, тем легче вам будет в городе;
3) Если что-то непонятно - не стесняйтесь спрашивать у инструктора. Если хотите узнать больше - вы всегда можете найти ответы на интересующие вас вопросы в Ютубе. Довольно много инструкторов и автошкол ведут свои каналы и выкладывают ролики. Причем достаточно информации как по практической части, так и по теоретической (только ради Бога, не верьте слепо всему, что говорят с экрана. Пока решал билеты, наткнулся на одного адепта разворотов по малому радиусу, который отправлял всех смотреть какие-то сомнительные ролики и рассказывал, что в билете про траекторию разворота на самом деле ошибка);
4) Если вы не можете решиться пойти записаться на учебу и успокаиваете себя мыслями типа "да все-равно пока машины нет", "да пока вроде и не надо особо", подумайте хотя бы о стоимости вашего ОСАГО в будущем. Права в любом случае лежа в кармашке не прокиснут, а стаж будет потихоньку капать. Разница, между прочим, весьма существенная: моему отцу страховка обходится примерно 2200 - 2500 на год, мне же всего за полгода страхования того же авто пришлось отстегнуть 3.5 тысячи;
5) Если до дрожи в коленках боитесь сдавать вождение - попробуйте проговаривать свои действия, предварительно спросив инспектора не будет ли он против. Как в свое время объяснял инструктор: "Понимаешь, это я тебя знаю, знаю как ты ездишь, что ты какой-нибудь фигни на дороге не учудишь. А инспектор видит тебя в первый раз, ну в лучшем случае второй-третий - конечно ему страшно, и он чуть что будет давить на тормоз. Поэтому тебе нужно возить его как дорогую античную вазу". А проговаривая свои действия вы дадите инспектору возможность понимать, что сейчас творится у вас в голове и видите ли вы, допустим, автомобиль в слепой зоне, препятствие или пешехода;
6) Эти фразы я когда-то прочитал здесь же, на Пикабу, поэтому считаю своим долгом воспроизвести их еще раз: "Садясь за руль вы открываете дверь в тюрьму. Выходя из машины вы эту дверь закрываете", "На дороге всегда нужно думать за себя , за ту девушку и вон за того парня", "Больше всего ДТП происходит именно при маневрировании, соответственно, сокращая количество маневров вы уменьшаете шанс попасть в ДТП", "При повороте налево колеса нужно выворачивать в последнюю очередь - при ударе сзади с вывернутыми колесами вас неизбежно выбросит на полосу встречного движения".
Кстати, во сколько мне это удовольствие обошлось:
- мед. справка - 1165;
- обучение - 25 000;
- пересдача (за предоставление учебного авто) - 1400;
Итого (плюс ПДД, комиссии сбербанка, канцелярские принадлежности) чуть больше 29 тысяч.
И напоследок. Девочки, в ГАИ за правами нужно приходить красивыми, потому что вас на эти самые права будут фотографировать)) Я 2 раза попросил снять заново и все-равно получился так, словно перед фото двое суток вагоны разгружал) Но как сказал мой закадычный друг: "Ну так все правильно тебя сфотографировали. Ты на фотке должен выглядеть з@$бавшимся, потому что если ты будешь выглядеть свежим и отдохнувшим, значит ты эти права купил".
- Вы сейчас работаете частным инструктором по вождению. Почему решили уволиться из автошколы и уйти в свободное плавание?
- Кстати, в плане денег, конверты – это выгодно для самого инструктора? Ему что-то из этой суммы перепадает?
- Вы говорите, у автошколы вообще нет задачи подготовить ученика к нормальной езде без аварий. Как же так? Ведь есть же утвержденные Минобрнауки программы подготовки.
- Знаете, как говорят: правила существуют для того, чтобы их нарушать. Программа хорошая, но когда вы видели, чтобы автошколу реально проверили на предмет ее соблюдения? Вот и я не припомню такого. За 16 лет моей работы ни разу у нас не было реальной проверки от того же Минобрнауки или МВД. Если бы к нам хоть раз пришел кто-то и проехал в учебной машине или с обычной рулеткой зашел на учебные площадки и измерил карманы для выполнения упражнений, их бы удар хватил.
- Что не так с площадками?
- Это одна из уловок, которыми автошколы пользуются, а вы, как ученик, никогда не поймете. То есть до поры - до времени не поймете. Учебный полигон создан для того, чтобы в вас породить иллюзию, будто вы готовый Шумахер. Есть ГОСТ и правила. В них четко все габариты прописаны. Но на учебной площадке то разметка стерлась, а подкрасить не успели, то конусов меньше завезли. Ученики же глупые, то и дело на них налетают. Это все тоже наши отговорки, которые вы наверняка не раз слышали, если учились водить.
- Да-да, слово в слово мне все это мой инструктор и говорил.
- А если я упертая и взяток давать не хочу?
- Получается, в автошколах ученикам просто недодают материал?
- Можете рассказать, о чем именно инструкторы умалчивают?
- Первое и основное – они не готовят учеников психологически к экзамену. Не рассказывают, что вас там ждет. А сюрприз это, мягко говоря, не из приятных. Автошкола и ГИБДД разыгрывают интересную комбинацию. С одной стороны, максимально комфортные условия, пока вы учитесь. Инструктор с вами шутит, болтает за жизнь. Минут на 15 опоздает или вы опоздаете – ничего страшного. Не уложились по времени выполнения задания – тоже ерунда. Вспомните, кстати, пока вы учились, часто ваш инструктор перед вашим носом щелкал секундомером?
- Ни разу не было такого.
- Это единственный психологический прием или есть еще что-то, к чему надо быть готовым перед походом на экзамен?
- Ну а в городе-то все должно быть проще? Ведь есть утвержденные экзаменационные маршруты, да и вообще экзамен теперь полностью в город переведен.
- Дайте-ка угадаю…Никто ничего не утрамбовывает и акценты не расставляет?
- Как это? На зебре заваливаются?
- Представьте себе. Здесь есть подвох. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода, который начал или заканчивает переход проезжей части. А что делать, если он встал на тротуаре возле зебры и засмотрелся в телефон или замечтался? По логике и ПДД вы можете спокойно проезжать. По логике экзаменаторов – должны остановиться. Остановились, увидели, что человек продолжает стоять, поехали дальше. Не остановились – получили штрафные баллы.
- Какие еще есть подводные камни при сдаче экзамена в городе?
- Поворотники. Я своим ученикам всегда говорю, что есть золотое правило: если сомневаешься, включать поворотник или нет – включай. Включил там, где не надо – один штрафной балл. Не включил, где надо – три балла. Простая арифметика.
- Некоторые инструкторы козыряют тем, что могут ученика с первого взгляда раскусить. Дескать, этот с рулем в руках родился, а этого даже в роли пассажира на борт брать небезопасно. Это мифы?
- А почему они страшный сон автошколы? Взяток не дают?
- Конечно. Причем некоторые такие ученики прямо на первом занятии прямо говорят: денег не дам, с живого с вас не слезу. Так что учите на совесть.
- И как же с такими сложными клиентами поступают автошколы?
- Вы сами как считаете, на чем лучше учиться – на АКПП или на МКПП?
- Что, по-вашему, сейчас самое плохое в системе подготовки водителей?
- Безвыходность. Ученику некуда деваться – он привязан к автошколе до самого конца. Автошкола тоже не может шевельнуться. От коллег из регионов я слышал жуткие истории. Например, если школа не хочет завязываться на взятки, а хочет учить честно, ее отправляют со своими учениками на такой экзаменационный полигон, где разметка кривая, не по ГОСТу. Естественно, там никто не сдает. Автошкола получает толпу озлобленных учеников.
- Надо вернуть экстернат, как это было раньше. Да, пусть у ГИБДД нет своего автопарка для приема экзаменов. Хотя это смешно, ей-богу. Раньше всегда был – теперь испарился. Просто так выгодно, гонять людей сдавать на машинах автошкол. Это еще один способ закрепить человека за автошколой и не отпускать его, пока не принесет конверт с деньгами. Напрямую ведь экзаменаторы не будут с кандидатом в водители на эту тему общаться. Инструктор из автошколы, директор автошколы – передаточные звенья. Нужно дать ученикам возможность накатывать столько часов, сколько каждому из них реально нужно для формирования достаточных навыков вождения. И потом чтобы была возможность сдавать самому, без завязок на школу. В идеале хорошо бы вообще открепить процесс сдачи экзаменов от государства. Так, чтобы экзаменатором выступало частное лицо, а государство лишь контролировало его работу.
А как у них?
Мы пообщались с нашими соотечественниками, которые сейчас живут за границей. И не просто живут, а вполне успешно водят там автомобиль. Как они учились и сдавали на права?
США
Алевтина, 39 лет. Переехала в Калифорнию 16 лет назад из Москвы. Работает в IT-компании.
Германия
Мария, переехала из Москвы в начале 2010-х годов.
Великобритания
Светлана, 27 лет, четыре года назад переехала из Санкт-Петербурга в Лондон
Тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный автогонщик).
Во-вторых
С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки, он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня.
В-третьих
кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.
В-четвертых
кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.
Ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи…
- Как должно быть организовано проведение психологического тестирования?
- Где оно должно проводиться?
- В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах?
- Профессионалами какого уровня подготовленности?
- Какой инструментарий при этом необходимо использовать?
Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.
Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.
В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.
Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой.
Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.
Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным.
Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.
В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.
Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:
- готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
- специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
- возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
- автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
- многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
- анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
- сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
- разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.
Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.
Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.
На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту, другое куратору учебной группы.
В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения.
В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.
Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.
При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).
Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге.
С 2014 года в России действуют утвержденные Минобрнауки программы подготовки водителей, в которых никакого разделения на любителей и шоферов-профи нет: профессионалами считаются все.
— Обучать взрослых людей тому, что они не собираются использовать, глупо и бессмысленно, — завила президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, — При этом качество обучения профессионалов снизилось катастрофически. Транспортные предприятия, куда приходят работать выпускники автошкол, вынуждены их переучивать за свой счет. Статистика МВД показывает, что количество ДТП с участием водителей-профессионалов неуклонно растет.
Идею изменений специалисты уже разослали в Минтранс, МВД и ГИБДД. Проект предусматривает разделение всех водителей на две группы: любителей и профессионалов.
Для любителей требования к знаниям и навыкам останутся без изменений. Правда, останутся доступны программы обучения только на три категории прав: А, В и М.
Кроме того, могут быть ужесточены требования к преподавателям автошкол. Директор департамента ДОСААФ Александр Валяев посетовал, что сейчас нет ни одного документа, в котором были бы прописаны требования к квалификации инструктора и мастера производственного обучения вождению.
— Сейчас от инструкторов требуется знанием устройства электротехники. Зачем это нужно, непонятно. Зато критерии качества управления транспортным средством, типичные дорожные ситуации, способные привести к ДТП, влияние дорожных условий на безопасность вождения — ничего этого мы от инструкторов почему-то не требуем, — говорит Александр Валяев.
Кроме того, автошколам может быть запрещено самостоятельно ковать для себя кадры. В планах экспертного сообщества и чиновников профильных ведомств — создание реестра учебных организаций, которые будут иметь право заниматься подготовкой педагогов для автошкол. Предполагается, что в список попадут вузы, техникумы и ведомственные учебные заведения, которые занимаются научной работой.
Еще одно запланированное новшество может стать ударом для автошкол, которые заманивают учеников низкими ценниками, а потом всеми силами пытаются снизить свои затраты на образовательный процесс.
— Такие автошколы на своих сайтах пишут стоимость обучения в пять, десять тысяч рублей. Анализ их деятельности дает основания предположить, что эти автошколы не выполняют требования программ подготовки водителей. Они нацелены только на механическое заучивание теоретических билетов, натаскивание учеников на площадке и поездки по экзаменационному маршруту, — считает Валяев.
Чтобы повысить мотивацию автошкол к реальному и качественному обучению, авторы поправок предложили закрепить в законе минимальную стоимость услуг. В этом случае в инструкторов появится возможность ценник повышать в зависимости от того, что действительно нужно конкретному ученику.
Для контроля качества работы автошколы каждый учебный автомобиль может быть подключен к системе ГЛОНАСС. Так можно будет в режиме реального времени отследить местонахождение машины и определить, прогуливает инструктор занятие с учеником или честно наматывает положенные по программе подготовки 56 часов.
Кстати, айтишники систему контроля за учебным процессом довели практически до совершенства. Они создали приспособление, которое не просто контролирует движение учебного автомобиля во время урока — оно еще и передает все данные в ГИБДД. Пока система отрабатывается на грузовиках. Но ничто не мешает перенести ее на легковушки.
— В основе системы контроля цифровой тахограф, видеокамера с функцией распознавания лица, датчик под водительским сидением и программа, которая устанавливается на компьютер сотрудника ГИБДД, — рассказал глава компании-разработчика систем виртуальной реальности Рамиль Гайнутдинов, — В результате всегда видно, кто из учеников был за рулем в течение дня. Как только ученик откатал положенные 56 часов, напротив его фамилии в программе появляется зеленая галочка или флажок. Обмануть эту систему невозможно. Даже если учитывать масочный режим, камера распознает человека по глазам.
Что говорят в автошколах?
Заместитель директора другой нижегородской автошколы рассказала корреспонденту, что эта ситуация наблюдается во многих городах. По ее мнению, причины две: нехватка кадров в ГИБДД и последние изменения регламента, проведенные минувшей весной. Дело в том, что на сдачу экзамена сейчас отводится по 30–40 минут на каждого курсанта — против 20 ранее. Соответственно, пропускная способность экзаменаторов сократилась в два раза, а их самих больше не стало.
— В этой ситуации вины автошкол нет. По крайней мере, у нас все документы оформляются вовремя. А вот сколько временных промежутков на экзамены нам дают в ГИБДД — уже их зона ответственности.
Женщина отмечает, что в их автошколе такая ситуация сложилась с теми, кто сдает экзамены повторно. Те, кто пытаются сделать это впервые, направляются в ГИБДД в нормальные сроки.
При этом курсантов не стало больше или меньше. Поток примерно равен тому, который был до появления проблемы. Процент сдачи с первого раза зависит от разных факторов, но примерно равен половине от общего числа претендентов на получение удостоверений.
Скриншот: сайт нижегородской автошколы
Позиция ГИБДД
С мнением автошкол не согласны в нижегородском управлении ГИБДД. Они также ссылаются на изменения в регламенте, проблему признают, но не считают себя виноватыми в сложившейся ситуации.
— Главным нововведением [в регламенте] стал отказ от одного из этапов экзамена, а именно проверки первоначальных навыков водителя, который называют закрытой площадкой или автодромом. Выполнение упражнений проверяется сотрудником Госавтоинспекции в условиях города. К сожалению, не все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, учли данные изменения при обучении вождению курсантов. Многие прошедшие обучение в автошколах кандидаты в водители, имея низкий уровень подготовки, просто не могут сдать практический этап экзамена.
Также было принято решение о выделении дополнительного дня для приема практического этапа экзамена. Еженедельно, по понедельникам, сотрудниками экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области осуществляется прием экзаменов у кандидатов в водители, не сдавших его с первого раза. По желанию кандидата транспортное средство может быть предоставлено как автошколой, в которой он проходил обучение, так и экзаменационным подразделением.
Как по закону?
Всё в том же регламенте, вступившем в силу 1 апреля этого года, про первичный экзамен говорится следующее:
Что касается повторных экзаменов, то для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена.
Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.
Таким образом, срок от подачи документов до получения водительских прав при сдаче экзамена с первого раза не должен превышать 30 дней. Пересдачи для заваливших испытания назначаются не ранее чем через семь дней, но не позднее чем через 30. Если не сдать с трех попыток, пересдачу придется ждать от месяца до трех.
Свои опасения российские автошколы начали высказывать еще раньше, чем регламент вступил в силу. Принимали его тяжело, а сам текст до последнего держали в секрете. Курсанты и автошколы старались успеть сдать экзамен до введения новых норм.
Читайте также:
- Из трактовки права как орудия
- Что не является объектом международно правовой охраны окружающей природной среды воздушный бассейн
- Как написать в центр занятости что вакансия уже занята
- На изучение какого психического процесса или личности направлена методика уровень притязаний
- Принцип недопустимости злоупотребления правом можно охарактеризовать следующим образом