Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права

Обновлено: 28.05.2024

У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). Агнатами называются лица, соединенные воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Существовала также связь агнатства с древними римскими родами. Gentes (роды) были отдельные семейные группы, соединенные между собой родством через агнатство. У этих gentes велось общее жертвоприношение, право же наследства, за неимением агнатов, переходило к более отдаленным потомкам древних родов. По мере возрастания римского могущества прежние родовые установления стали терять свое существенное значение. В царствование императоров и агнатство более и более вытеснялось естественным родством, и прежнее право участия агнатов в наследстве по закону (hereditas ab intestato) перенесено было императором Юстинианом на когнатов.

В европейских правах А. имеют другое значение: агнатами называются родственники, связанные родством через лицо мужского пола, а когнатами — родственники, делающиеся таковыми через посредство лица женского пола.

1) в римском праве все свободные члены семьи (familia), происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате усыновления или брака (жена, сыновья и внуки с их жёнами, незамужние дочери и внучки). А. находились под властью главы семьи (pater familias). По законам XII таблиц имущество умерших переходило к А.

2) В праве германских народов — кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.

агнаты мн. 1) Все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве древних римлян). 2) Кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии (в праве древних германских народов).

Агнаты — У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). Агнатами называются лица, соединенные воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Существовала также связь агнатства с древними римскими родами. Gentes (роды) были отдельные семейные группы, соединенные между собой родством через агнатство. У этих gentes велось общее жертвоприношение, право же наследства, за неимением агнатов, переходило к более отдаленным потомкам древних родов. По мере возрастания римского могущества прежние родовые установления стали терять свое существенное значение. В царствование императоров и агнатство более и более вытеснялось естественным родством, и прежнее право участия агнатов в наследстве по закону (hereditas ab intestato) перенесено было императором Юстинианом на когнатов. В европейских правах А. имеют другое значение: агнатами называются родственники, связанные родством через лицо мужского пола, а когнатами — родственники, делающиеся таковыми через посредство лица женского пола.

в древн. римском праве - все родственники и усыновленные, находящееся под одною родительскою властью в одной семьи, в противоположность когнатам - кровным родственникам; в современном западн. праве - родственник по мужской линии - через мужчин.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

у древн.римлян лица, соединенные под общей родительской властью в одной семьи (в том числе и усыновленные), в противоположность кровным родственникам (когнаты); в германском праве - родственн. по мужской линии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

1) в древнем римском праве - все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления (правовая группа в отличие от когнатов);

2) в праве германских народов - кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.

3) (а. + гр. gnathos челюсть) обширная группа, преимущ. древних (палеозойских), бесчелюстных рыбообразных позвоночных (их современные представители - миноги и миксины).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1. В рим. праве все члены семьи, происходящие по муж. линии от одного родонач., а также вошедшие в семью путем брака или усыновл.; на А. распростр. власть отца. А. — группа родственников, признан. гражд. правом. По закону 12 таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А.

2. В праве герм. народов А. — кровные родственники-мужчины, связан. происхожд. по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получ. преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

(лат. ед. ч. agnatus - родственник но отцу) - 1) В рим. праве все члены семьи (familia), происходящие по муж. линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления; на А. распространялась власть отца (patria potestas). A. - группа кровных родственников, признанная гражд. правом. По закону XII таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А. 2) В праве герм. народов А. - кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получали преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.


1) Орфографическая запись слова: агнаты
2) Ударение в слове: агн`аты
3) Деление слова на слоги (перенос слова): агнаты
4) Фонетическая транскрипция слова агнаты : [гн`ат]
5) Характеристика всех звуков:
а а - гласный, безударный
г [г] - согласный, твердый, звонкий, парный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] - гласный, ударный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
ы ы - гласный, безударный 6 букв, 3 звук

(от лат. agnatus - родственник по отцу; англ. agnates) - 1) в римском праве все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате заключения брака или усыновления (см. также Агнатическое родство). По Законам XII таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А.; 2) в праве германских народов -кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии; женщины в составе А. не числились. А. получали преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

1) В рим. праве все члены семьи, происходящие по муж. линии от одного родонач., а также вошедшие в семью путем брака или усыновл.; на А. распростр. власть отца. А. — группа родственников, признан. гражд. правом. По закону 12 таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А. 2) В праве герм. народов А. — кровные родственники-мужчины, связан. происхожд. по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получ. преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

АГНАТЫ мн. 1) Все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве древних римлян). 2) Кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии (в праве древних германских народов).

АГНАТЫ, класс или подкласс бесчелюстных рыб. До настоящего времени дожили только миноги и миксины, но в окаменелостях находят остатки множества видов, существовавших еще 450 млн. лет назад.

(родственники, соединенные родством, через лиц мужского пола) – лица в Древнем Риме, которые состояли под властью домовладыки. Родственники по закону. См. также: Брак сине ману. Когнаты. Лица. Лица в римском праве.

- в Древнем Риме -1) (лет. agnates, agnats) - родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лет. Agnati) - римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка.

Ударение в слове: агн`аты
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: а гн`ат ы

в Древнем Риме -1) (лет. agnates, agnats) родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лет. Agnati) римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка.

1. агн а́ ты, агн а́ т (зоол.) 2. агн а́ ты, -ов (юридич.)

Вопрос 23-24. понятие и виды брака.Личный и имущ.отнош.супругов.Конкубинат

Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.Характерными чертами брака признавались:1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;2) согласие партнера;3) наличие половой связи между партнерами в браке;4) желание партеров заключить брачный союз;5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.Формы римского брака:1) брак с властью мужа (cum manu) — жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.2) брак без власти мужа (sine manu) — жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.Личные отношения супругов:Заключение законного брака влечет за собой взаимные права и обязанности супругов. Неравенство супругов в римском браке было явным: на жену возлагались требования обязательного характера, а муж имел значительные права в отношении жены.Личные отношения супругов находились в прямой зависимости от формы заключения брака.В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников.Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей. Муж также мог истребовать жену путем предъявления вин-дикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа.Все имущество жены принадлежало мужу на праве собственности. Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства.Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей.Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни.Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности.Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи.Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака.Имущественные отношения супругов зависели от формы брака.В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены.В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения. Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей.В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения. Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом.Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении.При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары.Приданое (dos) — материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом.Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи (сервитут), отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. д.Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого.Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов.Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение.В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось.Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа. Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим.Брачные дары — подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака, тем самым жена обеспечивалась на слу

. порядок заключения и прекращения брака.

Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста (для мужчин 14 лет, для женщин — 12 лет), нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке.

В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами).Заключению брака обязательно предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак. В вв. н. э. помолвка была лишь формальной и оказывала моральное воздействие на жениха и невесту. Применялся принцип свободы брака. В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме.В IV–V вв. н. э. под влиянием христианской церкви и семитской практики покупки невесты помолвка опять приобретает обязательный характер.При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха.Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере.Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами.В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты — их родителями, опекунами и пр.Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами (в более ранний период — присутствием свидетелей). Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся.Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие.Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет.Заключение брака между родственниками приравнивалось к уголовному преступлению.Способы прекращения:Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в римском праве:1) смерть одного из супругов;2) утрата одним из супругов статуса свободы;3) утрата одним из супругов римского гражданства;4) утрата семейного статуса;5) развод.Смерть была достаточным основанием для прекращения брачного союза. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга, что также вело к прекращению брака.Утрата одним из супругов статуса свободы или гражданства служила основанием расторжения брака по той причине, что они не имели права вступать в законный брак, а изменение семейного положения вело к разрыву брачных отношений.

Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов — путем развода. В период I–II вв. развод был свободным и осуществлялся либо по взаимному согласию супругов, либо по заявлению одного супруга как отказа от брачной жизни.Оформление развода могло осуществляться только в отношении законно заключенного брака. В отношении неправового брака или в отношении брака, не оформленного должным образом, применение развода запрещалось.Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, — путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или как неформальный брак. Но в любом случае развод представлял собой отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.При расторжении брака выяснялись причины развода. На виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества.Заявления одного из супругов о разводе принимались в случае супружеской неверности, покушения на жизнь или совершения иного виновного действия. Таким образом, при разводе по инициативе одного из супругов должна была иметься уважительная причина. При отсутствии уважительной причины на лицо, желающее развестись, накладывались имущественные санкции. Если инициатором развода являлась жена, то ее приданое оставалось у мужа, а если виновным выступал муж, то предбрачный дар оставался у жены.В 18 г. до н. э. был принят закон, который устанавливал, чтобы при объявлении о расторжении брака присутствовали семь свидетелей.Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей.

У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). Агнатами называются лица, соединенные воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Существовала также связь агнатства с древними римскими родами. Gentes (роды) были отдельные семейные группы, соединенные между собой родством через агнатство. У этих gentes велось общее жертвоприношение, право же наследства, за неимением агнатов, переходило к более отдаленным потомкам древних родов. По мере возрастания римского могущества прежние родовые установления стали терять свое существенное значение. В царствование императоров и агнатство более и более вытеснялось естественным родством, и прежнее право участия агнатов в наследстве по закону (hereditas ab intestato) перенесено было императором Юстинианом на когнатов.

В европейских правах А. имеют другое значение: агнатами называются родственники, связанные родством через лицо мужского пола, а когнатами — родственники, делающиеся таковыми через посредство лица женского пола.

1) в римском праве все свободные члены семьи (familia), происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате усыновления или брака (жена, сыновья и внуки с их жёнами, незамужние дочери и внучки). А. находились под властью главы семьи (pater familias). По законам XII таблиц имущество умерших переходило к А.

2) В праве германских народов — кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.

агнаты мн. 1) Все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве древних римлян). 2) Кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии (в праве древних германских народов).

Агнаты — У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). Агнатами называются лица, соединенные воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Существовала также связь агнатства с древними римскими родами. Gentes (роды) были отдельные семейные группы, соединенные между собой родством через агнатство. У этих gentes велось общее жертвоприношение, право же наследства, за неимением агнатов, переходило к более отдаленным потомкам древних родов. По мере возрастания римского могущества прежние родовые установления стали терять свое существенное значение. В царствование императоров и агнатство более и более вытеснялось естественным родством, и прежнее право участия агнатов в наследстве по закону (hereditas ab intestato) перенесено было императором Юстинианом на когнатов. В европейских правах А. имеют другое значение: агнатами называются родственники, связанные родством через лицо мужского пола, а когнатами — родственники, делающиеся таковыми через посредство лица женского пола.

в древн. римском праве - все родственники и усыновленные, находящееся под одною родительскою властью в одной семьи, в противоположность когнатам - кровным родственникам; в современном западн. праве - родственник по мужской линии - через мужчин.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

у древн.римлян лица, соединенные под общей родительской властью в одной семьи (в том числе и усыновленные), в противоположность кровным родственникам (когнаты); в германском праве - родственн. по мужской линии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

1) в древнем римском праве - все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления (правовая группа в отличие от когнатов);

2) в праве германских народов - кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.

3) (а. + гр. gnathos челюсть) обширная группа, преимущ. древних (палеозойских), бесчелюстных рыбообразных позвоночных (их современные представители - миноги и миксины).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1. В рим. праве все члены семьи, происходящие по муж. линии от одного родонач., а также вошедшие в семью путем брака или усыновл.; на А. распростр. власть отца. А. — группа родственников, признан. гражд. правом. По закону 12 таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А.

2. В праве герм. народов А. — кровные родственники-мужчины, связан. происхожд. по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получ. преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

(лат. ед. ч. agnatus - родственник но отцу) - 1) В рим. праве все члены семьи (familia), происходящие по муж. линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления; на А. распространялась власть отца (patria potestas). A. - группа кровных родственников, признанная гражд. правом. По закону XII таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А. 2) В праве герм. народов А. - кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получали преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.


1) Орфографическая запись слова: агнаты
2) Ударение в слове: агн`аты
3) Деление слова на слоги (перенос слова): агнаты
4) Фонетическая транскрипция слова агнаты : [гн`ат]
5) Характеристика всех звуков:
а а - гласный, безударный
г [г] - согласный, твердый, звонкий, парный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] - гласный, ударный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
ы ы - гласный, безударный 6 букв, 3 звук

(от лат. agnatus - родственник по отцу; англ. agnates) - 1) в римском праве все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате заключения брака или усыновления (см. также Агнатическое родство). По Законам XII таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А.; 2) в праве германских народов -кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии; женщины в составе А. не числились. А. получали преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

1) В рим. праве все члены семьи, происходящие по муж. линии от одного родонач., а также вошедшие в семью путем брака или усыновл.; на А. распростр. власть отца. А. — группа родственников, признан. гражд. правом. По закону 12 таблиц имущество лица, умершего без прямых наследников, переходило к А. 2) В праве герм. народов А. — кровные родственники-мужчины, связан. происхожд. по муж. линии; женщины в составе А. не числились. А. получ. преимущество в наследовании ленов и фидеикомиссов.

АГНАТЫ мн. 1) Все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве древних римлян). 2) Кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии (в праве древних германских народов).

АГНАТЫ, класс или подкласс бесчелюстных рыб. До настоящего времени дожили только миноги и миксины, но в окаменелостях находят остатки множества видов, существовавших еще 450 млн. лет назад.

(родственники, соединенные родством, через лиц мужского пола) – лица в Древнем Риме, которые состояли под властью домовладыки. Родственники по закону. См. также: Брак сине ману. Когнаты. Лица. Лица в римском праве.

- в Древнем Риме -1) (лет. agnates, agnats) - родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лет. Agnati) - римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка.

Ударение в слове: агн`аты
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: а гн`ат ы

в Древнем Риме -1) (лет. agnates, agnats) родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лет. Agnati) римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка.

1. агн а́ ты, агн а́ т (зоол.) 2. агн а́ ты, -ов (юридич.)

Родство́ — отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли.

Агнаты (лат. agnati, agnatio) — в древнеримском праве вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке.

Кро́вное родство́ — родство между индивидами, основанное на биологическом происхождении друг от друга или от общего предка-родоначальника.

Примогениту́ра, или перворо́дство — принцип наследования имущества и титулов от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников. При отсутствии законных сыновей, наследство могло переходить к дочерям или братьям покойного (в порядке старшинства), в зависимости от варианта законов или обычаев. Особо важное место принцип первородства играл в вопросах престолонаследия в тех монархиях, где последний применялся.

Упоминания в литературе

Выделяли 3 очереди наследников. Первую группу составляли дети наследодателя, а также внуки умерших детей. Если у умершего не было своих наследников, то к наследованию призывались агнаты – лица, которые связаны законным родством по мужской линии: домовладыка возглавляет семью, и все ее представители юридически являются родственниками (например родной брат умершего). Когда имелось несколько агнатов, то преимущество имел тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем. Третью очередь наследников составляли когнаты (кровные родственники умершего).

Юстиниан своими новеллами (№ 118 (543 ), № 127 (548 г.) упростил систему наследования по закону. К наследству стали призываться исключительно когнаты, причем без различия пола. В этот период различались:

Связанные понятия (продолжение)

Сводные родственники — это состояние родства, возникающее при вступлении двух родителей в повторный для каждого из них брак, между детьми от предыдущих браков. Иными словами, у сводных братьев или сестёр нет общих родителей, и их связывают семейные отношения, но не биологическое родство. Семья, в которой у одного или обоих супругов есть дети от предыдущего брака, называется сводной семьёй.

Порядок наследования норвежского престола — список лиц, имеющих право на наследование королевского престола Норвегии.

Сорорат (от лат. soror — сестра) — это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.

Системы терминов родства — исторически обусловленные системы терминов кровного родства и свойства (родства по браку).

В соответствии со статьей 20 Конституции Марокко королевский престол наследуется в соответствии с агнатической примогенитурой мужскими потомками короля Хасана II. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях.

Предполагаемый престолонаследник — член правящего дома какой-либо наследственной монархии, являющийся согласно её законодательству автоматическим преемником правящего монарха в случае его кончины либо отречения от престола, но теряющий этот статус в случае появления законного престолонаследника, занимающего более высокое место в линии наследования престола. Обычно предполагаемым наследником становится младший брат либо другой более дальний родственник монарха в случае отсутствия у правящего монарха.

Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество, амангерство (от каз. амангерлік, әмеңгерлік) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата.

Минорат — система наследования, при которой имущество в своем целом составе переходит к одному лицу, родственнику младшего возраста сравнительно с другими. Так же как при майорате, решающим моментом при этом может быть только возраст, независимо от степени и линии родства, или же возраст в связи с ними.

Внуки имеют определенные права и обязанности по отношению к дедушке и бабушке, как по родительской, так и по материнской линии . Так, несовершеннолетние, нуждающиеся или нетрудоспособные совершеннолетние, имеют право на получение материального обеспечения ( алиментов) от обладающих достаточными средствами дедушки и бабушки при условии, что они не могут получать это обеспечение от своих родителей . В свою очередь обладающие достаточными средствами внуки обязаны обеспечивать дедушку и бабушку в случае.

Порядок наследования престола Монако — список лиц, имеющих право на наследования княжеского престола в Монако. 2 апреля 2002 года князь Ренье III внес изменения в закон о порядке наследования княжеского престола.

Ле́ствичное пра́во, а также Лествица, Лествичная система (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.

Список внебрачных детей русских императоров включает как признанных бастардов российских правителей, так и детей, приписывавшихся им слухами, причём большинство имён относится к последней категории. У многих российских императоров, согласно сохранившейся информации, внебрачных детей не было.

Начиная с 2011 года, герцогский престол Люксембурга переходит по наследству потомкам великого герцога Анри в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. Женщины и мужчины имеют равные права престолонаследия.

Поря́док насле́дования брита́нского престо́ла определяет очерёдность наследования престола Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии и остальных 15 государств Британского Содружества.

Династический брак — брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций.

Беллониды (кат. Bel·lònides; исп. Bellónidas; фр. Bellonides) — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению.

Редукция предков (англ. pedigree collapse и нем. Ahnenschwund) — понятие в генеалогии, означающее уменьшение возможного количества предков у потомка, чьи родители имеют друг с другом родственные связи. Термин впервые применен Робертом С. Гундерсоном.

С 1983 года корона Нидерландов наследуется в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. С 1814 по 1887 год королевский престол наследовался мужскими потомками монарха. Женщины имели право занять престол в отсутствия у монарха наследников и родственников мужского пола. В 1887 году в Нидерландах была принята система когнатической примогенитуры. Женщины не исключались из линии престолонаследия, но в случае двух разнополых наследников монарха наследие переходит к мужскому наследнику, и только.

Орлеанистским претендентом на французский королевский престол является принц Жан Орлеанский (род. 1965), неоспоримый наследник Луи-Филиппа Орлеанского (1773—1850), короля французов (1830—1848). Согласно семейному соглашению от 1909 года, только потомки деда нынешнего претендента считаются членами династии, имеющими претензии на королевский трон Франции. Основатели линий Орлеан-Браганса и Орлеан-Галлиера, приняв иностранное гражданство, выбыли из списка наследования престола.

Дом Гатине-Анжу (фр. Maison de Gâtinais—Anjou) или Дом де Шато-Ландон (фр. Maison de Château-Landon) — французский знатный род, представители которого были графами Анжу, Мэна, Тура, а также герцогами Нормандии и Бретани. Вместе с домом Ингельгерингов дом Гатине-Анжу часто объединяют в Первый Анжуйский дом (фр. Première maison d'Anjou). В XII веке дом разделился на две ветви — старшую, больше известную как династия Плантагенетов, представители которой были королями в Англии, и младшую, представители.

Согласно Датскому закону о престолонаследии , принятому 27 марта 1953 года, датский королевский престол могут наследовать только прямые потомки короля Кристиана X (1870—1947), правившего в 1912—1947 годах, и его жены, королевы Александрины (1879—1952). Порядок наследования регулировался системой абсолютного первородства.

Порядок наследования иорданского престола — это список лиц, имеющих право наследовать престол Иорданского Хашимитского королевства. Порядок наследования регулируется статьей 28 Конституции Иордании.

Свойство́ — отношение родственников одного супруга к другому и его родственникам. Для обозначения таких отношений используются особые термины.

Вдовство́ — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой.

Порядок наследования бельгийского престола — это список лиц, имеющих право на наследование бельгийского королевского престола.

Мезалья́нс (фр. mésalliance) — неравный брак, первоначально брак между людьми различного социального положения, между людьми разных сословий, отличающимися по имущественному положению. Употребляется для превосходящей стороны, как брак с лицом низшего социального положения.

Герцогство Ангальт было упразднено в 1918 году во Ноябрьской революции в Германии после поражения центральных держав в Первой Мировой войне. Первоначально порядок наследования герцогского престола был полусалический. Женщины допускались к наследованию лишь по совершенном прекращении всех потомков мужского пола данной династии . В настоящее время претендентом на герцогский престол и главой Ангальтского дома является Эдуард, принц Ангальтский (род. 1941), младший сын Иоахима Эрнеста (1901—1947), последнего.

Коммориенты (лат. commorientes — умирающие одновременно) — лица, являющиеся наследниками по отношению друг к другу и умершие в один и тот же момент.

Родовые имена Романовых — круг личных имён (антропонимикон, именослов), родовых и династических, традиционно бытовавших в русской правящей династии Романовых на протяжении 300 лет её существования.

Список морганатических супругов Романовых включает лиц, вступивших в признанный морганатический брак с представителями Российского Императорского дома. Хронологический период — от издания в 1797 году павловского закона о престолонаследии до Февральской революции и отречения Николая II и Михаила Александровича (весна 1917 года).

Пилегеш (ивр. ‏פִּילֶגֶשׁ‏‎) — это еврейский термин для обозначения наложницы, имеющей аналогичные жене социальный и правовой статусы, которую мужчины часто брали с целью получения потомства.

Порядок наследования королевского престола Тонга определен Конституцией 1875 года. Королевский престол наследуется по системе агнатическо-когнатической примогенитуры. Наследование идёт преимущественно по мужским линиям монаршего дома, и женщина может наследовать только после пресечения всех мужских представителей династии. На корону могут претендовать только законные потомки наследного принца Тевиты Унги (1824—1879), старшего сына Джорджа Тупоу I (1797—1893), первого короля Тонга в 1845—1893 годах.

Сестра́ (также полноро́дная или родна́я сестра́) — девочка/женщина по отношению к другому ребёнку (детям) своих родителей.

Линьяж (фр. lignage) — многочисленный родственный (семейный) коллектив, связанный кровными узами, брачными союзами, общим владением и фамильным патримонием (земля, замок и т. д.). Линьяжи чаще всего встречались в аристократической среде. Линьяж состоял из кровных родственников (возводящих своё родство к общему предку и нераздельно владеющих земельной собственностью) и кровных друзей — своего рода побратимов, лиц, включавшихся в родственную группу. Линьяжи возникли в X—XI вв., время их расцвета.

Читайте также: