Кто согласно фз об орд осуществляет контроль за расходованием финансовых средств выделенных на орд

Обновлено: 30.06.2024

Модуль 1 . Общие положения оперативно-розыскной деятельности.

Тема 1. Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность как вид юридической практики. Принципы ОРД

Вопросы для самоподготовки:

Раскройте понятие и сущность ОРД.

В чем заключается цель ОРД?

Назовите общие задачи ОРД и раскройте их содержание.

Охарактеризуйте частные задачи отдельных оперативных подразделений (служб).

Что понимается под принципами ОРД?

В чем состоит система принципов ОРД, и каковы критерии ее формирования?

Раскройте содержание правовых принципов ОРД.

Дайте понятие и раскройте структуру конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности.

Раскройте содержание специальных (отраслевых) принципов оперативно-розыскной деятельности.

Раскройте содержание организационных принципов ОРД.

Каково значение морально-этических принципов в системе оператив­но-розыскных правоотношений?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Соотношение оперативно-розыскной деятельности с другими видами юридической деятельности

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под правовой основой ОРД?

Какие различают уровни правового регулирования ОРД?

Что включает в себя законодательное регулирование ОРД?

Какие нормативные акты концентрируются на подзаконном уровне и каково их значение для субъектов ОРД?

Раскройте структуру оперативно-розыскного закона.

С какими видами юридической деятельности соотносится ОРД?

Как соотносится ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью и криминалистикой?

Как соотносится ОРД с контрразведывательной и частной детектив­ной деятельностью?

Как соотносится ОРД с криминологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 3. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под нравственностью?

Какие интересы должны сочетаться для исключения противоречий между целями ОРД, используемыми в этой деятельности средствами и методами, и получения санкции общества на их использование?

Что относится к положениям о нравственном содержании ОРД?

Какие критерии определяют грань, за которыми методы и средства ОРД признаются нравственными и безнравственными?

На какие виды классифицируются отношения в ОРД с учетом морального фактора?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 4. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Вопросы для самоподготовки:

Перечислите конституционные права человека и гражданина, которые ограничиваются в процессе осуществления ОРД.

Назовите условия ограничения прав человека и гражданина при проведении ОРМ.

Раскройте процедуру рассмотрения судом материалов ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Назовите условия, при которых гражданин может требовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной в отношении него информации.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 5. Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под субъектами ОРД?

Перечислите оперативно-розыскные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД.

Перечислите оперативные подразделения, входящие в структуру кри­минальной милиции.

Назовите основные признаки оперативно-розыскного подразделения.

Перечислите виды физических лиц, принимающих участие в ОРД, и их назначение.

Какие требования предъявляются к профессиональной подготовке штатных сотрудников оперативно-розыскных органов?

Что понимается под компетенцией органов, осуществляющих ОРД?

Раскройте содержание обязанностей и прав органов, осуществляю­щих ОРД.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 6. Содействие граждан оперативно-розыскным органам

Вопросы для самоподготовки:

Как осуществляется процедура привлечения граждан к негласному содействию и сотрудничеству с оперативно-розыскными органами?

Каковы основные направления использования конфидентов в оперативно-розыскной деятельности?

Как обеспечивается социальная и правовая защита конфидентов?

Как осуществляется оперативно-розыскными органами руководство конфидентами?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 7. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий как гарантии обеспечения прав личности

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под фактическими и юридическими основаниями для проведения ОРМ?

Перечислите основания для проведения ОРМ и раскройте их содер­жание.

Назовите категории лиц, в отношении которых оперативно-розыскны­ми органами могут применяться меры по их защите.

Что понимается под условиями проведения ОРМ?

Какие существуют условия для проведения ОРМ?

Перечислите категории лиц, обладающих неприкосновенностью на проведение в отношении них ОРМ.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 8. Проблемы обеспечения конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Вопросы для самоподготовки:

К каким видам ответственности могут привлекаться должностных лица оперативных подразделений за незаконные действия (бездействия) нарушившие права граждан?

В какие инстанции могут быть обжалованы незаконные действия долж­ностных лиц оперативных подразделений?

Раскройте порядок рассмотрения жалоб граждан.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 9. Понятие и содержание оперативно-розыскных мероприятий

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под ОРМ?

Назовите элементы ОРМ и раскройте их содержание.

Перечислите виды ОРМ.

Раскройте содержание ОРМ, не ограничивающих конституционные права граждан.

Раскройте содержание ОРМ, ограничивающих конституционные пра­ва граждан.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 10. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности. Финансовое обеспечение ОРД

Вопросы для самоподготовки:

Дайте характеристику основным историческим периодам нормативного регулирования использования результатов ОРД.

Что понимается под результатами ОРД?

Как оформляются результаты ОРД?

Что включает в себя порядок предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд?

Назовите основные направления использования результатов ОРД.

Перечислите основные направления использования результатов ОРД для проведения ОРМ.

Раскройте порядок использования результатов ОРД при осуществле­нии следственных и судебных действий.

В чем заключается проблема в использовании результатов ОРД в доказывании по уголовным делам?

На что направлено финансирование ОРД?

Назовите ОРМ, являющихся наиболее затратными в оперативно-розыскной деятельности и раскройте порядок их финансирования.

Кем ведется учет денежных средств и материальных ценностей, используемых в ОРД?

Кто осуществляет контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 11. Контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Вопросы для самоподготовки:

Назовите субъектов, осуществляющих вневедомственный контроль за ОРД, и раскройте их полномочия.

Перечислите руководителей ОВД, которые правомочны осуществлять ведомственный контроль за ОРД.

В чем заключается цель ведомственного контроля?

Раскройте содержание ведомственного контроля и роль в нём руководителя оперативно-розыскного органа.

Что входит в предмет прокурорского надзора за ОРД?

Раскройте полномочия прокурора при осуществлении надзора за ОРД.

Назовите основные виды прокурорского надзора за ОРД и раскройте их содержание.

Как организуется работа уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД?

Как оформляются результаты прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Модуль 2. Основные положения документирования ОРД

Тема 12. Личный сыск в оперативно-розыскной деятельности

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под личным сыском в оперативно-розыскной деятельности?

Кто является субъектом личного сыска?

Какие оперативно-розыскные мероприятия могут быть проведены в рамках личного сыска?

Каков порядок реализации оперативных данных, полученных в ходе личного сыска?

Какие существуют способы оформления результатов проведения личного сыска?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 13. Оперативно-розыскное документирование

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под документированием в оперативно-розыскной деятельности?

Какие цели и задачи стоят перед документированием?

Что следует понимать под делом оперативного учета?

Что является основанием для заведения дела оперативного учета?

Что понимается под реализацией дела оперативного учета?

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 14. Теория оперативной разработки

Вопросы для самоподготовки:

Что является оперативной разработкой?

Что относится к объектам оперативной разработки?

Какие особенности необходимо учитывать оперативно-розыскным органам при осуществлении разработки организованных преступных формирований, организованных групп, банд, преступных организаций и преступных сообществ?

Какие виды противодействия со стороны преступных формирований при их разработке Вам известны?

Назовите способы нейтрализации в ходе оперативной разработки.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 15. Теория розыскной работы

Вопросы для самоподготовки:

Что понимается под розыскной работой?

Назовите признаки, элементы и субъекты розыска.

Перечислите задачи, стоящие перед розыском.

Дайте характеристику местному розыску, федеральному розыску, межгосударственному розыску и международному розыску.

Перечислите общепоисковые мероприятия, планируемые по розыскному делу.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 16. Теория оперативно-розыскной профилактики

Вопросы для самоподготовки:

Что включает в себя оперативно-розыскная профилактика?

Какие задачи стоят перед оперативно-розыскной профилактикой?

Что входит в структуру оперативно-розыскной профилактики?

Назовите основные направления, применяемые при изучении лиц в рамках оперативно-розыскной профилактики.

Что включает документирование, осуществляемое в ходе оперативно-профилактического наблюдения?

Что входит в процесс проведения комплекса оперативно-профилактических операций? Дать определение комплекса оперативно-профилактических операций и классифицировать его.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Похожие документы:

Л. Н. Викторова канд юр наук, доц гл. 21 (в соавт.)

. важные теоретические предпосылки развития и следственной практики, и теории криминалистики. Принцип вариантности . вексельного обращения, как и оперативно-розыскная деятельность, имеет некоторые общие положения, присущие как всему первоначальному этапу .

. оперативно-розыскную деятельность. Структура дисциплины Оперативно-розыскная деятельность как разновидность юридической деятельности. Предмет и система курса.. Задачи оперативно-розыскной деятельности. Принципы оперативно-розыскной деятельности .

Министерство образования Российской Федерации Казанский (Приволжский) государственный университет Юридический факультет В. П. Лавров, > Р. Р. Рахматуллин, > В. И. Романов, > А. Н. Шалимов. Криминалистика Краткий курс (конспект)

. идей, принципов, теоретических концепций, . оперативно-розыскной, судебной) и используемая этой практикой через методику раскрытия и расследования преступлений соответствующего вида . положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности .

Порядок организации проведения практики

. оперативно-разыскной деятельности; - закрепление и углубление теоретических . практики слушатель должен ознакомиться с оперативной обстановкой, основными направлениями организации оперативно-розыскной деятельности по раскрытию данных видов . юридического .

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Стабильное и достаточное финансирование оперативно-розыскной деятельности является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы органов, осуществляющих ОРД. Это связано прежде всего с тем, что проведение ряда ОРМ, использование в ОРД так называемых легендированных объектов, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, соблюдение конспирации и др.

Так, для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки и контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента или с использованием легендированных объектов, особенно при выявлении каналов нелегальной поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков, драгоценных металлов, требуются значительные денежные средства. Например, достаточно затратными могут быть проверочные закупки оружия, наркотических средств. Представляется, что степень эффективности проведения таких мероприятий может быть прямо пропорциональной затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, скажем, проверочной закупки, как и других ОРМ, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

Комментируемый Закон предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие оперативным подразделениям органов - субъектов ОРД на конфиденциальной основе, предусмотрен ст. 15 Закона. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена в ст. 18 Закона об ОРД.

Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с комментируемым Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Значительных финансовых затрат требует и содержание отдельных оперативных подразделений, осуществляющих исключительно негласную оперативно-розыскную деятельность, что требует обеспечение их глубокой конспирации, в том числе с созданием и обеспечением функционирования легендированных объектов, используемых в качестве организаций прикрытия. Немалую часть оперативных расходов составляет закупка специальных технических средств, приспособленных для негласного получения информации (ст. 6 Закона).

Таким образом, под финансовым обеспечением оперативно-розыскной деятельности следует понимать целевое финансирование ее расходов, связанных с проведением оперативно- розыскных мероприятий, содержанием оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, оплатой труда их штатных негласных сотрудников, услуг лиц, сотрудничающих с этими органами либо оказавших им содействие в раскрытии преступлений, техническим оснащением, конспирацией.

Комментируемая статья закрепляет ограниченный перечень источников финансового обеспечения государственных органов - субъектов ОРД. Это средства федерального бюджета.

Закон прямо закрепляет, что обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность финансируется из госбюджета и государство берет на себя все расходы, связанные с этой деятельностью, что обеспечивает довольно высокий уровень гарантий конфидентов.

В частности, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отмечается, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях этого Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Вместе с тем в Законе об ОРД подчеркивается, что финансовые обязательства в сфере ОРД, в том числе по социальной и правовой защите конфидентов, остаются в ведении государственных органов.

При этом не исключается привлечение для целей финансового обеспечения ОРД и социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, средств собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отмечается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов в связи с принятием этого Закона должны исходить из того, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже оплаты труда, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.

А в письме МВД России от 23 сентября 2004 г. N 1/6102 "О реализации отдельных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ" разъясняется, что с учетом установленного законодательством Российской Федерации порядка финансирования деятельности органов внутренних дел могут сохраняться существующие дополнительные выплаты сотрудникам милиции, производимые на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это свидетельствует о том, что органы власти субъектов Российской Федерации вправе финансировать и ОРД.

Иные источники финансирования, кроме указанных Законом, не предусмотрены, а поэтому вряд ли могут признаваться законными и допустимыми. В частности, государственные органы - субъекты ОРД не могут и не должны находиться на финансировании коммерческих организаций, что таит опасность их "приватизации". Кроме того, отслеживание расходов финансовых средств, выделяемых безналичным путем, может повлечь расшифровку негласных источников информации, легендированных и иных объектов, обеспечивающих конспирацию ОРД либо задействованных в этом виде деятельности, что небезопасно с точки зрения обеспечения конспирации в ОРД.

Следует отличать финансирование ОРД от финансового обеспечения органов, чьи оперативные подразделения наделены правом осуществления ОРД. Бюджет ОРД является негласным, его наполнение, расходование и контроль за ним осуществляются негласно по специальной статье сметы органа - субъекта ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых в соответствии с бюджетом РФ конкретному государственному органу в соответствии с его ежегодными заявками.

Эти средства на содержание оперативных подразделений, расходы, связанные с осуществлением ОРД, ее обеспечение зачисляются на отдельную статью сметы органа - субъекта ОРД и расходуются в порядке, определяемом ведомственными нормативными правовыми актами, которые во избежание бесконтрольного расходования денежных средств определяют размеры, порядок выдачи, расходования и списания денежных сумм, выделяемых для обеспечения негласных ОРМ, документирования преступных действий разрабатываемых и др.

Комментируемая статья прямо устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Соответственно, порядок учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности об их использовании в МВД России определяет министр внутренних дел, в ФСБ - директор Федеральной службы безопасности, в Федеральной службе исполнения наказаний - директор ФСИН России, и т.д.

Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых в оперативно-розыскной деятельности, ведут сотрудники финансовых служб органов, осуществляющих ОРД, которые допущены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Комментируемый Закон предусматривает в различных статьях общие положения, касающиеся отдельных выплат и затрат. В частности, лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты, единовременные пособия в размере, исчисляемом в кратности денежного содержания конфидента. Конкретные размеры выплат детализируются в ведомственных нормативных правовых актах и не ограничиваются реализацией лишь положений, закрепленных в Законе об ОРД, а предусматривают возможность дифференцированной оплаты труда или услуг участников оперативно-розыскных мероприятий, в зависимости от степени их риска, реальных результатов участия в подготовке и проведении ОРМ, ценности полученной информации, затрат, понесенных в процессе участия в ОРД, необходимости компенсации поврежденного имущества и др.

Лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют право на компенсацию материальных и денежных затрат, связанных с выполнением ими заданий, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых или разрабатываемых лиц, решением частных задач ОРД.

Компенсации подлежат расходы, связанные с оплатой посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплатой проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев и др.

Средства, выделяемые на ОРД, могут быть потрачены на приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений, функционирующих в режиме конспирации, обеспечение безопасности должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие, приобретение необходимых транспортных средств, средств маскировки, предметов экипировки, оплату аренды жилых, нежилых и служебных помещений, используемых в оперативных целях.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, связанного с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные ОРМ или действия, связанные с ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД, возлагается на руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как распорядителя кредитов. Соответственно, эти должностные лица обязаны сами осуществлять контроль за расходованием денежных средств, утверждать документы на их списание, назначать лиц, ответственных за выдачу денежных средств на оперативные расходы, ведение учетной и отчетной документации, при необходимости создавать комиссии для целей контроля расходования финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД. Вместе с тем контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, соответствие сумм расходов и их обоснованность требованиям и основаниям, предусмотренным ведомственными нормативными правовыми актами, вправе и обязаны осуществлять контрольно-ревизионные подразделения органов-субъектов ОРД как в плановом порядке, так и по разовым поручениям руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться и специально уполномоченными представителями Минфина России, имеющими допуск к сведениям, составляющим гостайну, предписание на проведение проверки.

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Стабильное и достаточное финансирование ОРД является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы оперативно-розыскных органов. Это связано с тем, что проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Так, для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки или контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента, особенно при выявлении каналов поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков требуются значительные финансовые затраты. Практика показывает, что эффективное проведение таких мероприятий может быть прямо пропорционально затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а, следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И, наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, например, проверочной закупки, как и других оперативно-розыскных мероприятий, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

ФЗ об ОРД предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст.15 ФЗ об ОРД. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с оперативно-розыскными органами либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших.

Финансирование – безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на конкретные цели.

Обеспечение – предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.

Финансовое обеспечение – предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

- средства местных бюджетов;

Согласно Бюджетному кодексу РФ, каждый субъект государства обладает своим бюджетом, входящим в единую бюджетную систему РФ, имеющим самостоятельные источники доходов и принимаемым представительным органом власти данного субъекта. В этом бюджете могут предусматриваться ассигнования на обеспечение деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Внебюджетный целевой фонд представляет самостоятельный финансовый институт, формирующийся на основании решения органа представительной власти, имеющий строго целевое назначение и образующийся за счет обязательных отчислений и добровольных взносов юридических и физических лиц.

Ведомственные нормативные акты МВД России включают в перечень источников финансирования оперативно-розыскной деятельности целевые внебюджетные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Под порядком расходования денежных средств следует понимать определение конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, их учет, а также документальное оформление. Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Основные расходы финансовых средств при осуществлении ОРД направлены на:

- оплату услуг лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

- обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Чаще всего денежных и материальных затрат требует подготовка и проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий:

- сбор образцов для сравнительного исследования;

Размеры расходов и затрат на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий должны устанавливаться в каждом конкретном случае рационально, с учетом выделенных оперативному аппарату денежных средств.

Указанный в ч. 1 ст. 19 ФЗ об ОРД порядок расходования денежных средств, выделяемых на ОРД, предусматривает организацию бухгалтерского учета и контроля за их расходованием. Оперативные аппараты обязаны все проводимые финансовые операции оформлять документами, которые являются документами первичного учета и лежат в основе бухгалтерского учета. Эти учетные документы должны быть составлены по установленной форме и содержать все обязательные реквизиты, к числу которых относятся: наименование документа и организации, дата составления, содержание операции, должности ответственных лиц, личные подписи.

В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, регламенти-рующими финансовые расходы органов Внутренних дел РФ, денежные средства на содержание их оперативных аппаратов и подразделений, и расходы, связанные с осуществлением ОРД, выделяются по отдельной статье сметы МВД России. В сметах расходов МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также нижестоящих органов внутренних дел также имеется статья, в которой определяются размеры финансовых средств, предназначенных для обеспечения ОРД конкретного органа внутренних дел.

Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от министерства финансов России, является министр внутренних дел.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего ОРД. Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ ФЭУ МВД России и соответствующие подчиненные им аппараты.

Правовой основой контроля помимо комментируемого закона служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД.

В соответствии с Положением о Финансово-экономическом департаменте МВД России, его функцией является определение и реализация совместно с Минфином России порядка финансирования расходов на ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, но связанного не с законностью и обоснованностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, со строгим и точным выполнением нормативных предписаний ведомственных правовых актов, а с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные оперативно-розыскные мероприятия или действия, связанные с ОРД.

1. В соответствии со ст. 19 Закона об ОРД обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, относится к расходным обязательствам РФ и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

2. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов РФ.

3. Таким образом, федеральный бюджет РФ является единственным источником финансирования ОРД, осуществляемым всеми предусмотренными Законом об ОРД субъектами. Следует особо подчеркнуть, что до 2004 г. согласно ч. 2 ст. 19 Закона об ОРД законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ были вправе самостоятельно за счет средств собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим ОРД на территории соответствующих субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ч. 2 ст. 19 Закона об ОРД утратила силу. Принятие вышеназванной поправки было обусловлено необходимостью повышения эффективности использования оперативных аппаратов, прежде всего органов внутренних дел, на уровне субъектов в борьбе с коррупцией местных чиновников.

4. В ст. 19 Закона об ОРД названа только одна статья расходов средств, выделяемых на финансирование ОРД. Это суммы, необходимые для правовой и социальной защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, т. е. денежные средства, направляемые на оплату услуг лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами на конфиденциальной основе: агентов, оказывающих такие услуги на постоянной основе, а также лиц, вступающих с сотрудниками оперативных подразделений в кратковременное сотрудничество (контакт). Чаще всего такие услуги выражаются в предоставлении оперативно-значимой информации о подготовке к совершению преступления, о личности или местонахождении преступника, местонахождении похищенного имущества и т. д.

Кроме выплаты вознаграждений за оказанное содействие ч. 8, 9 ст. 18 Закона об ОРД предусматривается, что в случае гибели лица, который сотрудничал по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, его семье и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, увечья, ранения, травмы, контузии, наступивших в связи с участием данного лица в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по инвалидности.

Кроме выплат лицам, сотрудничающим с субъектами ОРД на конфиденциальной основе, вознаграждение может выплачиваться любому лицу, сообщившему необходимую информацию или иным образом содействующему при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. Помимо изложенной статьи расходов выделяемые из федерального бюджета средства расходуются:

? на содержание оперативных аппаратов государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД (выплата денежного содержания гласным и негласным сотрудникам);

? оснащение оперативных аппаратов (в том числе оперативно-поисковых и специальных технических) помещениями, автотранспортом, средствами связи, спецтехникой и т. д.;

? расходы на проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, денежные средства на проверочную закупку, оплата расходов на приобретение входного билета для оперативного сотрудника, осуществляющего скрытое наблюдение за объектом в ночном клубе, и т. д., расходы на изготовление документов прикрытия);

Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности является одной из форм управляю­щего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и ис­полнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных нару­шений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью можно разделить на вневедомственный и ведомствен­ный. В соответствии со ст. 20 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют следующие субъекты:

· Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации);

Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 85, 90) обладает всей полнотой полномочий по осуществлению контро­ля за законностью деятельности различных государственных органов, в том числе и оперативно-розыскных органов. По указанию Президента РФ разра­батывается и после утверждения под его контролем осуществляется феде­ральная программа по усилению борьбы с преступностью, предусматривающая наряду с иными и меры оперативно-розыскного характера по выявлению, пре­дупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. По представлению Председателя Правительства им утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны и безопасно­сти и назначаются руководители силовых ведомств.

Высшей функцией Президента РФ является то, что он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. В круг его основных полномочий в сфере обеспечения безопасности входит:

· формирование Совета Безопасности РФ;

· введение при обстоятельствах, предусмотренных законом, на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выполняет конт­рольные функции, является Главное контрольное управление (ГКУ). В соот­ветствии с положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами законов, а также указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию с конкретными предложениями по устранению выявлен­ных нарушений. По результатам проверки ГКУ может направлять руководите­лям федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами ОРД, предписания об устранении выявленных нарушений.

Президентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью в субъектах Федерации осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в феде­ральных округах, которые осуществляют контроль и проверку испол

нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ в соответству­ющем федеральном округе.

Парламентский контроль осуществляется по следующим направлениям:

· расходование денежных средств, выделенных из федерального бюд­жета на осуществление оперативно-розыскной деятельности;

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· обсуждение и принятие (отклонение) законопроектов, касающихся сфе­ры оперативно-розыскной деятельности.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью по каждому из обозначенных направлений допускается до определенных пределов. Так, финансовый контроль осуществляется толь­ко за обоснованностью расходования средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность из феде­рального бюджета. С этой целью Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ). При проведении про­верок должностные лица Счетной палаты (аудиторы) не должны вмешивать­ся в оперативно-розыскную деятельность проверяемых объектов, а также придавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результатов.

Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина может проводиться в порядке парламентских расследований фактов нарушения прав человека, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные органы обязаны предоставлять сведения по су­ществу запроса контролирующих органов, за исключением информации о ли­цах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих или оказавших им конфиденциаль­ное содействие.

становления и распоряжения, обязательные для ис­полнения в Российской Федерации. Правительство назначает и освобождает от должности министра МВД России и вправе затребовать сведения о резуль­тативности работы оперативно-розыскных органов.

Одним из направлений контролирующей деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касаю­щихся оперативно-розыскной деятельности, Конституции РФ и федеральным законам. Механизмом этого контроля является государственная регистрация нормативных актов федераль­ных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные инте­ресы граждан. В ряде случаев постановления и распоряжения Правительства способ­ствуют реализации законов, касающихся оперативно-розыскной деятельности, и составляют основу для принятия нормативных актов, где механизм исполнения указанных документов детализируется.

К компетенции Правительства относится также проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность. Такая проверка может осуществляться уполномоченными представителями Министерства финансов РФ.

Отметим, что указанные органы государственной власти не вправе вме­шиваться в вопросы организации проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 16 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности.

К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере оперативно-розыскной деятельности, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о про­ведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст. 46 Конституции РФ, со­гласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст. 20 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности судебные органы не упомина­ются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъек­тами вневедомственного (государственного) контроля.

Оперативно-розыскное законодательство (ст. 5) наделяет также судью правомочием истребовать оперативно-служебные документы при проверке жалобы гражданина на незаконность проведения оперативно-розыскного мероприятия. При установлении судьей нарушений должностным лицом оперативно-розыскного органа прав и законных интересов физических и юридических лиц он обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Это обуслов­лено, прежде всего, тем, что данный вид деятельности осуществляется пре­имущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля за оперативными подразделениями со стороны граждан и обществен­ных организаций. По

этой же причине в определенной мере затруднен конт­роль со стороны органов представительной власти и прокуратуры. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованнос­ти и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устра­нить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руково­дителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

В соответствии с приказом МВД России от 19 июня 1999 г.


К числу руководителей, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью в системе ОВД, относятся:

· министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе (начальник службы криминальной милиции);

· начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

· министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

· начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транс­порте и на режимных объектах и их заместители, являющиеся по долж­ности начальниками криминальной милиции;

· начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции, иные должностные лица.

Целями ведомственного контроля являются:

· своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недо­статков в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

· определение соответствия этой деятельности требованиям законода­тельства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;

· обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;

· обеспечение единства решений и их исполнения.

Ведомственный контроль заключается в ознакомлении руководителя с делами оперативного учета, работой подразделения и его конкретных сотрудников, в постоян

ном изучении оперативно-значи­мой информации и общественного мнения, в заслушивании конкретных работ­ников в ходе оперативных совещаний и др.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно условно разделить на предварительный, текущий и последующий.

В процессе предварительного контроля руководитель выясняет состоя­ние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки оперативно-розыскных мероприятий, про­гнозирования их результатов и др. Данный вид контроля имеет особое значе­ние в предупреждении различных нарушений законодательства.

Текущий контроль является непосредственной частью руководства опе­ративными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководите­лем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в оперативно-розыскных мероприятиях. На данном этапе им изуча­ются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, своевременность и обоснованность их оформления, конт­ролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, право­мерность использования технических средств, а также выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное рас­крытие преступления.

Последующий контроль является наиболее распространенным в деятель­ности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает проверку испол­нения качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их результативности и оценку деятельнос­ти по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, рас­ходования финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направле­ния использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и за­явления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы оперативно-розыскной деятельности.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в опе­ративной работе и внесения предложений по ее совершенствованию выше­стоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки – это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Контрольные проверки проводятся обыч­но через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявлен­ных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.

Руководители оперативно-розыскных органов могут осуще­ствлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом они несут персональную ответственность не толь­ко за законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию оперативно-розыскной деятельности в целом.

При осуществлении ведомственного контроля могут быть выявлены раз­личные недостатки:

· умышленное искажение оперативно-розыскных данных;

· неправильное оформление оперативно-служебных документов;

· сокрытие фактов нарушения режима секретности;

· допу­щение подстрекательства и провокации в процессе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий;

· фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т.п.

В целях повышения эффективности работы подчиненного оперативного подразделения и с учетом проведенного контроля руководитель оперативно розыскного органа правомочен:

· поручить оперативную проверку конкретному сотруднику;

· передать материалы от одного оперативного работника другому;

· поручить проверку нескольким сотрудником либо создать оперативную группу;

· лично руководить созданной оперативной группой и непосредственно участвовать в проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности не предусмотрена передача полномочий по ве­домственному контролю нижестоящим лицам оперативных подразделений, которые не являются руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Соот­ветственно вышестоящие руководители организуют и контролируют деятель­ность подчиненных лиц и подразделений.

Среди полномочий руководителя оперативно-розыскного органа следует выделять общие и специальные. В соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности общие полномочия выражаются:

· в опреде­лении подразделений, могущих осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их функций, организации работы (ч. 3 ст. 13);

· в установлении порядка расходования финансо­вых средств, предназначенных для оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 19);

· в предоставле­нии оперативно-служебных документов по требованию уполномоченного прокурора (ч. 2 ст. 21).

Специальные полномочия руководителя, как правило, выражаются в про­цессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Он в экстремальных ситуациях утверждает поста­новление:

· о разрешении прослушивания телефонных переговоров лиц, в отношении которых возникла угроза жизни, здоровью, собственности (ч. 4 ст. 8 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности);

· о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки пред­метов и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также оперативного внедрения и оперативного эксперимента (ч. 5 ст. 8 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) и др.

Должностные лица оперативных подразделений при проведении оперативно-розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, оперативные работники обязаны ру­ководствоваться законом.

Руководитель оперативно-розыскного органа может давать как письменные, так и устные указания по вопросам организации оперативно-розыскной деятельности. Обжалование по­лученных указаний вышестоящему руководителю не приостанавливает их ис­полнения. При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения секретных сведений ру­ководитель обязан назначить служебную проверку, а в случае нарушения за­конности информировать прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыс­кной деятельностью.

· нару­шения федеральных законов, указов Президента РФ;

· неисполнение или не­надлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

Таким образом, осуществление ведомственного контроля дает возмож­ность оперативно-розыскным органам не только предупредить или устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и за­конные интересы физических и юридических лиц, но и принять решение по вопросам выполнения тех или иных оперативно-розыскных функций.

Особо подчеркнем, что ведомственный контроль не устраняет президен­тского, парламентского контроля и не снижает значимости прокурорского над­зора за оперативно-розыскной деятельностью.

Различные государственные органы, в ведении которых находятся опе­ративно-розыскные службы, не должны при осуществлении руководства эти­ми службами ограничиваться только контролем за их деятельностью и выявлением нарушений законности. Основной их обязанностью является уст­ранение недостатков в повседневной работе, оказание практической помощи подчиненным сотрудникам, стимулирование их деятельности и повышение профессионального уровня всего оперативного состава подразделения.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: