Кто согласно древнегреческому преданию был учредителем олимпийских игр зевс ахиллес геракл

Обновлено: 16.05.2024

История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии — II тыс. до н. э., расцвет — середина II тыс. до н.э., связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с до олимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.

Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Гесиод. Теогония. стр. 240-1022; стр. 1-153 ; Аполлодор. Родосский. I, стр. 23-233). Иной раз, правда, герои не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на его поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Герой поэтому наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. До нас дошли мифы о попытке богов сделать героев бессмертными.


Фетида окунает сына Ахиллеса в воды реки Стикс, ради придания ему неуязвимости в бою.

Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Аполлодор. III стр.13,6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет в огне их сына Демофонта (Гомер. гимн. V стр.239-262). И в том и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители — Пелей — отец Ахилла, Метанира — мать Демофонта. Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом.

Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса (Аполлодор. III стр.10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Аполлодор. II, стр. 5,11). Так же безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику (Аполлодор. I, стр.3,2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов.

Герой часто гоним враждебным божеством, например Геракла преследует Гера (Аполлодор. II стр.4,8), и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Геракл подчинён царю Еврисфею, Ясон зависит от царя Пелия, оба они близкие родичи героев, несправедливо захватившие власть.
Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение героев.

Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами, чтобы через тринадцать поколений появился Геракл от брака Зевса и Алкмены (Эсхил. Прометей, стр. 774), среди предков которого уже были Данай, Персей, Алкей и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Можно наметить разные типы героев, сложившиеся исторически. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом, то есть со смертью, которого он ранит (Аполлодор. II стр.7,3).


Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как, например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев такие, как Орфей, певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий, прорицатели — Тиресий, Калхант, Трофоиий, отгадыватели загадок — царь Эдип, хитроумные и любознательные странствующие герои — Одиссей, установители законодательства — Тесей.

Независимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя — Зевс, Аполлон, Посейдон или бога, функции которого близки характеру того или иного героя, например, мудрая Афина помогает умному Одиссею. Соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя, например, гибель Ипполита стал результатом спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея вопреки мудрой Афине; Гера, покровительница семьи и моногамного брака, ненавидит Геракла, внебрачного сына Зевса и Алкмены.

Подвиги и страдания героев рассматриваются как испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе и получает в жены богиню Гебу, дочь Зевса и Геры (Гесиод. Теогония, стр. 950-955). Однако, по другой версии, на Олимпе находится сам Геракл, а тень его скитается в Аиде (Одиссей. XI, стр. 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев.

Такая же двойственность в судьбе Ахилла: он гибнет под Троей, но затем оказывается на острове Левке, аналоге Островов блаженных, где вступает в брак с Еленой (Повсаний, стр 11-13) или даже с Медеей в Елисейских полях (Аполлодор Родосский. IV стр.811-814). На острове Левке находились после смерти также оба Аякса, Патрокл и Антилох (Павсаний. III стр. 19, 13). Большая определенность у таких героев, как Менелай, зять Зевса, который не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Одиссея. IV стр.561-563).

Таким образом, Геракл был образцом для представления о герое-боге (Пиндар. Немейские Оды III стр.22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода мифологии, соответствующего упадку микенского владычества.

Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов, или Танталидов (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), над родом Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов (Амфиарий и его сын Алкмеон). Создаются также мифы о гибели всего героического рода людей. Таковы мифы о войне семерых вождей против Фив и о Троянской войне. Гесиод рассматривает их как войны, где герои истребили друг друга (Труды и дни, стр. 156-165). Итак, конец II тысячелетия можно рассматривать как конец всего героизма.



Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы, например, храм Асклепия в Эпидавре.

В VII — VI вв. до н. э. с развитием культа Диониса некоторые древние герои, эпонимы городов, вынуждены были уступить торжества в их честь Дионису, при тиране Клисфене в Сикионе почитание Адраста сменилось почитанием Диониса (Геродот V стр. 67).

Начиная с VII века до. н. э., в Греции наступила эпоха формирования городов-государств, и мифологический героизм перешёл в стадию религиозно-культового героизма, игравшего политическую роль, освящённую законами полиса. Герой оказывался защитником полиса, мыслился посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богами. Останки древних героев переносили в города, как это было в 475 г. до н. э. с прославлением Тесея в Афинах, куда перенесли его прах с острова Скироса (Плутарх, Тесей стр.36). Отсюда — жертвы героям, павшим в битвах, например, в греко-персидской войне при Платеях (Плутарх, Аристид, стр.21). Отсюда же обожествление после смерти и причисление к лику героев известных исторических лиц, например, Софокл после смерти стал героем по имени Дексион. Почётное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы, например,Брасид после битвы при Амфиполе. (Фукидид V , стр.11,1).

В культе героев сказалось древнее почитание мифологических героев, которые стали восприниматься потомками как предки — покровители семьи, рода и полиса.

Читайте также: