Кто сочиняет балет распишите его обязанности

Обновлено: 02.07.2024

Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательные : знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие : формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные : воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.

Тип занятия : теоретическое с элементами практики, овладение новыми знаниями

Форма занятия : групповая

Организационно – педагогическое обеспечение занятия :

1. Технические средства и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор.

2. Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации

1-я часть – подготовительная или организационная

2-я часть – основная

(рассказ педагога, повторение позиций, упражнения на середине зала в повороте по точкам, танцевальная импровизация, просмотр слайдов)

3-я часть – заключительная

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Давайте исполним движения из разных групп, которые ещё Пьер Бошан сформировал: приседания, прыжки, повороты (наша подготовка к вращениям). Обучающие исполняют. (МУЗ. ФРАГМ.). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Мы с вами знаем или нет эти позиции? Давайте их повторим (МУЗ. ФРАГМ.). Хорошо.

Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так же были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Как вы думаете, кто этим занялся? Ответ обучающихся .

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.

Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом .

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович. Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии .

Вы знаете, композиторов, писавших музыку для балетов? Назовите! Ответ обучающихся. (Глиэр, Асафьев, Минкус, Пуни, Чайковский, и т.д.)

А кто-же будет воплощать задуманное балетмейстером? Ответ обучающихся.

Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение — самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится и внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

О каком музыкальном фрагменте идёт речь в этом стихотворении Маргариты Алигер? Ответ обучающихся.

Кто написал этот балет? Ответ обучающихся.

Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц Зигфрид.

Какими вы представляете маленьких лебедей? Ответ обучающихся (неумелые, неуклюжие). Давайте попробуем их изобразить, сымпровизировать. (МУЗ. ФРАГМ.)

3. Заключительная часть:

Итак, ребята, мы разобрали что же такое балетный спектакль. Теперь вопросы и задания:

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом занятии? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанного?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Молодцы! Вы были очень внимательны. Впечатлениями будем делиться на следующем занятии, всё обдумайте, запомните! Всего вам хорошего! Занавес закрывается!

Р.S. или пояснение: музыкальные фрагменты, обозначенные в тексте - (МУЗ. ФРАГМ.) исполняет концертмейстер.

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Пасютинская В.М . Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

Искусство балета существует только в настоящем, оно неуловимо, и невозможно повторить настроение вчерашнего спектакля, даже если полностью повторить хореографию. Многие балеты XIX–XX века на сегодня утрачены, поскольку в то время не существовало видеозаписи, и современные балетмейстеры почти с нуля восстанавливают вариации и массовые танцы из балетов прошлого. К счастью, в наше время есть видеозапись и возможность сохранить искусство балета, передав следующим поколениям достижения нашего века.

Если вы хоть раз видели и слышали, как работает хореограф в зале, вам могло показаться, что вся его работа — импровизация . Действительно, если что-то из заготовленного заранее не получается или выглядит не так, как планировалось, балетмейстер исправляет хореографию и перестроения по ходу действия, опираясь на свой опыт, в чем и проявляется его профессионализм.

Если процесс репетиций артистов балета хоть немного раскрыт для широкой публики, то процесс сочинения танца происходит только в голове постановщика, и его никак не передать словами. Но можно передать рисунком!

Как записать танец?

На балетмейстерских факультетах существуют дисциплины мастерство хореографа или искусство балетмейстера, изучение которых включает в себя творческое задание семестра — постановку танца на заданную тематику, исполнителями которой становятся однокурсники. В течение семестра проходят регулярные репетиции, а каждую неделю курс встречается с педагогом: танец исправляется до тех пор, пока не будет доведен до такого состояния, в каком его можно представить на практическом показе.

Если рисунки и их продолжительность можно записать, то последовательность движений передать сложно. Обычно этот процесс происходит у балетмейстера в голове, где сначала он учит наизусть собственную комбинацию, а затем показывает ее исполнителям (группам исполнителей согласно рисунку).

Балет записывается по шагам

Как правило, организовать большое количество исполнителей сложнее, чем репетировать с одним солистом. Поэтому нужна максимальная подготовка балетмейстера, уверенность в своих решениях на сцене, понимание того, как задумка будет выглядеть на площадке. Это нужно, чтобы знать, чего требовать от исполнителей, поскольку уверенность постановщика на 100% передается танцовщикам.

Запись комбинаций терминами

Довольно популярна запись комбинаций классического танца французскими терминами. В балетной школе изучают французский язык, поэтому проблем с записью и чтением не возникает. Такой способ популярен в профессиональной литературе:

При чтении такой комбинации у студентов и профессионалов не должно возникнуть проблем, поскольку все понятно: музыкальный размер, позиции, элементы классического танца. Самое главное — грамотно разложить комбинацию на музыку, это может получиться не с первого раза, поэтому нужно проверить несколько раз под музыку, чтобы фразы и движения совпадали.

Видеозапись хореографии

Цифровые технологии намного облегчили процесс обучения балету и танцу. Если раньше заданную комбинацию нужно было максимально хорошо запомнить на уроке, то сейчас можно записать видео с комбинацией в исполнении одного из студентов и самостоятельно повторять по этой записи после урока. Возможно, этот способ не такой эффективный, как чтение терминов с листа, ведь при чтении с листа нужно самостоятельно воспроизвести комбинацию, а значит, пропустить через себя, задействовав разные виды памяти. А видеозапись дает уже готовый продукт, который нужно только повторить, но, кстати, тоже осмыслив движения. Видеозапись отлично подходит для записи современной хореографии, в которой нет официальной терминологии, которую сможет прочитать каждый студент, обучающийся на балетмейстерском факультете.

Как проходят репетиции артистов балета
Почему балерины вынуждены быть худыми?
Чем балерины натирают пуанты, чтобы не скользить?

Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательные : знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие : формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные : воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.

Тип занятия : теоретическое с элементами практики, овладение новыми знаниями

Форма занятия : групповая

Организационно – педагогическое обеспечение занятия :

1. Технические средства и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор.

2. Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации

1-я часть – подготовительная или организационная

2-я часть – основная

(рассказ педагога, повторение позиций, упражнения на середине зала в повороте по точкам, танцевальная импровизация, просмотр слайдов)

3-я часть – заключительная

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Давайте исполним движения из разных групп, которые ещё Пьер Бошан сформировал: приседания, прыжки, повороты (наша подготовка к вращениям). Обучающие исполняют. (МУЗ. ФРАГМ.). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Мы с вами знаем или нет эти позиции? Давайте их повторим (МУЗ. ФРАГМ.). Хорошо.

Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так же были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Как вы думаете, кто этим занялся? Ответ обучающихся .

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.

Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом .

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович. Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии .

Вы знаете, композиторов, писавших музыку для балетов? Назовите! Ответ обучающихся. (Глиэр, Асафьев, Минкус, Пуни, Чайковский, и т.д.)

А кто-же будет воплощать задуманное балетмейстером? Ответ обучающихся.

Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение — самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится и внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

О каком музыкальном фрагменте идёт речь в этом стихотворении Маргариты Алигер? Ответ обучающихся.

Кто написал этот балет? Ответ обучающихся.

Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц Зигфрид.

Какими вы представляете маленьких лебедей? Ответ обучающихся (неумелые, неуклюжие). Давайте попробуем их изобразить, сымпровизировать. (МУЗ. ФРАГМ.)

3. Заключительная часть:

Итак, ребята, мы разобрали что же такое балетный спектакль. Теперь вопросы и задания:

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом занятии? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанного?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Молодцы! Вы были очень внимательны. Впечатлениями будем делиться на следующем занятии, всё обдумайте, запомните! Всего вам хорошего! Занавес закрывается!

Р.S. или пояснение: музыкальные фрагменты, обозначенные в тексте - (МУЗ. ФРАГМ.) исполняет концертмейстер.

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Пасютинская В.М . Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

Искусство балета существует только в настоящем, оно неуловимо, и невозможно повторить настроение вчерашнего спектакля, даже если полностью повторить хореографию. Многие балеты XIX–XX века на сегодня утрачены, поскольку в то время не существовало видеозаписи, и современные балетмейстеры почти с нуля восстанавливают вариации и массовые танцы из балетов прошлого. К счастью, в наше время есть видеозапись и возможность сохранить искусство балета, передав следующим поколениям достижения нашего века.

Если вы хоть раз видели и слышали, как работает хореограф в зале, вам могло показаться, что вся его работа — импровизация . Действительно, если что-то из заготовленного заранее не получается или выглядит не так, как планировалось, балетмейстер исправляет хореографию и перестроения по ходу действия, опираясь на свой опыт, в чем и проявляется его профессионализм.

Если процесс репетиций артистов балета хоть немного раскрыт для широкой публики, то процесс сочинения танца происходит только в голове постановщика, и его никак не передать словами. Но можно передать рисунком!

Как записать танец?

На балетмейстерских факультетах существуют дисциплины мастерство хореографа или искусство балетмейстера, изучение которых включает в себя творческое задание семестра — постановку танца на заданную тематику, исполнителями которой становятся однокурсники. В течение семестра проходят регулярные репетиции, а каждую неделю курс встречается с педагогом: танец исправляется до тех пор, пока не будет доведен до такого состояния, в каком его можно представить на практическом показе.

Если рисунки и их продолжительность можно записать, то последовательность движений передать сложно. Обычно этот процесс происходит у балетмейстера в голове, где сначала он учит наизусть собственную комбинацию, а затем показывает ее исполнителям (группам исполнителей согласно рисунку).

Балет записывается по шагам

Как правило, организовать большое количество исполнителей сложнее, чем репетировать с одним солистом. Поэтому нужна максимальная подготовка балетмейстера, уверенность в своих решениях на сцене, понимание того, как задумка будет выглядеть на площадке. Это нужно, чтобы знать, чего требовать от исполнителей, поскольку уверенность постановщика на 100% передается танцовщикам.

Запись комбинаций терминами

Довольно популярна запись комбинаций классического танца французскими терминами. В балетной школе изучают французский язык, поэтому проблем с записью и чтением не возникает. Такой способ популярен в профессиональной литературе:

При чтении такой комбинации у студентов и профессионалов не должно возникнуть проблем, поскольку все понятно: музыкальный размер, позиции, элементы классического танца. Самое главное — грамотно разложить комбинацию на музыку, это может получиться не с первого раза, поэтому нужно проверить несколько раз под музыку, чтобы фразы и движения совпадали.

Видеозапись хореографии

Цифровые технологии намного облегчили процесс обучения балету и танцу. Если раньше заданную комбинацию нужно было максимально хорошо запомнить на уроке, то сейчас можно записать видео с комбинацией в исполнении одного из студентов и самостоятельно повторять по этой записи после урока. Возможно, этот способ не такой эффективный, как чтение терминов с листа, ведь при чтении с листа нужно самостоятельно воспроизвести комбинацию, а значит, пропустить через себя, задействовав разные виды памяти. А видеозапись дает уже готовый продукт, который нужно только повторить, но, кстати, тоже осмыслив движения. Видеозапись отлично подходит для записи современной хореографии, в которой нет официальной терминологии, которую сможет прочитать каждый студент, обучающийся на балетмейстерском факультете.

Как проходят репетиции артистов балета
Почему балерины вынуждены быть худыми?
Чем балерины натирают пуанты, чтобы не скользить?

Читайте также: