Какое избирательное право устанавливала первая советская конституция

Обновлено: 02.07.2024

Конституция 1918 года наделяла избирательными правами и мужчин, и женщин, достигших 18 лет; даже иностранных граждан.Избирательными правами надеялись те, кто добывалсредства к жизни производительным иобщественно полезным трудом, а также солдаты советской армии ифлота.

Избирательных прав лишались:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход (проценты скапитала);

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозныхкультов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпусажандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего вРоссии дома;

е) душевнобольные и умалишенные, лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления.

Избирательное право не было равным. От городов депутатов представлялось больше, чем от деревень. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Съезды Советов составляются следующим образом: областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей.

Выборы производятсяв дни, устанавливаемые местными Советами согласно инструкции ВЦИК.

Для проверки выборов могла быть назначена мандатная комиссия.

Последней инстанцией по кассации советских выборов является ВЦИК Советов.

Принцип императивного мандата: избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Государственный механизм Советской России в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

Коренной ломки государственного аппарата не было. Сохранялась многопартийность, однако партия большевиков усиливалась. Регулярно созывались Съезды Советов, но реже – 1 раз в год.

ВЦИК. Ранее был постоянно действующим, теперь стал работать сессионно (1 раз в 2 месяца).Президиум ВЦИК. В Конституции 1918 не регламентируется. Готовил материалы к заседаниям ВЦИК, вносил проекты декретов, наблюдал за исполнением постановлений ВЦИК. Мог утверждать и приостанавливать постановления СНК между сессиями ВЦИК, отменять их. Президиум ВЦИК превращался в самостоятельный орган.

Возник Совет Рабочей и Крестьянской обороны (ноябрь 1918). Занимался хозяйством, продовольствием, промышленностью, мобилизацией, обладал всей полнотой власти в области обороны. Возглавил СРКО Ленин. В декабре 1920 преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

В октябре 1919 созданы революционные комитеты для организации обороны и поддержания революционного порядка. Ревкомы создавались в прифронтовой зоне и в районах, освобожденных от врага, полностью выполняли функции органов власти и управления. Ревкомы редко избирались, обычно назначались, в них входило 3-5 чел.

Для руководства всеми вооруженными силами ВЦИК в сентябре 1918 создал Революционный военный совет республики (Реввоенсовет – Троцкий). Вводилась должность главнокомандующего, который назначался СНК. В 1918 был введен институт военных комиссаров. Они занимались политической работой в войсках, следили за дисциплиной в армии и на флоте.

Создавались трудовые армии. Части, входившие в ТА оставались боевыми единицами, но занимались решением разных хозяйственных задач (продовольствие, строительство, с/х).

Рабоче-крестьянская милиция. От системы рабочих отрядов переходят к созданию профессиональной милиции. Комплектование, как и в армии, осуществлялось на основе классового подхода. Милиция охраняла порядок, вела дознание по уголовным делам, приводила в исполнение приговоры. Уголовный розыск был передан милиции. Милиция занималась обеспечением продразверстки, трудовой повинности и борьбой с бандитизмом.

ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия – декабрь 1917) вела следствие, выносила приговоры и приводила их в исполнение. ВЧК могла применять и непосредственную расправу на месте преступления.

Судебная система. От коллегиального метода предварительно расследования переходят к единоличному – следственные комиссии заменяются институтом следователей (1920). Следователей избирали Советы.

Происходит упрощение судебной системы. 1918 год – вводится народный суд, ему подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Народных судей избирали Советы, ими могли стать только трудящиеся. В период ГВ утверждаются основные принципы советской судебной системы: выборность судей, участие народных заседателей, упрощение судебного процесса.

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, прежде всего контрреволюционные преступления. Ревтрибуналы тоже избирались Советами. Второй инстанцией для ревтрибуналов был Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК был Верховный трибунал, рассматривал дела особой важности по поручению Президиума ВЦИК.

ВСНХ. Его функции сведены к управлению промышленностью. Централизация: новые национализированные предприятия передаются в ведение главков ВСНХ. Политика главкизма: подчинение предприятий главкам + абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности

Продовольственным снабжением занимался Наркомпрод. Он посылал отряды для изъятия продуктов и для уборки урожая. Наркомпрод заботился о снабжении армии и занимался снабжением городского населения.

В апреле 1919(рабоче-крестьянская инспекция). С 1920 действует как особый наркомат. На РКИ возлагались обязанности по надзору за соблюдением революционной законности в управлении, по борьбе с бюрократизмом, злоупотреблениями. В июне 1918 появляются комитеты деревенской бедноты. Формировались Советами. На них возлагалось распределение хлеба, предметов первой необходимости, содействие в изъятии хлеба у кулаков.


Отныне советы становятся главным институтом местного и центрального управления, основой нового государственного строя. Революция стимулировала процесс образования советов на низовом уровне: фабричных, сельских, волостных, городских, уездных и других.

Формально советы являлись высшими органами власти, но на практике их деятельность контролировалась большевистским руководством. Такие советы не оставляли места институтам выборного представительства, учрежденным в период деятельности Временного правительства. Беспрепятственная ликвидация Учредительного собрания, земского и городского самоуправления показала отсутствие в России прочной базы или какой-либо широкой народной поддержки институтов и принципов буржуазной демократии. Важную роль в процессе формирования советского избирательного права сыграло принятие Конституции РСФСР, утвержденной 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом советов.


В период с 1918 по 1936 год выборы в РСФСР и в СССР, как и в дореволюционный период, не были последовательно демократичными.

Выборы не были всеобщими. Активное и пассивное избирательное право имели граждане РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Избирательное право получили все граждане, добывавшие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом. Это были рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
В советский электорат входили все занятые домашним хозяйством, обеспечивающие для первых категорий возможность заниматься производительным трудом. Избирательным правом обладали военнослужащие, в том числе не достигшие 18 лет. Граждане, входящие в категории, перечисленные выше, но потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность, также являлись полноправными избирателями.

Выборы в первые два советских десятилетия были открытыми. Голосование осуществлялось поднятием рук. За тем, кто и как голосовал, внимательно наблюдали члены партийных, комсомольских и других организаций.


Важным преимуществом советской избирательной системы считалась возможность досрочного прекращения полномочий любого депутата и его отзыва. Менее известно то, что результаты некоторых выборов, которые не нравились руководящим советским органам, не утверждались, как тогда говорили, кассировались.

Конституция РСФСР определила лишь самые важные черты избирательного права и процесса. Многие пробелы законодательства восполнялись республиканскими и местными инструкциями, положениями, другими документами. ¹

Первая Конституция РСФСР 1918 года юридически закрепила диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в форме Республики Советов. Конституция объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах.

Большевистское руководство придавало важное значение составу Советов, стремилось полностью контролировать процесс выборов.
«Деревенские Советы – сельские и волостные – были избраны в те времена, когда социалистическая революция еще не докатилась до деревни. Они были поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под сильным их влиянием…перевыборы должны быть произведены в кратчайший срок…переизбраны должны быть все Советы (волостные и сельские). Перевыборы должны состояться даже там, где деревенские Советы удовлетворительны по своему составу, или наоборот, где Комитеты Бедноты окончательно вытеснили Советы. Нужно путем общих перевыборов сделать Советскую организацию совершенно единообразной и в корне уничтожить раздвоение.

В границах своего ведения высшей в пределах данной территории властью были Советы депутатов, а в тех сельских местностях, где это было признано осуществимым, общее собрание избирателей.


Областной, губернский, уездный, волостной съезд Советов, в границах своего ведения, объявлялся высшей в пределах данной территории властью, в период между съездами такой властью являлся избираемый съездом Исполнительный комитет.

Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов. Областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д. Областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, принадлежало право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

Верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

Такое положение советских предстательных органов означало, что они могут принять к своему рассмотрению любой вопрос жизни страны либо определенной территории. Устранялась стена между законодательной и исполнительной властями, общегосударственной властью и местным самоуправлением, депутатами и избирателями.


Правом избирать и быть избранными, с учетом трудового ценза, пользовались граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Местным Советам предоставлялось право с утверждения центральной власти понижать установленный Конституцией возрастной ценз.

Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользовались активным и пассивным избирательным правом иностранцы, проживавшие на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежавшие к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству.

Избирательное право предоставлялось независимо от пола, вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.

Конституция установила неравенство избирательного права для городского и сельского населения, закрепила принцип многостепенности выборов. Выборы на Всероссийский съезд Советов были четырёхстепенными для сельского населения и двухстепенными для городского.

Прямые выборы проводились только в городские и сельские Советы. Принцип тайного голосования не нашёл закрепления в Конституции. На практике голосование, как правило, проходило открыто.

  • в городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов;
  • в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

В тех сельских местностях, где это могло быть признано осуществимым, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Избиратели, пославшие в Совет депутата, получили право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Подробный порядок производства выборов, а равно участия в них профессиональных и иных рабочих организаций определялся местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Волостные съезды Советов составлялись из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Сельские Советы, насчитывавшие менее 10 членов, посылали на волостной съезд Советов по 1 представителю.

Уездные (районные) съезды — из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район). В уездных съездах Советов участвовали представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединялись.

Губернские (окружные) съезды — из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.

Областные съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.

Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция. Первую Конституцию СССР составили Декларация и Договор об образовании СССР.

Созданные после принятия Конституции органы власти Союза в полной мере восприняли опыт, накопленный Советами в республиках. Съезд Советов СССР, образуемый им двухпалатный ЦИК СССР и его президиум, основывались на принципе непрерывности осуществления государственной власти на общесоюзном уровне, соединяя законотворчество, управление и высший контроль, а также вели активную работу по направлению деятельности всех советских органов на территории страны.

Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд советов, а в период между съездами – двухпалатный Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК СССР). Обе его палаты – Совет Союза и Совет Национальностей были равноправными, но их состав формировался разными способами. Совет Союза (414 депутатов) избирался на Всесоюзном съезде советов из представителей республик, пропорционально численности их населения. Депутаты Совета Национальностей (131 человек) избирались исполнительными комитетами союзных и автономных республик, а также автономных областей – по 5 депутатов от каждой союзной или автономной республики и по одному от автономной области.

Несмотря на увеличение территории государства, норма представительства на съезде Советов СССР не изменилась. В основу порядка его формирования была положена процедура избрания делегатов съезда Советов РСФСР.

В 1924 году выявился определенный спад в работе Советов. Тревожным фактом стали выборы в Советы осенью 1924 года. В выборах принимало участие только 31% избирателей, а в некоторых губерниях (Саратовская, Нижегородская) в выборах участвовало не больше 20% избирателей. Правящая Коммунистическая партия выдвинула лозунг перестройки Советов и оживления их деятельности (с конца 1924 года).

В местностях, где были нарушения Конституции и избирательных инструкций и где в выборах принимало участие не больше 35% избирателей, результаты выборов были, как тогда говорили, кассированы, то есть отменены. Были проведены повторные выборы Советов.

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 года вводился обязательный минимум числа избирателей, принимающих участие в выборах. Собрание считалось законным и выборы признавались действительными, если в них приняло участие не менее 35% избирателей. В противном случае выборы отменялись. Этим постановлением вводилась повесточная система оповещения избирателей о предоставлении им избирательного права, а также о месте и времени избирательного собрания.

После принятия Конституции СССР свои Конституции обрели союзные республики. Конституция РСФСР 1925 года оставила без изменения общую схему формирования Советов депутатов.

Так, районные и волостные съезды Советов стали составляться из представителей всех советов, находящихся на территории района или волости, по расчету:

  • один делегат на 300 человек населения, но не свыше 150 делегатов на район или волость.

Уездные съезды - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных на территории уезда, и сельских советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 200 избирателей;
  • от волостных съездов советов - один делегат на 1000 человек населения, но не свыше 300 делегатов на уезд.

Окружные съезды составлялись из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 1000 избирателей;
  • от районных съездов советов - один делегат на 5000 человек населения.

Губернские съезды включали в себя из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных съездов советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 2000 избирателей;
  • от уездных съездов - один делегат на 10000 человек населения.

В составе краевых и областных съездов заседали представители советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 5000 избирателей;
  • от окружных съездов - один делегат на 25000 человек населения.

В краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных съездах Советов должны были принимать участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.
В исключительных случаях Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету было предоставлено право изменять нормы представительства на съездах Советов для отдельных местностей в зависимости от местных условий.
Была установлена обязанность членов советов депутатов регулярно отчитываться перед своим избирателям. Отменялась возможность непосредственного решения вопросов управления общим собранием избирателей селения.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет получил право изменять нормы представительства в Советах депутатов своими постановлениями. Нормы представительства на Всероссийском съезде Советов остались прежними.
Не претерпел существенных изменений состав избирательного корпуса, за исключением изъятия из Конституции нормы, позволяющей снижать возрастной ценз ниже 18 лет.

Избирательный процесс в стране постоянно совершенствовался. В Инструкции ЦИК СССР о выборах в Советы от 16 января 1925 года подчеркивалась необходимость проведения более решительно классовой политики, более подробно, чем в конституциях союзных республик, определялся круг лиц, лишенных избирательного права. Эта Инструкция требовала от избирательных комиссий строго следить за соблюдением установленных законом правил и норм выборов, за недопущением нарушения их со стороны местных органов власти, а также за тем, чтобы не было давления на избирателей при выборах в Советы. Устанавливался строгий и четкий порядок рассмотрения жалоб граждан на лишение их избирательных прав. Инструкция от 16 января 1925 года передавала вопрос о способе голосования на рассмотрение губернским (областным) избирательным комиссиям. Дело в том, что Конституция РСФСР 1918 года этот вопрос отнесла к ведению ВЦИКа. Избирательная инструкция ВЦИК РСФСР от 13 октября 1925 года установила открытый порядок голосования. В Инструкции ЦИК СССР от 28 сентября 1926 года также устанавливался открытый порядок голосования.

В 1925 году число избирателей, принимавших участие в выборах в Советы, возросло почти вдвое, по сравнению с 1924 годом.


8 февраля 1926 года ВЦИК РСФСР утвердил Положение о Всероссийской центральной избирательной комиссии, определил её задачи, полномочия, порядок работы 7. ЦИК являлась постоянно действующим органом, определяла сроки образования других избирательных комиссий, могла отменять постановления нижестоящих избирательных комиссий, принятые в нарушение законодательства СССР и РСФСР, наделялась полномочиями по изданию своих постановлений и инструкций по вопросам организации и проведения выборов, могла давать разъяснения и толкование по применению избирательного законодательства РСФСР.

Инструкция о выборах в Советы, утвержденная Президиумом ЦИК Союза ССР 28 сентября 1926 года была более конкретной и разработанной. На союзном уровне были определены основные избирательные процедуры, устанавливались сроки организации и проведения выборов. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагалось разработать для местностей, в которых установлено введение списков избирателей, правила по составлению указанных списков и порядке обжалования невключения в таковые избирателей. При этом предлагалось учесть интересы трудового населения, уходящего на сезонные заработки. 9 В РСФСР постановлением Президиума ВЦИК от 4 ноября 1926 года была утверждена Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве Советов 10, которая сыграла важную роль в совершенствовании организации выборов. Эта инструкция включала в себя норму о лишении избирательных права (ст. 22).

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему.

Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [13].

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название – Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы [14].

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции [15].

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.

Особенностью Конституции 1918 года являлось то, что право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом).

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом.

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское [16].

Закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66),то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным. Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета. В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69). Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78). Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР [2].

Заключение

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом, прежде всего, были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

Итак, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В период работы над проектом Конституции, которая продолжалась более трех месяцев, возник ряд принципиальных разногласий по проблемам:

1) федеративного устройства государства;

2) системы органов советской власти на местах;

3) социальных и экономических основ советской власти и т. д.

В частности, представители левых эсеров (В.А. Алгасов, А.А. Шрейдер) и эсеров-максималистов (А.И. Бердников) очень настойчиво предлагали:

1) положить в основу советской федерации административно-территориальный принцип государственного устройства с предоставлением максимально широких прав всем субъектам федерации по управлению собственными территориями;

2) ликвидировать низовые звенья советской государственной системы и заменить их традиционными сельскими сходами, которые, лишившись политических функций, превращались в муниципальные органы власти;

3) провести тотальную социализацию собственности и ужесточить принципы всеобщей трудовой повинности и т. д.

В ходе жарких и продолжительных дебатов, в которых приняли участие многие видные большевики, в том числе В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.М. Рейснер, М.Ф. Лацис и М.Н. Покровский, эти предложения были отвергнуты. Окончательный проект советской Конституции был утвержден специальной комиссией ЦК РКП(б), которую возглавил В.И. Ленин.

4 июля 1918 г. этот проект был внесен на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов, а уже 10 июля делегаты съезда утвердили первую Конституцию РСФСР и избрали новый состав ВЦИК, полностью состоящий из большевиков.

Основные положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были закреплены в шести отдельных разделах:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) общие положения Конституции РСФСР;

3) конструкция Советской власти;

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Государственное устройство РСФСР базировалось на принципах национальной федерации, субъектами которой объявлялись национальные республики, а также различные областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом государственной власти в стране становился Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, в исключительную компетенцию которого входили все вопросы государственного строительства: утверждение и изменение Конституции РСФСР; объявление войны и заключение мира; ратификация мирных договоров, общее руководство внешней и внутренней политикой государства; установление общегосударственных налогов, повинностей и сборов; основы организации вооруженных сил, органов правопорядка, судоустройства и судопроизводства; федеральное законодательство, и т. д.

Для повседневной и оперативной работы съезд избирал из своего состава Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК РСФСР), который формировал Совет Народных Комиссаров (СНК РСФСР), состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (наркоматы). И Всероссийский съезд Советов, и ВЦИК, и СНК в равной степени обладали правом издания законодательных актов, что являлось прямым следствием полного отрицания большевиками известного буржуазного принципа разделения властей. Органами государственной власти на местах становились областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы, формировавшие собственные исполнительные комитеты (исполкомы).




Кроме того, советская избирательная система сохранила принцип опосредованных выборов, существовавший в царской России. Прямыми были только выборы в низовые городские и сельские Советы, а депутаты всех последующих уровней избирались на волостных, уездных, губернских и областных съездах Советов.

Тема: Советские республики в Новороссии (январь 1918 ― февраль 1919 гг.)

План:

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

3. Одесская Советская республика.

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

Параллельно с правительством УНР на территории малороссийских и новороссийских губерний стали формироваться органы советской власти, где после Октябрьского переворота ключевые позиции заняли большевики. В конце декабря 1917 г. под их руководством в Харькове был проведен I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание Украинской Народной Республики Советов (УНРС), находящейся в федеративных отношениях с РСФСР. В конце января 1918 г., когда Южной группой войск РККА под командованием подполковника М.А. Муравьева был взят Киев, сюда переехало и первое советское правительство — Народный секретариат УНРС, временным главой которого стал председатель Киевского ВРК большевик Г.Л. Пятаков.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

Сама идея административно-хозяйственного объединения Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района возникла еще в императорской России. Реальным воплощением этой давней идеи стало создание в марте 1917 г. особого Донецкого комитета, который тогда возглавил горный инженер М.Н. Чернышов. В рамках общего Совета депутатов чуть позже возникли два областных объединения: Донецко-Криворожское, которое было реально оформлено в мае 1917 г. на I Областном съезде Советов Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, и Харьковское, которое было декретировано в сентябре 1917 г. на аналогичном съезде местных Советов Харьковской губернии. Председателем первого Совета и главой его исполкома был избран эсер Л.Г. Голубовский, а лидером второго Совета стал большевик А.Ф. Сергеев (Артем).

Вскоре на территории республики был создан Южный областной совет народного хозяйства (ЮОСНХ), который приступил к неотложным экономическим и социальным реформам. В частности, всего за два месяца на территории ДКСР были произведена территориальная реформа по экономическому признаку, создана новая система налоговых отчислений, национализирована крупная промышленность, в частности, все металлургические заводы, шахты и рудники, ликвидированы все акционерные общества и т. д.

Переговоры Г.Л. Пятакова и А.Ф. Сергеева неожиданно зашли в тупик. В начале апреля 1918 г. СНК ДКСР опубликовал официальный декрет, в котором четко очертил границы собственной республики. В соответствии с этим декретом в состав ДКСР вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний, часть уездов Херсонской губернии и Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающие к ним промышленные (угольные) уезды Области войска Донского по линии железной дороги Ростов―Лихая. Таким образом, в состав ДКСР фактически вошло все левобережье современной Украины — Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская и Николаевская области Украины и Ростовская область РФ. Столицей республики стал город Харьков.

Тогда под председательством А.Ф. Сергеева был сформирован новый состав СНК ДКСР, в который вошли его зампред и нарком без портфеля Ю.Х. Лутовинов, нарком продовольствия И.И. Алексеев, нарком внутреннего управления И. Якимович, нарком юстиции А. Червяков, нарком просвещения Я. Истомин, нарком почт и телеграфов И. Кожевников и нарком общественных имуществ А. Пузырев.

Вскоре ситуация резко обострилась, поскольку после того, как руководство Киевской УНР и Центральные державы подписали Брестский сепаратный договор, по просьбе правительства УНР германо-австрийские войска вступили на территорию Малороссии и начали оккупацию всей Новороссии. Для отражения нашествия германских оккупантов из местных добровольцев стала срочно создаваться Красная армия Донбасса, которую возглавил штаб-ротмистр русской императорской армии А.И. Геккер. Из-за явного неравенства сил войскам ДКСР пришлось отступить. В начале апреля 1918 г. после взятия Харькова правительство ДКСР переехало в Луганск, а затем в конце апреля 1918 г. было эвакуировано за Дон.

К маю 1918 г. австро-германские войска полностью оккупировали территорию ДКСР, которая де-факто была ликвидирована. В этой ситуации в августе 1918 г. Советская Россия и Германия подписали дополнительный договор, одним из пунктов которого Донбасс был объявлен временно оккупированной немецкой территорией. Однако уже в ноябре 1918 г. Центральные державы, признав свое поражение в Первой мировой войне, начали вывод своих войск с оккупированных территорий. В начале декабря в Харьков переехали центральные органы власти ДКСР, а уже в январе 1919 г. на III Всеукраинском съезде Советов, состоявшемся в Харькове, было провозглашено создание Украинской Советской Социалистической Республики и принята первая Конституция УССР, по которой высшим органом государственной власти УССР был объявлен Всеукраинский съезд Советов и его исполнительный орган ВУЦИК. Формальным главой УССР стал председатель ВУЦИК Г.И. Петровский, а реальная власть была сосредоточена в руках СНК УССР, который возглавил Х.Г. Раковский. Поэтому уже в феврале 1919 г. Совета Обороны РСФСР принял решение о ликвидации ДКСР и включения ее в состав УССР.

Читайте также: