Кто считается неопытным водителем

Обновлено: 06.05.2024

Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.

Рекомендуем определения понятий по теме:

  • Транспортное средство — это .. Определение понятия, категории, виды
  • Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
  • Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом. Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку. Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива). Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках. Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем. Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.


Рис. Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Третий прием замедления хода — торможение с помощью колесных тормозов, которые приводятся в действие от педали. Торможение применяется чаще всего для кратковременного и вместе с тем достаточно резкого замедления хода — при появлении опасности, для остановки автомобиля после замедления хода иными средствами и т. д. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, неподвижные тормозные колодки прижимаются к вращающемуся тормозному барабану или диску. Между колодками и барабаном (или диском) возникает трение; колодки и барабан (или диск) от трения нагреваются. Накопленная движущимся автомобилем энергия расходуется уже не на дальнейшее движение, а в значительной мере на трение и образование тепла, и автомобиль замедляет ход.

Наконец, кроме перечисленных приемов, водитель может пользоваться рычагом ручного стояночного тормоза, привод от которого осуществляется на тормоза задних колес или на тормоз на валу силовой передачи.

Водительское удостоверение категории D

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

Таблица категорий прав

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Предлагаем ознакомиться: Взыскание в порядке регресса денежных средств

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

Кого можно считать водителем? Является ли водителем управляющий буксируемым транспортным средством?

1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права.

К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды.Необходимо также иметь в виду, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.

1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее — ПДД РФ).Кроме того, в силу положений пунктов 1.2, 25.6 ПДД РФ водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду.

Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно.В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

Предлагаем ознакомиться: Порядок приема на работу общие правила

Управлять — направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Управлять — приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).

Управлять — направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Управлять — приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).

Управлением транспортным средством — активное воздействие водителем на элементы системы управления транспортным средством, предназначенные для его движения и приводящие к очевидному, хоть и малозначительному, изменению его положения относительно первоначального.

Управление транспортным средством — это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.

Временное разрешение на управление транспортным средством

Временное разрешение на управление авто выдается водителю в случае потери водительского удостоверения или его конфискации. Оно дает право управлять автомобилем временно – пользоваться им можно до возвращения прав, а при передаче их в связи с соответствующим правонарушением – до вынесения решения судом.

Рассматриваемый документ отличается от водительского удостоверения следующим:

В данный документ могут включаться и другие сведения, которые, правда, не имеют такого же весомого значения, как те, что перечислены выше.


Итак, программа-максимум: отважиться сесть за руль, проехать по улице и припарковаться на стоянке. Казалось бы, легче легкого. Но проблема в том, что я лишь теоретически знаю, как это сделать. С того дня прошло полтора года. Могу сказать, что за рулем я теперь просто живу. До настоящего профи мне еще ездить и ездить, но какое же это захватывающее чувство – вести машину! А поначалу все было далеко не так безоблачно, и о типичных недочетах новичков я сейчас расскажу.

Перестраиваемся с оглядкой

Одна из самых частых ошибок неопытных водителей – перестроение из ряда в ряд, не глядя в зеркала. Может быть, буду занудной, но повторю: смотри в зеркала, смотри еще и еще раз, информация в них просто бесценна для твоей жизни!

Паркуемся красиво

Парковаться приходится в абсолютно в разных местах, но все же можно перечислить некоторые универсальные правила парковки:

  • заранее подумай, как будешь потом выезжать
  • ставь машину аккуратно, но быстро
  • умещайся в определенных габаритах
  • не ставь машину в зоне активного движения
  • не паркуйся на спусках и подъемах, в узких местах улицы
  • обеспечь проход пешеходам
  • не нарушай требования дорожных знаков
  • не открывай резко двери

В начале своего водительского стажа моя сестра приехала в один из фитнес-клубов. Это современное, очень красивое здание, при входе стеклянные стены… Вот в эти стены она и въехала, выполняя парковку задним ходом. Сделала это очень эффектно. Представьте себе тех, кто наблюдал это, находясь в клубе. Сидишь себе в кресле, попиваешь свежевыжатый грейпфрутовый сок. Тут бабах, треск, грохот, всюду осколки… Красота, ничего не скажешь.

Еще одно важное правило: не блокируй другие машины. Если все же пришлось поставить автомобиль, перекрыв кому-то выезд, оставь под дворником записку с извинениями и номером своего мобильного.

Стоянка около крупных магазинов обычно довольно вместительна, но и она бывает забита машинами, особенно по вечерам или в выходные: частенько приходится искать свободное местечко. Въезжай между машинами, внимательно отслеживая расстояние до них слева и справа. Припаркуйся в середине разметки, плотнее к бордюру, параллельно другим машинам. В конце маневра выровняй колеса. Удобнее всего будет остановиться, если места размечены наискосок по направлению к движению. Если же разметка перпендикулярная, то припарковать машину можно и задом. Для этого очень внимательно смотри во все зеркала, двигайся медленно, проверяя каждое свое движение. Уверяю тебя, чем раньше ты начнешь ставить перед собой такие сложные задачи, тем быстрее придет необходимое умение чувствовать габариты машины и расстояние до соседних автомобилей. Выезжать со стоянки надо медленно, в ту же сторону, откуда заезжала, оглянувшись, чтобы видеть подъезжающие машины.

Выезд с парковки наискосок к дороге

Я сижу в машине, держа ногу на тормозе. Сижу минуту. Две. Пять. Машины идут сплошным потоком, узкая улица забита битком. Прождав почти десяток переключений светофора, я готова рыдать навзрыд: я, наверное, никогда не уеду отсюда, меня не пропустит ни одна машина. Ну почему? Левый поворотник мигает, горят стоп-сигналы, а машины едут и едут себе бесконечным потоком по узкой улице. Никто и не думает остановиться и выпустить мою машину!

И ведь правда – остановилась третья по счету машина. Вежливый водитель мигнул мне фарами, пропуская вперед. Протиснувшись между машинами, выехав все-таки в нужный ряд, теперь уже я мигаю ему аварийкой в знак благодарности. Спасибо от всей души!

Совет на будущее: сама, проезжая по такой улице, притормози, пропусти выезжающую машину. Потеряешь ты от силы несколько секунд, но эта потеря окупится удовольствием от мигнувшей в твой адрес благодарной аварийки.

Проезд по двору и парковка у дома

Основное правило поведения здесь – не делай того, что не пожелаешь себе. Не паркуйся вблизи арок. Если все же пришлось поставить машину близко к подъезду, будь готова переставить ее в кратчайшие сроки. Мне совсем недавно пришлось наблюдать, как к подъезду соседнего дома не могли подъехать пожарные: путь им преграждали беспорядочно оставленные авто.

Не ставь машину на тротуар, пусть там останется проход для молодой мамы с коляской или пенсионеров с тяжелыми сумками. Следи, чтобы выхлопная труба машины не была направлена в сторону окон.

Не паркуйся рядом с мусорным контейнером. Мало того, что ты можешь помешать работе коммунальной техники, так и твоей сверкающей красавице может достаться от раздраженного дворника или бомжа. Кроме того, мусор в контейнерах часто зачем-то поджигают, и есть опасность, что огонь перекинется угадай куда. Не паркуйся на газоне. Во-первых, есть опасность увязнуть в грязи после дождя, во-вторых, штрафы еще никто не отменял, а в-третьих, рассерженные жильцы могут сорвать зло на твоей машине. Самая распространенная форма вандализма – прокол шин, царапины на кузове и сорванные зеркала. И делают это не случайные прохожие, а те, кому надоели невежливые автовладельцы.

Как разъехаться во дворе

Места во дворе, как правило, очень немного. Приходится проезжать мимо домов, мимо подъездов. Тут понятно, что скорость минимальная, обозреваем все вокруг, готовимся к неожиданному появлению детей, мам с колясками, собак, кошек и других машин.


Говорят, что самым опасным узлом автомобиля является водитель. Действительно, мы ругаем качество дорог, нередко создающее аварийные ситуации, техническое состояние автомобилей, особенно с большим пробегом, которые глохнут в самый неподходящий момент, погодные условия: дождь, туман, гололёд, и при этом не замечаем самих себя. А ведь именно человеческий фактор нередко становится причиной ДТП. Наверное, именно этими рассуждениями руководствовалось руководство МВД, ставшее инициатором ужесточения санкций к новичкам, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе.

Надо сказать, что такая система определения водительских навыков у любого здравомыслящего человека вызывает недоумение. Ведь, к примеру, один получил права и ежедневно выезжает, а другой – вовсе не садился за руль более двух лет и поэтому может ездить уже без знака. Однако на то она и законодательная норма, что требует выполнения. К тому же, как прикажете инспектору ГИБДД определять начинающий водитель перед ним или нет – что, устраивать на месте экзамен по вождению?

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательно ли клеить восклицательный знак начинающему водителю?

В данной статье мы разберемся, обязателен или нет знак начинающий водитель в 2019 году, а также расскажем о штрафе за его неустановку.

Знак не требуется устанавливать на мотоциклы, трактора и самоходные машины.

А также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 в Правила дорожного движения внесены поправки, согласно которым начинающим водителям, чей стаж вождения составляет менее двух лет:

  • запрещена буксировка транспортных средств;
  • запрещена перевозка людей на мотоциклах и мопедах.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правила использования знака начинающий водитель.

Во времена СССР, хотя интенсивность дорожного движения была не в пример ниже, неопытным водителям выдавали временное водительское удостоверение сроком на два года, на протяжении которых им нельзя было ездить со скоростью более 70 км/час. Нарушил это правило – лишаешься удостоверения со всеми вытекающими последствиями (повторное обучение и сдача экзаменов). Во многих странах мира действует знак, аналогичный российскому, а его использование неопытными водителями является обязательным. В качестве примера можно назвать Чехию, Италию, Литву, США, Францию. Так что его установку можно считать вполне оправданной – согласно всё той же всезнающей статистике.

Водитель с минимальным стажем просто не обладает тем опытом, который позволяет адекватно оценивать любую сложную дорожную ситуацию. А ведь в большинстве случаев здесь требуется принятие практически мгновенного решения – в противном случае неприятностей не избежать. Этот факт подтверждается и статистическими данными – большая часть нарушений ПДД с различными последствиями совершается именно новичками. И дело здесь не столько в незнании этих правил (скорее наоборот), сколько в других факторах, объясняющихся отсутствием должного опыта:

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

  • наличием страха при поездках по загруженным автомагистралям;
  • растерянность при попадании в нестандартную дорожную ситуацию, отсутствие навыков принятия единственно правильного решения;
  • появление чрезмерной уверенности в своём водительском мастерстве, что явно не соответствует действительности;
  • неумение сопоставлять дорожную обстановку требованиям ПДД.

Все эти причины приводят к тому, что предугадать поведение начинающего водителя даже в достаточно простых ситуациях очень сложно. Это раздражает водителей с многолетним опытом, поскольку заставляет их выполнять манёвры осторожнее, что приводит к временным потерям. А раздражение и агрессивность – плохие спутники для любого водителя. Но главная опасность заключается в том, что своими действиями новички за рулём создают угрозу для всех других участников дорожного движения, включая пешеходов.

Как должны реагировать водители, когда автомобиль, включивший сигнал поворота направо, поворачивает налево? Сможете ли вы остаться равнодушным, когда едущая перед вами машина безо всяких на то причин начинает резко замедляться или менять полосу движения, не предупреждая об этом? Все эти ошибки характерны для новичков, и установка соответствующего знака предупреждает водителей, что за рулём – человек, который может принимать непредсказуемые решения.


  • мопеды/скутеры/мотоциклы;
  • трактора;
  • самоходные машины/механизмы.

Что касается мототехники, что здесь наклейку крепить просто некуда (во всяком случае так, чтобы она была хорошо заметна). В отношении двух других категорий ТС её присутствие необязательно по причине того, что они не в состоянии развивать большую скорость, а значит, не могут выполнять опасные скоростные маневры.

Впрочем, и сам начинающий автомобилист должен понимать, что наличие опознавательного символа может оказать ему неоценимую помощь. Во-первых, водители со стажем, увидев восклицательный знак, будут более снисходительны к тому, кто сидит за рулём такого автомобиля. То есть шанс услышать в свой адрес ругательные слова и символы заметно уменьшается, что важно для сохранения спокойствия за рулём. А во-вторых, что важнее, установка наклейки снижает риск возникновения ДТП – снисхождение снисхождением, но подставлять свой автомобиль под удар не хочется никому – а значит, от вас будут держаться подальше. Так, на всякий случай.

  • он должен быть заметен не только водителям других ТС, но и всем остальным участникам ДД, включая пешеходов;
  • он не должен создавать помех в обзоре дороги водителю той машины, на которой установлен.

Как правило, знак устанавливается на заднем стекле с левой стороны: при таком размещении оба вышеперечисленные требования соблюдаются в полной мере.

Ответственность за езду без наличия опознавательного знака

Собственно до 2017 года наклейка знака с символом восклицательного знака носила рекомендательный характер. К сожалению, по этой причине и в силу менталитета большинства начинающих водителей (по крайней мере, мужчин) встретить его на дорогах было большой редкостью. Так что законодатели, внеся соответствующие поправки, решили сделать обязательным использование знака. В настоящее время при наличии водительского стажа, не превышающего двух лет, отсутствие на автомобиле знака считается нарушением, наказание за которое предусмотрено в соответствии со статьёй 15.5 (часть I) КоАП, в которой говорится следующее:

Сколько нужно ездить с восклицательным знаком на машине

Восклицательный знак на машине – признак того, что перед вами вчерашний выпускник автошколы. Пунктом 8, Положений ПДД, регулирующим порядок допуска авто к эксплуатации, предусмотрено, что на автомобилях, управляемых определенной категорией граждан, нужно обязательно устанавливать специальные опознавательные значки. К такой технике относятся и те средства, которые управляются начинающими водителями.

Идентификатор клеится на заднее стекло любого ТС, и означает, что перед вами начинающий водитель.

Его можно не использовать лицам, управляющим:

  • мотоциклом;
  • трактором;
  • самоходной машиной.

Люди, впервые попавшие на переполненную магистраль, могут растеряться в сложной ситуации, подвергая опасности как себя, так и других участников дорожного движения.

Поэтому, увидев на рядом едущем авто, желтый прямоугольник с восклицательным знаком, вспомните свои первые дни за рулем, и уступите ему дорогу.

Ограничения для неопытных участников дорожного движения

Меня часто спрашивают о том, есть ли ограничения для водителей, чей автомобиль украшает восклицательный знак, или основная идея его использования – предупреждение о том, что за рулем новичок?

Сложная ситуация на дорогах страны привела к тому, что правительство задумалось о возвращении норм, которые много лет назад ограничивали возможности новоиспеченных воителей. Им не позволялось:

  1. осуществлять движение со скоростью больше чем 70 километров в час;
  2. перевозить в автомобиле более одного человека.

Кроме этого ограничивалась возможность использования транспортного средства в ночное время суток.

Инициатива была поддержана, и 24 марта 2017 года Постановлением правительства РФ в Правила дорожного движения были внесены некоторые изменения, которые коснулись именно начинающих участников дорожного движения. Теперь им запрещено:

  • осуществлять буксировку ТС;
  • перевозить людей на мотоциклах и мопедах.

Жесткими эти требования назвать сложно, но их придется выполнять каждому новичку. Многие считают это нововведение полезным, и способным уменьшить количество аварийных ситуаций на дорогах страны.

Я хорошо помню свои первые месяцы, проведенные за рулем автомобиля. Это состояние постоянного стресса, особенно тогда, когда попадаешь в какую-либо нестандартную ситуацию. Особенное психологическое давление новички на дорогах испытывают в тех случаях, когда раздраженные воители со стажем начинают им сигналить и нецензурно выражать свое мнение по поводу езды вчерашнего слушателя автошколы. Это достаточно серьезная проблема, потому что под таким давлением даже самый прилежный ученик способен совершить ошибку, подвергнув себя и других опасности.

Ежегодно количество автомобилей на дорогах страны существенно увеличивается, что приводит к тому, что в некоторых ситуациях даже опытный водитель не знает, как правильно поступить.

  • Тракторами;
  • Самоходными машинами;
  • Мотоциклами;
  • Мопедами.

Важно: интересно, что права могли лежать у человека в папке с документами в течение, например, 5 лет, но на автомобиле он по каким-либо причинам не ездил. Стаж есть, а опыта нет. Если такой гражданин вдруг решит применить свои водительские навыки на дороге, то в таком случае наклейка по закону необязательна. Но, по сути, – она нужна, так как служит для обеспечения дорожной безопасности.

Место, где должна висеть наклейка, определено законодательно – это задняя часть автомобиля. Конкретнее ничего не сказано, поэтому новичок может сам найти подходящее место для знака. Например:

  • Внутренняя или наружная часть заднего стекла. Обычно выбирают внутреннюю, так как это позволит обеспечить лучшую сохранность наклейки.
  • Бампер (задний) машины.
  • Багажник – можно приклеить знак на его крышку или на дверь (в зависимости от типа авто).

Важно: если вы ездите более двух лет, но не чувствуете уверенности в себе, а знак ее немного вселяет, то вы имеете полное право его оставить.

Важно: обратите внимание, что отсутствие наклейки с восклицательным знаком не позволит вам пройти техосмотр, если ваш стаж менее 2 лет.

Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.


Адаптационный период: первые шаги начинающего водителя

Опыт приходит с практикой. Водитель может считать себя профи только после того, как он овладел навыками вождения автомобиля и на бездорожье, и в многочисленном городском трафике, и в непогоду, и на скользкой заснеженной дороге. Только экстремальные и непривычные условия могут продемонстрировать, насколько человек хороший водитель. Практика показывает, что при малейших отклонениях от привычной ситуации вождения новички теряются и начинают паниковать.

Впервые садясь за руль автомобиля, практически каждый человек переживает колоссальный стресс. Самыми сложными и напряженными являются первые дни либо даже недели вождения. В этот период люди неуклонно стараются следовать правилам вождения, учитывать дорожные знаки и разметку. Водитель-новичок практически стабильно чувствует напряжение и страх, поэтому поездки утомляют его.

Через несколько недель постоянного вождения, если за этот отрезок времени на дороге не случалось неприятных ситуаций, наступает следующий этап: водитель обретает определенную уверенность в собственных действиях, привыкает к габаритам автомобиля. Он немного расслабляется. Примерно через месяц либо через два человек обретает необходимый опыт для уверенного вождения. Он свыкается с ролью водителя, и путешествия за рулем начинают приносить ему удовольствие.

Для новичка главная сложность состоит в том, что ему необходимо одновременно выполнять несколько действий. У некоторых людей на начальных этапах адаптации даже пропадает желание управлять машиной. По мере того как нарабатывается навык синхронно крутить руль, нажимать педали и переключать скорость, приходит уверенность и любовь к вождению. Главное, не перегружать себя слишком длительными поездками. Дистанция, которую без проблем преодолеет водитель-профи, для новичка может оказаться слишком трудной и утомительной. Объясняется это тем, что у него наступает состояние пресыщения: слишком много новых раздражителей быстро утомляют нервную систему. При появлении первых признаков пресыщения следует отдохнуть.

Начинающий водитель за рулем: психологические особенности

Нервное напряжение практически всегда становится причиной нарушения восприятия, внимания, мышления, памяти, что провоцирует временную потерю координации. Это то, с чем на начальном этапе борются водители-новички. Для опытных автолюбителей это нехарактерно.

Автоматизм вождения – прерогатива опытных автомобилистов

Специалисты утверждают, что главное, чем водители-профи отличаются от начинающих, – это автоматизм движений (или стереотипизация поведения – в психологии и социологии действие, реализуемое без непосредственного участия сознания). Впервые садясь за руль самостоятельно, человек контролирует каждое движение, взвешивает каждое решение. Он выполняет тяжелую сознательную работу, что приводит к существенному замедлению реакций. Новичок на дороге может думать исключительно о том, как же правильно переключить передачу, какую педаль нажать, с какой скоростью двигаться, чтобы не столкнуться с едущим впереди авто.

У опытного водителя движения доведены до автоматизма. Он не концентрируется на мелочах, вся работа выполняется на подсознательном уровне. Это дарит чувство уверенности и расслабленности. Он умеет правильно интерпретировать поведение других водителей, что позволяет совершать маневры на дороге. Новичку сложно взаимодействовать с другими водителями, поэтому он может стать причиной затрудненного движения.

Избежать столь негативных последствий поможет постоянное совершенствование техники вождения. Для этого следует, например, учитывать мнение пассажиров, которые могут оценить ситуацию объективно. Также можно пройти курсы экстремального вождения или контраварийную подготовку.

Личностные характеристики водителя

Умение управлять транспортным средством зависит не только от опыта вождения, но и от индивидуальных характеристик личности. Основную роль здесь играет самооценка. Слишком уверенный в себе водитель, даже имея огромный опыт, может спровоцировать более серьезную ситуацию на дороге, чем новичок с адекватным восприятием собственных возможностей. Для водителя нежелательной является и завышенная, и заниженная самооценка. В первом случае он будет вести себя слишком неаккуратно, а во втором – слишком неуверенно.

Еще на начальных этапах овладения мастерством вождения необходимо научиться объективно оценивать собственные возможности на дороге. Это поможет стать более умелым водителем.

Высшим мастерством вождения является автоматизм движений и свежее восприятие актуальной ситуации на дороге. Как опытным водителям, так и новичкам следует учиться осознанному автовождению с пониманием того, какие действия и в какой момент предпринять, а также осознанием уровня риска в каждый момент времени. Как это делать – читайте в следующем номере.

Читайте также: