Кто рассматривает власть как стремление компенсировать физическую или психическую неполноценность

Обновлено: 05.07.2024

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Обозначает энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. При этом происходит вытеснение данного чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (с. 311) - обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства. Одно из ключевых понятий индивидуальной психологии Альфреда Адлера, которому и принадлежит данный термин. Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении. При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое в самом деле встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки. Однако, в представлении Адлера, содержание комплекса неполноценности нетождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.

Свою концепцию неполноценности Адлер сформулировал, первоначально опираясь на результаты исследования детей, страдавших различными физическими дефектами. Он считал, что телесный недостаток порождает естественное ощущение собственного несовершенства, неполноценности; параллельно у ребенка возникает стремление преодолеть, компенсировать дефект, и именно стремление к компенсации есть движущая сила развития. Это представление было творчески переосмыслено и развито ЛСВыпотским (хотя ссылки на Адлера у Выготского немногочисленны, его влияние прослеживается достаточно явно), заложившим основы отечественной дефектологии, - одним из центральных в дефектологической концепции Выготского выступает принцип компенсации дефекта.

Впоследствии Адлер распространил свои представления на всех детей, в том числе и не отягощенных физическими дефектами. Он полагал, что ребенок, который еще мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми, тем самым уже обречен на ощущение своей неполноценности. Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей.

В индивидуальной психологии чувство неполноценности рассматривается как общее условие существования человека. Оно с рождения присуще всем людям без исключения. Не являясь психическим расстройством, оно, напротив, способствует здоровому развитию человека, достижению им успехов в жизни.

Испытывая неудовлетворенность своей слабостью, человек активизирует свою деятельность - он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки, преодолеть свою неполноценность, самоутвердиться в жизни. Тяготясь своим несовершенством, он делает все для того, чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является стимулом для развертывания его жизнедеятельности, становится движущей силой общественно полезной деятельности человека.

Обострение переживаний неполноценности может привести к патологическому проявлению этого чувства. То есть, по Адлеру, определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Если переживания неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, человек утрачивает способность к позитивному развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя в себе сил для подлинной компенсации недостаточности, он избирает извращенные компенсаторные пути. В этом и состоит патологический характер комплекса неполноценности.

В обыденном представлении человек, страдающий комплексом неполноценности, предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По наблюдениям Адлера, проявления этого расстройства - совсем иные. Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные. Для компенсации своего комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) во многих случаях являются не столько проявлением силы, сколько симптомом слабости. Характерно, что всевозможные руководства по обогащению и достижению жизненного успеха, инструкции по манипулированию людьми — любимое чтиво неудачников. Так что и надменный нувориш, считающий нищими всех, кто не так богат, как он, и начальник-самодур, и титулованный нарцисс, чья визитная карточка убористо испещрена его громкими званиями, и домашний тиран, изводящий близких своими придирками, — все они чаще всего жертвы пресловутого комплекса.


Альфред Адлер

Адлер полагал, что истоки комплекса неполноценности надо искать в детстве. По его мнению, провоцируют возникновение комплекса, во-первых, разумеется, природное органическое несовершенство и ослабленность (дети со всевозможными нарушениями тут, в самом деле, оказываются наиболее уязвимы), во-вторых - дефекты воспитания, причем двоякого рода. К обострению переживаний неполноценности может привести как гипоопека, недостаток внимания и воспитательного влияния со стороны родителей, так и гиперопека - избыточное внимание и забота. А поскольку редкой семье удается достичь золотой середины между двумя этими крайностями, то и возникновение комплекса неполноценности у формирующейся личности — весьма вероятная перспектива.

На этих представлениях основывается индивидуальная психотерапия, а также педагогические рекомендации Адлера и особенно его последователя Р.Дрейкурса, потпавшегося сочетать идеи индивидуальной психологии с приемами психологии поведенческой.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении - Место мотивации власти в мотивационной системе личности

Место мотивации власти в мотивационной системе личности

Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует преувеличивать значение власти как побуждающего фактора, ведь любые мотивы или потребности способны стать побуждающей силой поведения и деятельности человека.

Уровень развития и доминирование определенных мотивов и потребностей личности можно представить в виде мотивационного профиля. Сравнительный анализ мотивационных профилей индивидуумов свидетельствует о том, что между ними существуют значительные отличия.

Можно выделить группу людей, у которых доминирует мотивация власти (это, например, менеджеры, политики, которые занимают высокое положение в иерархии власти). В то же время есть люди, для которых стремление к приобретению власти над другими людьми не имеет существенного значения. В мотивационных профилях этих людей преобладают другие стремления и потребности (например, стремление достигать высоких успехов в труде или стремление к эмоциональным отношениям с людьми). Они заинтересованы скорее общаться, достигать высоких результатов в деятельности, чем контролировать других.

Использование власти может служить созданию приятных переживаний вследствие подчинения окружающих своей воле, что приводит к повышению своей самооценки. Но оно может служить и групповым интересам и целям. С моральной точки зрения намерения субъекта власти могут оцениваться как плохие и хорошие, законные и незаконные. Именно в этом смысле Д. Мак-Клелланд различает два вида мотивов, называя их личностно ориентированной и социоориентированной властью.

В первом случае люди стремятся к власти не ради того, чтобы достичь определенных общественно важных целей, а лишь потому, что наличие ее приносит им удовлетворение. Такие люди используют все возможные средства принуждения, чтобы получить и усилить контроль над другими. Межличностное доминирование для них самоцель, составляет смысл их жизни. В структуре их мотивации другие стремления (например, познавательная или коммуникативная потребность) не играют особой роли.

Люди, у которых преобладает социоцентрическая мотивация власти, стремятся к ней, поскольку она предоставляет возможность достигать определенных общественных целей (служит на пользу другим людям). В таком случае человек не только стремится к абсолютному доминированию (господству) над другими людьми, но и озабочен интересами дела.

Это противопоставление, однако, достаточно условно. В реальной жизни предприниматель или политик в одних ситуациях может руководствоваться личными, а в других — общественными потребностями. Есть основания утверждать, что люди с социоцентрической мотивацией не стремятся к постоянному увеличению своего влияния. Их удовлетворяет положение, при котором они могут наилучшим образом служить целям группы или определенного общественного института (государства, предприятия, церкви и др.).

В то же время эгоцентрическая мотивация предусматривает наличие стремления ко все большей концентрации власти в собственных руках.

Психологические теории мотивации власти

Рассмотрим подробно наиболее известные теории мотивации власти.

В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда стремление преодолеть свой дефект или недостатки приобретает формы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Сверхкомпенсация предоставляет возможность субъекту компенсировать собственные недостатки и слабости (и таким образом избавиться от чувства неполноценности). По мнению А.Адлера, из слабости рождается сила. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) побуждают лич-нрсть развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побуждало Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции.

Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.

Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни. Ощущение власти, по мнению К.Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Однако невротическое стремление к власти, как утверждает Корни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое — из слабости.

Культура, социальное окружение существенно влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики в нашей европейской культуре стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в нашем социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности. Такое стремление к доминированию развивается тогда, когда любовь и аффилиация не снимают тревожности, когда на пути к любви возникают значительные препятствия и трудности.

Невротическое стремление к власти служит защитой от ощущения своей слабости и беспомощности. Невротик развивает идеал силы, который поддерживает его веру в собственную силу. Для него слабость — это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, — характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее.

Другой невротической установкой является стремление настаивать на своем. Невротика постоянно раздражает нежелание других делать то, что он от них ожидает. Если мужчина или любовник не оправдывает ожиданий невротической женщины (например, опаздывает, не звонит по телефону и т.п.), женщина ощущает, что ее не любят. Вместо того чтобы признать, что она сердится, потому что другой человек не подчинился ее желаниям, она объясняет (воспринимает) эту ситуацию как признак своей невостребованности.

Типология стадий мотивирования властью

Все это лишь очень предварительная схема типологии стадий власти. Сопоставление ее с нашим списком параметров приводит к выводу об акценте на приобретении источников власти на стадиях I и II и на действиях власти на стадиях III и IV. С точки зрения моральности цели стадия III с ее ориентацией на собственное благо противоположна стадии IV, для которой характерна направленность деятельности на благо других людей. Эта противоположность отражается в различении Мак-Клелландом личностно- и социально-ориентированной мотивации власти. Что касается предпочтения определенных сфер использования власти, то Мак-Клелланд не скупится на данные, характеризующие в этом отношении различные стадии; мы, однако, не будем их здесь рассматривать, отметим только, что им совершенно не принимаются во внимание ни способности, ни страх перед последствиями использования власти, ни также важность обратного воздействия и взаимодействия в ситуации осуществления власти.

Заключение

Мотивация власти представляет собой гораздо более сложное явление, чем мотивация достижения или аффилиации, тем более что в стремление чувствовать себя сильным или оказывать влияние на других с обеих сторон социального взаимодействия могут оказаться втянутыми самые разнообразные мотивы. Несмотря на отсутствие ясности во многих аспектах этой проблемы, в определении мотива власти и основанных на интерпретации текстов методиках его измерения наблюдается определенный прогресс.

Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее источников/либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради влияния (оно может быть как основной, так и дополнительной целью мотива власти) на поведение и переживания, других людей, которые, будучи предоставлены сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребности субъекта. Для достижения этого субъект должен с помощью имеющихся источников власти и средств воздействия перестроить привлекательность наиболее важных мотивов другого, причем сделать это возможно более эффективным и экономичным способом. Сама эта деятельность может соответствовать весьма разнообразным мотивам. Она может совершаться ради своего собственного или чужого блага или же ради какой-либо высшей цели; она может принести другому вред либо оказать ему помощь. Индивидуальный мотив власти ограничен как в отношении приобретения власти, так и в отношении ее применения определенными содержательными областями, связанными с конкретными источниками власти и группами людей, подвергающимися воздействию. На нем также может лежать печать страха перед достижением власти, ее потерей, использованием, перед ответным применением власти или перед безуспешностью своего воздействия.

В эмпирическом исследовании испытуемым была предложена методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности. Данная методика помогает определить ведущие потребности – мотиваторы личности. Знание основных потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить субъектно деятельностную мотивацию.

По результатам проведенного исследования было выявлено, что в исследуемой группе студентов преобладает средний уровень достижения успеха в целом (58,3%). Высокий и низкий уровень достижения успеха в целом не выявились вовсе.

Высокий и средний уровень стремления к власти проявились по 16,7%. Низкий уровень стремления к власти не проявился вовсе.

Высокий уровень тенденция к аффиляции проявился у 8,3%. Средний и низкий уровень тенденции к аффиляции не выявились совсем.

Таким образом, гипотеза о том, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 312 группы, II бригады среди доминирующих потребностей преобладает средний уровень достижения успеха, подтвердилась. Поставленная цель и задачи были выполнены.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Самоутверждение личности как движущий фактор в ее развитии привлекал многих философов, историков, педагогов и психологов. Однако как научная проблема впервые она была поставлена и исследована австрийским психиатром и психологом Альфредом Адлером (1870–1937). Созданная Адлером концепция самоутверждения, ее возникновение, до некоторой степени, обязана идеям И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.

По А. Шопенгауэру, индивидуальность каждого человеческого существа с самого начала и в явном виде задана мировой волей, самоутверждение же лишь сохраняет эту индивидуальность. Он оценивал человеческую индивидуальность и феномен самоутверждения отрицательно и призывал бороться с ними.

Идея Шопенгауэра о мировой воле как основание, с помощью которого можно объяснить и оправдать иррациональность человеческой воли, существенным образом определила все последующее развитие философских и конкретно-научных исследований человека. Им были представлены разные виды и способы избавления человека от мировой воли. Задача человека, по Шопенгауэру, – выйти из-под диктата мировой воли. В руках мировой воли человек – марионетка, он не повинен в том зле, в тех способах самоутверждения, к которым он прибегает.

Взгляды этих мыслителей на самоутверждение принципиально не ограничивались знанием о данном феномене. Каждый из них не только изучал, исследовал самоутверждение и строил философскую познавательную концепцию, теорию, но и оценивал его путем формирования определенной нравственной концепции.

В начале ХХ века феномен самоутверждения практически перешел из ведения философии в ведение конкретной науки, прежде всего – психологии. Первые, наиболее систематические исследования проблемы самоутверждения личности были проведены в русле психоанализа. Как мы уже отмечали ранее, А. Адлер – один из последователей Фрейда, заменивший в своих предпочтениях классическую теорию драйвов на теорию самоутверждения личности, стал автором первой научной теории самоутверждения. Самоутверждение становится специальным объектом исследования в научном творчестве А. Адлера. Именно он сделал удачную попытку создать психологическую теорию самоутверждения личности. Для нас существенно то, что Адлер стал рассматривать потребность в самоутверждении (в превосходстве, в признании) как сущностную потребность человека, изучение которой уже не могло оставаться на уровне идеографического толкования.

Таким образом, исследования К. Левина заложили дальнейшие предпосылки для эмпирического исследования самоутверждения, в частности изучения некоторых его характеристик: уверенности/ неуверенности человека в себе.

Значимые открытия, связанные с исследованием феномена самоутверждения, принадлежали Эрику Эриксону, который занимался проблемой идентичности. В своей эпигенетической теории личности он раскрыл феномен сопротивления идентичности. По Э. Эриксону идентичность – это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя. В процессе личностного роста представление о себе может меняться. Именно изменение представлений о себе и обеспечивает основу самоутверждения личности. Поэтому, по мнению Е. П. Никитина, феномен сопротивления идентичности имеет значение для понимания проблемы самоутверждения личности [137]. Он означает нежелание кардинальных изменений ценности Я, стремление быть верным самому себе, даже если эта преданность будет не во благо, а во вред, поскольку переживает тревогу по поводу развития и изменения собственного Я. И это препятствует тому, что субъект не может стать тем, кем он может быть.

Самоутверждение такого рода основано на свободе личности, ее способности двигаться вперед и развиваться. В тех случаях, когда самоутверждение базируется на сопротивлении идентичности, возникают серьезные основания предполагать, что индивид скорее зависим, чем свободен в своих решениях.

Таким образом, анализ разнообразных концепций свидетельствует о большом внимании к личностной активности и самоутверждению в рамках зарубежной психологии. Однако в большинстве из них феномен самоутверждения присутствует имплицитно, как скрытая мотивация поступков и отношений личности. Это понятие всегда имманентно присутствует там, где возникает проблема исследования и психологического осмысления субъективно-пристрастного отношения личности к тому, чем она является, чего достигла, что для нее более значимо, к чему стремится и на что направлена ее активность.

Основная заслуга психоаналитиков – представителей разных направлений: индивидуальной психологии, психологии Я, неопсихоанализа, состояла в том, что они впервые сформулировали проблему самоутверждения личности, подчеркнув ее достойное место среди других проблем, которыми занимается глубинная психология.

Исследователи стали проявлять серьезный и устойчивый интерес к феномену самоутверждения человека и особенно тогда, когда он достиг той своей формы, которая является высшей, наиболее конструктивной, эффективной, т. е. формы самоутверждения человека в качестве личности.

В отечественной психологии проблема самоутверждения рассматривалась в процессе целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным окружением (Асеев В. Г., 1976; Барабанщиков А. В. и др., 1967; Глоточкин А. Д., 1972; Дьяченко М. М., 1975; Евстратов В. Д., 1969; Каширин В. П., 1979, 1984; Мерзляк Л. Е., 1975; Мудрик А. В., 1977, 1990, 1998; Осипенко Е. Ф., Петровский А. В., 1979; Петровский В. А., 1992; Никитин Е. П., 2000; Никулина Т. А., Харламенкова Н. Е., 2000 и др.). В этих работах подчеркивалась социальная детерминированность феномена самоутверждения, в основе которого лежит построение должного образа личности в оценках и мнениях окружающих.

Как мы уже отмечали, в психологических исследованиях феномен самоутверждения сопоставляется совместно с понятиями самосознание, самооценка, самовыражение, саморегуляция, самораскрытие, самоопределение, саморазвитие (А. В. Беляева, М. И. Ситникова, И. Ф. Исаев, А. И. Кочетов, И. Б. Котова, И. С. Якиманская и др.) [128, с. 28].

Н. И. Рейнвальд [170, с. 79] в своих исследованиях, отождествляя самоутверждение и самореализацию, указывает, что самоутверждение должно быть использовано в качестве единой основы при изучении и квалификации всех остальных потребностей. По ее мнению, ведущим, интегрированным стимулом любой человеческой активности является потребность в самоутверждении, которая неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии. Согласно Н. Рейнвальд, в бесчисленных конкретных формах самоутверждения и самовыражения обнаруживается присущее всему живому стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования. Человеку на высших ступенях развития общества свойственно возрастающее стремление к самоутверждению путем максимального творческого самораскрытия, самовыражения [170, с. 153].

Более общую, глубокую и релевантную теорию самоутверждения оказалось возможным построить на базе исследования таких психических феноменов, как самораскрытие, самопринятие, Я-концепция.

Некоторые авторы раскрывают процесс самоутверждения как проявление лучших, внутренних потенций личности. Социально значимое самоутверждение – это постоянное выявление и закрепление в общественном сознании своих лучших, наиболее достойных качеств, это обусловленность действием своего внутреннего достоинства [223, с. 201].

В целом подробный, систематический и целевой анализ проблемы самоутверждения личности в современной психологии проводился в работах Н. Е. Харламенковой и Е. П. Никитина. Выделяя значение исследований в области изложения сущности самоутверждения, следует подчеркнуть разработанную ими типологию самоутверждений личности [136].

По характеру целеполагания они выделяют три типа: самоцельные самоутверждения с ярко выраженной формой и расплывчатым, абстрактным содержанием; целенаправленное самоутверждение с определенностью целей и средств их достижения, которое имеет два подтипа: консервативный (сохранение достигнутой позиции) и прогрессивный (попытка подняться вверх); нецеленаправленное самоутверждение, когда нет цели самоутвердиться.

Второе основание для классификации типов самоутверждения – это средства, с помощью которых они осуществляются. В данном случае выделяются внешние и внутренние самоутверждения.

Внешние самоутверждения достигаются за счет обладания приобретенными предметами (любые вещи: машины, драгоценности, одежда и др.), а также одушевленными существами – животные, члены семьи, знакомые.

Внутренние самоутверждения связаны с созданием каких-либо ценностей, предметов путем реализации внутренних способностей (способность обучать, воспитывать, производить что-то). Данный вид самоутверждения чрезвычайно важен при реализации инновационной деятельности учителя.

По механизмам самоутверждения авторы данной типологии выделяют два типа: самоутверждение путем отрицания другого (других) и самоутверждение путем самоопределения.

В нашем исследовании нас будет интересовать следующее определение, данное автором: стратегия – это принцип поведения или следование некой модели поведения. По существу стратегия есть намечаемая и осуществляемая модель поведения, которой личность руководствуется в своей деятельности.

В имплицитной теории самоутверждения личности Н. Е. Харламенкова при построении методики диагностики стратегий самоутверждения выделила три основных стратегии [216]. Ученый утверждает, что функционально самоутверждение осуществляется через три стратегии, которые связаны с решением различных задач личности. Этими тремя стратегиями являются – самоотрицание, конструктивное самоутверждение и доминирование.

Неуверенные стратегии (в том или ином объеме) присутствуют в поведении любого человека. Нормальное (по частоте) проявление неуверенных стратегий просто необходимо. Оно позволяет человеку ориентироваться в незнакомой среде (межличностных отношениях, профессии и проч.), усваивать правила и нормы поведения, принятые в новом коллективе, поддерживать необходимый уровень коммуникации в дискомфортной, стрессовой ситуации и т. д.

Неустойчивые стратегии проявляются в случаях, когда человек ощущает себя фрустрированным, робким, переживающим чувство вины, испытывающим давление со стороны Супер-Эго, закрытым и крайне озабоченным. Предполагается, что в таких состояниях или ситуациях самоутверждение осуществляется путем интроекции, вбирания в себя источников значения, ценности и силы. Человек становится конформным, податливым, зависимым. Значит, неуверенные стратегии означают утверждение через присоединение, приравнивание, принятие ценности другого, значимого объекта идентификации. Личность, часто прибегающая к неуверенным стратегиям, имеет богатый опыт интроецирования, который создает ложное представление о силе Я, а на самом деле провоцирует человека на самоотрицание. Такой тип личности и получил название самоотрицающей личности.

Доминантные стратегии, также как и неуверенные – обязательный атрибут самоутверждения полноценно функционирующей личности. В жизни действительно встречаются люди, с которыми бывает трудно установить близкие доверительные отношения. Их оружие – унижение, оскорбление, презрение, сарказм и ирония. Бывает трудно разобраться в том, результат ли это высокого самоуважения, либо следствие низкой самооценки, которая компенсаторно реализуется в ущемлении прав других людей, в поиске источников власти и доминирования.

Доминантная стратегия операционально обнаруживается в стремлении унизить, отказав в необоснованной просьбе, в желании продуцировать негативные мысли и чувства, в снижении положительных оценок и чувств в отношении других людей, в наступательной инициации социального общения, где сразу устанавливаются неравновесные отношения. В доминантной стратегии практически отсутствует аффилиация и установлена власть над ситуацией, людьми, миром в целом. Иными словами, доминантные стратегии происходят на фоне переживания человеком высокой степени открытости опыту, возможно, вызванной необходимостью, демонстрируемой беззаботностью компенсаторного характера, и такой же эмоциональной устойчивостью, компенсирующей повышенный нейротизм, смелостью, низким чувством вины и нефрустрированностью. Доминантные стратегии сопровождаются удачной экстернализацией конфликтов, которые и осуществляются посредством их проецирования вовне.

Личность, часто прибегающая к доминантным стратегиям, имеет богатый опыт проецирования, сохраняющий ощущение всемогущества Я. Такой тип личности получил название доминантной личности.

Самый большой вес в совокупности стратегий самоутверждения личности занимают конструктивные реакции. Они определяют тип личности и уровень ее психического здоровья. Конструктивность означает способность человека поддерживать ценность собственного Я, не снижая ценности Я другого человека. А. Адлер использовал специальный термин – конструктивное превосходство, которое означает превосходство человека над самим собой; это стремление к личностному росту путем изменения себя, достижения новых высот и ценностей. Конструктивное превосходство существует наряду с двумя другими тенденциями – неуверенным поведением и доминированием (личным превосходством).

Конструктивные стратегии сопровождаются средним уровнем фрустрированности. Относительно состояния вины, страха и фрустрации высказывались очень многие исследователи, указывая на то, что все эти симптомы, оптимально ощущаемые человеком, являются хорошим жизненным потенциалом. Конструктивно действующий человек имеет достаточный импульс доминантности, но именно того властолюбия, которое выражается в замечательной формуле: Один имеет власть над Другим в той мере, в какой Он может заставить делать Другого то, что он, предоставленный самому себе, не стал бы делать. Как отмечает Н. Е. Харламенкова, формула замечательна тем, что она практически исключает такие проявления доминантности, которые граничат с агрессией как мотивом поведения. Власть очень вариативна, и в том ключе, в котором мы о ней рассуждаем, она – скорее обязанность, чем свобода и безответственность. Власть требует принятия ответственности на себя за Другого человека, она основана на умении понять многое, прежде всего, каковы намерения, способности, таланты, достоинства и недостатки этого Другого, каков его потенциал, каков его импульс. Конструктивная линия поведения требует громадной ответственности и решительности в совершении действий, она – наступательная сторона самоутверждения личности, соседствующая с ее оборонительными стратегиями – неуверенностью и доминантностью [Цитата из монографии МОСУ].

Итак, конструктивность основана на осознании чувства собственного Я, на понимании своей идентичности как твердо усвоенного и принимаемого образа себя. Люди, сделавшие конструктивные стратегии основой взаимоотношений с миром, интегрируя их с неуверенными и доминантными проявлениями Эго, имеют богатый опыт взаимной работы механизмов проекции и интроекции. Такой тип личности получил название конструктивной личности.

Конструктивное самоутверждение определяется как стремление человека к личностному росту, которое обеспечивается развитием:

1) процессов осознания собственных внутренних потенциалов;

2) умения прогнозировать ход событий с разными исходами (благоприятными и неблагоприятными) и 3) склонности разрешать конфликтные ситуации с принятием на себя ответственности за их решение [216, с. 154].

Динамика самоутверждения личности имеет закономерный ход и осуществляется в процессе взросления. Оно состоит в том, что вне зависимости от индивидуальных линий развития человек проходит одни и те же стадии самоутверждения собственной личности. Они уже упоминались: самоотрицание, доминирование и конструктивное самоутверждение. Чередование стратегий самоутверждения соответствует определенному периоду той или иной возрастной стадии развития человека, в течение которого осуществляется решение основных задач возраста.

Экстраполируя данное определение на предмет нашего исследования, мы определяем феномен самоутверждения педагога в инновационной деятельности как стремление педагогов к получению подтверждения о собственной ценности посредством установления гармоничных отношений между оценкой Я и ценностью внедренного образовательного новшества.

Наличие существенных пробелов, рассогласований, противоречий в изучении вопроса, а также актуальная необходимость в проведении системного анализа феномена самоутверждения личности учителя определили основные направления его дальнейшего исследования на уровне конкретно-научной методологии.

Все мы помним шутки про владельцев больших автомобилей. Откуда это пошло и насколько соответствует реальности?

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

В 90-х исследователь из Стэнфордского университета – Брюс Джонсон сопоставил размер важного мужского органа с габаритами его автомобиля. Выяснилась интересная связь: мужчины со средним размером или больше, не выражают каких-либо особых предпочтений в габаритах машины при её выборе. Они могут приобрести, как большой автомобиль, так маленькую малолитражку.

Зато мужчины, которых природа не наделила серьёзными размерами, больше присматривались к моделям автомобилей имеющих крупные габариты.

Достоверных сведений в открытых источниках не имеется на этот счёт, поэтому можно верить в эту историю, а можно нет. Тем не менее, это хорошая иллюстрация одной из психологических защит.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Для компенсации по страховке необходимо, что бы наступил страховой случай – человек должен понести ущерб. С компенсаций в психологическом смысле, дела обстоят точно так же. Использовать этот механизм человека побуждает ощущение некого ущерба (важно именно ощущение, в реальности никакого убытка может и не быть).

Вернёмся к нашему примеру с автомобилем, и пофантазируем: можно ли было подобную зависимость выявить в древней Греции или Риме: что-то типа связи небольшого пениса и размера колесницы? Для начала неплохо вспомнить, как выглядели древнегреческие статуи.

Вот примеры: Геракл – мифологический герой сын Зевса, - Марк Отон- римский император и Аполлон – древнегреческий бог, в числе прочего олицетворявший мужскую красоту.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Относительно чего бы не срабатывал механизм компенсации, первичное ощущение ущерба.

Оно может соответствовать реальности или нет - в конечности для формирования защиты это неважно совершенно.

Бывает и так, что человек даже не осознает, что чувствует момент какой-то неполноценности. Эта идея может быть болезненной и вытесняться, однако потребность в компенсации будет. В таком случае, человек не отдавая себе отчет, будет стремиться компенсировать, даже не подозревая этого. Проблема в том, что достигая, казалось бы, чего-то значимого, ощущения удовлетворения не будет (если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь у тебя Бентли, то все равно в детстве у тебя велосипеда не было).

Примером, когда человек не осознает, что компенсирует, может выступать чрезмерное увлечение играми, когда человек, имея потребность в успехе, но не имея возможность реализоваться в реальном мире, компенсирует неудовлетворенность рейтингом в игре.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Механизм компенсации направлен на поддержание самооценки. Он может приносить действительно отличные результаты, он мотивирует, толкает человека на достижения.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Адлер, который занимался вплотную исследованием этого механизма, вообще считал, что любое достижение человека – это результат действия компенсации. Более того, если компенсация, как психологический механизм не сформирована, человеку бывает сложнее справляться с разочарованием, удерживать самооценку на достаточном уровне и двигаться вперед.

Небольшой исторический экскурс:

Компенсация бывает прямой и косвенной.

1. Прямая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Например, для повышения неудовлетворяющего социального статуса, человек отдает все силы на движение по карьерной лестнице; или использует пластические операции в случае недовольства внешностью.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

2. Косвенная же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Комплекс неполноценности и компенсация Психология, Психологическая защита, Компенсация, Комплекс неполноценности, Смешарики, Видео, Длиннопост

Тут каждый сам решает, что будет лучше, главное, что бы выбор был осознанный, иначе можно получить не тот результат, на который рассчитываешь.

Проблемным бывает и то, что не всегда компенсация адекватна реальности: стеснительный человек, компенсируя свою неуверенность, может скатиться в хамство; тот, кто считает себя трусливым может стать агрессивным и т.д. Итоги такой гиперкомпенсации бывают печальными.

Ещё по теме компенсации есть отличная серия Смешариков (плюс снег, минус ёлка). В которой отсутствие снега на новый год Крош с Ёжиком хотели компенсировать большой ёлкой)


Психология | Psychology

8.2K постов 44.1K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

А ты в курсе что он ездит на "оке".

Иллюстрация к комментарию

Взял большой жып, чтобы не утонуть в яме и возить большую семью.Минивэн не захотел.Походу у меня минус 20см)

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Большой ух только в порно интересен. Женщин жалко когда 49.5 см пикабушника видят в расслабленом состоянии. Когда эрогирует, сбегают

В России это не так работает, у нас большая машина нужна:

1. Ямы на дороге, их не замечаешь.

2. Безопасность, дураки на дороге, нормальный рамный джип с безопасной рамой сметет любую легковушку за счет веса.

В общем все как всегда, извечные проблемы :)

Т.е. у большинства Американцев маленькие.
Т.к. там в основном автомобили большого размера.

Сменил свою старую Ауди 100 (480см) на Санта фе, чуть менее старую, стали задавать вопросы про член. Но Санта на 40 см короче. Вопрос, у меня член уменьшился или увеличился?

Читая пост вспомнил Руки Базуки. А этому чуду на днях очередной кусок удаляли из рук.

У меня не большая калдыбаха разрушения и я езжу на джипе. Но езжу я на нем из за ебучих ям и люков, особенно когда асфальт тает вместе со снегом. Недавно влетел в яму которой буквально пару дней назад не было, легковуха может легко там бампер оставить. Если бы у нас были хорошие дороги с радостью взял бы небольшую машину.

Херь какая, я со своими 195 роста и 120 кг в малолитражки не помещаюсь, а член вполне себе обычный для пикабушника, но автомобили исключительно не маленькие американцы, как говорил практик и теоретик поп-культуры Иван Александрович Дорн, не надо стесняться.

А что компенсируют те, у кого самое цееное в жизни - быть в отношениях и всяческая выгода от отношений?!

Из статьи я понял, что если чел хочет большую машину, это значит, что у него пиструн маленький.

А если хочет ездить на мини купере, то у него как у настоящего пикабушника.

Или я чего-то не так понимаю?

". но не имея возможность реализоваться в реальном мире, компенсирует неудовлетворенность рейтингом в игре."

Тем временем наши ребята команда "Gambit Esports" на чемпионате IEM Katowice 2021 по CS:GO становятся чемпионами и выигрывают 400 000 $


Про самооценку в целом и типы её "заниженности"

Раз уж начали мы с самооценки и тема эта была тепло встречена читателями – открываем серию постов про самооценку, механизмы её работы, разные неочевидные её проявления и последствия. Чтобы в итоге прийти к способам работы с ней.
Данный текст станет своеобразным введением к теме самооценки.

Все вроде бы в курсе, что самооценка – это что-то очень важное. Из каждого утюга мы слышим, что все наши беды от заниженной самооценки, что надо только поверить в себя, полюбить себя и тогда-то мы преисполнимся сил, ресурсов, горы свернём и достигнем всего желаемого.

Однако, как это часто бывает, некая общая (пусть вроде бы и общеизвестная) истина не всегда хорошо стыкуется в сознании отдельно взятого человека с действительностью.
Где конкретно в его жизни себя проявляет заниженная самооценка? Как понять, что она занижена и как определить, какие из имеющихся проблем ей порождены?

Сейчас же давайте рассмотрим основные проявления заниженной самооценки. Её проявления можно разделить на два основных типа. Назовём их "конкурентная" и "неконкурентная" (далее, для краткости - КЗС и НЗС) или, ради большей образности - "ущемлённая" и "обречённая". Далее станет понятно, почему именно так.

Начнём с "конкурентного" типа.
Это люди с низкой самооценкой, ощущающие свою неполноценность, но, при этом сохраняющие потенциал к сопротивлению такому положению дел. Люди с КЗС активно пытаются доказать миру, что они чего-то стоят, либо, как минимум, они активно же пытаются замаскировать свою неполноценность выпячиванием сильных своих сторон, а то и просто созданием видимости своей полноценности или даже своего превосходства. Этот тип, в свою очередь, тоже можно было бы разделить на "продуктивных" и "непродуктивных", но это уже будет лишним в формате данного поста. Достаточно лишь подчеркнуть, что слова "доказательство" и "выпячивание" довольно неплохо характеризует этих людей в целом, либо отдельные обширные сферы их жизни (например - сферу отношений с противоположным полом или сферу профессиональной самореализации). Такие люди будто бы чувствуют некую свою ущемленность внешним миром и активно (часто с большим пылом или агрессией) внешнему миру отвечают. Вся их жизнь может быть подчинена своеобразной сверхзадаче "ответить миру за то, что он меня ущемил", которая реализуется в меру возможностей и наклонностей конкретного индивида, особенностей его окружения. Иронично, что в ходе такой "ответной" деятельности подобный человек может демонстрировать куда большее старание, упорство, энергичность, чем демонстрируют люди с нормальной самооценкой. И, следовательно, добиваться внушительных результатов.

Начиная с А. Адлера появилась даже точка зрения, что двигателем исторического прогресса были почти исключительно люди с КЗС, но не стоит обманываться "позитивностью" такого явления - негативных проявлений у него намного больше, чем позитивных.
В общении такие люди будут стараться выставить себя в как можно более лучшем свете, замалчивая недостатки и выпячивая, либо даже выдумывая многочисленные достоинства и достижения. В быту они будут тяготеть к броской роскоши, созданию видимости престижа и достатка любой ценой, будут стараться всячески набивать себе цену. Даже партнера в отношениях они часто выбирают по принципу "с кем рядом я буду лучше всего смотреться" (либо "кого я лучше всего смогу контролировать").
У кого-то может возникнуть вопрос "но разве это всё не признаки завышенной самооценки?" И вопрос этот очень правильный. Люди с КЗС, ощущая свою неполноценность, отказываются её признавать, пытаются создать прямо противоположную видимость. Многие из тех, кого вы воспринимаете как людей с завышенной самооценкой скорее всего являются людьми с КЗС. Это легко обнаружить по болезненной и даже агрессивной их реакции даже на видимость покушения на созданный ими образ.
В отношениях люди с КЗС склонны к сильной ревности, постоянному контролю партнера, вплоть до бурных реакций даже на "мыслепреступления" в плане партнерской неверности. Собственно, сильная ревность - это практически верный признак КЗС.

Что же насчет "неконкурентного" типа и почему я назвал его "обреченным"?

Люди с НЗС, осознавая свою неполноценность, не имеют достаточно внутренних ресурсов, чтобы этому факту противостоять, чтобы кому-либо что-то доказывать. Они принимают свою неполноценность как неоспоримую данность и свою деятельность направляют в основном на то, чтобы в том или ином виде себя за это наказать и нивелировать своё присутствие в этом мире - не доставлять никому неудобств, избегать конфликтов и т.д. (спойлер: получается у них это так себе). Часто они ощущают явное или подспудное чувство вины за то, что имеют наглость существовать и отвечают на это стремлением хоть как-то данную вину возместить. Собственно, в прошлом посте я именно этот тип в основном и описывал. Стремление быть всем полезным, безвозмездно помогать всем подряд, самозабвенная отзывчивость, большая жалостливость и сердобольность, жертвенность и самоограничения (доходящие даже до аскетизма), пренебрежение своим здоровьем, частая тревожность, мучительное чувство стыда за всё подряд - это всё про НЗС. В каком-то смысле люди с КЗС более благополучны; пусть их самооценка когда-то понесла ущерб, но они активно пытаются это компенсировать, в отличие от НЗС, которые заранее сдаются и даже присоединяются к попыткам внешнего мира их раздавить; расценивают именно себя как главную проблему, как некое экзистенциальное "недоразумение". Из-за этого НЗС куда ближе к психическому неблагополучию, чем КЗС, куда больше рискуют приобрести депрессию, эмоциональное выгорание, суицидальные импульсы.

В скрытых формах НЗС часто приобретает характер трудоголизма, работы наизнос, с игнорированием проблем со здоровьем. Такие люди могут много говорить о проблемах со здоровьем, но вряд ли хоть что-то в своей жизни поменяют, чтобы о нём позаботиться. Потому что фактически это предмет гордости - символ того, скольким они жертвуют ради других (например - ради семьи, детей). Такие люди чувствуют себя полноценными только в моменты, когда они полезны другим, когда они урабатываются ради других. Когда, к примеру, отказывая себе во всем, с крошечной пенсии накопили на дорогой подарок любимому внуку. Когда трясутся от холода, отдав на морозе куртку девушке. Когда несколько часов кряду горбатились у плиты, чтобы приготовить мужу\гостям шикарное угощение и наконец выносят его на стол. Только в такие моменты, ненадолго, к людям с НЗС приходит ощущение полноценности.

"Неконкурентные" тоже могут ревновать, но воспринимают это скорее с обреченностью и педалированием разрыва отношений, в отличие от "конкурентных", отвечающих агрессивной борьбой.
И те, и другие в подростковом возрасте обрастают комплексами, но там, где "конкурентные" в ответ на низкий рост, недостаточно большой половой член (у мальчиков) или маленькую грудь, кривые ноги, лишний вес, непривлекательную внешность (у девочек), развивают какую-то бурную компенсирующую или маскирующую деятельность, "неконкуретные" просто тихо себя ненавидят. Пинают и гнобят своего внутреннего "Ребенка" даже сильнее, чем это могли бы делать иные насмешники и недоброжелатели.
Там, где "конкурентные" отрицают свои недостатки и агрессивно отторгают критику своих возможностей, "неконкурентные" не замечают ничего, кроме своих недостатков, да ещё и сверху кучу мнимых недостатков навыдумывают.
Одни активно компенсируют, другие обреченно сдаются. Надеюсь, закономерность ясна.

Разумеется, каждый из типов достоин отдельного разбора - есть множество неочевидных нюансов, подтипов, закономерностей, которые стоило бы осветить, но формат поста этого не позволяет. В тексте дано лишь упрощенное и огрубленное описание. Вы можете запрашивать наиболее интересные Вам темы для более подробного освещения.

Также учитывайте, что у каждой психологической проблемы есть критерии "характера\степени проявления". Иначе говоря - человек с КЗС не во всех своих проявлениях обязательно будет вести себя именно как обладатель КЗС. Это зависит от её глубины и серьезности. К тому же, проблема может локализоваться лишь в отдельных сферах жизни индивида (но в личной жизни оно вылезет 100%), будет сильно зависеть от его степени благополучия, наклонностей, культуры, воспитания, образования и даже настроения. Механизмы в основе поведения будут лежать одни и те же, но их проявления могут сильно варьировать от человека к человеку и даже в пределах разных периодов жизни одного человека.
Возможно и частичное смешение двух описанных типов ЗС у одного человека.

Читайте также: