Кто расследует кражу в армии
Обновлено: 02.07.2024
Административное расследование - это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения.
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
В соответствии со ст. 96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
Перечень обстоятельств, при которых обязательно назначается административное расследование
В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится:
- в случае причинения материального ущерба;
- при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц;
- для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
- при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
- по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
- при наличии пережога горючего;
- при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
- при утрате денежного аттестата;
- при утрате бланков строгого учета;
- в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
- при утрате архивных дел и описей;
- в случаях разглашения сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
- при несчастных случаях с гражданским персоналом;
- в случае происшествия;
- в других случаях, предусматриваемых законодательством.
Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:
- установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
- выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.
Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.
Документы административного расследования
В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:
- рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;
- объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
- справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба;
- медицинское заключение о характере и степени повреждений - в случае причинения ущерба здоровью;
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
- заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие документы.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, приводятся данные на лицо, от которого требуется объяснение, и перечисляются вопросы, на которые оно должно ответить.
При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
Вопросы, подлежащие выяснению в ходе административного расследования
В ходе административного расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
- действительно ли имел место факт причинения прямого действительного ущерба и в чем он выразился;
- где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
- наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения материального ущерба несколькими лицами;
- каковы последствия ущерба;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
- причины и условия, способствовавшие совершению ущерба.
При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.
Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Содержание заключения по результатам административного расследования
Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части:
вводную, описательную и резолютивную.
Во вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же даются анализ причин и условий, способствовавшие совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности, преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.
Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику). По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).
В целях облегчения ведения делопроизводства рекомендуется оформлять материалы административного расследования следующим образом:
- титульный лист. В нем указываются: наименование административного расследования; даты начала и окончания административного расследования; подпись лица, проводящего административное расследование; опись документов и количество страниц, входящих в материалы административного расследования;
- основания назначения и проведения административного расследования;
- объяснительные, доклады, рапорты; заключение;
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (может не быть);
- принятое решение (например, выписка из приказа командира части о наложении дисциплинарного взыскания).
Вариант оформления титульного листа административного расследования
Административное расследование по факту
Дата начала расследования
Дата окончания расследования
Опись документов, входящих в материалы административного расследования
Всего материалов административного расследования на страницах.
Расследование проводил (фамилия и инициалы):__________________
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Елена Владимировна запись закреплена
начинать надо с того что бы продумать все последствия. анонимно вы ничего не сделаете. а так начинать надо с заявления в прокуратуру гарнизона, в военно-следственный отдел гарнизона, думать какую прессу сможете привлечь, министру обороны написать, депутата какого привлечь.
Сами ищут. Кто находит, кто нет. Ротный сказал - не украли , а потерял! И всё. И почему в такой холод не разрешают бушлаты одевать, все кашляют, болеют, а лечить не лечат. Кошмар вообще, а не армия. К кому обращаться неизвестно.
В армии воруют срочники друг у друга. Иногда это происходит, если пропадает или приходит в негодность военная форма. Вот и выкручиваются таким образом, вместо того, чтобы обратится к командиру. Но часто пропадают личные вещи, которые присылают из дома. Не в армии дело, а в воспитании. Один призыв утихомирите прокуратурой, придет другой.
Елена, так это не родители делать должны, а сами ребята искать "крыс". Поверьте этот вопрос достаточно легко решается.
Елена, Да вы что,может подскажите как. Например если украли бушлат ,он сразу попадает в катерку,командиры все знают и смеются,типа твоя проблема иди рожай . Идешь и выкупаешь. Армейский магазин игра называется.
Любовь, ну если по- другому не могут данную проблему решить, пусть играют в "армейский магазин". В армии кто- то играет, а кто-то включает мозги.
Елена, В жизни тоже. Мозг можно включить,и так же снять чужой и уйти в нем. Но совесть не у всех потеряна.к счастью.
Любовь, так ведь армия от гражданки ничем не отличается. Просто все людские пороки там ярче проявляются. А чтобы бушлаты не воровали смекалистые ребята на них метки ставят. В армии как и в жизни крутится надо. Мама рядом не всегда будет.
Елена, Ага. и меткой и ефр погонами. и все равно ты солдат,быдло,а он старшина ,потому плати.
Елена, а если эта ,,крыса ,, ст сержант контрактник. как было в нашем случае . и какой толк с того что ну нашли крысу и что дальше?рядовой срочник отслуживший месяц что сделает против целой своры контрактников?
Елена, Сын год отслужил достойно,Все проблемы решал самостоятельно,но не кулаками и не воровством. Как же прятать эти личные вещи ,не смешите.Телефон ушел в учебке в первый месяц службы.А дело было так . никто ничего не прятал а как положено в воскресенье вечером сдал телефон как и все в сейф под роспись,31 декабря вечером всей ротой пришли получить телефоны,открыли сейф,а телефона нашего не оказалось. ушел из сейфа ,получается сдал под роспись а получать нечего. все только плечами пожали.Контрактники построили роту и начали искать телефон,грозились на все новогодние праздники лишить телефонных разговоров с родными,сын обратился с просьбой что б телефонов не лишали.Прошло две недели. сын проходя мимо контрактника увидел что тот сидит в телефоне ,в его телефоне,играет в игру.вот вам и прячьте лучше личные вещи.Воровство в армии процветает ,как говорится рыба гниет с головы.
Настя, а вот мне смешно, что телефон Вашего сына остался у контрактника. Извините если обидела. Все решаемо при желании.
Елена, мальчишки все разные!
Ну вот так, а воровства не меньше и на гражданке! В армии хоть есть шанс найти
Мария, да такое впечатлении, что народ только в армии столкнулся с воровством. Ни у кого ни в школе , ни в лагерях ничего не пропадало до этого.
а мне смешно какая вы наивная
Настя, мой сын пришел из армии год назад. У моих знакомых тоже у сыновей служба за плечами. Вы думаете никто ни сталкивался с воровством? Можете и дальше считать меня наивной и смеяться) рада, что повеселила Вас.
Елена, это просто надо найти виноватого! Народ у нас такой
Елена, я вам не писала что телефон остался у контрактника и что не было разбирательства,это вы додумали тему.Конечно на гражданке с воровством проще,идем в полицию и пишем заявление,нашли вора,посадили.А в армии офицеры говорят не своровали а ты пр. л,теперь сам и рожай,хотя прекрасно знают что своровали.Замкнутый круг,я про то что проблема с воровством в армии не решается,офицеры все знают и закрывают на это глаза.
Настя, ну воруют уже из детских площадок игрушки велосипеды, потом смотришь а в соседнем дворе уже ребенок на нем катается! Сами виноваты глаз должен быть как у орла!
Настя, покажите мне где полиция ищет украденный телефон
Мария, я только что в комментарии Елене писала про то чем отличается воровство на гражданке от воровства в армии.что прикажите солдатам в армии год не спать сидеть караулить вещи свои с глазами как у орла.
Воровство в армии, происходящее во время прохождения срочной службы и по контракту является самым распространенным правонарушением. Это дело в армии житейское и повседневное, как прием пищи. Оно заставляет солдата всегда быть начеку , поддерживать житейский тонус. Здесь нет рядом мамы, которая посмотрит за твоими вещами. Это большая семья , в которой, как известно, кой-чем щелкать не принято .
Что воровали в армии.
Казалось бы, в армии все равны, всех одинаково снабжают наши тыловые службы.
Сильно заблуждаются те, кто считает, что здесь нечего воровать. Начнем с простого. Воруют обычно друг у друга:
Далее идут предметы одежды . Это только тому, кто не служил, военная форма кажется одинаковой. На самом деле опытный взгляд служивого четко отметит лучший бушлат, шинель, шапку, ремень и сапоги. В каждой части, роде войск есть свои критерии моды.
Так что интеллигентному мальчику "со скрипочкой", который на гражданке жил честно и не воровал, приходится основательно перевоспитываться. Это происходит после того, как он "потерял" что-то из своего обмундирования.
У старшины и командиров помощи в этом вопросе нет. У солдата или курсанта есть два варианта-купить или украсть . Нужда заставляет учиться рискованному делу.
В 70-х-80-х годах было распространено воровство хлястиков от шинелей. Они пропадали в каждой роте десятками. Пока вещевая служба в избытке не изготовила и не раздала их.
После этого пропажи прекратились.
Так же легко можно было, к примеру, курсанту первого курса лишиться новой шапки. Это часто происходило в толпе при выходе из столовой или клуба. Чуть зазевался и не заметишь, что "легким движением руки" у тебя на голове шапка неожиданно постарела .
В настоящее время в армии часто воруют различные гаджеты и аксессуары к ним-мобилки, зарядные и т.п.
В мою бытность курсантом мобильных телефонов еще не было. Воровали транзисторные приемники, фотоаппараты.
Я в прикроватной тумбочке сделал двойное дно и в этом тайнике хранил свои ценные вещи. Это не спасло мой транзисторный приемник, украли на третьем курсе. А так с ним удобно было слушать музыку во время службы в наряде.
Воровство для улучшения ротного хозяйства.
В Новочеркасском училище связи меня учили, чтобы приказ был выполнен, необходимо соблюсти три условия :
В войсках же часто второе условие не соблюдается . Где хочешь, возьми, но приказ выполни.
Поэтому воровство материальных ценностей, необходимых для ротного хозяйства таковым не считалось. Боец, который принес что-то для роты только поощрялся командованием.
Если во время хозяйственных работ где-нибудь в городе было замечено что-то крупногабаритное, нужное в хозяйстве, то командир мог снарядить команду разбитных бойцов для акта экспроприации.
Что я, будучи ротным, иногда практиковал, каюсь!
Как боролись с армейским воровством.
В Советской Армии часто пропадали алюминиевые ложки . В ГСВГ в каждом подразделении были так называемые ложкари. Они носили ложки для в столовую, после приема пищи их мыли и уносили в расположение.
Были случаи воровства в армии и более крупных и ценных вещей и денег. Такие случаи уже без внимания не оставались. Вора в армейском коллективе выявляли и наказывали. Вора жестоко избивали. Офицерам открыто говорили за что, били и это сходило с рук. Никто из виновных, боясь дис-бата, не признавался в санчасти. Говорили, что упали.
Курсантов , пойманных на воровстве, исключали из училища .
Был у меня случай в ГСВГ . В роте связи у солдата пропал дорогой фотоаппарат. Найти своими силами его не смогли.
Был в 67 гвардейском полку командир 3 мотострелковой роты старший лейтенант Долгий. Он обладал искусством гипноза и иногда выступал с номерами на полковых праздниках. Обратились к нему. Он мне сказал, чтобы объявил перед строем о том, что завтра ст.лейтенант Долгий придет искать вора.
На следующий день строю роту. Валера долгий проходит перед строем и говорит: "Я знаю вора, человек может оступиться. Давайте сделаем так. Если завтра утром фотоаппарат не подкинут, я скажу имя вора."
Утром фотоаппарат был на месте.
Предыдущая редакция закона оставляла дознание исключительно на откуп командирам частей, соединений и гарнизонов.
Однако из-за сомнений в том, что командир части, где произошло преступное деяние, будет объективен, функциями расследования решили наделить и военных полицейских,
которые хотя и входят в структуру Минобороны, но не подчиняются напрямую командиру части.
Однако, по его словам, зачастую дознание все равно замыкается на командире части и после происшествия следователи и прокуроры нередко опираются на материалы, представленные командованием.
В связи с этим инцидентом был осужден ефрейтор Артем Резниченко, который получил год условно за неуставные отношения.
Решением реутовского гарнизонного суда Мурачев был приговорен к четырем годам лишения свободы, а сержант Храпов получил три с половиной года колонии.
Согласно официальным данным, штатная численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек. Другой источник в оборонном ведомстве отметил, что для эффективного ведения дознания в Министерстве обороны не подготовлено нужных приказов и других нормативных актов.
По его словам, против этого тогда выступили представители Главного военно-следственного управления, так как им было бы тогда просто нечего расследовать. И тогда после долгих споров было решено сделать нормативные документы в нынешней редакции, и военную полицию создали на базе военной комендатуры, у которой изначально были несколько иные функции.
В полиции нет юристов
«Чтобы нормально провести дознание в воинской части, человек должен, во-первых, хорошо представлять себе, чем она живет, знать огромное количество ее внутренних документов, быть знакомым с ее распорядком. С другой стороны, этот человек не должен зависеть от командира части. А у нас сегодня нет достаточного количества специалистов с хорошим юридическим образованием и опытом. Даже к работникам ГВСУ есть серьезные претензии насчет того, как они собирают доказательства и готовят обвинительные заключения.
в настоящее время число преступлений в частях значительно снижается, что говорит о неплохой работе по профилактике и пресечению правонарушений в воинских гарнизонах.
Однако с Мельниковой не согласен член совета по правам человека при президенте РФ, специализирующийся на защите прав военнослужащих, Сергей Кривенко.
«Именно тот факт, что командир по-прежнему является органом дознания, остается одной из самых больших проблем для расследования насильственных преступлений в армии.
По словам Кривенко, изначально военную полицию планировалось создать совершенно независимой структурой, которая бы не входила вовсе в Министерство обороны.
Он добавил, что также в армии следует создать отдельную структуру по работе с личным составом и уделять при подготовке офицеров больше внимание тому, как можно решать назревающие конфликтные ситуации.
Зарубежный опыт
Военная полиция существует почти во всех крупных армиях мира. Например, в США она выделена в отдельный корпус военной полиции, сотрудники которого осуществляют охрану воинских частей и соединений, поддерживают законность и общественный порядок на территории, занятой армией США (в том числе среди гражданского населения), а также отвечают за поддержание дисциплины в самих частях и расследуют преступления, совершенные в них.
При этом особо тяжкие преступные деяния, такие как убийство или изнасилование, если они произошли в части или гарнизоне, расследует другая служба — Командование уголовных расследований армии США (аналог ГВСУ РФ). Впрочем, первичные следственные действия по таким преступлениям все равно осуществляют военные полицейские, а затем передают их материалы военным следователям.
Создана военная полиция в армии США была в 1941 году — еще до того, как вооруженные силы Америки были переведены на контрактную основу.
В Польше существует Военная жандармерия, которая в 1990 году создана как отдельный род польских вооруженных сил. Ее сотрудники, помимо охраны общественного порядка в воинской части, занимаются предотвращением преступлений, а также расследуют уже совершенные правонарушения. Они имеют право возбуждать уголовные дела и собирать по ним доказательства.
В ФРГ сейчас существует специальная Фельдъегерская служба, основная задача которой — правовая помощь солдатам, поддержание правопорядка в воинских частях, организация дорожного движения на их территории и расследование преступлений в них. Она имеет свое отдельное командование и не подчиняется командиру тех частей, где ведет следственную работу. При этом согласно немецкому законодательству в военной сфере в эту службу может обратиться любой военнослужащий, который считает, что его законным интересам причинен ущерб.
Фельдъегерская служба имеет единый общенациональный экстренный номер телефона, по которому туда могут в любой момент обратиться военные за помощью.
Впрочем, глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова считает, что сейчас создать аналогичную структуру в Российской армии весьма проблематично.
Читайте также: