Кто расследует коррупцию в мвд

Обновлено: 03.05.2024

Багмет Михаил Анатольевич, соискатель Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассматривается проблема коррупционности в полиции, раскрываются понятия "коррупция в полиции", "коррупционные преступления в полиции", "коррупционное поведение полицейских", сформулированы признаки и перечень коррупционных преступлений полицейских.

Ключевые слова: коррупция, коррупционность полиции, коррупционные преступления в полиции, признаки коррупционности полиции.

Bagmet Mikhail Anatol'evich, degree-seeking student of O.E. Kutafin Moscow State Law University.

In the article the problems of corruption in the police is considered, the notion of corruption in the police force, corruption offences police, corrupt police behavior is revealed, a list of signs and police corruption is formulated.

Key words: corruption, corruption offences police, signs of corruption of police officers.

На общем коррупционном фоне коррупция в правоохранительных органах вообще и в полиции в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с коррупцией в государстве. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. Причем коррупция в полиции превращается в общегосударственную политическую проблему, т.к. из-за невозможности бороться с коррупцией оказались под угрозой экономические реформы и демократические преобразования.

Причем из всей системы ОВД, определенной Указом Президента от 01.03.2011 N 248, в соответствии со статистическими данными правоохранительных органов наиболее коррумпированными являются сотрудники полиции, в частности, подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (работники ГИБДД, инспекторы ДПС), уголовного розыска и дознаватели, что подтверждается Всероссийским опросом ВЦИОМ от 24 - 25 ноября 2012 г., в ходе которого было опрошено 1600 человек из 138 населенных пунктов в 46 субъектах РФ.

Ю.М. Антоняном предложена следующая типология преступной коррупции :

  • коррупция в высших эшелонах власти в центре и на местах (часто связана с организованной преступностью, крупными хищениями, отмыванием "грязных" денег и т.д.);
  • мелкие поборы с населения (сами по себе небольшие, но в совокупности составляют огромные суммы);
  • коррупция в правоохранительных органах (чрезвычайно опасный вид коррупции, одна из причин организованной преступности, крупных и сверхкрупных хищений, преступлений в сфере экономики; она же причина высокой латентности преступности в России);
  • коммерческий подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
  • коммерческий подкуп в коммерческих и иных организациях;
  • коррупция в средних и низших структурах исполнительной и законодательной власти;
  • коррупция в средствах массовой информации;
  • коррупция в образовании (в среднем и высшем, где процветают поборы в течение учебного года и взятки при поступлении в элитные вузы).

Гипотетически можно предположить, что все вышеуказанные коррупционные общественно опасные деяния могут совершаться и сотрудниками полиции. Тем не менее далеко не во всех указанных деяниях субъектом преступления являются рассматриваемые должностные лица.

До настоящего времени не зафиксировано ни одного случая совершения сотрудником полиции следующих деяний: воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенного с подкупом; дачи незаконного вознаграждения лицам, обладающим коммерческой, налоговой и банковской тайной; подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческого подкупа; подкупа свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний, либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода. Не вызывает сомнения, что в случае необходимости сотрудник полиции может повлиять на указанные сферы деятельности своим административным ресурсом.

Следственной практикой подтверждается совершение сотрудниками полиции следующих общественно опасных деяний :

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • фальсификация доказательств (ст. 303).

В 2009 г., по данным Следственного комитета в то время при прокуратуре Российской Федерации, к уголовной ответственности больше всего привлекались сотрудники ОВД за дачу взятки (31,9%) и получение взятки (17,9%). Причем Следственным комитетом России отмечались и другие коррупционные преступления, совершаемые данными субъектами: злоупотребление должностными полномочиями (11,8%), мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (11,1%), превышение должностных полномочий (9%), служебный подлог (5,3%) .

Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2010. N 1(7). С. 96.

В 2010 г. рассматриваемые должностные лица также больше всего привлекались за дачу взятки (32,6%) и получение взятки (18,8%). Среди других коррупционных преступлений, совершаемых ими, можно назвать: злоупотребление должностными полномочиями (10,3%), мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (16,1%), превышение должностных полномочий (8,5%), служебный подлог (5,4%). Причем в эту категорию были добавлены присвоение и растрата с особо квалифицирующими составами (5,9%) .

Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2011. N 1(11). С. 131.

В качестве иллюстрации коррупции в существующей системе полиции можно привести факты взяточничества только за март 2012 г.:

  • вынесен приговор начальнику отделения лицензионно-разрешительной работы ОМВД РФ по Пушкинскому району Санкт-Петербурга за взятку;
  • задержан начальник Преображенской полиции г. Москвы и по совместительству заместитель начальника ОМВД России по району при получении от частного предпринимателя взятки в размере 50 тысяч рублей;
  • задержан заместитель начальника следственного отдела МВД России по району Алексеевский УВД по СВАО ГУ МВД по Москве, который за 200 тыс. рублей пообещал освободить гражданина от уголовной ответственности.

В апреле 2012 г. был арестован начальник ГИБДД Рязанской области, который организовал коррупционную сеть, принуждая подчиненных вымогать деньги с граждан за реальные и мнимые нарушения Правил дорожного движения. По данным Следственного комитета, в течение короткого времени ему было передано около 900 тысяч рублей.

В середине мая того же года фигурантом уголовного дела стал начальник управления ГИБДД Тверской области, который обвинялся в организации следующей коррупционной схемы. Главный региональный автоинспектор заставлял подчиненных ежедневно составлять протоколы о задержании машин за административные нарушения. При этом все документы передавались в распоряжение фирмы его супруги, которой принадлежала и штраф-стоянка, на которую доставлялись задержанные автомобили. По предварительным данным, сумма ущерба, причиненного таким способом, превысила 5 млн. руб.

Таким образом, исследование основных понятий, вида и особенностей коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, позволяет сделать выводы:

  1. под коррупционными преступлениями понимается система общественно опасных деяний коррупционного характера, совершаемых должностными лицами или лицами, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих или иных организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, ответственность за которые предусмотрена уголовно-правовым законодательством;
  2. под коррупционными преступлениями в полиции понимается система общественно опасных деяний коррупционного характера, совершаемых сотрудниками полиции, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством;
  3. под коррупцией в полиции понимается социально-правовое негативное явление, характеризующееся подкупом должностных лиц полиции и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых целях служебных полномочий и предоставляемых действующим законодательством государственным должностям, занимаемым ими, и связанных с ними авторитета и возможностей;
  4. коррупционное поведение сотрудников полиции подразделяется на: гражданско-правовые коррупционные деликты, дисциплинарные коррупционные проступки, административные коррупционные правонарушения и коррупционные преступления, из которых наиболее опасными для общества являются последние;
  5. к признакам коррупционного преступления, совершаемого сотрудником полиции, следует отнести:
  • обладание сотрудником полиции специальным статусом;
  • причинение вреда авторитету государственной власти;
  • противоправный характер получаемых сотрудником полиции каких-либо благ;
  • использование сотрудником полиции своего служебного положения вопреки интересам службы;
  • наличие у сотрудника полиции корыстной и иной заинтересованности;
  1. к коррупционным преступлениям, совершаемым сотрудниками полиции, следует отнести:
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ).

В заключение необходимо отметить, что за последние десять лет в ОВД, в том числе в полиции, широкие масштабы приобрели злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство и другие преступления. Сложилась тенденция покровительства со стороны полиции представителям организованных преступных групп, оказание им помощи в реализации преступных замыслов и уклонении от ответственности, фактическом незаконном сотрудничестве с коммерческими структурами, предательстве интересов службы.

Литература

  1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.
  2. Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2010. N 1(7).
  3. Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2011. N 1(11).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Расследование экономических преступлений в России могут вести спецслужбы

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно. Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи. Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат. Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Читайте также: