Кто расследует хищение бюджетных средств

Обновлено: 01.05.2024

Среди различных экономических преступлений хищение государственных средств – одно из наиболее распространенных. С обвинениями в таких действиях сталкиваются различные чиновники, руководители и менеджеры государственных предприятий, ВУЗов, институтов, медицинских учреждений и т.д. – словом, везде, где предусмотрено бюджетное финансирование. Потому всем нужно знать, как поступать в ситуациях, когда обвинения в хищении бюджетных средств выдвинуты против вас или ваших родственников. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя это правонарушение, какая ответственность за него грозит и чем может помочь адвокат.

Что считается хищением государственных средств?

В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.

Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.

Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.

Ответственность за хищение государственных средств

Хищение государственных средств, согласно статьи УК , достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:

  • если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
  • если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
  • если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.

Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.

Помощь адвоката по уголовным делам

Если вас обвиняют в хищении бюджетных средств, не нужно ждать, пока дело дойдет до суда – даже если вы невиновны, не нужно пытаться доказать это самостоятельно, с большой вероятностью это не получится без наличия опыта и знаний в сфере уголовного права. Первое, что нужно сделать в такой ситуации – это найти опытного адвоката по хищению средств и обратиться к нему за помощью. Защитнику нужно изложить все известные вам обстоятельства дела: когда были выдвинуты обвинения, в чем конкретно их суть, знаете или вы что-то про фигурирующие в деле эпизоды или нет и т.д. На основе изложенной информации адвокат сможет выстроить подходящую для данного случая линию защиты: если клиент вообще не виноват, он будет искать доказательства невиновности и стараться закрыть дело, если полностью исключить вину нельзя – делать все для уменьшения строгости наказания (например, путем поиска смягчающих обстоятельств). В любом случае, главная цель адвоката – минимизировать негативные последствия для подопечного.

Если дело всё-таки будет идти по направлению к суду, адвокат будет представлять ваши интересы на всех следственных мероприятиях (допросы, эксперименты, экспертизы и т.д.), следить за соблюдением законов по отношению к клиенту, фиксировать возможные нарушения со стороны правоохранителей. В результате это может сильно помочь на суде, смягчив наказание (скажем, заменой тюремного заключения на штраф или условный срок) или вообще избавив от него. Таким образом, можно утверждать, что только участие в процессе опытного адвоката по уголовным делам поможет наиболее эффективно защитить ваши интересы.

Хищение государственных средств – достаточно серьёзное преступление, за которое предусмотрены строгие санкции: вплоть до 10 лет лишения свободы. Потому, если вы столкнулись с подобным обвинением, медлить нельзя, нужно сразу же обращаться за помощью к опытному адвокату . Только так можно доказать свою невиновность или добиться минимально строгого наказания.

Подсудимому предявлено обвинение в хищении бюджетных средств, хотя средства, выделяемые Пенсинным Фондом являются внебюджетными. Как на это посмотрит суд?

Подсудимому предявлено обвинение в хищении бюджетных средств, хотя средства, выделяемые Пенсинным Фондом являются внебюджетными. Как на это посмотрит суд?

Подсудимому предявлено обвинение в хищении бюджетных средств, хотя средства, выделяемые Пенсинным Фондом являются внебюджетными. Как на это посмотрит суд?

Подсудимому предявлено обвинение в хищении бюджетных средств, хотя средства, выделяемые Пенсинным Фондом являются внебюджетными. Как на это посмотрит суд?

Куда обратиться, если есть подозрение на хищение бюджетных средств на предприятие на котором работаю?

Если человек под следствием по статье хищение бюджетных денежных средств, поподает ли он под амнистию 2015

Какие санкции по закону применимы в отношении группы должностных лиц за хищение десяти миллионов рублей из бюджетных средств?

Имеет ли право следователь по уголовному делу (хищение бюджетных средств) давать читать (даже ксерокопии отданы) свидетельские показания подозреваемому (обвиняемому)

Муж обвиняется по статья 159 часть 4 хищение бюджетных средств. До суда муж умер. Потребуют с вдовы компенсацию ущерба?

Должен ли предъявляться гражданский иск при присвоении бюджетных средств (ч.4. ст. 160), если присвоение это хищение, а не ущерб?

Какое наказание получит бухгалтер школы за хищение бюджетных средств в особо крупном размере, а директор не знал и какое ему наказание будет.

Вопрос в следующем: каким образом в нашей стране происходит хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников? Данная процедура никак не регулируется у нас?

Виновные в хищении бюджетных денежных средств хотят добровольно вернуть деньги в ходе следствия. На каком основании и на какое кбк?

Как могут уволить беременную, если она в сговоре с кассиром совершила хищение бюджетных средств в крупном размере, подделывала документы? Дело передается на расследование в ОБЭП. Служебная проверка проведена,

Узнал о хищении в детском саду бюджетных тсредств собщил в обэп прислали просто отписку, к кому можео обратиться и как поступить мне чтобы делу дали ход, платежки документов есть умменя на руках.

Я работаю в бюджетной сфере Выполнял работу для города по сути шабашку в бригаде в 10 человек нам не заплатили по себестоимости работ около 100 000 р Присутствует явное хищение бюджетных средств на уже написанную сумму Как и к кому обращатся?

Руководитель образовательного учреждения имеет несовершеннолетнего ребенка. Привлечена к уголовной ответственности. Уголовное дело рассматривается в суде. Адвокаты с декабря 2014 г. затягивают рассмотрение дела. Сущность уголовного дела - хищение бюджетных денежных средств (если не ошибаюсь 160 ст. УК). Попадет ли под амнистию 2015 г.

Если в 2016 году к ООО предъявлена претензия по факту хищения бюджетных средств касаемо действий, которые были в 2014 году-был один директор.

В 2015 году директор поменялся и он по сей день.

Кто будет отвечать, нынешний или действующий в 2014 году?

ВЕДЕТСЯ уголовное дело по факту хищения бюджетных денежных средств (заработная плата) в учреждении главным бухгалтером. Факты на лицо. Доказательств много. Но дело не завершено.

Виновное лицо решило внести денежные средства в кассу учреждения. Как должно быть сформулировано заявление на внесение? Должно ли быть прописано какое-либо основание? Как может повлиять смысл написанного в заявлении на решение суда? Возможные ошибки при получении такого внесения для учреждения?

Директор гос. учреждения несколько лет оформлял на работу разных людей, в том числе своих родственников, которые фактически только числились и на работе не появлялись.

Понятно, что директор может быть привлечен за хищение бюджетных средств.

А вот какая предусмотрена ответственность за это для фиктивных работников? Существует ли срок давности по таким делам?

У меня один вопрос. Имеет ли право Следственный комитет изымать имущество в качестве залога на основании возбужденного уголовного дела об мошенничестве? Якобы если суд вынесет обвинительный приговор, то конфискованное имущество будет присвоено в пользу государства в качетсве компенсации за якобы хищение бюджетных средств в госзакупках. Имущество - автомобиль, который, между прочим, находится в собственности у банка.

Как можно обезвредить главу администрации района, если он подозревается: 1) В хищении бюджетных средств, 2) В банкротстве учреждений и завладении их собственностью, 2) В размещении и зарытию ядерных отходов, 3) В управлении бизнесом через подставных лиц, 4) Во вранье в местной газете, книгах и местном телевидении, 5) В противодействии строительству местной птицефабрики.

Скажите пожалуйста. Моя супруга работала бухгалтером в бюджетном учреждении. З/п начисляла себе сама, на основании штатного расписания выданного работодателем. Позже выяснилось, что это штатное расписание было ошибочным и получается что она начисляла себе больше чем якобы было положено.

Теперь работодатель хочет взыскать около 300 т.р. с нее и грозит уголовной ответственностью за хищение бюджетных средств.

Как быть в такой ситуации?

В ПО 21 (автомобильные гаражи) расположенной по адресу: С.Пб, ул.Свирская 15,на протяжении трудовой деятельности председателя ПО 21 Веткина В.И., а точнее с 2012, на фоне бездействия администрации Городского и Московского районого МРО ВОА, происходит правовой беспредел со стороны Веткина В.И., а точнее финансовые хищения бюджетных средств ПО 21, ввод в заблуждение и обман владельцев гаражей, систематическое уклонение от выполнения должностных обязанностей, сокрытие фактов пожара, хищений на территории ПО 21 и т.п.Большая часть информации размещена на сайте ПО 21:voaspb-po21. Просьба привлечь внимание СМИ, т.к. должностные лица адекватных мер в отношении Веткина В.И. не принимают. Спасибо. Земфир.

Поступило обращение о хищении бюджетных средств и других злоупотреблениях со стороны главой МО села.. прокуратурой проверялись все доводы, и по результатам проверки выявлены факты хищения главой МО села. материал направлен МРСО СУ СК РФ по РД для организации проверки и принятия решения в порядке ст. Ст. 144 и 145 УПК РФ. и по результатам проверки по данному материалу следователем МРСО СУ СК РФ по РД Алиевым Р.К. Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении главы МО села, на основании п 2.ч.1 ст.24 УПК РФ. Почему такое расхождение. хочу обратиться к вышестоящим правоохранительным органам. Как написать заявление. помогите?

Ситуация такая, есть хищения в д/с бюджетных средств, есть документы подтверждающие это, а обэп пишет отписки типа ничего нет. Я уже наптисал и в прокуратуру, и прокуратура пишет что обэп плохо провел проверку и дальше ее проводить, а те опять типа ничего нет, что желать дальше кому писать что провели нормальную проверку, или опять писать в прокуратуру.

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.


Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158 .

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Отличие кражи от присвоения и растраты

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Подробнее читайте здесь

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).

Объективная сторона преступного деяния:

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.


Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.
  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
  1. штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
  1. штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4 , а именно – лишение свободы на 5 лет.


В настоящее время актуальны вопросы предотвращения хищений бюджетных средств в сфере заключения и выполнения государственных и муниципальных контрактов. Для успешного выявления таких преступлений и их предотвращения принимаются следующие меры: взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами, совершенствование государственного контроля бюджетных расходов, обеспечение прозрачности процедур, связанных с госзакупками, совершенствование действующего законодательства. Работа по выявлению и профилактике преступлений в сфере госзакупок проводится на основе экспертного анализа выявленных нарушений.

Ключевые слова: бюджет, хищение бюджетных денежных средств, государственные и муниципальные контракты, преступления в сфере госзакупок, выявление и профилактика преступлений в сфере госзакупок.

Currently, issues of prevention of embezzlement of budget funds in the sphere of concluding and executing state and municipal contracts are relevant. To successfully detect such crimes and prevent them, the following measures are being taken: interaction between control and law enforcement agencies, improving state control of budget expenditures, ensuring transparency of procedures related to public procurement, and improving current legislation. Work on the detection and prevention of crimes in the field of public procurement is carried out on the basis of expert analysis of detected violations.

Keywords: budget, embezzlement of budget funds, state and municipal contracts, crimes in the field of public procurement, detection and prevention of crimes in the field of public procurement

По итогам 2019 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации выявило 1698 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, и 5141 — связанных с хищением бюджетных средств. Сумма совокупного ущерба для государства по этим преступлениям достигла 17,3 млрд рублей. Возвращено государству всего 9,2 млрд.

Хищение бюджетных средств, особенно в сфере государственных закупок и муниципальных контрактов — деяние общественно опасное. Помимо самого факта хищения средств, в результате таких преступлений тормозится рост экономики страны, и как следствие — падает уровень благосостояния граждан. По наиболее резонансным делам общая сумма ущерба достигала миллиардов рублей. Такие преступления не только приносят потери бюджету и являются серьезным препятствием в развитии экономики, но и наносят существенный репутационный вред, компрометируя институт государственных закупок и государство в целом. Важность прозрачности и законности процедуры госзакупок декларируется на самом высоком уровне [5].

Все это свидетельствует о том, что выявление фактов хищения бюджетных денежных средств в современных условиях — актуальное направление в работе правоохранительных органов. Не менее актуальным является и предотвращение таких преступлений, иначе говоря — профилактика.

Квалификация данных преступлений производится в соответствии с ст. по ст. 160 УК РФ как присвоение или растрата [1]. Присвоение — это хищение имущества, вверенного виновному. Растрата — хищение вверенного виновному имущества путем расходования, потребления или иного способа использования.

Совершает эти преступления группа должностных лиц федерального, регионального, муниципального уровня в сговоре с представителями коммерческих организаций.

На основании проверок, проведенных Счетной палатой, определены несколько наиболее распространенных способов злоупотреблений в сфере госзакупок.

Самыми проблемными в плане хищения бюджетных денег при госзакупках являются следующие отрасли: промышленность, исследование и использование космического пространства, связь и информатика, ТЭК, транспорт, дорожное хозяйство, образования. Среди государственных предприятий самый большой объем нарушений допустила корпорация Роскосмос — около 93 млрд рублей.

Работа по выявлению и предупреждению преступности в сфере госзакупок ведется в следующих направлениях.

  1. Взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами. Так, Счетная палата, выявляя нарушения в сфере оборота государственных средств, направляет информацию об этих нарушениях в правоохранительные органы.
  2. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. Выявленные правонарушения систематизируются и анализируются экспертами, на основании чего ведется разработка новых и совершенствование существующих законодательных норм в области регулирования и ответственности. Например, настоящее время разрабатываются предложения по изменению действующего законодательства в сторону более строгого контроля выполнения государственных заданий сторонними организациями.
  3. Совершенствование государственного контроля бюджетных расходов. Обеспечение прозрачности процедур, связанных с госзакупками, реальной конкуренции между участниками закупок [4].
  4. Сосредоточение усилий правоохранительных органов в области расследования коррупционных преступлений высокопоставленных должностных лиц и организованных групп.
  5. Публичная ответственность должностных лиц в финансово-бюджетной сфере. Полное исключение практики госзакупок у организаций, близких к власти. Выявление неформальных связей между государственными органами и бизнесом в сфере госзакупок.
  6. Расширение соответствующих полномочий контрольных органов, прежде всего — Счетной палаты. В частности, поправка в законодательстве об административных нарушениях, в соответствии с которой возбужденные Счетной палатой административные дела могут рассматривать непосредственно судебные органы. Данная поправка способствовала существенному росту результативности деятельности государственных аудиторов.
  7. Применение различных мер сдерживания — возможность приостанавливать все финансовые платежи и расчетные операции по счетам в случае невыполнения организациями вынесенных контрольными органами предписаний.
  8. Публичная профилактика правонарушений в сфере госзакупок со стороны Счетной палаты РФ — экспертные заключения данного контрольного органа о выявлении тех или иных нарушений, которые еще не привели к финансово-бюджетному правонарушению или преступлению, но могут привести в будущем. Специальная превенция способствует корректировке деятельности государственных органов в сфере госзакупок и снижению уровня криминализации в финансово-бюджетных правоотношениях.

Итак, в настоящее время активно ведется работа по выявлению и профилактике правонарушений и преступлений в сфере госзакупок. Взаимодействие контрольных органов, с одной стороны, и Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета, МВД и других правоохранительных структур, проходит в рамках совместных рабочих групп. Благодаря этому у контролирующего органа есть возможность оперативно установить наличие перспектив возбуждения по конкретным эпизодам уголовных дел. Кроме того, правоохранительным органам вменено в обязанность информирование Счетной палаты РФ о том, как расследуются направленные им проверочные материалы. Все это в сочетании с дальнейшим законодательным государственных закупок приносит положительные результаты.

Государственные закупки должны быть максимально прозрачными и понятными. Современные технологии позволяют обеспечить полную транспарентность данной процедуры и беспрепятственную возможность участия предприятий малого и среднего бизнеса, что существенно сократит коррупционные риски. Нормативно-правовое регулирование также должно учитывать новые тенденции, чтобы обеспечить эффективное использование современных коммуникационных технологий в совершенствовании сферы государственных закупок.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера госзакупок, преступление, орган, Счетная палата, действующее законодательство, средство, возбуждение уголовного дела, государственный контроль, должностное лицо, Счетная палата РФ.

Ключевые слова

бюджет, государственные и муниципальные контракты, хищение бюджетных денежных средств, преступления в сфере госзакупок, выявление и профилактика преступлений в сфере госзакупок

бюджет, хищение бюджетных денежных средств, государственные и муниципальные контракты, преступления в сфере госзакупок, выявление и профилактика преступлений в сфере госзакупок

Читайте также: