Кто присваивает статус должника

Обновлено: 17.06.2024

Гражданин, предприниматель или организация, не сумевшие расплатиться с кредиторами, становятся участниками дела о банкротстве. Он вправе подать заявление о финансовой несостоятельности с целью погашения обязательств перед кредиторами, а также списания долгов с помощью специальной процедуры. Разберем, каким статусом обладает должник в процессе банкротства, каковы его права и обязанности, какую ответственность несет должник. Также рассмотрим, особенности статуса представителя должника в процессе банкротства, особенности положения должника при реализации его имущества.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Статус должника в процедуре банкротства

Должник в процессе банкротства – это гражданин, предприниматель или организация, не имеющие финансовой возможности своевременно оплатить долги кредиторам по договорным обязательствам, налогам, заработной плате.

Статус должника, связанный с финансовой несостоятельностью, регламентируется Законом о банкротстве, который наделяет всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, определенными правами и обязанностями.

В деле о банкротстве должник является ключевой фигурой, поскольку процедура запускается по причине его финансовых трудностей.

Статус должника может быть присвоен:

  • гражданину, имеющему личные долги;
  • предприниматель, не расплатившийся с коммерческими долгами;
  • организация с убыточным бизнесом.

Следует знать! Должник признается банкротом при наличии долга от 300 000 руб. для организаций и от 500 000 руб. для граждан и предпринимателей при условии, что обязательства перед кредиторами не выполняются более трех месяцев и у него нет объективной возможности погасить задолженность.

Права должника при банкротстве

При появлении первых признаков финансовой несостоятельности должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

После открытия банкротного дела должник наделяется следующими правами:

  • участие в судебных заседаниях по всем вопросам;
  • ознакомление с материалами дела, снятие с них фотокопий;
  • обжалование судебных актов;
  • обжалование действий арбитражного управляющего;
  • подача заявлений и ходатайств;
  • предоставление доказательств по делу;
  • выполнять прочие действия, не противоречащие закону.

Если должник не воспользовался своими правовым положением в процессе несостоятельности, он несет риск наступления негативных последствий. Например, в случае пропуска срока на подачу заявлений и ходатайств не будет предоставлена судебная защита.

Расходы заявителя в деле о банкротстве

Расходы заявителя в деле о банкротстве

Уступка права требования в деле о банкротстве

Уступка права требования в деле о банкротстве

Текущие платежи в деле о банкротстве

Обязанности должника в деле о банкротстве

В случае, когда имущества и доходов должника недостаточно для выплаты долгов, он обязан подать на банкротство, не дожидаясь, когда с таким же заявлением в суд обратятся его кредиторы.

В процессе рассмотрения банкротного дела должник обязан:

  • являться в судебные заседания по вызову суда;
  • направлять арбитражному управляющему все документы о своем финансовом положении;
  • соблюдать ограничения с учетом особенностей процедуры (например, согласовывать сделки с арбитражным управляющим);
  • сообщать достоверную информацию об имеющемся имуществе;
  • выполнять прочие обязанности.

Важно! При решении вопроса о начале процедуры банкротства должнику необходимо доказать, у него действительно нет возможности расплатиться с долгами. Например, гражданин стал инвалидом, предприниматель утратил коммерческое имущество из-за пожара, организация получила убытки в связи с пандемией коронавируса. Это снимет подозрения о преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Ответственность должника при банкротстве

Гражданин несет ответственность за преднамеренное или фиктивное банкротство. Преднамеренное банкротство представляет собой намеренные действия по ухудшению финансового положения с целью списания долгов через процесс признания несостоятельным. Фиктивное банкротство – это вывод и сокрытие имущества должником с целью дальнейшего его сохранения без намерения гасить долги перед кредиторами.

За неправомерные действия по преднамеренному или фиктивному банкротству должник несет несколько видов ответственности:

  • административную (статья 14.12 КоАП РФ);
  • уголовную (статья 196 и статья 197 УК РФ);
  • субсидиарную (глава III.2 Закона о банкротстве).

Субсидиарная ответственность представляет собой обязанность возместить ущерб и убытки, причиненные кредиторам неправомерными действиями должника. Обычно ее несут руководители организаций. Например, директор намеренно довел фирму до банкротства, в связи с чем кредиторам не выплачена задолженность. В таком случае он должен будет погасить долги за счет своей личной собственности.

Пример из судебной практики 2. П. и Б. привлечены к уголовной ответственности по статье 196 УК РФ за преднамеренное банкротство. Они, являясь учредителями организации, совершили махинации с акциями, что привело к снижению финансовых возможностей фирмы. Также были допущены нарушения в налогообложении, повлекшие возникновение задолженности по налогам. В результате преступных действий организации и кредиторам был причинен крупный ущерб. П. и Б. назначены наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет (Апелляционное определение Московского городского суда от 21.06.2018 года по делу № 10-9550/2018).

Статус представителя должника в деле о банкротстве

В процессе банкротства должник может защищать свои интересы через представителя (статья 36 Закона о банкротстве).

Представителями граждан и предпринимателей могут быть дееспособные граждане, имеющие доверенность. Должнику необходимо посетить нотариуса и оформить на своего представителя доверенность с полномочиями в деле о банкротстве. Кроме того, у представителя должно иметься юридическое образование, чтобы он мог представлять интересы должника в арбитражном суде.

От имени организаций в качестве представителя выступает ее руководитель, наделенный полномочиями в соответствии с учредительными документами. Также аналогичный статус может быть присвоен работнику компании на основании доверенности, выданной руководителем должника.

Нужно помнить! Представитель обладает равными со всеми участниками банкротного дела правами при условии, что доверить предусмотрел в доверенности полный объем полномочий на участие в процедуре банкротства. Если в доверенности предусмотрены лишь отдельные права на подачу документов и участие в заседании без возможности подписывать заявления и принимать ключевые решения, должник должен осуществлять часть действий самостоятельно.

Реализация имущества должника в процессе банкротства

В случае недостаточности денежных средств имущество должника продается на торгах. Для открытия процесса реализации должник признается банкротом. В отношении граждан и предпринимателей открывается процедура реализации имущества, в отношении организации – конкурсное производство.

С этого момента должник полностью утрачивает свою самостоятельность. Объем его прав в деле о банкротстве сужается. Все финансовые операции осуществляются арбитражным управляющим, который организовывает торги и погашает требования кредиторов за счет вырученных средств.

В процессе реализации на должника могут накладываться следующие ограничения:

  • запрет на распоряжение денежными средствами;
  • запрет на совершение сделок;
  • запрет на выезд за границу.

Срок реализации составляет 4-6 месяца. В случае необходимости проведения работы по формированию конкурсной массы он может продлеваться.

Важно! После оплаты долгов за счет вырученных от продажи имущества средств должник освобождается от непогашенной задолженности. Предприниматель утрачивает свой статус ИП. Организацию также исключают из единого государственного реестра.

Особенности статуса должника различных категория юридических лиц

Отдельные должники-организации могут наделяться особым статусом в деле о банкротстве.

Выделяют следующие категории юридических лиц:

  1. Стратегические предприятия. Представляют собой общества и учреждения с участием государства. Конкретный перечень таких организаций утвержден Правительством РФ. Дело о банкротстве может быть начато при наличии долга от 1 млн. руб. Сначала применяются меры по предупреждению финансовой несостоятельности.
  2. Финансовые учреждения. Осуществляют кредитную и страховую деятельность. В отношении данной категории должников принимаются меры по предупреждению банкротства. Должен быть разработан план восстановления платежеспособности. С целью его реализации назначается временная администрация.
  3. Сельскохозяйственные организации. Занимаются переработкой и производством сельскохозяйственной продукции. При анализе финансового положения должника учитываются климатические условия местности, в которой ведется деятельность. Имущество должника продается лицам, занимающимся аналогичной деятельностью.
  4. Градообразующие организации. Представляют собой компании с численностью работников от 5 000 человек (25 % от населения конкретного муниципального образования). При рассмотрении дела о банкротстве в качестве участников привлекаются государственные органы и органы местного самоуправления, которые несут финансовые обязательства.

Заключение эксперта

  1. Должник является ключевой фигурой в деле о банкротстве, которое может быть начато при наличии признаков финансовой несостоятельности.
  2. После открытия банкротного дела должник наделяется правами и обязанностями, позволяющими принимать участие в процессе несостоятельности.
  3. Должник несет административную, уголовную и субсидиарную ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство.
  4. Права и обязанности должника могут быть реализованы через его представителя, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность.
  5. В процессе реализации имущества на должника накладываются ограничения в части права распоряжаться денежными средствами и совершения сделок с имуществом.

Для того, чтобы защитить свои интересы должнику необходимо знать свои права и обязанности. Также важно не допускать действий, которые могут привести к административной, уголовной или субсидиарной ответственности. Выработать грамотную стратегию в процессе банкротства поможет юрист, специализирующийся на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать должников в деле о банкротстве. Оставьте заявку и получите консультацию.

Отказ в банкротстве

Отказ должника от заявления о банкротстве

Требования кредиторов в банкротстве

Требования кредиторов в банкротстве

Мировое соглашение при банкротстве физических лиц

Мировое соглашение при банкротстве физических лиц

Как проверить сведения о банкротстве юридического лица

Как проверить сведения о банкротстве юридического лица? Пошаговый порядок

Увольнение работников при банкротстве предприятия

Порядок увольнения работников при банкротстве предприятия

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

Очень полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ для тех, кто устал от бесконечных звонков коллекторов и решил на них жаловаться. Понятно, что спор, который изучал Верховный суд, касается конкретной коллизии, но для всех остальных такое разъяснение полезно в первую очередь правовым анализом очень распространенной ситуации.

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Наша история началась в Ростове-на-Дону с того, что должница, которую довели до белого каления бесконечные звонки и СМС коллекторов, пожаловалась на них в Федеральную службу судебных приставов. Напомним, что именно эта организация следит, чтобы коллекторы не нарушали закон.

Фото: Getty Images

Приставы жалобу приняли и запросили у мобильного оператора информацию о звонках заявительнице с номера коллекторского агентства. Пытались узнать, как часто те беспокоили должницу. Но получили неожиданный ответ - телекоммуникационная компания ответила им, что у приставов нет полномочий требовать такую информацию. Сотовый оператор плюс к такому ответу попросил суд признать обращение приставов незаконным.

Уточним, что в 2016 году был принят Закон N 230 "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. ". На основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком отдали службе судебных приставов. Так что законом приставам разрешено проверять коллекторов и выписывать административные протоколы за нарушения норм общения с должниками. Но несостыковки все же остались, и их выявила ситуация в Ростове-на-Дону.

Но сотовая компания отказалась отвечать на запрос пристава и обжаловала их действия в суде. В общей сложности прошло три местных судебных инстанции. И все они приняли решение, что запрос пристава был законным - пристав исполнял свои обязанности. Судьи добавили, что представитель госоргана действовал единственным верным путем, который предусмотрен действующим законодательством для подобных случаев.

Сотовая компания с таким решением не согласилась и пожаловалась на местные суды в Верховный суд.По мнению оператора, у приставов в подобных случаях есть право получить от них доступ только к персональным данным. А конкретно в этом случае пристав хотел получить сведения, которые относятся к тайной связи абонента - юридического лица. И по действующему закону приставы не имеют полномочий запрашивать такую информацию. По мнению оператора, термины "персональные данные" и "сведения об абоненте" - не одно и то же.

Приставы же настаивали, что действовали в рамках своих полномочий и защищали права гражданина. Но Верховный суд изучил материалы дела и решил, что прав именно сотовый оператор - приставам нельзя направлять запросы мобильным операторам с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров абонентов - юридических лиц.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Юристы говорят, что при разработке закона N230 не увидели технические нестыковки нового документа с другими законами. Так согласно статье 53 закона "О связи" информация об абоненте считается сведениями "ограниченного доступа" и может предоставляться третьим лицам без согласия самих абонентов только в случаях, прямо перечисленных в законе. Но это полномочие у приставов в законе N230 действительно прямо не предусмотрено.

Суды в этом деле должны были установить, относятся ли запрошенные у оператора сведения к предмету проверки, которую проводил пристав. Но они этого не сделали. Госорган, по сути, может запрашивать любую информацию в рамках проверки, но при условии, что эти сведения относятся к предмету проверочных мероприятий. Эксперты перечислили, кто может получать информацию об абонентах у оператора связи.

Это органы, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, - могут запрашивать информацию, которая необходима для "выполнения возложенных на эти органы задач". Следом идут приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных. Если речь идет об абоненте - физлице, то эти сведения могут предоставить только по решению суда.

И, наконец, сам суд в рамках рассматриваемых им дел (в объеме, необходимом для такого рассмотрения).

Да и сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую информацию о них запрашивал. Для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить, кто, когда и на каком основании требовал информацию о нем. Правда, может случиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах.

Читайте также: