Кто претендовал на российский престол после завершения смуты

Обновлено: 08.07.2024

Смутное время – это эпоха социального, политического, экономического, династического и духовного кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, классовой и межклассовой борьбой, самозванцами, польской и шведской интервенцией и практически полным разорением страны.

Исторический справочник

Концепции Смуты

Кстати, абсолютно по этой же схеме развивалась и Смута начала 20 века, приведшая к падению Империи. Также начиналась и Смута, первой фазой которой была Перестройка. То есть, первая фаза всех трех русских Смут это боярская фаза, когда элита начинает делить власть.

Вторая схема Смутного времени в России принадлежит историку Платонову, который выделял три периода в истории смуты: династический, дворянский и социально-религиозный. Но по сути дела это тоже самое, что и у Ключевского:

  1. Династический. Бояре и знать борются за власть.
  2. Дворянский. Менее богатые и влиятельные люди подключаются к этим разборкам.
  3. Национально-религиозный. В Смуту включается народ

Причины Смутного времени

Основные причины смутного времени в России можно выразить в следующем:

  • Экономические причины. В результате погодных условий случился голод 1601-1603 годов. Население массово умирало. Доверие к действующей власти падало.
  • Династический кризис. После гибели царевича Дмитрия в Угличе и Федора Ивановича в Москве, династия Рюриковичей прервалась.
  • Социальный кризис. Практически все слои населения России конца 16 - начала 17 века были недовольны своим положением.
  • Политический кризис. В России шла активная борьба за власть между боярскими группировками.
  • Польша и Швеция усиливались и активно выказывали свои претензии на русские земли и престол.

Более детальные причины Смуты приведены в следующей схеме:

Причины Смутного времени

Начало Смуты на Руси

В конечном итоге Земский собор избрал Годунова на царствование, но Боярская дума этому воспротивилась. Произошел раскол. Это классическая черта Смутного времени в России – двоевластие. Земский собор против Боярской думы. Двоевластия возникнет потом после февральского переворота 1917 года. Это будет "Временное правительство" против "Петросовета" или "Красные" против "Белых". Двоевластие в конце 20 века будет следующее - сначала Горбачев против Ельцина. Потом Ельцин против Верховного совета. То есть Смута всегда раскалывает власть на 2 противоборствующих лагеря.

В конечном итоге Борис Годунов переиграл Боярскую Думу и стал царем. Подробнее о том, как это происходило читаем здесь.

Движущие элементы Смутного времени

Нужно понимать, что Смута это массовое явление, в котором принимали участие практически все слои населения и социальные группы. Тем не менее было три крупных сословия, которые сыграли исключительную роль в тех событиях, и о которых нужно рассказать отдельно. Это следующие группы:

Рассмотрим подробно каждую из этих групп.

Боевые холопы

Проблема в России после голода 1601-1603 годов заключалась и в том, что рост численности служилых людей обгонял рост земельного фонда. В стране (даже странно такое говорить о России) не было ресурсов, чтобы обеспечить всех детей дворянских землей. В результате на Руси стал возникать слой "Боевых холопов".

Это были те дворяне, у которых не было земли, но у которых было оружие (мало об этом говорят, но Иван Болотников был из числа Боевых холопов), и которые шли в услужение в качестве военного услуги к какому-то боярину или богатому дворянину. Процент Боевых холопов на Руси в конце 16 начале 17 века был +/-10%. А теперь подумайте вот о чем. События 90-х годов (распад СССР). Тогда тех кто служит в различных частных и охранных фирмах, в армии, и всех вооруженных людей в стране - это как раз те самые 10%. То есть это социальный динамит, который может взорваться в любой момент.

Что такое боевые холопы в начале 16 века? На 25 тысяч дворян в ополчении приходилось до 5 тысяч боевых холопов.

Например после обстрела Ивангорода в 1590 году воеводы повели на штурм 350 стрельцов, 400 казаков и 2382 боевых холопа. То есть боевых холопов было очень много, и их удельный вес в войске изменил его структуру в пользование этих людей. И эти люди были крайне недовольны своим положением.

Именно из боевых холопов происходил руководитель самого крупного восстания низов времен 1602-1603 году - Хлопко Косолап. В 1603 году он подошел к Москве, и чтобы его разгромить пришлось послать регулярное войско.

Стрельцы

Стрельцы, как военное подразделение, были созданы в середине 16 века. Несомненным достоинством его создания было то, что именно благодаря стрелецкому войску была взята Казань. В Москве стрельцов было 10 тысяч человек (то есть достаточно большая социальная прослойка). В других крупных городах до 1 тысячи человек. Оклад стрельцам составлял от 7 рублей в Москве до 0,5 рубля на окраинах. Получали они и хлебное жалование.

Проблема была в том, что полностью они получали деньги только во время военных действий. Кроме того стрельцы получали деньги с большой задержкой, поскольку те, кто раздавал деньги, по русской традиции - воровали. Поэтому стрельцы, жившие в посадских поселениях, держали огороды, занимались торговлей, некоторые даже бандитизмом. Поэтому они чувствовали социальное родство с посадскими людьми, т.к. образ жизни и приоритеты их были идентичными.

Казачество в период Смутного времени

Еще одна группа, которая сыграла исключительно важную роль в Смутном времени в России, и которая тоже была недовольна властью - казачество. Общая численность казачества в конце 16 века от Днепра до реки Яик (современная река Урал) оценивается в 11-14 тысяч человек. Казачья организация была следующей: В России это было станица, на Украине - сотня. Вольные станицы не являлись частью правительственных войск, но фактически несли службу по охране границы.

После обнищания на Дон бежали боевые холопы, правительство требовало вывести их, но существовало правило - "С Дона выдачи нет!". Отсюда антиказаческие меры Годунова, который пытался вернуть боевых холопов, поскольку на него давило богатое дворянство. Естественно это вызывало недовольство и казачества. В результате Годунов попал в ситуацию когда всё, чтобы он не делал, проблему не решало, а усугубляло.

Казачество было связано с южными уездами, в которых социальные противоречия и так отличались остротой, потому что в южные уезды бежали те кто был обижен властью. То есть казаки это такой обособленный пласт, который всегда считал себя выше остальных.

Начало открытой стадии Смуты

Таким образом, можно сказать, что на рубеже 16-17 веков в России сложилась взрывоопасная ситуация:

Было выработано очень много "социального динамита" и оставалось только заинтересованным лицам зажечь фитиль. И его зажгли одновременно в России и в Польше. В начале 17 века сложилась ситуации в России, которая способствовала переходу Смутного времени из латентного (скрытого) состояния, в состояние открытое.

Карта Смутного времени

Карта Смутного времени

Первая стадия Смуты

  1. Шла династическая борьба за власть.
  2. Появился Лжедмитрия 1.
  3. Масштабы Смутного времени были еще небольшими. Фактически вовлечена в них была пока только элита.
  4. Убийство Лжедмитрия 1.

Вторая стадия Смуты

После свержения Лжедмитрия Василий Шуйский стал царем. Кстати, далеко не последнюю роль в убийстве самозванца сыграл сам будущий царь. Большинство историков сходятся во мнении, что это был именно его заговор, который он с блеском реализовал. Воцарение Шуйского, как считал историк Платонов, это начало вступления Смутного времени во второй период (дворянский), отмеченный уже не только династической борьбой за власть, но и глубокими социальными конфликтами. Хотя начиналось правление Шуйского очень неплохо, с подавления восстания Болотникова. Вообще восстание Болотника это крайне важная вещь для понимания сути Смуты в России. Опять же, подробно рассматривать этот вопрос в данной теме не будем, поскольку эта тема уже была нами разобрана. Вот ссылка для ознакомления.

Важно понимать, что восстание Болотникова это не крестьянская война, как нам часто пытаются ее представить, а борьба за власть в условиях Смуты. Болотников был человеком Лжедмитрия 1, всегда действовал от его имени и преследовал конкретную цель – власть.

Смутное время в России характеризовалось следующим явлением. Вольное казачество, особенно на заключительном этапе Смуты, претендовало на замену дворянства в его функции военной защиты страны. То есть у Смутного времени было много измерений, но очень важным измерением была борьба дворянства и казачества за то, кто станет главным военным сословием страны. Казаки бились не за свободу. Это они потом, при Разине, через 50 лет после окончания Смутного времени, будут биться за свободу. Здесь они бились за то, чтобы занять место дворянства. Это стало возможным из-за того, что Опричнина, раскачав ситуацию в стране, оставила некоторые пустоты.

Тушинцы и их роль в Смуте

На этой стадии произошло:

  • Победа царских войск над Болотниковым.
  • Появление Лжедмитрия 2.
  • Смута приобретает массовость. Все большее число людей оказывается вовлеченными в события.
  • Формирование Тушинского лагеря, как альтернативы действующей власти.
  • Отсутствие элементов интервенции.

Третья стадия Смутного времени в России

Смерть Тушинского вора и начало хозяйничества поляков в Москве стало началом 3 фазы Смутного времени в России - национально-религиозной или общесоциальной. Ситуация максимально упростилась. Если до 1610 года ситуация была очень сложной, потому что одни русские силы призывали на свою сторону иностранцев, другие русские призывали других иностранцев, т.е. такая смешанная ситуация. Теперь ситуация стала очень простой: вот поляки католики, а вот русские православные. То есть борьба стала национально-религиозной. И ударной силой этой национальной борьбы стали Земские ополчения.

Конечными героями этих события стали Минин и Пожарский, которые выбили поляков из страны. Но опять же не стоит идеализировать образы этих людей, поскольку мы мало, что достоверно знаем о них. Известно только, что Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо, и его поход на Москву был родовым гербом, что напрямую указывает на его попытку захвата власти. Но это уже другая история. Можете прочитать в этой статье о событиях тех лет.

  • Началась польская и шведская интервенция в Россию.
  • Убийство Лжедмитрия 2.
  • Начало Земских ополчений.
  • Захват Москвы Мининым и Пожарским. Освобождение города от польских захватчиков.
  • Созвание Земского Собора 1613 года и воцарение новой правящей династии - Романовы.

Окончание Смутного времени

Конец Смутного времени

Формально Смутное время в России завершилось в 1613-1614 годах, с началом правления Михаила Романова. Но по факту в этот момент было сделано только следующее - поляки выкинуты из Москвы и. И все! Окончательно решить польский вопрос удалось только в 1618 году. Ведь Сигизмунд и Владислав активно претендовали на российский престол, понимая что местная власть там крайне слаба. Но в итоге было подписано Деулинское перемирие, по которому Россия признавала все завоевания Польши в период Смуты, а между странами устанавливался мир на 14,5 лет.

Но была еще и Швеция, которую призвал Шуйский. Мало кто об этом говорит, но Швеция владела практически всеми северными землями, включая Новгород. В 1617 году Россия и Швеция подписали Столбовский мир, по которому шведы вернули Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.

Последствия Смуты для России

Смутное время это всегда тяжелая фаза, которая очень сильно бьет по стране, и из которой потом очень долго нужно выходить. Так было и в России. Смута формально прекратилась с воцарением Романовых, но по факту это было не так. Еще долгие годы русские цари активно боролись с пассивными, но все же с элементами Смуты, в стране.

Если говорить про последствия Смутного времени в России, то можно выделить следующие основные последствия:

  1. Россия сохранила свою независимость и право быть государством.
  2. Создание новой правящей династии Романовых.
  3. Страшное экономическое разорение и истощение страны. Простые люди массово бежали на окраины.
  4. Падение авторитета церкви. Люди не могли понять, как церковь могла допустить такую пассивность в борьбе с интервентами.
  5. Произошло полное закрепощение крестьян, чего раньше не было.
  6. Россия потеряла часть своей территории (Смоленск, Балтику (выход к которой потом так настойчиво будет добиваться Петр 1) и Северные регионы страны).
  7. Военный потенциал страны был фактически уничтожен.

Это основные последствия, которые были крайне важны для страны, но самое главное - Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.

Последствия Смуты

Сложность толкования Смуты

Смутное время было очень неудобным для советских историков. Дореволюционная историография не создала строгую концепцию смуты. Есть схемы Ключевского и Платонова (мы позже поговорим о них) - они эмпирически очень неплохо отражают реальность, но концепции Смуты они не дают. Потому что для того чтобы разработать концепцию Смутного времени в России нужно сначала разработать концепцию русской истории и концепцию самодержавия. Но этого не было. У советских историков совсем дела плохо обстояло с концепцией Смуты. Собственно никакой Смуты советские историки не изучали. Пример профессора Андрея Фурсова:

То есть Смуту рассеяли, словно ее и не было. И понятно почему. Дело в том, что в Смутном времени для советских историков в противоречие пришло буквально все. С классовой точки зрения советский историк должен был стоять на стороне Ивана Болотникова, потому что он боролся против эксплуататоров. Но дело в том, что Иван Болотников был человеком Лжедмитрия 1 (об этом мы ниже будем говорить), а Лжедмитрий был связан с поляками и шведами. И получается, что восстание Болотникова это элемент деятельности Лжедмитрия по предательству страны. То есть, это то, что бьет по государственному строю России. С патриотической точки зрения советскому историку никак нельзя было быть на стороне Болотникова. Поэтому решили сделать очень просто. Смутное время интегрально рассекли: восстание Болотникова это одно, а интервенция - другое. Лжедмитрий вообще третье. Но это была абсолютная фальшивка. Всё было намного сложнее. И Все это было очень тесно связано, и никакого Болотникова бы не было без Лжедмитрия и Смуты.

Чем фактически была Смута в истории России

Смута, безусловно, была революционным событием. Чем принципиально революция отличается от восстания? Кто знает, кстати, когда термин "революция" появился, как политический? Подсказка - есть какая-то связь между словом "революция" и "револьвер"? Помимо того что в революциях используются револьверы. Есть какая-то связь в названиях "революция" и "револьвер"? Дело касается того, что барабан "крутится". Сначала революция появился в 1688 году во время, так называемой, "Славной революции" в Англии, когда как бы все вернулось на круги своя. То есть изначально революцией назывался поворот на 360 градусов. Совершили оборот и вернулись на свои места с некоторыми изменениями. Но со времен французской революции 1789-1799 годов революциями стали называть поворот не на 360 градусов, а на 180. То есть повернулись, но не вернулась в предыдущую точку.

Любые народные движения можно разделить на 3 категории:

  1. дворцовые перевороты. Это разборки элиты.
  2. восстания и бунты. Активное участие принимает население.
  3. революции. Когда происходят революции, происходит следующее - часть элиты входит в союз с частью населения, и бросает его против другой части элиты. Так что на какой-то момент верхушка самая начинает выражать интересы общества, а не только свои. Поэтому на короткий момент революции происходит единение. Потом в большинстве случаев элита обманывает общество.

И в Смутном времени начала 17 века, безусловно, видны некоторые революционные черты, тем более что после Смуты окончательно встал на ноги самодержавно-крепостнический строй, которого до этого на Руси не было.

Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Содержание:

Избрание Патриарха Московского и всея Руси

После смерти 17 (27) февраля 1612 года Патриарха Московского и всея Руси Гермогена не менее важным, чем избрание нового русского царя, был вопрос избрания Патриарха Русской Православной Церкви. Тем более, что для подтверждения божественного происхождения власти русского царя настоятельно необходимо было Венчание на царство (Священное коронование) и проведение обряда помазания на царство Патриархом Московским и всея Руси.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Преподобный Дионисий архимандрит Радонежский

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В апреле 1613 года в Москву приехал Константинопольский патриарх Тимофей II Мармаринос (октябрь 1612 – март 1620). 10 (22) апреля 1613 года в день Иверской иконы Божией Матери предстоятель первой среди равных православных церквей совершил интронизацию по чину поставления Московского патриарха Дионисия Радонежского.

Избрание русского царя

Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий – с середины XVI до конца XVII века. Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Соборная площадь Московского Кремля

Созыв собора

Кандидаты на престол

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии (как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей):

Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с властями Речи Посполитой и не рассматривались как реальные кандидаты на русский престол.

Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В.В. Голицына[4] (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов. Кроме того, его постоянные метания от одного правителя к другому отвращали от него большинство представителей Земского собора.

В списках кандидатов присутствовали также князь Трубецкой Дмитрий Тимофеевич[5], князь Черкасский Дмитрий Мамстрюкович[6] и князь Пронский Пётр Иванович[7]. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но они не были родственниками Ивана Грозного и Фёдора Ивановича и их боялись.

Хотя Трубецкой был из Гедиминовичей, но он подорвал свой авторитет среди боярства командованием казаками, которые при этом поддержать его претензии на трон не хотели и не могли. Так же ранее дискредитировал себя служением Лжедмитрию II и имел незначительную поддержку князь Черкасский.

Таким образом, князь Пожарский Дмитрий Михайлович Благословенный являлся практически единственным реальным претендентом на русский престол, имел неоспоримые преимущества на соборе, и за ним стояла реальная военная сила, с которой его политическим противникам приходилось считаться.

Избрание на царство

Собор открылся 16 января 1613 года под председательством князя Воротынского Ивана Михайловича . Открытию предшествовал трехдневный пост, целью которого было очищение от грехов смуты. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных – Успенский собор Московского Кремля, сходились в котором день за днем.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Успенский собор Московского Кремля

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Утверждённая грамота Земского собора об избрании на царский престол князя Пожарского Дмитрия Михайловича Благословенного

Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицин со ступеней Успенского собора Московского Кремля провозгласил решение земского собора.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Московский Кремль 21 февраля (3 марта) 1613 года

23 апреля (3 мая) мая 1613 года в День Святого Великомученика и Победоносца Георгия в Москве состоялось Венчание на царство (Священное коронование) и Патриархом Московским и всея Руси Дионисием обряд помазания на царство Великого Государя Царя и Великого Князя всея Руси Дмитрия Михайловича Благословенного.

Отмена местничества

Для укрепления власти избранного Государя необходимо было назначить на дворцовые, приказные и воинские должности верных и решительных людей, происходивших как правило не из самых знатных родов, что настоятельно требовало скорейшего устранение местничества. Собор должен был не только навсегда отменить самый обычай, но и сделать совершенно невозможным возвращение к нему когда-либо.

Теперь, с отменой местничества, правительству уже не нужно было считаться, при назначениях на должности, с тем, к какому роду принадлежит данное лицо, и можно ли его назначить под начальство менее знатного по происхождению, но более способного. Это значительно облегчало выбор и улучшало состав должностных лиц во всех областях государственного и военного управления.

Примечания:

[2] Архимандрит Дионисий Радонежский (в миру – Давид Фёдорович Зобнинов, ок. 1570, Ржев – ок. 5 (15) мая 1633 года, Троице-Сергиева лавра) родился в посадской семье. При крещении был наречён Давидом (в честь Давида Солунского). Когда ему исполнилось 5 или 6 лет, его родители переехали в Старицу, где отец стал старостой Ямской слободы. В этот же период Давид был отдан на воспитание местным священникам: Гурию Ржевитину и Герману Тулупову.

Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей вступил в брак с женщиной по имени Васса, которая родила ему двоих сыновей – Василия и Козму. В этот же период стал священником при церкви Богоявления, находившейся в одном из владений Свято-Успенского монастыря в Старице. После смерти жены и обоих сыновей (в 1601–1602 годах) был пострижен под именем Дионисия в этом же монастыре, где вскоре стал казначеем, а в середине 1605 года или в августе 1607 года – архимандритом.

[3] В реальной истории это решение было принято на Московском соборе 1620 года. Решением Большого Московского собора 1666-1667 годов заменено чиноприемом через миропомазание.

[4] Князь Василий Васильевич Голицын (1572 год – 25 января 1619 года) – полководец и видный деятель Смутного времени; дворянин московский и воевода, затем боярин (с 1591 года). Старший из трех сыновей боярина князя Василия Юрьевича Голицына (умер в 1584 году) от брака с Варварой Васильевной Сицкой, вдовой боярина Ф. А. Басманова-Плещеева. Младшие братья – князья Иван и Андрей Голицыны.

В 1603–1604 году служил судьёй Московского судного приказа. В 1604 году назначен Борисом Годуновым в передовой полк, направленный против Лжедмитрия I, участник битвы под Новгородом-Северским. После смерти царя Бориса Годунова вместе с П.Ф. Басмановым изменил Фёдору Борисовичу Годунову под Кромами, перешёл на сторону самозванца, приказав себя связать, чтобы представить себя пленником.

В начале июня 1605 года князь Василий Голицын был прислан Лжедмитрием в Москву как наместник и руководил убийством Фёдора Годунова. В дальнейшем неизменно был на стороне победителей во всех конфликтах, участвовал в свержении и Лжедмитрия (один из организаторов заговора в 1606), и Василия Шуйского (1610).

Весной 1608 года боярин Василий Голицын вместе с боярином князем Дмитрием Ивановичем Шуйским (братом царя) в качестве второго воеводы большого полка возглавил русское войско, которое было дважды разбито князем Романом Рожинским, главным воеводой Лжедмитрия II. После поражения под Болховом В. В. Голицын вместе с другими воеводами бежал с поля боя.

В.В. Голицын участвовал в посольстве к Сигизмунду III (1610), был задержан в Польше как пленник вместе с митрополитом Филаретом. Несмотря на это, его имя называлось среди кандидатов в цари на Земском соборе 1613 года. Умер в Вильно, находясь польском плену в 1619 году. Потомства не оставил.

22 октября (4 ноября) 1612 года казаки князя Дмитрия Трубецкого взяли штурмом Китай-город. Этот день стал церковным праздником Казанской иконы Богоматери (в память освобождения Москвы). Через два дня поляки начали переговоры о капитуляции, и Смутное время подошло к концу.

[6] Князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский ближний боярин и воевода в Русском царстве, был одним из самых ревностных приверженцев Лжедимитрия II, так как в 1610 году из московских знатных людей только он да Дмитрий Трубецкой остались при нём в Калуге. Однако, в следующем 1612 году имя Черкасского встречается среди деятельных сподвижников Кузьмы Минина. Дмитрий Мамстрюкович был послан против гетмана Яна Ходкевича и побил его. Выгнал казаков из Антониева монастыря в Бежецком уезде и из Углича. На жалованной грамоте Дмитрию Трубецкому, данной в 1613 году во время междуцарствия от Боярской думы, Василий Бутурлин приложил руку и за себя, и за князя Дмитрия Черкасского. Считаясь главным претендентом, не хотел собственноручно отречься от своих претензий на престол. На грамоте об избрании на царство, за него расписался князь Василий Туренин.

1 марта 2012 было опубликовано Обращение к соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской государственности Главы Дома Романовых Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны. В нем в частности говориться: "400 лет назад наша Родина была терзаема страшной, невиданной доселе Смутой. Всё собранное на протяжении веков ценой невероятных трудов и жертвенных подвигов народа, оказалось на грани полного уничтожения. Обезглавленная страна гибла от гражданской войны и внешнего нашествия, от растерянности и измены правящего слоя, от равнодушия, ожесточённости, подозрительности, взаимной ненависти, трусости, лжи, подлости и корысти, охвативших все без исключения сословия…Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В первую и главную очередь – это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших нашу страну. Нисколько не приуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея. "

Что же такого знаменательного произошло 400 лет тому назад? Почему избрание на царствование Михаила Романова было столь важным для жизни всей России? Были ли другие кандидатуры на престол и почему выбор пал не на них? Какую роль в решении данных проблем сыграл Земский собор 1613 года?

Основополагающий вопрос: какую роль сыграл Земский собор 1613 года в выборе новой правящей династии в России?

Цель работы: сравнить разных претендентов на царский престол и выяснить причины избрания на царствование Михаила Федоровича Романова

1. Изучить исторические предпосылки избрания Михаила Федоровича Романова на царский престол.

2. Познакомиться с претендентами на царствование и сравнить их шансы в предвыборной борьбе.

3. Выяснить причины избрания на царствование Михаила Федоровича Романова

4. Определить роль Земского собора в выборе новой правящей династии в России.

История России на рубеже XVI - XVII веков изобилует событиями. Государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Оно стояло на грани распада. Враги - шведы и поляки - захватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Бедствия породили широкое народное движение. Государство переживало затяжной и сложный морально-политический и социально-экономический кризис. Результатом которого стала смена царских династий в России - династия Рюриковичей сменилась династией Романовых.

О кандидатах на престол

• Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III

• Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей.

• Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В. В. Голицына (он был в польском плену) лишало этот род сильных кандидатов.

• Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с поляками. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод.

• Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

• Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью.

Из восьми кандидатов в цари, выставленных от лица боярства, четверо (Ф.Мстиславский, И.Воротынский, Ф.Шереметев, И. Романов) как члены пресловутой семибоярщины находились вместе с поляками в Москве в 1611-1612 гг. при штурмах ее первым и вторым ополчениями. То есть были лицами, заведомо неприемлемыми для освободителей столицы. Пятый, стольник И. Черкасский, и вовсе воевал на стороне поляков против первого ополчения, был русскими взят в плен, но по знатности рода прощен. Князь Пронский в этом списке - единственный вельможа, не связанный с Москвой. Он происходил из рода великих князей Рязанских. Являлся одним из немногих представителей знати во втором ополчении, но был совершенно не известен большинству членов собора.

Таким образом, лишь двое фигурантов боярского списка - активные участники борьбы с поляками в рядах первого и второго ополчений князья Д. Трубецкой и Д. Пожарский - могли реально претендовать на российский престол.

О Михаиле Федоровиче Романове

Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Гермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим.

О роли Земского собора

Дальнейшие события показали, что выбор оказался не худшим. И даже хорошо, что долгие годы Михаил был только номинальным правителем, а реальная власть была в руках людей с большим жизненным опытом – сначала его матери, а затем отца, патриарха Филарета, который по возвращении из плена был официально провозглашен соправителем царя.

Постепенное преодоление последствий Смутного времени, женитьба Михаила и рождение наследника престола создавали в стране убеждение, что новая династия – это надолго.

Выводы и заключение

Уставшая от великих бедствий в период Смуты, Россия нуждалась в стабильности во всех сферах жизни, прежде всего в восстановлении государственности. Для этого было необходимо избрать такого государя, который устраивал бы все сословия и группировки. Участники Земского собора 1613 года это понимали и сумели найти компромиссный вариант на престол в лице Михаила Федоровича Романова.

Земский собор 1613года является ярким примером того, что умение договариваться, принять правильное решение – это первый шаг, который помогает восстановить страну, поднять ее с колен. Это верное доказательство патриотизма наших предков. На мой взгляд, именно этого качества не хватает многим политикам и влиятельным людям современной России.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Окончание Смутного времени"

Огромную роль в изгнании интервентов и окончании Смутного времени в России сыграл простой народ: крестьяне, посадские люди, купцы.

Так, например, героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Зимой 1613 года будущий царь Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой находился в одном из сёл своей костромской вотчины.


На поиски Михаила Фёдоровича отправился польский отряд, чтобы захватить юного Романова, потому что после его смерти на российский престол смог бы претендовать король Речи Посполитой Сигизмунд III либо его сын Владислав.

Польскому отряду не удалось найти дорогу к селу, и они приказали крестьянину Ивану Сусанину указать им дорогу. Но Сусанин не выдал им убежище царя и завёл в непроходимые болота. За это он был зверски убит поляками, но и им самим не удалось выбраться из болот и погубить будущего государя. А Михаил Фёдорович и инокиня Марфа смогли укрыться в Ипатьевском монастыре.

Со времён Екатерины II Иван Сусанин считается спасителем Михаила Фёдоровича – основателя династии Романовых в России.

Вопросы занятия будут следующими: распад тушинского лагеря; Семибоярщина; первое ополчение; второе ополчение и освобождение Москвы; воцарение династии Романовых.

Лжедмитрий II только обещал выплатить жалованье польским наёмникам, однако дальше обещаний дело не зашло. Кроме этого, войско самозванца проигрывало в боях со Скопин-Шуйским. А после официального объявления России войны Сигизмунду III уже не нужен был Лжедмитрий II. Польский король нуждался в дополнительной военной силе, поэтому приказал наёмникам из тушинского лагеря прибыть под Смоленск.

Проблемы в тушинском лагере нарастали с каждым днём. Лагерь самозванца начал распадаться. Лжедмитрием II были недовольны и польские наёмники, и русские тушинцы. Опасаясь за свою жизнь, он в декабре 1609 года переоделся крестьянином и бежал в Калугу.

Оставшиеся тушинцы собрались вокруг патриарха Филарета. Их объединяла общая идея. Они не возражали против избрания царём сына Сигизмунда III Владислава, но только в том случае, если польский принц примет православие. Но даже после этого движение самозванца не было уничтожено. Опорой Лжедмитрия II стало население территорий, не разграбленных тушинцами.

Находясь в Калуге, самозванец призывал русских людей бороться с польскими интервентами и не дать им установить в России католичество. Более того, после разгрома армии Василия Шуйского под Клушино отряды Лжедмитрия II остались единственным боеспособным войском, которое могло остановить наступление поляков на столицу России.

Лжедмитрий II опять привлёк к себе множество сторонников и двинулся на Москву. Ему вновь присягнули многие города. Новый лагерь самозванца расположился в селе Коломенское к югу от столицы. Даже часть населения Москвы была согласна признать Лжедмитрия II своим государем.

Разгром войска Василия Шуйского под Клушино окончательно подорвал авторитет царя. В июле 1610 года он был свергнут заговорщиками и насильно пострижен в монахи.

Управлять государством начало правительство, которое состояло из семи бояр. Его возглавил князь Фёдор Иванович Мстиславский.


Однако бояре не имели такого влияния, как Лжедмитрий II. Они боялись, что тот может лишить их власти. Поэтому, чтобы продолжать управлять государством, ими было решено призвать на русский престол польского принца Владислава.

В августе 1610 года бояре подписали соглашение с гетманом Станиславом Жолкевским о приглашении Владислава на российский трон, но принц должен был принять православную веру. Население Москвы раскололось. Часть москвичей присягнула на верность Владиславу, часть – направилась в лагерь к Лжедмитрию II. Московский патриарх Гермоген был резко против приглашения на престол Владислава. В Москве нарастало недовольство, которое могло привести к восстанию. Испугавшись народного волнения, бояре тайно впустили поляков в столицу. Патриарха Гермогена заключили в Чудов монастырь. Там он умер от голода в начале 1612 года.

В октябре 1610 года к Сигизмунду III прибыло представительное посольство во главе с патриархом Филаретом. Польский король потребовал сдачи Смоленска и заявил, что сам хочет стать российским царём, однако он не принял условие перехода в православие. Выполнение требований Сигизмунда III означало бы присоединение России к Речи Посполитой и распростанение католической веры среди русского населения. Российские послы не могли пойти на такие условия, поэтому переговоры затянулись. А в апреле 1611 года Филарета и остальных наиболее влиятельных русских послов по приказу польского короля арестовали и отправили в Речь Посполитую.


Народ не доверял правительству Милославского и не уважал его. Российское общество раскололось: многие города на западе страны присягнули на верность Владиславу, на севере – шведскому принцу, кое-где законным правителем признавали новорожденного сына Марины Мнишек. Нарастала опасность полного уничтожения Российского государства.

Все эти события вызвали подъём национально-освободительного движения.

Первое народное ополчение было создано в Рязани. Его возглавил Прокопий Ляпунов. К ним примкнули остатки русских тушинцев, главарём которых был князь Дмитрий Трубецкой, и казацкие отряды из тушинского лагеря во главе с Иваном Заруцким. Передовым отрядом народного ополчения командовал князь Дмитрий Пожарский.

В марте 1611 года отряд Пожарского занял окраину Москвы. Они блокировали город со всех сторон, но освободить Москву им не удалось. В это время в лагере ополченцев начали возникать конфликты, в результате которых казаки зарубили Прокопия Ляпунова. После этого большинство приверженцев Ляпунова покинуло ополчение.

В крайне тяжёлом положении оказалось и само Российское государство летом 1611 года: в июне 1611 года после 20-месячной осады войска Сигизмунда III всё-таки заняли Смоленск, на юге возобновили свои набеги отряды крымского хана, Англия хотела овладеть Русским Севером.

Осенью 1611 года центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Выдающаяся роль в организации второго ополчения принадлежала нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину.

Понимая, что только силами нижегородцев нельзя преодолеть врагов, Минин и его сторонники начали рассылать по всей России грамоты с призывом встать на защиту Отечества. В результате в Нижнем Новгороде стали сосредотачиваться вооружённые отряды из Поволжья, Западной Сибири и Севера. Объединённое войско возглавил князь Дмитрий Пожарский, так как он уже проявил себя как смелый и решительный военачальник и, что важно, не сотрудничал ни с самозванцами, ни с интервентами. Он оказался и хорошим дипломатом и смог не допустить союза поляков со шведами. Кузьма Минин стал ответственным за пополнение войска и его обеспечение.


В феврале 1612 года ополчение из Нижнего Новгорода через Северо-Восточную Русь двинулось на Москву. На 4 месяца ополченцы остановились в Ярославле. За это время Дмитрий Пожарский обучил войско, пытаясь добиться согласованности в действиях всех отрядов.


К июлю 1612 года народное ополчение преобразовалось в боеспособное войско. Оно двинулось на Москву. На помощь осаждённым в столице полякам подошёл с войском гетман Ян Ходкевич.

Первый бой народных ополченцев с войсками гетмана и кремлёвским гарнизоном поляков состоялся 22 августа 1612 года. Войску Пожарского удалось обратить в бегство отряды Ходкевича. Остальные же поляки вынуждены были укрыться за стенами Кремля.

Утром 24 августа началось главное сражение, в ходе которого Кузьма Минин с дружиной с тыла ударил по лагерю врага. Среди поляков началась паника. Сам Ходкевич с позором бежал из Москвы.

Польские войска, которые засели за стенами Кремля и Китай-города, сдаваться не хотели, даже несмотря на своё отчаянное положение и страшный голод. 22 октября войска народного ополчения заняли Китай-город.

4 ноября 1612 года сдались остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 года в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства.

Освобождение Москвы подняло волну всеобщей всенародной борьбы против оставшихся на территории России иностранных захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского разбивали и изгоняли иностранные отряды.

После освобождения страны необходимо было восстановить в России государственную власть и выбрать нового царя. Для этого надо было созвать Земский собор. Извещения о нём были разосланы Мининым и Пожарским в ноябре 1612 года.

Земский собор начал свою работу в январе 1613 года. В нём принимало участие около 700 человек, среди которых были представители дворян, бояр, духовенства, казаков, стрельцов, а также посланцы 50 городов. При обсуждении вопроса о выборе нового царя изначально были отклонены все кандидатуры иностранцев.

21 февраля (3 марта по Григорианскому календарю) 1613 года царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов. Он являлся сыном тушинского патриарха Филарета и родственником по материнской линии царя Фёдора Ивановича.


Земский собор 1613 года сыграл важную роль в укреплении российской государственности после сложного для России Смутного времени. Но из Смуты страна выходила ещё несколько лет.

Таким образом: правящей верхушке общества не удалось вывести страну из Смуты. Бояре и дворяне только усугубили её. Москву и Россию от интервентов удалось освободить народному ополчению. С помощью простых людей были созданы условия для восстановления центральной власти.

Читайте также: