Кто предал иисуса христа на казнь подписал смертный приговор

Обновлено: 07.07.2024

. Что же происходит по версии евангелистов? Пилат, этот тупой и жестокий римский чиновник, которого трудно заподозрить в снисходительности или халатности в подобных вопросах и который казнил уже многих других пророков, становится внезапно глух и слеп ко всему, что творится в городе. А когда евреи сами приводят к нему на суд Иисуса, обвиняя его в том, что он подстрекает народ к мятежу и именует себя царём израильским, Пилат всячески пытается его спасти.

1.

Биографические данные о Понтии Пилате крайне скудны. Неизвестны ни годы его рождения и смерти, неизвестно и то, где и в какой должности служил он до своего прибытия в Иудею. Этимология имени Пилата, по всей видимости, происходит от латинского названия копья — pilum. Воины, вооружённые такими копьями, назывались пилатами (pilati). Не исключено, что Понтий Пилат или кто-то из его ближайших предков либо командовал подразделением таких воинов, либо за какое-то воинское отличие был пожалован почётным копьём.

Хотя, как теперь известно, Понтий Пилат не был прокуратором, мы его будем по-прежнему называть именно так, чтобы не создавать ненужную путаницу, тем более, что смысл повествования от этого нисколько не пострадает.

Однако, если мы сравним труды Филона и Иосифа Флавия с евангельскими рассказами, то увидим, что они находятся в странном противоречии друг с другом. В изображении евангелистов Пилат — гуманный и снисходительный судья, стремящийся всеми силами спасти невинного, тогда как Иосиф Флавий и Филон в один голос утверждают, что это был человек исключительно жестокий даже по меркам своего времени.

В общем, сами довели человека до белого каления, гады, а потом ещё и удивляются, почему он стал защищать первого попавшегося бродягу!

Есть и такие исследователи, которые объявляют евангельское описание суда над Иисусом просто глупой фантазией, выдумкой, абсолютно не соответствующей исторической действительности. С какой это стати, говорят они, римскому наместнику, прославившемуся своей вспыльчивостью и неумолимой жестокостью, вдруг потребовалось с риском для собственной карьеры спасать какого-то безвестного еврейского бродягу от смерти? По их мнению, это так не соответствует характеру Пилата и противоречит всему, что мы знаем о нём от Филона и Иосифа Флавия, что не может быть исторической правдой. Этой точки зрения придерживаются многие известные исследователи, такие, как, например, Зенон Косидовский, И.С. Свенцицкая, Веддиг Фрикке, Джоэл Кармайкл, Джеймс Тейбор и др. Они полагают, что никакого препирательства Пилата с иудейскими первосвященниками из-за Иисуса вообще не было; прокуратор, заполучив Христа в свои руки, без лишних слов передал его воинам для бичевания и распятия, и те послушно выполнили приказ. Вот и всё.

2.

Есть, однако, ещё один, третий вариант, который может примирить евангелистов с Филоном и Флавием. Если Понтий Пилат изображён в Евангелиях делающим доброе дело для Иисуса, то это вовсе не означает, что он изменил своим привычкам и перестал быть таким, каким его изобразили Иосиф Флавий и Филон, — злым и бессердечным тираном. А что если он спасал Иисуса вовсе не из альтруистических побуждений, а по каким-то гораздо более прозаическим или даже меркантильным соображениям?

Стоп! Дальше можно не продолжать: взятка! Вот что могло заставить Пилата так упорно выгораживать Христа, несмотря на яростное сопротивление первосвященников и книжников. Видимо, ещё накануне суда кто-то из друзей Иисуса побывал у Понтия Пилата, и, предложив денег, добился от прокуратора согласия выпустить узника.

На мой взгляд, эта гипотеза предпочтительнее всех тех, которые мы только что рассматривали. Во-первых, она не противоречит тому, что мы знаем о Понтии Пилате от Иосифа Флавия и Филона Александрийского, а они утверждают, что он был махровый взяточник.

Во-вторых, эта гипотеза не противоречит и евангельским текстам. Пытаясь за щедрую мзду спасти Иисуса от казни, Пилат оставался всё тем же жестоким и продажным правителем, каким его изобразили в своих сочинениях Филон и Иосиф Флавий. Личность Иисуса не интересовала Пилата в тот момент совершенно — ему нужны были только деньги. Так что, если мы примем эту гипотезу, то кажущееся неразрешимым противоречие между евангельскими текстами и сочинениями Иосифа Флавия и Филона будет снято.

Ну, чем не стиль Понтия Пилата?

В общем, что ни прокуратор, то негодяй, взяточник и вор! И Понтий Пилат, надо полагать, ничем не отличался от своих алчных собратьев. По чистой случайности среди узников, которых он за деньги обещал спасти от смерти, оказался Иисус Христос. И хотя на этот раз у Пилата вышла осечка, и Христа всё-таки казнили, это не помешало возникновению легенды о мнимой гуманности и снисходительности пятого прокуратора Иудеи.

3.

Итак, мы предположили, что наиболее вероятной причиной, побудившей Понтия Пилата настойчиво добиваться спасения Иисуса, была взятка. Очевидно, накануне суда он встречался с кем-то из состоятельных друзей Иисуса и, получив от них немалую сумму денег, обещал свою помощь в этом деле.

Понятно, что подобным образом истолковать эту притчу можно только в том случае, если помнить, что Иисус являлся руководителем общественной организации и, естественно, должен был направлять её деятельность. Притча о неверном управителе как раз и служила этой цели. А вырванная из контекста, она ничего, кроме недоумения и сомнительных предположений, не вызывает.

Понтий Пилат утверждает приговор

Понтий Пилат утверждает приговор Итак, в евангельские времена Палестина находилась под властью Рима, так что нет ничего удивительного, что на страницах Евангелий мы встречаем римских воинов. Но единственный римлянин, о котором там рассказано довольно подробно, – это

Почему Понтий Пилат так упорно старался сохранить Иисусу жизнь?

Почему Понтий Пилат так упорно старался сохранить Иисусу жизнь? Как утверждают историки, Понтий Пилат был человеком грубым и ограниченным, не понимавшим психологии населения управляемой им провинции, – словом, тупым римским чиновником. Его прокураторство (26–36 годы

Понтий Пилат

Понтий Пилат Рано-рано утром, еще до того, как на город опустится испепеляющий дневной зной, Подсудимый был доставлен к резиденции римского наместника Понтия Пилата.Пилат был четвертым по счету наместником Иудеи. Он был послан в Палестину римским императором Тиберием и

Пытался ли Пилат спасти Иисуса?

Пытался ли Пилат спасти Иисуса? Если читать Евангелия внимательно, то видно: авторы не знают, как именно им относиться к Пилату. С одной стороны, именно по приказу Пилата Иисус и был казнен. С другой стороны, Пилат явно не хотел поступать в угоду толпе и вроде бы даже пытался

Понтий Пилат

Понтий Пилат Рано-рано утром, еще до того, как на город опустится испепеляющий дневной зной, Подсудимый был доставлен к резиденции римского наместника Понтия Пилата.Пилат был четвертым по счету наместником Иудеи. Он был послан в Палестину римским императором Тиберием и

Пытался ли Пилат спасти Иисуса?

Пытался ли Пилат спасти Иисуса? Если читать Евангелия внимательно, то видно: авторы не знают, как именно им относиться к Пилату. С одной стороны, именно по приказу Пилата Иисус и был казнен. С другой стороны, Пилат явно не хотел поступать в угоду толпе и вроде бы даже пытался

Понтий Пилат

Понтий Пилат Первосвященники также получили то, в чем нуждались, для того чтобы привести Иисуса к римским властям: Мф., 27: 1–2. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали

Понтий Пилат

Понтий Пилат

Понтий Пилат На судилище было решено, что Иисус Христос должен умереть. Но разрешение на казнь Спасителя должен был дать римский правитель Понтий Пилат.В пятницу рано утром связанного Иисуса Христа привели к Понтию Пилату.В то утро у Понтия Пилата очень сильно болела

Понтий Пилат

Понтий Пилат На судилище было решено, что Иисус Христос должен умереть. Но разрешение на казнь Спасителя должен был дать римский правитель Понтий Пилат.В пятницу рано утром связанного Иисуса Христа привели к Понтию Пилату.В то утро у Понтия Пилата очень сильно болела

Самыми известными из событий двухтысячелетней давности являются свидетельства о распятии Иисуса Христа (имеется более 150 письменных свидетельств). А потому этот момент мировой истории тех давних эпох является наиболее хорошо изучен.

Итак, кто же повинен в казни на Кресте Слова воплощенного?

Евангелие от Иоанна:

Но Пилат возразил:

Так в чью же это волю?

Вот что на эту тему нам сообщают дошедшие до наших времен остатки Русского народного творчества — былины:

А никак, заметим, не римские легионеры.

Они же и стерегли Его в ночь с четверга на пятницу, что подтверждено не только документальными, то есть письменным словом, но и материальными свидетельствами, находящимися в Иерусалиме. Вот что сообщает нам на эту тему в 1701–1703 гг. посетивший Иерусалим московский священник Иоанн Лукьянов:

Вот еще подтверждения тому, что вовсе не римские легионеры плели терновый венец и вовсе не они делили ризы Христа между собою и метали для этого жребий:

Но и Трифон Коробейников, посетивший Иерусалим в 1583 г., в своем хожении никаких римских легионеров не упоминает. Но лишь сообщает о посещении им места:

То есть у святителя Иоанна Милостивого, несомненно пребывавшего в традиции древней Церкви, не было сомнений — кто у Креста делил одежду Иисуса Христа.


Кто повинен в смерти Иисуса Христа?
Кто замыкал в колоду ноги Иисуса Христа в ночь с четверга на пятницу?
Кто плел терновый венец Иисусу Христу?
Кто делил ризы Иисуса Христа по свидетельствам паломников?
Что о деливших ризы Христа сообщает Стоглав?

35. Кто объявляет Иисуса Христа Богом


Нам на сегодня внушено, что Иисуса Христа якобы распинали римские легионеры. Однако это далеко не так: римляне, в лице императора Тиберия, Его не только не распинали, но, по настоянию Понтия Пилата, не смогшего предотвратить Его убийство, объявили Богом. Вот что сообщает Пилат после смерти Праведника императору Рима Тиберию:

Из диалога Клеопы, следующего в Эммаус в день Воскресения после Страстной Пятницы, мы узнаем следующее. Он сообщает, что Иисус Христос:

Причем, и исполнителями приговора были вовсе не римские легионеры. Трифон Коробейников, побывавший в Иерусалиме в 1583 г., вот что сообщает об исполнителях приговора:

Причем, вот кто им назван в качестве судей:

А вот что сообщается об истинных виновниках смерти Иисуса Христа в Евангелии:

И людям, хоть краешком глаза когда-либо утрудившим себя в прочтении Евангелия, давно понятно, что не тот человек виновен в случившемся, который столь отчаянно пытался сохранить жизнь Праведнику, но тот народ, который после уже третьей попытки отменить казнь, кричал:

Итак, может быть, и не оставалось Пилату ничего иного, кроме как умывать руки в надежде лишь на проблески совести в среде собранной первосвященниками толпы? Не посчитал ли он для себя более чем опасным становиться у разбушевавшейся толпы на пути, если и сами воины, призванные защищать представителей порядка, являлись вовсе не римлянами, но представителями все той же диаспоры христопродавцев — первосвященников, князей народа, книжников и их слуг хананеев?

«Следует осознать и понять, что Пилат сделал для спасения Иисуса практически все возможное, кроме одного: он не рискнул подставить свою голову вместо головы Странного Узника.

Напомним о пресловутом “законе об оскорблении величества”, не однократно применявшемся по свидетельству Тацита (Тас. Ann., I, 73) в последние годы царствования императора Тиберия.

Причем, донос был бы стопроцентным, так как Теодор Моммзен вот что на эту тему сообщает:

Кто первым объявляет Иисуса Христа Богом?
Кто предал на смерть Иисуса Христа?
Чей воин пробивает грудь Христа?
Кто являлся судьями у Иисуса Христа?
Что сделал и не сделал для спасения Иисуса Христа Понтий Пилат?

Но кто же это такие? Кто взял на себя кровь Иисуса Христа?

Площадь, на которой Понтий Пилат выносил судебные решения, была в тот момент заполнена первосвященниками и их слугами — хананеями. И вот как описывается Иоанном Богословом произошедшее на этой площади в тот знаменательный в истории момент:

Но и в Гефсиманском саду именно рабы архиереевы принимали участие в аресте Иисуса Христа. Ведь именно рабу в ту памятную ночь отрубил ухо Петр, защищавший с оружием в руках Иисуса Христа:

Они же и охраняли Иисуса Христа во дворе архиерея в ту ночь, когда Петр, в надежде чем-либо помочь Учителю, пробрался туда, где стояла охрана:

Но рабам всегда хотелось, при случае, на ком-либо отыграться за свое униженное подлдое состояние. А потому они же и издевались над схваченным по приказу первосвященников Иисусом Христом:


И вот как хананеи стали слугами.

Во времена Иисуса Навина, когда войско израильское ступило на землю им обетованную, хананеяне запросили мира, отдавая себя и свое потомство в рабство. При этом, что и свойственно для народа сего, они обманули израильтян, сказав, чтобы не подвергнуться тотальному истреблению, что живут далеко от них. А потому израильтяне дали обещание, что не тронут их, так как те живут далеко. Однако же обман вскрылся:

И боялись, как выясняется, очень не зря. Потому они:


Из каких народов состоит секта, до революции в России 1917 г. именуемая жидами?
Кто именуется в Евангелии, в повествованиях о народе, населяющем Израиль, рабами?
Кто охранял Иисуса Христа в ночь со среды на четверг, когда иуда предал Спасителя в Гефсиманском саду
Кто бил Иисуса Христа по щекам во дворе первосвященника?
Для чего хананеи обманули израильтян во времена освобождения Святой Земли от заселивших ее сатанистов?

37. Почему Бог отдавал Израилю землю Хама

И все же, почему именно земля Ханаана должна была подвергнуться захвату людьми, познавшими Бога истинного?

Вот как описывает предысторию заселения Палестины древнерусский писатель Георгий Амартол. Эта местность имеет наименование: Стан Палека — место, облюбованное некогда потомками Сима. Однако же впоследствии:

И если наследники Бога Творца, не изменившие Его Слову, жили строго по Его заповедям, то хананеи исповедовали религию отца лжи. А потому, перед вторжением в Палестину, Моисею было сказано:

Общаться с оставшимися в живых рабами сатанистами народу Израиля, во избежание заражения ересями, было категорически запрещено. В противном же случае:

И такое предостережение, как нам теперь известно, сбылось в точности.

А захватили в плен Россию, ритуально убив Русского Царя и его Семью, именно те самые богоубийцы, которые еще два века назад Христа распяли.

В Евангелии сообщается о книжниках и фарисеях — гонителях Иисуса Христа. Когда они заявляли:

А от кого, в таком случае?


Почему земля Ханаана должна была подвергнуться нашествию израильтян?
Почему народу Израиля было запрещено общаться с хананеями?
За какие прегрешения израильтян в конце концов запустел иерусалим?
Кто в 1917 г. захватил Россию?
Кто является б-гом у секты богоубийц?
38. Хананейский б-г

Как это странным ни звучит, но Иисус Христос совершенно четко указал белым книжникам и фарисеям, имеющим родословную Авраама, что их б-гом, от которого и должны теперь они вести свое происхождение, является, после ухода их с дороги Правды — дороги в храм Русского Бога — Русы, хананейское идолище — Ваал-Фегор: предмет поклонения аморреев и хеттеев — туземного населения страны Ханаан. Именно ему, после предательства Иисуса Христа на заклание, и возносят свои камлания последователи учения тех древних книжников и фарисеев, утвердившие свои догмы в антихристианском Талмуде, книги которого с VI века начали составлять в древнем Вавилоне на аморрейском языке. А ведь это наречие того самого легендарного прародителя антихристианского народа, рожденного от аморрея иерусалимской блудницей — хеттеянкой:

Затем уже книги Талмуда, вобравшие в себя дьявольскую науку сатанистов города Ваал-Гад, находящегося в горах Ермона, были переведены и на хананейское наречие, которое на сегодня общепризнано именовать — иврит. Это наречие хананеев, некогда участвовавших в качестве рабов, мобилизованных израильскими первосвященниками, в аресте, содержании под стражей и казни Иисуса Христа. Именно они и кричали Понтию Пилату:

Вот кем являются те, которые Христа мучили-распинали.

Но что объединяет собой белокожих князей, книжников и первосвященников и, с другой стороны, черных их рабов хананеев?

Общее вероисповедание. Ведь именно в ту пору, когда подошло время явления Христа Его народу, вероисповедание Богу Русе было до неузнаваемости изолгано священством (все тоже происходит и сейчас, когда МП РПЦ идеалы Православия подменяет на идеалы злейшего врага Русской Веры — католичества). Основы веры в те времена были изменены так, что Иисус Христос обвинял фарисеев, самых ревностных приверженцев того времени Закона, в рабстве греху:

И вот до какой степени вероисповедание фарисеев той поры было повреждено. Иисус Христос полностью отделяет поклонение Своему Отцу, Русе, в честь Которого и главный город Иудеи именуется Ие Руса лим (Земля Бога Русы), от предмета их поклонения:

Так кем же является их новоявленный отец?

Вот кем является предмет поклонения книжников и фарисеев, первосвященников и хананеев. Это отец лжи. То есть древний змий, прельстивший когда-то Еву. А потому Иисус Христос говорит книжникам и фарисеям:

От сатаны. Он же хананейское идолище — библейский Ваал-Фегор (Пеор=Перун) — предмет поклонения предавших Христа на распятие жидов: белокожих первосвященников и их чернокожих рабов.

39. Генетика хананеев


На сегодняшний день симбиоз белых израильтян и их черных рабов, хананеев, на сегодня представленных в едином роде-племени, объединенном и общей хананейской религией, доказан и генетически. Пользуясь исследованиями доктора исторических наук, профессора, доктора богословия Олега Жиганкова, на сегодня определено, что гаплогруппа J1, которая появляется на мировой арене 1 050 лет назад и которая представляет собой большую часть проживающих в мире евреев, относится к ашкенази. То есть к представителям польских местечек, являющихся, что наиболее точно подходит ко времени этой группы появления, потомками хазар, чья расовая составляющая зиждется на смешении аморреев и хананеев — желтых и черных племен.

Второй частью современных евреев являются представители гаплогруппы J2, происхождение которой относят ко временам вторжения Израильских колен в Ханаан, которое произошло 3 500 лет назад. Это сефарды. То есть хананеи, проникшие в Европу из дома рабства, то есть с плантаций Персии, где они освободились посредством ухищрений Мордехая и наложницы Есфири, через Испанию. Причем, обе вышеназванные группы, что просто ошарашило за большие деньги заказавших эти исследования еврейских нуворишей, представляют собой выходцев из самых примитивных племен черных людоедов глубинок Африки. Собственно, их людоедство распрекрасно известно уже и в обозримые эпохи: их Ваал-Фегор всегда требовал к себе поклонения человеческими жертвоприношениями.

Вот как плачется о манере поведения своего народа, представляющего собой семя прелюбодея и блудницы (аморрея и хеттеянки), их б-г, отец лжи, — Адонай (ада наитие):

Но почему же, в таком случае, не возобладала в этом народе гаплогруппа белых людей — R1a — гаплогруппа славянорусского народа — колен Израиля?

А вот по какой приобыденной для сатанистского семени причине:

Дьявол вообще-то, что распрекрасно известно, безплоден. А потому его сыновьями эти порождения греха являются исключительно по природе своего появления — от грехопадения. То есть от безпорядочной половой связи детей Ассура-Руссы и иерусалимской блудницы.

Но куда же их девать, если у евреев это не евреи, а у русских — не русские?

Вот, судя по всему, именно такую этническую чистку хананеи и устроили во времена 2-й мировой войны. Ведь очень странно немцы производили убийства еврейского населения на оккупированных территориях: кого-то они убивали, а кого-то не только не трогали, но даже брали себе на службу. Собственно, как на сегодня выясняется, чуть ли ни весь германский генералитет очень тесно своей родословной упирался в еврейскую диаспору. Причем, даже Адольф Гитлер являлся на четверть евреем. И вовсе не рядовым, а родственником супербогачей — банкиров Ротшильдов (кстати — по мужской линии, а потому он имел именно еврейскую гаплогруппу) — вот по какой причине еврейские банкиры столь странным образом спонсировали вроде бы на первый взгляд немецкий национал-социализм.

прокуратор иудеи Понтий Пилат.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

А существовал ли Пилат в реальности?

Да существовал, но когда и кем он был? В своих трудах Тацит и Флавий называют его прокуратором или игемоном, т. е. правителем. Однако это не совсем верно. В 1961 году в современном Израиле в городе Кесария найдена историческая надпись, которая свидетельствующая о том, что Понтий Пилат был в должности префекта Иудеи примерно с 6 по 41 год.

Всего есть три материальных находки доказывающих его существование:

Пилат в библейской традиции

Что есть истина?

Что есть истина?

В Новом Завете описывается суд Пилата над Иисусом Христом. Попробуем выделить основные факты:

Сам суд входит в число Страстей Христовых, считается, что на суде Иисуса подвергли пыткам: возложению тернового венца и бичеванию.

Как сложилась дальнейшая жизнь Пилата?

Начнём с того, что доподлинно известно историкам:

Других более или менее достоверных сведений о его судьбе не сохранилось.

Как и когда он умер

О том, как дальше жил Пилат после распятия, существует множество легенд, которые практически не имеют под собой никаких исторических свидетельств. Приведём наиболее распространённые:

  • 1 версия: записи Евсея Кесарийского. После распятия Христа Пилата стали преследовать многочисленные несчастья и, в конце концов он совершил самоубийство.
  • 2 версия: апокрифическая легенда. Пилат покончил с собой. После самоубийства тело прокуратора было сброшено в реку Тибр, однако река не приняла его. Тогда его отвезли к другой реке – Роне, но и там произошло то же самое. После чего труп Пилата был утоплен в горном озере в современной Швейцарии. Теперь на этом месте болото.
  • 3 версия: точное авторство неизвестно. Согласно этой версии, Пилат был казнён за некий проступок императором Нероном. В городе Вьене была большая пирамидальная колонна, которую довольно долго звали гробницей Понтия Пилата.

4 версия смерти

Но подождите, ведь в романе не описано, как умер Пилат! Как же так?

Да, прямого описания действительно нет. Явно описаны лишь мучения Пилата, которые, по всей видимости, не происходят при его земной жизни. Но описаний самой смерти нет. Булгаков — гениальный писатель, и он не был бы самим собой, если всё было так просто. Кто хорошо знает роман — наверняка догадается о чём идёт речь, а для остальных поясним:

1) Вспомните, как умерли Мастер и Маргарита?

Азазелло наливает вино Мастеру и Маргарите.

Азазелло наливает вино Мастеру и Маргарите.

Азазелло дарит им бутылку вина, они выпивают и умирают:

То есть они пьют то самое отравленное вино, которое пил Пилат. Получается и Пилат тоже был отравлен. Но кем?

2) Как проходит последняя встреча Пилата и Афрания? Они тоже пьют вино:

Некоторые считают это ошибкой автора. Но если это не так, то получается, что именно Афраний – начальник тайной службы, скорее всего, и отравил прокуратора. Он на всякий случай уточняет, какое вино ему приходится пить.

Кроме этих двух явных намёков есть ещё несколько не таких существенных: африканская прислуга, упавшая рука с чашей, разлитое вино. Хотя этих двух моментов вполне достаточно, чтобы понять, скорее всего, Булгаков выдвигает именно такую версию смерти Пилата.

Это ещё не всё… Есть очень интересная и убедительная версия, что Воланд — это и есть Афраний… но об этом мы поговорим в другой статье. Пишите, если вам это интересно!

Чтобы оценить судебный процесс над Спасителем с юридической точки зрения, нужно познакомиться с процессуальными особенностями законодательства того времени и той страны, в которой судили Христа. На этот шаг решился иерей Игорь Шумак.


В истории человечества не было судебного процесса,

имевшего такие значительные последствия, как этот.

Ни один процесс не содержал столь далеко ведущих
признаков судебной ошибки.

Ни один судебный процесс не был освящен

так неудовлетворительно и неполно.
Хаим Коэн

Когда человек читает Евангелие, очень важно осознание того, что он читает Слово Божье. Книгу, написанную и сохраненную в Церкви, членами Церкви, под водительством Святого Духа.

Но не менее важно и осознание того, что Евангелие описывает реальные события, действительно имевшие место в истории человечества. События, происходившие в момент прихода на Землю Сына Божьего, Истинного Бога и истинного Человека.

Важно, чтобы благоговение перед Сыном Божьим, перед делами Бога Слова Воплотившегося не мешало нам в понимании и истинности человеческой природы Христа. Ведь именно осознание того, что Истинный Бог принял плоть человеческую, зачастую мешает нам воспринимать все, что происходило с Ним на Земле, без налета мифичности. Мешает анализировать и оценивать евангельские события всем интеллектуальным и научным инструментарием, которым обладает человечество на сегодняшний день.

На мой взгляд, именно поэтому прав автор строк, вынесенных в эпиграф работы. Все, кто знаком с Евангелием, знают о суде над Иисусом Христом. Но, даже признавая историчность этого события, многие воспринимают этот суд как некое предрешенное свыше и заранее определенное событие, в котором лишь воля Божья и нет ничего от людей – участников этого позорного действа. И даже осознание реальности всех участников описанных в Евангелии событий, зачастую не означает такого же простого признания и их свободной воли и осуществления права выбора в их действиях и поступках, что, совершенно естественно, исключает и возможность анализа и оценки как самого юридического процесса, так и действий каждого из его участников.

Для того чтоб иметь возможность оценить судебный процесс над Иисусом Христом с юридической точки зрения, нужно, в первую очередь, познакомиться с процессуальными особенностями законодательства того времени и той страны, в которой судили Иисуса Христа.

Царь Давид, после того как окончились войны, назначил шесть тысяч левитов, в подчинении у которых были судьи и писцы, для надзора за народом иудеи и для рассмотрения религиозных и гражданских обращений и споров. Роль верховного судьи оставалась за царем. После этого Иосафат создал в Иерусалиме и центральный судебный орган, назвав его Верховным Судилищем. Причем для рассмотрения дел религиозных в нем председательствовал Первосвященник, для рассмотрения дел государственных – князь дома Иудина. Заседали в этом судилище левиты и старейшины, левиты же были и писцами. Именно этот орган и стал прообразом Синедриона времен воплощения Иисуса Христа.

• Точность в обвинении;
• Гласность в разбирательстве;
• Полная свобода для подсудимого;
• Обеспечение против всех опасностей или ошибок свиделетей.

Гражданский и уголовный процессы рассматривались с огромной разницей. И при безусловной осторожности и осмотрительности гражданских процессов уголовные отличались от них в сторону еще большей скрупулезности, осторожности и соблюдения всех формальностей. Причем применение к обвиняемым силы, пытки обвиняемых и истязания были строго запрещены.

При голосовании членов синедриона, если за оправдательный приговор проголосовали с перевесом в один голос – он принимался. Для обвинительного приговора перевес должен был быть не менее двух голосов. Если же суд единодушно голосовал за обвинительный приговор - вступал в силу принцип юридической фикции и подсудимого освобождали от ответственности, мотивируя это тем, что судьи, возможно, вступили в сговор.

Согласно закону, обвиняемый в преступлениях не мог прибегать к услугам адвоката и защищал себя сам. На стороне обвинения не было прокурора, обвинителями выступали сами свидетели.

Кроме того, важная деталь, дело человека, обвиняемого в совершении уголовного преступления, прежде чем будет рассмотрено великим синедрионом, должно пройти т. н. малый синедрион, рассмотрено по существу и вынесено предварительное решение, но осудить человека на смертную казнь, согласно закону, мог только великий синедрион в полном составе.


Христос перед Каиафой. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Кон. XIX века. Россия. Санкт-Петербург

На момент осуждения и казни Иисуса Христа пост первосвященника занимал Кайафа, зять первосвященника Анны, назначенный еще прокуратором Валерием Гратом. Несмотря на то что вскоре Валерия Грата на посту прокуратора сменил Понтий Пилат – он не стал назначать нового первосвященника, и Кайафа продолжал руководить синедрионом, находясь как бы в тени своего влиятельного тестя. Предполагается, что именно Кайафа был инициатором преследования Христа, провокаций и сбора доказательств Его виновности перед законом. И Евангелие рассказывает нам, что Кайафа, используя свою власть первосвященника, после того как фарисеям донесли об исцелении Христом Лазаря, собрал совет и выступил не нем с предположением, что Христа лучше убить:

И в другом месте апостол Иоанн пишет, что Кайафа дал совет иудеям, что лучше Иисусу Христу умереть.

Фактически без следствия и судебного разбирательства синедрион уже вынес обвиняемому смертный приговор. И, вопреки всем требованиям закона, члены синедриона искали путей для придания этому решению вида законности. К Иисусу подсылались люди, задававшие Ему провокационные вопросы, один из которых, о подати императору, имел целью заставить Иисуса высказаться против государственной власти, чтоб и со стороны государства он мог быть признан опасным государственным преступником. Но все усилия властей оказались тщетными – Иисус обходил все ловушки и продолжал Свою проповедь в Иерусалиме. И это вынудило синедрион от скрытных попыток придать своим действиям вид законности к открытыму беззаконию.

Взятие под стражу


Взятие Христа под стражу. Дуччо ди Буонинсенья. Фрагмент Маэсты. 1308—1311 гг. Италия. Сиена. Кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии

Первым явным процессуальным действием по отношению к еще даже не обвиняемому по иудейскому закону Иисусу явился его арест. Нет сомнений, что арест был произведен властью первосвященника, по его приказу, с явным нарушением требований предварительного следствия и ареста лишь в том случае, если обвиняемый может оказать вооруженное сопротивление или предпринять побег. Именно незаконность действий синедриона и полное отсутствие законных оснований для Своего взятия под стражу и пытался подчеркнуть Иисус Христос словами:

Далее, несмотря на то что, согласно законодательству, арестованного нужно было поместить в тюрьму и с утра начать судебное расследование, Иисуса ведут на допрос в дом Анны. По-видимому, Анна председательствовал в так называемом малом синедрионе и поэтому первым рассматривал дело Иисуса. Или же Он был приведен к нему как к самому влиятельному человеку Иудеи. Но, как бы там ни было, то, что Анна начал допрос без привлечения свидетелей, без предварительного рассмотрения дела, явилось еще одним явным нарушением требований закона, согласно которому обвиняемый не может подвергаться допросу прежде обвиняющих его свидетелей. Вопреки этому первосвященник спросил Его об учениках и учении. Иисус же прямо напомнил о нарушении закона, о том, что не Его нужно спрашивать вначале, а свидетелей:

И даже после того как один из служителей ударил Иисуса по щеке, Он пытался вразумлять его, напоминая, что закон запрещает любые истязания обвиняемого:

Этот удар служителя имел очень важное значение как для тех, кто рассматривает дело, так и для толпы, следящей за процессом. Если бы Господь перенес эту пощечину с той же кротостью и молчанием, с какими впоследствии терпел все избиения и муки, всем стало бы понятно, что хоть и не законом, но справедливостью этот удар оправдан и Подсудимый действительно виновен и признает Свою вину. Но Иисус Христос Своим ответом лишил обвинителей такой возможности.

Когда Иисус убедился, что на Его призывы к соблюдению закона судьи избирают сторону беззакония, Он замолк. И больше не предпринимал таких попыток. Как можно говорить о соблюдении законе с теми, кто его уже преступил, причем преступил сознательно.

Из Писания трудно понять, когда и как закончился процесс у Анны и каким образом начался суд в синедрионе, у Кайафы. Когда же Иисус предстал перед судом Кайафы, судьи для придания судилищу видимости законного разыскивали свидетелей. Причем не свидетелей, необходимых для того, чтоб разъяснить дело, свидетелей, готовых дать показания, подходящие для смертного приговора. Даже если это будут лжесвидетельства.

Видя, что все ложные обвинения бездоказательны и их недостаточно, чтоб приговорить Христа к смерти, синедрион развил обвинение о богохульстве Сына Божьего. И эти обвинеия Иисус Христос опровергал. Тогда:


Первосвященник разрывает одежды. Джотто. Фреска. Нач. XIV века. Италия. Падуя. Капелла Скровеньи

И вопрос первосвященника Подсудимому, и его заклинание (по форме напоминающее присягу) стали новыми вопиющими нарушениями закона в ряде других. Ибо никто не мог быть обвинен в преступлении на основе собственных показаний. Даже если это были признания в преступлении. И именно за то, что Христос исповедовал Себя Сыном Божьим, Он и был приговорен к смерти.

И еще одно грубейшее нарушение закона было допущено судом синедриона - Обвиняемый лишен был права на кассационное обжалование приговора. Закон давал право пересмотра решений по любому делу. Запрещался пересмотр оправдательных приговоров, но приговоры обвинительные могли быть обжалованы и пересмотрены в любое время. История знает случаи отмены смертного приговора и возбуждения нового следствия – как Даниил остановил людей, ведущих на казнь Сусанну. И по его требованию было возобновлено новое судебное расследование. Талмудом предусмотрен 30-дневный срок для подготовки кассационной жалобы. Но Христос был лишен такой возможности судом бесчинным.


Ecce Homo (Се, Человек!). Антонио Чизери. 1871

После завоевания иудеи римские власти взяли под контроль главный судебный орган израильтян. Они стали назначать и убирать первосвященников по своему усмотрению, в зависимости от лояльности последнего или от стоящих перед завоевателями задач. Единственное воинское подразделение, которым по разрешению римлян могли располагать еврейские власти, осталась храмовая стража. Смертные приговоры, вынесенные великим синедрионом, в обязательном порядке требовали утверждения представителем римских властей – прокуратором. Существует два противоположных взгляда на отношения синедрион – прокуратор во времена суда над Иисусом Христом. Первый из них – синедрион имел право осудить Христа на смерть, а представитель государственной власти должен был лишь утвердить приговор. Второй – синедрион вообще не имел права осуждать человека на смерть. И все его действия от начала и до конца носили характер превышения и злоупотребления властью. Скорее всего, иудеи, сознавая свое порабощенное положение, необходимость подчинения Риму, часто действиями противились законному положению вещей, показывая этим свою непокорность. Но действия представителя государственной власти тоже нельзя было трактовать как простое утверждение приговора. Понтий Пилат начал свое расследование, невзирая на неудовольствие и гнев толпы. Прокуратор Понтий Пилат, бывший во времена Иисуса представителем Рима в Иудее, был не просто фискальным наместником власти. Он являлся полномочным представителем Тиверия, правителем, наделенным гражданской, судебной и военной властью, и подчинялся напрямую императору. И именно это подтверждает каждое его действие и слово.

Понимая, что если будет названа истинная причина осуждения, приговор не будет утвержден и приведен в исполнение, иудеи придали обвинению видимость преступления против кесаря. Преступления, требующего высшего наказания – смерти. Таким образом, свершились слова Христа, сказанные ученикам:

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

С целью подтврдить или опровергнуть слова толпы иудеев, Понтий Пилат спросил у Христа:
«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Услышав местность, в которой правил в то время тетрарх Ирод Антипа, правитель, обладающий судебной властью, Понтий Пилат решил воспользоваться возможностью избавиться от необходимости собственноручного осуждения Христа. Он предложил толпе отвести Узника к правителю.

Дворец Ирода находился недалеко от претории, сам правитель в предпраздничный день уже был во дворце, но настроение его явно не способствовало серьезному суду. Он открыто развлекался, задавая Иисусу Христу вопросы, желая развлечься, увидев какое-нибудь чудо. Но Иисус молчал. Он видел, что тетрарх, имевший власть разобраться в судебном деле и вынести справедливое по нему решение, превращает суд, вынесший смертный приговор, в потакание своим низменным влечениям. Никак не похож был этот связанный и кроткий Пленник на Того, Который еще недавно представлял опасность и для самого правителя. И Которого он разыскивал, чтоб убить. И теперь тетрарх решил унизить Узника – одев Его в белую одежду, какие одевали кандидаты на высокие посты. Правитель показал тем самым и свое отношение к приговору, не разобрав его по сути, а просто посмеялся над ним и вернул Подсудимого Понтию Пилату.

Пилат понял, что Ирод Антипа не нашел подтверждений приговору синедриона и решил воспользоваться обычаем отпускать в честь праздника Пасхи одного из преступников. Право выбора того, кого можно было бы выпустить, без сомнения, принадлежало игемону. Однако почему-то в этот раз Понтий Пилат предоставил этот выбор толпе. Священник Афанасий Гумеров пишет:


Бичевание Христа. Гвидо да Сиена. 1275-1280 гг. Германия. Альтенбург. Линденау-музей

Сопротивление Понтия Пилата было сломлено. Он совершил преступление, послав на крестную казнь Невиновного, в чем был совершенно уверен.


Пилат умывает руки. Фреска. XVI век. Греция. Афон. Дионисиат

Беззаконный суд свершился. Приговор был вынесен и утвержден. Два суда, два обвинения, два смертных приговора Господу Воплотившемуся, не имевшему вины ни по одному из обвинений, но кротко снесшему все оскорбления и мучения и добровольно Принесшему Себя на Крестную смерть за грехи человечества. Живя среди людей, Иисус исцелял больных, оживлял умерших, кормил людей, дал им надежду в Жизнь Вечную – столько сделал для людей добра! Неужели старейшинам, книжникам и фарисеям, элите этого народа, нужно было так явно и грубо попирать Закон, так подставлять себя под гнев Божий, чтоб убить Его? Вероятно, у тех, кто судил Иисуса, уже не было веры в Бога. Не было страха Божьего и стремления соблюдать Его Закон. Людьми двигал сатанинский страх перед святостью и ненависть человекоубийцы к Сыну Бога Живого.

И снова, и снова возвращаемся к важности понимания того факта, что все эти беззакония творились злой волей свободных людей, творились в отношении Истинного человека, не знавшего греха. И эта злая воля судей и палачей Иисуса высочайшим смирением, неимоверным терпением и истинной любовью, тайнами домотроительства Господнего о спасении человечества обращена была в победу над царством смерти.

Читайте также: