Кто получил власть по наследству в древней руси

Обновлено: 02.07.2024

В диалоге с woelfhen была затронута тема традиционного наследования имущества. woelfhen сказал, что, согласно Готскому праву, имущество наследовал старший сын. Я же при этом вспомнил, что у древних славян старшие сыновья должны были строить свои собственные дома, а в родительском доме вместе с родителями оставался младший сын. То есть родительское имущество переходило к младшему сыну.

Поискав в тырнете, я нашёл статью:

Историки выдвинули теорию о том, что в древности на Руси законное право наследования княжеского престола принадлежало не старшему сыну, как всегда считали, а младшему или третьему. Именно этот обычай стал причиной многочисленных междоусобных войн между братьями.

Историки Евгений Климов из Уральской академии государственной службы и Александр Кабаченко из МГУ им. М. В. Ломоносова задались вопросом, как именно передавался престол в Древней Руси и чем были вызваны постоянные междоусобные войны, сотрясавшие Русь в IX-XI веках.

Сегодня в исторической науке устоялось мнение, что в Древней Руси великокняжеский престол обязательно передавался старшему сыну, однако Климов и Кабаченко усомнились в этом выводе. По их словам, еще Василий Осипович Ключевский, известный историк XIX века, поставил эту теорию под вопрос. Однако тот не пошел дальше вывода о том, что между сыновьями великого князя не было четко установлено право престолонаследия, что приводило к постоянным междоусобицам между братьями после смерти отца. По мнению же Климова и Кабаченко, такое право было установлено, и принадлежало оно не старшему сыну, а младшему, обычно третьему сыну великого князя. Именно поэтому после гибели Святослава Игоревича, великого князя киевского в 945-972 годах, междоусобные войны начались между Ярополком I и именно третьим сыном князя -- Владимиром I. А после смерти Владимира I (великий князь киевский в 980-1015 годах) -- между Святополком Окаянным и опять же третьим сыном князя Ярославом Мудрым.

Ярополк и Владимир

В качестве подтверждения своей теории историки приводят следующие аргументы. После смерти Святослава престол получил старший сын -- Ярополк. Это могло бы подтверждать теорию особых прав старшего сына, однако дальнейшие события ставят их под сомнение. Между братьями началась борьба за власть, в которой Владимир опирался не только на наемных варягов, но и на новгородцев. По мнению исследователей, новгородцы могли принять сторону младшего сына только по двум возможным причинам -- либо ради политических и материальных выгод, либо поддерживая древние традиции. А так как из источников нам ничего не известно о каких-либо выгодах, то, видимо, следует учитывать именно вторую причину.

Более того, как отмечают историки, новгородцам всегда были свойственны консерватизм и приверженность традициям: они долгое время поддерживали волхвов и язычество, когда на Руси уже шла активная христианизация населения. В таком случае новгородцы могли считать именно Владимира законным наследником, следуя в этом вопросе более древней традиции, согласно которой престол передавался не старшему, а младшему сыну. Стоит также вспомнить, что позднее, когда Владимир подошел к Киеву, его поддержали и киевляне, в результате чего Ярополк был вынужден бежать. Не удивителен ли тот факт, что младший сын получил поддержку двух столиц Древней Руси?

Большинство историков считают, что право Ярополка на престол подтверждалось тем, что его отец князь Святослав, отправляясь на войну с Византией, оставил наместником Киева именно старшего сына. Однако по мнению исследователей, дело было лишь в том, что Владимир в то время был еще несовершеннолетним. А это распоряжение Святослава не следует считать его завещанием -- великий князь собирался жить еще долго (он погиб в возрасте 30 лет), завоевать огромные земли и перенести столицу в центр своего будущего великого государства -- на Дунай. Если бы планы великого князя воплотились в жизнь, то Киев перестал бы считаться столицей, а Ярополк остался бы лишь наместником удельного города.

Скифская традиция, право и фольклор

Христианство дало преимущество старшему сыну

Обращаясь к более ранней истории, Климов и Кабаченко отмечают, что Игорь не был единственным сыном Рюрика, как сегодня принято считать. Это подтверждается тем, что в состав русского посольства в Византии в 944 году вошли племянник Игоря и еще один представитель его племянника. А значит, у Игоря должны были быть братья или сестры, вполне возможно, старше его, тем более что Игорь родился уже в конце жизни Рюрика. Поэтому, по мнению историков, в данном случае тоже не следует исключать возможность наследования престола именно младшим сыном согласно древней традиции.

Еще один аргумент, который приводят исследователи, сводится к тому, что в Новгород великий князь чаще всего сажал своих младших сыновей (Святослав I, Владимир I, Ярослав I), а наместничество в Новгороде в IX-XII веках, видимо, являлось обязательным для признания законности прав наследника на престол великого князя.

Исследователи приводят и другие примеры из древнерусской истории, подтверждающие их теорию, и отмечают, что древние традиции стали исчезать после принятия христианства. Со времен Ярослава Мудрого (великий князь киевский в 1016-1054 годах), который отправил наместником в Новгород уже своего старшего сына Владимира, начинает устанавливаться традиция престолонаследия первенцем, которая, однако, далеко не сразу была признана и принята населением Древней Руси.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

В Древней Руси в качестве самого главного и значимого вида наследства среди князей правящего рода являлись вовсе не земли, драгоценности, жены и прочее имущество. Самым важным предметом наследования являлась власть.

Принцип престолонаследия, действующий в те времена, является довольно противоречивым и сложным. К нему не допускались женщины, а между мужчинами власть делилась в соответствии с территориальным признаком.

Специальные правила деления власти и престола носили название – лествичная система наследования. В чем были ее особенности, и до каких пор она действовала на Руси, расскажем далее.

Что такое лествичный порядок наследования?

Лествичное наследование – это родовой принцип княжеского престолонаследия на Руси.

Лествичный принцип наследования предполагал следующие правила властвования:

  • Сначала наследные права передавались по горизонтали между братьями – от старших до младших;
  • После наследные права передавались по вертикали между поколениями – к старшему из братьев младшего поколения.

То есть, проще говоря, это происходило таким образом. Сначала правил старший брат, потом младший, после него – дети старшего брата, после них – дети младшего брата, следом – внуки по старшинству и т.д.

Кто не успевал покняжить по лествичной системе наследования, тот вместе со всем своим потомством выпадал из системы и становился изгоем.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

Лествичное право: особенности

Князья правящего рода осуществляли власть на вверенной им территории. В те времена несколько городов считались особо важными территориями, за право властвования в которых князья даже воевали между собой.

Главным княжеским престолом на Руси считался город Киев, где правил старший в роду. Все следующие по генеалогическому старшинству занимали менее значимые города.

Большую привлекательность с точки зрения властвования представляли такие города Руси как Новгород, Чернигов, Псковск, Смоленск, Ростов, Рязань, Муром.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

При смене главы рода остальным князьям приходилось переезжать из одного города в другой. Кроме того, на основании решения Любечского съезда 1097 года такой же лествичный порядок наследования сохранялся и внутри отдельных княжеств.

В те времена на Руси правил род Рюриковичей, который пошел от князя Рюрика, умершего в 879 году.

Те князья, которые не успевали занять княжеский престол, кроме того, что становились изгоями, получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, принадлежавшем при жизни их отцу.

Кто ввел лествичное наследование?

Считается, что подобные правила наследования ввел перед своей смертью Ярослав Мудрый. Они не носили изначально такого названия, они были в последствии переименованы в лествичное наследование уже после смерти князя.

Принято полагать, что лествичное право начало действовать с 1054 года, когда сыновья Ярослава по завету своего отца разделили русские земли между собой.

Разделение территорий произошло следующим образом:

  • Старший сын Изяслав получил Киев и Новгород;
  • Святослав – Чернигов;
  • Всеволод – Переяславль;
  • Вячеслав – Смоленск;
  • Игорь – Волынское княжество.

На самом деле Изяслав не был старшим сыном Ярослава. Был еще один более старший сын Владимир, который умер в 1052 году, и его сын Ростислав выпал из системы наследования.

Плюсы и минусы лествичного права

Система наследований, действовавшая во времена Древней Руси, является довольно спорной и противоречивой.

Несмотря на то, что действовала она довольно жестко, в истории сохранилось немало случаев отклонения от действующей системы престолонаследия.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

Среди плюсов этого права следует отметить:

  • Жесткий порядок наследования в системе правления;
  • Преемственность поколений;
  • Особый почет у высших слоев населения;
  • Сохранение властвующего рода;
  • Территориальное разделение правления, позволяющее избежать узурпации власти одним правителем.

Безусловно территориальное деление княжеств, которыми управляли разные князья, имело положительный эффект для Руси. Никто не мог злоупотреблять вверенной ему властью. Это модель являлась зачатками федеративного устройства страны.

Однако, отрицательных сторон лествичной системы престолонаследия также было немало:

  • Лествичное право часто нарушалось;
  • Потомки выбывших из очереди князей были обречены и считали это несправедливостью;
  • Развитие междоусобиц, конфликтов, убийств князей;
  • Постоянные переезды князей с дружинами из города в город.

Князьям и их войскам приходилось постоянно кочевать, меняя местоположение. Когда кто-либо из князей умирал, начиналось новое распределение земель. Князьям приходилось покидать уже привычные территории, и идти осваивать новые.

Жители городов тоже не всегда были довольны действующей системой. Они могли устраивать бунты против того или иного князя, которого они не желали видеть при власти на своей территории.

Каким бы строгим и формализованным не был закон, все чаще и чаще вопросы распределения власти решались с применением обыкновенной физической силы.

Примеры нарушений лествичного права

На самом деле принцип престолонаследия Древней Руси был сильно запутан. Хоть женщины и не имели права получать власть над княжествами, они являлись женами мужчин, причем часто в пределах одного рода, которые в свою очередь иногда имели право получать престол.

Сейчас историки выделяют множество примером, подтверждающих тот факт, что наследники могли претендовать на престол и по женской линии.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

В частности, к ним относятся следующие эпизоды:

  • Всеволод Ольгович, женатый на дочери Мстислава Великого, имел большие права, чем Изяслав Мстиславович потому, что дед Всеволода был страшим братом деда Мстислава;
  • Сыновья Игоря Святославовича и Мстислава Ростиславовича претендовали на галицкий престол, так как по матери были внуками Ярослава Осмомысла;
  • Федор Ростиславович был женат на дочери Василия Всеволодовича, по смерти которого занял ярославский престол.

Нарушения правил наследования, как правило, приводили к затяжным и кровопролитным междоусобным войнам. Князья могли убить за власть даже своего родного брата.

Следует отметить несколько самых интересных нарушений лествичного права наследования:

  • Всеволод Большое Гнездо лишил своего сына Константина права престола по завещанию;
  • Киевляне посадили на престол Владимира Мономаха в обход его старшего двоюродного брата Олега Святославовича;
  • Владимир Мономах отдал престол своему сыну Мстиславу в обход наследников Давида Святославовича и Святополка Изяславовича, что стало поводом для развития междоусобной войны 1140 — 1150 годов;
  • Всеволод Ольгович получил киевский престол в обход старших двоюродных братьев Давидовичей.

Даже несмотря на распад Киевской Руси лествичная система наследования продолжала сохраняться аж до начала 14 века. При этом ее жесткость все более и более ослабевала. Однако, тот самый Любечский съезд 1097 года коренным образом изменил лествичный строй наследования, переделав его в удельно-лествичное право.

Князя пытались, объединившись в союзе против половцев, каким-либо образом уменьшить междоусобицы, которые мешали в войне. Было принято решение каждому князю держать свою вотчину, то есть владеть землею своего отца.

Лествичный принцип наследования - voprosy-osago

В Московском княжестве лествичное право закончилось в 1425 года, когда после Василия I Дмитриевича престол перешел к его сыну Василию II, минуя брата Юрия Дмитриевича.

Сегодня в 2019 году такая система наследования престола не действует ни в одной из действующих монархий. Последней страной со схожей лествичной системой престолонаследия являлась Саудовская Аравия, в которой такие правила действовали с 1918 года по 2017 год.

Лествичная система престолонаследия – это сегодня лишь памятник истории. Это братское распределение территориальных княжеств между князьями правящего рода, которое, к слову, несмотря на жесткость и централизованность, постоянно нарушалось, что приводило к тяжелым для страны междоусобным войнам.

Кто такой Рюрик?

Согласно летописной легенде, Рюрик пришел на Русь из Скандинавии вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрику достался Новгород, Синеусу — Белоозеро, а Трувору — Изборск. Имя Рюрик несомненно восходит к скандинавскому имени Hrærekr. Имена его братьев, по-видимому, несколько искажены, но, предположительно, отражают скандинавские имена Signjótr и Þórvarr. Некоторые исследователи видят в Рюрике Рёрика Ютландского из датской династии Скьёльдунгов, жившего в середине IX века, однако эта версия не подкреплена ничем, кроме тождества имен.


Сребреник Владимира Святославича. Конец X — начало XI века На лицевой стороне князь Владимир, на оборотной — трезубец. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

У историков нет ни независимых подтверждений сведений легенд о Рюрике и его братьях, ни возможностей точной датировки их деятельности. Возможно, легенда донесла до нас лишь имена мелких местных властителей. Установление полновластия династии Рюриковичей заняло достаточно длительное время. Между Рюриком и его сыном Игорем летописец XI века сообщает о правлении Олега, прозванного Вещим, который захватил Киев и воевал с Византией. В ранних вариантах летописи Олег назван воеводой Игоря. Когда же в начале XII века на Руси стали известны тексты договоров Олега с Византией 907 и 911 годов, выяснилось, что он заключал их не как воевода, а как носитель верховной власти над Русью. И в летопись пришлось вносить поправки: с XII века Олег стал называться родственником Рюрика, получившим власть по его завещанию.

Норманнская теория: как к ней относиться

Дискуссия о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности должна рассматриваться в двух плоскостях — научной и идеологической.

Однако есть и идеологический вопрос, уходящий еще в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов. К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии — научные аргументы антинорманнизма отсутствуют.


Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © Wikimedia Commons

Рюриковичи были не единственными князьями на Руси


Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век © Wikimedia Commons

Четыре короля на Руси

Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.

О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.

Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.

Русь как часть Европы

Домонгольская Русь — государство в чем-то чрезвычайно открытое, то есть обращенное в своих интересах в самые разные стороны и направления, она достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно при этом, что Русь была полноценной частью европейского мира.


Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путем династических браков. Подробнее о всех браках можно узнать тут.

Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но очень активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками и, например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями. В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад, и дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже. Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе. С Русью, несомненно, считались, она была, так сказать, полноценным собеседником, участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера и особенно охотно обменивались дочерьми с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение. С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы ее продолжением, если не частью. В перспективе же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру.


Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 годКириллицей: АНА РЪИНА © Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts

Передача власти и междоусобицы


Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Кто убил Бориса?

Борис и Глеб, святые князья-мученники, были убиты Святополком, прозванным за это злодейство Окаянным. По крайней мере, так сообщают русские лето­писные и агиографические источники, которые в данном случае есть основания заподозрить в известной пристрастности. Независимый от собственно русской традиции иностранный источник недвусмыс­ленно указывает на то, что Борис был убит по распоряжению своего едино­кровного брата Ярослава, впослед­ствии прозванного Мудрым, одного из самых влиятельных и знаменитых князей домон­гольского периода. Подроб­нее об этом читайте тут.

Распределение княжеских столов среди Рюриковичей происходило по лествичному принципу. Столы имели свои ранги: к примеру, главный стол — Киев, второй по значению — Новгород, третий — Чернигов и так далее (при этом старшинство городов со временем менялось).

Член княжеского рода, если он не был изгоем или больным, получал стол в зависимости от своего старшинства. Когда кто-то из князей умирал, то его стол доставался следующему по старшинству и из города в город теоретически должны были перемещаться все остальные младшие князья. Изгоями счита­лись дети князя, который не успел получить за свою жизнь главный стол.

Так, изгоем становился княжич, чей отец умер до смерти своего отца. Если князья-изгои не добивались большего силой, то лучшее, на что они могли претендовать, — это тот стол, который их отец занимал перед смертью. Естественным результатом лествичной системы были постоянные междо­усобные войны старших племянников с младшими дядьями и войны против князей-изгоев. Так, например, в 1078 году двоюродные братья Олег Святосла­вич и Борис Вячеславич, отцы которых умерли еще при жизни их старшего брата Изяслава Ярославича, восстали против своих дядьев Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающей битве на Нежатиной ниве погибли киевский князь Изяслав и его незадачливый племянник Борис, Олегу удалось бежать в Тмутаракань, а Киев достался Всеволоду. Отмирание лествичной системы прослеживается с XIII века. Ее сменяет более простой удельный принцип, при котором князья больше не переезжают из города в город.

Ле́ствичное пра́во, а также Лествица, Лествичная система (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.

Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.

Су́здальское княжество — территориально-административное образование времён феодальной раздробленности средневековой Руси с центром в городе Суздаль.

Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Поросье — историческая область древней Руси, ограниченная с севера рекой Стугной и с юга рекой Росью, с богатыми пастбищами для скота. Она служила местом военных поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга.

Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшаяся русскими землями Золотой Орде в XIII—XV веках, включая и земли Южной Руси, вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского. Платилось, вероятно, за относительную автономию и свободный сбор налогов.

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Русская земля (др.-рус. Рѹсьскаѧ землѧ, Рүс̑скаѧ землѧ) — термин, употреблявшийся древнерусскими летописцами по отношению к государству славян на территории Восточной Европы 10-13 века.

Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.

Ста́рицкое кня́жество — русское удельное княжество (1519—1567), одно из последних удельных княжеств на Руси.

Моско́вско-новгоро́дские войны — ряд военных конфликтов между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, происходивших в период с 1456 по 1478 годы (с перерывами) и оканчивавшихся поражениями новгородцев. В итоге третьего похода москвичей на Новгород территория Новгородской республики была полностью присоединена к Московскому княжеству.

Ряза́нское вели́кое кня́жество, Рязанское княжество — средневековое русское феодальное государство, существовавшее с XII по начало XVI века на Средней Оке.

Государь всея Руси (первоначально господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей.

Минское княжество — удельное княжество с центром в городе Минск (Минеск), существовавшее с 1101 года до начала XIV века.

Моско́вско-новгоро́дская война (1477—1478) — последний военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, имевший место с 9 октября 1477 года по 15 января 1478 года и завершившийся падением Новгорода и присоединением его и контролируемых им территорий к Москве.

Забожничье — термин в новгородской летописи, по-видимому, название одного из видов княжеской дани в Новгородской земле.

Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).

Протасий (? — после 1332 года) — боярин, московский тысяцкий, один из ближайших сподвижников Ивана I Калиты.

Моско́вско-новгоро́дская война (1456) — кратковременный военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой. Длился чуть менее месяца (с января по февраль 1456 года). Завершился подписанием Яжелбицкого мира, положившего начало впадению Новгорода в зависимость от Москвы.

Ту́рово-Пи́нское кня́жество (Туровское княжество) — древнерусское княжество в X—XIV веках, расположенное в Полесье по среднему и нижнему течению Припяти. Бо́льшая часть лежала на территории, заселённой дреговичами, меньшая — древлянами. Главным городом княжества был Туров, упоминаемый в первый раз в летописи под 980 годом.

Русско-литовские войны — военные конфликты между Литвой и Русью, представленной в XIII—XV веках отдельными русскими княжествами, затем — централизованным Русским государством. Войны Литвы с Москвой, как в период феодальной раздробленности, так и после образования вокруг последней централизованного государства иногда также называют московско-литовскими. Со временем, они приобрели характер борьбы за собирание русских земель. Дальнейшие конфликты после образования Речи Посполитой в 1569 году рассматриваются.

Русские княжества (XII—XVI веков) — государственные образования исторической Руси в пределах современных государств Россия, Украина, Белоруссия и Польша, а также (на окраинных землях) современных Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Финляндии. Возглавлялись князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается.

Василий Васильевич Шуйский, Гребёнка (умер около 1480)— Великий князь Нижегородско-Суздальский. Внук Семёна Дмитриевича, основателя младшей ветви Шуйских.

Восстание древлян — межплеменной вооружённый конфликт, условно датируемый 945 годом, произошедший между племенным союзом древлян и дружиной киевского князя Игоря. Восстание было спровоцировано недовольством древлян по поводу повторного сбора дани с древлянской земли. Вследствие вооружённого столкновения Игорь Рюрикович был убит, после чего древлянская знать во главе с князем Малом воспользовалась смертью киевского князя с целью установления древлянской власти в Киеве.

Моско́вско-новгоро́дская война (1471) — военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой. Начался весной 1471 года, закончился 11 августа того же года подписанием мирного договора в Коростыни.

Ярлык (от монг. зарлиг — указ, приказ, повеление, веление) — письменное повеление или грамота хана, воплощение законов Ясы. Верительная грамота на великое княжение в XIII—XV веках.

Ряд (др.-рус. рядъ, реже ряда и др. производные термины, см. ниже) — в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.

Сражение на Омо́вже, также — по немецкому названию реки — Сражение при Эмбахе (ныне река Эмайыги) — сражение между новгородско-владимирским войском во главе с князем Ярославом Всеволодовичем (отцом 14-ти летнего Александра Невского) и Орденом меченосцев в 1234 году, выигранное Ярославом.

Бо́лоховцы — предположительно, славянское племя, проживавшее на границе Киевского и Галицко-Волынского княжеств — в верховьях Южного Буга и в бассейнах рек Горыни, Случи, Тетерева (возможно, и южнее) на, так называемой Болоховской земле с центром в до сих пор не локализованном, одноимённом городе.

Изясла́вское княжество — удельное княжество на Руси, позже Заславское княжество. Центр — город Изяславль, современный город Заславль в Минской области Белоруссии.

Это список русских княжеств в период от распада Древнерусского государства до образования Русского царства и Речи Посполитой.

Русско-казанская война 1487 года была переломной в русско-казанских отношениях. Впервые русские взяли Казань и установили свою власть над Казанским ханством.

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Бо́лоховская земля́ — древнерусская историческая область XI—XIII веков, существовавшая в верховьях Южного Буга и бассейнах рек Горынь, Случь и Тетерев. Представляла собой конфедерацию племён, которые управлялись местными славянскими династиями. Изначально часть Киевского княжества, которая отделилась от него в XIII веке, признала власть монгол и затем была присоединена к Галицко-Волынскому княжеству. Центр Болоховской земли находился в не найденном до сих пор городе Болохов.

Городовые полки — формирование (полки) от городов, часть вооружённой организации на Руси в XII—XVI веках (до военной реформы Ивана Грозного), представлявшая собой историческую разновидность ополчения. В своём развитии прошло несколько этапов.

Развод в Древней Руси (древнерус. роспуст, распуст) — система расторжения венчанного и невенчанного брака начиная с Киевской Руси и заканчивая Русским царством (далее см. Развод в Российской империи).

Солохмир (Салахмир) — татарский мурза. В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.

Читайте также: