Кто получил права и не ездит

Обновлено: 02.07.2024

Водить машину без прав нельзя, если только она не учебная. Инспектор оштрафует за езду без документа, если забыть права дома, сесть за руль после лишения или пустить человека без прав. В отдельных случаях наказание за езду без прав строже — могут даже посадить в тюрьму. Рассказываем, сколько штраф за езду без прав на машине, можно ли его обжаловать и что будет, если у прав закончился срок.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф за вождение без прав

от 500 руб. до 2 лет тюрьмы

Статьи 12.3, 12.7 КоАП и 264.1 УК

Таблица штрафов за езду без прав в 2021 году

В зависимости от ситуации, сумма штрафа за управление транспортным средством без водительского удостоверения может меняться:

НарушениеШтраф или другое наказание
Права есть, но документа при себе нет 500 рублей или предупреждение
Водитель не получал права до 15 000 рублей
Срок прав закончился, но водитель сел за руль до 15 000 рублей
Водителя лишили прав, но он продолжил водить 30 000 рублей либо арест на 15 суток
Водителя лишили прав за пьяную езду, но он снова сел нетрезвым за руль до 300 000 рублей либо тюрьма до 2 лет
Права аннулировали приставы, но водитель сел за руль лишение прав еще на год или 50 часов исправительных работ
Владелец передал руль человеку без прав 30 000 рублей владельцу
Права есть, но документа при себе нет
Штраф или другое наказание 500 рублей или предупреждение
Водитель не получал права
Штраф или другое наказание до 15 000 рублей
Срок прав закончился, но водитель сел за руль
Штраф или другое наказание до 15 000 рублей
Водителя лишили прав, но он продолжил водить
Штраф или другое наказание 30 000 рублей либо арест на 15 суток
Водителя лишили прав за пьяную езду, но он снова сел нетрезвым за руль
Штраф или другое наказание до 300 000 рублей либо тюрьма до 2 лет
Права аннулировали приставы, но водитель сел за руль
Штраф или другое наказание лишение прав еще на год или 50 часов исправительных работ
Владелец передал руль человеку без прав
Штраф или другое наказание 30 000 рублей владельцу

Какое наказание, если забыл права дома

Бывает, что автолюбитель забывает в другой куртке водительское удостоверение или оставляет дома. Если машину остановит патруль ГИБДД и не увидит документа, водитель получит штраф за езду без документов — 500 рублей или предупреждение.

Сел за руль, не имея водительских прав

Если гражданин не сдавал на права, но сел за руль — наказание строже. За езду без прав в такой ситуации — штраф от 5000 до 15 000 рублей.

Водить машину, не получив документ, можно только с инструктором.

Что если у прав закочился срок

Такие действия закон приравнивает к умышленной езде без прав. Штраф за нарушение — до 15 000 рублей.

Управление ТС без водительского удостоверения — после лишения прав

Сел за руль после лишения. Если водителя лишили прав, например за обгон по встречке, и он снова садится за руль, его оштрафуют на 30 000 рублей или арестуют на срок до 15 суток.

Повторно сел пьяным за руль. За езду в пьяном виде лишают прав на 2 года и штрафуют на 30 000 рублей.

Если после лишения или в течение года после окончания срока водитель снова сел за руль нетрезвым, его оштрафуют на 300 000 рублей или посадят в тюрьму на два года. Строгость наказания зависит от истории нарушений: если их было много или водителя уже наказывали за пьяную езду, возможна тюрьма. Это решит суд.

Штраф при временном приостановлении прав

Когда приостанавливают действие прав. Это может сделать судебный пристав, если сумма долга водителя больше 10 000 рублей. Долги перед приставами бывают за неуплату штрафов ГИБДД, алиментов, налогов и прочих отчислений на основании закона или договора. О санкциях приставов за неуплату штрафов ГИБДД читайте в отдельной статье.

Временно лишить прав не могут, если:

  • для водителя работа за рулем — единственный источник дохода;
  • водитель — инвалид I или II группы;
  • суд дал нарушителю отсрочку или рассрочку по выплате долга.

Какое наказание, если все же сел за руль. Если по решению пристава водителя лишили прав, а он все равно сел за руль, инспектор составит протокол и направит копию в суд. Судья может назначить исправительные работы до 50 часов или увеличить срок лишения на год.

Наказание за передачу руля человеку без прав или лишенному прав

Передача управления автомобилем лицу без водительского удостоверения запрещена. Если собственник машины передал руль тому, у кого отсутствуют права, он получит штраф — 30 000 рублей .

Исключение — когда инструктор передает руль ученику. Так можно.

Как оспорить штраф за езду без прав

Оспорить такой штраф почти невозможно. Чтобы оправдать свои действия, лишенный прав водитель должен сослаться на обстоятельства, которые угрожали его жизни или здоровью. Это может быть природная катастрофа или коммунальная авария. Если есть доказательства невиновности, действуйте по шагам.

Напишите жалобу. Сохраните и заполните документ на имя начальника отдела, сотрудник которого выписал постановление о штрафе. В основной части жалобы укажите причину и, если необходимо, показания свидетелей.

Подайте документ в ГИБДД. Специальных сервисов для подачи жалоб у ГИБДД еще нет — придется идти в отдел или отправлять бумажное письмо на Почте России.

Дождитесь ответа. Закон дает срок на такой ответ — 10 дней .

Если отказали — обращайтесь в суд. Гражданин имеет право обжаловать решение ГИБДД и обратиться в суд. Если отказали в районном суде, нужно будет идти в городской, и так далее, до Верховного суда.

Если остановил инспектор, проверил права и их не оказалось, оспорить последующий штраф довольно трудно. Доказать невинность обычно нечем, но бывают редкие исключения.

В моей практике был случай, когда водителя лишили прав, но он сел за руль. Суд ограничился штрафом, хотя почти всегда в таких случаях решает арестовать виновного. Дело в том, что этот гражданин был инвалидом и жил в сельской местности. Машина была единственным способом выжить — на ней он мог доехать до районного центра и купить продукты.

Есть еще вариант: владелец передал руль человеку без прав, но не знал, что документа у того нет и не было. Если водитель даст письменное подтверждение, владельца от штрафа освободят.


Скажу сразу, что я всячески осуждаю езду без водительского удостоверения, особенно лишенных за "пьянку"! Подобным субъектам нет оправданий!
Но бывают случаи, например как у меня, когда лишили по такой ерунде, что обидно и досадно, а жить дальше, как-то надо! И расскажу как я провел время лишения в/у…

Начну сначала. Лишили меня по статье 12.2.4 ( Управление транспортным средством с заведомо подложными номерами) А дело было так. Еду я себе по хозяйственным делам по проселочным дорогам, везу навоз, на соседском прицепе, по просьбе той же самой соседки, которая и дала мне прицеп.
Останавливают ДПС, проверка доков. На вопрос где документы на прицеп, говорю дома забыл, ну и отпускают восвояси… Потом смотрю, бежит спотыкается за мной. Торможу, открываю окно…:
— Что случилось?
— А номера то у тебя на прицепи липовые!
— Как так?
Выхожу из авто, смотрю… и вправду, номер на прицепе стоит от авто! Я в шоке и в недоумении… Говорю:
— Рребята я не вкурсе…
Ну их это не волновало, никакие мои уговоры и предложения не спасли ситуацию. В итоге оформляют и спрашивают: — А ты как вообще ездишь? Ты же уже лишен!
Сказать что я в шоке, ничего не сказать (тут должен быть мат, но мы пропустим). Я спрашиваю за что? Ну и тут мне сообщают, что за сплошняк на переходе, я сразу вспоминаю ситуацию, где меня в одном из районов пригорода, серьезно разводили на деньги за наезд на сплошную 1 метр в длину, при этом мне мешала вернутся в полосу машина дорожных служб ( которая походу за одно, так как подвела меня под сплошную, не давая вернуться мне в полосу), но я уперся рогами, и решил идти до конца, а именно до суда! Но в итоге, после просьбы в протоколе, о рассмотрении дела по месту жительства, протокол потерялся. И ни в одном из сервисов, таких например как, Госуслуги, я данного протокола и нарушения не нашел. Ну и собственно связи с активной работой в летний период, я как-то это дело отпустил. А зря… В итоге я получаю протокол по статье 12.2.4 и осознание о лишении еще и за сплошную.

Ну и начались, мои хождения по судам. Консультации, ходатайства и апелляции. Доказывал, что я не в курсе, о суде по сплошной. В другом суде на пару с соседкой, пытался доказать, что я не знал о подложных номерах, а соответственно термин "заведомо" здесь не применим. Но суд как и ожидалось, остался непоколебим! В итоге я получаю 11 месяцев лишения в/у! Что делать? Как дальше жить? Ведь вся работа связана с вождением.
Иду сдаю в/у, чтобы пошел срок. Идея с тем, чтобы дойти до высших инстанций, меня покинула, так как, все это стоит не малых средств. Недельку посидел дома, никуда не ездил. Перелопатил весь интернет, в поисках ответа, как ездть без в/у. Ну и никаких уловок и возможностей я для себя не нашел. Осталось ездить просто так, на свой страх и риск, ну и на удачу…
Сначала, я передвигался, только по очень, ОЧЕНЬ, веской причине. Но позже я, уже начал ездить в город, и за город, и даже через посты, и даже за 300 км от дома.
Вывел для себя, некие правила:
— не выделятся из общего потока, т.е. быть как все.
— избегать вечерних поездок в особенности пт, сб, вс.
— яндекс навигатор, твой друг и помощник.
— не нарушать пдд, вообще! Да бы не подавать повода.
— не попасть в ДТП (в данном случае, тут все плохо… либо договариваться с участниками и брать вину на себя, пусть даже ты и прав, либо штраф 30 тр и 15 суток).
— развить самообладание до высшего уровня! ( чтобы проезжать посты ДПС, с poker-face)
— ну и быть готовым, заплатить на месте.


Так проездил около полугода и никто меня не останавливал, вообще, даже в мою сторону не смотрели. И немного оборзел и начал пренебрегать некоторыми правилами. И в один прекрасный пятничный вечер, попался на засаду ДПС, которые ловили "синяков".
Просто приведу диалог (и- инспектор, я-это я):
-(и) Добрый вечер, такой то такой то…
— Добрый
-(и) Предъявите документы
— Хорошо ( Начинаю копошится дрожащими руками в бардачке, предвкушая ситуацию
-(и) Классная тачка, Скок жрет?
( разводит на разговор, дабы учуять запах алкоголя, но у меня все чисто в этом плане, я презираю ездунов в алк или нарк опьянение, расстреливал бы на месте…)
— Так и так, столько-то… (пихаю ему стс и страховку)
-(и) Чем таким покрашено? (продолжает принюхиваться и проверять мою адекватность)
— Тем-то и тем-то ( продолжаю нервно делать вид что потерял в\у)
-(и) В/у ваше предъявите!
— А я его забыл! ( ничего умнее я не придумал…)
-(и) Тогда паспорт предъявите… может вы у меня лишенный и без прав тут катаетесь…
Меня тряхнуло, я понял, что все надо сдаваться…
— А так и есть. (выпалил я, расплывшись в улыбке)
-(и) Ну вот видите…как вы так…
Ну я ему вкратце всю подноготную то и выложил
(пауза)
-(и) Пройдемте!
Иду, точнее волокусь в машину ДПС… сажусь.
В итоге он меня "пробил", что я ему не соврал и мы договорились на билет до Хабаровска.
Я мандражируя добрался, до дома, и пару дней в аффекте никуда не ездил. Но вновь по производственной необходимости, я сел и поехал… Ездил, и естественно мне встречались ДПС, но меня не останавливали. Самое напряжное это когда, выезжаешь из-за поворота, и тут ОНИ. В этот момент, ты как то не успеваешь себя морально подготовить. Холодок пробегает… Так прошло еще 5 месяцев.
Предчувствуя, завершение срока лишения, я начал учить ПДД и готовился к сдаче экзамена, так как при возврате в/у справка о сдаче экзамена необходима. Почему предчувствуя? Да потому что, забыл когда идти возвращать, в голове крутилась дата, что конец декабря, ну и готовился к этому моменту.
Но вот я вновь повез навоз… и заехать между делом узнать когда настанет день Х!
Яндекс навигатор сообщает мне голосом Дарта Вэйдера о том, что впереди "Засада повстанцев!", я нарисовал на лице саму невозмутимость… и меня вновь тормозят… адреналин зашкаливает. Я начинаю проигрывать этот же сценарий с забытыми документами и… не прокатило. Инспекторы с изрядным перегаром, в преддверии нового года, пасут опять "синяков" (кстати был тогда понедельник). Ну и вкратце, после долгих препираний сошлись мы… на пятнадцати… Сказать, что я в шоке ничего, не сказать, но я себе задавал вопрос, " а че ты хотел. на 15 суток и 30 тр?" Кривя сердцем расстался.
На следующий же день, опять трясясь, поехал до ГИБДД. И что я там узнал? Да я в/у уже мог получить как месяц назад! Месяц КАРЛ!


Собрав все необходимые документы, вновь прибыл в подразделение и получил долгожданную карточку. Ощущения не такие, как в тот момент, когда ты получаешь их впервые. Другие. Совсем другие… Ведь ты уже поездил и понимаешь всю их ценность.
Не нарушайте ПДД! Всем удачи!

Вся история, события и персонажи вымышлены, любое совпадение имен и событий с реальными являются случайностью. Автор всячески осуждает подобные действия и никак не призывает к нарушению КоАП и/или иных законов РФ.

YouTube
Instagram



Минчанка Алена Князь получила права еще в январе. С тех пор села за руль всего несколько раз и те не­удачно: то заглохнет на светофоре на глазах у сотрудников ГАИ, то устроится в кресле припаркованного во дворе автомобиля поудобнее, настроит зеркало заднего вида, вставит ключ зажигания, достанет его и… пойдет на троллейбусную остановку. С подобными проблемами сталкиваются многие. Алена вспоминает:

Водительские права должны быть подтверждением того, что водитель способен управлять авто в любых условиях, днем или ночью, в дождь или снег, на автомагистрали или проселочной дороге, уверен начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Минска Сергей Демченко:

– К сожалению, не все автошколы ответственно подходят к процессу обучения: не каждой удается нанять заинтересованных в результате работы инструкторов, провести занятия согласно программе, а также объективно оценить знания учащихся на внутренних экзаменах. Так что у нас часто возникают вопросы к качеству подготовки курсантов.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются водители-новички, – психологический барьер.

Алена Князь знает об этом не понаслышке:

– Тот, кто хочет пойти в автошколу, должен сдать анализы, сделать флюорографию, кардиограмму и пробежаться по врачам. Психологическую готовность сесть за руль и стрессоустойчивость не проверяет никто. А ведь без этого на дороге не обойтись.

Специалисты также давно об­суждают необходимость введения психологического тестирования при приеме в автошколу. Кроме того, рассматривается возможность включения в программу обучения курса психологической подготовки учеников. На занятиях будут объяснять, как сохранять спокойствие в непредвиденных ситуациях. И хотя от идеальных наши автошколы еще далеки, статистика по авариям с участием молодых водителей не такая уж и плохая: за шесть месяцев этого года в Минске произошло 281 ДТП, всего в семи из них фигурировали новички.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Доучи ученого

Чему не учат в автошколе из того, что должен знать каждый, кто сел за руль? Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников дает советы новичкам.


– Бывает, выпускники автошколы не умеют принимать решения в соответствии с дорожной обстановкой, а лишь выполняют указания инструктора: выжми сцепление, включи передачу, включи левый поворотник. Да, на первоначальном этапе это важно, но потом от этого нужно уходить, чтобы не сделать из курсанта робота-манипулятора, который, получив права, не сможет ездить без опытного наставника рядом. Поэтому еще во время обучения старайтесь обходиться без лишних подсказок, а потом разбирайте допущенные ошибки вместе с инструктором.

Нащупайте мертвую зону

– Опытным водителям известно, что полностью доверять зеркалам нельзя, так как они не дают всей картины происходящего. Смоделируем ситуацию: следом за вами едет автомобиль, который решает пойти на обгон. Сначала вы наблюдаете его в зеркале заднего вида, а по мере его перестроения – в боковом. Но прежде чем машина станет видна из водительского бокового окна, проходят доли секунды – считается, что в это время она находится в мертвой зоне и не заметна участникам движения. Чтобы, идя на обгон, контролировать ситуацию, не забывайте повернуть голову и посмотреть в заднее боковое стекло. Этому учат в большинстве авто­школ Европы, Австралии, Японии. Если на экзамене водитель не обернулся, значит, испытание он за­валил.

Смотрите по сторонам

– Неожиданно встретив на дороге препятствие, большинство новичков пытаются сконцентрироваться именно на нем, но это неправильно. Чтобы избежать столкновения, нужно глазами искать пути объезда – смотреть по сторонам.

Будьте готовы ко всему

– В итоге когда новичок, привыкший ехать только по правилам, оказывается на главной дороге, считает, что все должны ему уступить. Вероятнее всего, он не успеет пропустить машину с отказавшими тормозами, выскочившую со второстепенной трассы, – просто потому, что не готов к такому подвоху. У нас подобные ситуации не разбирают, хотя во многих странах им уделяют большое внимание.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


Мы уже подробно разбирались в том, какие действия водителя трактуются как езда без прав и составляли полный список нарушений, за которые могут лишить водительского удостоверения, а также рассказывали, как вернуть права после лишения. Однако немногим известно, что лишение прав – не единственное правовое ограничение, которое запрещает садиться за руль. Существует еще и такая мера наказания, как временное ограничение на управление автомобилем, и ее суть заключается в том же: она запрещает садиться за руль, даже имея на руках водительское удостоверение. Что это такое, за какие проступки можно получить такое наказание и чем чревато управление автомобилем вопреки действующему ограничению?

На всякий случай отметим, что ограничение действия водительских прав никак не связано с арестом, который могут наложить на автомобиль приставы – это две разные меры наказания. О том, что такое арест автомобиля и как его снять, мы уже рассказывали.

Ограничение на управление автомобилем – мера наказания, введенная против должников, которые не выплачивают долги, назначенные судебными приставами. Если у гражданина есть долг по исполнительному производству и водительское удостоверение, действие удостоверения могут ограничить до момента погашения долга. Согласно части 2 статьи 67.1 ФЗ № 229 в список задолженностей, за которые могут ограничить в правах, входят:

  • алименты;
  • возмещение вреда здоровью;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещение имущественного ущерба от преступления;
  • возмещение морального вреда от преступления;
  • требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей;
  • оплата штрафов за нарушение ПДД.

Отметим, что задолженности по любой из выплат, перечисленных выше, должны быть зафиксированы судебными приставами в исполнительном производстве. То есть, в правах не ограничат до тех пор, пока дело не дойдет до ФССП, а на это требуется определенное время. Например, если не оплачивать штрафы ГИБДД, то к приставам задолженность попадет через 70 дней.

Та же часть 2 статьи 67.1 указывает, что постановление о временном ограничении тоже выносится судебным приставом – либо по собственной инициативе, либо по заявлению взыскателя долга. Часть 3 уточняет, что если исполнительный документ по задолженности не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то пристав или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об ограничении водительских прав должника.

Соответственно, при оплате долга по исполнительному производству снимает ограничение тоже судебный пристав. Часть 6 статьи 67.1 уточняет, что он должен сделать это не позднее дня, следующего за днем исполнения требований о выплате долга.

Единственный вариант избавиться от временного ограничения на управление автомобилем – это выплатить долг по соответствующему исполнительному производству и предоставить приставам платежные документы. Чтобы выяснить, за что именно ограничили в правах, можно воспользоваться сервисом на официальном сайте ФССП.

Ограничение действия водительских прав может применяться не ко всем гражданам, имеющим задолженность по исполнительному производству. Часть 4 статьи 67.1 уточняет, что ограничивать действие прав нельзя в следующих случаях:

  • если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
  • если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
  • если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
  • если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
  • если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Как видно, объективных исключений законом предусмотрено достаточно. Если должник работает за рулем – например, водителем или таксистом, либо имеет инвалидность или перевозит инвалида, а также живет вне зоны действия общественного транспорта, ограничение прав ему не грозит.

Читайте также: