Почему жеты жаргы называют памятником обычного права казахов

Обновлено: 04.07.2024

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на генеалогии. Общины объединялись в ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на Старший, Средний и Младший.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств.

- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью;

- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; о отрубивший руку, ногу, ухо должен быть лишен той же части тела; наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота;

- Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин;

- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун;




- Родители за убийство детей своих ни чем не наказываются; но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, придается смерти;

- Самоубийцы погребаются в отдельных местах;

- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его господина нигде не приемлется;

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту; с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по его произволу;

- Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, наказание еще называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюду одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям и 1000 овцам;

- Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за два преступления;

- Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить;

- За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу;

- Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, от имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям;

- Духовные завещания делаются при родственниках и муллах;

- Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барантою угнанного; а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяги;

- Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников;

- Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора;

- Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, … иногда трех, свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут: за них должны присягать люди, известные своею честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы, к свидетельству не допускаются;

- Судьям и посредникам, за решение дела, положено давать 10-ю часть своего иска;

- Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, с родственниками или ближайшими своим соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску;

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни, соблюдались обычаи родовой взаимопомощи.

Обособленность отдельных районов Казахстана, проявилась в образовании жузов и основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов с определенными оседло-земледельческими центрами.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов. Сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это кочевники, ведущие самостоятельное хозяйство. В среде черной кости выделялись профессиональные группы: бии, батыры, саудагеры и другие. Самую низшую сословную группу составляли кулы – рабы, основным источником рабства являлось взятие в плен. Но рабство в Казахстане не получило распространение.

Выраженной классовой дифференциации не было, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Положение стало изменяться в связи с присоединением Казахстана к России.

Первые законы степи

Идеи конституционализма в Казахстане своими истоками уходят в глубь веков. Важную роль в их формировании сыграли такие уложения XV - XVIII веков, как "Касым ханнын каска жолы" ("Светлый путь Касым хана"), "Есим ханнын ески жолы" ("Древний путь Есим хана") и "Жети жаргы" Тауке хана. Заметным явлением в этом смысле была Конституция Алаш (проект). История конституционного строительства Казахстана насчитывает пять писаных Конституций, в том числе и ныне действующую - Конституцию 1995 года.

Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай.

"Касым ханнын каска жолы" ("Светлый путь Касым хана")

ac5e21a739b9de3c0a20fcdd76c99c5d.jpg

1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
3. Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.

"Есим ханнын ески жолы" ("Древний путь Есим хана")

c08137a23ffd25d9544e1cc7ff9da65e.jpg

Есим-хану пришлось выдержать ещё более тяжёлую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты — торе заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, г. Туркестане или под Ташкентом.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

"Жети жаргы" Тауке хана

8d7fb228fa0f855e6a5747f797e923ca.jpg

Почему возникла необходимость принятия этих законов?

1. С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства. (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности).

· Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

· Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

· Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

· Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

· Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

· Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

· Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кадр из фильма

Конституционные идеи в Казахстане существовали задолго до демократии. Были они и в период монархии - во времена ханства. Речь, конечно, о различных сводах законов. В честь дня Конституции TengriMIX рассказывает вам о некоторых из них.

Кангюйские законы

Кангюи (канлы) жили на юге современного Казахстана, с центром в средней части долины Сырдарьи. В китайских летописях II века до нашей эры говорится, что во дворце правителя кангюев имелись письменные своды законов. То было первым упоминанием о письменных законах в степи. Основными законами, которым подчинялись племена на протяжении многих веков, были законы "кровного родства" и "кровной мести".

Уложение Чингисхана "Яса"

Еще одним известным документом стала "Яса" Чингисхана. Уложение состояло из двух частей.Первая - "Билик", представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основы государ­ственного права. Вторая часть называлась "Джасак" и содержала уголовное право, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи. В цельном виде "Яса" так и не дошла до наших дней, однако выдержки из нее встречаются в трудах персидских и арабских историков. Вот некоторые из них:

• Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей.

• Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных.

Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит. Если он скажет слово прежде - хорошо, коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.

• Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости.

• У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним.

"Светлый путь хана Касыма"

В начале XVI века, в тогда уже Казахском ханстве, был разработан и издан свод законов, известный как "Қасым ханның қасқа жолы" ("Светлый путь хана Касыма"), состоявший из пяти разделов. Документ рассматривал вопросы имущества (положения споров о земле, скоте), уголовных наказаний, военные положения (воинская повинность, формирование подразделений), международные отношения (посольский этикет). Также был раздел "Жұртшылық" ("Закон общественности"), посвященный обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств. "Светлый путь" считается первым законом в истории казахов, созданным на основе народных традиций и мудрости.

"Древний путь Есим хана"

Есим хану пришлось выдержать тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Он создал новый свод законов "Есiм ханның ескi жолы" ("Древний (исконный) путь Есим хана"), который ограничил права закрытой элиты торе (чингизидов) и открыл широкие возможности для общин и их руководителей. Словом, произошла своеобразная бийская революция. Формально новый правовой акт был дополнением к старым законам. В нем определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. По нему высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат, в состав которого входили все представители, предводители всех казахских общин. На каждое маслихатское заседание, проводившееся раз в год, собиралось огромное количество народа. Полномочия хана же, согласно закону, были существенно ограничены.

Разделы "Древнего пути" также предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. Правовой акт, созданный Есимом, получил широкое признание у народа, так как нормы адата и шариата в нем были оптимально сближены к образу жизни кочевников-скотоводов.

"Жеті жарғы"

На стыке XVII и XVIII веков Тауке ханом был принят документ "Жеті жарғы" ("Семь положений"), в котором законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Тауке хан разработал этот свод вместе с биями трех жузов: Толе, Казыбеком и Айтеке.

"Жеті жарғы" включал в себя основные разделы:

• Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях;

• Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи;

• Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников;

• Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства;

• Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений, кроме убийства;

• Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения;

• Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

К сожалению, сам свод законов не дошел в полном виде до наших дней, сохранились только фрагменты. Но даже они свидетельствуют о том, что "Жеты жаргы" сыграл значительную роль в достижении единства народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 годах. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодаль­ными распрями и раздробленностью внутри страны, создать силь­ное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепле­ния своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии - биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал осо­бое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос при­надлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы меж­ду феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсемест­но превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению госу­дарства, не желая признавать ханскую власть. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев, который проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.

Қазақстан Республикасының білім және ғылыми министрлігі

Павлодар технологиялық колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский технологический колледж

На тему: Свод законов Тауке хана

После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 годах. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодаль­ными распрями и раздробленностью внутри страны, создать силь­ное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепле­ния своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии - биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал осо­бое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос при­надлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы меж­ду феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсемест­но превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению госу­дарства, не желая признавать ханскую власть. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев, который проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.


1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

1)Мүлік заңы (Закон об имуществе)

2)Қылмыс заңы (О преступлении)

3)Әскери заң (О воинской обязанности)

4)Елшілік жоралары (О дипломатии)

5)Жұртшылық заңы (О гражданских лицах)

6)Жесір дауы (Спор из-за вдовы)

Административно-правовые нормы и уголовное право

Самым распространенным видом наказания был кун (имущественное вознаграждение, возмещение). Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

Смертная казнь была двух видов: удавление, побивание камнями (за богохульство).

В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.

Читайте также: