Кто подписывает декларацию об объекте недвижимости 218 фз

Обновлено: 20.05.2024

О государственной регистрации недвижимости

(с изменениями на 6 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2019 года N 76-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), заключенных с заемщиками - физическими лицами, до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2019 года N 76-ФЗ - см. часть 2 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 76-ФЗ.

Принят Государственной Думой
3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации
8 июля 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133_1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).

Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3_1. Федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное органу регистрации прав и осуществляющее полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. В сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отдельные полномочия и оказание отдельных государственных услуг могут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляет следующие полномочия и оказывает следующие государственные услуги:

1) выездной прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, выдача посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме документов на бумажном носителе, а также уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечение информационного взаимодействия органа регистрации прав с кадастровыми инженерами в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

5) выполнение функций оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

6) перевод документов, содержащихся в реестровых делах, хранение которых осуществляется (осуществлялось) в форме документов на бумажном носителе, в форму электронных образов таких документов;

7) разработка, внедрение и информационная поддержка электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также оказание указанных услуг посредством этих электронных сервисов;

8) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении ошибок, предусмотренных частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона;

9) иные полномочия, предусмотренные решением федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за исключением полномочий, установленных пунктом 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

3. На федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, при осуществлении им полномочий и оказании услуг, предусмотренных настоящей статьей, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

4. Федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, вправе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Доходы от осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, а также в части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", поступают в распоряжение федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.


Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подробнее об изменениях – в статье нашего эксперта Александра Новикова.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет вам всегда правильно оформлять документы для кадастрового учёта и регистрации прав.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.

Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Остальные изменения вступают в силу с 28 октября 2021 года и с 1 января 2023 года.

Законом 120-ФЗ изменены процедуры получения сведений из ЕГРН, подачи документов для регистрации и кадастрового учёта, исправления ошибок в ЕГРН. Внесены изменения в порядок регистрации и учёта построенных объектов, договора участия в долевом строительстве, сделок с долями в праве общей собственности, регистрации машино-мест. В настоящее время регламентирован порядок регистрации сделки при отсутствии продавца, регистрация и постановка на кадастровый учёт по решению суда. Также уточнены основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учёт и госрегистрация прав, конкретизирован состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этих целях закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта. Также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, учреждением, наделённым указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

1. Получение сведений из ЕГРН

Сведения из реестра теперь предоставляет ФКП Росреестра. Полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, исключено.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам отныне нельзя за плату передавать третьим лицам сведения, полученные из ЕГРН, в том числе посредством создания сайтов, программ и приложений, обеспечивающих такую возможность предоставления сведений.

В качестве исключения из запрета указана информация, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утверждённой форме выписки из единого государственного реестра недвижимости;

Также сокращены с двух рабочих дней до одного сроки передачи МФЦ принятых запросов и сроки направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН.

Бесплатное предоставление сведений из ЕГРН теперь возможно не только арбитражным управляющим, но и лицами, получившими от них соответствующую доверенность. Такая возможность распространяется на объекты недвижимости, как принадлежащие должнику на момент обращения, так и на ранее принадлежавшую недвижимость.

2. Подача документов для регистрации и кадастрового учёта

Ещё одно нововведение: на сегодняшний день бумажные документы подаются в одном экземпляре-подлиннике. После завершения необходимых процедур документы возвращаются с отметкой о сканировании (такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов).

Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные об оплате госпошлины. В связи с чем если взимается госпошлина, то рекомендуем прикладывать к заявлению документ об её оплате.

В случае признания судом незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта (государственной регистрации) не нужно подавать заявление заново. В течение трёх рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В случае если подлинность подписи на заявлении о кадастровом учёте или регистрации прав на недвижимость засвидетельствована нотариально, то заявление и приложенные к нему документы в течение двух рабочих дней направляются заказным письмом с уведомлением на регистрацию нотариусом. При этом нотариальное удостоверение заявления само по себе не влечёт необходимости нотариального удостоверения самой сделки с объектом недвижимости, при условии направления заявления и документов нотариусом, удостоверившим подлинность подписи в нём.

2.1. Объект незавершённого строительства

В то же время теперь не является основанием для отказа в регистрации объекта незавершённого строительства истечение срока договора аренды или безвозмездного пользования землей для предоставленных для строительства, если срок разрешения на строительство не истек.

2.2. ДДУ

В договоре долевого участия (далее — ДДУ) в строительстве отныне должен указываться условный номер объекта долевого строительства согласно проектной декларации.

Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости были переданы в залог в качестве обеспечения иных обязательств застройщика, для регистрации первого ДДУ требуется предоставить согласие залогодержателя.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав законность выдачи разрешения на строительство, а также соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным в проектной документации не проверяется .

2.3. Государственный кадастровый учёт многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нём помещений осуществляется на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников или лица, которое провело перепланировку помещений.

Аналогичным образом производится подача заявления в отношении изменения параметров нежилого здания, когда помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам.

2.4. Сделки с долями в праве общей собственности по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.

Не требуют нотариального удостоверения сделки:

  • долей всех участников долевой собственности по одной сделке;
  • связанный с имуществом, входящим в состав или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
  • доли в праве общей собственности на участки из земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ;
  • доли в праве общей собственности на недвижимость, если договор предусматривает переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом о статусе столицы РФ (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 7.3 данного закона);
  • об ипотеке долей всеми участниками долевой собственности по одной сделке и договоров, заключаемых с кредитными организациями;
  • изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Обратиться за регистрацией изменения долей может :

  • на основании решения суда один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверено нотариусом, один из участников или нотариус;
  • в иных случаях — все участники, чьи доли меняются.

При продаже доли третьему лицу не нужно предоставлять доказательства извещения остальных собственников о продаже доли при наличии у него оформленных отказов от преимущественного права покупки имущества.

Доказательство извещения остальных собственников либо их отказ от покупки не требуется предоставлять в Росреестр, если сделка удостоверена нотариально.

2.5. Допустимость регистрации перехода права собственности в отсутствие продавца

  • заявление, подписанное покупателем, а также выписку из ЕГРЮЛ продавца (если выписку вы не предоставите, орган регистрации прав запросит её самостоятельно);
  • предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами (в том числе о полной уплате цены договора, о передаче объекта недвижимости).

2.6. Введена процедура регистрации и постановки на кадастровый учёт по решению суда

Следует учитывать, что третейское решение может являться основанием для регистрации права исключительно при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Отсутствие исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда повлечёт отказ в проведении процедуры регистрации.

Так, ранее отсутствовала регламентация процедуры исполнения решений судов, что порождало дополнительные споры, связанные с исполнением решения суда, а также необходимость предоставления дополнительных документов.

При отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, явившемся предметом судебного разбирательства, нужно сначала обратиться за кадастровым учётом этого объекта. В таком случае кадастровый учёт и регистрация проводятся одновременно.

  1. правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;
  2. правообладатель соответствующих объектов;
  3. уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

2.7. Государственная регистрация договора аренды недвижимости

При регистрации аренды части здания, а также части земельного участка, как правило, предоставляется межевой, технический планы в отношении этих частей.

В связи с внесёнными изменениями технический план можно не предоставлять при условии, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании, а арендованная часть представляет собой одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

Исправление ошибок в ЕГРН

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Данная норма дополнена возможностью направления заявителю уведомления об отказе в исправлении технической ошибки. Так, если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного срока для её исправления (не позднее четырёх рабочих дней с момента получения заявления) заявителю направят уведомление об отказе, указав его причины. Отказ можно обжаловать в суде (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Цифровизация и упрощение оформления сделок с органами власти

Планируется, что в электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

  • уточнения границ земельных участков;
  • учёта и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учёта и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Отдельно выделим информацию о выездном приёме. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учётно-регистрационных действий, как выездной приём. Услуга по выездному приёму заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра. Выездной приём также осуществляют МФЦ, порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.

В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой. Курьерскую доставку так же, как и выездной приём, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.

Ранее мы писали о значимых изменениях в законодательстве 2021 года для владельцев дачных участков.

Подробнее о новациях по исчислению налога по кадастровой стоимости в 2021 году вы можете узнать на нашем семинаре.


Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

Единый реестр — благо?

Одним из основных нововведений стало формирование ЕГРН путем слияния баз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

Нотариус, как регистратор?

Кто и за что несет ответственность

Особый интерес у граждан вызывает вопрос, кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

АКЦИЯ ГОДА

Являясь собственниками земельных участков, многие люди самостоятельно строят на них различные технические объекты (сараи, бани, навесы, гаражи, садовые домики). Любая недвижимость по желанию владельца может быть оформлена в собственность для дальнейшей продажи или завещания, если у вас есть декларация об объекте недвижимого имущества.

документы на дом

Владельцем предоставлялись в органы Росреестра следующие документы:

  • Свидетельство, подтверждающее право собственности на землю либо выписка из хозяйственной книги;
  • Декларацию об объекте на недвижимое имущество;
  • Установленной формы заявление.

Декларация была единственной официальной бумагой, подтверждающей право распоряжаться строением.

Новые правила регистрации дачных построек

С 2017 года регистрация данных строений регулируется ФЗ № 218, описывающим государственную регистрацию недвижимости и усложняющим порядок оформления документов.

Учитывая новые требования, дополнительно к декларации потребуется приложение технического плана (чертежи и схемы строения, а также месторасположение) на объект недвижимости.

Для его составления привлекаются профильные кадастровые специалисты либо Бюро Технической Инвентаризации (занимающееся учетом недвижимых объектов). Именно технический план станет основанием законности объекта.

Куда подавать декларацию об объекте недвижимого имущества? Официальный бланк с заполненными графами предоставляется в областное отделение Росреестра, регистрирующее недвижимые объекты: выдается индивидуальный кадастровый номер, который заносится в федеральный реестр недвижимости.

К декларации прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины (350 рублей).

По март 2018 года законодатели фактически оставляют процедуру упрощенной в соответствии с ФЗ № 93 и Приказом №628 (кадастровый учет не является обязательным условием), однако вносят в нее некоторые коррективы.

Обязательные условия для подачи декларации

дом

Декларация об объекте недвижимости может быть подана владельцем дачной постройки, только если соблюдены все условия:

  1. Земля принадлежит ему на праве собственности (аренда, бессрочное владение, хозяйственное пользование не дают преимуществ по дачной амнистии).
  2. Участок получен в полное распоряжение до 31.01.2001 года.
  3. Земельный участок является дачным, садовым либо огородным.
  4. Постройка является самовольной (нет разрешения местных органов на ее воздвижение).
  5. Само сооружение не выходит за границы оформленной земли.
  6. Дом не должен быть выше 4 этажей.
  7. Проживающие в доме люди должны иметь родственную связь с его владельцем.

Непременным основанием ее подачи считается отсутствие официальных бумаг на недвижимость со стороны градостроительных структур.

При потере правоутвердительного документа на участок земли, необходимо обратиться с официальным запросом в подразделение, которое наделило гражданина данным правом.

Основное преимущество декларации об объекте недвижимого имущества – необязательность получения официального разрешения на строительство недвижимости. Документы, разрешающие ввод в эксплуатацию и строительные проекты также необязательны для признания постройки законной.

В какой форме составляется декларирующий документ

Формой декларации об объекте недвижимого имущества может быть письменный документ или напечатанный с помощью компьютера бланк.

Приказ Минэкономразвития №628 предусмотрел четкие требования к подготовке декларации об объекте недвижимости:

  • заполнение декларации должно осуществляться только русскими буквами;
  • объемный письменный документ прошивается, каждая страница содержит подпись составителя и нумеруется;
  • электронный бланк должен быть в обязательном порядке заверен составителем цифровой электронной подписью;
  • составляется в 2 экземплярах (бумажный вариант) синей ручкой;
  • заполнение бланка карандашом запрещено;
  • образец заполнения находится на налоговых сайтах или в отделениях многофункционального центра государственных услуг;
  • в пустых строках обязателен прочерк;
  • верные ответы отмечаются галочкой;
  • допустимы единичные зачеркивания одной линией, каждое исправление подписывается составителем.

Какие графы содержит бланк декларации

список

Как заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества в соответствии с правоустанавливающими бумагами на землю и записями в паспорте?

В Приказе №628 прописаны основные реквизиты и правила заполнения данного документа.

При заполнении второго раздела собственник земли должен выбрать свою постройку и проставить галочки:

Если в пределах здания регистрируется одно помещение, оно обозначается кадастровым номером самого здания. Для регистрации нескольких построек декларация заполняется отдельно на каждую.

Важно! Нужно обозначить цель воздвижения сооружения в третьей графе.

Четвертый раздел предполагает вписание числового значения кадастрового номера участка.

В пятой графе отмечается, сколько этажей насчитывает строение, указываются размеры его квадратной площади. Заполнителем регистрируется год, когда было закончено строительство, а также подведены ли к сооружению газ, канализация, вода и электричество.

Не менее важным является указание использованного строительного материала. Эти данные технически характеризуют постройку.

В шестой раздел правильно вписываются паспортные данные владельца земли, его СНИЛС и регистрация по паспорту. Если земля принадлежит юридическому лицу, в декларации отмечаются его полные реквизиты. Завершается документ датой его составления.

Также данные акты освободили собственников от значительных денежных затрат на кадастровые замеры и сэкономили их личное время, освободив от бюрократических проволочек.

Читайте также: