Кто озвучивал глеба в тасс уполномочен заявить

Обновлено: 16.05.2024

1 сентября после продолжительной болезни в возрасте 76 лет умер народный артист Российской Федерации Борис Клюев, сыгравший роль обаятельного шпиона и убийцы — агента ЦРУ Трианона в фильме "ТАСС уполномочен заявить. ". Статный, ироничный красавец, он буквально с ума сводил зрительниц Советского Союза. Стал же известен он из-за своей неординарной внешности и по иронии судьбы долгое время оставался безызвестным благодаря ей же.

Наш любимый шпион

Долгое время он играл второстепенные роли белогвардейцев, немецких офицеров и чиновников. Узнавать его стали, когда он сыграл графа Рошфора в фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра" и Майкрофта Холмса в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Но настоящая слава обрушилась на актёра после съёмок в многосерийном фильме "ТАСС уполномочен заявить. " режиссёра Владимира Фокина, снятого по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Борис Клюев сыграл в нём предателя родины Сергея Дубова (он же — агент ЦРУ Трианон).

Фото © kino-teatr.ru © dojkov.livejournal.com

У агента Трианона существовал реальный прототип. Настоящего шпиона звали Александр Огородников. Выпускник МГИМО, он три года занимал должность третьего секретаря посольства в Колумбии и был неразборчив в женщинах, из-за чего и попал на крючок ЦРУ. У американцев он получил кличку Трианон, фотографировал секретные документы, предназначавшиеся Брежневу, и пересылал их через тайник агентам ЦРУ в СССР. Позже они попадали на стол госсекретарю США Генри Киссинджеру.

Когда Огородникова задержали, он сумел отравиться ядом, который находился в колпачке авторучки. Дальнейшую операцию контрразведчикам пришлось разыгрывать с его двойником. Фильм, описывающий события, вышел на экраны в 1984 году, как раз тогда, когда весь остальной мир смотрел Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. СССР бойкотировал их в ответ на объявленный американцами бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Фильм пришёлся как нельзя кстати: лихо закрученный шпионский сюжет, противостояние двух сверхдержав, явно перекликавшееся с международной обстановкой. Кроме этого — прекрасно подобранный актёрский состав, превосходная игра. Всё это держало неизбалованных зрителей в напряжении.

По замыслу сценариста и режиссёра положительные советские герои (инженер Славин и генерал КГБ Константинов) в фильме противопоставлялись хитрым и подлым предателям — резиденту ЦРУ в Тразиланде Джону Глэббу, набивающему трупики младенцев наркотой (его играл Вахтанг Кикабидзе), и шпиону Трианону — герою Бориса Клюева, хладнокровному и циничному убийце, продающему американцам секретную информацию. Добро побеждало зло, и симпатии зрителей должны были быть на стороне советских спецслужб. Но не тут-то было!

То ли "светлые лица" положительных героев уже приелись зрителю (а их играли такие прославленные звёзды советского кино, как Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Георгий Юматов), то ли обаяние Бориса Клюева перевесило всё отрицательное, что было в его герое, но после фильма он проснулся знаменитым.

Фото © kino-teatr.ru

А почему нет? Высокий, подтянутый, длинноногий (сейчас бы сказали сексуальный), с несоветской, ухоженной, почти холёной внешностью, он наповал сразил своим "злодейским обаянием" всё женское население Советского Союза. В него влюблялись, его закидывали записками с номерами телефонов, его портреты вешали на стены.

Фильм "ТАСС уполномочен заявить. " имел сложную судьбу. Сначала его снимал режиссёр Борис Григорьев, на роли были утверждены другие актёры. Но, поскольку в фильме речь шла о контрразведке, съёмки курировал сам глава КГБ Андропов. Консультантам, которые были направлены на работу с киногруппой, не понравился отснятый материал, поэтому было решено актёров заменить, а заодно сменить и режиссёра.

Пришедший на съёмки новый режиссёр Владимир Фокин многое в сценарии изменил и из трёх серий сделал десять. Чтобы Клюев мог войти в образ, актёра консультировал настоящий полковник КГБ Игорь Перетрухин, который в реальности сам работал с Огородниковым.

Клюев вспоминал, что роль ему не нравилась, он согласился на неё, потому что других предложений на тот момент не было. Но во время работы произошло необычное — все фотографии и документы, которые показывал ему Перетрухин, все его рассказы вдруг ожили и вылились в удивительно обаятельный и цельный образ работника МИД. Этот образ вдруг заиграл такими красками, что роль пришлось урезать в три раза, чтобы она могла лечь в канву фильма. Но даже это не помогло. Актёра заваливали мешками с письмами, а во время прямых эфиров обрывали телефон.

Фото © kino-teatr.ru

Во время встреч со зрителями именно появление Клюева вызывало восторг и бешеные аплодисменты. Он сам рассказывал, как однажды в Алма-Ате актёров на встрече со зрителями рассадили в три ряда: в первом сидели самые маститые, во втором — более молодые, но уже известные, а в третьем — зелёная молодёжь. Зрителям знаменитостей представляли, естественно, по старшинству. После первого ряда стали называть фамилии актёров, сидевших во втором ряду. И, когда назвали фамилию Клюева, зал взорвался овациями.

"Это была просто бомба! — вспоминал в интервью порталу "Кино-театр.ру" сам Борис Клюев. — Первый ряд повернулся и долго с недоумением смотрел в мою сторону". Агента Трианона узнавали не только в Советском Союзе. После выхода фильма на экраны Борис Клюев побывал в США. Каково же было его удивление, когда он в Нью-Йорке подошёл к уличному торговцу фотографиями, попросил его по-английски продать фото города, а тот, увидев Клюева, вытаращив глаза, воскликнул: "Да вы же агент Трианон!" "Вот тогда понял, что значит популярность!" — вспоминал актёр.

Из шпаны — на подмостки театра

Стать знаменитым было его юношеской мечтой. Борис Клюев рос без отца (тот рано умер) в послевоенной Москве, кишащей шпаной. Уже тогда его звали интеллигентом и в уличной драке норовили ударить побольнее — поскольку выделялся. Чтобы защитить себя, ему пришлось пойти в секцию бокса, а чтобы прокормиться — со школьной скамьи зарабатывать на кусок хлеба. С 13 лет он разгружал вагоны, с 16 — работал на стройке. И уже тогда мечтал выбиться в люди, просто чтобы есть досыта и носить новую одежду.

Театром заболел случайно: в школу ставить спектакль пришла бабушка одной из учениц — известная артистка Клавдия Половикова. После роли беса Люциуса в спектакле "Чёртова мельница" стало ясно, что у Клюева талант.

Фото © kino-teatr.ru

В 1969 году он окончил Щепкинское театральное училище, но слава не торопилась к нему. Молодой актёр подрабатывал в массовке Малого театра, играл эпизодические роли в кино. Лишь спустя шесть лет ему дали сыграть роль Молчалина в экспериментальной постановке Михаила Царёва "Горе от ума". Чацкий, которого играл Виталий Соломин, носил круглые очки и кидался валенками, а Молчалин Клюева был красив, холоден, ироничен и. дьявольски терпелив. Такого Молчалина русская сцена ещё не знала.

Всего за годы работы в Малом театре Борис Клюев сыграл более 70 ролей. Это и Вернер в "Русских людях", и граф де Гиш в "Сирано де Бержераке", и Кудряш в "Грозе", и Беркутов в "Волках и овцах", и герцог Бургундский в "Короле Лире". Среди постановок с его участием были "Царь Иоанн Грозный", "Корсиканка", "Горячее сердце". С 1969 года Борис Клюев стал преподавать актёрское мастерство в родном Щепкинском училище. К работе относился трепетно, часто отслеживал судьбу учеников, помогал с карьерой.

В 1978 году случай позволил ему сыграть роль графа Рошфора в фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра" режиссёра Юнгвальд-Хилькевича. Первоначально эту роль отводили Михаилу Боярскому, но Клюев был настолько убедителен в роли графа-авантюриста, что роль досталась ему, и теперь мало кто из людей, выросших в СССР, представляет себе другого Рошфора. В фильме Борис Клюев был коварен и элегантен, а его герой — самоироничен, несомненно, сноб, но при этом чертовски обаятелен.

Фото © kino-teatr.ru

В 1980 году Клюев сыграл запоминающуюся роль брата Шерлока Холмса — Майкрофта. Его тёплое обращение к главному герою Василия Ливанова "мой мальчик" привнесло в характер Шерлока Холмса краски, а фильму образ джентльмена Майкрофта добавил атмосферности.

В 1989 году Борису Клюеву было присвоено звание "Заслуженный артист РСФСР". В 2002-м он стал народным артистом Российской Федерации. В 2010 году за блестящее исполнение роли Людовика XIV в спектакле по пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош" ему вручили премию "Звезда" журнала "Театрал". В 2012 году ему была присуждена премия "ТЭФИ" за лучшую мужскую роль в сериале "Воронины".

Фото © ТАСС / Мудрац Александра

Фото © ТАСС / Мудрац Александра

Борис Клюев трижды награждён орденом Дружбы, орденом Почёта и орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Он сам считал, что судьба была к нему благосклонна, но относился к славе с иронией. Фраза его героя (Николая Петровича Воронина из сериала "Воронины") "Разве я похож на приличного человека?" стала крылатой. В 65 лет он всё ещё поднимал штангу. О болезни узнал случайно: "что-то стало покалывать в лёгком". И вот "агента ЦРУ Трианона" не стало. 4 сентября его похоронили на Троекуровском кладбище.


страна: СССР

режиссер: Владимир Фокин

сценарий: Юлиан Семенов

оператор: Игорь Клебанов

композитор: Эдуард Артемьев

жанр: приключения

время: 700 мин

В главных ролях:
Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Николай Засухин, Вахтанг Кикабидзе, Алексей Петренко, Элеонора Зубкова, Николай Скоробогатов, Георгий Юматов, Ирина Алфёрова, Ивар Калныньш (Калнынь), Эрменгельд Коновалов, Леонид Ярмольник, Владимир Белоусов (II), Алексей Розанов, Вацлав Дворжецкий, Владлен Давыдов, Аристарх Ливанов, Михаил Глузский, Борис Химичев, Георгий Светлани, Леонид Куравлёв, Борис Клюев, Виктор Проскурин, Михаил Жигалов, Жанна Прохоренко, Ольга Волкова, Вадим Андреев, Ян Янакиев, Николай Михеев, Александр Пашутин, Павел Махотин, Хейно Мандри, Людмила Солоденко, Валентина Титова, Татьяна Плотникова, Владислав Ковальков, Борис Быстров, Эрвин Кнаусмюллер, Константин Карельских, Александр Карин, Юрий Волков, Владимир Мащенко, Вячеслав Кузьменко, Микк Микивер, Эдуард Марцевич, Лембит Ульфсак, Виктор Шульгин, Георгий Тейх, Станислав Коренев, Марина Левтова, Болот Бейшеналиев.

О чём:
Советские разведчики поставлены перед сложной и опасной задачей - срочно выявить агента ЦРУ, живущего в Москве и работающего в учреждении, куда поступает вся информация по «африканскому узлу`.

От оперативности решения этой задачи зависят судьбы не толькоотдельных людей, но и целого государства - африканской страны Нагонии.

Целое созвездие великолепных актеров! Особенно запомнились - Юрий Соломин, Ирина Алфёрова, Кикабидзе (в роли негодяя), Тихонов. Увлекательный сюжет с неожиданными поворотами и серьезной политической интигой. Люблю такие фильмы. Не часто, но вполне можно пересматривать. Жалко, сейчас редко попадается в теле-программе.

Помню, когда посмотрел фильм первый раз, самое непонятное из него - это было слово ТАСС - звучало как-то загадочно, мистически и секретно (расшифровку тогда еще не знал). Сейчас уже точно и не вспоминается сюжетная линия, но точно помню, что это был шпионский фильм про разведку и контрразведку. Самое отчетливое - это момент захвата агента, когда он пытался оставить капсулу в кирпичной кладке. сигнал к захвату был очень интересный - по-моему, что-то вроде "плюс, плюс"!

Вывод: надо срочно пересмотреть!

Сколько раз я смотрела его вместе с бабушкой, которая любила такие фильмы. И я втянулась. Вроде неплохо было для того времени. Помню нравился Клюев.

Обожаю этот сериал, а бы даже сказала фильм)
Насколько здорово сыграли все актёры. Только одному Тихонову можно посвятить отдельно тему. Его Константинов меня завораживал весь весь фильм. Роль КГБиста ему очень к лицу.Я буквально следила за каждым его словом и движением. Славин тож удивительный персонаж, так что Соломину тож огромный респект.Кикабидзе на уровне)
Самые эпизодические роли были сыграны настолько убедительно, что я верила им безоговорочно. Ярмольник свою эпизодическую роль отыграл на 100 баллов.
Я в восторге. Это один из любимейших отечественных сериалов. Я бы даже в своём списке поставила его на первое место. Жаль таких шедевров мы больше не увидим.
Это просто неповторимо. Может и к лучшему.

Помню, когда посмотрел фильм первый раз, самое непонятное из него - это было слово ТАСС - звучало как-то загадочно, мистически и секретно (расшифровку тогда еще не знал).

Один из любимых фильмов. Смотреть могу бесконечно, т.к. актерская игра и сюжет бесподобны. Соломин конечно ас! А Кикабидзе!! Не помню имя актрисы, которая играет Пилар, но ведь как сыграла свою роль!! На фоне сегодняшних похабных актрисулек, "играющих" даже порядочных женщин, Пилар - богиня.

Нда. Тазик уполномоченно поставлен что надо. Каэш развесистая клюква имеет место быть и немалая, но это как в Штирлице - огрехи можно пропустить мимо ушей, дабы не портить впечатление.

Забавно, как чередовали съемки. Можно узнать конкретные места в Москве, где снимались некоторые эпизоды "Луисбурга".

Каэш развесистая клюква имеет место быть и немалая, но это как в Штирлице - огрехи можно пропустить мимо ушей, дабы не портить впечатление.

С той лишь разницей, что от Великой Победы нас отделяют 70 лет, а от жуткого разгрома в "холодной войне", коей посвящён сабж, - 25.

Модели 3D, Poser, 3DsMax, Archicad, Artcam, Zbrush

ДНЕВНИК ПРОРОКА МАНЬКИНА


Этот десятисерийный фильм снят на киностудии имени Горького в 1983 году; на телеэкраны вышел в 1984.
И стал большим событием. Помню, взахлёб обсуждали его с ребятами.
Кадров с Москвой в нём довольно много. Впихнуть в один пост сразу всё - было бы слишком длинно.
Поэтому для начала - серии с 1-й по 4-ю.

Фильм начинается проездом "Волги" важного кагэбэшного генерала из Кремля на Лубянку.
1. Улица Куйбышева:

"Волга" этой модели (ГАЗ-31) пошла в серию в 1982. "Тридцать первая" тогда считалась символом крутости; на таких разъезжало только начальство.


2. Новая площадь:

Справа от машины - не призрак, а какой-то человек возле ящика. Камера на нём не сфокусировалась.
Что он тут делает - непонятно. Киношник? Участник оцепления?


3. Машина въезжает на площадь Дзержинского.

Слева в кадр попал один из корпусов комплекса, построенного в 1882 по проекту архитектора Фрейденберга для Московского купеческого общества. Тогда корпус оставался единственным, не надстроенным 4-м этажом. Недавно и он надстроен - и перестал отличаться от своих собратьев.


4. Улица Дзержинского:

Машина едет меж двух зданий КГБ.
Здание справа - совсем новое (1982, архитекторы Палуй и Макаревич).
Слева - строительный забор. Это реконструируют основное здание КГБ.
Фото того же 1983 года:

Бывшему дому страхового общества "Россия" придают законченный вид согласно проекту академика Щусева.
Правая часть, включившая в себя старый отдельно стоящий корпус, была перестроена ещё в 1945-47 годах.
До этого в течение 35-ти лет фасад, выходивший на площадь, представлял собой довольно несуразное зрелище:


5. "Волга" сворачивает в Фуркасовский переулок:

Позади, на площади Воровского - очевидно, бытовки строителей, занятых на реконструкции главного лубянского офиса.


6. В разных сериях фильма несколько раз фигурирует панорама местности в районе Яузы:

Снято с высокого жилого дома, что на Николоямской набережной. Внизу - Садовое кольцо.


7. На Строгинском мосту:

Здесь генерал КГБ Константинов как бы случайно познакомится с Ольгой Винтер.
Мост построен незадолго до съёмок фильма, в 1981.
Фото моста из 1980-х:

До открытия моста проехать в новый район Строгино можно было только через МКАД.


8. Теннисные корты в Лужниках:

По сюжету, здесь тренируется продвинутая сотрудница "Института экономики" О.Винтер.
Справа вверху достраиваются, да всё никак не достроятся "золотые мозги" - новый корпус Академии наук СССР.


9. В магазине "Минеральные воды", местонахождение которого мне неизвестно:

Сюда приходил подозрительный мастер автосервиса.
Думали - шпиён, а он обычным алкашом оказался.
Здесь ему конспиративно стакан водки под видом минералки наливали.


10. Помещение в другом ракурсе:

В кадре - отдельный факт незаконной торговли алкоголем.
Для КГБ всё это интереса не представляет. Бутлегера передадут в заботливые руки ОБХСС.
. А конусы с соком - привет из детства.


11. В роли деловой улицы заграничного тропического города успешно выступил Кузнецкий Мост:


12. Здесь, на Кузнецком, сняли сцену, в которой шаловливые детишки меняют нехорошей женщине Пилар её маленькую собачку на здоровенного пса:

Офис компании "Люфтганза" в те времена в здании действительно был.
Теперь здесь - "Аэрофлот": см. панорамы Яндекса


13. Ольга Винтер (Ирина Алфёрова) на работе - якобы в здании своего института:

На самом деле - в здании ТАСС (который, по фильму, как раз и будет "уполномочен заявить").
За окном - площадь Никитских ворот.


14. Кутузовский проспект:

Кадр выбран, чтобы можно было оценить степень загруженности этой магистрали в те годы и сравнить с нынешним днём.
Справа - липы на месте проходившей здесь до 1962 трамвайной линии (трамваи ходили в Фили). Деревья не переживут лужковских противогололёдных реагентов и исчезнут на рубеже девяностых - двухтысячных.


15. Площадь Победы:

Триумфальная арка воссоздана на этом месте в 1968.
За аркой - силуэт склона, ещё остававшегося тогда от Поклонной горы (его сроют в 1986).
На бровке склона стояла агитационная конструкция, доносившая лозунги КПСС до граждан
Здесь она видна лучше:


16. Одна из аллей парка Победы:

Парк ещё появится в фильме.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"ТАСС уполномочен заявить" или С такими друзьями никаких врагов не надо.

аф.jpg

Фильм вышел летом 1984 и имел целью не только показать работу сотрудников КГБ, но и отвлечь советских людей от Олимпиады, которую мы бойкотировали. Куча знаменитостей: Алферова, Тихонов, Юрий Соломин, Калныньш, Марцевич, автор сценария – сам Юлиан Семенов, по чьей книге сериал и снят, в основе сюжета – реальный случай. Но знаете, если бы мне нужно было кому-то показать странности советской действительности, я бы выбрала именно этот сериал.

заграница.jpg



Если кто будет ругмя ругать советскую власть, я сама тут же скажу, что не все так плохо было. Но если кто-то скажет, что это был рай земной, я сама же скажу, что это неправда. У тогдашних людей настолько замылился глаз, настолько они привыкли к своей повседневной жизни, что какие-то моменты, которые нам сегодняшним кажутся дикими, для них – пустяки, дело житейское. Я, конечно, успела какое-то время пожить при социализме. Но к хорошему привыкаешь быстро и кое о чем я уже благополучно не то чтобы позабыла, но уж точно не вспоминаю каждый день.

Давайте посмотрим, какие приметы советского быта явно видны в сериале. Пустые улицы. Потому что личный автомобиль хрен ты просто так купишь. Мало того, что он стоит как крыло от Боинга, так еще нужно не один год в очереди простоять, чтобы его получить. Один из героев, автослесарь с золотыми руками, просит поспособствовать его командировке за границу на пару лет. Половина денег на машину у него уже есть, нужно накопить вторую.

улицы.jpg

негр.jpg

О фильме в целом. Немного затянут, но в целом смотреть можно. Несколько смешно то, как наши изображают иностранцев. Палятся, как обычно, на мелочах. На неулыбчивых лицах, на неприветливой официантке и пр. Все иностранцы разговаривают на чистом русском языке. И меня лично это крайне бесит. Изображая заграницу, декораторы честно повесили вывески на иностранных языках и, наверное, всех темнокожих студентов Института им. Лумумбы на работу взяли. А все равно – не то.

панки.jpg

Заграница. Явная примета – панки.

Несколько кадров из фильма.

алф.jpg

Ольга Винтер (И. Алферова)

Хороша до невозможности. Но еврейка из нее – как из меня негритянка.

калныньш.jpg

И. Минаев (И. Калныньш)

Вердикт тот же. Уж либо взяли бы русского актера, либо придумали бы герою другую фамилию.

соломин.jpg

В. Славин (Ю. Соломин)

ярм.jpg

Грачев, сотрудник КГБ (Л. Ярмольник)

Совершенно неожиданно – великолепная эпизодическая роль Ярмольника.

Вердикт: смотреть, если вас ностальгия по 80-м замучила.

P.S. На всякий случай отрывок из романа Семенова про ту самую минеральную воду.

Читайте также: